Научная статья на тему 'География распространения татуировки в историческом аспекте'

География распространения татуировки в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1176
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельникова Л. А.

В статье рассматривается вопрос распространения татуировки в историческом аспекте. Татуировка вид традиционного искусства многих коренных народов Земли. Современные клиенты тату салонов мало задумываются о том, откуда появилось это искусство и какие глубокие исторические и культурные корни оно имеет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geography of distribution of tattoo is in historical aspect

In the article the question of distribution of tattoo is examined in a historical aspect. A tattoo is a type of traditional art of many native people of Earth. The modern clients of tatu salons little reflect about that from where this art and what deep historical, cultural roots appeared it has.

Текст научной работы на тему «География распространения татуировки в историческом аспекте»

УДК 391.91:94:911 Л.А. Мельникова ВГУЭС, Владивосток

ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТАТУИРОВКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В статье рассматривается вопрос распространения татуировки в историческом аспекте. Татуировка вид традиционного искусства многих коренных народов Земли. Современные клиенты тату салонов мало задумываются о том, откуда появилось это искусство и какие глубокие исторические и культурные корни оно имеет.

L.A. Melnikova

Vladivostok State University of Economy and Service

GEOGRAPHY OF DISTRIBUTION OF TATTOO IS IN HISTORICAL ASPECT

In the article the question of distribution of tattoo is examined in a historical aspect. A tattoo is a type of traditional art of many native people of Earth. The modern clients of tatu salons little reflect about that from where this art and what deep historical, cultural roots appeared it has.

В последние десятилетия на пике моды находится тату. Термин происходит от английского tatoo, который обозначает художественное изображение на коже, посредством травмирования глубоких слоев дермы. Как появилось само слово «Tattoo», сегодня точно сказать никто не может. По одной версии, это -полинезийское «тату», что значит «рисовать», по другой, - таитянские «та» -картинка, «ату» - дух. Люди разных возрастов, национальностей используют тату как средство для создания определенного образа. «В любом образе социальной группы заложена система символов, отражающих основные идею, на которых строятся соответствующие групповые взаимоотношения» отмечает И.Р Сушков.

Татуировка вид традиционного искусства многих коренных народов Земли. Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу, но археологические находки кремневых резцов для татуирования обнаруженные в районе реки Онона в % версты на Ю и ЮВ от Усть - Или, указывают на период неолита. Петроглифы Сикачи-Аляна увековечили и сохранили до наших дней лики шаманов с татуировками.

Этнографы Фридрих фон - Гельвальд, Фридрих Ратцель и исследователи искусства отмечают, что различные виды татуировок практиковались у всех народов мира (чаще всего цветная татуировка практиковалась у светлокожих этносов, а у темнокожих заменялась рубцеванием (скарификацией)). Фридрих

фон - Гельвольд отмечал, что предметы украшений большинства «дикарей» предназначены для того, чтобы, выделяться на темной коже.

Различные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, жители Океании, Африки и, конечно, племена на островах Индонезии, Фиджи и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Общественное положение, личные качества, звание, родословная - все записывалось в виде рисунков и графических знаков на теле. Так, например, племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - «Моко». Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска «Моко», он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы, нераскрашенных воинов, оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, маори, подписывая «купчую», тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины и мужчины рассматривали тату как средство усилить свою сексуальную привлекательность и плодовитость. В 1643 г. голландец М. Герритсен ван Фрис первым из европейцев вступил в контакт с айнами Хоккайдо, Кунашира и Итурупа. Ван Фрис оставил описание внешности айнов: «Женщины не такие смуглые, как мужчины, некоторые из них подстригают волосы вокруг лица, другие укладывают длинные волосы наподобие причесок яванских женщин, вокруг глаз и вокруг губ можно заметить раскраску черного или синего цвета». Женщины японских аборигенов айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Чем сильнее был татуирован человек, тем более смелым и доблестным он считался среди своих соплеменников. Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. Причина этого состоит в том, что процедура нанесения рисунка под кожу, производимая при помощи острых кусков костей, шипов, рыбьих зубов и осколков кремня, очень болезненна, и требовалось действительно заслуживающая уважения выдержка и смелость, для того чтобы достойно ее вынести. К примеру, племена Даяков с острова Борнео верили, что в местном раю- Апо-Кезио- всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое -горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные даякцы

татуировались практически полностью в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней, а так же в честь умершего друга или родственника (либо с той целью, чтобы последовать за ним, хотя бы одною частью своего «я», либо для того чтобы расположить к себе духа усопшего, витающий над его очагом). Звездообразная или параллельная линии рубцов на лбу и на щеках, которая австралийцами делается без всяких других видимых целей, кроме цели украшения, у шиллуков, тиббусов и других африканцев означают потери близкого родственника. Все эти многочисленные причины ведут к одной и той же цели, предназначенные, для того чтобы защитить обладателей их от колдовства, являются в тоже время и драгоценными украшениями. Татуировка, в своей первобытной форме очень грубая, сделалась затем одним из наиболее утонченных искусств; она развивалась, однако лишь в странах, население которых может, прогрессируя в области умственного развития и техники, обходиться без одежды. Жирная земля, различные сорта глины, охры, мел, известь, а в тропических областях, особенно в Южной Америке, красящие плоды, например Генина и руку, являлись объектами торговли как наиболее ценные. Обширное распространение раскрашивания тела белой и красной краской (румяна принадлежали к вещам, которые клались в гроб древних египтян), обсыпание темных волос белой известью и т.п. Высшей степени искусства раскрашивание достигли мангбатты, которые в сложных узорах своих раскрашиваний тела избегают ярких красок и первобытных линий и кружков. Только старики перестают украшать себя, и в этом случаи неизменность татуировки приобретает особую цену.

Знаменитый исследователь Дальнего Востока и Сибири Миддендорф А. отмечал, что сибирские туземцы татуируют себя. Фигуры вытравляются по однажды установленному образцу. Татуирование производится посредством шитья (кожу прошивали иглой окрашенной ниткой, которую затем удаляли). В 1774 г. - Кастрен встретил татуированных тунгусов на р. Сыме. Тот же Миддендорф А. удивлялся, что, «несмотря на плотное укутывание тела в полярных странах, фигуры, непосредственно и неизгладимо вытравленные на коже, все-таки проложили себе путь ко всем народам глубокого севера. Татуируются не только северо-американские индейцы, жители Кадьяка, алеуты и чукчи, но даже эскимосы. Тем более татуирование в Сибири нельзя считать особенностью одних тунгусов. На р. Новой я видел татуированную самоедку -не лицо, а рука. Вдоль поверхностной кровопускательной вены, наискось снаружи и сверху, вовнутрь и книзу, следовали три кругловатых пятна, сопровождавшиеся двумя другими, неправильно размещенными пятнами. Операция была произведена в ранней молодости, посредством вшивания скрученной из жилы нитки, намазанной углем. Вшивание это сопровождалось сильной краснотою и опухолью у остяков и якутов также встречали

татуированных». Татуировки, защищающие от болезней, чаще всего носили местный характер, так например, у чукчей предохранительным средством от лома в пояснице служил татуированный шов вдоль спины. Довольно часто татуируются руки. (Сарычев Г.А.)

В конце XIX века некоторые хорские и анюйские удэгейцы на руках имели татуировку, отмечал в своих исследования А.Ф. Старцев. Ее накалывали иголкой с сажей в виде трех точек, которые располагались треугольником или в одну линию. Знаки делали молодые люди друг другу на кисти руки с внутренней стороны или на кисти руки с внешней стороны на запястье. Обычай этот не имел большого распространения. Вполне возможно, что точки татуировки означали небесный, земной и подземный миры, через которые, как думают, удэгейцы, душа человека проделывает свой путь. Таким образом, можно сделать вывод, что татуировка наносилась не столько для красоты и всеобщего обозрения, сколько внутреннего для изменения состояния человека.

Если рассматривать узор с точки зрения искусства, то узор сводится к простейшим геометрическим фигурам в виде ритмических рядов, состоящих из «арок», кружков, эллипсов, фигурок, напоминающих ушную раковину, зигзагов, и, изредка, четырехконечных розеток. В массе же господствует линия. Это прямые линии, ряды мелких кружков и полукружков и зигзаги, группирующиеся в фигуры треугольников, квадратов или вытягивающиеся в линию.

Говоря о графике нужно отметить татуировку рук и лица, достигающую наибольшей сложности у приморских эскимосов и чукчей, а также раскраску лица. И то и другое носит ритуальный и магический характер. Так маскировка вытатуированной маской лица (у чукчей) понималась как принятие другого облика, личины, образа, как изменение самого человека и в тоже время, был таким же, как все свои.

Благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления.

В настоящее время, татуировка приобрела больше статус модного украшения. На телах появляются замысловатые узоры, изображения зверей, птиц, цветов, браслетов, драконов... Для большинства стильная татуировка, выполненная мастером-профессионалом, - неплохой способ выделиться из толпы, стать не таким как все, что весьма актуально в нашу эпоху индивидуализма. Современная татуировка стала фактически таким же способом самовыражения, как одежда или прическа. Она в какой-то мере символизирует стиль жизни человека, его привычки. Татуировка, перейдя из традиционного (архаического) типа культуры в современный, не только не теряет своей актуальности, а становится все более значимой, так как идентификация личности помогает индивиду перейти из биологического мира в мир социальный. Поэтому она так популярна среди молодежи 15-30 лет, для которой

характерны групповые стереотипы поведения, в основе которых лежат стремление к возрастной идентификации, средовому общению с одновременным отторжением всего «чужого», противопоставлением себя остальному - взрослому миру, к которому относятся, в том числе и родители. Наиболее ярко групповые интересы и групповые стереотипы проявляются в тех или иных неформальных молодежных объединениях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фридрих фон - Гельвольд. Земля и её народы. Т. IV Живописная Африка, Австралия с Океанией и Полярные страны (с картами и рисунками). -СПБ., из-ния П.П. Сойкина, б. г.

2. Пилсудский Б.О. Нужды и потребности сахалинских гиляков. - (Зап. Приамур. отдела ИРГО, XIV вып. IV), г. Хабаровск, 1898 г.

3. Миддендорф А. Путешествие на север и восток Сибири. Ч.2. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отдел 6. Коренные жители Сибири с шестью таблицами.- С.-Пб., 1878.

4. Редакция Дальневосточной краевой энциклопедии г. Хабаровск. 19281931 гг. Фонд № 537, опись №. 1, на 8 листах. Авторские работы (рукописные, машинописные (подлинные и копии) на 231 листе. Ф 537, оп. 1, д. 43

5. Сарычев Г. А. Путешествие флота капитана Сарычева по северной части Сибири, Ледовитому океану, в продолжении осьми лет, при Географической и Астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса, с 1785 по 1793 год.- СПб., 1802 г.

6. Старцев А.Ф. Материальная культура удэгейцев (вторая половина XIX-XX вв.) - Владивосток: ДВО РАН, 1996.

7. Березницкий С.В., Гонтмахер П. Я. Мельникова Л.А.. Основы этносервиса в духовной культуре коренных народов Дальнего Востока. -Владивосток, Из-во ВГУЭС, 2006.

© Л.А. Мельникова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.