УДК 37
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Воробьева М.Н., преподаватель, Одинцовский Гуманитарный Университет
В данной статье автор рассматривает некоторые исторические этапы развития и становления научно-исследовательской деятельности студентов в России, начиная с середины 19 до начала 21 века.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студента, студенческое научное общество, конкурс научных работ, грант.
THE HISTORICAL ASPECT OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS
Vorobyeva M., lecturer, Odintsovo Humanities University
In this article, the author examines some of the historical stages of the development and establishment of research activity of students in Russia since the mid-19th to the early 21st century.
Keywords: research activities of the student, the student scientific society, the competition of scientific papers, grant.
В процессе обучения в высшей школе педагог ставит перед собой немаловажную психолого-педагогическая задачу: формирование студента как субъекта учебной деятельности. Для этого потребуется установить учебные действия, необходимые для успешного обучения, подобрать соответствующий учебный материал и разработать разноуровневую систему заданий по его отработке. Таким образом, решение задачи формирования студента как субъекта учебной деятельности означает научить планировать, организовывать свою деятельность. Примером одного из основных способов развивать навыки саморазвития и самообразования в процессе учебы в системе высшего образования является ведение студентами научно-исследовательской деятельности по интересующим их проблемам.
Проведение научных исследований даёт возможность развивать самостоятельность, инициативность, формировать творческое мышление, способность анализировать большие объёмы информации. В. П. Елютин в 1972 г. сформулировал положение о том, что время, когда научные исследования были прерогативой ограниченного числа одарённых студентов. Для современности наиболее значимо, чтобы каждый или, в крайнем случае, большинство студентов высшей школы предпринимали продуктивные попытки занятия исследовательской деятельности [1].
Система научно-исследовательской деятельности студентов в своём становлении и развитии проходила ряд этапов.
Начальный этап приходится на время с 50 годов 19 века до начала 20 века. На данном этапе создаются первые студенческие научные кружки под руководством академика Н.Е. Жуковского. При этом данная деятельность не носила обязательного характера и не основывалась ни на каких нормативных документах.
Следующий этап проходил во время становления молодого Советского государства, начиная с 20-х годов до 1933 года. Этот этап характеризуется участием студентов-исследователей в конкурсах студенческих работ, выступлениях на конференциях разного уровня, в том числе и международных. Именно, начиная с этого этапа, студенты при своих исследованиях начинают получать дотации из государственного бюджета. Такая деятельность студентов регламентировалась Положением о научно-исследовательской работе вузов.
Последующий этап ознаменовался ратификацией в 1934 году «Типового устава высшей школы Союза ССР». Этот Устав давал возможность вузам именоваться научными учреждениями. Именно, начиная с 1934 года, в СССР появляются первоначальные студенческие научные общества. А 1938 г. ознаменовался внедрением «Положения о
производственной практике студентов вузов», в котором закреплялась необходимость вводить в производственную практику исследовательские задания. Некоторые высшие учебные заведения определяли и закрепляли научно-исследовательскую работу во внеучебное время обязательным условием оценивания уровня профессиональной подготовки студента. Необходимость этой деятельность была зафиксирована в 1944 году «Положением о научно-исследовательской работе в вузах».
Минвуз в 1946 году утвердил «Типовое положение и Устав о научном студенческом обществе», определяющие исследования сту-
дентов во внеучебное время. Эти документы назначали первичными организационными единицами СНО студенческие научные кружки. На данном этапе результаты исследований студентов необходимо было отражать на студенческих конструкторских бюро и городских смотрах научных работ студентов.
Одним из наиважнейших для становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов стал 1953 год. Именно в этом году было утверждено «Положении о научно-исследовательской работе (НИРС) студентов», в котором такой вид деятельности становился неотъемлемой составляющей образовательной деятельности вуза. Результаты этой деятельности обязательно должны стали фиксироваться в ежегодных отчетах вуза.
Начиная с 1958 года, стал ежегодным Всесоюзный конкурс на лучшую научную работу студентов вузов страны. Этот конкурс регулировался «Положением о Всесоюзном конкурсе на лучшую научную работу студентов». Однако в это Положение в 1961 и 1962 гг. были внесены дополнения и поправки, которые давали право всем студентам на участие в исследовательской деятельности в рамках тематики вуза. А уже в 1968 году довольно широкая разбросанность по времени и тематики деятельность была регламентирована и упорядочена «Положением о студенческих бюро различной специализации». Головным управляющим органом,
систематизирующим и контролирующим деятельность студенческих научных обществ разных вузов, становится Всесоюзный совет по научной работе студентов, организованный осенью 1968 года.
Основным изменением, произошедшим с 1970 по 1979 годы, следует считать разделение в 1974 году научных исследований студентов, встроенных в учебный процесс и организуемых во внеучебное время.
Знаковым для упорядочивания и централизации на государственном уровне научных исследований студентов становится 1979 год. В этом году было опубликован и введен в силу «Типовой комплексный примерный план организации научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения». Именно этот План в своём содержании отражал все основные мероприятия и разделы, а так же устанавливал примерные сроки и ответственных лиц за выполнение НИРС.
Головным центром системы государственного регулирования научно-исследовательской деятельности студентов стал 1987 году Всесоюзный координационный совет научно-технического творчества молодежи. Необходимо отметить, что в 80-е годы имелась стабильный рост показателей результатов научной деятельности студентов вузов в СССР.
Политическая и экономическая реальность последнего десятилетия 20 века послужила или сведения к формализму, или полному исчезновению научно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения студентов в вузах в вузах. Для улучшения сложившейся обстановки в 1993 г. вводится в силу «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ», в котором закрепляется необходимость организации и ведения научно-исследовательской деятельности в высшей школе. Основанием для финансовой поддержки научных исследований
студентов становится система Грантов. В1994 году Государственный Комитет по высшим учебным заведениям разработал и утвердил предложения по организации и развитию научно-исследовательской деятельности студентов. Учитывая отрицательную финансовую ситуацию этого времени, Правительство РФ утвердило в 1996 году Федеральную целевую программу поддержки интеграции фундаментальной науки и высшего образования.
Первое десятилетие 21 века характеризуется изменением содержания и структуры профессионального образования в высшей школе, основанном на вступлении России в Болонский процесс. Именно это, а так же становление рыночной экономики, определило другие запросы к организации профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Однако нормативная база организации научно-исследовательской деятельности студентов ещё не сформирована окончательно [2, с.7-11].
Таким образом, исторический аспект формирования и развития научно-исследовательской деятельности студентов в рамках обязательной учебной деятельности вуза претерпел значительные изменения. Несмотря на достаточно резкие изменения в нашей стране, произошедшие с середины 19 века, основные данный вид деятельности студентов является неотъемлемой частью деятель-
ности любого вуза.
Литература:
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.. Психология высшей школы, Минск, 1978 г. 383 с.
2. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь. 2004 г. 110с.
3. Наместников Б.Д., Нефедов П.А. Студенческие научные общества // Большая советская энциклопедия Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. Т. 17. М., 1969-78. 487с.
4. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / В.В. Балашов, Г.В. Лагунов, И.В. Малюгина, В.В.
Масленников, А.И. Мамот, Б.В. Першуткин, А.Г. Поршнев, В.М. Рулев, В.С. Румянцев, М.Н. Стриханов: Монография. В. 3 ч. М, 2002
5. Яркова, Т. А. Научно-исследовательская деятельность вуза: история, современное состояние, перспективы (на примере Тобольского государственного педагогического института имени Д.И.Менделеева): Тобольск, 2005. - 198 с.: 6. Научные общества. Большой Энциклопедический словарь http://dic.academic.ru/dic. шРепс3р/209254
УДК 334
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ СЕКТОРУ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Жантемиров Ш.А., к. с/х. н., докторант, кафедра экономики предприятия и предпринимательства, Российский университет дружбы
народов, e-mail: [email protected] Лазарев Я.В., стажер кафедры политической экономии, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
В условиях коренного изменения характера производственных отношений развития многоукладности экономики частнособственнического фундамента изменяются экономические отношения по всему спектру жизни стран, находящихся в переходном состоянии.
Изменения хозяйственной жизни при переходе к рыночным методам координации экономических отношений актуализируют проблемы государственного регулирования и управления экономики и развития местного самоуправления. Новые приоритеты в сочетании форм собственности, ярко выраженный, объективности, самоокупаемости в организации предпринимательства, ориентация на свободу экономического выбора открывают новые возможности и перспективы в организации сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: государственное регулирование, мотивация, сельское хозяйство, производство.
GOVERNMENT REGULATION AND FINANCIAL SUPPORT TO THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Zhantemirov Sh., Ph.D., Corporate economics and enterprise chair, Peoples'Friendship University of Russia, e-mail: [email protected] Lazarev Y., intern of the Political economy chair, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A.Timiryazev
In the context of a radical change in the nature of industrial relations development of a mixed economy ofprivate ownership of the foundation changed economic relations across the spectrum of life in the countries that are in transition.
Changes in the economic life of the transition to market-based methods of coordination of economic relations actualize problems of state regulation and control of the economy and the development of local self-government. New priorities combined forms of ownership, pronounced, objectivity, self-sufficiency in the organization of business, focus on the freedom of economic choice, open up new possibilities and prospects in the organization of agricultural production.
Keywords: government regulation, motivation, agriculture, manufacturing.
Аграрный сектор Кыргызской Республики занимал, и будет занимать, как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе, ключевое положение в экономике страны. Опыт суверенного, демократического развития Кыргызстана показал, это для стабилизации и подъема экономики, преодоления бедности и повышения благосостояния населения необходимо, прежде всего, выработать стройную систему управления аграрным сектором, где сосредоточено 65% населения, функционирует 455 местных управ и около 80% проживающих работают в системе агропромышленного комплекса. Поэтому государственное регулирование развития АПК, с внедрением подлинного местного самоуправления, является стратегической задачей развития экономики современной Кыргызской Республики.
Сельское хозяйство является ведущей отраслью народнохозяйственного комплекса республики, в зависимости от погодно-климатического и других условий, оно ежегодно дает от 30 до 45 процентов ВВП, произведенного в стране. Если к нему добавить перерабатывающую, пищевую, часть легкой промышленности и обслуживающих их отрасли, такие как заготовка, транспортировка, хранение и реализация продукции, то удельный вес АПК во внутрен-
нем валовом продукте Кыргызстана составить более 60%. [1]
На современном этапе переходного периода к рыночной экономике, наиболее трудным в преобразовании организационно-экономического механизма является нахождение правильной комбинации государственного регулирования и активация инициативы всех субъектов хозяйствования. Особенно, только что нарождающихся мелких частных предпринимателей, заинтересованных в получении прибыли и удовлетворении спроса населения, от этого особенно в АПК зависит успешное развитие экономики в целом.
Отклонение в экономической политике в пользу чрезмерного госрегулирования или полной либерализации экономики, без правильного их сочетания, как правило, приводит к негативным последствиям. Ярчайшим примером этих перегибов является состояние экономики Кыргызской Республики за первые годы перехода к рынку. Так чрезмерное централизованное государственное регулирование производства и распределение в последние годы социалистического периода полностью притупило инициативу работников сельского хозяйства и АПК - государственных, коллективных, кооперативных предприятий, вследствие чего экономический