Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.М. ЩУРОВА'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.М. ЩУРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклористика / этномузыкология / этнография / В.М. Щуров / экспеди-ционная деятельность / исторические источники

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боронина Елена Германовна

Вячеслав Михайлович Щуров (1937–2020) — известный российский этномузыко-лог, ученый, собиратель и пропагандист фольклора, один из видных лидеров российской фольклористики XX – начала XXI столетия. В статье рассматривается обширный опыт его экспедиционной деятельности и ее исторический аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.М. ЩУРОВА»

Е.Г. Боронина

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.М. ЩУРОВА

Вячеслав Михайлович Щуров (1937-2020) - известный российский этномузыко-лог, ученый, собиратель и пропагандист фольклора, один из видных лидеров российской фольклористики XX - начала XXI столетия.

Начало собирательской работы ученого относится к 1958 году, когда, обучаясь в Московской консерватории, Вячеслав Щуров в составе группы студентов Московского университета выезжает в первую фольклорную экспедицию. Руководителем была профессор Эрна Васильевна Померанцева, крупнейший советский филолог, фольклорист и этнограф. Увиденное и услышанное в селах Анненского района Воронежской области, в оазисе южнорусской традиционной культуры произвело глубочайшее впечатление на юного собирателя фольклора. Вячеслав Михайлович пишет впоследствии: «Это было своеобразно и ярко, ничего подобного мне прежде не доводилось слышать» (Щуров, 2014а: 171).

В том же 1958 году В. Щуров выезжает в экспедицию в Белгородскую область под руководством другого видного ученого - Анны Васильевны Рудневой, впоследствии профессора Московской консерватории. Встречи, произошедшие в той поездке окончательно определили судьбу будущего ученого: «Услышав, как поют в белгородских селах Иловка, Афанасьевка, хуторе Глинище, и почувствовав наметившуюся тенденцию неотвратимого разрушения традиционной культуры, я понял для себя, что сохранившиеся сокровища музыкального фольклора необходимо спасать всеми возможными средствами. И постепенно это стало целью моей жизни» (там же).

Фольклорно-этнографические экспедиции прочно входят в жизнь В.М. Щурова. Он организует их практически ежегодно (иногда по две экспедиции в год) в статусе руководителя, входит в составе групп или проводит самостоятельно. Коллекции записей, осуществленных В.М. Щуровым в различных регионах России, превышают 40000 единиц - образцов народных песен и инструментальных наигрышей. Записанные им песни и наигрыши имеют огромное значение для развития отечественной музыкальной фольклористики. Основная коллекция экспедиционных и стационарных записей, выполненных В.М. Щуровым, хранится в аудиофонде Научного центра народной музыки имени К.В. Квитки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Перечень регионов, где ученым в течение 60 лет, с 1958 по 2018 годы, производились записи фольклора чрезвычайно обширен (34 наименования), это: Республика Адыгея, Республика Алтай, Алтайский край, Архангельская обл., Астраханская обл., Белгородская обл., Брянская обл., Республика Бурятия, Волгоградская обл., Вологодская обл., Воронежская обл. Иркутская обл., Краснодарский край, Курская обл., Липецкая обл., Республика Мордовия, Московская обл., Нижегородская обл., Омская обл., Орловская обл., Ростовская обл., Саратовская обл., Свердловская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Республика Тыва, Челябинская обл., Чувашская республика, Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская республика, Республика Узбекистан, Республика Украина.

Сферой пристального научного интереса для ученого стал Юг России и, конкретно, Белгородская область (более 40 экспедиций в период с 1958 по 2018 гг.). Очень важно, что своей важнейшей задачей ученый считал своевременную публикацию записанных материалов. Так, результаты экспедиций в этот регион обобщены в многочисленных научных трудах: «Сравнительный анализ четырех протяжных песен Белгородской области» (Щуров, 1978); «Ефим Сапелкин и его ансамбль» (Щуров, 1969);

«Южнорусская песенная традиция» (Щуров, 1987); «Белгородское Приосколье. Песни Усёрдской стороны (Щуров, 1995); «Белгородское Приосколье. Выпуск 2: Песни Бирю-ченской округи» (Щуров, 2004а); «Белгородское Приосколье. Выпуск 3: Песни над Тихой сосной» (Щуров, 2005); «Уж ты, Порушка, Параня. Песни Усёрдской стороны» (Щуров, 2014б — переиздание) и многих других.

Интереснейшие записи, наблюдения, немало научных открытий сделаны В.М. Щуровым в различных регионах России. Таково исследование по русским песням старинных сел Южного Алтая, расположенных в горных долинах рек Убы и Ульбы, притоков Иртыша. Исследование, выполненное по результатам экспедиций 1978, 1979, 1981 и 1982 гг. являет собой опыт историко-культурной характеристики локальной песенной традиции сибирской старожильческой культуры (Щуров, 2004б). Потомками русских первооткрывателей Убинско-Ульбинской долины автор считает «чалдонов», одну из групп местных старообрядцев, сохранивших свою религиозную обособленность. Основную же группу местного населения составили так называемые «поляки» — староверы, переселившиеся в Сибирь из Польши. В.М. Щуровым выявлены история заселения, а также активный песенный репертуар на южных склонах Алтайской горной гряды, составляющий традиционный свадебные, хороводные, лирические песни в развитом многоголосии.

Помимо музыкальных записей обращает внимание ученый и на многие контекстные культурно-исторические и этнографические данные. Так, В.М Щуров описывает воспоминания о 88-м старообрядце Василии Савельевиче Рыльском — о его службе в императорской армии, событиях гражданской войны, об отправке с репрессированными на Колыму на ледоколе «Красин», о стойкости, позволившей выжить. Ученый отмечает мудрость старца, его твердую жизненную позицию: «Какой он - Бог, никто не знает. А нужно верить в добро и справедливость» (там же).

Другая, не менее интересна встреча произошла в ходе алтайской экспедиции с 96-летним Исаем Филатовичем Троеглазовым, сохранившем завидную память. Песни допевал со всеми подробностями от начала до конца, помнил и воспроизводил основной голос и подголосок в записанных методом наложения проголосных песнях. Отмечает внешний вид братьев, участвовавших во встрече: «Они напоминали бородатых апостолов на старинных русских иконах. Вообще, среди местных старообрядцев встречается немало красивых благообразных стариков с окладистыми седыми бородами» (там же: 23).

Описывает В. М. Щуров и встречу с уникальным ансамблем трех сестер из южноалтайской Черемшанки: Верой Степановной Андреевой, Татьяной Степановной Денисовой и Клавдией Степановной Колесниковой. Сестры пели в мягкой, строгой, типично сибирской манере. Отмечает индивидуальную особенность ансамбля: при исполнении свадебных песен они постепенное повышали строй, а затем резко переходили в тональность несколькими ступенями ниже (там же).

В целом же в алтайских экспедициях п/р В.М. Щурова удалось записать немало местных певческих артелей - практически во всех местных селах.

При составлении маршрута экспедиции в Сибирь, на Нижнюю Тунгуску В.М. Щуров опирался на обнаруженные им исторические записки 1911 года писателя Вячеслава Шишкова, автора известного романа «Угрюм-река». В. Я. Шишков высоко оценивал местный песенный фольклор и всячески рекомендовал сведущим людям серьезно заняться собиранием русской песни в Сибири. Желание услышать и записать сибирские напевы, пополнить коллекцию записей В. Шишкова, который, не будучи музыкантом, фиксировал лишь тексты — все это послужило основанием для организации экспедиции в Иркутскую область. В результате привезен уникальный материал лирических, по-местному «проголосных», песен. Среди них выделяется любимая песня Вячеслава

Михайловича — «Ты взойди-ка, взойди, солнце красное» — с выразительной мелодией, насыщенной виртуозными, широкими распевами (Щуров, 2014в).

В.М. Щуров совершает экспедиционные поездки с целью сбора традиционной музыки и в Калужский край. Итогом стала работа «Песни Козельского полесья» (Щуров, 1999).

Пишет В.М. Щуров о песенной традиции алтайских казаков [Щуров, 2002], описывает пение казаков-некрасовцев и подробно рассказывает об уникальной народной исполнительницы Анастасии Никулушкиной [Песни, 2011].

Еще одним заметным направлением в экспедиционной деятельности В.М. Щу-рова была запись музыки народов СССР (позднее — Российской Федерации).

О своих встречах с выдающимися народными певцами как России, так и республик бывшего Советского Союза пишет собиратель во второй части книги «Путешествие за песнями» (Щуров, 2011), к которой прилагается диск с записями песен в формате mp 3. Книга содержит главы «Тувинские встречи», «По Прикаспийской Туркмении», «В горах Тянь-Шаня», «На Карпатах», «В древней Колхиде», «В Башкирии», «По марийским и чувашским селениям», «У ногайбаков». Автор замечает и описывает особенности быта, традиций, национальных характеров жителей сел, кишлаков и селений нерусских народов и народностей, фиксирует традиционные пение и игру на музыкальных инструментах, отмечает исполнительскую специфику, описывает факты национальной истории и культуры, дает меткие психологические характеристики народов, подмечает индивидуальные особенности.

Активная экспедиционная деятельность В.М. Щурова продолжалась до последних лет жизни в течение 60 лет. Последняя его экспедиция состоялась летом 2017 года в Белгородскую область. Последующие выезды не позволили сделать пандемия и здоровье.

За долгие годы экспедиционной деятельности ученым зафиксированы сотни примеров музыкального фольклора, исторических фактов, которые стали важной составляющей современной научной мысли, вошли в активный репертуар музыкантов-исполнителей. Записанные В.М. Щуровым песни и наигрыши составляют неотъемлемую часть учебников и хрестоматий по народному музыкальному творчеству, множество выпущенных дисков по результатам экспедиций востребованы среди профессионалов и любителей — всё это свидетельство высокой научной и практической значимости наследия В.М. Щурова, уникальности собранного им музыкального и историко-этнографического материала.

БИБЛИОГРАФИЯ

Песни казаков-некрасовцев в исполнении Анастасии Никулушкиной: нотное издание / составитель В. М. Щуров. М.: Композитор, 2011. 62 с. + audio CD (№ 1-24). (Из коллекции фольклориста / под редакцией А. С. Ярешко).

Щуров В.М. Ефим Сапелкин и его ансамбль / редактор-составитель В.С. Виноградов. М.: Советский композитор, 1969. 34 с. (Народные певцы и музыканты). Щуров В.М. Сравнительный анализ четырех протяжных песен Белгородской области // Музыкальная фольклористика. Выпуск 2 / редактор-составитель А. А. Банин. М.: Советский композитор, 1978. С. 236-265. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987.

Щуров В.М. Белгородское Приосколье. Песни Усёрдской стороны / Управление культуры администрации Белгородской области; Белгородский государственный центр народного творчества. М.: Композитор, 1995. 360 с.

Щуров В.М. Живая культура российской провинции. Калужский край. Козельский район. Этнографические очерки. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных. 1999. С 90-112.

Щуров В.М. Песенная традиция алтайских казаков // Вопросы казачьей истории и культуры. Выпуск 1 / ред.-сост. М.Е. Талецкий, А.Н. Соколова. Майкоп, 2002. С. 165-181. Щуров В.М. Белгородское Приосколье. Выпуск 2: Песни Бирюченской округи. Белгород: Белгородский государственный центр народного творчества, 2004[а]. 291 с. Щуров В.М. Песни Убинско-Ульбинской долины. М.: Композитор, 2004[б]. 200 с. (Русские песни Алтая. Выпуск 1).

Щуров В.М. Белгородское Приосколье. Сборник песен Южно-Российского региона. Выпуск 3: Песни над Тихой сосной: песни села Подсереднее Алексеевского района белгородской области / Управление культуры администрации Белгородской области; Белгородский государственный центр народного творчества. Белгород: издание БГЦНТ, 2005. 124 с. + audio CD: Песни над Тихой сосной (№1-26).

Щуров В .М. Путешествие за песнями. М.: ООО «Луч», 2011. 384 с. С приложением диска с записями песен в формате mp3.

Щуров В.М. Страницы автобиографии: о моем участии в становлении и развитии народоведческой музыкальной педагогики // Этномузыкология: история формирования научно-образовательных центров, методы и результаты ареальных исследований: материалы международных научных конференций 2011-2012 годов / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / редколлегия: Г.В. Лоб-кова (науч. ред.), К. А. Мехнецова (отв. ред.), И.Б. Теплова (отв. ред.) и др. СПб.: Скифия-принт, 2014[а]. С. 170-188.

Щуров В.М. Уж ты, Порушка, Параня. Песни Усёрдской стороны / редактор Ф.И. Такун. М.: Современная музыка, 2014[б]. 361 с.

Щуров В.М. Песни Нижней Тунгуски. 2-е издание. М.: Издательство «Современная музыка», 2014[в].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.