Научная статья на тему 'Народная музыка Юга России в городском фольклорном ансамбле (опыт освоения)'

Народная музыка Юга России в городском фольклорном ансамбле (опыт освоения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
846
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР ЮГА РОССИИ / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ПЕРЕСЕК» / И.Н. КАРАЧАРОВ / МЕТОДИКА РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карачарова Т. И., Карачаров И. Н.

Совершенствование форм народной хоровой практики взаимосвязано с научно-теоретическими в этом основаниями, расширяющими её действенность от художественно-эстетических рамок до социокультурного инструментария, средства объединения людей, их самосовершенствования на основе богатства национального культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карачарова Т. И., Карачаров И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MUSIC OF THE SOUTH OF RUSSIA IN CITY FOLKLORE ENSEMBLE (EXPERIENCE OF DEVELOPMENT)

Improvement of forms of national choral practice is interconnected with the scientific-theoretical bases in it expanding its effectiveness from an art and esthetic framework to sociocultural tools, means of association of people, their self-improvement on the basis of richness of national cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Народная музыка Юга России в городском фольклорном ансамбле (опыт освоения)»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

59

УДК 398.8

НАРОДНАЯ МУЗЫКА ЮГА РОССИИ В ГОРОДСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ (ОПЫТ ОСВОЕНИЯ)

Т.И. Карачарова1-*, И.Н. Карачаров2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: ikaracharov@yandex.ru

Совершенствование форм народной хоровой практики взаимосвязано с научнотеоретическими в этом основаниями, расширяющими её действенность от художественноэстетических рамок до социокультурного инструментария, средства объединения людей, их самосовершенствования на основе богатства национального культурного наследия.

Ключевые слова: песенный фольклор Юга России, фольклорный ансамбль «Пересек», И.Н. Карачаров, методика работы с фольклорным коллективом. *

Русская народная музыка является важнейшей составляющей отечественной культуры. Многие поколения композиторов черпали в ней свое вдохновение, использовали как основу для собственных сочинений, делали обработки народных песен. Высоко ценил народную музыку основоположник русской композиторской школы М.И. Г линка, который говорил, что «создает музыку народ, а мы - художники, ее только аранжируем». Всемирную известность получили сборники народных песен, составленные русскими композиторами Н. Римским-Корсаковым, М. Балакиревым, А. Лядовым.

В XX столетии исследования русской народной музыкальной культуры вышли на новый качественный уровень. Применение методов магнитофонной фиксации позволяли точно фиксировать все нюансы фольклорного пения. Собираемые фольклористами материалы и их дальнейший анализ позволили получать все более подробные сведения о распространении местных народных музыкальных традиций, специфике и формах бытования фольклорных произведений, выявлять

закономерности музыкальной стилистики песен и наигрышей, обратить внимание на особенности исполнения, характерные для каждой местности.

Большим прорывом в области исследования закономерностей фактуры народных песен, характерных особенностей сложения народной полифонии стал способ многомикрофонной записи, разработанный и впервые опробованный профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского В.М. Щуровым.

Ученые - исследователи выявили семь крупных региональных музыкальных традиций на территории России - северорусскую, западнорусскую, среднерусскую, южнорусскую, средневолжскую, уральскую, сибирскую.

Целенаправленное изучение традиционной народной музыки на русском Юге было начато К.В. Квиткой - известным фольклористом, основателем кабинета народной музыки московской консерватории. Прежде всего, исследователя интересовали уникальные южнорусские инструменты, такие как, например, кугиклы (местная разновидность флейты Пана). Работа Квитки была продолжена его ученицей А.В. Рудневой, которая кроме инструментов подробно исследовала местные песни и

60

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

хороводы. Итогом этой огромной работы стал труд «Курские танки и карагоды», вышедший в 1975 году.

Большим прорывом в области изучения народных музыкальных традиций Белгородского края стала монография В.М. Щурова «Южнорусская песенная традиция», основанная на многолетней скрупулезной собирательской и исследовательской деятельности фольклориста. Щуровым были определены основные территории распространения традиции, выявлены наиболее характерные закономерности жанрового состава местного фольклора, его стилевые особенности, подробно описаны характерные особенности исполнения южнорусских песен. Исследователем были также выпущены несколько научных работ и нотных сборников, составляющих сегодня основу научного осмысления традиций Юга России. Среди них следует назвать: статью «Песни южной России», брошюры «Ефим Сапелкин и его ансамбль» о знаменитом фольклорном ансамбле с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области, «Песельники села Фощеватого» об уникальных традициях Волоконовского района, статью «Усердские пищики», посвященную двойной жалейке.

Особый интерес для фольклористов и любителей народной песни представляют три выпуска сборника «Белгородское Приосколье». Выпуск первый «Песни Усердской стороны», посвященный народной музыке сел, расположенных на территории Алексеевского и Красногравардейского раонов Белгородской области вокруг ныне уже несуществующего города-крепости Усерд, вышел в 1995 году. Выпуск 2 «Песни Бирюченской округи», изданный в 2004 г. объединил уникальные записи исследователя в селе Афанасьевка Алексеевского района, селе Малобыково Красногвардейского района и хуторе Большое Алексеевского района. Звукозаписи, сделанные автором и его студентами в селе Подсереднем Алексеевского района Белгородской области в разные годы (начиная с 60-х годов прошлого века) стали основой для третьего выпуска «Белгородского Приосколья» «Песни над Тихой Сосной».

Эти сборники, объединившие в себе лучшие образцы народной музыки Юга России, явились большим подспорьем для множества, созданных в городах фольклорных ансамблей, получивших широкое распространение с начала 70-80 годов прошлого века.

На первых порах участниками молодежного фольклорного движения были преимущественно студенты филологи и музыканты, познакомившиеся с народной музыкой в учебных фольклорных экспедициях. Городские фольклорные ансамбли создавались в учебных заведениях, возникали при клубах и дворцах культуры.

Первые известные нам молодежные фольклорные ансамбли появились в студенческой среде столичных музыкальных вузов. В 1968 году был создан студенческий фольклорный ансамбль в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (рук. В. М. Щуров), в 1976 году начал работать ансамбль в Ленинградской консерватории (рук. А. М. Мехнецов), в 1978 году создается фольклорный ансамбль в Московской консерватории (рук. Н. Н. Гилярова).

Молодежное фольклорное движение набирало силу, охватывая все больше городов, уходя далеко в российские регионы. В 1989 году был создан российский фольклорный союз - общественная организация, объединившая фольклорные ансамбли, центры, студии, школы традиционной народной культуры, а также ученых - исследователей.

Хоть цели и задачи, которые ставили перед собой коллективы, были общими -изучение, сохранение и трансляция фольклора в его подлинном,

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

61

нефальсифицированном виде - каждый ансамбль решал их по-своему, находил свой, только ему присущий путь. Постоянно шли поиски методов работы над фольклорной песней, накапливался репертуар, отбирались наиболее удобные для коллектива формы исполнительства. Это все, в конечном счете, и определяло индивидуальное творческое лицо каждого коллектива, его творческий стиль.

Важным этапом в освоении народной музыки, на наш взгляд, явилась организация молодежных фольклорных ансамблей в Домах и Центрах народного творчества. Созданные коллективы выполняли важную роль по сохранению и пропаганде местного музыкального фольклора. Одним из таких коллективов стал фольклорный ансамбль «Пересек», созданный в 1986 году при Белгородском государственном центре народного творчества. Тогда еще безымянный самодеятельный коллектив состоял из пяти энтузиастов (первыми участниками были, в основном, работники Центра), которых объединил известный фольклорист Заслуженный работник культуры РФ И.И. Веретенников.

За прошедшие годы коллектив вырос и в количественном, и в профессиональном отношении. Сегодня в составе «Пересека» 14 участников, большинство которых имеют высшее и среднее специальное музыкальное образование. Это дружный, сплоченный коллектив единомышленников. Каждый его участник является яркой индивидуальностью, имеет большой исполнительский опыт. Большинство исполнителей занимаются педагогической деятельностью в детских музыкальных школах, среднеспециальных и высших учебных заведениях Белгорода.

Многие годы деятельность коллектива тесно связана с Белгородским государственным институтом культуры и искусств. С 1988 года коллективом руководит доцент кафедры музыкального образования, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ И.Н. Карачаров. С первых лет создания коллектива в нем трудится доцент кафедры искусства народного пения талантливый педагог и фольклорист, кандидат философских наук О.И. Алексеева. Вместе со своими педагогами в ансамбле поют выпускники - доцент кафедры искусства народного пения кандидат философских наук С.П. Коноваленко, преподаватель кафедры О. В. Гламазда. Освоению народных музыкальных традиций в коллективе обучаются и нынешние студенты института.

«Пересек» является постоянным участником всех значимых мероприятий института искусств и культуры, связанных с народной песней - фестивалей, конференций, концертов.

Основными задачами «Пересека» являются изучение, сохранение и трансляция народных музыкальных традиций русского Юга.

Об исполнительском уровне коллектива наглядно свидетельствуют многочисленные победы на региональных и всероссийских конкурсах:

1. Лауреат конкурса фольклорных коллективов Домов и Центров народного творчества (В. Новгород, 2000.)

2. Диплом первой степени на международном фольклорном фестивале "Калиновое лето на Днепре” (Украина, Комсомольск, 2001).

3. Диплом второй степени на международном фольклорном конкурсе «Красная горка (Брянск, 2004).

4. Диплом первой степени на фольклорном фестивале в г. Славянск-на-Кубани (Краснодарский край, 2005).

5. Диплом лауреата Х Всероссийского конкурса фольклорных коллективов «Традиции» (Великий Новгород, 2008).

62

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

6. Диплом лауреата всероссийского фестиваля народного творчества им.

А.П. Мистюкова (г. Липецк, 2009).

7. Диплом лауреата на фестивале народного творчества Центрального

федерального округа (Тверь, 2010).

Основными направлениями работы коллектива являются: научно-

исследовательское, просветительское, учебно-методическое.

Научно-исследовательская деятельность «Пересека» включает в себя экспедиционную работу и последующую обработку материалов. Экспедиционные записи - основной источник формирования репертуара коллектива. За годы работы собрано большое количество образцов южнорусского музыкального фольклора разных жанров на территории Белгородской области. Следует отметить, что именно записи «Пересека» стали основой для формирования фонда фольклорноэтнографических материалов, которыми располагает сегодня Центр народного творчества.

Экспедиции были нужны коллективу не только для пополнения репертуара. Именно в этих поездках происходил непосредственный контакт участников «Пересека» с подлинными мастерами народного пения, многие из которых, к сожалению, уже ушли из жизни. Незабываемы встречи с Ефимом Тарасовичем Сопелкиным, Ольгой Ивановной Маничкиной, Марией Степановной Скуридиной и другими. Значение этих встреч для коллектива трудно переоценить.

Записанный материал нотировался, наиболее яркие, характерные образцы исполнялись в ансамбле, включались в состав сборников. Белгородским центром народного творчества выпущена серия сборников «Песни из репертуара фольклорного ансамбля «Пересек» для руководителей фольклорных ансамблей и народных хоров.

Научное осмысление собранных материалов служило основой для публикаций, которые готовились участниками ансамбля. Как было отмечено выше, в составе «Пересека» трое ученых - кандидат искусствоведения и двое кандидатов философских наук. Все темы их диссертационных исследований были связаны с народной музыкальной культурой, фольклором.

Одним из основных, приоритетных направлений деятельности «Пересека» является просветительство. Зрительская аудитория «Пересека» весьма разнообразна. Это взрослые и школьники, студенты Вузов и учащиеся колледжей. Для любых категорий слушателей у коллектива есть свои программы. Г одами оттачивался стиль ведения концертов, подбирались наиболее эффективные формы подачи фольклора. Выступления «Пересека» - это всегда яркое и красочное действо, в котором зрители являются самыми активными его участниками.

Наиболее продуктивной формой взаимодействия зрителем и коллектива стали лекции-концерты самой различной тематики. «Южнорусские хороводы», «Песенные традиции Белгородско-Курского пограничья», «Песенные и инструментальные традиции Белгородчины», «Южнорусская свадьба», «Песни реки Оскол» и многие другие программы с удовольствием принимаются зрителями, имеют положительные отзывы.

За четверть века коллектив совершил много творческих поездок, представляя народное творчество Юга России на крупных фольклорных форумах в городах Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Калуге, Брянске, Красноярском и Краснодарском краях. Коллектив принимал участие в международных фестивалях в Украине (Харьков, "Покуть" 1998, 2000). Беларуси, (Витебск, "Славянский базар” 2000), Италии (Палермо).

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

63

«Пересек» активно сотрудничает с региональными телевизионными и радиокомпаниями. Коллектив неоднократно принимал участие в записи тематических программ Белгородского филиала ВГТРК, является частым участником новостей культурной жизни города. С 2011 года Белгородская радиокомпания «Мир Белогорья» приветствует слушателей «голосом» «Пересека». По просьбе редактора коллективом были записаны заставки-джинглы.

Еще одним весьма значимым направлением работы для «Пересека» является учебно-методическая деятельность. Ансамбль занимает активную позицию в деле подготовки руководителей фольклорных коллективов и будущих педагогов в области народной музыки. Сегодня «Пересек» является уникальной педагогической «школой», в которой сложилась своя система подготовки исполнителей и руководителей фольклорных ансамблей. В ней успешно сочетаются народные и традиционные профессиональные методы и принципы педагогики.

На первом этапе освоения фольклорного материала в коллективе используется метод погружения, часто применяемый для изучения иностранных языков. Он состоит в прослушивание большого количества записей с пением подлинных народных исполнителей. Следующим этапом является слушание разучиваемого произведения на репетиции коллектива. Эта форма работы создает сильное эмоциональное воздействие на слушающего, и наилучшим образом мотивирует его к переходу на следующий уровень освоения фольклорной музыки. На данном этапе используется метод копирования, широко применяемый в народной педагогике (делай как я). Освоение репертуара коллектива новыми участниками происходит постепенно - от простого к сложному. Однако нередко им сразу приходится осваивать и довольно сложные произведения. Практика показала, что классический метод опережающего обучения в данном случае оказывается вполне эффективным и дает хороший импульс для быстрого развития исполнителя.

Стоит еще отметить, что только в высококвалифицированном фольклорном ансамбле у студентов есть возможность обучиться основам импровизации, что бывает сложно сделать в учебном коллективе.

Еще одним важнейшим аспектом педагогической деятельности «Пересека» является организация и проведение педагогической практики для студентов вуза. Опытные участники коллектива являются прекрасными наставниками, которые помогают студентам освоить все премудрости хормейстерского мастерства.

В заключении хотелось бы отметить, что эффективность педагогического воздействия фольклорного ансамбля «Пересек» очень велика - большинство участников коллектива и те, кто прошел его «школу», создали и успешно руководят собственными ансамблями.

Список литературы

1. Карачаров И.Н. Некоторые вопросы работы с молодежным фольклорным ансамблем. Культурное возрождение. Проблемы изучения народного творчества и литературы: Тезисы III региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГУ, 1995. - С. 61-64.

2. Карачаров И.Н. Молодежный фольклорный ансамбль в контексте современной музыкальной культуры. Народное певческое искусство: традиции и современные тенденции: Материалы V Всероссийских (с международным участием) научно-творческих «Маничкиных чтений». - Белгород: БГИИК, 2013. - С. 38-41

64

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

folk music of the south of Russia in city folklore ensemble (experience of development)

T.I. Karacharova1), I.N.Karacharov2)

Belgorod state institute of arts and culture 1,2)e-mail: ikaracharov@yandex.ru

Improvement of forms of national choral practice is interconnected with the scientific-theoretical bases in it expanding its effectiveness from an art and esthetic framework to sociocultural tools, means of association of people, their self-improvement on the basis of richness of national cultural heritage.

Keywords: the song folklore of the South of Russia, folklore ensemble "Crossed", I.N. Karacharov, a work technique with folklore collective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.