Д.Н. Щекатурова
О НОВЕЙШИХ ЗАПИСЯХ ПЕСЕН УСЁРДСКОЙ ТРАДИЦИИ (По определению В.М. Щурова)
На территории Белгородской области сложилась устойчивая и узнаваемая музыкальная традиция. В связи с этим актуальным становиться доскональное изучение локальных местных стилей. В данной статье мы предполагаем пребывание Усёрдской песенной традиционной культуры в междуречье Тихой Сосны и Оскола.
В сборнике В.М. Щурова «Уж ты, Порушка, Параня», автор определяет эту территорию от сел Казацкое и Стрелецкое, которые распложены на месте бывшего города Усёрд, который перестал играть административную роль уже в XVIII в. (Щуров, 2013в:
3).
Так же, предположительно, сюда входят села: Малобыково, Иловка, Подсеред-нее, Афанасьевка, Нижняя Покровка, Верхняя Покровка, Прудки. Продолжение этой традиции очевидно мы находим в Воронежкой области Россошанский район село Тата-рино.
Такая гипотеза требует подтверждения. Именно эту цель преследовала экспедиция 2019 г. под руководством В.М. Щурова в Красногвардейский район Белгородской области, в г. Бирюч (бывш. Буденный, затем Красногвардейск)
Бирюч — слово, имеющее татарское происхождение. Во времена татарских набегов XVI-XVII вв. здесь татарам противостояла русская сила. Через этот населенный пункт пролегала дорога — Кальмиусская сакма, которую проложили татары1. Здесь проходил один из главных рубежей защиты Московского государства в рамках Белгородской засечной черты.
«Белгородская засечная черта — это укреплённая линия на юге Русского государства, на путях вторжений крымских и ногайских татар. Созданная в середине XVII века, она включала в себя города-крепости, разнообразные инженерные сооружения из земли и дерева, а также естественные, природные препятствия для татарской конницы: леса, реки, болота» (Загоровский, 1968: 2).
Сегодня это один из центральных районов Южнорусской народной музыкальной традиции. В этом месте находится территория, по мнению В.М. Щурова, Усёрдской традиции. Здесь был расположен военный сторожевой город Усёрд в XVII в. Вокруг города возникли слободы, где жили полувоины-полуземлепашцы.
В монографии «Южнорусская песенная традиция» В.М. Щуров отмечает, что заселение южнорусского пограничья осуществлялось двумя путями: административным и вольным. «Ратные люди» (относящиеся к административной колонизации) должны были строить оборонительные линии и отражать набеги врага. «Вольных колонистов» привлекали плодородие и обилие земель в южнорусской степи (Щуров, 2013б: 29).
Ногайские и крымские татары совершали разорительные набеги на русские земли. Укрепления Белгородской засечной черты преграждали путь татарской коннице.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день сохранились остатки укреплений Белгородской засечной черты у сел Подсереднее и Малобыково.
Для определения характерных черт местной традиции необходимо обратиться к музыкально-этнографическим особенностям. В своем труде «Стилевые особенности
1 В годы царствования Иоанна Грозного открыта была новая дорога крымцев через Кальмиус и Донец, под Гребенниковыми горами между реками, из которых одни по правую сторону впадают в Дон, а по левую в Донец. Эта дорога и получила название «Кальмиусский шлях» или «Кальмиусская сакма».
русской народной музыки» В.М. Щуров отмечает, что для обнаружения местных свойств народной традиции необходимо обратить внимание на форму бытования народных песен и инструментальных наигрышей. Под вышесказанным автор понимает отличительные нюансы обрядов, сопровождающимися пением, а также привычные для данного района условия исполнения песен (Щуров, 2013а: 29).
Этой традицией всерьез занимался В.М. Щуров. Песенный и инструментальный материал запечатлен в его сборниках «Белгородское Приосколье» (вып. 1-3), монографии «Южнорусская песенная традиция», брошюре «Ефим Сапелкин и его ансамбли». Так же этой традицией занимаются Г.Я. Сысоева, Е.Г. Боронина, И.Н. Карачаров и др.
Экспедиция 2019 г. в Белгородскую область была предпринята с целью подтвердить предположение о достаточно широком ареале Усёрдской традиции. А для этого необходимо было найти аналогию в репертуаре и стилистике песен сёл Казацкое, Ма-лобыково и других сел предположительно Усёрдской традиции.
В селе Казацкое песенная культура долгое время оказывалась за пределами внимания собирателей. Здесь проживал большой мастер игры на двойной жалейке (писчи-ках) Марк Васильевич Сычев. К нему и приезжали собиратели.
Отметим, что на данной территории уже была осуществлена экспедиция Московской консерватории под руководством Т.А. Старостиной. Записи производились от старейших жителей села. И они оказались малопримечательными.
Но в 2019 г. собиратели встретились со слаженным фольклорным коллективом. Исполнители были в возрасте 50-60 лет. Объяснением тому может служить тот факт, что в 1970-х гг. здесь находился детский фольклорный коллектив, с которым работали местные клубные работники.
И очевидно, бывшие участники и близкие по возрасту составили ансамбль, от которого была записана программа.
В селе Малобыково в 1965 г. существовал детский хор при средней школе, которым руководил учитель истории А.Т. Хорыбин. Это был человек, не имевший музыкального образования, но любивший и ценивший народную песенную культуру, обладавший неплохим голосом и игравший на баяне (чрезвычайно одаренный музыкально).
Впоследствии он долгое время выполнял обязанности руководителя отдела культуры Красногвардейского райисполкома, а также консультантом и участником документальных кинофильмов, таких, как «Вселиственный венок» и «О чём плачет жалейка» режиссера-документалиста Ф. Ряполова. Но след педагогической работы А.Т. Хорыбина 1960-х гг. сказался и на современном состоянии народного искусства в этом селе.
В ансамбле села Малобыково принимают участие бывшие певцы детского школьного хора, которым руководил Александр Тихонович.
Одна из исполнявшихся даже в прямом эфире телевизионном эфире песен: «Поиграйте гусли мысли — позабавьте гостя».
В видеозаписи экспедиции 2019 года в этом примере видны различные художественные проявления в искусстве песельников:
1) Многоголосное ансамблевое пение, где голоса разделяются на ведущий нижний и подголосок верхний.
2) Характерная пляска с использованием приема, который здесь называется «пересек». Когда одни выбивают равномерную ритмическую фигуру, а другие пересекают, выполняя дробный ритмический рисунок.
3) Характерный костюм «панёвного типа» (разноцветная шерстяная панёва, шерстяная юбка с преобладание оранжевых и зеленых цветов). Следует отметить, что этот костюм эффектно выглядит на фоне зеленой травы и белоснежных глинобитных хат (такова традиционная местная архитектура).
4) И по характеру и даже по напеву эта песня близко напоминает афанасьевский «шлягер» «Уж ты Порушка, Параня».
Это так же свидетельствует о существовании обширной по территории Усёрд-ской традиции.
В 1965 г. В.М. Щуров, тогда молодой специалист, слышал выступление этого коллектива в Ростове, на всероссийском смотре народного творчества. Тогда его впервые услышали московские собиратели. На том выступлении «гвоздем» программы были частушки «Цымля-цымля-цымля-ля»
И по просьбе участников экспедиции 2019 г. малобыковский ансамбль исполнил эти частушки.
В репертуаре участников ансамбля села Казацкое оказались песни, записанные в селах бывшей Усёрдской традиции, что еще раз подтверждает ее реальное существование, предположительно определенное В.М. Щуровым.
Одна из таких песен — «Закатилось за горушку солнышко». Она и по напеву близка афанасьевскому варианту, и по словам почти полностью совпадает с ним. Встретились и другие песни, бытующие в «усёрдских» сёлах.
Таким образом, в результате экспедиции 2019 г. появились дополнительные доказательства достаточно широких масштабов Усёрдской традиции и ее характерных черт.
БИБЛИОГРАФИЯ Загоровский В.П. Белгородская черта. Воронеж, 1968. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки, Москва, 2013 Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция, Москва: 2013 Щуров В.М. Уж ты, Порушка, Параня. Песни Усёрдской стороны, Москва, 2013.