Научная статья на тему 'В.М. ЩУРОВ - УЧЕНЫЙ И МУЗЫКАНТ: К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ'

В.М. ЩУРОВ - УЧЕНЫЙ И МУЗЫКАНТ: К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боронина Елена Германовна

Статья знакомит с биографическими данными и научными взглядами В.М. Щурова, известного российского ученого и собирателя фольклора. Прослежен жизненный путь исследователя от лаборанта Кабинета народной музыки до профессора Московской государственной консерватории. Выявлены истоки научной школы В.М. Щурова, представлены научные взгляды и приоритеты фольклористической школы Московской государственной консерватории с точки зрения формирования научных позиций ученого. Прослежена система научных подходов и проанализированы наиболее значительные труды исследователя. Ключевые слова: музыкальный фольклор, история музыкальной фольклористики, Вячеслав Михайлович Щуров, региональные музыкально-фольклорные традиции, собирательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Боронина Елена Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.M. SHCHUROV - SCIENTIST AND MUSICIAN: TO THE PROBLEM OF PRESERVING THE SCIENTIFIC SCHOOL

The article introduces the biographical data, scientific views of V. M. Shchurov (1937-2020), a famous Russian scientist and collector of folklore. The life path of the researcher is traced from the laboratory assistant of the Cabinet of Folk Music to the professor of the Moscow State Conservatory. The origins of the scientific school of V. M. Shchurov, the scientific views and priorities of the folklore school of the Moscow State Conservatory are presented in terms of the formation of the scientific positions of the scientist. The system of scientific approaches is traced and the most significant works of the researcher are analyzed.

Текст научной работы на тему «В.М. ЩУРОВ - УЧЕНЫЙ И МУЗЫКАНТ: К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ»

В.М. ЩУРОВ -УЧЕНЫЙ И МУЗЫКАНТ: К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

УДК 398

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-89-94

Елена Германовна БОРОНИНА,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедры культурного наследия факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, e-mail: eboronina@list.ru

Аннотация: Статья знакомит с биографическими данными и научными взглядами В.М. Щурова, известного российского ученого и собирателя фольклора. Прослежен жизненный путь исследователя от лаборанта Кабинета народной музыки до профессора Московской государственной консерватории. Выявлены истоки научной школы В.М. Щурова, представлены научные взгляды и приоритеты фольклористической школы Московской государственной консерватории с точки зрения формирования научных позиций ученого. Прослежена система научных подходов и проанализированы наиболее значительные труды исследователя.

Ключевые слова: музыкальный фольклор, история музыкальной фольклористики, Вячеслав Михайлович Щуров, региональные музыкально-фольклорные традиции, собирательство.

Для цитирования: Боронина Е.П В.М. Щуров - ученый и музыкант: к проблеме сохранения научной школы // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №1 (44). С. 89-94. https://doi. org/10.24412/2310-1679-2022-144-89-94

V.M. SHCHUROV - SCIENTIST AND MUSICIAN:

TO THE PROBLEM OF PRESERVING THE SCIENTIFIC SCHOOL

Elena G. Boronina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Cultural Heritage, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture, e-mail: eboronina@list.ru

Abstract: The article introduces the biographical data, scientific views of V. M. Shchurov (1937-2020), a famous Russian scientist and collector of folklore. The life path of the researcher is traced from the laboratory assistant of the Cabinet of Folk Music to the professor of the Moscow State Conservatory. The origins of the scientific school of V. M. Shchurov, the scientific views and priorities of the folklore school of the Moscow State Conservatory are presented in terms of the formation of the scientific positions of the scientist. The system of scientific approaches is traced and the most significant works of the researcher are analyzed.

Keywords: musical folklore, history of musical folklore, V.M. Shchurov, regional musical and folklore traditions, collecting.

For citation: Boronina E.G. V.M. Shchurov - scientist and musician: to the problem of preserving the scientific school. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 1 (44), pp. 89-94. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-89-94

Вячеслав Михайлович Щуров (1937-2020) родился в Москве в семье крупного инженера, погибшего в ополчении в 1942 году. Учился в Центральной музыкальной школе (окончил в 1956 г.), а затем на дирижерско-хоровом отделении Московской государственной консерватории (1956-1961 гг.). Здесь же обучался в заочной аспирантуре (год окончания - 1966). В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основные особенности южнорусской народной музыкальной культуры», ее результаты публикует в монографии «Южнорусская песенная традиция» (1987 г.) [14]. В 1992 году защищает докторскую диссертацию на тему «Принципы и методы музыкально-стилевого анализа русских народных песен». Ведущие идеи диссертации публикованы в монографии «Стилевые основы русской народной музыки» (1998 г.) [13], где во взаимодействии трех факторов - жанра музыкального фольклора, музыкальных норм исторической эпохи и специфики региональной музыкально-фольклорной традиции - проанализирован стиль русской народной музыки. В монографии выявляются типичные черты народной музыки: формы ритмического взаимодействия стиха и напева, характерные ладовые, мелодические, фактурные признаки народных песен и инструментальных наигрышей, свойственные им вариационные приемы.

Научным руководителем В. М. Щурова была Анна Васильевна Руднева, известный ученый-фольклорист, руководившая Кабинетом народного творчества Московской консерватории, куда на работу она приглашает студента Вячеслава Щурова, проработавшего здесь в должности лаборанта с1960 по 1969 гг. В. М. Щуров навсегда сохранил теплое отношение к А. В. Рудневой, ссылался на ее мнение как на высочайшей степени авторитетное.

Работа в Кабинете народного творчества, несомненно, оказала существенное влияние на становление молодого исследователя. В то время в кабинете работали видные и только начинающие советские фольклористы: А. В.Руднева, Б. И.Рабинович, В. И.Харьков, К. Г. Свитова, Н. М.Савельева, Т. А. Чудова и другие.

При Кабинете народного творчества в 1958 году создается Архивный фонд фольклорно-этнографических записей. Ключевым источником формирования фонда, наполнения его материалами были экспедиции сотрудников. Записи того времени представляли собой большую ценность, в те годы существовало немало уникальных аутентичных ансамблей, были живы мастера-исполнители.

Вячеслав Щуров активно прослушивает этнографические записи, исследует их как исполнитель и как ученый, находит наиболее интересные. Он анализирует стилистику песен: лад, сопряжение голосов, ритм, форму

с точки зрения точного их воспроизведения в последующем исполнении. Для показа художественных образцов народной музыки в 1962 году создает вокальное мужское трио в составе В. Щуров, Ю. Паюсов, А. Данаев, исполнявшего новые записи южнорусских песен без композиторской обработки. Успешная деятельность ансамбля способствовала популяризации русской песни в этнографическом подлиннике, содействовал ее признанию и распространению.

Что касается формирования В. М. Щурова как исследователя, то происходило оно во многом под влиянием его научного руководителя - А. В. Рудневой (1903-1983 гг.), которая окончила Московскую консерваторию (1929 г.) по классу хорового дирижирования. Специализировалась у известного российского музыканта-хормейстера Н. М.Данилина, обучалась у П. Г. Чес-нокова, А. В. Александрова, А. Д. Кастальского и др.

Помимо хормейстерского образования А. В. Руднева получает высшее образование по музыковедению (1930 г.), занималась у известных дирижеров, теоретиков, историков музыки - Н. С.Жиляева, М. Ф. Гнесина, С. Н. Василенко, которые в свое время обучались под руководством ведущих российских музыкантов, критиков, определивших суть отечественной музыки и музыкознания, оказавших существенное влияние на становление композиторской, исполнительской и исследовательской школ России, это: П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, Г. Э. Конюс, С. И.Танеев, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И.Сафонов, С. В.Смоленский, А. К.Лядов, М. А. Римский-Корсаков и многие другие.

В 1943 А. В. Руднева окончила аспирантуру при Московской консерватории под руководством музыковеда-фольклориста Клемента Васильевича Квитки (1880-1953 гг.), одного из основоположников советской музыкальной этнографии, автора многих работ по украинскому музыкальному фольклору, учебников и учебных пособий. Ему принадлежат и труды по изучению народных музыкальных инструментов. К. В. Квитка разработал новую методику полевой работы, теоретические основы этномузыкальной социологии и историко-сравнительного изучения музыки этнически родственных народов (славян, тюрков). Первостепенное значение имеют его работы по критике источников. Именно К. В. Квитку А. В. Руднева считала своим учителем: «Ему я обязана основам исследовательского метода в области фольклора» [4].

По рекомендации А. В. Рудневой еще будучи студентом, в 1958 году, В. М. Щуров в первый раз выезжает в фольклорную экспедицию в Воронежскую область с группой студентов Московского университета под руководством профессора Э. В. Померанцевой, крупнейшего советского фольклориста и этнографа, видного представителя отечественной фольклорной школы братьев Юрия и Бориса Соколовых, отличительной чертой школы которых было рассмотрение художественных свойств русского фольклора и его специфики как явления традиционной культуры, тесной связью

художественного с бытовой почвой, с «особенными мировоззренческими качествами» [1].

Увиденное и услышанное в экспедиции поражает начинающего собирателя - все существенно отличалось от того, с чем приходилось сталкиваться при обучении. «Живая» музыкальная ткань народной песни завораживает. Это стало событием, определившим последующую жизнь музыканта, выбравшего стезю фольклориста-собирателя-исследователя.

С тех пор и до последних лет жизни В. М. Щуров ежегодно, иногда по нескольку раз в год, выезжает в фольклорные экспедиции. Самостоятельно и в качестве руководителя студенческих групп обследует Воронежскую, Белгородскую, Архангельскую, Липецкую, Вологодскую, иркутскую, Горь-ковскую области, едет в русские села Бурятии (к семейским Забайкалья), в Алтайский край, в Тыву.

В 1967 году Щуров провел сеанс многомикрофонной записи песенного фольклора певцов Белгородской, Курской областей и семейских Забайкалья. Во время пения ансамбля каждый голос записывался на отдельный магнитофон, это позволило выявить «живое» голосоведение народной песни. Записи послужили основой для составления песенного сборника: А. Руднева, В. Щуров, С. Пушкина «Русские народные песни в многомикрофонной записи» (1979 г) [5] с музыкальными комментариями В. Щурова.

С 1969 по 1972 г. В. М. Щуров приглашен на должность председателя Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, организует научные конференции, планирует собирательскую работу фольклористов-музыковедов России, руководит разработкой Генерального каталога русской народной музыки, принимает участие в подготовке к изданию тома «Былины» (под общей редакцией Д. Д.Шостаковича, составители Б. М.Добровольский и В. В. Коргузалов) [2], который стал первым опытом свода напевов былин.

В научных взглядах В. М. Щурова ощущается преемственность фольклористической научной школы Московской консерватории, восходящая к К. В. Квитке и А. В. Рудневой. В вопросах изучения традиционной народной музыки В. М. Щуров придерживался комплексного подхода, но основной акцент его исследований всегда приходился на музыкальную составляющую. Культурологические, исторические, этнографические, филологические, хореографические, социологические, психологические и другие данные о народной культуре менее значимы для него и приковывали его пристальное внимание «лишь в том случае, если это позволяло более детально и глубоко проникнуть в суть музыки» [3, с. 180].

Владение различными научными подходами в области искусствоведения, культурологии, истории способствовало разработке авторской концепции его докторской диссертации «Принципы и методы музыкально-стилевого анализа русских народных песен» (1992). В. М. Щуровым была доказана гипотеза о взаимосвязи жанровой системы музыкального фольклора с его

историко-стадиальной периодизацией и региональной спецификой, которая нашла подтверждение в обширном нотном материале - расшифровках песен и наигрышей, записанных в его многочисленных фольклорных экспедициях

В своих научных взглядах профессор Московской консерватории В. М. Щуров был приверженцем системного подхода в исследовании народной музыки. Объективной основой системного подхода и метода научного познания является единство единичного (индивидуального), особенного и общего и выстраивание взаимоотношений между явлениями различного порядка. Научная концепция В. М. Щурова опирается на выявление региональной специфики музыкального фольклора в ее творческом проявлении через определение исторической датировки конкретного материала и установление глубоких взаимосвязей с жанровой системой фольклора в целом. Системные исследования В. М. Щурова по теории жанров русского фольклора, русской народной певческой стилистике и региональным народным музыкальным стилям, истории фольклористики обобщены в ряде работ ученого: статье «О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве» (1986 г.) [10], двухтомном издании «Жанры русского музыкального фольклора» (2018 г.) [8, 9]. Историографии фольклора посвящены записках собирателя и «С рюкзаком за песнями» (2005 г.) [12], «Путешествия за песнями» (2011 г.) [11], записки музыканта «Былое и песни» (2017 г.) [6] и другие издания.

Лучшие теоретические разработки В. М. Щуров публикует в научном сборнике «Вопросы музыкальной фольклористики. Избранные статьи» [7], составленный им же самим в 2019 г. Материал собран автором в пять разделов, которые можно определить как область научных интересов ученого, как основные направления его научной деятельности: I Вопросы теории музыкального фольклора; II Вопросы музыкальной педагогики; III История народного профессионального исполнительства; IV Региональные традиции русского народного музыкального творчества; V История музыкальной фольклористики. В сборнике помещены критические статьи по актуальным вопросам теории и истории фольклора, истории народного исполнительства, музыкальной педагогики, приведены страницы автобиографии, анализируются достижения российской фольклористики. Статьи написаны в разные годы, но в них ощущается научная и гражданская позиция автора, его многолетняя борьба за непреходящий статус «подлинной народной песни».

Несомненно, научная школа В. М.Щурова восходит к лучшим традициям отечественного музыковедения и историографии. В. М. Щуров - преемник и продолжатель московской академической школы в области теоретических исследований музыки, выбрав областью своего интереса русский музыкальный фольклор, вопросы музыкально-фольклорной стилистики, собирательства, исполнительства и истории русской фольклористики.

Научные и творческие замыслы В. М. Щурова продолжаются его учениками. Свидетельством тому конференции, круглые столы и концерты памяти профессора Щурова В. М., прошедшие в 2021 и 2022 годах в Московском государственном институте культуры на кафедре культурного наследия, заведующим которой он был с 2017 по 2020 годы.

Список литературы

1. АникинВ. П.От редактора. // СоколовЮ. М.Русский фольклор: Учебное пособие. 3-е изд. / Отв. редактор В. П. Аникин.- М.: Изд-во ун-та, 2007. С. 6.

2. ДобровольскийБ. М., КоргузаловВ. В. Былины. Русский музыкальный эпос.- М.: Советский композитор, 1981.- 614 с.

3. ЗайцеваЕ.А. К 85-летию со дня рождения В. М.Щурова // Традиционная культура. Научный альманах. № 1. 2022. С. 179-184.

4. Руднева А. В.Курские танки и карагоды. Советский композитор. -Москва, 1975. С. 4.

5. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи.- М.: «Советский композитор», 1979 г.- 344.

6. ЩуровВ. М. Былое и песни. Записки музыканта. -М.: Современная музыка, 2017.- 314 с.

7. ЩуровВ. М. Вопросы музыкальной фольклористики. Избранные статьи.-М.: Современная музыка, 2019.- 309 с.

8. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора. В 2-х частях. Часть 1 История, бытование, музыкально-поэтические особенности.- М.: Музыка, 2007-399 с.

9. ЩуровВ. М.Жанры русского музыкального фольклора. В 2-х частях. Часть 2 Народные песни и инструментальная музыка в образцах - М.: Музыка, 2007-653 с.

10. ЩуровВ. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика, вып.3.- М.: Советский композитор,1986.- С. 11-47.

11. Щуров В. М.Путешествия за песнями. Записки собирателя.- М.: Луч, 2011.383 с.

12. Щуров В. М. С рюкзаком за песнями (записки собирателя).- М., Редакция журнала «Самообразование», 2005.- 256 с., илл.

13. ЩуровВ. М. Стилевые основы русской народной музыки.- М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1998.- 464 с.

14. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция.- М.: Советский композитор,1987.- 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.