СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ МОСКОВСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Часть I.
Зарождение и развитие в советский период
А.В. РОДИОНОВ, г. Москва; И.А. РОДИОНОВА, МГТУ ГА, г. Москва; Л.Г. УЛЯЕВА, МГФСО Москомспорта, г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются история зарождения и начальные этапы развития московской научной школы спортивной психологии. Описывается вклад П.А. Рудика - основателя известной среди спортивных психологов московской школы, центра спортивной науки в развитии психологии физической культуры и спорта. Представлены основные направления деятельности практических спортивных психологов в советский период.
Ключевые слова: спортивная психология, московская научная школа, ЦНИИФК, ВНИИФК, ГЦОЛИФК,
Федерация спортивных психологов.
HISTORICAL MILESTONES OF THE MOSCOW SCIENTIFIC SCHOOL
OF SPORT PSYCHOLOGY
Part I.
Generation and development in the Soviet period
A.V. RODIONOV,
Moscow city; I.A. RODIONOVA, MSTU CA, Moscow, city;
L.G. ULYAEVA, MCPCSA of Moskomsport, Moscow city
Abstract
The article examines the history of the origin and the initial stages of development of the Moscow scientific school of sports psychology. The contribution of P.A. Rudik - the founder, famous sports psychologists of the Moscow school, centers of sports science in the development of the psychology of physical culture and sports. The main directions of the activity of practical
sports psychologists in the Soviet period are presented.
Keywords: sports psychology, Moscow scientific school, TSNIIFK, VNIIFK, SCOLIPE, Federation of Sports
Psychologists.
История зарождения московской научной школы спортивной психологии
Стремительное развитие спорта привело к необходимости научной поддержки тех, кто занимается физической культурой и спортом, особенно на высоком уровне. Пионером выступил Пьер де Кубертен, который впервые организовал в Лозанне (Швейцария) с 8 по 13 мая 1913 г. на V Олимпийском конгрессе международный форум по спортивной психологии и физиологии. Несмотря на то что в конгрессе присутствовало мало психологов и аудитория в основном состояла из врачей, в том числе психиатров, спортивных лидеров и спортсменов, стало ясно, что физическая культура и спорт неотделимы от психологии. В работе Авксентия Цезаревича Пуни сказано, что «...на Конгрессе не было признания спортивной психологии как особой области научного психологического познания» [1]. Возможно, это было связанно с тем, что спорт не был настолько развит, и только небольшое число ученых интересовались проблемами психологии в спортивной деятельности. Однако видение Пьера де Кубертена подтолкнуло его к организации съезда с целью «окрестить» новую науку, или, говоря более точно, новую отрасль науки, сделав ее более широко известной, -спортивную психологию [2].
Начало развития российской спортивной психологии связано с именем доктора и профессора П.Ф. Лес-гафта (1837-1909 гг.). Он был первым, кто научно обосновал систему физического воспитания, ориентированную на знаниях в области анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Другой ученый - А.П. Нечаев (18701948 гг.) - был связан со многими областями русской психологии, включая психологию спорта. «В 20-х годах XX века практики и теоретики физического воспитания стали рассматривать спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, подчиненный принципам и правилам коммунистического воспитания» [3].
П.А. Рудик - основатель московской научной школы спортивной психологии
«Становление и развитие отечественной спортивной науки нельзя рассматривать отдельно от психологии спорта и вклада в эту область психологии результатов научной, педагогической, организаторской деятельности основателя кафедры психологии Государственного центрального Ордена Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК), доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента АПН, заслуженного деятеля науки Российской Федерации П.А. Рудика» [4].
Профессор Петр Антонович Рудик (1893-1983 гг.) посвятил всю свою жизнь не только спортивной психологии, но и структурному идеологическому совершенствованию московской научной школы. Фактически временем «рождения» психологии физического воспитания и спорта являются даты выхода в свет первых научных
работ в 1925-1926 гг., выполненных на кафедре психологии ГЦОЛИФК ее руководителем Рудиком и Никитиным [5]. П.А. Рудик участвовал в 1965 г. на I учредительном конгрессе Международного сообщества спортивных психологов - International Society of Sport Psychology (ИССП - ISSP), а за большой вклад в европейскую психологию спорта Европейская федерация спортивных психологов (ФЕПСАК) назвала его почетным членом организации [6].
Основные этапы развития московской научной школы спортивной психологии
Московская научная школа спортивной психологии была представлена сначала кафедрой психологии в ГЦОЛИФК, созданной в 1930 г., а ее руководителем с 1932 г. стал П.А. Рудик. В 1934 г. при кафедре была открыта психологическая лаборатория [7].
Другой центр московской научной школы - Центральный научно-исследовательский институт физической культуры (ЦНИИФК) - начал свою деятельность в 1933 г., а в 1936 г. в его структуре открыли лабораторию по изучению движений, которой руководил известный ученый Н.А. Бернштейн. «С этого времени психология спорта стала предметом изучения и получила статус отрасли науки. В послевоенные годы, в 1948 г., открылся первый кабинет психологии спорта под руководством известного специалиста в области психологии труда С.Г. Геллерштейна» [8].
Принято считать, что «...в Советском Союзе рождение и развитие спортивно-психологической науки определялись фактом появления институтов физической культуры, в которых психология двигательной активности неизбежно должна была стать обязательным предметом преподавания. Именно тогда эта психологическая наука получила свое полное официальное наименование "психология физической культуры и спорта"» [11].
Многие мировые авторитеты признают, что учебник по спортивной психологии тиражом 15 000 экз., подготовленный профессором П.А. Рудиком в 1958 г., практически был первым в истории этой науки [9].
Представители московской школы психологии спорта - в своем большинстве ученики П.А. Рудика - основывались на том принципиальном положении, по которому психологическая подготовка должна внедряться в практику повседневной работы со спортсменом на основе научной организации тренировочного процесса.
За 30 лет существования кафедры психологии была создана целая линейка учебников для институтов физической культуры. И это был плод труда коллектива специалистов. В 1974 г. был выпущен учебник под редакцией П.А. Рудика, в котором авторами отдельных глав стали сотрудники кафедры психологии Г.М. Гагаева, А.В. Родионов, Н.А. Худадов, О.А. Черникова. В 1987 г. вышел учебник под редакцией профессора В.М. Мельникова. И это не считая учебных пособий и научно-методических сборников.
Начиная с учебника под редакцией П. А. Рудика (1974 г.), все последующие издания полностью соответствовали учебной программе по предмету для институтов физической культуры и спорта, разработанной также Петром Антоновичем. Она включала два раздела: 1) общая психология, рассматривающая основные теоретические вопросы; 2) спортивная психология, направленная на решение прикладных проблем спорта и физической культуры [10].
Но не только подготовка учебников стала предметом внимания московских ученых. Выдвигались проблемы, решение которых приводило к конкретным практическим результатам. Специалисты социальной психологии (среди которых особое место занимает Р.Л. Кричевский) работали над проблемой оптимизации взаимодействий спортсменов в команде. Подробно описаны механизмы «освоения ролей» спортсменами в процессе взаимодействия.
А.В. Родионов развил идею программированной психологической подготовки, а вслед были разработаны практические рекомендации по сопряженному развитию физических и психических качеств спортсменов.
Завершено исследование механизмов формирования и проявления индивидуального стиля деятельности в спортивных играх и единоборствах. Это позволило достаточно эффективно реализовывать принцип индивидуального подхода при работе в сборных командах по этим видам спорта.
Во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры - преемнике ЦНИИФК -в 1958 г. под руководством известного шахматного мастера В.А. Алаторцева открывается научно-исследовательская лаборатория психологии спорта. В эти годы здесь работали В.Э. Нагорный, И.Н. Преображенский, Н.А. Худадов, Л.В. Юрасов, которые занимались решением проблем, так или иначе связанных с вопросами психологии: развитием быстроты реакций у боксеров, совершенствованием процесса принятия решений в спортивных играх, волевой подготовкой спортсменов. Официально это были работы педагогического характера, но психологический момент в них явно присутствовал.
Однако свою популярность в научных кругах лаборатория ЦНИИФК приобрела по-настоящему, когда ее возглавил известный ученый, заслуженный мастер спорта СССР по гребле Г.Д. Гиссен, который направил усилие коллег на развитие методов исследования личности, оценки и коррекции психических состояний субъектов спортивной деятельности [12].
В 1966 г. в этой лаборатории начал профессиональную деятельность А.В. Алексеев, которому спортсмены и тренеры обязаны появлением в СССР основ идеомоторной, психорегулирующей, аутогенной, психомышечной тренировок, рассматриваемых как средства саморегуляции в тренировке и соревнованиях [13]. Неоценимый вклад в разработку общей теории деятельности внес А.К. Демин. Е.А. Калинин подготовил оригинальные компьютерные
программы для обработки первичных данных социально-психологических исследований. О.В. Дашкевич ввел ауто- и гетерогенные приемы в повседневную подготовку спортсменов.
Спортивные психологи стали вести активную практическую деятельность по психологическому обеспечению сборных команд [4].
Свидетельством признания отечественной науки послужило то, что начиная с 60-х гг. прошлого столетия советских психологов стали приглашать на международные конгрессы. В 1965 г. в Риме состоялся I международный конгресс психологов спорта, в котором участвовал П.А. Рудик. На II международном конгрессе в 1967 г. в Мадриде принял участие его ученик А.В. Родионов, который вел одно из секционных заседаний. В рамках конгресса испанский принц и будущий король Хуан Карлос I пригласил на встречу ведущих психологов мира, в том числе и представителя ГЦОЛИФК и московского отделения психологов спорта А.В. Родионова. Разговор шел о внедрении результатов научных работ в практику работы со спортсменами. Следует отметить, что в свое время принц был одним из сильнейших спортсменов Европы в парусном спорте.
В январе 1969 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание психологов, в котором приняли участие «отцы» советской спортивной психологии П.А. Рудик и А.Ц. Пуни. На этом совещании фактически официально закрепилась научная идеология московской и ленинградской школ.
Роль психической нагрузки в спорте в 70-е гг. прошлого столетия начинает осознаваться всеми, кто работал в спортивных командах: стресс, фрустрации, внутригруп-повые конфликты - вот неполный перечень проблем психологов-практиков.
В это время стали проводить регулярные всесоюзные конференции по проблемам психологии физической культуры и спорта в разных городах Советского Союза (Волгоград, 1965 г.; Ереван, 1967 г.; Тарту, 1969 г.; Тбилиси, 1971 г.; Ленинград, 1973 г.; Краснодар, 1975 г.; Ростов-на-Дону, 1979 г.; Москва, 1981 г.).
В 1973 г. председатель Всесоюзной комиссии психологии спорта и физической культуры А.В. Родионов пригласил членов руководящего совета Европейской федерации психологии спорта и двигательной активности (ФЕПСАК) в Ленинград на Всесоюзную конференцию. В своих докладах европейские специалисты показали, что для реализации в соревновании всех своих возможностей спортсмен должен:
1) не поддаваться внушающему влиянию других людей, воздействию успеха или неудачи;
2) выполнять необходимые действия с высокой степенью точности на основе программ органичной психорегуляции.
В 1973 г. Спорткомитет СССР впервые сформировал научные бригады, впоследствии переименованные в «комплексные научные группы» (КНГ), для практи-
чески всех видов спорта, участвующих в Олимпийских играх. Руководство деятельностью КНГ было поручено С.Д. Неверковичу, разработчику первой в СССР межведомственной научно-практической программы подготовки сборных команд к Олимпиаде. С.Д. Неверкович и А.В. Родионов в своей обзорной статье вспоминали: «В начальный период становления КНГ ощущался острый недостаток знаний в области спортивной психологии. Было принято решение о проведении централизованной подготовки спортивных психологов. Были разосланы приглашения на факультеты психологии Московского и Ленинградского госуниверситетов, на ведущие факультеты психологии педвузов страны. Были отобраны 43 человека по точному количеству КНГ сборных команд СССР, которые готовились к Олимпийским играм в Монреале» [13].
В октябре 1976 г. в Ереване проходило Всесоюзное совещание, где обсуждалось успешное выступление советских спортсменов на Олимпийских играх в Монреале. С докладами выступили все ведущие спортивные психологи, определившие задачи на ближайшее время.
Однако время «поджимало», вставал острый вопрос о подготовке к Олимпийским играм в Москве, и руководство страны требовало обязательного успешного выступления не только в «традиционных» советских видах спорта, но и во многих других, где СССР ранее уступал США и некоторым капиталистическим странам. Произошла очередная кадровая перестановка, и в 1978 г. профессор В.М. Мельников стал заведующим кафедрой психологии Государственного центрального института физической культуры и спорта [14].
Подготовка к Играм Олимпиады 1980 г. в Москве дала хороший стимул для развития отечественного спорта и спортивной психологии. Специалисты, работавшие в спорте, были твердо убеждены, что в «физической, технической и тактической подготовке сильнейшие атлеты более или менее сравнялись по своим возможностям, и побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовленности» [3].
Руководители Спорткомитета постоянно требовали всемерного повышения качества психологической работы со спортсменами. Возникла необходимость в организационном и идейном управлении развитием спортивно-психологической науки, появились практические результаты. На Олимпиаде-80 советская команда одержала блестящую победу, и в этой победе был существенный вклад спортивных психологов, многие из которых прошли подготовку под руководством специалистов московской школы. Как следствие, практические спортивные психологи решили объединиться в свое сообщество. В мае 1987 г. впервые в СССР создана Федерация спортивной психологии, одной из задач которой было дальнейшее развитие этой науки в стране [15]. Позже она стала называться Российской ассоциацией спортивной психологии. Одним из знаковых событий в работе федерации стала II Всесоюзная конференция по психологии физического воспитания и спорта (Минск, 1990 г.), на которой собралось рекордное количество спортивных психологов из СССР. Но некоторые делегации (Грузии, республик Прибалтики) по политическим мотивам заявили, что не желают быть в одной организации с российскими психологами. Так появилась первая «трещина» во взаимоотношениях.
К сожалению, спортивные психологи не были «закреплены» в штате олимпийских команд, поэтому на Олимпийских играх 1988 г. в Сеуле психологов было очень мало. Альберт Вячеславович Родионов поехал на Игры как руководитель КНГ и еще как психолог мужской сборной команды по баскетболу. Баскетболисты стали победителями Олимпийских игр.
В первой половине 90-х гг. ХХ в. наступили критические времена для практически ориентированной науки. «Лихие» 90-е не могли не отразиться на работе психологов. Финансирование в сборных командах практически полностью прекратилось, хотя активно реализовывался ранее накопленный большой научный и практический материал. Однако и в это время систематически проводились различные конференции.
Заключение
Выдающиеся советские и российские ученые в XX столетии создавали фундамент научной школы спортивной психологии, способствовали прогрессу в развитии психологической науки, что впоследствии превратилось в благородную традицию. Их методические и теоретические разработки пригодились «наследникам» - российским психологам. Большой опыт, накопленный московскими спортивными психологами, позволил оказывать научную и организационную по-
мощь в создании кафедр психологии в новых институтах физической культуры. Особое значение стало придаваться академической подготовке спортивных психологов в различных университетах страны [16]. Публикации в отечественных и зарубежных журналах, участие наших специалистов в международных конгрессах повышали авторитет отечественной спортивной психологии, в том числе и московской научной школы.
С*)
Литература
1. Пуни, A.Ц. Очерк истории психологии спорта // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - Спб: Питер, 2002. - 384 с.
2. The Development of Russian Sports Psychology in the International Context: from the XIX to the XX Century // Revista de Psicología del Deporte / Journal of Sport Psychology. - Vol. 29. - No. 2. - 2020. - Pp. 139148.
3. Родионов, B.A. Спортивная психология в России: начало пути // Спортивный психолог. - 2010. - № 2 (20). - С. 5-9.
4. Родионов, A.B. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 320 с.
5. Савенков, Г.И. Петр Антонович Рудик и его вклад в психологию спорта // Спортивный психолог. - 2013. -№ 2 (29). - С. 6-10.
6. Юров, ИЛ. А.П. Нечаев - основоположник отечественной психологии, физической культуры и спорта // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы: монография. - Пенза, 2018. - С. 58-66.
7. Непопалов, B.H., Родионов, B.A. Московская школа спортивной психологии // Спортивный психолог. - 2013. -№ 3 (30) - С. 5-8.
8. Родионов, А.В., Уляева, Л.Г. История развития психологии спорта // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. -№ 1. - С. 111-119.
9. Рудик, П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. - М: ФиС, 1958. - 502 с.
10. История кафедры психологии // Спортивный психолог. - 2004. - № 1. - С. 10-15.
11. Родионов, А.В., Непопалов, В.Н. Краткий очерк истории психологии спорта в России // Олимпийский бюллетень. - № 9. - М.: ФиС, 2008. - С. 56-63.
12. Яковлев, Б.П. Основы спортивной психологии: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2010. - С. 72.
13. Неверкович, С.Д., Родионов, А.В. К истории возникновения отечественной прикладной спортивной психологии // Спортивный психолог. - 2009. - № 2. - С. 5-7.
14. Родионов, В.А. История спортивной психологии // Системная психология и социология. - № 2. - 2010. -С. 104-123.
15. Уляева, Л.Г., Оболонский, Ю.В. К вопросу о создании профессионального сообщества спортивных психологов в России (памяти В.А. Родионова) // Живая психология. -2017. - Т. 4. - № 1. - С. 9-14.
16. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник под общ. ред. А.В. Родионова. - М.: Юрайт, 2020. - 251 с.
References
1. Puni, A.Ts. (2002), Essay on the history of sports psychology, In: Sports psychology in the works of domestic specialists. Comp. and the general edition of I.P. Volkov, Saint-Petersburg: Peter, 384 p.
2. Editorial (2020), The Development of Russian Sports Psychology in the International Context: from the XIX to the XX Century, Revista de Psicología del Deporte (Journal of Sport Psychology), vol. 29, no. 2, pp. 139-148.
3. Rodionov, V.A. (2010), Sports psychology in Russia: the beginning of the path, Sportivniy psiholog, no. 2 (20), pp. 5-9.
4. Rodionov, A.V. (2016), Psychology of physical education and sport: textbook for universities, Moscow: Publishing center 'Academy", 320 p.
5. Savenkov, G.I. (2013), Petr Antonovich Rudik and his contribution to the psychology of sports, Sportivniy psiholog, no. 2 (29), pp. 6-10.
6. Yurov, I.A. (2018), A.P. Nechaev - the founder of Russian psychology, physical culture and sports, In: Modern socio-economic processes: problems, regularities, prospects, monograph, pp. 58-66.
7. Nepopalov, V.N. and Rodionov, V.A. (2013), Moscow School of Sports Psychology, Sportivniy psiholog, no. 3 (30), pp. 5-8.
8. Rodionov, A.V., Ulyaeva, L.G. (2011), The history of the development of sports psychology, Psychologiceskiy jurnal, vol. 32, no. 1, pp. 111-119.
9. Rudik, P.A. (1958), Psychology: a textbook for institutes of physical culture, Moscow: Fizicheskaya kul'tura i sport, 502 p.
10. Editorial (2004), History of the Department of Psychology, Sportivniy psiholog, no. 1, pp. 10-15.
11. Rodionov, A.V. and Nepopalov, V.N. (2008), A brief outline of the history of sports psychology in Russia, Olympiy-skiy Bulleten', no. 9, Moscow: Fizicheskaya kul'tura i sport, pp. 56-63.
12. Yakovlev, B.P. (2010), Fundamentals of sports psychology: textbook, Moscow: Sovetskiy sport, p. 72.
13. Neverkovich, S.D. and Rodionov, A.V. (2009), On the history of the origin of domestic applied sports psychology, Sportivniy psiholog, no. 2, pp. 5-7.
14. Rodionov, V.A. (2010), History of Sports Psychology, Systemnaya psychologiya i sociologiya, no. 2, pp. 104123.
15. Ulyaeva, L.G. and Obolonskiy, Yu.V. (2017), On the question of creating a professional community of sports psychologists in Russia (in memory of V.A. Rodionov), Zhivaya psihologiya, vol. 4, no. 1, pp. 9-14.
16. Rodionov, A.V. (Ed.) (2020), Training of a teacher of additional education in the field of physical culture: psychological support in children and youth sports, Textbook, Moscow: Yurayt Publishing House, 1st ed., 251 p.
e*)