СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕНИНГРАДСКАЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Часть 1.
Развитие спортивной психологии в Ленинграде
А.Е. ЛОВЯГИНА, СПбГУ, г. Санкт-Петербург;
Е.Е. ХВАЦКАЯ, НГУ им П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена истории ленинградской научной школы спортивной психологии в советский период. Описаны предпосылки появления и становления спортивной психологии в Ленинграде. Рассказано о деятельности основателя питерской научной школы А.Ц. Пуни, известных ленинградских спортивных психологах и центрах спортивной психологии. Отражены основные результаты научных исследований, освещена практическая работа спортивных
психологов Ленинграда в период 1950-1980 гг.
Ключевые слова: спортивная психология, ленинградская научная школа, спортивный психолог.
LENINGRAD - SAINT PETERSBURG SCIENTIFIC SCHOOL OF SPORT PSYCHOLOGY FROM THE BEGINNING TO OUR DAYS
Part I.
Development of sport psychology in Leningrad
Ä.E. LOVYAGINA, SPbSU, Saint Petersburg city;
E.E. KHVATSKAYA, P.F. Lesgaft NSU, Saint Petersburg city
Abstract
The article is devoted to the history of the Leningrad scientific school of sports psychology in the Soviet period. The prerequisites for the emergence and formation of sports psychology in Leningrad are described. It tells about the activities of the founder of the St. Petersburg scientific school A.Ts. Puni, famous Leningrad sports psychologists and sports psychology centers. The main results of scientific research are reflected and the practical work of sports psychologists of Leningrad in the period
1950-1980 is highlighted.
Keywords: sports psychology, Leningrad scientific school, sports psychologist.
Предпосылки зарождения ленинградской научной школы спортивной психологии
Северная столица всегда была в авангарде развития физической культуры и спорта в России. Уже во второй половине XIX в. в Петербурге начали развиваться многие виды спорта (гимнастика, фигурное катание на коньках, теннис, борьба, гребля и др.), были организованы первые в России спортивные клубы и общества: «Общество любителей шахматной игры» (1853), «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб» (1860), «Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках» (1877) и др. В 1896 г. и 1903 г. в Санкт-Петербурге были проведены чемпионаты мира по конькобежному спорту в классическом многоборье, а в 1903 г. - чемпионат мира по фигурному катанию на коньках.
Будучи столицей Российской империи, Санкт-Петербург являлся крупным научным центром - здесь работали известные ученые, разрабатывались новые идеи и открывались передовые учебные заведения. Огромный вклад в развитие только зарождающейся психологической науки внесли психофизиологические исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Создатель теории физического воспитания, петербургский ученый, педагог, анатом П.Ф. Лесгафт в 1901 г. опубликовал «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», в котором был раздел «Психология движений». П.Ф. Лесгафт преподавал в Императорском Петербургском университете (ныне СПбГУ), его лекции по анатомии слушал Н.А. Панин-Коломенкин, ставший в 1908 г. первым российским олимпийским чемпионом [1]. Среди учеников П.Ф. Лесгафта был и А.П. Нечаев -один из первопроходцев спортивной психологической науки, автор первых книг по спортивной психологии: «Психология физической культуры» (1927) «Психология побед и поражений в шахматной игре» (1928) и др. Выпускник Императорского Петербургского университета А.П. Нечаев в начале своей профессиональной деятельности работал там же в должности приват-доцента. После стажировки в Германии у В. Вундта, основателя экспериментальной психологии, Нечаев в 1908 г. организовал в Петербурге «Общество экспериментальной педагогики» и руководил проведением съездов по экспериментальной педагогике в 1910, 1913 и 1916 гг. [2].
Многие петербургские ученые содействовали развитию спорта. Юрист, историк и один из первых спортивных журналистов России Г.А. Дюперрон активно участвовал в развитии российского футбола и создании Российского олимпийского комитета в 1911 г. [1]. Филолог В.Д. Срезневский популяризировал хоккей с мячом и конькобежный спорт, организовывал Российские Олимпиады и другие турниры, а также возглавлял Российский олимпийский комитет в 1911-1918 гг. [1].
После Великой Октябрьской революции занятия спортом стали доступными для широких масс населения, а не только для обеспеченных представителей дворян-
ства и интеллигенции. В Ленинграде кипела спортивная жизнь: открывались спортивные секции и клубы, строились стадионы, стрелковые тиры, водные станции и т.п., регулярно проводились соревнования и спортивные парады физкультурников. В 1919 г., несмотря на трудности гражданской войны, был открыт Государственный институт физического образования для подготовки специалистов по физической культуре. Создание института происходило на базе курсов руководительниц физического воспитания, открытых в 1896 г. П.Ф. Лесгафтом. В состав преподавателей входили известные ученые: Г.А. Дюперрон, В.И. Бауман, Л.И. Орбели, В.В. Успенский и др. Именно в этом институте в 1929-1932 гг. учился будущий основатель ленинградской школы спортивной психологии А.Ц. Пуни.
А.Ц. Пуни - основатель ленинградской
научной школы спортивной психологии
Основоположник спортивной психологии Ленинграда, Авксентий Цезаревич Пуни (1898-1985) с юных лет любил спорт, сам занимался фигурным катанием на коньках и футболом, проявляя себя при этом еще и в качестве прекрасного организатора. Обучаясь в гимназии, он в 1914 г. создал общество «Спорт», а в 1917-м стал руководителем «Общества любителей спорта». Связав свою жизнь со спортивной наукой, А.Ц. Пуни в 1927 г. провел свое первое исследование «Психофизиологическое влияние пинг-понга». А.Ц. Пуни отличался активной жизненной позицией и чувством долга, участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, причем в 1941 г., уже имея бронь по возрасту, он пошел на фронт добровольцем. Был награжден боевыми наградами. В трудные послевоенные годы, благодаря таланту и незаурядным личным качествам А.Ц. Пуни, в Ленинграде появилась научная школа спортивной психологии. Объединив коллег и учеников, А.Ц. Пуни в 1946 г. открыл кафедру спортивной психологии в Государственном институте физической культуры им П.Ф. Лесгафта, ставшую ведущим центром учебной и научной деятельности ленинградских спортивных психологов.
Под руководством А.Ц. Пуни коллектив кафедры успешно реализовывал образовательные, научные и методические задачи: разработку учебных программ и курсов по психологии для тренеров, изучение психологических особенностей спортивной деятельности и психологических факторов подготовки спортсменов, создание учебников и учебных пособий. Сам А.Ц. Пуни защитил первую в стране докторскую диссертацию по психологии спорта (1952), а также опубликовал монографию «Очерки психологии спорта» и целый ряд работ, внесших огромный вклад в развитие психологической науки [3-7, и др.]. Труды А.Ц. Пуни получили широкое признание, он был избран почетным членом Европейской и Всемирной федераций спортивной психологии (ФЕПСАК и ИССП), а также награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Дружбы Народов и многими медалями, среди которых Золотая медаль Спорткомитета СССР.
Развитие спортивной психологии продолжили ученики и последователи А.Ц. Пуни: Ю.Я. Киселёв, Г.Д. Горбунов, Ю.Л. Ханин, Н.Б. Стамбулова, Р.М. Загайнов и др. А в настоящее время спортивную психологию «двигают вперед» уже ученики учеников основателя ленинградской научной школы спортивной психологии. Открытая А.Ц. Пуни кафедра психологии с 1992 г. носит его имя, и каждый год в память о знаменитом ученом в день его рождения проводится научная конференция.
Ленинградская научная школа спортивной психологии в 1950-1980 годы
В 1950-1960 гг. ленинградская спортивная психология развивалась в научном и учебном плане. Первые спортивные психологи фокусировались на изучении психомоторных функций в спортивной деятельности и разработках рекомендаций по обучению и совершенствованию двигательных навыков. Именно в эти годы были открыты специфические восприятия спортсменов: чувство воды, чувство мяча и др. [3, 8]. Были проведены крупномасштабные исследования проявления воли у представителей различных видов спорта, итогом которых стало выделение волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, выдержка и др.) как волевых усилий, направленных на преодоление конкретных трудностей вида спорта [6]. (До этого специалисты пользовались понятием «воля», а понятие «волевые качества» в психологической науке отсутствовало.) Важно, что были описаны не только особенности разных волевых качеств и их структура, но также показаны пути их формирования [6]. Большое внимание уделялось изучению психического состояния спортсменов на соревнованиях: были выделены и описаны состояния предстартовой лихорадки, апатии, боевой готовности, а также сформулировано понятие «психическая готовность спортсмена к соревнованию» [4, 5]. Помимо вышеуказанных, проводились исследования нервной системы, внимания и памяти у спортсменов, изучались психолого-педагогические аспекты деятельности тренеров, разрабатывались методики диагностики психических свойств, процессов и состояний в спортивной деятельности.
К 1970-1980 гг. накопленное научно-методическое наследие А.Ц. Пуни и его соратников позволило уже внедрять результаты психологических исследований в практику психологической помощи спортсменам и тренерам [9, 10, 11]. Ленинградские специалисты (Горбунов Г.Д., Киселев Ю.Я., Ханин Ю.Л. и др.) работали не только со спортсменами родного города, но и трудились в составе комплексных научных групп (КНГ) в сборных командах СССР по разным видам спорта. Работа в КНГ не ограничивалась научными исследованиями, кроме этого, психологи консультировали тренеров, готовили спортсменов к стартам, оптимизировали негативные тренировочные и соревновательные состояния. Нередко спортивные психологи из Ленинграда помогали спортсменам при подготовке к чемпионатам мира и Европы, Олимпийским играм и другим крупным турнирам.
Важно отметить, что в те годы профессия психолога была малоизвестна, поэтому спортивные руководители и тренеры относились к работе психолога со спортсменами с недоверием. Первым спортивным психологам-практикам надо было личным примером доказывать необходимость психологической помощи спортсмену. В этом плане показательным является пример Г.Д. Горбунова. Он открыл кабинет занятий психической саморегуляцией для спортсменов школы-интерната спортивного профиля г. Ленинграда. Оплата работы такого кабинета не была предусмотрена нормативными документами, и Геннадий Дмитриевич бесплатно обучал спортсменов дыхательным упражнениям, приемам релаксации и др., а также консультировал тренеров. Результаты его работы впечатлили спортивное руководство, и в 1971 г. Г.Д. Горбунова пригласили работать со сборной Ленинграда по плаванию, а в 1982 г. он стал первым штатным психологом национальной сборной СССР (по плаванию).
К 1980-м годам в Ленинграде работало несколько центров спортивной психологии:
- кафедра психологии Государственного института физической культуры им П.Ф. Лесгафта (руководители:
A.Ц. Пуни, Т.Т. Джамгаров, И.П. Волков);
- кафедра теоретических основ физического воспитания в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (руководитель Е.П. Ильин);
- лаборатория психологии Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры (руководитель Ю.Я. Киселев);
- научно-исследовательская лаборатория Ленинградского военного института физической культуры (руководитель В.Л. Марищук);
- лаборатория спортивной психологии в Ленинградском государственном университете (руководитель
B.К. Сафонов).
В 1982 г. впервые в СССР началась подготовка спортивных психологов, имеющих базовое психологическое образование - по инициативе Спорткомитета СССР на факультете психологии Ленинградского государственного университета была открыта специализация «Спортивная психология». У руля специализации стоял В.К. Сафонов, а в подготовке будущих спортивных психологов участвовали известные специалисты: Г.Д. Горбунов, Е.П. Ильин, Ю.Я. Киселёв, В.Л. Марищук, Ю.Л. Ханин.
В 1980-1990 годы проблематика научных исследований ленинградских спортивных психологов была связана с вопросами психологической подготовки спортсменов к соревнованиям [11, 12, 13], задачами формирования спортивно важных качеств [11, 14], изучением психических состояний спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности [12, 13, 15], проблемами общения и взаимодействия в спортивных коллективах [14, 16]. Благодаря разработкам ученых с берегов Невы, в обиход спортивных специалистов вошли понятия «психическое напряжение в спортивной деятельности» [11] и «психическая надежность спортсмена» [13]. Расширились представления о психических состояниях спортсменов: были
описаны состояния врабатываемости, утомления, моно-тонии, психического пресыщения, стресса и др. [11, 12, 15]. Разрабатывался диагностический инструментарий [17] и была создана комплексная система диагностики на разных этапах психологического обеспечения спортивной подготовки [13]. В психологической подготовке спортсмена были выделены мероприятия подготовки к тренировочной деятельности, общей и специальной подготовки к соревнованиям, а также подготовки тренерского состава [11].
В Ленинграде большое влияние на научно-исследовательскую работу спортивных психологов оказывала научная школа психологии Б.Г. Ананьева (факультет психологии ЛГУ). Участие в совместных семинарах, дискуссиях и конференциях расширяло научные представления о психике человека и плодотворно сказывалось на качестве научных разработок применительно к задачам спортивной деятельности. Лидеры общей и спортивной психологии - Б.Г. Ананьев и А.Ц. Пуни - поддерживали дружеские отношения. Б.Г. Ананьев высоко оценивал перспективы изучения психики человека в спортивной деятельности и приветствовал развитие спортивной психологии как отрасли психологической науки.
Ленинградские спортивные психологи всегда сотрудничали с коллегами из других городов, участвовали во всех Всесоюзных симпозиумах и научных конференциях, публиковали совместные учебные пособия и сборники
научных работ. Издательство ГДОИФК им П.Ф. Лес-гафта выпускало сборник «Вопросы психологии спорта». В 1956 г. в Ленинграде по инициативе А.Ц. Пуни было проведено первое в СССР Всесоюзное совещание по спортивной психологии.
Несмотря на идеологические трудности, характерные для тех времен, постепенно налаживались контакты и с коллегами из других стран. Благодаря усилиям Ю.Л. Ханина, были переведены и адаптированы для русскоязычной аудитории методики Ч. Спилбергера и выпущен международный сборник «Стресс и тревога в спорте» [18]. В 1984 г. в Ленинграде состоялось выездное заседание Европейской федерации спортивной психологии (ФЕПСАК).
К концу 1980-х годов ленинградская научная школа спортивной психологии представляла собой сплоченный коллектив, включающий как всемирно известных специалистов, так и только начинающих психологов.
Спортивные психологи из Ленинграда успешно решали научные задачи, оказывали психологическую помощь спортсменам и тренерам, участвовали в подготовке тренеров и преподавателей физической культуры, а также готовили свой резерв - будущих спортивных психологов. Традиции ленинградской школы и мастерство ее специалистов передавались в руки тех, кому предстояло проявить себя на поприще спортивной психологии в новой России.
Литература
1. Журавлев, АЛ. Историческая преемственность отечественной психологии / А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. - С. 180-189.
2. Самуйлова, И.А. Университет Олимпийский. Спортивный мир Петербургского университета / И.А. Самуйлова, Н.Я. Олесич. - СПб: Знаменитые универсанты, 2013. - С. 38-63.
3. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1959. - 307 с.
4. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт,
1969. - 82 с.
5. Пуни, А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. - Л.: ГДОИФК, 1973. - 168 с.
6. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни. - Л.: ГДОИФК, 1977. -244 с.
7. Пуни, А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. -Л.: ГДОИФК, 1979. -106 с.
8. Гагаева, Г.М. Психология футбола / Г.М. Гагаева. -М.: Физкультура и спорт, 1969. - 215 с.
9. Богданова, Д.Я. Проблемы психологии спорта. Сб. науч. тр. / Д.Я. Богданова, Ю.Я. Киселев. - Л.: ГДОИФК,
1970. - 118 с.
10. Джамгаров, Т.Т. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пос. для ИФК / Т.Т. Джамгаров, А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.
11. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
12. Бундзен, П.В. Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов. Сб. науч. тр. / П.В. Бундзен, Ю.Я. Киселёв. - Л.: ЛНИИФК, 1989. - 173 с.
13. Ильин, Е.П. Психология спорта. Современные направления в психологии. Учебное пособие / Е.П. Ильин, Ю.Я. Киселев, В.К. Сафонов. - Л.: Ленинградский университет, 1989. - 96 с.
14. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
15. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания (Деятельность и состояния) / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1980 - 199 с.
16. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.
17. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
18. Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей по психологии спорта / Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287 с.
С*)
References
1. Zhuravlev, A.L., Haritonova, E.V. and Holondo-vich, E.N. (2019), Historical continuity of Russian psychology, Moscow: Izadel'stvo "Institut psihologii RAN", pp. 180189.
2. Samuylova, I.A. and Olesich, N.Y. (2013), Olympic University. The sports world of St. Petersburg University, St. Petersburg: Znamenitye universanty, pp. 38-63.
3. Puni, A.C. (1959), Essays on Sports Psychology, Moscow: Fizukul'tura i sport, 307 p.
4. Puni, A.C. (1969), Psychological preparation for competition in sports, Moscow: Fizukul'tura i sport, 82 p.
5. Puni, A.C. (1973), Some psychological questions of readiness for competition in sports, Leningrad: GDOIFK, 168 p.
6. Puni, A.C. (1977), Psychological foundations of strong-willed training in sports, Leningrad: GDOIFK, 244 p.
7. Puni, A.C. (1979), Process and system of links of psychological preparation for competitions in sports, Leningrad: GDOIFK, 106 p.
8. Gagaeva, G.M. (1969), The psychology of football, Moscow: Fizukul'tura i sport, 215 p.
9. Bogdanova, D.Ya. and Kiselyov, Y.Ya. (1970), Problems of sports psychology. Collection of scientific papers, Leningrad: GDOIFK, 118 p.
10. Puni, A.C. and Dzhamgarov, T.T. (1979), Psychology of physical education and sports: Textbook. pos. for IFK, Moscow: Fizukul'tura i sport, 143 p.
11. Gorbunov, G.D. (1986), Psychopedagogy of sports, Moscow: Fizukul'tura i sport, 208 p.
12. Bundzen, P.V. and Kiselyov, Y.Ya. (1989), Diagnostics and correction of mental states in athletes. Collection of scientific papers, Leningrad: LNIIFK, 173 p.
13. Ilyin, E.P., Kiselyov, Y.Ya. and Safonov, V.K. (1989), Sports psychology. Modern trends in psychology. Textbook, Leningrad: Leningradskiy universitet, 96 p.
14. Ilyin, E.P. (1983), Psychophysiology of physical education (Factors affecting the effectiveness of sports activity), Moscow: Prosveshchenie, 233 p.
15. Ilyin, E.P. (1980), Psychophysiology of Physical Education (Activities and Conditions), Moscow: Prosve-shchenie, 199 p.
16. Hanin, Y.L. (1980), Psychology of communication in sports, Moscow: Fizukul'tura i sport, 208 p.
17. Marishchuk, V.L., Bludov, Y.M., Plahtienko, V.A. and Serova, L.K. (1984), Methods of psychodiagnostics in sports, Moscow: Prosveshchenie, 256 p.
18. Hanin, Y.L. (1983), Stress and anxiety in sports. International collection of scientific articles on sports psychology, Moscow: Fizukul'tura i sport, 287 p.
e*)