Научная статья на тему 'Индивидуальные предпосылки развития произвольной регуляции спортсменов в век цифровых технологий'

Индивидуальные предпосылки развития произвольной регуляции спортсменов в век цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОЛЯ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АСИММЕТРИИ / SPORTS PEDAGOGY / WILL / ARBITRARY REGULATION / INTERNET DEPENDENCE / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвин Виктор Анатольевич, Москвина Нина Викторовна

Рассмотрены актуальные вопросы формирования волевых качеств человека в век цифровых технологий и распространения интернета с позиций функциональных асимметрий и межполушарных отношений, отражающие индивидуальные предпосылки развития произвольной регуляции. Исследованы особенности регулятивных функций и интернет-зависимости у студентов спортивного вуза с разными признаками межполушарных асимметрий головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PRECONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ARBITRARY REGULA TION OF A THLETES IN THE CENTURY OF DIGITAL TECHNOLOGIES

The current issues of the formation of human volitional qualities in the digital age and the spread of the Internet from the standpoint of functional asymmetries and inter-hemispheric relations, reflecting the individual prerequisites for the development of arbitrary regulation, are considered. The features of regulatory functions and Internet dependence among students of a sports university with different signs of partial asymmetries are investigated.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные предпосылки развития произвольной регуляции спортсменов в век цифровых технологий»

УДК 796.01:378.14

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ В ВЕК ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.А. Москвин, Н.В. Москвина

Рассмотрены актуальные вопросы формирования волевых качеств человека в век цифровых технологий и распространения интернета с позиций функциональных асимметрий и межполушарных отношений, отражающие индивидуальные предпосылки развития произвольной регуляции. Исследованы особенности регулятивных функций и интернет-зависимости у студентов спортивного вуза с разными признаками межполушарных асимметрий головного мозга.

Ключевые слова: спортивная педагогика, воля, произвольная регуляция, интернет-зависимость, индивидуальные особенности, асимметрии.

Волевая регуляция в педагогике и психологии рассматривается как самостоятельный психический феномен или процесс. При этом основное внимание уделяется интеллектуальным, эмоциональным и волевым качествам данного процесса. Е.П. Ильин отмечает важность учета фактора волевой регуляции в тренировках спортсменов [1]. Проблема индивидуальных различий важна не только при изучении особенностей студентов в педагогике индивидуальности [2], но и в спортивной педагогике и психологии при подготовке высококвалифицированных спортсменов.

Большое внимание обращается на необходимость формирования и воспитания волевых качеств у детей и подростков. Проблема эта приобретает особое значение сегодня, в век массового распространения интернета и цифровых технологий, что не всегда, к сожалению, позитивно отражается на состоянии психического здоровья подрастающего поколения. Уже давно существует такой термин, как «интернет-зависимость». Это состояние вполне официально занесено в мировой реестр психических аномалий. Интенсивное развитие цифровых технологий, конечно, имеет отношение к спорту и спортивной практике, что, в частности, уже нашло свое выражение в виде возникновения такого направления в спорте, как киберспорт. В связи с этим возникает закономерный вопрос о влиянии интернета и цифровых технологий на особенности развития и психику молодых людей, особенно с учетом особенностей и развития самостоятельности и произвольной регуляции собственного поведения.

Диагностика характеристик мотивационной сферы и волевой регуляции является основополагающей в российской психологии [3-5]. Также важна спортивная работа по подбору и подготовке высоко-

квалифицированных спортсменов. Эта проблема уже давно находится на первых позициях для спортивных педагогов и психологов. Рассмотрим взгляды ведущих представителей отечественной науки на проблему произвольного регулирования человека.

Обзор проблемы. Положение теории проф. А.Р. Лурия [6] о доминировании областей мозга предполагает, что основа индивидуальных различий в норме обусловлена разнообразием комбинаций частичного доминирования областей мозга. Это определяет их вклад в процессы реализации высших психических функций. Функциональные асимметрии сегодня успешно изучаются с использованием критериев А.Р. Лурия, которые ориентированы на оценку «парциального левшества», или признаков частичного доминирования определенных зон мозга, которые в настоящее время включены в «Карту латеральных признаков». Автор (А.Р. Лурия) говорил о наличии «плюс-симптомов» и «минус-симптомов» в функционировании психики. «Плюс симптомы», например, в виде частичного доминирования зрительных областей правого полушария, обеспечивают более быструю обработку зрительно-пространственной информации. Соответственно доминирование определенных частей мозга усиливает их функции (например, в области двигательной активности), что также актуально для проблемы двигательной одаренности спортсмена.

Диагностика функциональной асимметрии мозга (ФАМ) в спортивной педагогике сегодня очень важна (с точки зрения выявления одаренности в определенных областях психики, например, в двигательной). Тренировка спортсменов высокого класса часто проводится на уровне экстремальных физических и психических нагрузок, что требует обязательного учета индивидуальных особенностей спортсмена.

Говоря о волевых качествах спортсмена, А.С. Пуни выделил три основных компонента левого акта: познавательный, эмоциональный и исполнительский [7]. По его мнению, препятствия являются важным условием для активизации и развития свободы. Понимание внутренних барьеров как чисто психических явлений (неблагоприятных эмоциональных и конфликтных психических состояний) не всегда оправдано, поскольку психические явления являются субъективной стороной объективных изменений и условий. Внешние и внутренние препятствия взаимодействуют, проявляются в трудностях различной степени [7].

Под руководством П.А. Рудик [8] на кафедре психологии ГЦОЛИФК был проведен ряд успешных работ по четырем направлениям:

1. Изучение характеристик различных психологических процессов как важнейших компонентов физических упражнений.

2. Экспериментальные исследования сенсорных процессов и двигательных реакций в их связи с физическими упражнениями.

3. Психологическое изучение проблемы физической активности и спортивной тренировки.

4. Исследование проблемы воспитания волевой личности в спорте. Волю П. А. Рудик считал синонимом регулирования, основной функцией которого является целенаправленное преодоление препятствий [8].

Развивая традиции П.А. Рудика, на кафедре психологии ГЦОЛИФК сегодня успешно изучают особенности функций произвольной регуляции спортсменов с позиций современной спортивной психофизиологии [9]. Получены новые данные, свидетельствующие о наличии индивидуальных предпосылок для волевого регулирования, связанных с особенностями ФАМ. Выявлены индивидуальные особенности предрасположенности к риску и импульсивности на примере студентов спортивного университета с различными признаками доминирования регуляторного блока головного мозга. Установлено, что особенности контроля действий обусловлены индивидуальной асимметрией мозга.

Изучение волевых и мотивационных качеств подростков (исследование проводилось на основе обучения фигурному катанию в школах Австрии, Вена) привели к следующим выводам. Более высокие показатели мотивации достижения были отмечены в группе спортсменов с признаками доминирования левого полушария. Они также обнаружили более высокий уровень эмоциональной стабильности (фактор C в тесте R. Cattell). Такие подростки более самодостаточны и менее зависимы от группы (фактор Q2). Они также показывают более высокий уровень самоконтроля (фактор Q3). Это свидетельствует о более высоком уровне развития независимости и произвольного регулирования поведения и самореализации (статистически значимые различия).

Исследованы также регуляторные функции у 130 студентов спортивного вуза в возрасте 17-18 лет, учитывались такие факторы, как зависимость от интернета или независимость. Обнаружены индивидуальные различия - более высокий уровень регуляторных функций и независимость от интернета связаны с преобладанием доминирования левого полушария и наоборот. В психодиагностических методах они имеют более высокие показатели для G-фактора теста R. Cattell («нормативность поведения») и по шкале «Future» (ориентация на будущее) в методике F. Zimbardo [10].

Выводы. Показатели у преобладания «правого полушария» и «левого полушария» имеют значительные различия, связанные с индивидуальными особенностями межполушарной асимметрии. Подростки с доминирующим положением левого полушария демонстрируют тенденцию к авторитарному поведению, высокий уровень мотивации к успеху, тенденцию к риску и соперничеству, более высокий уровень организационных навыков. Студенты спортивного университета (с преобладанием правой латеральности в моторных и сенсорных сферах, так

называемая «левополушарные») чаще ведут себя в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, способны спрогнозировать свои действия и поведение, значительно мотивированы для достижения будущих целей. Они не исповедуют принципов гедонизма и готовы жертвовать удовольствием ради будущего успеха. Они также более дисциплинированы. Следует отметить, что эти особенности (взаимосвязь между более высоким уровнем регулирования и мотивацией к успеху) более выражены у мужчин, у женщин эти цифры менее значимы. Данные проведенных исследований свидетельствуют о более высоком уровне волевых и мотивационных процессов у лиц с преобладанием левого полушария и слабость регуляторных процессов в группах интернет-зависимых лиц. Полученные ранее данные о накоплении признаков доминирования в правом полушарии среди наркозависимых могут быть распространены на интернет-зависимые субъекты, что свидетельствует о слабости функций произвольного регулирования и самостоятельности.

Соответственно предположение о том, что волевая и мотивационная сферы у подростков-спортсменов ассоциируются с индивидуальными особенностями (в виде индивидуальных предпосылок произвольного регулирования), подтверждается. Это необходимо учитывать в спортивной педагогике при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00856 А

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2000. 572 с.

3. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.: Смысл, 2011. 368 с.

4. Психология физической культуры и спорта / под ред. А.В. Родионова. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 368 с.

5. Родионов А.В. Практика психологии спорта. Ташкент: Lider Press, 2008. 236 с.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга: 3-е изд. М.: Академический Проект, 2000. 512 с.

7. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л.: Изд-во ГДОИФК, 1977.

8. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962. С. 9-20.

9. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Tsangl N. Personal characteristics and motivation achievements of success in teenagers-figurers in connection with the peculiarities of asymmetry // European Science Review. 2017. № 7-8. P. 90-91.

10. Moskvin V., Moskvina N. Individual peculiarities of students with manifestations of internet addiction // European Science Review. 2018. № 7-8. P. 205-207.

Москвин Виктор Анатольевич, д-р психол. наук, проф., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Москвина Нина Викторовна, канд. психол. наук, доц., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

INDIVIDUAL PRECONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ARBITRARY REGULA TION OF A THLETES IN THE CENTURY OF DIGITAL TECHNOLOGIES

V.A. Moskvin, N. V. Moskvina

The current issues of the formation of human volitional qualities in the digital age and the spread of the Internet from the standpoint of functional asymmetries and inter-hemispheric relations, reflecting the individual prerequisites for the development of arbitrary regulation, are considered. The features of regulatory functions and Internet dependence among students of a sports university with different signs of partial asymmetries are investigated.

Key words: sports pedagogy, will, arbitrary regulation, internet dependence, individual characteristics, asymmetry.

Moskvin Victor Anatolievich, doctor of psychological sciences, professor, 1700018v@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Moskvina Nina Victorovna, candidate of psychological sciences, associate professor, 1700018v@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

Reference

1. Il'in E.P. Psihologiya sporta. SPb.: Piter, 2009. 352 s.

2. Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Osnovy pedagogiki individual'nosti. Kaliningrad: Kaliningr. gos. un-t, 2000. 572 s.

3. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Mezhpolusharnye asimmetrii i individual'nye razlichiya cheloveka. M.: Smysl, 2011. 368 s.

4. Psihologiya fizicheskoj kul'tury i sporta / pod red. A.V. Rodionova. M.: Izdat. centr «Akademiya», 2010. 368 s.

5. Rodionov A.V. Praktika psihologii sporta. Tashkent: Lider Press, 2008. 236 s.

6. Luriya A.R. Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narusheniya pri lokal'nyh porazheniyah mozga: 3-e izd. M.: Akademicheskij Proekt, 2000. 512 s.

7. Puni A.C. Psihologicheskie osnovy volevoj podgotovki v sporte. L.: Izd-vo GDOIFK, 1977.

8. Rudik P.A. Psihologicheskie osnovy moral'no-volevoj podgotovki sportsmena // Problemy psihologii sporta. M.: FiS, 1962. S. 9-20.

9. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Tsangl N. Personal characteristics and motivation achievements of success in teenagers-figurers in connection with the peculiarities of asymmetry // European Science Review. 2017. № 7-8. P. 90-91.

10. Moskvin V., Moskvina N. Individual peculiarities of students with manifestations of internet addiction // European Science Review. 2018. № 7-8. P. 205-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.