Научная статья на тему 'Произвольная регуляция человека и ее связь с зависимостью от Интернета'

Произвольная регуляция человека и ее связь с зависимостью от Интернета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WILL / ARBITRARY REGULATION / INTERNET ADDICTION / DIFFERENTIAL PSYCHOPHYSIOLOGY / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / ВОЛЯ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвин В. А., Москвина Н. В.

Рассмотрены взгляды ведущих отечественных психофизиологов и спортивных психологов (А.Р Лурия, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик) на проблему произвольной регуляции, проанализированы современные исследования волевых процессов человека с учетом достижений современной психологии и психофизиологии, а также с позиций межполушарных отношений. Исследованы особенности регулятивных функций у интернет-зависимых (студенты вуза 17 18 лет, n = 120) с разными признаками парциальных асимметрий по А.Р Лурия. Приведенные данные показывают значимость доминирования структур левого полушария в реализации волевых возможностей человека и их обратную связь с интернет-зависмостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARBITRARY REGULATION OF MAN AND ITS CONNECTION WITH DEPENDENCE ON THE INTERNET

The views of leading Russian psychophysiologists and sports psychologists (A.R. Luria, A.T Puni, PA. Rudik) on a problem of arbitrary regulation are considered in the presented research. Modern studies of human volitional processes are analyzed, taking into account achievements of modern psychology and psychophysiology, as well interhemispheric relationships. The work reveals features of regulatory functions in Internet addicts (university students aged 17-18 years, n = 120) with different signs of partial asymmetries according to A.R. Luria. These data show the significance of the dominance of the left hemisphere structures in the implementation of human willpower and their feedback with Internet addiction.

Текст научной работы на тему «Произвольная регуляция человека и ее связь с зависимостью от Интернета»

Библиографический список

1. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодёжи как основа формирования и развития личности. Современные научные исследования и инновации. 2016; 12 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Религиозно-философская библиотека. Москва: Изд-во Библиополис, 2008.

3. Абраменко Н.Ю. К вопросу о вере как духовно-нравственной основе для профессионального становления педагога. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6: (73): 26 - 28.

4. Королева Н.Ю., Рыжова Н.И., Трубина И.И. Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2018. 6 (73): 109 - 112.

5. Чжу Ф. Развитие социальных компетенций студентов в коллективных мероприятиях вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 112 - 115.

References

1. Scheulova E.A., Nikolaeva A.E. Duhovno-nravstvennoe vospitanie sovremennoj molodezhi kak osnova formirovaniya i razvitiya lichnosti. Sovremennye nauchnye issledovaniya iinnovacii. 2016; 12 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749

2. Il'in I.A. Put' duhovnogo obnovleniya. Religiozno-filosofskaya biblioteka. Moskva: Izd-vo Bibliopolis, 2008.

3. Abramenko N.Yu. K voprosu o vere kak duhovno-nravstvennoj osnove dlya professional'nogo stanovleniya pedagoga. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6: (73): 26 - 28.

4. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Trubina I.I. Formirovanie virtual'noj social'no-obrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedeniya kak uslovie povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018. 6 (73): 109 - 112.

5. Chzhu F. Razvitie social'nyh kompetencij studentov v kollektivnyh meropriyatiyah vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 112 - 115.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 378

Moskvin V.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Moskvina N.V., Cand. of Sciences (Psychology), Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

ARBITRARY REGULATION OF MAN AND ITS CONNECTION WITH DEPENDENCE ON THE INTERNET. The views of leading Russian psychophysiologic and sports psychologists (A.R. Luria, A.T. Puni, P.A. Rudik) on a problem of arbitrary regulation are considered in the presented research. Modern studies of human volitional processes are analyzed, taking into account achievements of modern psychology and psychophysiology, as well interhemispheric relationships. The work reveals features of regulatory functions in Internet addicts (university students aged 17-18 years, n = 120) with different signs of partial asymmetries according to A.R. Luria. These data show the significance of the dominance of the left hemisphere structures in the implementation of human willpower and their feedback with Internet addiction.

Key words: will, arbitrary regulation, Internet addiction, differential psychophysiology, individual characteristics.

В.А. Москвин, д-р. психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК),

г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.В. Москвина, канд. психол. наук, доц., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

(ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ СВЯЗЬ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ИНТЕРНЕТА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00856 А: «Индивидуальные особенности психического здоровья человека и его психофизиологические предпосылки (на примере исследования особенностей интернет-аддикции)».

Рассмотрены взгляды ведущих отечественных психофизиологов и спортивных психологов (А.Р Лурия, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик) на проблему произвольной регуляции, проанализированы современные исследования волевых процессов человека с учетом достижений современной психологии и психофизиологии, а также с позиций межполушарных отношений. Исследованы особенности регулятивных функций у интернет-зависимых (студенты вуза 17 - 18 лет, n = 120) с разными признаками парциальных асимметрий по А.Р. Лурия. Приведенные данные показывают значимость доминирования структур левого полушария в реализации волевых возможностей человека и их обратную связь с интернет-зависмостью.

Ключевые слова: воля, произвольная регуляция, интернет-зависимость, дифференциальная психофизиология, индивидуальные особенности.

Введение. Воля в психологии рассматривается как самостоятельное психическое явление наряду с разумом и эмоциями, из чего следует выделение трех сфер личности и трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Е.П. Ильин отмечает важность волевой регуляции в психологии спорта [1]. На это же указывал и А.Р Лурия [2]. Проблема индивидуальных особенностей волевой регуляции имеет большое значение в отечественной психологии [3 - 5]. Также она важна и в спортивной психологии при отборе и подготовки спортсменов высокой квалификации и уже давно находится в центре внимания спортивных психологов [6 - 9]. Рассмотрим взгляды ведущих представителей отечественной дифференциальной и спортивной психофизиологии на проблему волевой регуляции человека.

А.Р. Лурия. Концепция А.Р Лурия [2] о парциальном доминировании зон мозга позволяет говорить о том, что основы индивидуальных различий здоровых людей связаны с вариабельностью сочетаний парциального доминирования сенсорных и моторных признаков (что определяет разный их вклад в процессы реализации высших психических функций). Для изучения особенностей функциональных асимметрий человека в настоящее время широко используются методики А.Р Лурия, направленные на оценку «парциального левшества» (или парциального доминирования определенных зон мозга), а также пробы других авторов, включенных в «Карту латеральных признаков» [3]. А.Р Лурия, который

также является одним из основателей отечественной психофизиологии, касаясь проблемы способностей и одаренности в целом, говорил о наличии «плюс-симптомов» и «минус-симптомов» в функционировании психики. «Плюс-симптомы», например, в виде парциального доминирования зрительных зон правого полушария обеспечивают более быструю переработку зрительно-пространственной информации (с учетом специализации правого полушария для реализации данной функции). «Плюс-симптомы» в виде парциального доминирования височных (слуховых) зон правого полушария обеспечивают более быструю переработку музыкальной информации (мелодия, звуки), а при парциальном доминировании височных зон левого полушария происходит более качественная переработка слухо-речевой информации. Т.о., парциальное доминирование определенных зон мозга усиливает соответствующие функции (в том числе, и в сфере двигательной активности), что имеет прямое отношение и к проблеме двигательной одаренности в спорте [3].

Учет особенностей функциональных асимметрий мозга (ФАМ) в спортивной деятельности имеет большое значение в плане выявления одаренности в определенных сферах психики (например, в двигательной сфере), что связано с парциальным доминированием лобных (двигательных) отделов мозга, в особенности его левой лобной доли. Воспитание спортсменов высокого класса часто ведется на уровне предельных физических и психических напряжений, что

определяет углубление научных представлений о физиологических механизмах совершенствования функциональных резервов человеческого организма в процессе адаптации к возрастающим нагрузкам и требует обязательного учета индивидуальных особенностей спортсмена (в т.ч., и латеральных) [6-9].

А.Ц. Пуни. А.Ц. Пуни выделял в волевом акте три компонента: познавательный (поиск правильного решения, самооценка результатов волевых действий); эмоциональный (самомотивировка, усиление); исполнительский (физическая регуляция посредством сознательного принуждения) [4]. В концепции Пуни воля определяется как «деятельная сторона разума и моральных чувств, позволяющая человеку управлять самим собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности». По мнению Пуни А.Ц., препятствия - необходимое условие актуализации и развития воли. Они возникают вследствие несоответствия возможностей человека (его представлений, мыслей, чувств, действий) объективным условиям и особенностям деятельности и делятся на внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимались любые объективные условия и особенности внешней среды и деятельности, которые становятся помехой в достижении цели, в решении частных задач; под внутренними препятствиями - возникающие под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека объективные изменения и состояния внутренней среды его организма, служащие помехой в достижении целей. По мнению Пуни А.Ц., понимание внутренних препятствий только как чисто психических явлений (неблагоприятных эмоциональных и конфликтных психических состояний) не всегда обоснованно, т. к. психические явления - вторичные, производные, субъективная сторона объективных изменений и состояний внутренней среды организма. Внешние и внутренние препятствия взаимодействуют, проявляясь в трудностях различной степени [4].

П.А. Рудик. Под руководством П.А. Рудика [5] на кафедре психологии ГЦОЛИФК были осуществлены исследования по четырем основным направлениям: к первой группе относятся исследования характерных особенностей различных психологических процессов, как существенных компонентов физических упражнений. Ко второй - экспериментальные исследования некоторых сенсорных процессов и двигательных реакций в их отношении к физическим упражнениям. К третьей - психологические исследования по проблеме обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки. К четвертой - исследования по проблеме воспитания волевых качеств

Библиографический список

личности при занятиях физическими упражнениями и спортом. П.А. Рудик рассматривал волю как способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внешние препятствия. Воля является синонимом волевой регуляции, функция которой - преодоление трудностей и препятствий [5].

Сегодня на кафедре психологии РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), продолжая традиции П.А. Рудика, проводятся дальнейшие исследования волевых процессов у спортсменов с позиций современной психофизиологии [6 - 9]. Получены новые данные, которые свидетельствуют о наличии индивидуальных особенностей волевой регуляции человека, связанных с особенностями ФАМ. Выявлены индивидуальные особенности склонности к риску и импульсивности на примере студентов спортивного вуза с разными признаками доминирования регулятивного блока мозга. Исследованы особенности контроля за действием, обусловленные функциональными асимметриями. Исследованы особенности регулятивных функций у интернет-зависимых (на примере студентов вуза 17 - 18 лет, п = 120) с разными признаками парциальных асимметрий по А.Р. Лурия. Выявлены индивидуальные различия - более высокий уровень интернет-зависимости связан с преобладанием правополушарного доминирования [7].

Полученные данные свидетельствуют о преобладании левых профилей асимметрии у интернет-аддиктов, что можно рассматривать в качестве нейропси-хологических предпосылок развития не только наркотической и алкогольной, но и интернет-зависимости. Это перекликается с идеей Л. Миллера [10] о наличии единого «когнитивного стиля» наркоманов и алкоголиков - комплекса нейропси-хологических и психопатологических особенностей, предрасполагающих к развитию зависимости. Недостаточность функций лобной коры левого полушария возможно является неблагоприятным прогностическим фактором и в отношении формирования состояний интернет-зависимости [7].

Выводы. Данные проведенных исследований свидетельствуют о более высоком уровне волевых и мотивационных процессов у левополушарных индивидов и о слабости регуляторных процессов в группах интернет-зависимых лиц. Ранее полученные нами данные о накоплении признаков правополушарного доминирования у химических аддиктов могут быть распространены и на инте-нет-зависимых субъектов, что указывает на слабость функций произвольной регуляции [3]. Результаты могут быть использованы в спортивной практике, а также при проведении дифференциальной диагностики.

1. Ильин Е.П. Психология спорта. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

2. Лурия А.Р Основы нейропсихологии. Москва: МГУ 1973.

3. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. Москва: Смысл, 2011.

4. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Ленинград: ГДОИФК, 1977.

5. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена. Проблемы психологии спорта. Москва: ФиС, 1962.

6. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Asymmetry and individual characteristics of strong-willed regulation teenage athletes. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 5-6: 22 - 24.

7. Moskvin V., Moskvina N. Individual peculiarities of students with manifestations of internet addiction. European science review. 2018; 7-8: 205 - 207.

8. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Tsangl N. Personal characteristics and motivation achievements of success in teenagers-figurers in connection with the peculiarities of asymmetry. European science review. 2017; 7-8: 90 - 91.

9. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Shumova N.S., Kovalevski A.G. Control over the actions in sports psychology. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015; 7-8: 84 - 86.

10. Miller L.I. Predicting relapse and recovery in alcoholism and addiction neuropsychology: Personality and cognitive style. J. Substance Abuse. Treatment. 1991; V. 8: 277 - 291.

References

1. Il'in E.P. Psihologiya sporta. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

2. Luriya A.R. Osnovy nejropsihologii. Moskva: MGU, 1973.

3. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Mezhpolusharnye asimmetrii i individual'nye razlichiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2011.

4. Puni A.C. Psihologicheskie osnovy volevojpodgotovki v sporte. Leningrad: GDOIFK, 1977.

5. Rudik P.A. Psihologicheskie osnovy moral'no-volevojpodgotovki sportsmena. Problemy psihologii sporta. Moskva: FiS, 1962.

6. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Asymmetry and individual characteristics of strong-willed regulation teenage athletes. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 5-6: 22 - 24.

7. Moskvin V., Moskvina N. Individual peculiarities of students with manifestations of internet addiction. European science review. 2018; 7-8: 205 - 207.

8. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Tsangl N. Personal characteristics and motivation achievements of success in teenagers-figurers in connection with the peculiarities of asymmetry. European science review. 2017; 7-8: 90 - 91.

9. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Shumova N.S., Kovalevski A.G. Control over the actions in sports psychology. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015; 7-8: 84 - 86.

10. Miller L.I. Predicting relapse and recovery in alcoholism and addiction neuropsychology: Personality and cognitive style. J. Substance Abuse. Treatment. 1991; V. 8: 277 - 291.

Статья поступила в редакцию 12.02.19

УДК 378

Murtuzaliyeva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information Technology, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Yunusov A.R., senior teacher, Department of business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

INTERACTIVE METHODS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF COMPUTER SCIENCE. The article deals with interactive methods of training specialists in the field of computer science. Each teacher is given an opportunity to flexibly manage learning and diversify the ways of presentation of educational information. Therefore, the imaginary use of interactive methods corresponds to the educational policy, advanced ideas of the current pedagogy and psychology, professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.