Научная статья на тему 'Интерактивные методы подготовки специалистов в сфере информатики'

Интерактивные методы подготовки специалистов в сфере информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTIVE TEACHING METHODS / COMPUTER STUDIES / ICT / FUTURE SPECIALIST / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УРОК ИНФОРМАТИКИ / ИКТ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртузалиева А. С., Юнусов А. Р.

В статье изучены интерактивные методы обучения подготовки специалистов в сфере информатики. Каждому педагогу информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. Поэтому воображаемое применение интерактивных методов соответствует образовательной политике, передовым идеям нынешней педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности. Сделан вывод о том, что применения интерактивных методов обучения на уроках позволяет сделать обучающихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, увеличивает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртузалиева А. С., Юнусов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF COMPUTER SCIENCE

. The article deals with interactive methods of training specialists in the field of computer science. Each teacher is given an opportunity to flexibly manage learning and diversify the ways of presentation of educational information. Therefore, the imaginary use of interactive methods corresponds to the educational policy, advanced ideas of the current pedagogy and psychology, professional interests of the pedagogical community. It is concluded that the use of interactive teaching methods in the classroom allows students to make not passive observers, but active participants in the work, increases the interest of children in the study of the subject, makes them approach the work creatively, to gain knowledge on their own. Lesson turns into a real creative process, principles of developing learning are implemented.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы подготовки специалистов в сфере информатики»

определяет углубление научных представлений о физиологических механизмах совершенствования функциональных резервов человеческого организма в процессе адаптации к возрастающим нагрузкам и требует обязательного учета индивидуальных особенностей спортсмена (в т.ч., и латеральных) [6-9].

А.Ц. Пуни. А.Ц. Пуни выделял в волевом акте три компонента: познавательный (поиск правильного решения, самооценка результатов волевых действий); эмоциональный (самомотивировка, усиление); исполнительский (физическая регуляция посредством сознательного принуждения) [4]. В концепции Пуни воля определяется как «деятельная сторона разума и моральных чувств, позволяющая человеку управлять самим собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности». По мнению Пуни А.Ц., препятствия - необходимое условие актуализации и развития воли. Они возникают вследствие несоответствия возможностей человека (его представлений, мыслей, чувств, действий) объективным условиям и особенностям деятельности и делятся на внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимались любые объективные условия и особенности внешней среды и деятельности, которые становятся помехой в достижении цели, в решении частных задач; под внутренними препятствиями - возникающие под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека объективные изменения и состояния внутренней среды его организма, служащие помехой в достижении целей. По мнению Пуни А.Ц., понимание внутренних препятствий только как чисто психических явлений (неблагоприятных эмоциональных и конфликтных психических состояний) не всегда обоснованно, т. к. психические явления - вторичные, производные, субъективная сторона объективных изменений и состояний внутренней среды организма. Внешние и внутренние препятствия взаимодействуют, проявляясь в трудностях различной степени [4].

П.А. Рудик. Под руководством П.А. Рудика [5] на кафедре психологии ГЦОЛИФК были осуществлены исследования по четырем основным направлениям: к первой группе относятся исследования характерных особенностей различных психологических процессов, как существенных компонентов физических упражнений. Ко второй - экспериментальные исследования некоторых сенсорных процессов и двигательных реакций в их отношении к физическим упражнениям. К третьей - психологические исследования по проблеме обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки. К четвертой - исследования по проблеме воспитания волевых качеств

Библиографический список

личности при занятиях физическими упражнениями и спортом. П.А. Рудик рассматривал волю как способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внешние препятствия. Воля является синонимом волевой регуляции, функция которой - преодоление трудностей и препятствий [5].

Сегодня на кафедре психологии РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), продолжая традиции П.А. Рудика, проводятся дальнейшие исследования волевых процессов у спортсменов с позиций современной психофизиологии [6 - 9]. Получены новые данные, которые свидетельствуют о наличии индивидуальных особенностей волевой регуляции человека, связанных с особенностями ФАМ. Выявлены индивидуальные особенности склонности к риску и импульсивности на примере студентов спортивного вуза с разными признаками доминирования регулятивного блока мозга. Исследованы особенности контроля за действием, обусловленные функциональными асимметриями. Исследованы особенности регулятивных функций у интернет-зависимых (на примере студентов вуза 17 - 18 лет, п = 120) с разными признаками парциальных асимметрий по А.Р. Лурия. Выявлены индивидуальные различия - более высокий уровень интернет-зависимости связан с преобладанием правополушарного доминирования [7].

Полученные данные свидетельствуют о преобладании левых профилей асимметрии у интернет-аддиктов, что можно рассматривать в качестве нейропси-хологических предпосылок развития не только наркотической и алкогольной, но и интернет-зависимости. Это перекликается с идеей Л. Миллера [10] о наличии единого «когнитивного стиля» наркоманов и алкоголиков - комплекса нейропси-хологических и психопатологических особенностей, предрасполагающих к развитию зависимости. Недостаточность функций лобной коры левого полушария возможно является неблагоприятным прогностическим фактором и в отношении формирования состояний интернет-зависимости [7].

Выводы. Данные проведенных исследований свидетельствуют о более высоком уровне волевых и мотивационных процессов у левополушарных индивидов и о слабости регуляторных процессов в группах интернет-зависимых лиц. Ранее полученные нами данные о накоплении признаков правополушарного доминирования у химических аддиктов могут быть распространены и на инте-нет-зависимых субъектов, что указывает на слабость функций произвольной регуляции [3]. Результаты могут быть использованы в спортивной практике, а также при проведении дифференциальной диагностики.

1. Ильин Е.П. Психология спорта. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

2. Лурия А.Р Основы нейропсихологии. Москва: МГУ 1973.

3. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. Москва: Смысл, 2011.

4. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Ленинград: ГДОИФК, 1977.

5. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена. Проблемы психологии спорта. Москва: ФиС, 1962.

6. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Asymmetry and individual characteristics of strong-willed regulation teenage athletes. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 5-6: 22 - 24.

7. Moskvin V., Moskvina N. Individual peculiarities of students with manifestations of internet addiction. European science review. 2018; 7-8: 205 - 207.

8. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Tsangl N. Personal characteristics and motivation achievements of success in teenagers-figurers in connection with the peculiarities of asymmetry. European science review. 2017; 7-8: 90 - 91.

9. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Shumova N.S., Kovalevski A.G. Control over the actions in sports psychology. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015; 7-8: 84 - 86.

10. Miller L.I. Predicting relapse and recovery in alcoholism and addiction neuropsychology: Personality and cognitive style. J. Substance Abuse. Treatment. 1991; V. 8: 277 - 291.

References

1. Il'in E.P. Psihologiya sporta. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

2. Luriya A.R. Osnovy nejropsihologii. Moskva: MGU, 1973.

3. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Mezhpolusharnye asimmetrii i individual'nye razlichiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2011.

4. Puni A.C. Psihologicheskie osnovy volevojpodgotovki v sporte. Leningrad: GDOIFK, 1977.

5. Rudik P.A. Psihologicheskie osnovy moral'no-volevojpodgotovki sportsmena. Problemy psihologii sporta. Moskva: FiS, 1962.

6. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Asymmetry and individual characteristics of strong-willed regulation teenage athletes. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 5-6: 22 - 24.

7. Moskvin V., Moskvina N. Individual peculiarities of students with manifestations of internet addiction. European science review. 2018; 7-8: 205 - 207.

8. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Tsangl N. Personal characteristics and motivation achievements of success in teenagers-figurers in connection with the peculiarities of asymmetry. European science review. 2017; 7-8: 90 - 91.

9. Moskvin V.A., Moskvina N.V., Shumova N.S., Kovalevski A.G. Control over the actions in sports psychology. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015; 7-8: 84 - 86.

10. Miller L.I. Predicting relapse and recovery in alcoholism and addiction neuropsychology: Personality and cognitive style. J. Substance Abuse. Treatment. 1991; V. 8: 277 - 291.

Статья поступила в редакцию 12.02.19

УДК 378

Murtuzaliyeva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information Technology, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: yunusov@zayedfund.com

Yunusov A.R., senior teacher, Department of business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunusov@zayedfund.com

INTERACTIVE METHODS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF COMPUTER SCIENCE. The article deals with interactive methods of training specialists in the field of computer science. Each teacher is given an opportunity to flexibly manage learning and diversify the ways of presentation of educational information. Therefore, the imaginary use of interactive methods corresponds to the educational policy, advanced ideas of the current pedagogy and psychology, professional

interests of the pedagogical community. It is concluded that the use of interactive teaching methods in the classroom allows students to make not passive observers, but active participants in the work, increases the interest of children in the study of the subject, makes them approach the work creatively, to gain knowledge on their own. Lesson turns into a real creative process, principles of developing learning are implemented.

Key words: interactive teaching methods, computer studies, ICT, future specialist.

А.С. Муртузалиееа, канд. пед. наук, ст. преп. каф. информационных технологий, экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: yunusov@zayedfund.com

А.Р. Юнусов, ст. преп. каф. бизнес-информатика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: yunusov@zayedfund.com

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИКИ

В статье изучены интерактивные методы обучения подготовки специалистов в сфере информатики. Каждому педагогу информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. Поэтому воображаемое применение интерактивных методов соответствует образовательной политике, передовым идеям нынешней педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности. Сделан вывод о том, что применения интерактивных методов обучения на уроках позволяет сделать обучающихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, увеличивает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, урок информатики, икт, будущий специалист.

На сегодняшний день в государстве идёт становление новейшей системы образования, ориентированного на вступление во всемирное образовательное пространство. В многочисленных сферах знаний на сегодняшний день идёт поиск специальных, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Абсолютно важным становится подход к усвоению познания в целом, к установлению связей между некоторыми областями знаний. Основным из значительных направлений формирования сегодняшнего общества считается его массовая информатизация.

Учесть запросы нынешнего образования, будущему педагогу нужно научиться ориентироваться в обширном спектре нынешних инновационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на открытие уже известного.

На сегодняшний день анализ литературных источников показал, что в довольно полно изобретены абстрактные основы интерактивных методов. Педагогический опыт свидетельствует присутствие условий для внедрения этих методов, то есть оснащение учебных кабинетов дидактической техникой. Противоречие охватывается в том, что имея теоретическое и материально-техническое оснащение, педагог не готов его использовать в виду содержательно-организационной неподготовленности. В связи с этим встаёт проблема разработки содержательно-организационной модели использования интерактивных методов в учебно-воспитательном процессе. Для того чтобы подготовить грамотных учащихся, в обширном смысле слова, в какой это будет им необходимо для активной творческой, производственной общественной деятельности, нужна такая постановка преподавания, при которой сам процесс обучения становился бы процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью.

О целесообразности использования интерактивных методов обучения как главного компонента активизации познавательной деятельности в обучении школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых обучающиеся принимают информацию для последующей её обработки.

Если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием обучающегося. При активизации познавательной деятельности посредством ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Обучающийся заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не унылым, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон задания становится более благополучным, что очень важно для учебной деятельности учащегося. Применение ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут обширно использоваться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося. Важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала. Интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося. И здесь обучающийся становится создателем, исследователем. Он должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод».

Самостоятельная исследовательская работа активизирует познавательные способности, выявляет креативные вероятности, предусматривает интересы обучающегося, ведет к конструктивному познанию мира и овладению профессиональными навыками.

Интерактивные методы обучения с помощью ИКТ вовлечены в процесс обучения, так как при встрече с ними на собраниях или классных вечерах, также

применяются интерактивные методы обучения. Поэтому они оказывают учащимся нетрудную помощь в подготовке творческих работ.

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методы обучения. Употребляя интерактивные методы обучения на уроках информатики, мы добиваемся новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Вправду, у специалистов в сфере информатики неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором увеличения эффективности учебной деятельности в целом. Используя интерактивные методы и формы обучения, мы ставим перед собой ряд основных образовательных целей: увеличивать уровень инициативности и самостоятельности обучаемых; увеличивать степень инициативности и самостоятельности обучаемых; модификация установок и персональных ценностей; формировать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации; инициировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; саморазвитие и развитие благодаря активизации мысли и деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Общая деятельность специалистов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый отдельный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Структура урока, которая проводится в интерактивном режиме, включает 8 ступеней. Остановлюсь на спецификах организации каждого из них. Мотивация. Для создания мотивации наряду с трудными вопросами и заданиями употребляя сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических, разные определения одного понятия.

Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями обучающихся: назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в графике, дать определения. Затем ставятся цели, связанные с создаваемыми умениями: выделить, определить, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение, высказать своё мнение, сделать вывод о практической значительности полученных знаний.

Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендую начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо.

В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает огромнейшее число трудностей. В группах вставного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из деятельной группы перевожу в пассивную, а из пассивной - в активную. Состав группы обязан включать не более 5-6 человек, т. к. в группах большего численного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность обучающихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются обучающиеся различного уровня

информированности по данному предмету, это позволяет им заимообразно добавлять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки со словами, которые составляют определение, и, предложить объединиться всем. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю обучающимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения, выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

Важнейшими составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Существенное разница интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

При конструктивном употреблении интерактивных методов обучения эффективнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их соотносить, создавать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, вслушиваться и осознавать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения в сфере информатики в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, увеличить результативность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Педагогу

Библиографический список

информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. Поэтому, воображаемое применение интерактивных методов соответствует образовательной политике, передовым идеям нынешней педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.

Представленный педагогический потенциал соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у обучающихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся понимают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Обучение строится с опорой на пройденный материал. Развивая имеющиеся умения и навыки, обучающиеся определяют связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями в области разных предметов. Это дает возможность максимального раскрытия потенциала. Такая деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Эти методы обучения интересны учащимся, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе. Проведение уроков в нетрадиционной форме с использованием нынешних педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности обучающихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Следовательно, применения интерактивных методов обучения на уроках позволяет сделать обучающихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, увеличивает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.

1. Алиева РР, Пейзувова У.А. Интернет-ресурсы в профессиональной деятельности педагога. Интерактивные технологии в профессиональном образовании. Материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций. Под редакцией М.Х. Хайбулаева. Махачкала, 2016: 34 - 39.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Применение компьютерных игр в образовании. Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 361 - 366.

3. Клушина Н.П. стратегическое управление качеством подготовки студентов в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 155 - 157.

4. Амамбаева Н.С. Научные подходы подготовки специалистов в профессиональной среде социально-культурной сферы. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 237 - 239.

5. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика». Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 17 - 20.

References

1. Alieva R.R., Pejzuvova U.A. Internet-resursy v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Interaktivnye tehnologii v professional'nom obrazovanii. Materialy mezhvuzovskoj studencheskoj i regional'noj nauchno-prakticheskih konferencij. Pod redakciej M.H. Hajbulaeva. Mahachkala, 2016: 34 - 39.

2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Primenenie komp'yuternyh igr v obrazovanii. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya. Moskva-Berlin: OOO "Direktmedia Pablishing", 2018: 361 - 366.

3. Klushina N.P. strategicheskoe upravlenie kachestvom podgotovki studentov v sovremennom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 155 - 157.

4. Amambaeva N.S. Nauchnye podhody podgotovki specialistov v professional'noj srede social'no-kul'turnoj sfery. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 237 - 239.

5. Kastornova V.A. Sistemy iskusstvennogo intellekta kak tehnologicheskaya osnova resheniya neformalizovannyh zadach v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve predmetnoj oblasti "Informatika". Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 17 - 20.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 371

Mustafayeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

Gaydarova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

Kurbanova A.D., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS IN THE FIELD OF MORAL FORMATION OF PERSONALITY AND PREVENTION OF EXTREMISM. The article is dedicated to a problem of pedagogical education of parents. The main attention is paid to the formation of moral attitudes in a family. A culture of peace, harmony and tolerance has been formed in Russia for centuries. In this regard, nothing should be invented. The authors must respect our history and traditions, skillfully use the rich heritage of previous generations in the name of today and tomorrow of the republic and the country, to promote their further development. Such unique experience of the union of dozens of peoples and peaceful coexistence of the three major world religions - Islam, Christianity and Judaism is not in any region of Russia. This experience is a powerful tool in terms of preventing ethnic and religious extremism, ethnic conflicts in modern conditions, their prevention not only in the country but also abroad.

Key words: family, parents, education, upbringing, morality, society, culture.

А.Р. Мустафаееа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала,

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

Л.И. Гайдароеа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала,

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

АД. Курбанова, канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала,

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.