СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СМОЛЕНСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
И.О. СМОЛДОВСКАЯ, В.А. ПЕГОВ, Л.П. ГРИБКОВА, СГУС, г. Смоленск, Россия
Аннотация
Статья посвящена истории смоленской научной школы психологии спорта на различных этапах развития. Представлены основные научные разработки и результаты научных исследований спортивных психологов Смоленска в советский период. Освещена практическая работа психологов на современном этапе развития.
Ключевые слова: психология спорта, смоленская научная школа, спортивный психолог.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SMOLENSK SCIENTIFIC SCHOOL OF PSYCHOLOGY OF SPORT
I.O. SMOLDOVSKAYA, V.A. PEGOV, L.P. GRIBKOVA, SSUS, Smolensk city, Russia
Abstract
The article is devoted to the history of the Smolensk scientific school of sports psychology at various stages of development. The main scientific developments and the results of scientific research of sports psychologists of Smolensk in the Soviet years are presented. The practical work of psychologists at the present stage of development is highlighted.
Keywords: sports psychology, Smolensk scientific school, sports psychologist.
Предпосылки зарождения смоленской научной школы психологии спорта
Психология физического воспитания и спорта считается одной из молодых отраслей психологической науки. В начале XX столетия по инициативе МОК был организован конгресс, посвященный проблемам психологии спорта, отражение которых имело место в научных статьях основателя Олимпийских игр современности Пьера де Кубертена, который впервые ввел понятие «спортивная психология». Актуальность развития спортивной психологии в этот период была продиктована запросом практики в связи с организацией международных спортивных федераций и психологическим сопровождением спортивной деятельности.
На рубеже 1950-х годов в Советском Союзе физическая культура и спорт выполняли важные социальные функции, что активизировало реальную необходимость расширения сети высших учебных заведений физической культуры и спорта в стране для подготовки высоквали-фицированных специалистов и тренеров. В связи с этим рождению и развитию спортивно-психологической науки сопутствовало появление в различных регионах страны институтов физической культуры, в которых психология двигательной активности выступала в качестве офици-
альной дисциплины "Психология физической культуры и спорта" и стала обязательной составной частью психологического образования студентов физкультурных вузов. Тем самым были созданы необходимые условия для научной разработки психологических проблем физического воспитания и спорта.
Одним из таких вузов стал Смоленский государственный институт физической культуры (в настоящее время Смоленский государственный университет спорта), образованный по распоряжению Совмина РСФСР от 13 апреля 1950 г. на базе техникума, расположенного в административном центре Западной области РСФСР. За все годы работы вуза сменились несколько поколений педагогов, ученых, тренеров, которые передавали глубокие знания, свое мастерство и богатый профессиональный опыт студенческой молодежи.
В 1952 г. в институте была создана кафедра педагогики и психологии, ставшая ведущим центром учебной и научной деятельности смоленских спортивных психологов. Ее возглавила Д.В. Шеверова, под руководством которой коллектив кафедры разрабатывал образовательные программы, курсы по психологии для тренеров и спортсменов, создавал учебники и учебные пособия, изучал проблемы и психологические особенности спортивной деятельности.
Развитие смоленской научной школы психологии спорта в СССР
Огромнейший вклад в развитие спортивной психологии внес И.Ф. Зоркин (1963-1973), который организовал в институте лабораторию психологии спорта. Два года ученый сотрудничал в КНГ сборной команды РСФСР по волейболу. Расширение проблематики спортивной психологии с позиции практического аспекта предопределило необходимость унификации методов психологического исследования спортсменов, перехода с бланковых методик на аппаратные с целью оперативного сбора исследовательских характеристик спортсменов. В связи с этим под руководством И.Ф. Зоркина была предпринята попытка разработки и изготовления психодиагностического инструментария на разных этапах психологического обеспечения спортивной подготовки, что значительно расширило базу научных исследований. Ученым было разработано более 35 оригинальных приборов для психологических исследований: передвижные психологические лаборатории ППЛ-1, ППЛ-2, малогабаритный контрол-лограф, прибор «Внимание», прибор по таблице Платонова, исследование внушаемости, прибор по методикам Шульте, Тейлор, Айзенка, аппарат-репетитор «Условный рефлекс», гомеостат, прибор для измерения равновесия, прибор «Падающая планка», кинематометры Жуковского, настольный тремометр, динамический тремометр «Звезда», прибор «Зеркальное письмо», установка для изучения эмоционально-моторной устойчивости, аппарат-репетитор «Мышцы человека», малогабаритный тахисто-скоп, установка для исследования помехоустойчивости по Горбову, прибор КЧМ, прибор для измерения степени риска (удар электротоком) и др. И.Ф Зоркин занимался проблемой психологического отбора в спортивной деятельности.
В последующие годы кафедру психологии возглавляли А.Д. Ганюшкин (1973-1979, 1985-1995), Л.В. Бурав-цова (1979-1985), Л.П. Грибкова (1995-2011), А.В. Шу-каева (2011 - по настоящее время).
В 1960-е гг. благодаря созданию психологической лаборатории и активности преподавателей психологии интенсивно развивалось, с научной точки зрения, именно психологическое направление кафедры. Следует также отметить, что тематика исследований (вплоть до конца 1980-х гг.) была ограничена рамками спортивной деятельности и соревновательной практики и мало касалась вопросов образования.
Активность в направлении спортивной деятельности привела к тому, что часть выпускников СГИФК в 1960-е гг. связали свою научную деятельность именно с психологией: Ю.В. Сысоев («Измерение психофизиологических функций при длительной и напряженной мышечной деятельности», 1974), В.В. Волков («Исследование психического и физического развития учащихся 4-8 классов», 1976), Е.А. Калинин («Исследование стрессовых реакций студентов-спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности», 1975), Ю.Н. Лысенко («Исследование индивидуально-психологических особенностей и со-
стояния гимнастов с целью повышения эффективности их деятельности», 1979), Г.А. Чашина («Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления», 1977) и др. В.К. Петрович (1966) изучал сосредоточение внимания перед исполнением спортивного действия под руководством А.Ц. Пуни, после чего был приглашен на Кубу для преподавания психологии спорта в Высшей школе физического воспитания им М. Фахарда (г. Гавана). Немало выпускников института стали известными спортивными психологами: В.К. Петрович, Ю.В. Сысоев, Е.А. Калинин, В.В. Волков, Л.П. Грибкова.
Первые спортивные психологи в Смоленске фокусировались на изучении психических явлений в гимнастике. Вопросами преодоления трудностей, требующих проявления решительности и смелости гимнастами, занимался Б.Н. Смирнов (1960); психическими состояниями и разработкой рекомендаций по их коррекции -Р.Н. Зюкова (1968); особенностями личности и влияния успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток - В.И. Палий (1987). Л.П. Грибкова (1992) была автором методических рекомендаций по вопросам надежности спортивной деятельности в художественной гимнастике. М.В. Приставкина (1990) исследовала индивидуальный стиль деятельности в спорте [7, 9, 10]. Данная традиция продолжилась и в последующие годы. И.Ф. Зоркин, А.В. Мальчиков, А.Д. Ганюшкин, И.О. Смолдовская работали в разные годы в составе комплексных научных групп при сборных командах СССР и России.
Особый вклад в развитие смоленской спортивной психологии внес Анатолий Дмитриевич Ганюшкин, благодаря которому психология спорта развивалась в научном и учебном плане. В 1962 г. А.Д. Ганюшкин с отличием окончил СГИФК (педагогический факультет), а затем, в 1968 г. - Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова (факультет психологии), поступил в аспирантуру ГЦОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта по специальности «психология спорта», где защитил кандидатскую диссертацию под руководством А.Ц. Пуни.
В 1973 г. А.Д. Ганюшкина избрали на должность заведующего кафедрой педагогики и психологии (здесь с перерывами он проработал до 1995 г.). В 1975 г. утвержден в ученом звании доцента, а в 1993 г. ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики и психологии.
В научной области сферой интересов ученого была психологическая подготовка спортсменов (в частности, спортивных гимнастов и ориентировщиков). А.Д. Ганюш-киным были проведены крупномасштабные исследования проблемы сенсорных действий спортсменами (1964) и помехоустойчивости в заданной деятельности (1966), исследовались виды психических состояний у гимнасток (1970, 1973) [1, 2, 3, 4]. Помимо вышеуказанных исследований ученым были разработаны задания для снятия нервно-психического напряжения в соревнованиях (1966), предложен актограф для записи двигательного
беспокойства в ночном сне (1970), результаты которого были внедрены в практику психологической помощи спортсменам и тренерам при оценке состояния психической готовности спортсменов к соревнованиям [4]. Анатолий Дмитриевич систематически выступал перед тренерами и преподавателями на курсах повышения квалификации, предлагал формы и методы совместной работы психолога и тренера [5]. Он много сил отдал на развитие практической спортивной психологии.
С 1969 г. Анатолий Дмитриевич являлся членом КНГ при сборной команде РСФСР по спортивной гимнастике, которая принимала участие в подготовке олимпийской команды СССР. Ученый являлся членом комиссии по психологии спорта и членом предметной комиссии при Спорткомитете СССР. После распада Советского Союза работал над сохранением и развитием Всероссийской федерации спортивной психологии, которая была создана по его инициативе. В 1990 г. А.Д. Ганюшкин был избран вице-президентом Федерации спортивной психологии СССР, являлся председателем учебной комиссии ФСП СССР, членом предметной комиссии УМО, членом научно-методического совета по психолого-педагогической подготовке гособразования СССР, членом Всероссийского олимпийского комитета.
Международная деятельность А.Д. Ганюшкина началась в 1975 г. с командировки от Комитета по физической культуре и спорту при Совмине СССР в Венгрию для обмена опытом по психологической подготовке спортсменов. С 1981 по 1985 г. Анатолий Дмитриевич был командирован в Алжирскую Народную Демократическую Республику в качестве преподавателя психологии в Институте науки и технологии спорта (одновременно являлся советником дирекции по научно-исследовательской работе и советником зав. кафедрой социальных наук). Он изучал опыт преподавания и научно-исследовательской работы по психологии спорта в США (1989 г.), Швеции (1991 г.), Франции (1990 г.), ФРГ (1991 г.). Провел цикл лекций по психологии спорта для специалистов физкультуры и спорта в КНДР (Корейской Народно-Демократической Республике) в 1991 г.
Анатолий Дмитриевич опубликовал около 150 научных и учебно-методических работ у нас в стране и за рубежом (ГДР, Болгарии, Чехословакии, Алжире, Франции, ФРГ). Им были написаны монографии «Средства восстановления в спорте» (Смоленск, 1994 г., в соавт.), «Психологическая подготовка в спорте - эволюция взглядов» (Смоленск, 1999 г.) (депонирована в ВИНИТИ). Являлся составителем и редактором 7 межвузовских сборников научных трудов. На протяжении более 15 лет был руководителем комплексных тем по сводному плану важнейших научно-исследовательских работ Госкомспорта СССР.
Под руководством А.Д. Ганюшкина в апреле 1988 г. в Смоленске была образована «Всероссийская федерация спортивной психологии» (ВФСП), отделения аналогичной Федерации СССР. В январе 1992 г. ее статус изменился - она стала самостоятельной. ВФСП объединяла около 200 спортивных психологов из разных городов
и регионов России. Ее групповыми членами являлись крупнейшие центры спортивной психологии: гг. Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Смоленск, Екатеринбург, Краснодар, Омск, Челябинск и др.
За годы существования ВФСП были организованы и проведены четыре Всероссийские научные конференции (Смоленск, 1988 г.; Курган, 1990 г.; Смоленск, 1992 г.; Омск, 1993 г.), международный семинар-совещание с участием вице-президента Европейской Федерации спортивной психологии Л. Надори (Смоленск, 1992 г.), два семинара-совещания преподавателей психологии институтов физической культуры (Омск, 1989 г., 1993 г.), студенческая научная конференция по психологии спорта (Пермь, 1991 г.). ВФСП поддерживали контакты со спортивными психологами стран СНГ и зарубежных стран: Франции, Швеции, Великобритании, Канады, Норвегии, Венгрии. ВФСП являлась членом Европейской федерации спортивной психологии и Международного общества спортивных психологов.
Анатолий Дмитриевич Ганюшкин одним из первых в стране выступил в роли практического спортивного психолога в команде страны, одним из первых применил в практике подготовки спортсменов современные научные методы психодиагностики, организацию психологической подготовки, методы психорегуляции и психокоррекции. Он был авторитетным ученым и одним из создателей школы по проблеме психологической подготовки спортсменов.
Большой вклад в развитие смоленской школы спортивной психологии внес кандидат психологических наук, доцент Анатолий Васильевич Мальчиков. Он окончил СГИФК в 1960 г., факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1968 г. Работал тренером по баскетболу. В 1966 г. начал преподавательскую деятельность в СГИФК. Участвовал в работе комплексной научной группы мужской сборной команды РСФСР по баскетболу (1972, 1980), выдвигал теоретические предпосылки психологической структуры в вопросах управления спортивной командой.
Анатолий Васильевич большое внимание уделял изучению эффективности групповой деятельности на основе индивидуально-психологических свойств игроков спортивной команды. Ученый научно обосновал закономерности комплектования спортивных коллективов, установил принципы управления этими коллективами, разработал условия эффективности межличностных отношений на основе психологических законов и закономерностей формирования личности и коллектива. Накопленные научно-методические результаты исследований групповой динамики как фактора надежности спортивной деятельности А.В. Мальчикова позволили внедрить разработанные психологические средства в практику психологической помощи спортсменам и тренерам. Анатолий Васильевич обобщил полученный экспериментальный и теоретический материал и на этой основе разработал методологически обоснованную предметную область психологической подготовки спортивной команды [8].
Смоленская научная школа психологии спорта на современном этапе развития
Научные исследования в области спортивной психологии в последние годы ведутся профессором кафедры, проректором по учебной работе, кандидатом психологических наук, мастером спорта по художественной гимнастике, судьей республиканской категории Л.П. Грибковой.
С 1995 по 2011 г. Людмила Павловна возглавляла кафедру педагогики и психологии. Научные интересы Л.П. Грибковой направлены на исследование влияния личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности, результаты которых были отражены в диссертационном исследовании в 1986 г. в ЛГУ [5, 6]. Автор опубликовала более 50 научно-методических работ по спортивной психологии, психологии личности, психологии образования. Под ее руководством защищены 3 кандидатские диссертации.
На современном этапе развития спортивной психологии в г. Смоленске активное участие принимает И.О. Смол-довская, доцент, кандидат педагогических наук, которая являлась штатным сотрудником Федерального агентства медико-психологического сопровождения национальных сборных команд России (с 2011 по 2014 г.) и членом комплексной научной группы национальной сборной команды России по фехтованию (2010-2016 гг.). Научные интересы И.О. Смолдовской направлены на изучение особенностей взаимодействия в системе отношений «тренер - спортсмен - родители».
Данное научное направление является новым пространством коммуникации, процессуальным и техноло-
гическим вектором взаимодействия триады «тренер -спортсмен - родители», что диктует необходимость перепрограммирования общепринятого дуэта «тренер -спортсмен», где тренер функционирует как внешний субъект, воздействующий на спортсмена «извне». Это актуализирует объективную целесообразность обоснования новой научно-прикладной концепции за счет обязательного использования технологии сопричастности взаимодействия на основе креативности и рефлексии субъектов «тренер - спортсмен - родители», а также раскрытия перспективы спортивного резерва в разных видах спорта.
На Международной конференции по спортивной психологии «Рудиковские чтения» в 2007 г. доклад автора, посвященный исследованию формирования конструктивной агрессивности в единоборствах, был лучшим в номинации «Научные исследования молодых ученых».
Доклады преподавателей кафедры педагогики и психологии СГУС звучат на Международных конференциях и Всероссийских симпозиумах в стране и за рубежом. Дипломные работы студентов по психологической тематике становятся победителями и призерами не только на институтских научных, но и Всероссийских конференциях.
Смоленские спортивные психологи успешно решают научные задачи в настоящее время, внедряют психологию в практику спорта, координируют научные исследования в области психологии спорта, проводят научные конференции, семинары для тренеров и спортсменов, популяризируют спортивную психологию, содействуют совершенствованию преподавания психологии спорта в физкультурных учебных заведениях, организовывают сотрудничество с зарубежными коллегами.
Литература
1. Ганюшкин, А.Д. Некоторые особенности выполнения сенсорного действия спортсменами / А.Д. Ганюшкин, О.М. Вахрушин, В.Н. Путило. - Сб. науч. тр.: Тезисы докладов XV итоговой общеинституской конференции проф.-препод. состава за 1965 г. - Смоленск, 1966. -С. 103-104.
2. Ганюшкин, А.Д. Исследование помехоустойчивости спортсменов в заданной деятельности / А.Д. Ганюшкин, Л. Бахир. - Сб. науч. тр.: Тезисы докладов XV итоговой общеинституцкой конференции проф-препод. состава за 1965 г. - Смоленск, 1966. - С. 99-100.
3. Ганюшкин, А.Д. Об опыте применения отвлекающих заданий для снятия нервно-психического напряжения в соревнованиях / А.Д. Ганюшкин. - Сб. науч. тр.: Тезисы докладов XV итоговой общеинституцкой конференции проф.-препод. состава за 1965 г. - Смоленск, 1966. -С. 97- 98.
4. Ганюшкин, А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера / А.Д. Ганюшкин. -Смоленск, 1989. - 157 с.
5. Грибкова, Л.П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности /
Л.П. Грибкова. - Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. -Ленинград, 1986. - 98 с.
6. Грибкова, Л.П. Надежность спортивной деятельности в художественной гимнастике / Л.П. Грибкова. -Метод. рек. для студенток ИФК и тренеров ДЮСШ. -Смоленск, 1992. - 56 с.
7. Зюкова, Р.Н. Влияние психического стресса на взаимосвязь индивидуальных свойств и деятельность спортсменок (на материале художественной гимнастики) / Р.Н. Зюкова. - Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. -Москва, 1968. - 25 с.
8. Мальчиков, А.В. Групповая композиция как фактор психической надежности групповой спортивной деятельности / А.В. Мальчиков. - Сб. науч. тр.: Психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск, 1980. -С. 48-63.
9. Палий, В.И. Влияние особенности личности и успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток / В.И. Павлий. - Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 1987.
10. Приставкина, М.В. Индивидуальный стиль деятельности в спорте / М.В. Приставкина. - Смоленск, 1990.
С*)
Спортивная психология
References
1. Ganyushkin, A.D., Vakhrushin, O.M. and Putilo, V.N. (1966), Some features of the performance of sensory action by athletes, In: Collection of scientific articles: Abstracts of the reports of the 15th general-institutional conference of the professional teaching staff for 1965, Smolensk, pp. 103-104.
2. Ganyushkin, A.D. and Bakhir, L. (1966), Research of noise immunity of athletes in a given activity, In: Collection of scientific articles: Abstracts of the reports of the 15th final all-institutional conference of the professional teaching staff for 1965, Smolensk, pp. 99-100.
3. Ganyushkin, A.D. (1966), On the experience of using distracting tasks to relieve neuropsychic stress in competitions, In: Collection of scientific articles: Abstracts of the reports of the XV final all-institutional conference of the professional teaching staff for 1965, Smolensk, pp. 97-98.
4. Ganyushkin, A.D. (1989), Tasks, forms and methods of joint work of a psychologist and a trainer, Smolensk, 157 p.
5. Gribkova, L.P. (1986), Influence of personal characteristics of gymnasts on the reliability of sports activities: Author's abstract. Dis.... Ph.D. (Psychology), Leningrad, 98 p.
6. Gribkova L.P. (1992), The reliability of sports activities in rhythmic gymnastics. Metodic manual for students of the IFC and coaches of the CYSS, Smolensk, 56 p.
7. Zyukova, R.N. (1968), The influence of mental stress on the relationship of individual properties and the activity of athletes (based on rhythmic gymnastics): Author's abstract. Dis. ... Ph.D. (Psychology), Moscow, 25 p.
8. Malchikov, A.V. (1980), Group composition as a factor of mental reliability of group sports activity. In: Mat. scientific tr.: Psychological aspects of training athletes, Smolensk, pp. 48-63.
9. Paliy, V.I. (1987), The influence of personality traits and the success of activities on the self-esteem of sportsmanship of gymnasts: Author's abstract. Dis.... Ph.D. (Psychology), Moscow.
10. Pristavkina, M.V. (1990), Individual style of activity in sports, Smolensk.