НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ
К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УДК 34
С. М. ЕМЕЛИН, начальник Управления по > работе с личным составом МВД по Рес- ^ публике Башкортостан, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, <n профессор (г. Уфа) а
S. M. EMELIN, the head of the Department ¡^
on work with the personnel of the Interior Й
Ministry of the Republic of Bashkortostan, % doctor of law, candidate of historical sciences,
professor (Ufa) |
I
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ §
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ |
БАШКОРТОСТАНА В ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ g
(1921-1928 ГГ.) |
-с а
HISTORICAL CONDITIONS, THE LEGAL FRAMEWORK AND THE BASIC |
DIRECTIONS OF ACTIVITY OF MILITIA OF BASHKORTOSTAN §
IN THE PERIOD OF THE NEW ECONOMIC POLICY (1921-1928) §
a
Аннотация. Настоящая статья входит в цикл публикаций, посвященных раз- ^ личным аспектам формирования, развития и деятельности органов внутренних дел
нашей страны начиная с 1917 года на примере одного из крупнейших опорных регионов § Российского государства - Республики Башкортостан. Автор на основе большого массива архивных и опубликованных источников и литературы в ретроспективе пока-
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
зывает исторические условия, в которых происходило развитие органов внутренних дел, правовые основы деятельности, особенности и характерные для каждого периода черты, а в частности периода новой экономической политики (1921-1928 гг.).
Ключевые слова: боевые отряды народного вооружения, рабоче-крестьянская милиция, советская милиция, российская милиция, российская полиция, органы внутренних дел Республики Башкортостан, новая экономическая политика.
Annotation. This article is part of a series of publications devoted to various aspects of the formation, development and activities of the internal Affairs of our country since 1917, for example, one of the largest support regions of the Russian state - the Republic of Bashkortostan. The author on the basis of a large array of archival and published sources and literature in the historical retrospective shows the conditions in which the development of the internal Affairs bodies, legal framework, features and characteristics for each period features, and in particular the period of the new economic policy (1921-1928).
Key words: combat units of the people's weapons, the worker-peasant militia, the Soviet police, Russian police, Russian police, internal Affairs bodies of the Republic of Bashkortostan, the new economic policy.
За период с 1917 по 1921 год органы внутренних дел прошли большой и сложный путь. Милиция под эгидой губернских комитетов общественных организаций Временного правительства, губернская рабочая милиция, боевые > организации народного вооружения, ^ советская милиция. В это время проис-^ ходило становление и упрочение организационно-правовых основ милиции, а складывались основные направления ее © деятельности. Данная хронология впол-^ не применима и к деятельности мили-Й ции Башкортостана, с тем отличием, что а до 1922 года здесь параллельно действовали милиция Уфимской губернии и | милиция Малой Башкирии, объединен-§ ные затем в единое ведомство а [1, с. 203; 2, с. 23-24; 3, с. 192]. | Первая мировая война, ино-
и странная интервенция и Гражданская » война нанесли стране огромный ущерб. Ц Народное хозяйство в Башкортостане ^ также было полностью парализовано. | Сильно пострадала промышленность на всей территории Малой Башкирии и § Уфимской губернии, было сожжено 600 ^ деревень и разрушено около 8 тысяч ^ крестьянских домов [1, с. 188]. Только | голодных и разутых оставалось свыше ^ двухсот тысяч человек. Большой урон ^ был нанесен сельскому хозяйству, одни
только посевные площади сократились на 36,5 %, более чем наполовину уменьшилось поголовье скота. В довершение всех бед летом 1921 года случилась засуха, следствием которой стал страшный голод. В неурожайный 1906 год в Башкирии с десятины был собран средний урожай в 20 пудов, в 1911 году - 6,9 пуда, а в 1921 году - лишь 2,1 пуда. Валового сбора зерна не хватало даже для семенных целей. Голод охватил 585 981 взрослого и 396 000 детей, т. е. 81 % всего населения. В результате три четверти Малой Башкирии и Уфимской губернии находились на грани голодной смерти [4]. Только в 1921 году от недоедания умерло, по неполным данным, 97 500 человек, а, кроме того, холера унесла еще 12 540 жизней [5, с. 13].
Перед республикой, как и перед всей страной, остро встала задача преодолеть последствия разрухи и нанесенного в результате боев колоссального ущерба. В таких условиях прошел X съезд РКП(б), который принял решение о введении новой экономической политики, призванной решить задачи восстановления народного хозяйства [3; с. 73].
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Таким образом, с 1921 года наступает новый период в отечественной истории, который знаменует переход от политики «военного коммунизма» к «новой экономической политике». Изменение общего курса, связанное с введением рыночных отношений, сопровождалось изменениями в области государственного строительства, права, реорганизацией правоохранительных органов. Это повлияло не только на развитие общей организации органов милиции, но и обусловило специфику и содержание их деятельности. Реорганизация НКВД в рассматриваемый период проводилась под влиянием широкого круга факторов. Самое непосредственное воздействие на происходящие процессы оказывали проблемы, связанные с изменениями экономических приоритетов, реформой Советов и исполкомов различного уровня, реорганизацией других правоохранительных органов.
10 июня 1920 года ВЦИК было принято «Положение о рабоче-крестьянской милиции», которое стало основным нормативно-правовым актом, определяющим статус милиции, и правовой основой становления органов милиции во всех советских республиках, возникающих в 1917-1921 годах [6, с. 151]. Принятие данного Положения позволило быстро приспособить правовую систему к новым условиям. В то же время то обстоятельство, что Положение разрабатывалось и было принято еще в условиях Гражданской войны, наложило отпечаток и на юридическое оформление статуса милиции, которая определялась как вооруженный исполнительный орган, вооруженная часть особого назначения. В милиции была введена воинская дисциплина, на нее распространялись уставы и постановления, принятые Красной Армией. Так же, как и РККА, милиция находилась на централизованном государственном обеспечении [3, с. 74].
В Башкортостане в этот период шла активная работа по объединению
башкирских земель в рамках так называемой «Большой Башкирии». Башкирское правительство неоднократно обращалось в Совнарком РСФСР по вопросу о включении Уфимской губернии в состав Башкирской АССР. 1 января 1922 года наркомат по делам национальностей вынес решение, признающее необходимость присоединения к Башкирской АССР территории Уфимской губернии. А 14 июля 1922 года ВЦИК принял декрет «О расширении границ Автономной Башкирской Советской Социалистической Республики». По этому декрету Уфимская губерния упразднялась, а ее территория передавалась Башкирской АССР. Столица республики переносилась из Стерлита-мака в Уфу. В результате этих мероприятий в состав БАССР вошли три уезда Уфимской губернии - Уфимский, Бирский и Белебеевский [1, с. 203]. Вся территория республики была разделена на 8 кантонов, в состав которых входило 296 волостей и 3 276 сельских Сове- ^ тов [7]. В результате слияния партий- ~ ных и советских органов Малой Башкирии и Уфимской губернии были образо- ^ ваны новые органы управления: ЦИК, ^ СНК и наркоматы Большой Башкирии ^ (название это употреблялось до тридца- ^ тых годов) [8]. ^
18 июля, т. е. уже через 4 дня по- а сле принятия решения о создании Большой Башкирии Народный комиссар а внутренних дел Соколов издает приказ: § «Согласно постановления Президиума а Башкирского центрального Исполни- ^ тельного Комитета от 18 июля сего года о я сего числа вступил в исполнение обя- § занностей Народного Комиссара Внутренних дел» [9]. На основании приказа 2 по Главмилиции РСФСР в июле | 1922 года «деятельность Управления у Уфимской губернской милиции была а закончена» [9], а 1 августа произошло ^ слияние милиции бывшей Уфимской ^ губернии с милицией бывшей Малой | Башкирии. ^
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В 1921-1925 годах под влиянием удешевления государственного аппарата система НКВД, в том числе и милиции, все больше менялась в сторону упрощения и сокращения. Милиция Башкортостана была переведена на местный бюджет, и к началу 1922 года ее штатная численность была сокращена по сравнению с 1920 годом на 60 % [10]. К октябрю 1924 года в аппарате НКВД было сокращено 76 штатных единиц, что составило 39% общего числа сотрудников. Согласно отчёту НКВД, к октябрю 1925 года штат его центрального аппарата был сокращен ещё на 30 единиц [11].
В докладе Главмилиции Башкортостана за 1923 год указывалось, например, что «в первые два месяца (январь-февраль - прим. авт.) организационная работа за истекший год почти исключительно выразилась в проведении преподанных Центром штатов на 1923 год и разработанных Главным Управле-^ нием Милиции Б.С.С.Р.». Сообщалось ^ также о сокращении штатов милиции, в ^ частности, на 35 % была сокращена ^ численность конноволостных милицио-§ неров [12]. Тогда же в целях укрепления ^ и упрощения советского аппарата По-^ становлением Президиума БашЦИК ^ было принято решение об упразднении а Отделов Управления Кантисполкомов и о передаче его административных I функций Управлениям милиции [13]. | Согласно положению «О Народ-
а ном комиссариате внутренних дел ^ Б.А.С.С.Р.», утвержденному Президиу-
1 мом БашЦИК 5 января 1924 года, НКВД а разделялся на административно-а организационное управление, инспек-
2 цию мест заключения и финансово-^ материальный отдел. В первый из них
0 входили административный и организа-
1 ционный отделы. В свою очередь, ад-^ министративный отдел состоял из об-^ щего подотдела, подотделов милиции, | уголовного розыска и подотдела ЗАГС. ^ Начальник подотдела милиции был в
ранге заместителя начальника админи-
стративного отдела и являлся начальником милиции Башкирской Республики. В его обязанности вменялось: общее руководство постановкой службы милиции в республиканском масштабе, разработка штатов, ведение строевой и специальной подготовки, политической просветительской работы, разработка и снабжение всеми видами довольствия. Подотдел разбивался на два отделения -службы милиции и учетного отделения, кроме того, в его ведении находился общий резерв милиции и санмедчасть [3, с. 77].
1 апреля 1924 года на заседании Совнаркома Башкирской АССР рассматривался и был принят проект постановления о реорганизации и сокращении милиции. Были упразднены районные управления милиции, а вместо них были созданы волостные милицейские аппараты в лице начальника волости и двух данных ему в помощь младших милиционеров. Отделения уголовного розыска на местах вошли в состав кантонных управлений милиции на правах столов. Подотдел уголовного розыска был слит с Уфимской столичной милицией на правах отделения с непосредственным подчинением начальнику городской милиции. Для уфимского кантона был создан стол уголовного розыска при указанной кантмилиции в составе трех человек. Вместо подотдела угрозыска для инспектирования и инструктирования работы на местах была выделена при административном отделе НКВД инспекция уголовного розыска из трех человек (инспектор и два делопроизводителя). Подотдел милиции Адмотдела НКВД был переименован в инспекцию милиции. Кроме того, учреждался институт сельских исполнителей [14].
В 1921 году на основании Декрета СНК РСФСР создается сеть подразделений ведомственной милиции для охраны совхозов, предприятий крупнейших промышленных трестов. Каждому учреждению, которому необходи-
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ма охрана, предлагалось содержать за свой счет необходимое количество милиционеров. Вооружение вольнонаемной милиции производилось за счет Управления Уфимской губернской милиции с санкции губисполкома. Впоследствии данный документ был утвержден и действовал до 1925 года, когда на основании постановления Совнаркома РСФСР от 6 февраля 1924 года было принято «Положение о Ведомственной милиции» [15].
После образования СССР и осуществления политики жесткой централизации начинаются тенденции сокращения функций органов внутренних дел, вплоть до попыток упразднения наркоматов внутренних дел. В апреле 1924 года комиссия ВЦИК представила свои предложения об упразднении Наркомата внутренних дел в Политбюро, при этом милицию предлагалось передать в Объединенное государственное политическое управление при СПК СССР (далее - ОГПУ). Однако на заседании ЦИК они были отклонены. В дальнейшем вопрос о ликвидации НКВД был поставлен в повестку дня сессии ВЦИК XI созыва, однако в последний момент был снят благодаря сопротивлению со стороны автономных республик в составе РСФСР, которые пользовались довольно широким кругом прав. Многие вопросы, в том числе и внутренние дела, были отнесены к их исключительному ведению, а в законодательных актах было зафиксировано, что наркоматы внутренних дел этих республик автономны от НКВД РСФСР. Упразднение НКВД и передача милиции в ведение ОГПУ СССР означали бы существенное ущемление прав республик. НКВД тем временем уже было ликвидировано в Бурят-Монгольской АССР, Крымской АССР. Объединение с органами ОГПУ было осуществлено в Тюмени, Пскове, Уральской области и ряде других регионов [16, с. 116].
В связи с происшедшими изменениями в сфере задач НКВД, на кото-
рый возлагались новые обязанности по развитию коммунальных хозяйств [17, с. 60], регистрации обществ и союзов, не имеющих своей целью извлечение прибыли, организации конвойной стражи [18, с. 37], выдаче разрешений на фотосъемку внутренней жизни [19, с. 4], регистрации и учету охотничьего оружия [20, с. 216], регистрации религиозных обществ и союзов [21, с. 384] и т. д., возникла необходимость нового Положения о наркомате.
27 марта 1927 года данный документ был принят и утвержден ВЦИК и Совнаркомом РСФСР [22, с. 315]. Это положение не внесло каких-либо существенных корректив в государственно-правовой статус милиции. Центральное административное управление было ликвидировано, на его основе образовано три самостоятельных отдела - административного надзора, милиции и уголовного розыска. В историографии отмечается, что ни законодательство того времени, ни наука государственного >
права не знали деления государствен- ^
к
ных органов на представительные и ис- ^
полнительные в современном понима- ^
нии. Термин «исполнительный» означал а
подсобный, вспомогательный орган ©
[16, с. 123-124]. ^
В ноябре 1928 года Президиум ^
ВЦИК издал циркуляр «Об организации щ
систематического контроля над работой ^
милиции и о введении регулярной от- |
четности милиции перед населением». §
Всем исполкомам предлагалось устано- а
вить систематический контроль за рабо- |
той органов милиции, практиковать их ^
отчетность на своих заседаниях, а также *
перед рабочими коллективами и на ра- Ц
бочих сходах [23]. ^
В республике подобные отчеты | начали практиковаться раньше. Так, на
заседании Совнаркома Башкирской |
АССР 24 июня 1927 года, где был за- ^
слушан доклад НКВД о деятельности «
милиции, в постановлении были отра- |
жены важные моменты, которые преду- ^
сматривали поднятие авторитета мили- ^
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ции, согласованности ее деятельности с исполкомами и советами на местах. Кантонным и волостным исполнительным комитетам было вменено в обязанность приглашать представителей милиции с правом совещательного голоса, а также установить план периодической отчетности работников милиции перед населением [24, с. 18].
Относительно изменений в организации деятельности милиции Башкортостана в 1921-1928 гг. следует выделить некоторые особенности, связанные с данным периодом. Начало 1920-х гг. характеризовалось общим ухудшением криминогенной ситуации. Большую опасность в те времена представляли банды, которые регулярно совершали вооруженные нападения на государственные учреждения, грабили и убивали граждан. Наглость бандитов доходила до того, что они вывешивали, например, на улицах плакаты такого содержания: «До 9 часов ваше, а после ^ этого - наше!». В 1920 году на террито-^ рии республики активно действовали ¡^ банды Мишки-Калинки из 6 человек и ® Шарипки из 8 человек. В начале 1921 § года в Уфе орудовала преступная груп-^ па Калмыкова, совершившая несколько ¡^ вооруженных ограблений и убийство иц агента уголовного розыска Бергера ^ [3, с. 109].
I Летом 1923 года в Уфе участи-
| лись случаи дерзких ограблений квар-| тир, сопровождавшихся убийствами | граждан. Милиции пришлось немало поработать над выявлением преступной | группировки. Главарем банды оказался у некий Орлов, прибывший из Сибири в ^ 1922 году. В его банде, как выяснилось ^ в ходе расследования дела, было около 15 человек. При активном и непосред-§ ственном участии сотрудников уголов-| ного розыска Козлова, Гальцева, Мина-^ гина, Алиманова, Белобердина, Сейсум и Герасимова грабители были арестова-« ны и преданы суду [25].
В 1921 году в документах отмечается: «...рост краж животных и вооруженных ограблений, также принимая во внимание населенность Уфимского уезда в большинстве своем башкирами, которые к числу хлеборобов не относятся, в связи с неурожаем в Уфимской губернии и предстоящим голодом, это население организовывается в шайки и производит грабежи и кражи животных, борьба с которыми ведется Губрозы-ском...» [26].
В 1926 году начинается кровавая история банды Мухамадеева, которая занималась разбоем и грабежами сначала в Уфе, а затем на территории Уфимского и Бирского кантонов. Всего бандой было совершено более 80 разбойных нападений, в которых было убито 7 человек. Несмотря на активную аген-турно-оперативную работу уголовного розыска, арестовать бандитов удалось лишь в марте 1928 года [27; 2, с. 26-28].
В двадцатые годы много забот органам милиции доставляли преступ-ники-«гастролеры». Среди них следует выделить банду Ершова, более известного преступному миру и милиции под кличкой «Мишка Культяпый». В ходе расследования выяснилось, что уфимской милиции удалось поймать крупного рецидивиста, который начал свою преступную деятельность еще до революции. В его банде было свыше 80 человек, на счету которых крупные кражи ценностей, жестокие расправы с жертвами преступлений. Ершов и его подельники были этапированы в Москву. Суд приговорил главаря и восьмерых участников банды к высшей мере наказания, остальных к различным срокам лишения свободы [27; 2, с. 28-29].
Можно привести еще много примеров, свидетельствующих об успешной борьбе милиции с бандитами. Например, в докладе о деятельности Народного комиссариата внутренних дел БАССР с 1 октября 1922 по 1 ноября 1923 года приводится такой факт. В Бе-лебеевском кантоне и Уфимском канто-
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
не появились банды уголовников, которые были уничтожены путем высылки отрядов из резерва Главмилиции. В принципе, в этом не было бы ничего необычного, но впечатляет численность банд и их оснащенность. У первой из банд численность только выловленных членов составляла 52 человека, у второй - 19 человек. У бандитов было отобрано 4 лошади, 5 револьверов, 2 тачанки, 1 фургон, походная кухня на 200 котелков, 4 разные винтовки, 4 шашки, 2 гранаты, 1 телефонный аппарат и кабель [25].
В Токчуранской волости Белебе-евского кантона оперировала шайка бандитов, объединенная в вооруженный отряд, занимающаяся убийствами, конокрадством и грабежами под руководством братьев Гобзелиловых Садыка и Курбана, причем Курбан являлся членом РКП(б) с 1905 года. Для ликвидации этой банды начальник Башцентро-уголрозыска выезжал лично с пятью агентами, в результате чего банда была ликвидирована, и впоследствии 33 ее члена были преданы суду [28].
Кроме этого, с октября 1922 по ноябрь 1923 года было задержано еще две шайки бандитов в количестве 50 человек, совершивших ряд вооруженных ограблений с убийствами в пределах Уфимской губернии и сибирских городах [28].
За девять месяцев 1922 года Уфимской губернской милицией было выявлено 26 бандитских организаций, раскрыто 108 вооруженных ограблений, 853 убийства уголовного характера, 1 645 крупных и 6 001 мелкая кража, 1 787 конокрадств, обследовано 1 623 трупа. Характерными методами в работе милиции того времени были проведение облав (за указанный период их было проведено 358), обысков (1 795), арестов (5 046). При этом было задержано 363 бандита, 1 586 воров-рецидивистов, конфисковано 187 винтовок, 73 револьвера, 35 штыков. В ходе
облав милиционерам 27 раз пришлось применять оружие [29].
Приведем данные за этот же период по Малой Башкирии. Были выявлены 23 бандитские организации, раскрыто 15 вооруженных ограблений, 185 убийств уголовного характера, 625 крупных и 1 266 мелких краж, 906 случаев конокрадств, обнаружено 1 629 трупов. Произведено 2 199 арестов, 899 обысков, 37 облав. Задержан 71 бандит, 1 129 воров-рецидивистов, отобрано 54 винтовки, 1 пулемет, 18 револьверов, 16 штыков [29].
Столь значительные цифры не случайны. Как отмечается в отчете НКВД Башсовнаркому за 1922 год, «... С начала года было преступлено к решительной борьбе против развивавшегося в то время уголовного и политического бандитизма. Для означенной цели был создан штаб по борьбе с бандитизмом, в функции какового входило ведение операции. Развившийся до невероятных размеров в городе Уфе уго- > ловный бандитизм и политический бан- ^ дитизм в Бирском уезде, благодаря уме- ^ лому руководству штаба по борьбе с <ч бандитизмом и работы Милиции, тако- а вые были ликвидированы почти полно- © стью и уголовный мир по г. Уфе сошел ¡^ почти на нет. После ликвидации уго- Й ловного и политического бандитизма в в работе Адмстротдела наступило некоторое затишье и до слияния Управления | милиции бывшей Уфгубернии с Управ- § лением бывшей Малой Башкирии рабо- а та таковой носила чисто текущий харак- | тер» [30]. Как видно из этого документа, милиция выполняла и задачу подавле- » ния антисоветских выступлений. В Ц Уфимской губернии были раскрыты 24 антисоветские организации и задержаны 53 их члена, в Малой Башкирии -соответственно 18 и 18. Кроме того, в § губернии было выявлено 377 дезерти- ^ ров и 132 человека, уклонявшихся от « выполнения трудовой повинности, ко- | торые по отчету проходили как «трудо- ^ вые дезертиры». В Малой Башкирии ^
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
были обнаружены за указанный период 210 военных и 15 трудовых дезертира [30].
После слияния милиции Уфимской губернии с милицией Малой Башкирии, в августе 1922 года, последовавшая затем реорганизация Управления милиции уже Большой Башкирии и чистка рядов не снизили накал борьбы с преступностью и антисоветскими выступлениями. Об этом свидетельствуют следующие цифры: с 1 августа по 1 ноября было ликвидировано 11 контрреволюционных организаций, 2 бандитские, раскрыто 11 вооруженных ограблений, 40 убийств, 232 крупные и 907 мелких краж, 287 конокрадств. Было арестовано 732 человека, произведено 249 обысков и 55 облав. Было задержано 3 контрреволюционера, 12 бандитов, 148 воров-рецидивистов, 110 военных и 13 трудовых дезертиров. Отобрано у населения 37 винтовок, 18 револьверов, 5 штыков [30]. > В этот период функции милиции
^ также включали в себя проведение в жизнь приказов и распоряжений цен-^ тральной и местной власти, приведение а в исполнение приговоров и постановле-^ ний судебных учреждений, вручение ^ повесток, взыскание недоимок, выдачу Й паспортов гражданам, наблюдение за щ санитарным состоянием города [31].
Милиционеры должны были следить за | выполнением постановлений, запре-| щавших приготовление пищи на базаре § во избежание пожара, а также уличную 8 торговлю. Кроме того, на них непосредственно была возложена обязанность | совместно с Губздравом периодически Ц обследовать качество продаваемых про-^ дуктов и предупреждать «фальсифика-§ цию продуктов» [32]. | Одной из серьезных проблем ми-
| лиции было слабое взаимодействие с ^ другими советскими органами и подчас « несогласованность действий. Так, на-| чальник Уфимской губернской милиции ^ Симонов рапортовал в отдел Управле-^ ния в августе 1921 года: «...нельзя не
отметить полной несогласованности и отсутствия понимания своих взаимоотношений между милицией и другими учреждениями, параллельно с ней работающими...» [33]. В качестве подтверждения своим словам приводятся следующие факты. 17 августа представителями Губчека был арестован сотрудник уголовно-розыскного отдела, под охраной которого находились двое арестованных. Причем, сотрудник был отправлен в Губчека, а арестованные остались без надзора. В ночь на 19 августа на месте происшествия, во время расследования убийства местного архиерея, сотрудники угрозыска подверглись оскорблениям Губчека, и, как отмечено в докладе, проделано это было на глазах толпы. В конце рапорта начальник губернского управления милиции потребовал раз и навсегда положить предел незаконным действиям представителей Губчека, возникающим на почве непонимания своих взаимоотношений с милицией [33].
Обратим внимание, что на этом заседании было высказано недовольство тем обстоятельством, что «милиция на местах не подчиняется волостным исполкомам» [33]. Выше уже отмечалось, к чему это привело: начальников волостных милиций начали назначать волостные исполкомы, в результате значительно ослабло подчинение по вертикали Управлению милиции.
По сравнению с первой половиной двадцатых годов, можно заметить, что уровень преступности имел тенденцию к снижению из года в год, а раскрываемость преступлений неуклонно росла. В 1920 г. было совершено 4 317 преступлений, раскрыто было 43 %, в 1921 г. соответственно 4 476 и 38 %, в 1922 г. - 3 070 и 45 %, в 1923 г. - 4 166 и 53 %, в 1924 г. - 3 765 и 60 %, в 1925 г. - 3 594 и 65 %, за девять месяцев 1926 года - 2 097 и 58 % [34].
Судя по архивным документам, в 1926 году в милиции Башкортостана произошел действительно качественный
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
скачок. И дело не только в том, что преступность снизилась по сравнению с предыдущим годом на 22 %. Свою роль сыграл тот факт, что в феврале 1925 года НКВД РСФСР обобщил в едином акте и разослал на места перечень обязанностей, возложенных на органы милиции: охрана революционного порядка, личной и имущественной безопасности граждан; обеспечение проведения в жизнь декретов, законов, постановлений; охрана мест заключения; борьба с преступностью; борьба с антисанитарным состоянием населенных пунктов; обслуживание населения: выдача удостоверений личности, засвидетельствование доверенностей на получение денежной корреспонденции и посылок, возобновление утраченных документов... ; производство административного взыскания и взыскания административных штрафов; учет и инструктирование сельских исполнителей; выполнение правил о пригульном скоте.
Таким образом, резкая смена политики «военного коммунизма» на «новую экономическую политику», произошедшая в рассматриваемый нами период, обусловила существенные изменения организационного устройства милиции республики и спектр выполняемых задач. При этом, несомненно, положительным фактором являлась значительная компетенция местных ор-
ганов власти и Управления в деле строительства органов милиции на местах. Кроме того, если в период Гражданской войны первостепенное значение имела деятельность милиции по осуществлению режима «военного положения», то в условиях «новой экономической политики» характерную особенность административной деятельности составляло обеспечение исполнения соответствующих решений органов местной власти и оказание содействия различным службам и ведомствам в реализации возложенных на них обязанностей. При этом закрепление статуса милиции как исполнительного органа власти на местах привело к тому, что она оказалась функционально перегруженной и в результате неспособной надлежащим образом выполнять обязанности по борьбе с преступностью.
В целом можно констатировать, что в 1921-1928 гг. милиция Башкортостана, несмотря на слабую материальную базу, недостатки в качественном составе ее сотрудников, большую текучесть кадров, плохую связь Управления милиции, находившегося в Уфе, с кантонами, и прочие недостатки, постепенно улучшала свои методы работы и, опираясь на поддержку населения, все эффективнее стала справляться с задачей обуздания преступности в республике.
к
<ч а а
и и
ч
ЛИТЕРАТУРА
1. Очерки по истории БАССР. Т. 2. Уфа, 1966. 644 с.
2. Во славу Отечества. Историко-документальное издание: в 3-х т. Т. 2. Рожденная революцией. Уфа, 2002.
3. Габидуллин И. Ф., Емелин С. М. Милиция Башкортостана в 1917-1941 гг.: создание и основные этапы развития. Историко-правовое исследование. Уфа, 2008. 240 с.
4. Нигматуллин И. Путь к социализму // Советская Башкирия. 13 августа 1991 г.
5. М. И. Калинин в Башкирии. Уфа, 1966.
6. Мулукаев Р. С. О сотрудничестве советских республик в строительстве рабоче-крестьянской милиции (1918-1924 гг.) // Труды Высшей школы МВД СССР. Выпуск 35. 1973.
7. НА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 5. Л. 24.
8. Вся Башкирия. Историческая адресно-справочная книга. Уфа, 1925. 380 с.
9. Фонд музея МВД по Республике Башкортостан.
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и ?
а £
а «
1
X « X
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
щ
к
<ч а а
и и
ч
10. НА РБ. Ф. 393. Оп. 1. Д. 1а. Л. 21а, 21б, 24.
11. НА РБ. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 369. Л. 2.
12. НА РБ. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 369. Л. 6.
13. НА РБ. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 369. Л. 8.
14. НА РБ. Ф. 1252. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 8.
15. НА РБ. Ф. 107. Оп. 3. Ед. хр. 65. Л. 61.
16. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. 316 с.
17. Власть Советов. 1923 г. № 11-12.
18. Внутренние войска Советской республики в годы мирного социалистического строительства. 1922-1941 гг. М., 1977. 636 с.
19. СУ РСФСР. 1923. № 1.
20. СУ РСФСР. 1923. № 17.
21. СУ РСФСР. 1923. № 37.
22. СУ РСФСР. 1923. № 47.
23. Мулукаев Р. С., Скилягин А. Т. История Советской милиции. Хронологический справочник. Л., 1976. 107 с.
24. НА РБ. Ф. 933. Оп. 9. Д. 33. Журнальные постановления Башсовнаркома за 1927 год.
25. НА РБ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 769. Л. 75.
26. НА РБ. Ф. 1262. Оп. 1. Д. 206. Л. 11.
27. НА РБ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 769.
28. НА РБ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 769. Л. 82.
29. НА РБ. Ф. 933. Оп. 1. Д. 180. Л. 66.
30. НА РБ. Ф. 933. Оп. 1. Д. 180. Л. 65-66.
31. НА РБ. Ф. 91. Оп. 1. Д. 60. Л. 21.
32. НА РБ. Ф. 91. Оп. 1. Д. 63. Л. 21.
33. НА РБ. Ф. 1262. Оп. 1. Д. 206. Л. 10.
34. НА РБ. Ф. 1262. Оп. 1. Д. 206. Л. 28.
© Емелин С. М.
и а а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
о «
и ?
а
£ «
а а
и «5