круглый стол «статус истории в научном, идеологическом...
УДК372.016:94+37.0
Бехтенова Елена Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск.
исторические сюжеты и методические доминанты в вопросах взаимоотношений россии и польши на страницах современных польских школьных учебников
истории1
Аннотация. В статье рассматривается роль школьного учебника истории в формировании образа прошлого. Образ России и польско-российские отношения на страницах современных школьных польских учебниках истории. Автор проводит анализ исторического содержания учебников, выявление доминирующих аспектов истории во взаимоотношении двух стран. Представлена характеристика методического аппарата польских учебников истории, анализ заданий учебника, на предмет формирования критического мышления школьников, объективного отношения к спорным вопросам взаимоотношений России и Польши.
Ключевые слова: учебник, исторические сюжеты, образ, школьное образование
Bekhtenova Elena Fedorovna
The Candidate of pedagogical sciences, the Docent of Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk.
historical plots and methodical dominants in the question of interrelations between russia and poland on the pages of modern polish study books
of history
Abstract. The article depicts the role of the school text books of History in the formation of the image of the past. The image of Russia and Polish-Russian relationship on the pages of modern Polish study books. The author makes an analysis of the historical content of the text books, elicits the dominating historic aspects in the relations between two countries. There is also given the characteristics of the methodical mechanism of Polish textbooks of History, he analysis of tasks and exercises directed at forming the critical thinking of pupils, objective attitude to disputable questions of relations between Russia and Poland.
Keywords: text book, historical plots, image, school education
Школьные учебники занимают достаточно господствующее положение в современной системе образования.
Их авторы в разной степени стараются сочетать основные цели обучения, давление внешних факторов (стратегии политической власти, воздействие идеологии) с уровнем развития исторической науки, ремеслом историка, для представления «исторической правды». Школьные учебники истории показывают, как по-разному можно формировать отношение к другим народам, государствам,
политическим деятелям, в зависимости от политического режима и международных отношений между странами. Эта проблема неоднократно поднималась исследователями разных стран, в том числе и применительно к Польше [3; 4; 5; 6; 9 и др.].
Ученые-историки по-разному видят роль учебника истории. Так Е. Карр определял трудные задачи историков в создании школьных учебников в области «близкой истории» следующим образом: «У историка современности двойная задача: обнаружить
1 Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 годы.
те немногие факты, имеющие основное значение, и превратить их в исторические факты, а также отобрать многие факты, не имеющие значения и придать им статус неисторических» [10, с. 5].
Другой исследователь школьных учебников И. Роникер подчеркивает иные функции истории: «История (в том числе история в школе) является наиболее опасным продуктом, который создал человеческий разум <...> она создает мечты и опьяняет народы, она исцеляет раны... История оправдывает все, что ей нравится... Она не учит ничему определенному, потому что она содержит все и дает примеры всему. Зато школьная история такова, как ее делает инструкция (программа), утвержденная министром образования» [13, с. 15]. Такой подход предполагает, что учебники истории не только передают знания о событиях прошлого, но и формируют наше мировоззрение, восприятие жизни, их содержание становится частью нашего понимания происходящих событий. Таким образом, школьный учебник истории является одним из средств формирования образа прошлого [1;2;8].
Рассмотрим современный польский школьный учебник истории на предмет отображения в нём истории России и формирования представления о России, взаимоотношений между народами двух стран: России и Польши. Что узнают польские школьники о России на уроках истории сегодня со страниц школьных учебников. Какие исторические сюжеты выбирают авторы польских учебников истории для формирования образа России? Как учебники истории современной Польши создают образ России? Какие задания авторы учебников предлагают школьникам для формирования объективного оценивания исторических событий между Россией и Польшей?
Для анализа мы взяли учебники по истории для гимназии «История. Древность. Средневековье» (I класс гимназии), «История. Новое время» (2 класс гимназии), «Следами прошлого» (II класс гимназии) [11; 14; 15] и лицея «История (получение матуры, углубленная ступень изучения истории) XX век» [12].
Анализ исторического текста, а также наглядного и методического материала названых современных польских учебников
истории, позволяет сконструировать исторические образы России, которые авторы стремятся донести до учащихся, выявить исторические сюжеты, которые выделяют польские историки. Данные исторические сюжеты, образы и будут являться ориентиром для молодого поколения поляков в современных польско-российских отношениях.
Первоначальное знакомство с сюжетами истории России начинается с древности, с образования Древнерусского государства. Прежде всего, Россия - это государство, его внутренняя и внешняя политика, и только частично - культура и традиции народа. Тема «Славяне и первые славянские государства», в первом классе гимназии рассматривается в рамках целого параграфа, из которого учащиеся узнают о занятиях, верованиях, завоевательных походах восточнославянских племен с целью «добычи трофеев и невольников» [15, с. 105]. Вопрос становления Древнерусского государства у восточных славян раскрывается через ведущую роль варягов, которые заложили династию русских князей Рюриковичей. Авторы учебника акцентируют внимание на важности исторического сюжета - принятия христианства Русью из Византии князем Владимиром Великим. Формируется образ большого, сильного, важного христианского государства со своей письменностью, «великими храмами и монастырями» (в параграфе имеется современная фотография Киево-Печер-ской лавры, изображения святых Кирилла и Мефодия, а также славянского алфавита). Восточные славяне предстают, на страницах учебника, как народ с особыми традициями. Так, например, обычай париться в бане представлен как сюжет «заботы о гигиене и здоровье» [Там же, С. 107].
Период ХП-Х^ вв. представлен в основном соперничеством Руси и Польского государства за Галицкое княжество, отражением Польшей и Русью агрессии со стороны татар, позже и крестоносцев [Там же. С. 161]. Авторы учебника «Следами прошлого» подробно описывают борьбу московских князей в период владычества татар и периода образования единого централизованного государства. Перед читателем предстает образ великого княжества московского, его великих князей - Дмитрия Донского, Ивана III Сурового, Ивана IV. Выделяется важность
победы великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году, которое стало началом освобождения Руси от татар. Рубрика «Для любознательных» предлагает обратиться к исследованиям историков (L. Podhorodecki, Kulikowe Pole 1380. Warszawa 2009), что помогает расширить представление школьников об истории изучаемого государства. Образ Руси этого периода - сильное княжество московское, которое стало преемницей Византии. «Когда Иван IV принял титул царя, столицу его государства (Москву) последователи православия назвали третьим Римом» [14, с. 112]. Формулировки «великое княжество московское, великое княжество владимирское», «великий князь», неоднократно встречаются в тексте учебника при описании событий XIV-XV вв. (см., например [Там же. С. 112, 187, 232], создавая тем самым образ величия Руси.
История XVI века - период «личных конфликтов» России с Польшей и Литвой, «которые в XVI веке начались в восточной Европе» за прибалтийские земли [14]. Основой выбранных исторических сюжетов становятся войны, раздел Польши. Ливонская война Польши с Россией представлена примерами героизма и военными удачами Стефана Батория и Яна Замойского и поражением войска Ивана IV под Псковом. Очень символична приведенная в учебнике историческая картина Яна Матейки, написанная в XIX веке «Баторий под Псковом». На ней Иван IV в коронационном плаще и шапке Мономаха преклонил колено перед Стефаном Баторием. «Трудно представить, такую ситуацию, только лишь как символичную, что Иван IV преклонился перед Баторием» -говорят авторы учебника и обращаются с вопросом к учащимся: «Обратите внимание на способ изображения московской делегации художником. Что оно может означать?» [11, с. 46]. Подобное задание предполагает критическое отношение к историческим источникам, умение сопоставлять, исторические события и художественные образы, которые имеют прямое влияние на создание исторических образов и стереотипов, что соответствует заявленным целям исторического образования в Польше [7, с. 65].
«Войны с Москвой» [11, с. 67] и «Конфликты с Россией» [14, с. 232-233] - назва-
ние параграфов определяют основные исторические сюжеты, направление отношений между Польшей и Россией в XVII веке, а вместе с тем и образ государств, как воюющих друг с другом. Подробно описывается «борьба за царский трон», «Дмитрий Самозванец» [Там же. С. 232], Василий Шуйский и, наконец, упоминается Михаил Романов, «который дал начало новой династии в московском государстве» [11, с. 67].
Мощь России в противостоянии с Речью Посполитой за территории Запорожской Сечи представлена через «свободолюбивых казаков». В материале двух параграфов «Запорожье и казачество», «Казацкие восстания» [14, с. 234, 236], казаки представлены как смелые и сильные воины. Этот образ складывается, в частности, на основе иллюстраций учебника (картина И. Е. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану», а также изображений казаков в военном обмундировании [Там же. С. 236, 238].
Присоединение Украины к России (1654 г.) названо «интервенцией России» и Россия характеризуется как государство, которое «в действительности никогда не сдавало свою власть в Киеве» [Там же. С. 240]. Вопросы, адресованные учащимся для рассмотрения взаимоотношений России и Польши этого периода, основываются на проблеме утраченных территорий: «Назовите территории, которые Речь Посполитая утратила в XVIII веке из-за московского государства» [11, с. 40, 96, 98 и др.]. Карта «Территориальная экспансия московского государства (с 1721 г. российского) в XVI-XVIII вв. » недвусмысленно говорит о России, как о захватчике [11, с. 98].
Россия XVIII века предстает как «опасный сосед» и сильное государство, выходящее на «дорогу европейской государственной власти» [11, с. 97]. Словесные и визуальные портреты, характеристика реформ «Петра I Великого императора», а также «Екатерины II - Северной Семирамиды» свидетельствуют о важности и значении этих правителей и их политики в истории России.
История разделов Польши - печальная страница истории в международных отношениях наших государств. Пожалуй, наилучший образ, как Польши, так и России середины XVIII века создан Яном Матейко в картине «Рейтан. Упадок Польши». Картина
достаточно символична. Репродукция картины в учебнике для второго класса гимназии и задания к ней [11, с. 127] создают образ растерзанной, униженной Польши между Австрией, Россией и Пруссией в период раздела 1772 года. Образ России на картине олицетворяет парадный портрет Екатерины II, русские солдаты с оружием в руках рвущиеся в дверь зала заседания сейма, образ Польши - лежащий на полу депутат польского сейма от Новогрудской земли - Тадеуш Рейтан. Его положение, поза и жесты очень эмоциональны и выразительны. Очевидно, он хочет помешать толпе войти в дверь, находящуюся за ним, откуда выглядывают российские солдаты, как будто закрывая своим телом Родину. Трагична, печальна фигура короля Станислава Августа, который держит в руках часы, которые, вероятно, отсчитывают последние минуты свободы Польши. После чтения комментария к картине, учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что, по вашему мнению, выражает фигура Станислава Августа»? Подобный эмоциональный вопрос авторы учебника предлагают к карикатуре «Первый раздел»: «Назови государства, которыми управляли представленные на карикатуре правители. Что выражает жест Станислава Августа?» [Там же. С. 126].
Последующие разделы Речи Посполитой на протяжении ХУШ в. еще сохраняют надежду на свободу связанную с Россией, но «... в 1805 году возобновляется согласие между российским царем и прусским королем, надежды на независимость Польши оказываются напрасными» [Там же. С. 148].
Россия XIX века предстает, как победительница «Великой армии Наполеона», государством, где Александр I совершает попытки «либеральных реформ», которые, к сожалению, «не оказались для поляков счастливыми» [Там же. С. 148].
Россия начала XX века в учебнике истории изображена «краем полным контрастов и противоречий» [12, с. 19]: с одной стороны, это - преодоление экономического отставания от ведущих стран мира, появление зачатков парламентаризма, а с другой - «самое бедное и примитивное сельское хозяйство, и сохранение самодержавия». В тексте учебника подробно освещаются события революции 1917 года, первой мировой войны, гражданской войны в России. Особое место
уделяется советско-польской войне 1920 года. Помимо описываемых событий войны России с Польшей, авторы предлагают сопоставить взгляды обеих сторон - участниц войны, обратившись к историческим источникам («М. Н. Тухачевский о войне 1920 г. с Польшей» и «И. Пилсудский о войне 1920 г. с советской Россией») [12, с. 52-54], что способствует формированию у учащихся собственного отношения к сложным, неоднозначным моментам истории.
Советская Россия, СССР на страницах учебника - это страна «великих» строек -Беломорканала, социалистических побед Алексея Стаханова, под руководством «отца народов», родина Павлика Морозова, а также «великого террора», сети концентрационных лагерей на территории Сибири, где сгинуло много поляков [Там же. С. 78-81]. (Образ Сибири в рассматриваемых учебника появляется дважды: в контексте «колонизации территорий России за Уралом в XVII веке [Там же. С. 262] и как место концентрационных лагерей [Там же. С. 159, 246]).
Россия накануне второй мировой войны предстает, как виновница безжалостного раздела Польши в сговоре с Германией. Тайный протокол 1939 г., служебная записка шефа НКВД Берии Сталину о расстреле 25 700 тысяч польских офицеров и государственных чиновников в марте 1940 г. в Катыни [Там же. С. 156] (текст источника, его фотография), а также фрагмент карты из советского школьного атласа истории 1970-х годов «СССР и восточная Европа в 1939-1941 гг. », показывают, как реальную картину происходящих событий, так и способ фальсификации истории, со стороны СССР и формирование «нужного», «правильного» (позорного, с точки зрения поляков) образа исторических событий) [Там же. С. 130, 184].
Вторая мировая война и послевоенный период в отношениях между странами - это тяжелое положение польских солдат и поляков, проживающих на территории СССР, которых ожидало поселение, заключение в лагерях Сибири [12, с. 159-160, 246-247].
Образ Советского Союза 1950-1980-х годов - это образ хозяина политики в Восточной Европе и союзника совместных международных отношений (создание СЭВ и Организации Варшавского договора, а так-
же вынужденное участие Польши в интервенции в Чехословакию в 1968 году) [Там же. С. 283].
История России середины 1990-х - начала XXI века представлена в учебнике как «время чудес» [Там же. С. 328]: «падение советской империи», распад СССР, становление демократии [Там же. С. 331, 343] и совместное решение проблем глобализации на мировой арене [Там же. С. 381].
Итак, в современных польских школьных учебниках истории Россия предстает в различных образах. Для написания картины (образа) России история выбрала разноцветную палитру своих красок. Историки предлагают различные исторические сюжеты. Со страниц школьных учебников перед нами встает образ противоречивых отношений между двумя сильными и равными государствами, которые пережили полную трагизма, побед, разочарований, чувства необходимости друг в друге жизнь. Образ Руси, Российской империи, Советской России, СССР, Российской Федерации - это и образ равного политического соперника (периода древности и средневековья), жестокого противника (XVIII - XX вв.), политического диктатора и союзника (периода СССР). Россия сегодня, это - образ государства, строящего демократическое правовое государство, решающее со всем миром проблемы глобализации.
Картина взаимоотношений России и Польши на страницах учебников истории представлена в основном политическими и социально-экономическими аспектами. Слова «война», «вторжение», «оккупация», «раздел», «влияние», «экспансия», «тоталитаризм» и др. являются доминирующими в описании истории взаимоотношений между двумя государствами. Вопросы культуры, духовной жизни России с древности до современности представлены незначительно и фрагментарно, что не создаёт полной картины отношений между народами России и Польши. Методический аппарат учебников создает возможность учащимся рассмотреть исторические события спорных вопросов взаимоотношений России и Польши с различных позиций. Доминирующими заданиями являются вопросы направленные формирование точных знаний учащихся, а также задание на характеристику исторических личностей, сопоставление, высказыва-
ние собственной точки зрения на изучаемые события. Для этого авторы учебников предлагают анализ различных исторических источников - письменных (документы эпохи, воспоминания, свидетельства очевидцев обеих сторон), визуальных (произведения искусства, портеры, исторические карты, карикатуры). Данный подход, несомненно, способствует решению задач обучения истории в современной Польше, формирует у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости, самоидентификации личности.
Библиографический список
1. Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей об-щеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
2. Голембевска И. 17 января 1945 в Варшаве: представление событий в польских школьных учебниках по истории // INTER. - 2011. - № 6. -С. 49-57.
3. Гордеева Ю. В. Исторические образы Польши в учебниках Н. В. Загладина «История России и мира с древнейших времен до конца ХХв.» // Восток - Запад: проблемы взаимодействия. История, традиции, культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Эдакова: в 2 ч. Ч. 2. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. -С. 192-194.
4. Ермаков А. М. История нацистской Германии в школьных учебниках ФРГ // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. -№ 10. - С. 35-44.
5. Илизаров Б. Польша и поляки в оценках и представлениях Сталина. Между Польшей довоенной и послевоенной // Историк и художник. - Ежеквартальный журнал. - 2008. -№ 12 (15-16). - С. 43-67.
6. Кошнен Ж. Б. Герои истории и уроки истории: опыт французской школы // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. -№ 1. - С. 57-62.
7. Мареш Т. Система школьного исторического образования в современной Польше // Преподавание истории и обществознания в школе. -2005. - № 8. - С. 61-68.
8. «Расскажу вам о войне... » Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран. -М.: РИСИ, 2012. - 432 с.
9. Соколов А. Б. Учебник истории в США (XIX-XX в.) // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 10. - С. 45-54.
10. Carr E. Historia. Czym jest? - Poznan, 1999. - Zysk i s-ka. - 196 s.
11. Chacha J. Historia. Czasy novozytne. Podr^cznik dla gimnazjum. Klasa II / Chacha J., Drob J. - Wydawnictwo Szkolne PWN Sp. z o. o. -Warszawa, 2010. - 164 s.
12. Radziwill A. Historia dla maturzysty. Wiek XX. Podr^cznik szkoly ponadgimnazjalne zakres rozszerzony / Radziwill A., Roszkowski W. - Wy-dawnictwo Szkolne PWN Sp. z o. o. - Warszawa, 2009. - 392 s.
13. Ronikier J. Mit i historia. Mitotworcze funk-cje podrçcznikôw szkolnych / J. Ronikier. - Kraków, 2002. - 257 s.
14. Roszak S., Sladami przeslosci. Podrçcznik do historii dla klasy drudiej gimnazjum. Wydawnictwo Era Sp. z o. o. - Warszawa, 2010. - 268 s.
15. Trzcionkowski L. Historia. Starozitnosc, sre-dniowiecze. Podrçcznik dla gimnazjum. Klasa I / Trzcionkowski L., Wojciechowski L. - Wydawnictwo Szkolne PWN Sp. z o. o. - Warszawa, 2009. -179 s.