Коллективная память в национальных контекстах: Россия — Польша
17 января 1945 в Варшаве: представление событий в польских школьных учебниках по истории
Илона Голембевска*
«История — свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, предвестник будущего»
(Цицерон)
Аннотация
Целью данной статьи является попытка показать, как события 17 января 1945 в Варшаве, в истории Польши известные как «Освобождение Варшавы», «Помощь Варшаве», «Оккупация Варшавы советскими войсками», были отображены в школьных учебниках в период 1945-2009 годов. Наша задача состоит в анализе содержания учебников для преподавания истории на разных этапах обучения. Постараемся определить влияние политических идеологий, существующих в определенный временной период, на качество и форму представления событий 17 января 1945 в школьных учебниках.
Существует мнение, что среди многих школьных предметов история имеет самое большое влияние на воспитание учащихся. Задачей преподавания истории в школе всегда было формирование взглядов молодых людей согласно образцу, принятому в данный период времени. Цель заключалась в воспитании учеников в духе эпохи, в которой они живут. Эти действия сопровождались конкретными критериями подбора исторического материала и его интерпретации. Этот выбор зависел от многих факторов, таких, как социальное положение, масштаб социальных проблем и конфликтов, стратегии политической власти, а также сила воздействия идеологии, доминирующей в данное время. Авторы учебников по истории в разной степени старались сочетать давление внешних факторов со стандартами работы историка, для представления «исторической правды». Е. Карр определял трудные задачи историков в создании школьных учебников в области «близкой истории» следующим образом. «У историка современности двойная задача: обнаружить те немногие факты, имеющие основное значение, и превратить их в исторические факты, а также отобрать многие факты, не имеющие значения и придать им статус неисторических» (Карр, 1999). Зато польский исследователь школьных учебников подчеркивал другие функции истории, когда он писал: «История (в том числе история в школе) является наиболее опасным продуктом, который создал человеческий разум <...> она создает мечты и опьяняет народы, она исцеляет раны... История оправдывает все, что ей нравится... Она не учит ничего определенного, потому что она содержит все и дает примеры всему. Зато школьная история такова, как ее делает инструкция (программа), утвержден-
* Илона Голембевска, гуманитарный факультет, Кафедра социологии, Варшавский сельскохозяйственный университет.
ная министром образования» (Роникер, 2002). Этот подход предполагает, что учебники по истории не только передают знания о событиях прошлого, но и формируют восприятие жизни, их содержание становится частью нашего обзора мира. Именно здесь проявляется уникальная роль истории среди других предметов, преподаваемых в школе.
Наш анализ касается учебников, используемых для преподавания после Второй мировой войны и, в том числе, событий, которые произошли 17 января 1945 года в Варшаве. Стоит отметить, что в первый период после Второй мировой войны, в 1945-1950 годах, история преподавалась на основе учебников, выпущенных до войны. Эти учебники были составлены в соответствии с принятой Сеймом 11 марта 1932 г школьной реформой, подготовленной Янушем Енджеевичем. Эта реформа предусматривала создание инструкций для учебных программ по истории и соответствующих им учебников. Главной целью учебных программ и учебников являлось государственное воспитание, что устанавливало их важную роль именно в программе обучения истории. Основная цель реформы заключалась в образовании граждан, сознающих свои обязанности по отношению к Родине. В соответствии с реформированной программой обучения истории был значительно сокращен обязательный материал: это ограничило его объем в государственных школах до рамок отечественной истории. Знание истории должно было воспитать у молодых людей любовь к Родине, а самое главное — привязанность к стране, что согласно намерениям авторов должно было, в свою очередь, подготовить их к выполнению гражданских обязанностей. Таким образом, эти предположения содержали явно учебные цели, о которых упоминалось ранее. Преподавание истории было устремлено не только на получение знаний о последних событиях, но и на формирование сознания будущих граждан. Эти рассуждения приводят к выводу, что необходимо заняться анализом школьных учебников по истории в социологической перспективе, поскольку они играют важную роль в создании социальных структур памяти, действуя как важный компонент (или элемент) культурной памяти.
В школьных учебниках, используемых в польских школах в период 1945-2007 годов мы пытались найти изображения весьма конкретного события, каким являлся вход польских и советских войск в Варшаву 17 января 1945 года. Наша задача — показать, каким способом были представлены в школьных учебниках, если были представлены вообще, в течение 60 с лишним лет; как они были изображены в контексте событий на местном, региональном и международном уровнях. В ходе анализа важно было также попытаться оценить влияние политических идеологий, существующих в данный период, на историческое представление о событиях 17 января 1945 г. Наш интерес заключался в изучении динамики представления образов прошлого этого периода.
Несмотря на динамичное развитие различных методов и технологий обучения, учебники по истории являются основным инструментом, используемым в школах для исторического образования. В современном мире каждый человек имеет возможность использовать различные источники знаний, но в конечном итоге оказывается, что школа и школьный учебник по-прежнему являются важной точкой соотнесения и сравнения знаний, полученных посредством СМИ или из других источников информации. Хорошим примером могут быть количественные исследования Петра Квятковского о Второй мировой войне в памяти польского общества, проведенные компанией по изучению общественного мнения Пентор в 2009 г Хотя большинство (почти 2/3) респондентов ищет информацию на эту тему СМИ и кинофильмах, каждый четвертый поляк обращается к школьным учебникам. Не следует также забывать о политическом значении диалога об обучении истории и широко распространенном мнении о необходимости преподавания истории.
События 17 января 1945 г были выбраны по нескольким причинам, в том числе:
1. Они принадлежат к заключительному этапу Второй мировой войны, когда Советская Армия и Польские Войска предприняли совместные военные действия в рамках зимнего наступления с целью «Освобождения Польши».
2. Это символическое событие в истории Польши, так как оно относится к ее столице — Варшаве. Гитлер хотел сохранить «крепость в Варшаве», поляки хотели освободить столицу. Вход Польских Войск и Красной Армии являлся началом освобождения Польши от немецкой оккупации.
3. Это событие всегда подвергалось различной интерпретации в публичном и медиа-дискурсе. В период Польской Народной Республики события 17 января 1945 г наиболее широко оценивались как «освобождение Варшавы» и важное событие в деле освобождения страны от немецкой оккупации. Второе толкование было и впредь является противоположным первому и определяет эти события как оккупацию Варшавы Советской Армией и внедрение системы социализма.
При проведении анализа школьных учебников был использован качественный контент-анализ. Единицей анализа был учебник. Предметом анализа было содержание: субъекты событий, а именно организации, отдельные лица, общины. Важной была также перспектива событий: глобальная, региональная или местная. Был проанализирован способ изложения событий с точки зрения языка: насколько этот язык является вещественным — фактографическим, насколько специализированным — историческим, военным, а насколько нормативным и идеологическим.
В целом, был проведен анализ 12 школьных учебников, выпущенных в период 1946-2007. Подбирая материал для исследований, мы руководствовались двумя критериями:
1. Временным периодом, в который был составлен учебник и кому он был адресован. Новые учебники обычно выпускались как требование реформ, проводимых в сфере образования, или системных и политических изменений.
2. Возрастом школьной аудитории. Исследование было сосредоточено на анализе учебников, предназначенных для учеников старших классов начальной школы и учеников средней школы.
Стоит упомянуть, что в 1946-1949 годах в Польше для преподавания истории были использованы довоенные учебники, разработанные в рамках школьной реформы 11 марта 1932 г. Новые коммунистические власти разработали руководство для учителей по пользованию этими учебниками относительно обязательного способа представления определенного содержания согласно официальной интерпретации.
Таблица 1. Объем качественного анализа
Период разработки учебника Кол-во учебников
50-е годы (первые новые учебники, написанные после войны) 2
60-е годы (реформа системы образования от 1961 г.) 2
70-е годы 2
80-е годы (по 1989 г.) 1
Период с 1989 по 1999 (новые программы по истории, содержание, лишенное идеологии, реформа системы образования в 1999 г.) 3
Период с 2000 по 2006 (структурно-программная реформа в области образования) 2
Итого 12
щ >5
¡5
о
0
О)
1
Ф §
0
5
6
ф
Щ
1
£ со
Щ
ю ^
I
СИ Щ
I
к к
2
0
Щ ф
V© §
ф
1
со
I
о
Источник: собственная разработка
Проанализированный исследовательский материал включает в себя учебники, предусмотренные для школ различных уровней образования: старших классов начальной школы, гимназии, средней школы и средней технической школы. Необходимо обратить внимание, что до 1989 года рынок школьных учебников был централизован и подчинен государственным властям и органам управления образованием. Это привело к появлению лишь небольшого числа учебников на рынке. Ситуация радикально изменилась во время польского перехода к демократии. Рынок учебников в значительной степени открылся, в этой области появилась сильная конкуренция между издателями. Практически любой человек мог написать учебник, который, после одобрения центральными органами управления образованием (специалистами из Министерства народного образования), мог быть издан и введен в школах. Это является прямой причиной появления большого количества школьных учебников после 1989 года.
В 2007 году правительство и органы управления образованием приняли решение о продолжении реформы системы образования от 1999 года2. Произошла реформа базовой учебной программы, предусматривающая ее изменения в преподавании истории в школах, а также создание новых учебников. Учебники, разработанные после 2007 года, будут предметом следующего этапа исследования в 2010-2011 годах.
Прежде чем приступить к качественному анализу материала, хотелось бы представить некоторые статистические данные, которые помогут читателю определить место описанных событий 17 января 1945 года в структуре учебника, и сопоставить его с описанием другого события, связанного с Варшавой — Варшавского восстания, которое рассматривается здесь как «контрольное событие» из-за различия круга вопросов в учебниках и различия в их объеме. Таблица 2 показывает количество страниц, посвященных обоим событиям и количество страниц в книге.
На основе Таблицы 2 можно отметить, что описание событий 17 января 1945 г. занимает немного места во всех учебниках, меньше, чем описание Варшавского восстания. В 3-х из 12 учебников, относящихся к разным периодам, это событие вовсе не учитывалось. Оно было наиболее подробно описано в учебниках в период 1960-1969. В последних учебниках по истории, которые отличаются большим количеством страниц, их количество для описания событий 17 января 1945 г. представляет самый низкий процент по сравнению с учебниками предыдущих периодов. Возможно заметить следующую тенденцию: чем больше страниц, посвященных описанию Варшавского восстания, тем меньше страниц с описанием событий 17 января 1945 г В учебнике 1993 года Варшавское вос-
2 Реформа системы образования осуществляемая в Польше с 1 сентября 1999 года, помогла превратить двухуровневую систему образования, действующую с 1968 года, в трехуровневую систему:
1. начальная школа 2. Гимназия 3. Средняя школа или профессиональное училище. Реформа включала в себя: структуру системы образования от детского сада до аспирантуры, с введением новой системы
школьного обучения, программную реформу, включая введение программных основ и изменение орга-
низации обучения, создание независимой от школы системы и принципов оценки и проведения экзаменов, изменения в области управления и надзора адаптированные к новой политической системе страны, введение так называемого Нового Аттестата зрелости, адаптацию школьных учебников к новой учебной программе. Основными причинами проведенной реформы образования можно считать: отсутствие адаптационных способностей прежней системы образования к темпу и масштабам цивилизационных и социальных преобразований, отсутствие равновесия возможностей в плане доступа к образованию на всех уровнях, а также низкий процент молодых людей, получающих среднее и высшее образование, приспособление системы образования к записям Конституции и реформы государственного строя страны, приспособление профессионального образования к меняющимся потребностям рыночной экономики.
Реформы системы образования, подготовленные Министерством народного образования, опирались на шесть основных направлений: 1. Новая система школьного образования 2. Внешняя экзаменационная система, 3. Разделение управления от надзора 4. Новый профессиональный статус преподавателя
5. Новые принципы финансирования образования 6. Программная реформа.
Таблица 2. Количественный анализ исследовательского материала
Учебник Количество страниц учебника Описание 17 января 1945 г. в Варшаве (%)3 Количество страниц, посвященных описанию Варшавского восстания(%)
Учебник 1. 1950 г. 508 0% 100%
Учебник 2. 1952 г. 383 5,9% 94,1%
Учебник 3. 1967 г. 288 50% 50 %
Учебник 4. 1967 г. 95 14,3% 85,7%
Учебник 5. 1977 г. 241 0% 100%
Учебник 6. 1978 г. 294 3% 97%
Учебник 7. 1987 г. 224 5,3% 9 (94,7%)
Учебник 8. 1992 г. 367 0,8% 99,2%
Учебник 9. 1993 г. 365 100 % 0%4
Учебник 10. 1994 г. 395 5,9% 94,1%
Учебник 11. 2001 г. 416 0% 100 %
Учебник 12. 2004 г. 528 16,7 % 83,3%
щ >5
5
о
0 0)
1
Ф §
£
0 §
6 ф
00
1
£ со
00
ю ^
I
СИ 00 I
к к
2
0 00 ш
V© §
ш
л
со
1
о
Источник: собственная разработка
стание не было представлено, так как его материал охватывает период после падения Варшавского восстания. Подводя итоги, мы видим, что на уровне простых статистических данных, независимо от того, какой учебник возьмем и когда он был издан, следует принимать рассматриваемые события как не имеющие значения с точки зрения других событий этого периода.
Неужели не существует различий в презентации, даже настолько незначительно представленного события, в учебниках, созданных за более чем 60 лет? При анализе описаний событий 17 января 1945 г следует однозначно констатировать, что их образ изменялся на протяжении 65 лет.
Сразу после войны, в период 1946-1949, новые, коммунистические органы управления образованием, не имея своих собственных учебников, издали специальную инструкцию для учителей по использованию довоенных учебников, указывая новое «классовое» толкование их содержания. Она включала, между прочим, требования увеличения объема информации о дружеских отношениях Польши с народами Советского Союза, упрощения языка программ и применения принципов социалистической педагогики. Кроме того, предлагалось включить в обучение политические и культурные вопросы.
Учебники 1950-1959 годов отличались представлением анализируемых событий, как ситуации, в которой Советская Армия прибыла с помощью Польше для освобождения ее территории. Акцент ставился на быстрые, эффективные и запланированные действия Советской Армии, что позволило совершить быстрый разгром немецкого оккупанта.
3 Основой процентного подсчета является сумма количества страниц, посвященных описанию событий 17 января, а также описанию Варшавского восстания.
4 Варшавское восстание не было представлено в учебнике 1993 г., потому что материал учебника не включает событий этого периода истории Польши.
Настоятельно подчеркивались сотрудничество Польской и Советской армий, а также благодарность поляков за оказанную помощь. В центре внимания авторов находится исключительно проведение военных операций. Описание содержит многочисленные оценки события автором. Отсутствуют какие-либо ссылки на исторические источники. Можно сделать вывод, что учебники, используемые в 1950-1959 годы, были важным элементом идеологической борьбы. Авторы пользуются эмоционально отмеченным языком, что должно свидетельствовать о взаимной доброжелательности и польско-советском сотрудничестве. Предпринимаемые военные действия представлены как героические и эффективно удерживающие оккупанта от разрушения многих городов Польши. Подчеркиваются положительные стороны новой политической системы. Используются отрицательные выражения для описания польских эмиграционных активистов как людей, сотрудничающих с нацистской Германией. Первый учебник по истории, изданный после Второй мировой войны содержит много оценок исторических событий, сделанных его авторами.
«В мгновенных и тяжелых боях советских войск приняли славное участие I и II Польская Армия. В полдень, 17 января 1945 года Варшава была освобождена» — подчеркнуто участие польской армии в освобождении Варшавы (Учебник 2/1952. С. 318).
«Поражение планов и расчетов «правительства» в изгнании и подчиненной ему Армии Крайовой означало окончательную компрометацию их политического курса в глазах общества, означало окончательный крах польской реакции» — негативная оценка польского правительства в изгнании, (Учебник 1/1950. С. 494).
«Таким образом, в 1943 году, когда падение нацистской Германии в настоящее время это всего лишь вопрос времени, расширяющиеся круги польской реакции начинают все более тесно приближаться к оккупанту. Видимым доказательством этого является создание так называемых Национальных Вооруженных Сил. Это была фашистская организация, поддерживаемая оружием и обмундированием немцев, которые, как правило, не нападали на ее членов, пользующаяся поддержкой (проживание, питание) помещичьих имений, состоящая из деклассированных, коррумпированных, преступных элементов» — подчеркивание сотрудничества поляков с немцами (Учебник 1/1950. С. 470).
Проведен анализ учебников из следующего десятилетия, т.е. в период 1960-1969, которые существенно отличаются от предыдущих. Авторы дают более подробную информацию о событиях, сосредоточившись на описании военных действий, а также ситуации в столице. В одном из учебников описаны разрушения, которые имели место в Варшаве после ее захвата Польским Войском и Красной Армией. Один из авторов характеризует немцев, как варваров, которые уничтожили Варшаву. Так же как и в 1950-1959 годы, авторы пытаются показать польских и советских солдат как положительных героев этого события, подчеркивая их сотрудничество и решимость в действии. Описание является фактографическим изложением, детали касаются военных операций, не представлены различные точки зрения, а авторы не указывают исторические источники.
«Часть Польши, расположеная на левом берегу Вислы, была освобождена только во время нового наступления Советской Армии в январе 1945 года. Наступление началось 12 января с плацдарма недалеко Сандомежа и Модлина, обнимая Варшаву сильно с двух сторон, с севера и юга. Первая армия польского войска, в содействии с советскими войсками, форсировала Вислу и 17 января освободила Варшаву. Польские солдаты вошли в опустевший город, представляющий одни руины. Гитлеровские варвары после падения Варшавского восстания завершили дело разрушения, уничтожая и поджигая квартал за кварталом, дом за домом. В северо-западном направлении, в погоне за неприятелем надвигалась Первая Армия» — описание военных действий и эмоциональный комментарий (Учебник 4/1967. С. 272).
«Польские солдаты вошли в опустевший город, представляющий одни руины — гитлеровские варвары после падения Варшавского восстания завершили дело разрушения,
уничтожая и поджигая квартал за кварталом, дом за домом.» — характеризуется эмоциональным языком. (Учебник 4/1967. С. 271).
В учебниках 1970-1988 годов, внимание авторов сосредоточено только на презен- ^
тации военных операций, не учитывается политический и социальный контекст. >5
Описание чисто фактографическое, нет никаких авторских оценок. Авторы часто ссы- ¡5
лаются на источники, что повышает значение сообщения. Методология описания ^
состоит из представления многих фактов на языке военной тактики. В отличие от авто- о
ров предыдущих учебников, авторы не подчеркивают взаимных, положительных отно- ш
шений между польскими и советскими солдатами, указывают только на военное
сотрудничество на различных этапах зимнего наступления. Подчеркивается эффектив- ш
ность действий советских войск, их скорость, а также использование многочисленных щ методов борьбы, в том числе срыв обороны противника, окружение группировок его
войск. В описательной части событий подчеркивается самостоятельное занятие ^
Варшавы польскими войсками 17 января 1945 года. Во втором проанализированном ^
С ф
в
учебнике этого периода это событие полностью игнорируется в пользу подробного описания событий, аналогичных по времени, но происшедших раньше, таких, как, например Варшавское восстание. § «Зимнее наступление и освобождение Варшавы. 12 января 1945 года, от Карпат по ^ Балтийское море началось большое наступление Советской Армии и Польского Войска. Подготавливаемая долгое время немецкая система противоракетной обороны щ разлетелась в течение нескольких дней» — подчеркиваются масштабы и темп военных Ю операций, фактографическое описание. (Учебник 6/1978. С. 203) Ф «17 января польские войска освободили Варшаву и отправились в погоню за отсту- ^ пающим противником. Благодаря скорости атаки советских войск, а также тактике раз- ^ рыва защиты противника и окружения группировок его войск, от уничтожения были спа- Щ сены многие польские города, особенно Краков с бесценными памятниками польской к культуры, промышленная Силезия, Лодзь, Ченстохова и другие» — подчеркнута эффективность военных операций. (Учебник 6/1978. С. 203). ^ Что касается периода 1980-1989 годов, до сих пор проанализирован только один ^ учебник, поскольку доступ к другим осложнен. Это учебник, который подробно излага- щ ет события, при этом внимание авторов сосредоточено на описании военных действий, особенно на описании действий Польского Войска до входа в Варшаву. Изложение в § основном военного и фактографического характера, автор не представляет разных с^ точек зрения, не дает своей личной оценки, ссылаясь на источник данных. При описании событий автор не приводит данных об участии советских войск, зато представляет ^ подробный состав польской армии. Автор не употребляет выражения «освобождение о Варшавы», но использует его при написании глав «Освобождение Польши» и ^ «Освобождение польских территорий в 1945 году». Автор не представляет данных о потерях, понесенных Польшей или немецкими и советскими войсками. Отсутствует также информация об отношениях между Польшей и Советским Союзом.
«Первая Армия Польского Войска начала действия 16 января. В тот же день вторая пехотная дивизия пересекла Вислу в районе Кемпы Келпинской и развернула наступление в южном направлении по левому берегу реки. (...) В ночь с 16 на 17 января в бой были введены главные силы первой польской армии, которые пересекли Вислу на уровне Горы Кальварии, и начали наступление на западном берегу реки в направлении Варшавы. В то же время, первая пехотная дивизия пересекла Вислу в районе Белян, Секерек и Вилянова. 17 января начались основные бои за Варшаву. В тот же день вечером Варшава была свободна» — подробное описание военных действий, рассказ основан на фактах, автор не учитывает участия советских войск. (Учебник 7/1987. С. 151).
После 1989 года, в переходный период от 1990 по 1999 год мы имеем дело с новым изображением событий 17 января 1945 года. В одном из учебников, автор ставит вопрос: следует ли рассматривать события 17 января 1945 года как «освобождение Варшавы», или же, как
захват Варшавы Советской Армией и введение советской оккупации? Глава носит название «Освобождение или новая оккупация». Во всех трех учебниках событие описано фактографическим способом, внимание авторов сосредоточено на описании военных действий.
«Первая Армия Польского Войска действующая в рамках Первого Белорусского фронта перешла 16 января 1946 года в наступление. А на следующий день заняла Варшаву» — независимые действия польской армии. (Учебник 8/1992. С. 311).
«12 января 1945 года. Началось зимнее наступление Красной Армии, в составе которой сражались Первая и Вторая армии Польского Войска. (...) Главный удар первого Белорусского фронта, в составе которого сражалась Первая армия Польского Войска под командованием генерал-майора Станислава Поплавского, наступил в районе реки Пилицы. 17 января, после охватывающей атаки, были заняты руины Варшавы. Через два дня немцы покинули Лодзь. В конце января, начале февраля советские войска дошли до довоенных границ Рейха» — описание военных действий. (Учебник 9/1993. С. 34).
Зато в школьных учебниках 2000-2004 годов можно заметить тенденцию «обходить» события 17 января 1945 года, или указывать лишь их время и место. Отсутствуют подробное описание и комментарии авторов. Из двух проанализированных учебников за этот период, в одном события 17 января 1945 года вообще не упоминаются, а во втором они только указаны в календаре событий, который находится в конце главы.
«17 января — левый берег Варшавы был освобожден советскими войсками и Первой армией Польского Войска» — информация из календаря событий. (Учебник 12/2004. С. 448).
Подводя итоги анализа школьных учебников по истории, изданных в период 1949-2007, следует сказать, что:
— Представление событий 17 января 1945 года в проанализированных школьных учебниках для преподавания истории в годы с 1945 по 2007 характеризуется подробным описанием военных операций, но не учитываются такие аспекты как: ситуация глазами жителей Варшавы, размер потерь, оценка событий тогдашними основными политическими деятелями и общественными авторитетами.
— События 17 января 1945 года во всех проанализированных учебниках рассматриваются как маргинальные, а в некоторых опускаются (3 учебника). Учебники значительно различаются в презентации события. В некоторых учебниках они описаны более подробно, но в основном с учетом военных действий, а в других лишь отмечены указанием даты и места.
— Описание, содержащееся в учебниках, не предоставляет информации о важности этого события в более широком политическом контексте, ни для Польши, ни в международном масштабе.
— Существуют существенные различия в представлении общей картин: по-разному определяется роль польских и советских войск, различается степень детализации, эмоциональной убедительности. Разнятся также ссылки на источники. Тем не менее, трудно отнести напрямую, соотнести определенные черты изложения с тем периодом, в котором создавались эти учебники.
— Следует отметить следующие значительные сходства авторы сосредоточены на военном аспекте событий, используют риторику описания из учебников военной тактики, не представляют дискуссии, мнений и / или комментариев по поводу описываемых событий и их последствий.
— В период 1950-1989 годов можно заметить более частое использование учебника по истории для продвижения политических/идеологических лозунгов.
Анализ языка описания событий в учебниках указывает на:
— использование военной терминологии, с огромным количеством военных терминов, таких как «Наступление началось 12 января с плацдарма недалеко Сандомежа и Модлина, обнимая Варшаву сильно с двух сторон, с севера и юга. Первая армия польского войска, в содействии с советскими войсками, форсировала Вислу и 17 января освободила Варшаву». (Учебник 4/1967. С. 272)
— использование идеологически насыщенного, эмоционального языка, привлечение субъективного рассказа: «Таким образом, в 1943 году, когда падение нацистской Германии было всего лишь вопросом времени, все более широкие круги польской ^ реакции начали все более тесно сближаться с оккупантами». (Учебник 1/1950. С. 470),
— учебники значительно отличаются друг от друга с точки зрения употребления убе- ¡5 дительных комментариев, например — «<...> гитлеровские варвары после поражения ^ Варшавского восстания завершили дело разрушения, уничтожая и поджигая квартал за о кварталом, дом за домом». (Учебник 4/1967. С. 271), «Поражение планов и расчетов щ «правительства» в изгнании и подчиненной ему Армии Крайовой означало окончатель- S ную компрометацию их политического курса в глазах общества, означало окончатель- ш ный крах польской реакции». (Учебник 1/1950. С. 494). щ
— значительные различия наблюдаются в описательной части событий в учебниках S одного периода, например «Только новое советское зимнее наступление, начавшееся 12-15 января по всему фронту от Карпат, принесло освобождение Варшавы 17 января ^ 1945 года» (Учебник 3/1967. С. 274), «Первая армия польского войска, в содействии с ^ советскими войсками, пересекла Вислу и 17 января освободила Варшаву» — подчер- ^ кивание сотрудничества. (Учебник 4/1967. С. 271). g
В заключение, следует констатировать, что на основе анализа школьных учебников по истории очень сложно сформулировать ответ на вопрос о том, что произошло в Варшаве
17 января 1945 года. Особенно, если учесть более широкий аспект: степень разрушения щ
столицы, а также социальную и политическую реакцию после входа Польского Войска и ^
Красной Армии в Варшаву. Ф
Литература к
Carr E. (1999) Historia. Czym jest?, Poznan, Zysk i s-ka. c^
Ronikier J. (2002) Mit i historia. Mitotwуrcze funkcje podrçcznikYw szkolnych, Wydawnictwo ® Uniwersytetu Jagiellonskiego, KrakYw.
К К
Учебники m
1. Zanna Kormanowa, Witold Kula. Historia Polski 1864-1945 : materiaty do nauczania w klasie 11. q Panstwowe Zaktedy Wydawnictw Szkolnych, Warszawa, 1950. §§
2. Gryzelda Missalowa, Janina Schoenbrenner. Historia Polski. PZWS, Warszawa, 1952.
3. Henryk SQdziwy. Historia dla klasy XI. Od wielkiej socjalistycznej rewolucji pazdziernikowej do ф koiíca II wojny swiatowej. PZWS, Warszawa, 1967. ^
4. Jyzef Garas. Historia: 1914-1945: dla kl. 3 technikyw. Panstwowe Wydawnictwo Szkolnictwa Zawodowego, Warszawa,1967.
5. Roman Wapinski, Historia dla klasy 4 liceum ogylnoksztafc^cego oraz dla klasy 3 technikum.
Czqsc II. Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, Warszawa, 1977. S
6. Andrzej Leszek Szczesniak. Historia dla klasy VIII. Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, Warszawa, 1978.
7. Szaflik, Jyzef Ryszard. Historia Polski 1939-1947. Warszawa : Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 1987.
8. Tadeusz Glubinski. Historia 8. Trudny wiek XX. WSiP, Warszawa, 1992.
9. Roman Tusiewicz. Historia 4. Polska wspytczesna 1944-1989. Podr^cznik dla klasy IV liceum ogylnoksztafc^cego. WSiP, Warszawa, 1993.
10. Anna Radziwitt, Wojciech Roszkowski. Historia 1871-1945. Podr^cznik dla szkyt srednich. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa, 1994.
11. Wtodzimierz MQdrzecki, Robert Szuchta. U zrydet wspyfczesnosci. Dzieje nowozytne i najnows-ze, Gimnazjum 3. WSiP, Warszawa, 2001.
12. Jerzy Kochanowski, Przemystew Matusik. Cztowiek i historia, Cz.4 Czasy nowe i najnowsze (XIX i XX wiek). Ksztafcenie w zakresie rozszerzonym. Podr^cznik dla liceum ogylnoksztafc^cego, liceum pro-filowanego i technikum. WSiP, Warszawa, 2004.