— 236-С НОМАИ донишгох Э
У. Эгамбердиев Дж. Рузикулов
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Ключевые слова: общественно-политические организации, политические партии, многопартийность, политический плюрализм, народные движения
В июне 1988 г. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза выдвинула идею Конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом СССР в октябре 1988 г. Была создана двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Кроме того, был учреждён пост Президента СССР, который имел широкие полномочия. Часть народных депутатов избирались в избирательных округах по стране, часть коммунистической партией, профсоюзом и общественными организациями. Президент СССР избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989-1990 г.г.) привели к созданию парламентского органа нового типа, хотя они не были прямыми, равными, но легитимность президентской власти не была полной, так как президент избирался не народом, а непосредственно парламентом.
В марте 1990 г. на ХШ-ом внеочередном Съезде народных депутатов в 6-ую статью Конституции СССР были внесены изменения и дополнения в следующей редакции: «Коммунистическая партия Советского Союза, как и другие политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, общественные объединения, посредством своих представителей,
которые будут всенародно избраны в Совет народных депутатов, принимает участие в политической жизни страны, в управлении государством и обществом» (2, 172).
Политическая либерализация привела к росту числа общественно-политических организаций. Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая её этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 года (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 г. не были решены (9, 28-29).
По данному вопросу в печати высказаны разные точки зрения. Одни ученые и политики считают, что реализовалась историческая закономерность, через которую прошли все империи, народы осуществили право на самоопределение и создали собственное национальное государство. Другие говорили, что произошла грандиозная и безответственная политическая импровизация в угоду ложно понимаемым идеям свободы и демократии, личным амбициям политиков, что доказано не только тоталитарным режимом, но и тысячелетней государственностью Российской империи.
По мнению третьих, к развалу страны привели не столько рост национального самосознания, желание избавиться от диктатуры центра и историческая неизбежность распада империи, сколько очевидная неспособность властей, обусловленная политической боязнью потерять хоть крупицу власти.
В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР с учётам высказанных замечаний и предложений утвердил закон «Об общественных объединениях» (3). В нём были законодательно определены принципы многопартийной системы. В этом законе говорилось, что деятельность партий и других общественных объединений будет осуществляться в нерабочее время и за счёт средств этих объединений. Запрещается финансирование государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели, исключение финансирования находится в соответствии с законодательством о выборах. Закон начался со слов: «Право на объединение является
— 238 - НОМАИ донишгох )
неотъемлемой частью прав человека и гражданина». В нём отмечалось, что на создание общественных объединений не требуется, как это было раньше, предварительного согласия соответствующих государственных органов (1).
В конце декабря 1990 г. вступил в силу закон «Об общественных объединениях». В нём законодательно определены принципы политического плюрализма. Государство гарантировало свободу создания общественных объединений и политических партий. Вместе с тем, законом провозглашалось, что не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих цель и использующих методы действия по насильственному изменению конституционного строя (3, 29 дек.).
12 декабря 1990 г. Верховный Совет Тадж. ССР принял закон «Об общественных объединениях в Таджикской ССР». С этого дня рухнула однопартийная система и завершилась монополия на власть Коммунистической партии Таджикистана и началось официальная регистрация других политических партий, общественных организаций, объединений и народных движений.
Большинство из них, в соответствии с существующим положением, регистрировали свои уставы в Министерстве юстиции Республики Таджикистан. После принятия закона «Об общественных объединениях в Таджикской ССР» многопартийность в нашей республике стала реально воплощаться в жизнь. Начали возникать разного рода общественные организации, гражданские движения, политические партии. Многие из них, не сумев вынести тяжести политики и других сфер деятельности, ушли с общественно-политической арены. Если в 1989 г. в республике насчитывалось несколько народных движений и 2 политические партии, из них Исламская партия Возрождения (ИПВ) нелегально, то в 1997 г. в республике были зарегистрированы более трёхсот общественных организаций, в том числе восемь политических партий и одно общественно-политическое движение. Кроме того, в Худжанде, Курган-Тюбе, Кулябе, Хороге зарегистрировано около 100 других организаций (5,1).
В Ленинабадской области осуществляли свою деятельность 83 общественно-политические организации. Из них были зарегистрированы 49 (7).
«Перестроечная» волна начала 90-х годов дала толчок молодежному движению.
Предвыборная компания в республиканские и местные Советы народных депутатов весной 1990г. требовала внести изменения и дополнения в 6-ую статью Конституции СССР, что стало главным предметом политических дискуссий. В феврале 1990 г. состоялся пленум ЦК КП Таджикистана. Его участники приняли решение об отказе от политической и идеологической монополии на власть и общественное сознание. Также было решено, что в условиях многопартийной системы Коммунистическая партия будет претендовать на власть исключительно при помощи и поддержке своих избирателей.
В феврале 1990 г. в Таджикистане произошло событие, ознаменовавшее начало непримиримого противостояния двух сил -оппозиции, объединившей все так называемые демократические силы - фундаментальных исламистов, представителей нарождающихся новорадикальных политических партий и движений антикоммунистического толка и сторонников правительства конституционного строя. Это была борьба идеологии сторонников исламского пути развития и тех, кто стоял за светский характер общества. Это была политика, направленная на то, чтобы сломить конституционный, коммунистический режим и на его обломках построить исламское государство.
Буквально за две недели до трагических событий, 11-14 февраля 1990 г., перед зданием ЦК Компартии Таджикистана сторонники незарегистрированной организации «Растохез» впервые организовали церемонию своеобразной манифестации-митинг протеста. Если обобщить все «зажигательные» и разгромно - разоблачительные речи, то они сводились к следующему: «Вот уже 70 лет эти господа грабили страну, довели её до нищенского состояния, им, правителям, абсолютно чужды интересы и нужды Таджикистана, нации. Они разбазарили национальные богатство таджиков. Они малокомпетентные, непрофессиональные чиновники. Компартия - мафиозная власть. Они верные слуги Москвы» (8, 19 янв.).
11 февраля 1990 г. около 13.00 час. возле здания Президиума Верховного Совета Таджикской ССР возник несанкционирован-
— 240 "С НО МАИ донишгох )
ный митинг, в котором приняло участие примерно 150 человек, среди которых много молодёжи, в основном студенты. Затем митинг переместился к зданию ЦК Компартии Таджикистана, значительно пополнившись. Главным требованием собравшихся было требование не принимать армян-беженцев из Закавказья. В республику прибыло 47 беженцев-армян, которые поселились у родственников и ни на какие квартиры не претендовали.
Надуманные претензии к беженцам-армянам было всего лишь предлогом для возмущения общественного спокойствия, реальным же поводом для организации митинга у правительственного и парламентского здания стала 11-ая годовщина исламской революции в Иране (Пфевраля 1979 г.).
Главными мотивами событий были борьба за власть, попытка сорвать выборы в Верховный Совет республики, назначенные на 25 февраля 1990 г.
Во второй половине дня 12 февраля возле здания ЦК снова собралось большое количество людей, которые требовали выдворения армян, ускорения решения жилищной проблемы, вопросов экологии, а также отставки первого секретаря ЦК, членов бюро и правительства и даже физического истребления руководства республики.
В этот день Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР в столичном Душанбе было введено чрезвычайное положение и установлен комендантский час. В ночь с 12 на 13 февраля в таджикскую столицу прибыло по воздуху подкрепление - части внутренних войск МВД СССР и псковские десантники.
13 февраля на площади, прилегающей к ЦК, стали вновь собираться группы молодёжи, которые вскоре были вытеснены с центральной магистрали. Бесчинства продолжались, появились новые жертвы и пострадавшие. Не утихали грабежи и погромы торговых точек, предприятий общественного питания, поджоги, насильственные действия по отношению к гражданам.
В это время митингующими (около 1000 человек) был образован «Народный комитет» из 17 представителей. Во главе его был поставлен Бури Каримов, председатель Госплана, зампредседателя Совета Министров республики.
В состав пресловутого комитета вошли некоторые активисты организации «Растохез», политического клуба «Ру ба ру», бизнесмены, писатели. Среди них председатель «Растохез»-а Тохир Абдужаббор, его заместители Мирбобо Миррахим и Абду-кадир Холикзода, поэт Бозор Собир, Аскар Хаким, О. Файзуллоев, М. Хомидов и др.(6, 10).
К вечеру 13 февраля 1990 г., когда обстановка в городе сильно осложнилась, в 18.00 часов К.М.Махкамов, И.Х.Хаёев, Г.П.Пал-лаев, И.О.Латифи обратились по телевидению и радио к населению города и близлежащих районов с призывом об усилении организации охраны объектов силами коммунистов, комсомольцев, рабочих, о защите столицы республики от дальнейшего погрома и насилия (3, 15 февр).
14 февраля беспорядки в городе продолжались, переместившись в жилые кварталы, микрорайоны, на окраины столицы. В списке погибших уже значилось 16 человек. В это время члены «Народного комитета», ведя переговоры с К. Махкамовым, Г. Паллаевым и И. Хаёевым, вынудили их дать согласие на отставку с занимаемых постов. Был подписан соответствующий протокол, к концу дня содержание документа довели до митингующих.
В те трудные и тревожные дни ЦК Компартии Таджикистана, Совет Министров республики, Верховный Совет Таджикистана обращались к населению с призывом к ответственности за сегодняшний и завтрашний день Таджикистана.
В обращении в частности отмечалось: «Дорогие соотечественники! С глубокой болью в сердце ставим Вас в известность о том, что вчера, т.е. 12 февраля текущего года, в столице нашей республики, на площади у здания ЦК Компартии Таджикистана произошла большая трагедия, можно сказать, произошло исключительное, постыдное, обжигающее сердце событие. Масса из нескольких тысяч подростков и молодёжи, пренебрегая предложениями о мирных переговорах, нарушили общественный порядок и совершили хулиганские действия. Они занимались бесчинством, поджогами и погромами магазинов, автотранс-портав, административных зданий.
В результате столкновений имеются раненые, шесть человек
погибло..... В этой тревожной ситуации, используя как повод
приезд в Таджикистан незначительного числа беженцев, обречь свой народ, столкнуть свою республику в пучину бед, представляется позорным безумием. Это великий грех.
В этот тяжкий час, когда на карту поставлена судьба нации и который может стать поворотным моментом в её истории, мы обращаемся к каждому жителю республики - к Вам, отцы и матери, сёстры и братья, служители духовенства, приверженцы ислама, к каждому, кому дороги эта земля, её тысячелетняя культура, честь и слава таджикского народа, с такими словами: - сохраняйте спокойствие и выдержку! Дальнейшее обострение может привести к большой трагедии. Дорогие соотечественники! Только единство против тех, кто ввели в заблуждение, может сохранить Ваш покой и благополучие!» (Обращение «Отведём беду от Таджикистана!», как листовка на тацж. и рус. языках распространялась среди населения (4, 15 февр.).
14 февраля в Душанбе состоялся внеочередной XVI Пленум ЦК Компартии Таджикистана. Пленум заслушал сообщение первого секретаря ЦК КП Таджикистана K.M. Махкамова о событиях, имевших место в столице Душанбе 11-14 февраля. Отмечалось, что ситуация в городе экстремальная. Докладчик напомнил, что «...вопреки реальным фактам, утверждали, что армянские беженцы (около трёх или пяти тысяч) спрятаны в Варзобском ущелье, Алмасах, Каратегине и т.п. И что всё вновь возводимое жильё будет выделяться им. Хотя ни одной квартиры этим людям никто не выделял, 12 февраля из столицы выехали 223 армянина, унося с собой боль и обиду к нашему народу, о гостеприимстве которого мы все любим говорить. Такие поступки никого не украшают»(3, 15 февр).
К.Махкамов говорил, что трижды выходил к митингующим, пытаясь разговаривать, убедить, что никакой армянской проблемы в республике не существует, что всё это основано на злонамеренных вымыслах и провокационных слухах. Но говорить было невозможно. У них была одна цель - громить и грабить всё подряд, совершать насилие над людьми, поджигать здания, транспорт и т.д. Всё это приняло явно экстремистскую окраску (3, 15 февр.).
15 февраля в Душанбе состоялось собрание партийно-хозяйственного актива, которое рассмотрело сложившуюся ситуацию в столице. Было принята резолюция «О протоколе совместного заседания руководства республики с Народным комитетом, избранным митингующими 14 февраля 1990 года». Участники собрания выразили искреннее соболезнование родным, близким, друзьям, безвинно погибшим во время беспорядков, спровоцированных преступными элементами в Душанбе 12-14 февраля. Решено было объявить 15-17 февраля днями республиканского траура, общенародной скорби.
15 февраля обстановка в Душанбе настолько осложнилась, что огромное количество людей, примерно в общей сложности 30 тыс., скопилось на трёх улицах вокруг площади перед ЦК. В течение шести часов велись переговоры с представителями «Народного комитета», как остановить, как прекратить погромы и насилия (3, 18 февр.). Но они были безуспешными. На площадях и улицах столицы люди становились жертвами насилия и произвола.
Участники собрания оценили подписание протокола К.М.Махкамовым, Г.П.Паллаевым, И.Х.Хаёевым об их согласии на отставку как ошибочное,противоречащее решению внеочередного XVI Пленума ЦК Компартии от 14 февраля. Собрание актива столицы осудило действия хулиганствующих элементов, прикрывающихся именем таджикского народа, а на деле дискредитирующих его многовековые морально-нравственные устои. Порицания заслуживают и противоправные действия в виде погромов в жилых кварталах Душанбе (3. 16 февр.).
Участники собрания обратились к молодежи с призывом обдумывать каждый свой шаг, прежде чем решиться на тот или иной поступок. Все, кому дороги общечеловеческие идеалы, пусть множат ряды народного движения, направленного на стабилизацию обстановки, защиту чести, достоинства и интересов населения (3. 16 февр.).
Душанбинская драма была подготовлена лицами, прикрывающимися псевдоперестроечными лозунгами. На арену вышли, прежде всего, коррумпированные и уголовные элементы, действующие коварно и агрессивно в союзе с националистически
— 244 —: номаи донишгох
настроенными элементами. Умело спекулируя на многих нерешённых социально-экономических проблемах республики, используя настроения, нагнетаемые всеми «демократами» СССР, т.е. идеи о диктате Центра (Москвы) и бесправии национальных республик, в особенности Таджикистана, противопоставлении интересов партии и народа, несовместимости коммунистического атеизма и религиозных чувств верующих, организаторы митингов настраивали незрелую молодежь против существующего строя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РТ «Об общественных объединениях» от 12 ноября 1990 г.
2. Гражданские движения в Таджикистане. - Душанбе, 1990
3. Коммунист Таджикистана. - 1990. - 15, 16, 18 февр., 17 окт., 29 дек.
4. Паёми Душанбе и Вечерний Душанбе. - 1990. - 15 февр.
5. Рекомендации областным, городским, районным хукуматам... -Душанбе, 1997
6. Ризоев Б.М., И.Р. Абдуллоев И.Р. Бахри вахдат ва ягонагии Точикистон. - Худжанд, 1997
7. Текущий архив отдела связи с общественно-политическими формированиями Хукумата Ленинабадской области. Д. 1/1. - Л.27
8. Точикистони Шурави. -1991. -19 янв.
9. Хомидов X. Становление многопартийной системы в Республике Таджикистан. // Государство и право. - Душанбе. - 1997. № 2-3.
Исторические предпосылки возникновения новых политических партий и движений в Республике Таджикистан
У.Эгамбердиев, Дж. Рузикулов
Ключевые слова: общественно-политические организации, политические партии, многопартийность, политический плюрализм, народные движения
Статья посвящена проблемам возникновения новых общественно-политических организации и движений в Таджикистане. Автор анализирует причины возникновения февральских событий 1990 года
; ученые записки г)" 245 -
в Душанбе и вклад государственных органов, политических партий и общественных движений в стабилизацию общественно-политической обстановки в столице.
Historic Prerequisits of the Rise of New Political Parties and Movements in Tajikistan Republic
U. Egamberdiev, Dj. Ruzikulov
Keywords: social-political organizations, political parties, multiparty system, political pluralism, people's movements.
The article dwells on the problems of new social-political organizations and movements which arose in Tajikistan. The authors analyze the reasons of February events of 1990 in Dushanbe and the contribution of statal bodies, political parties and social-political situation in the capital of the country.