УДК 340.03 Х.М. Мирзабалаева
Исторические предпосылки возникновения коррупции в России и попытки
борьбы с ней
Дагестанский государственный университет; [email protected]
Автором проанализированы исторические предпосылки, послужившие основой возникновения коррупции в России. Особое внимание уделено попыткам борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, взятка, исторические предпосылки возникновения, попытки борьбы.
На современном этапе борьба с коррупцией в России представляет собой важное направление внутренней политики, однако данная проблема, несмотря на предпринимаемые меры, остается неразрешимой. Обращение к истории возникновения коррупции и урокам прошлого позволит понять ее истоки, а значит, найти эффективные меры противодействия.
На протяжении всей истории нашего государства большое значение для людей имели связи и возможности. С возникновением Древнерусского государства появились новые понятия. Уплачиваемая славянами с ранних времен дань князю воспринималась как должное. Народ платил князю за то, что он защищал его. Предметом дани могли быть слитки меди, меха, продукты питания, мед.
В последующем денежная система упростила взаимоотношения государства и населения. Форма благодарности была упрощена, не нужно было задумываться, чем же заинтересовать человека.
Однако ввиду того, что деньгами платили мало, а платежи натурой были недостаточны, получила свое развитие практика «кормления от дел» - доход из натуральных и денежных подношений, которые приказные люди и чиновники получали от просителей, стремящихся ускорить волокиту приказной машины. Различали следующие виды подношений:
- почесть представляла собой оказание почестей чиновнику путем подношения, например иконы, хорошей рыбы или соли в большом количестве, щедрого угощения, определенной суммы денег;
- поминок представлял собой напоминание. Проситель подносил приказному, служилому человеку чернила, листы пергамента или бумаги, свечи и перья;
- посул представлял собой «взятку» в современном понимании этого слова, он мог быть равен годовому жалованию чиновника.
Законными признавали «почесть» и «поминок», которые являлись неотъемлемой частью «кормления от дел». Посул же - взятка как таковая в современной ее трактовке. Вплоть до 1714 г. коррупция в нашем государстве не рассматривалась как один из видов преступлений, т. к. государственные чиновники существовали за счет взяток и других видов «кормлений».
Первая попытка ограничить так называемые «кормления» наблюдается в «Русской правде», где было рекомендовано такое обеспечение судей, которое сделало бы их неподкупными.
Иван III также предпринял попытки законодательного ограничения коррупционных действий. Судебник 1550 г. ввел впервые наказания для взяточников (от мелких канцелярских служителей - подьячих - до бояр).
Феодальное право предусматривало куда более мягкое наказание для бояр, которые решали дела по «посулам», чем для подьячих [1, с. 36-37].
Государственная централизация и административные преобразования предопределили введение в Судебнике 1550 г. группы преступлений против порядка управления. Лихоимство, представлявшее собой нарушение установленного порядка судопроизводства, стояло первым среди должностных преступлений. Нормирование размеров «посулов» превращало излишки в предмет лихоимства.
Петр I упразднил «кормление», издав в 1715 г. Указ, которым было введено вознаграждение для чиновников в качестве компенсации за службу. «Кормление от дел» стало незаконным.
Петром I были впервые официально введены понятия «мздоимство» - взятка за исполнение обязанностей, предусмотренных законом и покрытых жалованием, и «лихоимство» - получение взяток за действия с нарушением законов. Генеральным регламентом «О гражданской службе» 1720 года был введен запрет на занятие чиновниками служебными делами вне рабочего времени и места, за которое предусматривалось наложение денежного штрафа в большом размере.
При Петре I борьба с коррупцией приобрела широкий размах. Под угрозой обвинения в коррупции постоянно находился даже сподвижник императора князь Меньшиков, против которого с 1715 по 1725 г. было заведено 14 проверок по финансовым вопросам, прекращавшиеся благодаря заступничеству жены Петра - Екатерины. Других чиновников наказание не миновало. Был повешен губернатор, сибирский князь Гагарин, вице-губернатор Корсаков отправлен в ссылку, своей должности лишился любимец царя и советник адмиралтейства Александр Кикин.
Однако, несмотря на все меры по борьбе с коррупцией при Петре I, размах ее все больше увеличивался. Е.П. Карпович пишет, что брали взятки в то время не только «не имевшие обеспечивающего их состояния и не получавшие от правительства необходимой материальной помощи», но и богатейшие столпы тогдашнего общества [2, с. 17].
Увеличение числа чиновников привело к тому, что жалование перестало выплачиваться регулярно и чиновники низших рангов стали вновь брать взятки. И так «кормления» были вновь восстановлены.
Описывая внутреннюю политику при Анне Иоанновне, Н.И. Костомаров подчеркивал широкое распространение взяточничества и меры, принимаемые Верховным тайным советом, направленные на ограничение мздоимства. Так, был введен запрет на то, чтобы люди «холопского» происхождения, отданные в солдаты и дослужившиеся до офицерского чина, получали должности воевод. Надеялись, что лица, происходившие из знатного шляхества, менее будут падки на незаконную наживу и покажут больше радения в деле собирания государственных доходов, однако правительство ошиблось. Это привело лишь к учащению случаев злоупотреблений по должности [3, с. 905].
Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стал обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам. В XIX в. коррупция стала механизмом государственного управления. «Почесть», «посул» и другие виды кормлений определили надолго лицо государственного аппарата, «посул» стал наследством будущего времени [4, с. 213].
При Николае I Сенат в 1832 г. издал Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества» [5], в котором было указано, что подарки и приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления.
Осуждая казнокрадов и неправедных судей, устанавливая порядок и обеспечивая соблюдение законности, власть в действительности преследовала иные цели - укрепить государственный аппарат, сделать его более совершенным инструментом удержания в
повиновении и подавления сопротивления эксплуатируемых масс, что, безусловно, выходило за рамки социальной демагогии.
Началом формирования государственных служащих «капиталистической формации» стал этап капитализации России, имевший место в последней четверти XIX - начале XX вв. [6, с. 27]. Взяточничество и казнокрадство расцвели пышным цветом. Обновление пришло с революционным переворотом и изменением типа политической власти.
Изменение в 1917 г. государственного строя и формы правления не повлекло отмену коррупции как явления. Было сформировано лишь лицемерное отношение к коррупции, что способствовало, без сомнения, укоренению мздоимства и лихоимства.
8 мая 1918 г., на седьмой месяц после Октября 1917 г., Совет народных комиссаров издал декрет о борьбе с коррупцией.
В 1922 г. была сформирована специальная Комиссия по борьбе со взяточничеством под руководством Ф.Э. Дзержинского. Отчаянная борьба государства с врагами и перспективы стать жертвами взявшего реванш старого строя отпугивали потенциальных коррупционеров, и они устраивались вне его.
Новая экономическая политика и возникшая предпринимательская деятельность вновь дали толчок коррупции. Взяточничество стало формой контрреволюционной деятельности. Подарки должностному лицу, работа по совместительству в двух или более учреждениях, состоящих в товарообменных партнерских взаимоотношениях и т. п., воспринимались как взятка. В связи с началом в 1929 г. этапа коллективизации взяточничество распространилось и в деревне.
Настоящего расцвета коррупция достигла в правление Брежнева. Ее причинами стали:
1) растущие аппетиты номенклатуры и поисков путей удовлетворения этих аппетитов;
2) общее сокращение фондов потребления, активный поиск бюрократией путей увеличения своей доли в фондах;
3) приобретение коррупцией группового и кланового характера (семьи Брежнева и Щелокова);
4) борьба с коррупцией как предлог для расправы над инициаторами перемен.
Отсутствие законов и секретность стали основой коррупции, на которую также повлияла и недостаточность образованности советских кадров.
Но главных основ коррупции было три:
- бесконтрольность (самоконтроль) власти. Контроль аппарата над собой стал главным инструментом борьбы с коррупцией. Предложения Ленина создать в Компартии Центральную Контрольную Комиссию (ЦКК) не были удовлетворены;
- идеология. Преобладал подход - «социально близкие» кадры. На основе идеологических обвинений расправлялись с конкурентами. Аппарат формировали исключительно из «своих» по идеологии;
- силовая и диктаторская природа власти. Если у чиновников есть сила, то бороться с их коррупцией трудно [7].
Отношение к коррупции носило двойственный характер. Так, с одной стороны, складывался особый класс управленцев, который отделен от «простого» народа, с другой стороны, существовало мнение о том, что коррупция - это недопустимый для социалистического общества факт. Эта двойственность и разрушала государственный аппарат, приводя даже к тому, что должности с большим объемом полномочий просто
продавались. Косвенной причиной для развала государства и системы управления в 80-х годах стало обнаружение фактов огромного превышения полномочий.
Однозначно чиновничество в России на всех уровней власти не изменилось в своем стремлении получать незаконное вознаграждение [8]. Коррупция, проникшая во все сферы жизни и существовавшая повсеместно, несомненно, имела глубокие исторические корни в нашей стране. Во все времена коррупция являлась своеобразной реакцией общества на социально-экономические проблемы государства. Так и в настоящее время перед государством остро стоит проблема коррупции, разрешение которой потребует обращения к урокам прошлого. Построение гражданского общества и правового государства, повышение уровня правосознания и правовой культуры, обеспечение законности и правопорядка так и останутся благими пожеланиями, если не будут предприняты реальные шаги по противодействию коррупции [9].
Литература
1. Кобрин В.Б. Иван Грозный (История Москвы: портреты и судьбы). - М., 1989.
2. Карпович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. - СПб, 1885.
3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. -М.: Эксмо, 2004.
4. Седов П.В. «На посуле, как на стуле». Из истории российского чиновничества XVII в. // Звезда. - 1998. - № 4.
5. ПСЗ. Собр. 1 Т. XXII. № 25028.
6. Буланже М. Коррупция - дочь протекции // Служба кадров. - 1999. - № 10.
7. Попов В.Г. «Проблемы противодействия коррупции в современной России» // Следователь. - 2012. - № 1.
8. Егоршин В.М., Суворов А.М. Некоторые вопросы противодействия коррупции в России: историко-правовой аспект // История государства и права. - 2008. - № 6.
9. Муртазалиев А.М. Повышение уровня правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. -Вып. 2. - С. 5-10.
Поступила в редакцию 7 октября 2013 г.
UDK 340.03
Historic backgrounds of corruption in Russia and attempts to combat it
Kh.M. Mirzabalaeva
Dagestan State University; [email protected]
In this article the author analyzes historic backgrounds that led to corruption in Russia. Special attention is paid to attempts to combat corruption.
Keywords: corruption, bribe, historical backgrounds, combating efforts.
Received October 7, 2013