ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИНТЕРЬЕРОВ ЗАВЕДЕНИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА В УКРАИНЕ С УЧЕТОМ ТРАДИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Баньковская Алиса Константиновна
aспирант Киевского государственного института декоративно-прикладного
искусства и дизайна имени Михаила Бойчука, г. Киев E-mail: alissa. bankovskaya@gmail. com Малик Татьяна Вячеславовна канд. архитектуры, профессор, проректор по научно-педагогической работе, заведующая кафедры дизайна среды Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука, г. Киев
E-mail: [email protected]
HISTORICAL BACKGROUND OF GENESIS AND DEVELOPMENT OF HOTELS' INTERIORS IN UKRAINE REGARDING NATIONAL FEATURES
Ban'kovskaya Alissa Konstantinovna
postgraduate of Kyiv State Institute of Decorative and Applied Art and Design named
Michael Boychuk, Kiev Malik Tatiana Viacheslavovna PhD in Architecture, professor, Pro-rector on scientific and pedagogical work, Head of the department of environmental design of Kyiv State Institute of Decorative and
Applied Art and Design named Michael Boychuk, Kiev
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию предпосылок возникновения и развития традиционных интерьеров заведений гостеприимства в Украине со времен их зарождения в Киевской Руси в XII—XIII вв. Проведен ретроспективный анализ, на основании которого разработана классификация основных заведений гостеприимства, таких как постоялые дворы (ямы), гостиные дворы, корчмы, трактиры и др., которые были «предшественниками» современных отелей в Украине, а также выявлены их особенности и принципы организации.
ABSTRACT
The article investigates the prerequisites of the origin and development of the traditional interiors of hospitality establishments in Ukraine since their emergence in Kievan Rus in the XII—XIII centuries. Autors made the retrospective analysis on the basis of which developed a classification of the main establishments of hospitality, such as the postoyaly courtyard, gostinny courtyard, korchma, traktyr, and others
"precursors" of modern hotels in the Ukraine, as well as identified their main characteristics and principles of the organization.
Ключевые слова: интерьер, постоялый двор, корчма, трактир, гостиница.
Keywords: interior, postoyaliy courtyard, traktyr, korchma, hotel.
В современных условиях динамичного развития и интернационализации туризм является одной из важных отраслей для многих стран мира в том числе и для Украины. Географическое и геополитическое положение нашего государства способствует развитию всесторонних связей с европейскими, азиатскими и африканскими странами, в свою очередь, увеличивает туристические потоки, а, следовательно, и способствует развитию туристической индустрии [5]. В данном контексте гостиничный бизнес является основной составляющей туристической отрасли, которая формирует объем работ для туризма, транспорта, розничной торговли, общественного питания, страхования, культуры и искусства, экскурсионного обслуживания, рекламной индустрии, архитектуры и проектирования [17, с. 70].
Важным показателем развития туристической сферы в регионах и в стране в целом является обеспеченность учреждениями туристической инфраструктуры, важное место среди которых занимают отели [16].
Среди объектов временного проживания наиболее распространенными в Украине являются гостиницы — 51,0 %, а 32,6 % — другие учреждения, которые наряду с традиционными предприятиями гостиничного хозяйства предлагают своим клиентам полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию и обслуживанию [11].
Современные отели отличаются по назначению, вместительности, этажности, типам конструкций, уровням комфорта, режимам эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), функциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительности проживания в них и по уровням цен. Все эти факторы учитываются при
проектировании и влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно -планировочную структуру здания, интерьер и т. д.
Следует подчеркнуть, что в Украине предприятия гостиничного хозяйства в основном расположены в Киеве (9,2 % от общего количества), Львовской (8,7 %), Днепропетровской (8,4 %) областях и Автономной Республике Крым (6,3 %). Это связано с высоким уровнем их индустриального развития, наличием центров туристических потоков и курортных зон [19].
Такое размещение гостиниц имеет и исторические предпосылки, ведь перечисленные города еще во времена Киевской Руси были важными торговыми и культурными центрами. Это, способствовало зарождению и развитию гостиничного дела, а также было предпосылкой создания традиционных интерьеров гостиниц в Украине, ведь предшественники современных отелей — это постоялые и гостиные дворы, корчмы, трактиры.
Вопросу возникновения и развития традиционных интерьеров предшественников заведений гостиничного хозяйства в Украине во времена Киевской Руси посвящены труды как зарубежных, так и отечественных историков, этнографов, искусствоведов, специалистов в сфере архитектуры и строительства. В частности Гавриленко В.М., Головко А.Н., Горина Г.А., Етросюк М.И., Кавецький Б.Р., Мальская М.П., Пандяк И.Г., Мезенцев К. Мархонос С., Опанащук Ю.Я., Русавская В.А., Сергачев С.А. и многие другие.
Вместе с тем нужно акцентировать внимание на том, что данный вопрос рассматривают фрагментарно. На сегодняшний день отсутствует основательное исследование интерьеров гостиниц в Украине и этапов их возникновения и развития, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения и исследования этого вопроса.
Первые заведения гостеприимства на территории Украины возникают в XII—XIII вв. в период экономического и политического развития Киевской Руси. Ее выгодное географическое положение на перекрестке торговых путей, культурные и религиозные связи со странами Средиземноморья, Балтики,
Западной Европы обусловливают развитие городов и появление специализированных заведений размещения [15].
В XII—XIII вв. cреди первых заведений гостеприимства в Киевской Руси были постоялые дворы (рис. 1) [21], расположенные друг от друга на расстоянии конного перехода (25 км), которые называли «ямами» [27]. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь можно было разместить транспортные средства, то есть предлагали услуги «постоя». С развитием почтового сообщения в XV в. постоялые дворы создают у почтовых станций (рис. 2) [20].
Рисунок 1. Постоялый двор на Руси XVст
Рисунок 2. Постоялый двор (яма) XVII ст
В этот период в крупных городах возникают гостиные дворы (рис. 3—4), которые характеризуются более высоким комфортом по сравнению с постоялыми дворами.
Рисунок 3. Гостиный двор в Петербурге 1815 г. [6]
Рисунок 4. Гостиный двор в Киеве, 1809 г. (арх. Л. Руска) [6]
Гостиный двор — древнерусское название помещений преимущественно для оптовой торговли, которые сначала создавали для иностранных или приезжих купцов-гостей, для которых были созданы условия для проведения коммерческих операций — в структуре выделялись магазины, торговые ряды, складские помещения. Образцами служили гостиные дворы, размещенные в Западной Европе [4]. Жилые помещения гостиных дворов называли клетями, в каждой размещалось не более 8 купцов. Помещение, в котором располагались клети, было двухэтажным. Каждая клеть имела место для сна внизу и наверху, то есть была двухъярусной. Здесь купцы могли даже хранить небольшое количество товара [4].
На чумацких и торговых путях Украины услуги гостеприимства оказывали корчмы, где торговали горячительными напитками, были местом остановки и развлечений для путников. Корчмы в отдельных регионах называли также «шинком», «корчмой-заездом» [14]. В планировке этого типа корчмы с заездом посередине фасадной стены был въезд в форме ворот в «пидсиння» (коридор), который проходил через все здание. По сторонам располагались комнаты для
приезжих, кабак и жилье трактирщика. Типовые схемы корчмы первой половины XIX показано на рисунке 5 [25].
Рисунок 5. Типовые схемы корчмы первой половины Х1Х ст.
1 — сени;
2 — шинок; 5 — жилье орендатора;
3 — комната для постояльцев; 6 — торговая лавка;
4 — помещение объединенное с воротами, кладовая; 7 — конюшня;
8 — склады сена с проездом между ними, перекрыт общей крышей.
В XVIII в., После окончательного присоединения Украины к Российской империи, начинается строительство почтового тракта от Москвы до Киева с почтовыми дворами и станциями, которые одновременно выполняли и функции заведений размещения.
В XVII—XVIII вв. Нежин был одним из крупнейших торговых городов Левобережной Украины, через который пролегали главные почтовые тракты на Киев, Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Полтаву, в Крым. Это стало предпосылкой открытия станции, которая представляет собой единственный в Украине подобный комплекс, сохранившийся почти полностью (рис. 6—8).
Рисунок 6. Первый зал
Рисунок 7. Комната станционного наблюдателя
Рисунок 8. Уголок отдыха
В XIX в. развивается так называемый «трактирный промысел», к которому присоединялось множество различных заведений. К трактирам, «с отдачей в аренду покоев» принадлежали гостиницы, постоялые дворы, заезжие дома, корчмы, меблированные комнаты и дворы, которые отдавали «со столом».
Из всего разнообразия заведений можно выделить [18]:
1. Постоялые дворы, которые принимали горожан, извозчиков, а также целые обозы (с проживанием, питанием и уходом за лошадьми). Здесь были комнаты, где гости могли переночевать. Интерьер очень простой: кровать, 1—2 стула, стол. Не во всех комнатах были шкафы. Одна комната была по типу столовой, где гости питались. Летом еду готовили на улице в специально обустроенной печи. В постоялых дворах были конюшни, где содержали скот. Поскольку сюда чаще приезжали купцы и торговцы, на дворе были кладовые, где хранили товар. Однако большую часть времени постоялые дворы были полупустыми и наполнялись жителями только во время ярмарок.
2. Корчмы. В этих заведениях ели и пили за плату. Днем они работали как рестораны или столовые, а вечером они становились местами увеселения, в
которых можно было и заночевать. В интерьере имели место так называемые «игровые комнаты» или «игровые залы», где играли в шашки, карты, бильярд, вели беседы за самоваром.
3. Гостиницы, где останавливались приезжие. Здесь были номера, которые предоставляли в аренду, и общий зал столовой.
В 50-х годах XIX в. в Киеве наиболее известным был «Зеленый отель», построенный в 1803—1805 гг. и принадлежавший Печерской Лавре (сегодня жилой дом на ул. Московской, 30). «Зеленый отель» состоял из одного 4-этажного и трех 2-этажных корпусов расположенных вне монастыря в гостином-лаврском переулке [27, с. 35]. В середине XIX в. в гостинице насчитывалось 200 отдельных номеров и около 20 общих комнат, кроме нескольких небольших домов и временных сооружений для паломников. Проживание в отеле было бесплатным в течение двух недель, а вот услуги по питанию — платные. Ежегодно отель посещало до 85 тыс. человек. Содержался на средства меценатов - графини Орловой и Турчаниновой.
Следует отметить, что толчком к развитию отелей было открытие в 1889 регулярного железнодорожного сообщения, которое привело к увеличению количества путешественников, приезжающих в Киев.
4. Трактиры гостиничного типа существовали в Киеве вместе с отелями до 1890 года. Во второй половине XIX в. трактирами называли также гостиницы низшего разряда и питейные дома (кабаки), которые обслуживали преимущественно малообеспеченные слои населения.
В 1893 г. Дума приняла постановление, запрещавшее содержать при трактирах жилые помещения, гостиничные номера и комнаты, которые закрываются изнутри. Трактиры не могли иметь даже общего входа с меблированными комнатами. Так они окончательно отделились от отелей и вписались в круг ресторанов, столовых, питьевых и других торговых заведений.
Таким образом, уже в начале XX в. согласно расположению и категории клиентов, которых они обслуживали, отели условно делили на четыре категории: фешенебельные, гостиницы среднего класса, гостиницы,
размещенные рядом с вокзалом, и меблированные комнаты, «подворья», постоялые дворы.
Отели среднего класса ориентировались на менее состоятельных клиентов и располагались на центральных улицах, вымощенных брусчаткой, оборудованных электрическим освещением. У отелей были специально оборудованные стоянки для экипажей [15, с. 19]. Особенностью гостиниц среднего класса была достаточно высокое качество обслуживания. Оборудование номеров осуществляли согласно европейским стандартам, для чего часто приглашали мастеров из Германии и Франции. В номера подавали горячую воду, для ароматизации помещений использовали различные душистые травы, в большинстве отелей предоставляли услуги бани, ванны, при крупных отелях работали магазины.
Кроме Киева, активно развивалась инфраструктура гостеприимства и в других крупных городах Украины — Одессе (например, отель «Бристоль» (рис. 9—10) [7]), Xаркове, Ялте (гостиница «Ялта», построенная в 60-х годах XIX в., а в 1906 переименованная в «Бристоль» (рис. 11) [7].
Рисунок 9. Отель «Бристоль» г. Одесса 1899 г
Рисунок 10. Интерьер ресторана. при отеле «Бристоль», г. Одесса
F
Рисунок 11. Отель «Ялта», г. Ялта 60-е гг XIX ст
В Восточной Галиции, входившей в состав Австро-Венгрии, во второй половине XIX — начале XX в. сфера гостеприимства характеризовалась особенно высоким развитием. И все же, большинство отелей было с низким уровнем комфорта — скромным оформлением интерьера, отсутствующими водопроводом и канализацией.
Во второй половине Х1Х в. растут требования к комфорту проживания в заведениях гостеприимства: в гостиницах увеличивается количество комнат бытового назначения, увеличиваются до размеров жилой комнаты помещения с удобствами (ванна и туалет), используется водопровод, канализация, улучшается освещение помещений вследствие увеличения оконного проема. В планировке домов используется коридорная система, которая улучшает изоляцию комнат, уменьшаются размеры галерей и гостинных комнат-салонов. Важными элементами в интерьере, особенно фешенебельных отелей, становятся невысокие камины, зеркала, широко используются картины, резное дерево, лепнина, роспись фризовой части стены и т. д.
Среди наиболее известных отелей Львова был «Жорж», основанный в 1796 г. и во время основания назывался «De La Rus» (рис. 12—14) [8].
Рисунок 12. Отель «Жорж» во Львове, 1796 г.
Рисунок 13. Вестибюль отеля. «Жорж», 1796 г.
Рисунок 14. Ресторан отеля «Жорж», 1796 г.
К услугам клиентов было 93 номера: 32 — апартаменты с небольшими банями, центральное отопление, в номерах теплая и холодная вода, ванная, телефон. К услугам клиентов — фешенебельный ресторан, кафе, в мраморном зале каждый вечер играл оркестр.
В целом сеть гостиничных заведений в Украине интенсивно расширяется лишь в конце XIX в. Этому способствовал экономический рост, развитие транспортной инфраструктуры, повышение просвещения, связи с европейскими государствами. Заметно деление гостиниц на категории по уровню и цене услуг: кроме роскошных отелей развивалась сеть заведений гостеприимства, ориентированная на людей разного материального достатка.
Выводы:
Основной составляющей туристической отрасли Украины является гостиничный бизнес. Первые заведения гостеприимства на территории возникли в XII—XIII вв. в период экономического и политического развития Киевской Руси.
Предшественниками современных отелей были постоялые дворы (ямы) и гостиные дворы. Позже торговые пути Украины были оснащены заезжими дворами, корчмами, кабакам. Позже им на смену пришли трактиры, которые
стали играть ведущую роль в обеспечении путешественников ночлегом и питанием как в городах, так и в сельской местности.
Интерьер первых заведений гостеприимства был простым, типичным и неприхотливым и предназначался для удовлетворения основных потребностей его гостей: заночевать, поесть, предоставить место для хранения товара и размещения транспорта (лошадей, волов), поскольку большинством «туристов» были торговцы и купцы.
В XIX в. начинает формироваться инфраструктура гостеприимства в крупных городах Украины, чему способствовали экономический рост, развитие транспортной инфраструктуры, повышение просвещения, широкие связи с европейскими государствами.
Проведенный анализ показывает, что в условиях стремительного развития туристической индустрии и, соответственно, быстрого роста количества строящихся отелей, существует проблема дизайна интерьеров гостиниц в Украине, так как не уделяется достаточное внимание формированию национального колорита архитектурной среды заведений гостеприимства, а наблюдается общее наследование европейской культуры. Это приводит к потере своеобразного национального архитектурного облика страны на международной арене, что в свою очередь, способствует снижению интереса туристов, ведь, путешествуя, туристы стремятся в первую очередь почувствовать уникальность местности с характерным национальным колоритом и традициями. Поэтому необходимо применение характерных исторически сложившихся принципов в решении практических задач художественного оформления современных интерьеров гостиниц, что позволит сохранить и творчески обогатить культурное наследие страны.
Список литературы:
1. Архитектура и страноведение Украины. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://oko.kiev.ua/m465_k_pereyaslav-
xmelnickiy_skansen.zsp / 26.09.2013.
2. Веб-портал музеев и заповедников Чернигова и Черниговской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://museum.cult.gov.ua/muzej -nizhynska-poshtova-stantsiya/ / 25.08.2013.
3. Гавриленко В. Роль дизайна в формировании имиджа гостиниц. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/vdnuet/tehn/2011_1/Gavril.pdf / 09.07.2013.
4. Головко А.Н. Организация гостиничного хозяйства. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //pidruchniki .ws/18940914/turizm/budivnitstvo_arhitektura_interyer_goteln ogo_gospodarstva#845 / 30.07.2013.
5. Горина Г.А. Особенности современного развития гостиничной индустрии Украины. / Вестник СумГУ. Серия Экономик. — 2010. — № 2 — С. 141— 146 / 30.07.2013.
6. Гостиный двор. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://uk.wikipedia.org / 30.07.2013.
7. Отель «Бристоль». [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://bristol.ua/ua/news/otkrytie_novogo_korpusa_otelya_bristol/ / 24.04.2013.
8. Гостиница «Жорж». [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.georgehotel.com.ua/ua/gallery_historical.htm# / 18.08.2013.
9. Етросюк М.И. Корчма — как элемент общественного быта подолян XIX века. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: //museum.vn.ua/articles/etno/petro syuk_m__m_vnnitsya_korch.html / 14.06.2013.
10. История Киева. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.oldkyiv.org.ua/data/gost_dvor_pics.php?lang=ua# / 05.05.2013.
11. Кавецький Б.Р., Барная М.Ю. Современные тенденции развития сети гостиничного хозяйства в Украине. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http: //archive.nbuv. gov. ua/portal/chem_biol/nvnltu/21_11/216_Kaw.pdf / 11.06.2013.
12. Кальницкий М. Прошлое и будущее киевского Гостиного двора. Фото. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.istpravda.com.ua/articles/2012/06/1/87831/ / 04.07.2013.
13. Корчма. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://uk.wikipedia.org/wiki/Корчма / 07.08.2013.
14. Мальская М.П. Гостиничный бизнес. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //pidruchniki .ws/15941024/turizm/istoriya_rozvitku_gotelnoyi_sferi_ukrayi ni / 05.08.2013.
15. Мальская М.П., Пандяк И.Г. Гостиничный бизнес: теория и практика. / К.: Центр учебной литературы, 2009. — 472 с. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://prohotel.ru/forum/index.php?app=core&module=attach§ion=attach& attach_id=2017/ 13.09.2013.
16. Мезенцев К. Мархонос С. Развитие гостиничного хозяйства в регионах Украины как фактор формирования работоресурсного потенциала туристической сферы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.academia.edu/2548337/ 14.09.2013.
17. Опанащук Ю.Я. Развитие гостиничного хозяйства в Украине: тенденции и перспективы. / Ю.Я. Опанащук / Гостиничный и ресторанный бизнес. — 2004. — № 3. — С. 70—72. / 18.07.2013.
18. Питейный Киев в старину ... [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: //www.interesniy.kiev.ua/zhizn-v-kieve/torgovlya-i-promyshlennost/piteyniy-kiev-v-starinu/ / 24.06.2013.
19. Поплавская И. Территориальная дифференциация развития гостиничного хозяйства Украины. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NZTNPU/geogr/2010_2/4/013Popla vska.pdf / 27.07.2013.
20. Почтовая станция. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://znaimo.com.ua/Поштова_станцiя / 30.05.2013.
21. Предшественники первых гостиниц на Руси. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.liveinternet.ru/users/sunduknn/post123359565/ / 30.05.2013.
22. Роглев Х.Й. Основы гостиничного менеджмента. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://tourlib.net/books_ukr/roglev05-1.htm / 30.05.2013.
23. Русавская В.А. Инфраструктура гостеприимства XIX ст. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vknukim_myst/2012_27/20.pdf / 04.06.2013.
24. Сардаров А.С. Придорожная гостиница в Беларуси (от корчмы к мотеля). [Электронный ресурс] / А.С. Сардаров / / Архитектура и строительство. — 27.12.2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ais.by/story/1464 / 03.07.2013.
25. Сергачев С.А. Заезжая корчма в Беларуси [Электронный ресурс] / С.А. Сергачев / / Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rusarch.ru/sergachev3.htmV / 12.06.2013.
26. Традиционные норма поведения и досуга. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://etno.uaweb.org/book1/lecture10.html / 12.06.2013.
27. Федорченко В.К., Дьорова Т.А. История туризма в Украине / В.К. Федорченко, Т.А. Дьорова. М.: Высшая школа, 2002. — 195 с. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://tourlib.net/books_history/fedorchenko13.htm / 24.07.2013.