МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Именно систематическая проектная деятельность позволяет научить и закрепить навыки целеполагания, составления плана действий по решению проблемы, прогнозирование, оценку результата. Развитие познавательных общеучебных и логических УУД, с нашей точки зрения, в полной мере может обеспечить исследовательская деятельность. Предметы естественнонаучного цикла (химия, география, биология, физика или интегрированный курс «Естествознание») из-за своей специфики позволят реализовать как принцип системности, так и систематичности при развитии УУД.
Важным вопросом любой методики является контроль и оценка достижений учащихся. Оценка метапредметных результатов обучения имеет свои особенности, так их нельзя проверить традиционными предметными тестами, необходим специальный инструмент измерения. На сегодняшний день нет стандартизированных тестов для оценки сформированности метапредметных результатов обучения учащихся старшей школы. Оценка должна осуществляется на основе уровневого подхода к представлению результатов реализуемого за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Инструментарий оценивания содержит письменные и практические работы, имеющие комплексный характер, строящиеся на межпредметной основе и, содержащие задания по работе с текстом, задания с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем. Материалы целенаправленных наблюдений, работы учащихся (листы наблюдений, самооценки, презентации) позволяют нам принять решение при оценке уровня развития регулятивных и коммуникативных УУД.
Таким образом, индивидуальные и групповые проекты на основе исследовательской деятельности позволят развивать навыки саморегуляции, сотрудничества, коммуникации, использования ИКТ, а также группы познавательных и части коммуникативных УУД. Необходимым условием успешности является системность этого процесса, осуществляемого в рамках не одной учебной дисциплины, а целого цикла и, в перспективе, всех дисциплин образовательной программы.
Список использованной литературы:
1. Королева М. А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в школе // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 26-29 ноября 2012 г. - Санкт-Петербург : ТЕССА, 2012. - Вып. 11. - С. 246-249.
2. Наталья Гневашева PISA - приговор для российских школ? // Newtonew: просветительский медиа-проект об образовании. URL: https://newtonew.com/discussions/pisa-prigovor-dja-rossijskih-shkol (дата обращения 18.05.2015)
3. Основные результаты исследования PISA-2012 // Центр оценки качества образования URL: http://centeroko.ru/download/PR_PISA2012.zip (дата обращения 18.05.2015)
4. Результаты международного исследования TIMSS-2011 // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2904/файл/1451/12.12.11-TIMSS_2011.pdf (дата обращения 18.05.2015)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 18.05.2015)
© А.А. Сыромятников, Е.В. Кузнецова, 2015
УДК 372.881.1
Ю.Ю.Тимкина
канд. пед. наук, доцент Пермской ГСХА, г. Пермь, РФ, E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВАРИАТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются исторические предпосылки вариативного образования при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Показано, что вариативное иноязычное образование
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
реализует принципы индивидуализации, дифференциации при формировании языковой личности путем предоставления широкого спектра вариантов содержания, методов, средств обучения.
Ключевые слова
Вариативность, иноязычное образование, высшая школа, языковая культура
В качестве высшей цели образования выступает развитие человека как личности. На различных исторических этапах развития общества решались задачи создания условий социализации личности, ориентированные на удовлетворение запросов государства.
Рассматривая систему образования с точки зрения создания различных условий для обучающихся, становится очевидным, что от своих истоков, начиная с древнейших времен, образование является вариативным и, в первую очередь, по типу образовательных учреждений. Уже для образовательной системы Спарты и Древних Афин характерна вариативность образовательных учреждений, реализующаяся в существовании семейных, государственных, храмовых форм образования [10, с. 137]. В средние века в Европе в связи с утверждением христианской идеологии широкое распространение получили церковные школы, которые готовили как служителей церкви, так и деятелей светской жизни. Становление и развитие университетского образования в XII-XIII века реализовало вариативность образования в подготовке людей разных профессий: врачей, аптекарей, юристов, государственных чиновников и т.д. Развитие науки и техники повлекло за собой создание новых типов образовательных учреждений, таких как реальные училища, технические школы, высшие технические школы.
В исследовании, посвящённом педагогико-антропологическим основам вариативного развития отечественного образования, Л.А. Липская отмечает, что начиная с IX века, вариативность обуславливает развитие образования в России и является его системообразующей основой [8]. Наличие вариантов образовательных учреждений на различных исторических этапах ориентировало образование на удовлетворение запросов государства и церкви. Древнерусские школы осуществляли религиозное воспитание, целью которого являлось обеспечение нравственных потребностей человека, обучение его труду и правилам общежития. Появление различных типов профессиональных школ в Петровскую эпоху обусловлено потребностью государства в специалистах различных развивающихся областей хозяйственно-экономической деятельности. В это время возникли медицинские, навигационные, инженерные школы, которые проявляли вариативность не только в профессиональной направленности образования, но и в наличии различных программ обучения, предметных курсов, принципах и методах обучения [8, с 23].
В начале XIX века в мировом образовании сложилась вариативная многоуровневая система, включающая на начальном уровне школы, лицеи, на среднем уровне - училища, техникумы, на высшем уровне - университеты. Кроме того, обращение пристального внимания на нравственное развитие личности в отечественной педагогике, послужило толчком к появлению новых типов школ, основанных на гуманистических идеях и принципах: Рисовальная школа для вольноприходящих (Таврическое училище), Яснополянская школа Льва Николаевича Толстого и другие.
В это время отечественные и зарубежные педагогики и психологи работают над изучением психических явлений человека, обосновывают закономерности и принципы педагогики (Ушинский, 1867), такие как индивидуализация обучения, учет возрастных и психологических особенностей обучающихся, особенности развития памяти у школьников, посильность заданий, эстетическое воспитание и т.д. Ключевой идей исследований выступает индивидуальный подход к обучающимся, что имплицитно легло в основу вариативного образования.
В 80-90 годах XX века вариативное образование стало рассматриваться в качестве основы демократизации и гуманизации системы образования, реализующее право человека на свободу выбора образовательного учреждения, направления образования. Возникли многие авторские школы, ориентированные на всестороннее развитие детей: лицей Е.А. Ямбурга, школа самоопределения А.Н. Тубельского, педагогическая гимназия А.Г. Каспаржака и многие другие.
Основополагающим понятием вариативного образования становится философское понятие «свободы». В философии данное понятие как деятельность, которая не обуславливается внешними причинами по отношению к субъекту, рассматривается основа взаимоотношений человека с миром. Свободное действие позволяет человеку самодетерминироваться, самоопределиться, выступать причиной
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
самого себя. Жизнь человека обуславливается разнообразными внешними обстоятельствами, предоставляющими различные возможности действий, которые человек совершает по-своему выбору. Выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни управляет совершением конкретных поступков, применением конкретных способов действий.
В психологии понятия свободы, ответственности рассматриваются применительно к развитию личности, возникновению психологических новообразований, проявлению воли и активности, внутренней позиции, самодетерминации, саморазвитию, самореализации. Отправной точкой развития вариативного образования является культурно-историческая теория развития психики и личности Л.С. Выготского, ориентированная на свободную личность [2]. Л.С. Выготский определяет развитие личности как «непрерывное самодвижение», направляемое «волей к самоутверждению и самосовершенствованию» [3, с. 248].
Таким образом, представляется возможным констатировать тот факт, что свобода выбора является необходимым условием формирования и развития гармоничной личности, нацеленной на самоизменение в процессе жизнедеятельности путем образования как необходимого условия «роста-развития» человека.
В современной психологии и педагогике вариативное образование, основанное на предоставлении обучающимся возможности выбора, вслед за разработчиком вариативного развивающего обучения А.Г. Асмоловым, рассматривается как переход «от культуры полезности», где «все размерено и предсказуемо и подчинено раз и навсегда заданному распорядку социальных действий» к «культуре достоинства», в которой ценным является сам человека [1, 170].
В рамках культурно-исторической теории вариативное развивающее обучение получило новый импульс к развитию в конце XX века, при смене тоталитарной эпохи. В «тоталитарной рациональной модели мира» А.Г. Асмолов выделяет черты личности тоталитарной эпохи: уход от принятия самостоятельного решения в ситуациях выбора, «жестко регламентируемых командами Центра», и отрицание права на осуществление выбора у других людей; необходимость соблюдать строгий распорядок жизни, единый для всех, когда небольшие отклонения рассматриваются как измена идеалам; стремление быть как все, что определяет модель воспитания «среднего ученика» [1, с. 174].
Демократизация общества, переход к рыночной экономике, информатизация всех сфер жизнедеятельности обусловили изменения в обществе, которые предполагают осуществление выбора и осознания ответственности за свой выбор. «Ситуация неопределенности» становится неотъемлемой частью социальной жизни [1, с. 177]. Формирование личности готовой к самостоятельному принятию решений, к саморазвитию и самореализации выступает на первый план образования.
Понятие «вариативность» - от «вариант» - видоизменение, разновидность (словарь русского языка С.И. Ожегов, 1986), то есть наличие нескольких возможных вариантов, видоизменение второстепенных элементов чего-либо при сохранении основы стало рассматриваться в рамках современной образовательной парадигмы значительно шире. На сегодняшний день, «вариативность», «многообразие», «разнообразие» зачастую используются как рядоположенные понятия, характеризующиеся наличием вариантов, позволяющее обучаемым делать самостоятельный выбор.
А.Г. Асмолов определяет вариативное образование как «процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности». При этом целью вариативного образования выступает формирование целостной картины мира, которая обеспечит личности возможность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности. Важной чертой в формировании такой картины мира является совместная деятельность обучающихся со взрослыми и сверстниками, в ходе которой происходит «приобщение к культуре», то есть овладение способами мышления и способностями [2].
А.М. Цирюльников и В.Н. Аверкин рассматривают вариативность как «закономерность культурно-исторического процесса развития школы», характеризующееся разнообразием образования, а также включает в данное понятие характерные особенности самого процесса, результата, а также творческую особенность деятельности [11]. Значимым в исследованиях А.М. Цирюльникова является его попытка решения противоречий между свободой выбора личностью собственного образовательного маршрута и существующими условиями образовательного процесса, не позволяющими реализовать обучающимся это
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
право путем проектирования системы вариативного образования на различных уровнях: образовательного процесса, образовательных учреждений, территориальной, региональной системы образования [12].
Вариативный подход определяется как социально-педагогический феномен, то есть адаптивная реакция общества и образования на негативные процессы в системе образования, направленная на снижение напряжения в сфере демократизации и либерализации образования; новые социально-экономические и психолого-педагогические условия, принцип «реструктурирования» образовательной системы с точки зрения современной педагогической парадигмы и направление развития образования [5].
Анализ приведенных дефиниций вариативного образования позволяет выделить различные уровни системы образования: индивидуальный, образовательного учреждения, региональной системы образования, государственной системы. Ключевыми характеристиками для исследователей являются: индивидуализация процесса обучения, совместная деятельность, разнообразие обучения, возможность выбора как необходимое условие открытой системы образования в открытом демократическом обществе.
Как подчеркивают исследователи вариативного обучения, воспитание и обучение свободомыслящей творческой личности не возможно по принципу «узкоколейки», когда изучается один отдельный предмет по одному учебнику и несет одну готовую мысль [7, с. 202]. Э.Д. Днепров отмечает важность самостоятельного принятия решения о векторе собственного образования и развития в соответствии с интересами, способностями и мотивацией, определяющими образовательные потребности личности, а не навязывания образовательными учреждениями единых универсальных программ [6].
Реализация вариативного образования, по мнению А.Г. Асмолова, возможна при переходе от «дискретного предметоцентризма к образовательным областям при построении учебных планов», при разработке и внедрении учебников по метадисциплинам, сквозным дисциплинам, применению информационных и коммуникационных технологий не только в качестве средств обучения, а средств приобщения обучающихся к информационной культуре, тесном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, создании единого образовательного пространства «для совместного действия в целях создания культурной идентичности личности» [1, с. 293].
Знание иностранного языка предполагает не только владение речевыми и языковыми навыками и умениями, но и знания о различных аспектах жизни и истории страны изучаемого языка, представления об обычаях и традициях народа, развитие мотивации и способностей общаться в разнообразных жизненных ситуациях, развитие уважения и толерантности к аспектам другой культуры, следовательно, понимание, обогащение своего языка и культуры, что обозначается в современной методике обучения иностранным языкам термином «иноязычная культура» [9, с. 7].
Концепция вариативного обучения привносит в методику обучения иностранным языкам в высшей школе теоретическое обоснование и практические способы реализации основополагающих принципов иноязычного образования индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, удовлетворяющие личным и профессиональным потребностям студентов, учет уровня владения иностранным языком, а также психологических особенностей студентов.
Вариативное иноязычное образование в вузе нацелено на формирование языковой личности, готовой и способной к участию в межкультурной коммуникации, на основе принципов индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет студентам возможность выбора методов, технологий, средств обучения из спектра современных образовательных технологий.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012. - 447с.: ил.
2. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов // URL: http://www.zankov.ru/about/theory/article=157/ (дата обращения 17.01.15).
3. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т.- М., 1984 Т.6.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982 - 1984.
5. Голошумова, Г.С. Тенденции развития вариативного образования в современном социуме // Г.С. Голошумова, Ф.Ф. Тимиров, С.Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3. - С.148-150.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
6. Днепров Э.Д. Международное сотрудничество как фактор реформирования Российского образования / Э.Д. Днепров. - М., 2006. - 32 с.
7. Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования / Э.Д. Днепров. - Том 1. М., 2006. - 536 с.
8. Липская Л.А. Вариативность как системообразующая основа развития отечественного образования (педагогико-антропологический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Липская -Магнитогорск, 2007. - 43с.
9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов - М.: Русский язык, 1989. - 276с.
10.Сластенин В.А. Психология и педагогика - уч. издание / В.А. Сластенин, В.П. Каширин - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -480с.
11.Цирюльников А.М. Социокультурный подход в понимании системы образования [Электронный ресурс] / А.М. Цирюльников // URL: http://alteredu.ru/2008/02/28/ tirulnikov-am-sociokulturnyj-podxod-v-ponimanii-sistemy-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.04.2015).
12.Цирюльников А.М. Управление вариативными образовательными системами // А.М. Цирюльников, В.Н. Аверкин - В. Новгород, 1999.
© Ю.Ю. Тимкина, 2015
УДК 378
А. С. Хакимова
факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет
Г. Челябинск, Российская Федерация
ИHTEPAKTИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
В данной статье речь идёт о применении интерактивных методов обучения иностранным языкам, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса и процесса формирования у студентов лексико - грамматических навыков.
Ключевые слова
Интерактивный метод обучения, «кейсовый метод», интерактивность
В настоящее время всё чётче прослеживается тенденция к расширению границ взаимодействия людей во всех сферах жизни общества: укрепляются экономические, политические и межкультурные отношения между различными странами. Сфера образования всё больше интернационализируется. В этой связи мировое сообщество всё больше нуждается в квалифицированных и хорошо подготовленных кадрах, владеющих иностранным языком на должном уровне. Именно поэтому на сегодняшний момент большое внимание уделяется поиску новых, более эффективных методов обучения иностранному языку, например, интерактивные методы.
Применение интерактивных методов предполагает такую организацию учебного процесса, в рамках которой студент был бы не только, и не столько, объектом обучающих и воспитывающих воздействий преподавателей, сколько субъектом своей деятельности.
Понимая под интерактивностью вслед за Г.М. Андреевой взаимодействие людей, непосредственную организацию их совместной деятельности, мы полагаем, что в процессе формирования лексико-грамматических навыков студентов большую роль играют групповые формы работы на занятиях, которые изначально основаны на идее диалогичности. Они предполагают активное участие каждого студента в