д. О. СТРЕЛКОВ преподаватель Академии ФСИН России,
Б О STRELKOV капитан внутренней службы
Исторические предпосылки и перспективные
пути развития института помилования в отношении осужденных военнослужащих
Historical condition and perspective ways of development of free pardon institute towards a service member
Аннотация. В тексте статьи рассматриваются особенности применения помилования к осужденным военнослужащим. Автором вносится ряд предложений по совершенствованию законодательства в сфере применения помилования по отношению к данной категории осужденных, в том числе с учетом положительного зарубежного опыта.
Ключевые слова: осужденные военнослужащие, помилование, амнистия, законодательство США, перспективы развития.
Abstract. In the text of article the author gives some features of application of pardon to the sentenced service members. The author makes a number of suggestions on possible improvement of the legislation in the sphere of the free pardon towards to this category of convicts taking intocondeac-count positive foreign experience.
Key words: military offenders, free pardon, amnesty, legislation of the USA, prospects of development.
Входе реформирования уголовно-исполнительной системы России решающую роль играет повышение эффективности использования внесудебного освобождения осужденных по амнистии и помилованию как действенных средств активизации борьбы с преступностью, профилактики новых преступлений, облегчения работы комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, органов дознания и следствия, прокуроров, суда, исправительных учреждений.
Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 50 определяет, что каждый осужденный за совершение преступления имеет право просить о помиловании, и предоставляет Президенту Российской Федерации право осуществлять помилование [1].
В 1996 году в Российской Федерации был принят новый уголовный кодекс, в котором ст. 85
был нормативно закреплен институт помилования - установлен порядок и правовые последствия применения акта помилования. В соответствии с данной статьей Президент Российской Федерации осуществляет помилование в отношении индивидуально определенного лица [2]. В этом состоит принципиальное отличие помилования от амнистии, которая, как известно, объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Так, в течение 2013 года амнистия объявлялась дважды: в отношении лиц, совершивших так называемые экономические преступления, а также в честь 20-тилетия деятельности Государственной Думы Российской Федерации. В результате амнистии, приуроченной к празднованию 70-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (объявлена в апреле 2015 года), от наказания было освобождено порядка 232 тыс. осужденных [3]. Это при условии, что всего, по данным ФСИН России,
на 1 марта 2015 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 673 818 человек (+ 2 169 человек к началу года) [4]. Как видно, эта амнистия едва ли не самая масштабная в истории современной России. И одним из основных критериев для осужденных, попавших под данную амнистию, явилось наличие государственных наград, полученных при прохождении военной службы в рядах вооруженных сил СССР и Российской Федерации. Такое требование при вынесении постановлений об амнистии Государственной Думой Российской Федерации выдвигается далеко не в первый раз. Исходя из данного критерия, сам собой напрашивается вывод об особом отношении государства к военнослужащим и лицам, в прошлом проходившим военную службу и защищавшим Родину, пусть даже в настоящее время и пребывающим в местах лишения свободы. Похожим образом обстоит дело и с институтом помилования. Однако для того чтобы понять, почему осужденные военнослужащие сегодня находятся на особом счету у государства, необходимо провести небольшой ретроспективный анализ института помилования в отношении лиц, находящихся или находившихся до момента осуждения на военной службе.
Институт помилования имеет очень древнее происхождение. Одно из первых упоминаний о помиловании относится ко времени правления царя Вавилонии Хаммурапи (XVIII век до н. э.). Хотя в знаменитых законах Хаммурапи, выдолбленных 3 700 лет назад на каменных колоннах, которые можно прочитать и сегодня, нет упоминания о снисхождении к лицам, преступившим закон, известен случай того времени, когда Самсу-илуна, сын упомянутого вавилонского царя, помиловал раба, подлежащего смертной казни [5]. Кроме того, в эпоху Римской империи помилование также широко применялось правящими кругами в отношении гражданского и военного населения, о чем говорят Законы двенадцати таблиц1. Так, выдающийся политический деятель и полководец Юлий Цезарь довольно часто проявлял снисхождение к своим противникам и военнопленным, заменяя смертные приговоры каторжными работами и участием в гладиаторских боях. Как видно, уже на заре истории помилование применялось как к гражданским, так и к военным лицам. Причем в древности вообще и в античном мире в частности бывшие враги ми-
1 Свод законов, представляющий собой первый писаный источник права Древнего Рима (451-450 годы до н. э.).
ловали друг друга с завидным постоянством, что во многом было обусловлено частотой перехода власти от одной правящей династии к другой. Применительно к Древней Греции можно упомянуть власть тиранов в городах-государствах Малой Азии, которые регулярно переходили то под власть Персидской империи, то под юрисдикцию Ионийского или Дорийского союзов. Хорошие воины были всегда на вес золота, поэтому выгоднее было помиловать бывшего врага, переманив его сражаться на своей стороне, подарив ему жизнь и вместе с тем прощение. К тому же в те неспокойные времена никто не мог гарантировать, не обернется ли завтра все с ног на голову и, возможно, противник, который когда-то был помилован, отплатит проигравшей стороне тем же широким жестом.
В нашей стране институт помилования ратных людей также имеет богатую историю. Еще в Древней Руси для ведения многочисленных междоусобных войн князьям необходимы были внушительные людские ресурсы. Поэтому для привлечения на свою сторону воинов побежденного врага правители княжеств часто использовали помилование. По старинному русскому обычаю, берущему свое начало во времена князя Святослава, помиловавшего предавшего его однажды печенежского хана Курю, русскими царями династии Романовых в XVII-XIX веках широко использовалось помилование военных преступников. В основном миловали в честь церковных праздников (Рождество, Крещение, Пасха) и по случаю рождения наследников в царских семьях. Перед праздниками и рождением царских особ монархи посещали богадельни и тюрьмы, после чего издавали манифесты о помиловании преступников и освобождении их из тюрем и возвращении из ссылки, прощали им казенные долги и выкупали из тюрем тех, кто содержался там за долги частные. Помилование в XVII-XIX веках наиболее часто применялось к военнослужащим. Даже такой суровый самодержец, как Иван Грозный, порой проявлял милость к оступившимся. Истории известно завещание Ивана Грозного от 10 марта 1584 года, в котором он предписал младшему сыну Федору освободить после своей смерти всех военных узников.
Также известно, что по случаю рождения будущего первого русского императора Петра I 30 мая 1672 года его отец царь Алексей Михайлович Романов своим манифестом отменил и смягчил наказание преступников, погасил им казенные долги и выкупил осужденных за долги частные [6].
Серьезную реформу по укреплению воинского поведения при защите Отечества провел Петр I. В 1716 году им лично был составлен и издан воинский устав, на основе которого были созданы военно-уголовные нормы, предусматривавшие ответственность за воинские преступления, то есть этот сборник нормативных актов представлял собой своеобразный военно-уголовный кодекс. Однако известный своим крутым нравом царь-реформатор понимал, что военнослужащие обладают особым статусом по сравнению с обычными преступниками. Да и воинские преступления отличались в основной массе от преступлений, которые совершались в повседневной жизни. В условиях Северной войны, проведения коренных реформ и беспрецедентной модернизации тогдашнего российского государства царь понимал всю ценность военнослужащих, особенно тех, кто имел большой боевой опыт или отличился в боях на суше или на море. Примечательны слова Петра I: «На беспорядки и преступления надлежит конечно налагать наказания, однако же и сберегать жизнь подданных сколь возможно». Он предписывал, что беглых солдат, добровольно вернувшихся в полки, следует бить кнутом и направлять на каторжные работы, строительство флота и любимого города Санкт-Петербурга [6]. Учитывая взрывной характер Петра I, нельзя не удивиться столь «великодушному» его распоряжению в отношении дезертиров. Однако это еще раз доказывает, что уже в то время к осужденным военнослужащим помилование применяли в особом порядке, учитывая их ценность и особое место в обществе, особенно на заре создания в нашем государстве профессионально обученной регулярной армии и военно-морского флота. Таким образом, военно-правовые реформы Петра I дали толчок широкому использованию в России института внесудебного досрочного освобождения от наказания путем помилования в отношении военнослужащих, осужденных по военным преступлениям.
Как видно из анализа исторической ретроспективы, помилование в отношении осужденных военнослужащих всегда стояло особняком в общей практике освобождения от наказания. Во многом это имело место благодаря тому, что военнослужащие как лица с особым правовым и социальным статусом всегда ценились у находящихся у власти правителей, так как именно «служивые люди» были как главной опорой действующих режимов, так и глав-
ной движущей силой дворцовых, а впоследствии и политических переворотов и революций.
А как же обстоят дела с помилованием в отношении осужденных военнослужащих в современной России? Безусловно, Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное этим указом, дают нам право утверждать, что законодательство, регламентирующее порядок применения помилования в Российской Федерации, развивается. Однако вместе с тем до сих пор существует ряд пробелов в реализации данного института. Очевидно, что обозначенный указ и положение урегулировали не все вопросы в работе по исполнению помилования в отношении осужденных военнослужащих. Так, действующее Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации не определяет порядок подачи ходатайства о помиловании военнослужащими, осужденными к содержанию в дисциплинарной воинской части, ограничению по военной службе, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишению специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также выплате денежного штрафа. Данная проблема в науке уже поднималась [7]. Учитывая то, что военнослужащие выступают как довольно специфический субъект рассматриваемых правоотношений, целесообразно было бы предложить, чтобы на указанные категории осужденных распространялся порядок помилования, аналогичный порядку помилования для осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, установленный Положением, однако, естественно, с учетом особенностей данной категории осужденных и места прохождения ими военной службы.
Таким образом, нами предлагается во второй абзац Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации внести дополнительный пункт «г»: «Помилование применяется в отношении военнослужащих, осужденных к содержанию в местах лишения свободы и дисциплинарных воинских частях, ограничению по военной службе, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишению специального, воинского или почетного звания, а также к выплате денежного штрафа».
Аналогичный порядок рассмотрения ходатайств необходимо распространить также и на военнослужащих, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, а также рассмотреть возможность отмены дополнительного наказания для данной категории осужденных (например, наказания в виде штрафа или удержания денежных средств в пользу государства с учетом тяжелого имущественного положения осужденного и его семьи), предоставления им права восстановления воинского звания и государственных наград, полученных за участие в боевых действиях в Афганистане и на Северном Кавказе.
Хотя четкой регламентации применения помилования к рассматриваемой категории осужденных в рамках международно-правовых стандартов на данный момент нет, особый порядок подачи ходатайств осужденными военнослужащими практикуется во многих зарубежных странах [8]. Если рассмотреть зарубежную практику применения помилования в отношении осужденных военнослужащих, то в этой сфере особенно хотелось бы выделить законодательство США, где существует специфический порядок подачи ходатайств о помиловании для осужденных за совершение военных преступлений. Такие лица обращаются с соответствующим ходатайством не в Министерство юстиции, а в Министерство обороны США [9]. На наш взгляд, такой порядок подачи ходатайств осужденными военнослужащими можно и даже нужно предусмотреть и в российском законодательстве.
По аналогии с процедурой, применяемой в США, в нашей стране механизм подачи ходатайств данными лицами выглядел бы следующим образом. Ходатайство осужденного военнослужащего вместе с заключением командования воинской части, в которой он проходит службу, должно направляться в комиссию по помилованию, созданную при Министре обороны Российской Федерации, которая рассматривала бы указанное ходатайство, вносила предложения о применении помилования к данному военнослужащему на рассмотрение министру обороны, а тот, в свою очередь, направлял свои предложения Президенту Российской Федерации. Президент знакомился бы как с рекомендациями о применении помилования к военнослужащему, так и с предложениями об отказе в таковом. Правом же принимать окончательное решение о помиловании военнослужащего должен обладать лишь Президент Российской Федерации. Такой порядок подачи ходатайств для
данной категории осужденных помог бы, с одной стороны, разгрузить действующие комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, а с другой стороны - способствовал бы более профессиональному изучению как личности осужденного, так и совершенного им деяния в процессе рассмотрения поданного в комиссию по помилованию, созданную при Министре обороны Российской Федерации, ходатайства.
Подводя итог, отметим, что осужденные военнослужащие, как видно в том числе из истории развития института помилования, представляют собой специфическую категорию лиц, особенно в части применении к ним механизмов внесудебного освобождения от отбывания наказания. Именно поэтому, на наш взгляд, порядок подачи данными лицами ходатайств о помиловании нуждается в дополнительном правовом регулировании. Совершенствование российского законодательства в этой сфере непременно положительно скажется как на имидже власти, более ответственно подходящей к вопросам реализации гражданами их конституционных прав, так и на профилактике преступлений и правонарушений среди лиц, досрочно освободившихся от наказания. ^
1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
3. Итоги амнистии // Российская газета. 2015. 27 октября. URL: http://rg.ru/2015/10/27/fsin.html.
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 24.04.2015).
5. The Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 11. N. Y., 1933. P. 571.
6. Никитин Д. А. Помилование: криминологический и уголовно-исполнительный анализ : монография. М., 2011.
7. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009. С. 218, 227.
8. Оноколов Ю. П. Помилование осужденных военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2012. № 2. С. 2-6.
9. Караваев И. В. Международно-правовые стандарты содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : монография. М., 2011.