Т.Л. Петрище ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1921-1929 гг.) Витебский государственный медицинский университет
В статье рассмотрены исторические предпосылки формирования системы лекарственного обеспечения населения в 1920-е гг. на примере белорусских регионов. Показано, что оно ограничивалось ресурсным и экономическим потенциалом государства и было предопределено формировавшимися в тот период новыми социально-политическими и экономическими отношениями. Фармацевтический сектор в 1920-е гг. развивался как структурный элемент единой государственной системы здравоохранения, подчиняясь ее целям и задачам. Посредством анализа большого количества исторических источников показано влияние общих принципов и подходов в экономике страны на развитие аптечного дела. Определено, что управление качеством лекарственной помощи населению в 1921-1929 гг. в целом можно считать эффективным применительно к конкретным историческимуслови-ям данного периода.
Ключевые слова: система лекарственного обеспечения, аптечное дело, лекарственные средства, химико-фармацевтическая промышленность, система здравоохранения, новая экономическая политика.
ВВЕДЕНИЕ
В своем историческом развитии отечественная фармация прошла ряд этапов, характеризующихся появлением аптечных учреждений (АУ) различных форм собственности, особенностями управления и организации аптечного дела, подготовки фармацевтических кадров и др. [1 - 11].
Культурологический статус общества во многом определяет не только характер лекарственной политики, но и влияет на культуру потребления лекарственных средств (ЛС), объемы лекарственной терапии в системе оказания медицинской помощи, предпочтения потребителей (лекарственная форма, цена, упаковка и др.) и т. д.
Новую экономическую политику (НЭП) можно рассматривать как исторический прототип модели социально-ориентированной рыночной экономики. Исторический опыт
1920-х гг. в отношении фармации уникален по многим позициям: функционирование аптечных учреждений в условиях экономики переходного периода при сохранении государственных приоритетов в системе здравоохранения; реализация торговой и социальной функций аптеками различных форм собственности в условиях кризиса материальных и кадровых ресурсов и др.
Целью настоящего исследования явились выявление и анализ исторических предпосылок и закономерностей формирования системы лекарственного обеспечения (СЛО) населения в период НЭП в 1921-1929 гг.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
На основе единства исторического и логического методов были проанализированы литературные источники и архивные документы Национального Архива (НА) Республики Беларусь, Государственных Архивов (ГА) Витебской, Гомельской, Могилевской и Минской областей. Рассмотрено формирование СЛО в условиях НЭП (1921-1929 гг.) в БССР и в тех регионах, которые входили в состав РСФСР, а затем были возвращены БССР (1924, 1926).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В 1919 г. - начале 1921 г. были заложены основы белорусской государственности в рамках БССР, сформированы основополагающие принципы государственного управления в новых социально-экономических условиях, в том числе фармацевтическим сектором здравоохранения [12 - 14]. Нельзя отрицать определенных успехов в организации лекарственной помощи в данный период, но говорить о формировании СЛО в БССР как системы можно не ранее, чем с 1921 г., так как до этого она практически отсутствовала [15, 16].
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЛИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА
Анализ литературы и архивных докумен-
тов позволил нам выделить и систематизировать более 250 социально-экономических, политических и культурологических факторов, а также определить характер их влияния на формирование СЛО в условиях экономики переходного периода 1920-х гг. Все выделенные факторы были условно классифицированы на 6 основных групп:
1) Кризисные явления и негативные тенденции, обусловленные последствиями революций, первой мировой и гражданской войн: гибель людей, оккупация, разруха, беженцы, бандитизм, дефицит продовольствия, голод, инфляция и др.
2) Методы управления и преодоления кризисных ситуаций в период «военного коммунизма» (ВК): красный террор, национализация, трудовая повинность, продразверстка, директивность, сверхурочные работы, чрезвычайные комиссии и др.
3) Методы управления в период НЭП и итоги их внедрения в экономику: замена продразверстки продналогом, идея классового мира и сотрудничества, развитие внешней торговли, импорта и экспорта, образование и развитие внутреннего рынка, легализация частного сектора экономики, аренда, хозрасчет, тресты, кооперация и др.
4) Кризисы и противоречия НЭП, негативные явления в экономике и политике: дисбаланс между политикой и экономикой, конфликт методов ВК и методов НЭП, противоречивые подходы к трактовке НЭП и др.
5) Последствия свертывания НЭП, перехода к форсированной индустриализации и коллективизации, утверждения командноадминистративной системы: тотальный контроль со стороны партии за всеми сферами народного хозяйства, льготы для членов партии, бюрократизация, затем полный отказ от НЭП, ликвидация многоукладности и др.
6) Национально-государственное и культурное строительство: провозглашение
БССР и ее укрупнение, создание СССР, политика белоруссизации, «культурная революция» и др.
Совокупное влияние негативных факторов и их взаимопотенцирование обусловило кризис в аптечном деле в начале 1920-х гг. К моменту провозглашения НЭП в марте 1921 г. лекарственная помощь в БССР и белорусских губерниях РСФСР находилась в катастрофическом состоянии - «скудные, более чем ничтожные запасы», «лекарственный голод» [7, 8, 10, 17-19]. Первоочередной задачей в аптечном деле в 1920-е гг. было преодоление дефицита лекарственных средств (ЛС).
Анализ исторических источников позволил нам выявить основные факторы, которые
обусловливали острый дефицит ЛС в начале
1920-х гг. Мы разделили их на 3 группы: 1) социально-экономические, политические и культурологические факторы; 2) факторы системы здравоохранения; 3) факторы фармацевтического сектора здравоохранения. Фактически, все факторы, которые способствовали росту заболеваемости, усиливали дефицит ЛС («лекарственный голод»).
Еще до революции 1917 г. проявились факторы фармацевтического сектора здравоохранения, способствующие дефициту ЛС. К ним относится лоббирование интересов иностранной химико-фармацевтической промышленности (ХФП) и фирм, которые занимались экспортом лекарственного растительного сырья (ЛРС). Отечественная ХФП была слабо развита и ориентирована на обеспечение военного заказа как следствие общей милитаризации. Способствовала дефициту ЛС и недостаточная разработанность отечественных ресурсов ЛРС. До 1917 г. развивались преимущественно те ресурсные базы, которые обеспечивали экспорт. Фармацевтический рынок Российской империи был ориентирован на импорт готовых ЛС. Лекарственная помощь была практически недоступной для сельского и большинства городского населения. Наблюдалась нехватка аптек, особенно на окраинах страны. Проблема усугублялась разрушением аптек и галеновых лабораторий в ходе военных действий. Одним из значимых факторов, обусловивших проблемы в фармацевтическом деле, был недостаточный уровень развития фармацевтического образования и, как следствие, недостаточное количество аптечных работников на окраинах империи. К таким окраинам относились и белорусские регионы. После 1917 г. к факторам, усиливающим дефицит ЛС, присоединились национализация (одна из причин уменьшения численности аптек); недостаток у аптечных учреждений оборотных средств; усиление дефицита квалифицированных фармацевтических кадров из-за мобилизации, эмиграции, гибели от заболеваний, военных действий и репрессий; сокращение посевных площадей под ЛРС; перебои финансирования медицинской помощи для «застрахованных» и др. [1, 6, 10,
13, 15].
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В 1920-е гг. происходила реструктуризация СЛО: 1)сокращение числа аптек,
обусловленное совокупным влиянием перечисленных выше негативных факторов; 2) перевод аптек на хозяйственный расчет (хозрасчет) с целью сохранения государственной аптечной сети и повышения эффективности ее функционирования; 3) сдача нерентабельных, преимущественно сельских аптек, в аренду; 4) укрупнение аптечных учреждений за счет слияния больничных и хозрасчетных аптек [20 - 25].
По мнению некоторых авторов, «с введением в стране НЭП, с 1922 г. все аптечное хозяйство, кроме больничных аптек, переводилось на хозяйственный расчет» [11]. Анализ архивных данных показал, что это не совсем так. На хозрасчет переводились преимущественно крупные городские и местечковые аптеки [22, 23]. Причем, в первое время «переход на хозрасчет сопровождался «провалами»» из-за «крайней недостаточности денежных и товарных ресурсов» [24].
В период НЭП в фармации активно развивался негосударственный сектор. Эта тенденция наиболее характерна для 19211922 гг. Негосударственный сектор был представлен преимущественно арендными аптеками. Наряду с государственными АУ, арендные аптеки отчисляли средства на развитие фармацевтического образования. В некоторых случаях они осуществляли бесплатный отпуск ЛС [25, 26].
Если рассматривать в качестве основного критерия НЭП развитие негосударственного сектора, то 1924 год можно считать годом его окончания в аптечном деле. Циркуляр Народного Комиссариата Здравоохранения (НКЗ, Наркомздрав) РСФСР № 116 от 02.06.1924 г. предписывал «прекратить дальнейшую выдачу разрешений на открытие частных аптек ... и сдачу в аренду частным лицам госаптек», а также «воздерживаться от продления договора в отношении аптек, сданных в аренду». В случае бессрочных договоров, они пересматривались, и определялась дата их прекращения [27]. Окончательное огосударствление аптечной сети в БССР произошло в 1925-1926 гг. В 1925 г. началось их деление на 2 типа: 1) хозрасчетные аптеки открытого типа; 2) бюджетные аптеки закрытого типа [28].
На наш взгляд, именно «частники» в фармации, т. е. арендаторы аптек, фактически обеспечили в годы НЭП некоторую стабильность. Особенно это проявилось в сельской местности, где они в ряде случаев были единственными источниками снабжения населения ЛС.
Поскольку здравотделы на местах признавали свою неспособность содержать всю сеть хозрасчетных аптек и «вынужден-
ность» передачи аптек в аренду, то, очевидно, следует также признать, что активизация в условиях экономики переходного периода частнопредпринимательской деятельности в фармации исторически обусловлена.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ДЕЛОМ, КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Основные управленческие принципы и подходы в 1920-е гг. во всех отраслях народного хозяйства были сходными. Наиболее характерными были директивность, централизм, плановый характер. Жесткое администрирование проявлялось при выборе каналов снабжения, распределении прибылей, в кадровой политике и др. [1, 3, 20, 24, 29].
В 1920-е гг. большое внимание в аптеках уделялось тщательному ведению учета и отчетности, соблюдению в аптеках финансовой дисциплины и ее укреплению по мере стабилизации в экономической сфере и нормализации денежного оборота. Одним из ее важных элементов было составление правильного баланса аптекоуправлений [29, 30].
Можно выделить следующие тенденции в кадровой политике в аптечном деле в
1921-1929 гг. Прежде всего, это сокращение штатов в начале НЭП, в первую очередь административного аппарата. Дефицит кадров, существовавший на протяжении 1920-х гг., компенсировался формами их ускоренной подготовки - школы, ускоренные курсы. К работе привлекались «старые специалисты», получившие образование до 1917 г. Постепенно формировались квалифицированные (««рационально-образованные») кадры с новым («социалистическим») мышлением. Аптека рассматривалась как «самое распространенное место работы фармацевта» [29], поэтому аптечный персонал комплектовался преимущественно за счет специалистов со средним образованием. Характерной чертой было сочетание различных мотивационных механизмов трудовой деятельности, актуализация экономических методов с введением НЭП и др. [7, 20, 31, 32]. Нужно отметить, что заработная плата работников врачебно-санитарного дела в 1920-е гг. была значительно меньше, чем в других ведомствах [33]. Активное участие в регулировании трудовых отношений и многих других вопросов принимал профсоюз медицинских и фармацевтических работников «Всемеди-косантруд» [34].
Одной из особенностей управления в период НЭП стало введение трестов. В фармацевтическом секторе РСФСР они были представлены государственными органами:
Фармацевтическим трестом (Фармтрест) и Госмедторгом. НКЗ РСФСР призывал подведомственные организации в регионах («на местах») приобретать ЛС именно через Гос-медторг и его представителей [35]. С 1923 г. государственные аптечные учреждения могли приобретать товары на частном («вольном») рынке только в случае их отсутствия в государственной торговле или «в случае доказанной более дешевой цены» [26]. Такой подход заставлял частный сектор обеспечить более низкую цену по сравнению с государственными организациями, что в конечном итоге повышало уровень доступности ЛС для населения.
С 01.01.1926 г. генеральным представителем Госмедторгпрома на территории БССР стал Белмедторг. Он был образован в г. Минске как «самостоятельная хозяйственная единица» на правах отдела НКЗ БССР, по одним данным, в октябре 1922 г., по другим
- в 1923 г. [15, 28]. В его структуру в 1928 г. входили медикаментозный, зубоврачебный, оптический и хирургический отделы; оптово-розничный магазин; химико-фармацевтический завод (ХФЗ); парфюмерно-оптический магазин; оптово-розничный магазин москательно-химических и парфюмерных товаров; показательные аптеки в округах БССР: одна аптека в г. Минске и семь аптек в городах и местечках [36, 37]. В 1927 г. Белмедторг рассматривался как «центральный орган, ведающий делом лекарственного снабжения и торговлей медикаментами в БССР» [28].
Руководство Белмедторга утверждало, что только их учреждение может обеспечить максимально выгодные условия для аптек и аптекоуправлений [38]. С современных позиций, это можно расценить как борьбу с потенциальными конкурентами. Но, как известно, монополия и отсутствие конкуренции приводит к экономическим искажениям, зачастую является причиной снижения качества обслуживания, нарушения сроков и условий поставок товаров, договорных обязательств и т.п. [13]. В аптекоуправлениях на местах случались перебои в снабжении товарами аптечного ассортимента. В связи с этим они предъявляли письменные претензии к Белмедторгу [39].
Белмедторг проводил внешнеторговые операции («заготовку на внешнем рынке»). Это давало ему «возможность широко развивать свою деятельность», отпускать товары на 7-10 % ниже прейскуранта Госмедторга, адаптировать свою деятельность «к всестороннему обслуживанию всех запросов лечуч-реждений и хозаптечных предприятий» [40]. Как положительный аспект этой деятельно-
сти можно отметить и тот факт, что товары, поступавшие по импорту, Белмедторг реализовывал только на территории БССР [39].
На наш взгляд, концентрацию снабжения ЛС в одной государственной оптовой торговой организации в условиях экономики переходного периода 1920-х гг. в целом можно считать адекватным управленческим подходом. Поскольку Белмедторг был заинтересован в минимальном количестве посредников, товар, как правило, приобретался непосредственно у производителя, что снижало торговые издержки и позволяло обеспечивать аптечные учреждения, лечебные учреждения (ЛУ) и население ЛС по минимальным ценам. Единственный источник снабжения позволял осуществлять более жесткий контроль распределения ЛС и обеспечения их качества, выполнения финансовой дисциплины, соблюдения единых ценовых показателей и т.п. Нужно также отметить, что именно Белмедторг в 1920-е гг. стал основным организатором ХФП в БССР [28, 39, 41].
В 1920-е гг. в фармацевтическом деле существовал «параллелизм» в работе. Наряду с фармацевтическими подотделами («фарподами»), существовали отделы медицинского снабжения при Губздравах. Это объяснялось двумя причинами: 1) «медицинское снабжение - это особая область, не охватываемая фармацевтическим делом»; 2) недоверие к организаторским и хозяйственным способностям фармацевтов [42]. Решение о создании единого централизованного аптечного центра с отделениями в округах коллегия НКЗ БССР приняла в январе 1927 г. В 1930 г. Белмедторг был реорганизован в Белорусское центральное управление аптечными предприятиями [41, 43].
СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ НАУКИ Существенным историческим достижением 1920-х гг. является становление химико-фармацевтической промышленности в БССР. Решение об организации в БССР первой химико-фармацевтической лаборатории в г. Минске для изготовления галеновых препаратов было принято в 1924 г. [40]. В 1925 г Белмедторг закупил за границей оборудование для первого белорусского химико-фармацевтического завода (ХФЗ). В 1926 г. лаборатория была преобразована в ХФЗ [4, 15].
В апреле 1926 г. было принято Постановление Комиссии Президиума Совета Национальностей Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по докладу Нар-
комздрава Белорусской ССР, в котором было указано на необходимость развития фармацевтической промышленности: «Придавая огромное значение удешевлению медикаментозно-инструментального снабжения Белоруссии и созданию благоприятных условий для развития в республике собственной фармацевтической промышленности, считать целесообразным финансовое укрепление организованного в Минске первого белорусского фарм. завода» [44]. Из приведенного текста достаточно четко следует, что речь идет не о создании нового, а об усилении уже существующего первого белорусского ХФЗ. Эта же информация прослеживается и в других источниках [45].
В фондах Национального Архива Республики Беларусь находится служебная записка от 24.04.1926 г. Она написана на фирменном бланке ХФЗ Белмедторга, подписана заведующим заводом Синициным и делопроизводителем [46]. В документах 1927, 1928 гг., напечатанных на фирменных бланках Белмедторга, в реквизитах ХФЗ указан как структурное подразделение [36]. Из пояснительной записки к 5-летнему плану ХФЗ следует, что Химфармзавод был заложен в 1924 г. Там же указано, что уже в 1925/1926 году было выпущено продукции («фабрыкатау») на сумму 191000 руб., в 1926/1927 - на 283000 руб., в 1927/1928 - на 370000 руб. [36].
Таким образом, результаты исследования указывают на необходимость пересмотра вопроса о времени основания первого белорусского ХФЗ. Официально история первого белорусского ХФЗ (в настоящее время - это РУП «Белмедпрепараты») начинается в 1929 г. с ввода в эксплуатацию нового здания фармацевтического завода [47].
Развитие ХФП в 1920-е гг. рассматривалось как более прогрессивный подход к повышению доступности лекарственной помощи по сравнению с изготовлением ЛС в аптеках. Необходимость расширения площадей белорусского ХФЗ объясняли не только экономической целесообразностью, но и «качественным улучшением производимой продукции, которое может быть достигнуто путем механизации и строгой аналитической проверки» [36]. В числе преимуществ промышленного выпуска ЛС в 1920-е гг. назывались повышение качества ЛС («научная постановка, точная дозировка, чистота работы») и снижение их себестоимости [36].
Одним из принципов новой системы здравоохранения было определено единство науки и практики [4, 29, 48, 49]. Актуальным направлением в 1920-е годы была разработка новых научных основ управления
и организации фармацевтического дела. В учебные планы подготовки фармацевтических кадров был включен предмет «Развитие и организация фармацевтического дела», целью которого было ознакомление учащихся и студентов с задачами здравоохранения [50].
Нужно отметить, что в фармацевтической науке в 1920-е гг. придерживались принципа коллегиальности. На заседаниях Научно-фармацевтической Комиссии (г. Москва) неоднократно обсуждались различные проблемы научно-практического характера. Результаты обсуждения публиковались для ознакомления широкой профессиональной аудитории в «Вестнике фармации».
В 1924 г. при НКЗ РСФСР существовал Научно-фармацевтический кружок, и при нем - комиссия по рационализации работы. Кружок стремился наладить обратную связь с аптеками и призывал аптечных работников к сотрудничеству [51]. В 1927 г. научный фармацевтический кружок был организован в Минске [52]. Но еще в 1923 г. при Фармин-спекции НКЗ БССР была учреждена Научнофармацевтическая Комиссия, которая состояла из 5 человек: Вольфсон (председатель), профессор Белорусского Государственного Университета (БГУ) Бестужев, магистр фармации Найдус, провизор-бактериолог Ку-челл, председатель аптечной секции «Все-медикосантруд» Кац. В ее задачи входила разработка и рассмотрение научных, научно-практических, учебных, научно-профессиональных и производственных вопросов в области фармации [35].
На заседании Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР 21.12.1928 г. было принято постановление об организации опытной станции по рационализации аптечного хозяйства. В 1929 г. была создана Центральная аптечная опытная станция (ЦАОС) [53]. Учреждений подобного уровня на территории БССР не только в 1920-е гг., но и в последующие годы, никогда не создавалось. Не были они созданы и в Республике Беларусь, несмотря на то, что идеи о необходимости создания Научно-исследовательского института (НИИ) фармацевтического профиля неоднократно высказывались [54, 55].
Интеграция производства и науки соответствовала общегосударственным задачам
[56]. В проекте нового здания ХФЗ планировалось размещение Химико-фармацевтического Института. На заседании Президиума Комитета химизации народного хозяйства при СНК БССР 15.07.1929 г. было определено, что для дальнейшего развития ХФП необходимо обратить внимание НИИ и научных кафедр на вопрос развития химико-
фармацевтического дела в БССР; создать при Комитете химизации комиссию для разработки вопросов химико-фармацевтического дела [36]. Индустриализация в БССР предусматривала развитие промышленности на базе местных сырьевых ресурсов. В задачи белорусского ХФЗ входила «главным образом, переработка фармсырья и, в частности, местной продукции производства»
[57]. Улучшению качества и доступности лекарственной помощи способствовали также повышение эффективности заготовки, культивирования и экспорта ЛР и увеличение их объемов [58-60].
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В 1920-е гг. были определены задачи аптеки и основные принципы лекарственного обеспечения:
- изготовление и отпуск ЛС в аптеках квалифицированными фармацевтическими работниками на научной основе с соблюдением гигиенических норм;
- обеспечение населения бесплатными
ЛС;
- своевременность, доступность и рациональность лекарственной помощи («скорое и рациональное» снабжение населения ЛС);
- оборудование аптечных учреждений в соответствии с новейшими техническими достижениями при соблюдении необходимых санитарных норм;
- взаимосвязь между аптечным учреждением и ЛУ («лечебница и аптека в неразрывной связи»);
- механизация труда («механизация рецептуры»);
- развитие промышленного производства ЛС («замена кустарных способов аптечной работы фабричными»);
- централизация лабораторного дела;
- химическая и физиологическая стандартизация ЛС;
- обеспечение точной дозировки ЛС и портативности упаковки;
- отбор и создание эффективных ЛС, оптимизация лекарственных форм («рационализация лекарственного каталога»);
- рациональное размещение аптек и развитие аптечной сети «согласно действительной потребности»;
- создание безопасных условий труда в
АУ;
- участие в профилактике заболеваний и борьбе с эпидемиями («обслуживание санитарно-профилактических мероприятий»);
- санитарное просвещение («участие
в работе по санитарному просвещению масс») [24, 29, 61-63].
Развитие экономики в 1920-е гг. было сопряжено с рядом проблем: «нужно поднятие промышленности, а для этого нужно топливо, а раз нужно топливо, нужно рассчитывать на дрова, а рассчитывать на дрова
- значит рассчитывать на крестьянина и его лошадь. В условиях кризиса... крестьянин должен оказывать кредит Советской власти - во имя крупной промышленности, от которой он пока ничего не получает...» [56]. Эта ситуация абсолютно применима к СЛО населения. Если нет рабочей силы, в том числе из-за заболеваний или смертности, то аптечные учреждения и ХФП не восстанавливаются. С другой стороны - нет ЛС, нет рабочей силы и т. д. Этот своего рода «порочный круг» 1920-х гг. все-таки удалось разорвать. В условиях НЭП аптеки выполняли роль «социального кредитора», осуществляя не только торговую, но и социальную функцию - бесплатное лекарственное обеспечение беднейших слоев населения и застрахованных [48, 62].
В 1920-е гг. возникли противоречия в интерпретации основных функций аптек. Так, например, народный комиссар здравоохранения РСФСР Н.А.Семашко указывал на то, что аптека - это уникальный элемент системы здравоохранения, «ячейка в общей системе здравоохранения», «один из самых разветвленных щупальцев, которыми медицинская организация соприкасается с населением», поэтому она должна стать «одной из форм смычки населения с медицинской организацией и ... проводить основы советской медицины». Аптека «должна быть вовсе не простым торговым предприятием -местом продажи медикаментов и рецептов», «она должна воспользоваться своей близкой связью с населением для того, чтобы принять участие в общей здравоохранительной работе» [29]. Несмотря на это, аптечные учреждения передавались «общим торговым органам местного хозяйства и по отношению к ним применялись общие методы ведения торговых предприятий, что . отражалось на характере деятельности аптек» [64].
Образцовая аптека должна была включать набор помещений: приемную, ассистентскую, кокторий, материальную, кабинет управляющего, комнату персонала (она же дежурная), комнату служащих, ванную, сухой подвал. Аптекарский инвентарь включал следующие предметы: весы роговые, весы металлические, ступки фарфоровые, пипетки, мензурки, стеклянные воронки, посуду, дистилляторы и др. Правила работы аптек предусматривали: 1) время работы: с 900
до 2200, дежурные аптеки работали круглосуточно; 2) ЛС должны отпускаться не позже, чем через час (за исключением «Cito»), в том числе в выходные дни; 3) недопустимо давать медицинские советы с целью извлечения выгоды для аптеки [5, 65].
Ассортимент в аптеках начала 1920-х гг включал около 300 наименований ЛС: ко -рень ипекакуаны, корень сенеги, порошок ипекакуаны, настойка опия, настойка кон-дуранго, спирт денатурат, порошок морфия и др. Часть из них в процессе оптимизации лекарственных каталогов была изъята из обращения. В ассортименте были также рыбий жир, виноградные вина и коньяки, минеральная вода «Боржоми» и др. [65
УЧАСТИЕ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Здоровье трудящихся в 1920-е гг. было провозглашено одним из важнейших приоритетов государственной политики в здравоохранении, поскольку речь шла о «живых ресурсах страны» [49]. Рабочий класс воспринимался как ведущий класс, несмотря на его малочисленность по сравнению с крестьянством, было необходимо «в кратчайший срок обеспечить ... для рабочих... такой паек и такие условия жизни, которые действительно были бы для них стимулом оставаться на фабриках и заводах» [56]. Развитие страховой медицины и в ее рамках лекарственное обеспечение «застрахованных» можно рассматривать как один из аспектов данной мотивации. Стоимость амбулаторного посещения вместе с ЛС в 1926 г. обходилась государству в 40 копеек. На одного «застрахованного» вместе с семьей приходилось 10,7 рецептов. Всего за 1926 г. в БССР было выдано 1384334 рецептов, большей частью - в окружных городах [33]. На VI Всебелорусском Съезде Профсоюзов (02.11.1927 г.) была отмечена необходимость улучшения лекарственной помощи «застрахованным» и повышения ее доступности: отпускать ЛС для них должны были не только аптеки специализированных ЛУ, но и хозрасчетные аптеки. Предполагалось расширение каталога наиболее необходимых ЛС, чтобы «хорошие и непортящиеся ЛС имелись бы в готовом виде» [66].
Во второй половине 1920-х гг. актуализировалось улучшение лекарственной помощи сельскому населению. Повышение доступности ЛС для «трудового крестьянства» способствовало борьбе со знахарством, шарлатанством и самолечением, а в целом - ре-
шению такой важной государственной задачи, как «создание новой, просвещенной и здоровой деревни» [67].
Ведущими факторами должны были стать расширение аптечной сети в уездах, улучшение лекарственного обеспечения сельских врачебных участков и амбулаторий, обеспечение аптек квалифицированными кадрами, удешевление ЛС и др. [68]. В 1924 г. НКЗ РСФСР разрешил продажу простейших ЛС кооперации. С 1926 г. НКЗ БССР с целью «удешевления и улучшения лекарственной помощи в сельской местности» начал проводить работу по организации единой сельской аптеки. Предполагалось, что тип «единой районной аптеки» должен получить широкое распространение [28].
Анализ и сопоставление различных исторических документов выявили некоторые противоречия. Так, например, в начале
1925 г. НКЗ РСФСР предложил отменить налогообложение аптек и направить прибыль на расширение сельской аптечной сети. Аптеки были освобождены от налогов, а задолженность по ним была списана. Цены на ЛС снизились, и сохранился высокий удельный вес бесплатного отпуска ЛС. Прибыль поступала в распоряжение аптечного управления. Примерно 40 % прибыли должно было расходоваться на расширение сети хозрасчетных аптек в сельской местности [2, 69, 70]. Но в документах 1920-х гг. четко сформулирована идея о том, что деятельность органов здравоохранения направлена на устойчивое снижение коммерческих прибылей аптекоуправлений: «в аптечном деле важна не прибыль, а сама постановка работы» [28].
Поскольку здравоохранение было призвано, прежде всего, обеспечить социальные гарантии, коммерческая сторона вопроса («коммерческий уклон») отодвигалась на задний план, а со второй половины 1920-х гг. «торговый уклон» в деятельности аптечных учреждений рассматривался как недостаток, требующий устранения [28].
Следует также отметить, что восстановление сельской аптечной сети шло гораздо медленнее, чем в городах. В 1928 г. число жителей на 1 сельскую хозрасчетную аптеку в среднем составляло до 86 тыс., в то время как в городах - 19,1 тыс. человек. В ряде регионов СССР лекарственную помощь сельскому населению оказывали преимущественно из аптек при врачебных и фельдшерских участках [28, 71].
Одним из основных принципов государственной системы здравоохранения было участие населения в здравоохранении, в том числе в определении подходов к оптимизации лекарственной помощи. Необходимо
было объяснить населению смысл реформы аптечного дела, причины трудностей и недостатков в работе аптек и «доказать на деле, что в новой аптеке все подчинено единой цели - служить интересам народа». Для популяризации новых идей предлагалось публиковать заметки и обращения к населению. Предполагалась также «обратная связь»: пациенты могли направлять свои замечания в уездный Фарпод, в приемных комнатах аптек организовывали ящики заявлений и др. При отсутствии ЛС необходимо было согласовать с врачом возможность замены. Важным условием обеспечения качества лекарственной помощи населению было неформальное отношение к делу: «чтобы каждый сотрудник с полным сознанием своей ответственности, внимательно и четко относился к потребностям болеющего населения» [72].
ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Циркуляр НКЗ РСФСР № 121 от
07.06.1924 г. регламентировал правила отпуска ЛС по рецептам врачей. Все рецепты должны были прописываться на латинском или местном языке. Если рецепт вызывал сомнения, то управляющий аптекой должен был «объясниться с врачом словесно или письменно, и лишь по получении удовлетворительного ответа отпустить прописанное лекарство» [27]. В 1920-е гг. было распространенным явлением прописывание одному больному 4-5 рецептов «самого сложного характера» для одновременного приема. Соответственно предлагалось упорядочить рецептурный отпуск ЛС и устранить «полный произвол» в данной сфере [68]. Оптимизация лекарственной помощи населению в 1920-е гг. включала также упорядочение каталога ЛС, исключение из него ЛС с недоказанной или сомнительной терапевтической эффективностью [73].
В 1920-е гг. формировалось законодательство в области аптечного дела. При этом государство пыталось обеспечить тотальный контроль всех субъектов с целью обеспечения качества лекарственной помощи, противодействия частной медицинской и фармацевтической деятельности, борьбы с хищениями, спекуляцией, незаконной торговлей ЛС [74-76].
С формированием правовых основ фармацевтической деятельности в 1920е гг. связано становление системы контроля качества ЛС. В 1923 г. в крупных городах (Москва, Петроград и др.) были организованы контрольно-аналитические
лаборатории. В 1923 г. при химико-фармацевтической лаборатории в Гомеле был открыт контрольно-аналитический кабинет. Преодолев глубокий кризис, который был связан с дефицитом ЛС, государственная фармацевтическая служба начала большее внимание уделять качеству ЛС. С 1924 г. стали подвергать контрольным испытаниям все ЛС, поступающие на аптечные склады. В начале 1923 г. при Ученом совете НКЗ РСФСР была образована Фармакопейная комиссия. Было принято решение об обязательном использовании на всей территории СССР одинаковых фармако-пей. VII издание Фармакопеи стало первой Фармакопеей СССР (1925). Это было важным этапом в установлении государственного контроля за ЛС. Систематическую проверку качества ЛС аптечного производства стали производить с 1929 - 1930 гг. [77, 78].
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ материалов 1920-х гг. позволяет констатировать достаточный уровень понимания руководителями здравоохранения и фармацевтическим сектором значимости информационного обеспечения фармацевтической деятельности. Система подготовки кадров 1920-х гг. ориентировала будущих специалистов на то, чтобы в течение всей своей профессиональной фармацевтической деятельности они постоянно совершенствовали свои теоретические знания и практические навыки через самообразование, а также посредством обучения на курсах усовершенствования: «Незнающий, но сознающий свое незнание, всегда сумеет таковое восполнить уже в практической деятельности, а потому в своей будущей деятельности никогда не следует забывать книгу» [79].
На наш взгляд, источники фармацевтической информации 1920-х гг. можно условно разделить на 6 групп: 1) нормативнозаконодательная и регламентирующая; 2) информационно-справочная; 3) учебно-методическая; 4) научная; 5) обмен опытом; 6) просветительная.
В мае 1923 г. начал издаваться журнал «Всероссийский фармацевтический вестник» (с 1924 г. - «Вестник фармации»). Оригиналы номеров сохранились в Национальной Библиотеке Республики Беларусь. Они могут использоваться современными исследователями.
Определенную информационную роль в 1920-е гг. выполняла фармацевтическая
реклама, хотя отношение к ней в ряде случаев было недоброжелательным и даже враждебным. Считалось, что реклама поддерживает суеверия, отвлекает пациентов от правильного лечения и наносит им экономический ущерб. Тем не менее, организаторы фармации правильно оценивали рыночные аспекты рекламы и ее формы: «Ходкость средства часто определялась большей или меньшей рекламой, иногда весьма искусной и замаскированной. ... Одно и то же средство выпускается под разными наименованиями, чтобы вызвать представление о чем-то новом, еще ранее неизвестном» [29]. Условно фармацевтическую рекламу 1920-х гг. можно разделить на 3 группы: 1) реклама ЛС; 2) реклама организаций и частных лиц;
3) реклама парафармацевтической продукции. Анализ рекламных объявлений позволяет получить информацию о том, какие ЛС были представлены на фармацевтическом рынке, кто осуществлял торговлю ЛС, какие методы стимулирования сбыта продукции они использовали.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ДЕЛЕ ЗА ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
За период НЭП и 10 лет белорусской государственности (1919 - 1929 гг.) была фактически сформирована система лекарственного обеспечения населения БССР, и заложены основные организационно-управленческие принципы фармацевтической службы.
В данной области удалось достичь существенных успехов по ряду позиций:
- увеличение численности аптечных учреждений, расширение аптечной сети в городах и в сельской местности;
- восстановление и укрепление материально-технической базы аптек;
- улучшение лекарственного снабжения аптечных учреждений и ЛУ (больниц, врачебных и фельдшерских пунктов);
- увеличение государственных расходов на медицинское снабжение ЛУ;
- увеличение численности фармацевтического персонала;
- изменение системы профессиональной подготовки фармацевтических кадров: развитие высшего и среднего фармацевтического образования на основе новых образовательных стандартов (в БССР - это школы, курсы, фармотделение Могилевского политехникума);
- оформление государственной фармацевтической службы;
- создание нормативно-правовой базы, регулирующей фармацевтическую деятель-
ность;
- становление контрольно-разрешительной системы;
- зарождение белорусской ХФП.
Стратегия развития фармацевтического
сектора здравоохранения, которая была намечена в 1928-1929 гг., включала несколько составляющих:
- создание единой аптеки при ЛУ;
- разработка типа сельской и городской аптек;
- стандартизация рецептурных прописей;
- упрощение выдачи и прописывания рецептурных прописей для перехода на готовый стандартизованный вид ЛС;
- снижение коммерческих прибылей аптекоуправлений;
- создание единого аптечного центра [1,
4, 28, 80, 81].
Таким образом, пути развития фармацевтического дела и формирования СЛО в 1920-е гг. ограничивались ресурсным и экономическим потенциалом государства и были предопределены формировавшимися в тот период новыми социально-политическими и экономическими отношениями.
ВЫВОДЫ
1. Структура исследования и основные методологические подходы были определены исходя из нескольких позиций: 1) система лекарственного обеспечения имеет сложные внутренние взаимосвязи между своими структурными элементами; 2) система лекарственного обеспечения является важным структурным элементом системы здравоохранения, связанным логическими связями с другими ее элементами; 3) фармацевтический сектор здравоохранения - это одна из составляющих системы народного хозяйства (экономики) государства; 4) экономика БССР являлась структурной частью единой экономической системы СССР
2. Многие тенденции в управлении и организации системы лекарственного обеспечения являются следствием общего исторического процесса. На формирование системы лекарственного обеспечения в 1920-е гг. в БССР огромное влияние оказывали преобразования в РСФСР, а затем в СССР. Немаловажное значение имели также медицинские и фармацевтические традиции Российской империи до 1917 г.
3. В период НЭП определились основные формы организации и методы управления фармацевтическим сектором здравоохранения. Управление системой лекарственного обеспечения населения и кадровый ме-
неджмент в фармации в условиях экономики переходного периода 1920-х гг. базировался на общих подходах, характерных для всех сфер народного хозяйства, сочетая экономические, административные, идеологические, юридические методы и подходы.
4. В 1920-е гг. формирование системы лекарственного обеспечения населения происходило в условиях жесткого государственного регулирования и регламентирования, что можно считать логически оправданным управленческим подходом в условиях экономики переходного периода, обусловленным необходимостью преодоления кризисных явлений в условиях ограниченных ресурсов.
5. Фармацевтический сектор в 1920-е гг. развивался как структурный элемент единой государственной системы здравоохранения, подчиняясь ее целям и задачам. Закладывавшиеся в тот период основы новой системы здравоохранения определяли общий характер развития аптечного дела. При этом аптечные организации активно участвовали в реализации приоритетных направлений государственной политики, в том числе в системе здравоохранения. Выполнение аптечными организациями социальной функции, связанной с бесплатным отпуском ЛС для малообеспеченных слоев населения, и ее усиление в условиях экономики переходного периода можно считать исторически обусловленным.
6. Частный сектор в аптечном деле в начале НЭП (1921-1923 гг.) динамично развивался и был представлен преимущественно арендными аптеками, которые функционировали в условиях жесткого государственного регулирования. Деятельность этих аптек можно оценить как результативную. Прибыль арендных и хозрасчетных аптек использовалась государством для восстановления аптечной сети, укрепления материального положения аптечных работников и развития системы профессионального фармацевтического образования.
7. Управление качеством лекарственной помощи населению БССР в период НЭП в целом можно считать эффективным применительно к конкретным историческим условиям данного периода. Сотрудничество медицинских и фармацевтических работников, направленное на решение проблем лекарственного обеспечения и его рационализацию, обеспечило устойчивое и эффективное развитие системы лекарственного обеспечения в условиях экономики переходного периода.
8. Вторая половина 1920-х гг. характеризуется положительной динамикой развития аптечной сети, в том числе в сельской мест-
ности. Это в конечном итоге способствовало реализации принципа доступности лекарственной помощи населению. Относительная стабилизация экономического положения в стране способствовала преодолению кризиса лекарственного обеспечения в 1920е гг. Фармацевтическая служба БССР, как и СССР в целом, стала более тщательно подходить к регламентации фармацевтической деятельности с целью обеспечения населения качественной лекарственной помощью.
9. Изучение развития фармацевтического дела на территории БССР в условиях экономики переходного периода 1920-х гг. дополняет знания по истории отечественной фармации и общей истории, а также расширяет теоретическую и методологическую базу по организации и экономике фармации, способствует укреплению государственной идеологии, имеет теоретическое и прикладное значение.
10. Позитивный опыт 1920-х гг. может быть учтен современным фармацевтическим сектором здравоохранения по следующим позициям:
- формы реализации аптечными организациями профилактической функции;
- вовлечение аптечных организаций всех форм собственности в реализацию социальной функции, прежде всего, через льготный отпуск ЛС и развитие системы фармацевтического образования (за счет налоговых льгот, отчислений от прибыли и др.);
- функционирование арендных аптек в сельской местности;
- создание Республиканского научнопроизводственного центра фармацевтического профиля и в его составе отдела историко-фармацевтических исследований, а также Республиканского музея истории фармации;
- создание комплексной программы долгосрочного развития фармацевтического сектора здравоохранения с учетом позитивного и отрицательного исторического опыта;
- подходы к преодолению кризисных явлений и дефицита ЛС в условиях экономики переходного периода;
- развитие химико-фармацевтической промышленности на основе максимального использования местных сырьевых ресурсов, прежде всего ЛРС;
- рационализация лекарственного каталога как исторический прототип формулярных списков, развитие доказательной медицины и фармакоэкономики;
- осознание аптечными работниками социальной значимости своей профессиональной деятельности через призму исторической эволюции фармацевтической профессии.
Вестник фармации №2 (52) 2011 SUMMARY
T.L. Petrishche HISTORICAL PRECONDITIONS OF FORMATION OF TO DRUG PROVISION SYSTEM TO THE POPULATION IN THE PERIOD OF NEW ECONOMIC POLICY (1921-1929)
In the article historical preconditions of formation of drug provision system to the population in the 1920’s on the example of Belarusian regions are studied. It is shown that it was limited by the resource and economic potential of the state, and it was predetermined by new sociopolitical and economic relations. The pharmaceutical sector in the 1920’s was developing as a structural element of the uniform state system of public health services, submitting it to its aims and tasks. Analyzing many historical sources, influence of the general principles and approaches on the development of the pharmaceutical business directly is shown. On the basis of performed analysis we concluded that management of the drug assistance rendering to the population during NEP in general can be considered as effective as applied to concrete historical background of the given period.
Keywords: system of drug provision,
chemist’s business, medical products, chemical-pharmaceutical industry, system of public health services, new economic policy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменко, М.Е. Здравоохранение БССР - становление советской системы (1917-1941 гг.) / М.Е. Абраменко. - Гомель,
2005. - 234 с.
2. Годовальников, Г.В. История лекарствоведения / Г.В. Годовальников. - Молодечно: «Тип. «Победа», 2007. - 256 с.
3. Гореньков, В.Ф. Становление и развитие органов управления аптечной службой в Беларуси / В.Ф. Гореньков, И.Ф. Урванцев // Медицина Беларуси ХХ века: Тез. докл. VIII республик. науч. конф. по истории медицины / Под ред. Э.А. Вальчука; Витебск, 29-30 окт. 1998 г. - Минск, 1998.
4. Змачинская Н.Ф. Зарождение и становление советского здравоохранения в Белорусской ССР (1919-1928 гг.) : автореф.
дис.... канд. мед. наук : 14.00.33 / Н.Ф. Зма-
чинская. - Минск, 1973. - 16 с.
5. История аптечного дела в Витебской области после 1917 г. // Краткая история Витебской фармации: материалы конф. «Партнерство в лекарственном обеспечении»; редколл. Ю.Б. Войтехович (гл. ред.) [и др.].
- Витебск, 2002. - С. 10-14.
6. Левинштейн, И.И. История фармации и организации фармацевтического дела / И.И. Левинштейн. - М.-Л., 1939.
7. Тищенко, Е.М. История здравоохранения Беларуси в XX веке: Монография / Е.М. Тищенко; ред. и предисл. М.Б. Мирский. -Гродно, 2001. - 154 с.
8. Урванцев, И.Ф. Лекарственная помощь и развитие медицинской промышленности в Белорусской ССР / И.Ф. Урванцев // Здравоохр. Белоруссии. - 1967. - № 11. - С. 55-58.
9. Эльяшевич, Е.Г. Очерки истории фармации / Е.Г. Эльяшевич, В.В. Кугач. - Минск: Мэджик Бук, 2008. - 172 с.
10. Conroy, Mary Sh. The Soviet Pharmaceutical Bisness During Its First Tow Decades (1917-1937) / Mary Sh. Conroy. -New York, PETER LANG Publishing, Inc. -
2006. - 377 p.
11. Прокопишин, В.И. Лекарственная помощь в системе советского здравоохранения / В.И. Прокопишин; отв. ред. В.И. Кант.
- Кишинев: Штиинца, 1982. - 160 с.
12. История Беларуси: учеб. пособие для студентов учрежд., обеспечив. получение высшего образования. В 2 ч. Ч. 2 / Я.И. Тре-щенок [и др.]; под ред. Я.И. Трещенка. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. - 310 с.
13. Эканамiчная псторыя Беларуси Ву-чэбны дапаможшк. Выд. 3-е, дап. i пера-прац. / В.1. Галубовiч [i шш.] ; пад рэд. В.1. Галубовiча. - Мн : ВП «Экаперспектыва», 1999. - 454 с.
14. Петрище, Т. Л. Национально-государственное, хозяйственное и культурное строительство в БССР в 1920-е гг. как основной системообразующий фактор в сфере лекарственного обеспечения населения / Т. Л. Пе-трище // Актуальные вопросы современной медицины и фармации: материалы 58-й итог, науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. - Витебск: ВГМУ, 2006. - С. 453-455.
15. Алесш, Р. Мэдэкамэнтозная дапамога рабочым i сялянам за 10 год юнавання БССР / Р. Алесш // Белорус. мед. мысль. - 1929. -№ 1. - С. 108-109.
16. Балковец, С.В. Первые шаги советского здравоохранения в Беларуси (Воспоминания очевидцев) / С.В. Балковец // Бела-руская мэдычная думка. - 1927. - № 9-12, верасень-снежань. - С. 28-33.
17. ГА Витебской области. - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 25. - Л. 10, 11.
18. ГА Гомельской области. - Ф. 11. - Оп.
1. - Д. 408. - Л. 1, 17, 18, 31, 34, 35.
19. НА Республики Беларусь. - Ф. 6. -Оп. 1. - Д. 10. - Т. 2. - Л. 254.
20. Петрище, Т.Л. Кадровая политика в
области аптечного дела Витебской губернии в начале 1920-х годов / Т. Л. Петрище // Качество и эффективность применяемых медицинских технологий: науч. тр. юбилейной конф., посв. 65-летию Витебск. гос. мед. ун-та, 60-летию кафедры соц. гигиены, организации, управл. и экономики здравоохр. и 50-летию открытия курса «История медицины», Витебск, 24 сент. 1999 г. - Витебск, 1999. - С. 123-126.
21. ГА Минской области. - Ф. 463. -Оп.1. - Д. 28. - Л. 1-17, 55-57, .61-70, 83об-84, 113, 118-120, 137, 163, 183, 187, 222, 292, 294.
22. Петрище, Т.Л. Особенности хозрасчета в аптечном деле Витебской губернии в
1921-1922 годах / Т.Л. Петрище // Клиническая медицина и фармация: тез. докл. 51-ой итог. науч. конф. студентов и молодых ученых ВГМУ - Витебск, 1999. - С. 170-171.
23. Петрище, Т.Л. Официальная государственная доктрина и правовое регулирование негосударственного фармацевтического сектора в 1920-е годы / Т. Л. Петрище // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 60-ой науч. сессии сотр. ун-та, посв. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Витебск: ВГМУ, 2005. - С. 580-583.
24. Хаймович, М. Итоги и перспективы / М. Хаймович // Вестник фармации. - 1928. -№ 12. - С. 764-773.
25. Петрище, Т.Л. Аренда как форма организации аптечного дела на территории Витебской губернии в 1921-1922 гг. / Т.Л. Петрище / Шестой съезд фармацевтов Республики Беларусь: тез. докл., Минск, 21-22 окт. 1999 г. / М-во здравоохр. Респ. Беларусь; БелРПП «Фармация»; ГП «Респ. центр экспертиз и испытаний в здравоохр.»; концерн «Белбиофарм»; Витебс. гос. мед. ун-т. -Минск, 1999. - С. 46-47.
26. ГА Витебской области. - Ф. 64. - Оп.
1. - Д. 694. - Л. 3-3об, 4, 5, 6, 11, 17, 54, 55,
56, 70, 91.
27. Декреты, Постановления, Распоряжения и Циркуляры по фармацевтической части // Вестник фармации. - 1927. - № 5-6.
- С. 101.
28. Барсуков, М.И. За два года. Строительство здравоохранения в БССР за 1925 и
1926 гг. Доклад на 2-м Всебелорусском съезде участковых врачей и работников здравоохранения / М.И. Барсуков. - Минск: НКЗ,
1927. - 60 с.
29. Левинштейн, И. Основы советского здравоохранения и задачи фармации / И. Левинштейн; предисл. Н.А. Семашко. - М.
: Изд-во Наркомздрава РСФСР, 1926. - 95 с.
30. ГА Витебской области. - Ф. 539. -
Оп. 1. - Д. б. - Л. 1-1G, 29-31.
31. Петрище, Т.Л. Мотивационные механизмы управления фармацевтическим персоналом в условиях новой экономической политики (1920-е гг.) / Т.Л. Петрище // 200 лет государственной службе управления здравоохранением Гродненщины: Материалы науч.-практ. конф. / Управл-е здравоохр. Гроднен. облисполкома. Гродн. гос. мед. унт; ред кол. Е.М. Тищенко (отв. ред.) и др. -Гродно, 2GG2. - С. 113-115.
32. Петрище, Т.Л. Фармацевтическое образование в 1920-е годы: основные тенденции и подходы / Т.Л. Петрище // Вестник фармации. - 2GG6. - N° 3. - С. 3G-37.
33. Бюллетень Центрального Статистического Управления. - Вып. 1, Январь-Февраль 1925 г. / Издание ЦСУ БССР - Минск, 1925. - С. 77.
34. Петрище, Т.Л. Создание системы здравоохранения и профсоюзное движение в 20-е гг. в преломлении новых социальноэкономических и политических условий (к lGG-летию движения) / Т.Л. Петрище, В. С. Глушанко, А.В. Плиш // Вестник фармации.
- 2GG4. - M 3 (25). - С. 72-79.
35. НА Республики Беларусь. - Ф. 46. -Оп. 1. - Т. 2. - Д. 443. - Л. 9a, 48, 67, 78, 98, 1G4, 1G5.
36. НА Республики Беларусь. - Ф. 31. -Оп. 1. - Д. 221. - Л. 3, 4, б, В, 33, 35, 36-37, 4G, 41-41 об.
37. НА Республики Беларусь. - Ф. 47. -Оп. 1.
ЗВ. НА Республики Беларусь. - Ф. 47. -Оп. 1. - Д. 35. - Л. 9, 14, 15-1В об.
39. НА Республики Беларусь. - Ф. 47. -Оп. 1. - Д. 52. - Л. 9G, 91, 97.
4G. Вольфсон, З. Аптечное дело в Белоруссии / З. Вольфсон // Белорус. мед. мысль.
- 1924. - Т. 1, M 1. - С. 11G-111.
41. Петрище, Т. Л. Белмедторг и лекарственное обеспечение населения БССР в 1920-е годы ХХ века / Т.Л. Петрище // Актуальные вопросы современной фармации: материалы конф. студентов и молодых ученых, посвященной 45-летию фармацевтического факультета. - Витебск: вГмУ, 2Gg4. - C. 4-6.
42. Левинштейн, И. 1-ый съезд фарпо-дов / И. Левинштейн // Вестник фармации. -192В. - M 12. - С. 775-77В.
43. Резолюции 1-го Всебелорусского совещания Окружных Инспекторов Здравоохранения, Инспекторов и Консультантов НКЗдрава // Белорус. мед. думка. - 192В. - M
2. - С. 136-141.
44. Постановление Комиссии Президиума Совета Национальностей Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по докладу Наркомздрава Белорусской ССР (3
апреля 1926 г.) // Беларус. мед. думка. - 1926.
- № 7-9. - С. 10-11.
45. Хроника // Беларус. медыч. думка. -
1928. - № 3. - С. 161.
46. НА Республики Беларусь. - Ф. 47. -Оп. 1. - Д. 31.
47. Гореньков, В.Ф. Доля рынка РУП «Белмедпрепараты» в совокупном объеме фармацевтического рынка Республики Беларусь / В.Ф. Гореньков, С.В. Гореньков, О.В. Лосовский // Рецепт. - 2010. - № 1 (69). - С. 23-28.
48. Барсуков, М.И. Охрана здоровья застрахованных в БССР за последние три года (1924-1927 гг.) / М.И. Барсуков // Белорус. мед. мысль. - 1928. - № 1. - С. 3-17.
49. Семашко, Н.А. Избранные произведения / Н.А. Семашко. - М.: Медицина, 1967. - 380 с.
50. 1-я методическая конференция по среднему фармобразованию (20-28 сентября 1927 г.). Резолюции. Основные данные о среднем фармацевтическом образовании // Вестник фармации. - 1927. - № 11. - С. 569-577.
51. Левинштейн, И.И. От Научно-фармацевтического кружка. Работникам аптек, складов, лабораторий и фармзаводов / И.И. Левинштейн, Л.И. Ярхо // Вестник фармации. - 1927. - № 5-6. - С. 101.
52. Научно-фармацевтический кружок // Белорус. мед. мысль. - 1928. - № 2. - С. 124-125.
53. Панченко, Е.И. От Центральной аптечной опытной станции до Всесоюзного научно-исследовательского института фармации / Е.И Панченко, В.М. Сало // Научные основы управления качеством лекарственного обслуживания населения: Науч. тр.; под ред. Е.И. Панченко [и др.]. - Т. XXIII. - М.: ВНИИФ, 1985. - С. 221-227.
54. Косинец, А.Н. Особенности национальной фармацевтической школы / А.Н. Косинец // Вестник фармации. - 2004. - №
4. - С. 5-8.
55. Шалаева, М.Г. Состояние государственной аптечной сети, перспективы развития / М.Г. Шалаева // Вестник фармации.
- 2004. - № 4 (26). - С. 11-14.
56. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т.
2. 1917-1922. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1983. - 606 с.
57. О постройке нового фармзавода // Бе-ларус. мед. думка. - 1927. - № 9-12. - С. 179.
58. ГА Могилевской области. - Ф. 6. - оп. 1. - д. 10. - л. 48-49.
59. ГА Могилевской области. - Ф. 360. -Оп. 1. - д. 1. - л. 5, 9, 10, 361.
60. Петрище, Т.Л. Заготовка, культиви-
рование, переработка и экспорт лекарственных растений как фактор повышения качества и доступности лекарственной помощи населению в 1920-е гг. / Т.Л. Петрище, В.С. Глушанко // Вестник фармации. - 2011. - M 1. - С. 13-20.
61. Петрище, Т.Л. К вопросу о роли и месте аптечных учреждений в системе здравоохранения в 1920-е годы / Т.Л. Петрище // «Фармация XXI века»: материалы Седьмого съезда фармацевтов Республики Беларусь, Витебск, 22 окт. 2GG4 г. / М-во здра-воохр. Респ. Беларусь; УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. университет»; РУП «Центр экспертиз и испытаний в здра-воохр.»; ТП РУП «Белфармация»; Концерн «Белбиофарм»; Ред. совет: Г.Н. Бузук [и др.]; под общ. ред. В.В. Кугач. - Витебск, 2004. -С.99-102.
62. Петрище, Т.Л. Роль аптечных организаций в реализации государственной политики в здравоохранении в 1920-е гг. / Т.Л. Петрище // Здоровье населения - основа благополучия страны: Материалы V съезда организаторов здравоохр. Респ. Беларусь, Минск, 11-12 мая 2006 г. / Ред. совет: В.П. Руденко (предс.) и др. - Минск: Минскипп-проект, 2006. - С. 476-479.
63. Петрище, Т.Л. Участие аптек в реализации профилактического направления здравоохранения в 1920-е гг. / Т.Л. Петрище // Вестник фармации. - 2004. - M 4 (26). - С. В9-91.
64. Майминд, С. Районирование СССР и аптечное дело / С. Майминд // Вестник фармации. - 1924. - M 3-4. - С. 1-2.
65. Садовникова, Т.С. История аптечной службы г. Полоцка и Полоцкого района / Т. С. Садовников // Краткая история Витебской фармации: материалы конф. «Партнерство в лекарственном обеспечении»; редколл. Ю.Б. Войтехович (гл. ред.) и др. - Витебск, 2GG2.
- С. 65-7В.
66. Доклад НКЗ на VI Всебелорусском Съезде Профсоюзов // Беларуская Медыч-ная Думка. - 1927. - M 9-12. - 1927. - С. 177-179.
67. Очерки истории здравоохранения СССР (1917-1956) / Е.Д. Ашурков [и др.]; под ред. М.И. Барсукова. - М.: Гос. изд-во МЕДГИЗ, 1967. - 394 с.
бВ. Зеликсон, Е. Краткий сравнительный обзор здравоохранения Белоруссии и его ближайшие задачи (1912-1923 гг.) / Е.Ю. Зе-ликсон // Белорус. мед. мысль. - 1924. - Я“ 1. - С. 3-16.
69. Клиот, И. О распределении аптечной прибыли / И. Клиот // Вестник фармации. -1927. - M В. - С. 2В6.
7G. Лоскутова, Е.Е. Прибыль аптечных
S?
учреждений. Исторический аспект / Е.Е. Лоскутова, Т.П. Лагуткина // Российская фармация от национализации к приватизации : развитие по спирали: материалы междунар. конф., Москва, 1б февр. l999 г. - М., 1999.
- С. 43.
71. Лившиц, Д.В. Советское здравоохранение в БССР к 10-летию Октябрьской революции / Д.В. Лившиц // Беларус. мэд. думка.
- 1927. - M 9-12. - С. 11-23.
72. Старостенко, П.А. Аптечная служба Могилевщины в ХХ веке / П. А. Старостенко // Фармация Беларуси на рубеже веков: Тез. докл. Респуб. науч.-практ. конф., Витебск, янв. 2001. - Минск, 2001. - С. 112-116.
73. Петрище, Т.Л. Оптимизация лекарственной помощи в 1920-е гг.: основные проблемы и подходы / Т.Л. Петрище // Вестник фармации. - 200В. - M 4 (43). - С. 34-42.
74. Бычков, И.Я. Фармацевтическое дело, его организация и законодательство / И.Я. Бычков, С.Я. Рачковский; под ред. А.С. Алуфа. - М. -Л.: Гос. изд-во, 192В. - 1В5 с.
75. Петрище, Т.Л. Легализация медицинской и фармацевтической деятельности как элемент государственной политики в здравоохранении в период НЭП / Т.Л. Петрище // Реформы здравоохранения Беларуси в XXI веке: материалы IV съезда социал-ги-гиенистов и организаторов здравоохр. Респ. Беларусь, Минск, 30 нояб. - 1 дек. 2000 г. -Минск, 2000. - С. ЗВ7-ЗВВ.
76. Петрище, Т. Л. Некоторые аспекты правового регулирования фармацевтической деятельности в период новой экономической политики / Т.Л. Петрище // Актуальные проблемы пенитенциарной медицины: материа-
лы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 5-6 сент. 2001 г. - Минск, 2001. - С. 36-38.
77. Посконная, Л.Б. Из истории развития контрольно-аналитической службы Гомельской области / Л.Б. Посконная // Фармация Беларуси на рубеже веков: Тез. докл. Респуб. науч.-практ. конф., г. Витебск, янв. 2001. -Минск, 2001. - С. 99-102.
78. Тарасова, Л.Г. Организация и экономика фармации / Л.Г. Тарасова, Т.Д. Семенова. - М.: Медицина, 1977. - 304 с.
79. Московская фармацевтическая школа. Торжественное заседание по случаю 1-го выпуска // Вестник фармации. - 1924. - № 3-4. - С. 59-60.
80. Барсукоу, М.І. Асноуныя моман-ты пяцігадовага пляну будауніцтва аховы здароуя у Савецкай Беларусі / М.І. Барсукоу // Белорус. мед. думка. - 1929. - № 5-8. - С. 3-16.
81. Гадавы плян працы народнага камісарьіята аховы здароуя на 1928-1929 гг. (Даклад т. Багдановіча) // Беларус. медыч. думка. - 1929. - № 1. - С. 123.
Адрес для корреспонденции:
210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,
Витебский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, тел. раб.: 8 (0212) 37-23-05.
Петрище Т.Л.
Поступила 03.06.2011 г.
SS