Научная статья на тему 'Исторические предпосылки формирования городской среды с учетом влияния неудобных территорий (на примере Иркутска)'

Исторические предпосылки формирования городской среды с учетом влияния неудобных территорий (на примере Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
201
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНЫЙ И ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА / ПРИРОДНЫЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ СВОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Черепанов К. А.

В статье дается описание основных периодов развития, формирования и преобразования города в ходе развития города с начала его освоения и до настоящее время. В ходе этого процесса каждый из периодов развития имеет собственные антропогенные свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки формирования городской среды с учетом влияния неудобных территорий (на примере Иркутска)»

11. Шадрина А.В. Стратегия градостроительного обеспечения безопасности: шансы на успех / А.В. Шадрина // Академический Вестник УралНИИ-проект РААСН. - 2011. - № 2. - С. 24-28.

12. Юридическая конфликтология / А.Д. Бойков, Н.Н. Варламова, А.В. Дмитриев, О.Л. Дубовик и др.; отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1995. - 316 с.

13. Ярушкина Н.А. Оптимизация системы градостроительства на основе информационно-аналитического подхода / Н.А. Ярушкина // Вестник ТГАСУ - 2008. - № 3. - С. 112-116.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ НЕУДОБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКА)

© Черепанов К.А.*

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В статье дается описание основных периодов развития, формирования и преобразования города в ходе развития города с начала его освоения и до настоящее время. В ходе этого процесса каждый из периодов развития имеет собственные антропогенные свойства.

Ключевые слова интенсивный и экстенсивный периоды развития города, природные и антропогенные свойства территории.

Основными достижениями и представлениями об окружающем мире и самом человеке, характерные для определенного этапа развития общества, являются социально-культурные, технические и политические. С одной стороны, от социально-экономического строя государства зависят приоритеты в области развития и преобразования поселений, т.е. «общественно-политический строй задает условия для формирования миссии города, в зависимости от которой распределяются функциональные направления развития территории, соответственно которым преобразовывается поведение людей» [3, с. 34]. С другой стороны, в зависимости от научно-технический прогресса и связанного с ним развития самого общества зависит имеющейся техническая база, с помощью которой происходит освоение городских территорий, а также научных и иных представлений об окружающем мире и самом себе. Таким образом, для каждого периода развития города характерен определенный подход, свои правила и нормы по освоению и развитию окружающего человека пространства, в т.ч. городской среды, которые выражаются в формиро-

* Аспирант кафедры Архитектуры и градостроительства.

вании и организации (типологии) пространства городской среды. В подобной ситуации городская среды формируется исходя из «социальных требований (санитарно-гигиенических, социально-психологических, социально-демографических, социально-экономических, социально--культурных), конструктивно-технологических и природно-климатических условий, эволюционирует соответственно экономическому и социальному прогрессу общества на данном временном этапе и не так устойчивы во времени» [11, с. 209]. Исходя из этого, общественно-политический строй государства задает условия для «формирования миссии города, в зависимости от которой распределяются функциональные направления развития территории, соответственно которым преобразовывается поведение людей» [3, с. 34]. Это дает основание говорить о том, что каждый период развития и преобразования города диктует свои требования к архитектурно-планировочным, объемно--пространственным, функциональным и другим свойствам определенной территории: «на каждом историческом этапе формирования объемно-пространственной структуры города определяется преобладающая стилевая характеристика и высота зданий. Они зависят от концептуальных установок, экономической целесообразности, возможностей строительной индустрии и, в целом, от условий установок социального и научно-технического прогресса общества. В подобной ситуации среда, имея свои многочисленные свойства, обладает определенной пространственной структурной организацией. Таким образом, каждый район, созданный в определенное время, обладает индивидуальными природными и антропогенными свойствами. Исходя из этого, города с длительной историей развития имеют «свои морфотипы застройки: жилой, общественной, промышленной и других зон, зависящих и от природных факторов (рельефа, реки, растительности), и от социально-экономического статуса, влияющих на их развитие» [4, с. 68], т.е. на каждом периоде развития города происходят свои взаимодействия (корреляция) между природными (уклоны и экспозиция территории, элементарные типы ландшафта) и антропогенными (высотность застройки, плотность застройки и населения, пространственные приемы организации застройки) свойствам территории.

Территориальный рост городов происходит к трансформации планировочной структуры, приводящей последовательному развитию структуры городского плана [13, с. 31]. Данный этап развития города является частью процесса эволюции поселения, состоящий из следующего цикла [6]: рост города - заполнение территории застройкой - уплотнение застройки - сверхуплотнение - рост (выход за старые границы города). Такое преобразование обусловлено «достижением им (городом, - прим. авт.) некоторых предельных, пороговых соотношений между его размерами и уровнем развития структурного каркаса - транспортно-инженерной, социальной, экологической инфраструктуры» [13, с. 31]. Таким образом, в городе происходит два совершенно разные по направленности периоды развития, но взаимосвязанные между собой и переходящие из одного в другой периоды развития города:

1. Под экстенсивным периодом развития города (центробежные тенденции в развитии города) понимается расширение границ города с учетом создания новых мест развития населенного пункта, т.е происходит «территориальный рост города за счет освоения прилегающих к нему свободных территорий» [9, с. 124]. Таким образом, город, естественно развиваясь, осваивает территории с благоприятными инженерно-геологическими свойствами. В подобном случае неудобные территории игнорируются застройщиками по причине большого резерва благоприятных с точки зрения ландшафтных и инженерно-технических свойств территорий. Такое поглощение свободных и благоприятных территорий города для создания необходимой инфраструктуры и застройки, а в некоторых случаях «бесхозяйственное использование городской территории» [9, с. 120], может происходить по причине отсутствия цены или низкой стоимостью на землю в определенный период развития города [7, с. 92; 9, с. 120], что является следствием отсутствием желания проводить дорогостоящие инженерно-технические мероприятия по освоению и преобразованию неудобных территорий. Вначале осваиваются благоприятные под застройку территории, в рамках которых «складывается определенная форма плана, по исчерпании их город приступает к освоению более сложных участков, что сопровождается изменением, усложнением его формы» [12, с. 29-30]. Отрицательным моментов в данный период развития города приводит к «растянутости коммуникаций, увеличению времени на передвижения, перегрузке инженерно-транспортной инфраструктуры и неэффективной работе транспорта в целом» [5, с. 24];

2. Под интенсивным периодом развития города (центростремительные тенденции в развитии города) понимается «уплотнения застройки, освоения неиспользуемых и неудобных для застройки территорий, использование подземного пространства» [9, с. 124], а также «сопровождаются уплотнением и реконструкцией застройки, использованием всех пространственных ресурсов (повышение этажности, освоение ранее неосвоенных территорий и подземного пространства)» [5, с. 24]. При завершении экстенсивного периода развития города происходит стабилизация: перестают расширятся границы города, а оставшиеся незастроенные территории города начинают осваиваться (прокладываться транспортные и инженерные коммуникации и строятся различные по функциональному назначению здания и сооружения). Также подобное развитие подразумевает активное вмешательство в сложившуюся структуру, включая в нее новые объекты недвижимости. Процессы протекающие в интенсивная период развития города в развивающемся городе при-

обретает форму так называемых «строительных бумов», в этом процессе значительная доля принадлежит реконструктивной деятельности» [10, с. 47], хоть и не всегда учитываются градостроительные документы. Следствием такого развития города является переуплотнение застройки различного функционального назначения. Идет перенасыщение функциями, возникают проблемы, связанные с транспортом и комфортностью проживания людей [2, с. 11]. В подобной ситуации неудобные территории служат преградами (препятствиями) для формирования и развития города. Данные препятствия действуют до тех пор, пока свойства определенного района не становились критическими: когда внутри структуры района не оставалось потенциала для дальнейшего развития, в т.ч. создания застройки, то город расширяет границы, поглощая прилегающие территории и развиваясь на них. В подобной ситуации анализ этих ограничений позволяет выявить для каждого конкретного периода времени наиболее эффективный вариант развития отдельно взятого микрорайона и района в частности и города в целом.

Рис. 1. Периоды застройки (годы) Иркутска [1, с. 30]

Переход от экстенсивного периода развития города к интенсивному приводит к:

1. «создание гипертрофированных городских массивов с традиционной однородной тканью застроенной территории и мелкомасштабной сетью малоскоростного транспорта, вытеснению крупных ландшафтных зон и композиционно-пространственной аморфности городской среды [8, с. 187];

2. наращиванию транспортного каркаса и исчерпанию имевшихся территориальных ресурсов, что приводит к новому всплеску территориального роста, переходу от центростремительных тенденций к центробежным. Градостроительная активность смещается на периферию [4, с. 25].

Рис. 2. Административные районы и микрорайоны Иркутска

В развитии (эволюции) архитектурно-планировочной и функциональной структуры Иркутска можно выделить 6 периодов развития его территорий, которые следует учитывать при дальнейшем развитии и формировании городской среды:

1. С 1661 года и до первой четверти 18 века - практически экстенсивный период развития города;

2. С первой четверти 18 века и до начала 19 века - интенсивный период развития города;

3. На протяжении 19 века - экстенсивный период развития города;

4. С конца 19 века до середины 1940-х годов - экстенсивный периода развития города;

5. Со второй половины 1940-х годов и до конца 1980-х годов - экстенсивный период развития;

6. С начала 1990-х годов и по настоящее время - интенсивный период развития.

Каждый из этих периодов развития Иркутска имеют собственные принципы и правила формирования, развития и преобразования городской среды, характерные именно для данного периода развития города. В подобной ситуации районы города, образованные в тот или иной период времени, обладают своими индивидуальными антропогенными свойствами городской среды, в т.ч. высотность застройки, приемы пространственной организации застройки, плотность застройки и населения.

Вплоть до конца 18 века Иркутск развивался на низинных территориях: застраивались в основном в центральной части Иркутска, начало развиваться в районе современного Железнодорожного вокзала, в границах Знаменского района. Развитие города на противоположной стороне рек (Ангары и Ушаковки) было практически остановлено и шло достаточно медленно. За почти 100 лет была освоена незначительная часть территорий. Подобный процесс был разрушен во время создания и строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, когда начали осваиваться территории, приближенные к железной дороге.

Наиболее старыми районами являются Октябрьский и Правобережный административные округа города, т.к. часть данных округов развивались на протяжении практически всего периода развития и формирования Иркутска. До начала 20 века территория Октябрьского административного округа развивалась в основном вдоль природного рубежа, проходящего по ул. Подгорная (уступ горы Иерусалимская). Данный административный округ имеет в основном квартальную застройку с различными антропогенными свойствами: начиная от слабоплотной и малоэтажной застройки и заканчивая высокоплотными и многоэтажными территориями, а также различные приемы пространственной организации застройки. Несколько в стороне от подобного тенденции находится территории бывшего Лисихинского кирпичного

завода (территория в границах ул. Байкальская, ул. Верхняя Набережная и бул. Постышева), на месте которого в настоящее время ведется активное жилищное строительство и находятся обширные промышленные, складские и прочие им подобные территории. Подобное образование по большому счету имеет аморфную структуру, не имея по большому счету продуманную систему местных проездов и объектов социального и культурного значения.

Примерно ту же тенденцию имеет и Правобережный административный округ города: если до конца 18 века и отчасти на протяжении 19 века осваивались низинные территории, то с начала 20 века активно стали осваиваться склоны и вершины обширной территории заключенной между ул. Освобождения, и реками Ангара и Топка. Застройка на данных территориях в большинстве случаев представляет из себя кварталы с малоэтажными индивидуальными домами. В некоторых случаях возникали промышленные и складские, общественные здания и сооружения. Исключением во всей этой практически однородной застройке является Топкинский микрорайон, расположенный на вершине.

В Советское время развитие Октябрьского и Правобережного административных округов развивались по заданным направлениям автомобильных магистралей, формируя вдоль них, а также рек Ангара и Ушаковка, многочисленны промышленные и складские предприятия. Многие из этих предприятий не имеют необходимых санитарно-защитных зон, что является негативным последствием развития города. Именно в этих административных районах наблюдается максимальные изменения архитектурно-планировочных, объемно-пространственных и функциональных свойств территории.

С 1950-х годов по всей стране стали активно использоваться микрорайоны как основные планировочные элементы, придя в замен кварталам при освоении новых территорий. Иркутск не обошла подобная тенденция. Наиболее яркими примерами в этом отношении являются 2 других административных округа Иркутска: Ленинский и Свердловский, в которых за относительно короткий (30 с небольшим лет) период времени были освоены значительные территории и создано несколько микрорайонов и примыкающие к ним промышленные предприятия, в т.ч. Иркутский Авиационный завод, входящий в состав ОАО «Корпорация „Иркут"». За это время были созданы такие микрорайоны, как Новоленино, Иркутск-2, Первомайский, Юбилейный, Академгородок и некоторые другие, каждый из которых разъединен природными и антропогенными преградами (реки и ручьи, крутосклоны, железная дорога, автомагистрали районного и городского значения).

3 ноября 1920-ого года образован Ленинский район Иркутска, который территориально развивался до конца 1980-х годов за счет постепенного поглощения (напр., станция Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный), созданная во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали) и создания новых промышленно--складских объектов и предприятий

(напр., мясокомбинат, мелькомбинат, мыловаренный завод, толевая фабрика (комбинат строительных материалов), в 1940 году был сдан в эксплуатацию и выдал первую продукцию комбикормовый завод). Подобное развитие района связано с благоприятными условиями, в т.ч. близостью железной дороги и судоходной Ангары.

21 ноября 1944 года создан Свердловский административный округ, который после Великой отечественной войны начал активно развиваться ха счет прокладки новой ветки железной дороги, т.к. старая была затоплена во время строительства и последующей эксплуатации Иркутской ГЭС. С середины 1950-х годов в округе стадии также активно строиться Ново-Иркутская ТЭЦ, Иркутский хладокомбинат, Иркутский масложиркомбинат и ряд других объектов, а также такие научные и образовательные учреждения как Иркутский Академгородок и Иркутский государственный технический университет.

В настоящее время (начиная с конца 1980-начала 1990-х гг.) в Иркутске, как и во многих городах России, происходит интенсивный период развития, что подразумевает активное вмешательство в структуру сложившихся планировочных элементов (кварталов и микрорайонов), изменяя тем самым антропогенные свойства территории (архитектурно -планировочные, объемно--пространственные и функциональные), в т.ч. высотность (этажность) застройки, плотность населения и застройки, приемы пространственной организации застройки. В подобной ситуации граница города не изменяется: происходит освоение территорий в существующих границах города и его районов. Также активно развивается субурбия, т.е. происходит процесс декон-центрации населения и расселения его вне городов.

Список литературы:

1. Атлас развития Иркутска / А.Р. Батуев [и др.]; редкол.: А.Р. Батуев [и др.]; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т географии им. В. Б. Сочавы [и др.]. -Иркутск: Изд. Ин-та геогр. им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2011. - 131 с.: а-цв.ил

2. Баймуратова С.Х. Динамика освоения неудобных территорий в структуре крупного города (на примере города Уфы): автореф. дисс. ... кандидата архитектуры: 18.00.04 / Светлана Хамитовна Баймуратова; Московский архитектурный институт (Государственная Академия). - М., 2005. - 26 с.

3. Береговских А.Н. Управление развитием территорий и градостроительная документация. Часть третья. Кому? Зачем? Какая? Нужна градостроительная документация? / А.Н. Береговских, Д.В. Шинкевич. - Омск: РА «ГРАД», 2008. - 327 с.: а-ил.

4. Вольская Л.Н. О культурном ландшафте исторических городов Сибири / Л.Н. Вольская, М.В. Скуднева // Известия ВУЗов. Строительство. - 2005. -№ 6. - С. 67-70.

5. Ерохин Г.П. Основы градостроительства: конспект лекций / Г.П. Еро-хин; НГАХА. - Новосибирск, 2009. - 102 с.

6. Кожаева Л.Б. Морфотипы застройки - в теории и на практике (начало) [Электронный ресурс] // Архитектурный вестник. - 2011. - № 2 (119). -Режим доступа: http://archvestnik.ru/node/3064.

7. Кукина И.В. Диалог с природой или природа диалога // Известия ВУЗов. Строительство. - 2005. - № 1. - С. 92-96.

8. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири / Б.И. Оглы. - Л.: Стройиз-дат, 1980. - 272 с.: a-a-ил.

9. Основы территориально-пространственного развития городов: Учеб. пособие / А.В. Городков, С.И. Федосова. - Брянск: Брян. гос. инженер.-тех-нол. акад., 2009. - 326 с.

10. Плешкановская А. Реконструктивная деятельность как условие устойчивого развития крупного города // Досввд та перспективи розвитку мют Украни. Зб1рник наукових праць. - 2011. - Випуск 20. - С. 44-54.

11. Ри А.У Формирование архитектурно-пространственного своеобразия городов // Известия ВУЗов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. -2011. - № 1 (1). - С. 207-211.

12. Тарасова Л.Г. Взаимосвязь процессов управления и самоорганизации в развитии крупных городов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 142 с.: ил.

13. Щагин А.М. Основы территориально-пространственного развития городов: учеб. пособие. - Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2006. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.