Научная статья на тему 'Исторические предпосылки формирования физкультурного образования'

Исторические предпосылки формирования физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / СПОРТ / SPORTS / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OLYMPIC EDUCATION / SPORTS FORMATION / SPORTS EDUCATION / GENERAL SPORTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова З.М., Симаков Ю.П.

В понятийном аппарате современного физического воспитания всё чаще встречается термин «физкультурное образование». На наш взгляд, новый термин оправдывает себя. Понятия «физическое воспитание», «спорт», «физическая активность» и т.п. являются ветвями родового дерева «культура физическая». Понятие «физкультурное образование» по своему содержанию значительно шире общепринятой учебной дисциплины «физическое воспитание», оно совмещает в себе процессы и обучения и воспитания, является одним из важных разделов педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PRECONDITIONS OF SPORTS EDUCATION FORMATION

In the conceptual device of modern physical training all meets the term «sports formation» is more often. In our opinion, the new term justifies itself. Concepts «physical training», «sports», «physical activity», etc. are branches of a patrimonial tree «culture physical». The concept «sports formation» under the maintenance is much wider than the standard subject matter «physical training», it combines in itself processes and training and education, is one of the important sections of a pedagogical science.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки формирования физкультурного образования»

УДК 796(091)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор З.М. Кузнецова Камский государственный институт физической культуры

Набережные Челны Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Симаков Омский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Омск

HISTORICAL PRECONDITIONS OF SPORTS EDUCATION FORMATION

Z.M. Kuznetsova, Dr.Hab, professor Kama State Institute of Physical Culture Naberezhnye Chelny U.P Simakov, Dr.Hab, professor Omsk State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Omsk

Ключевые слова: физкультурное образование, физическое воспитание, спорт, физическая активность, физическое образование, физкультурное воспитание, общее физкультурное образование, олимпийское образование.

Keywords: sports formation, physical training, sports, physical activity, physical education,

sports education, general sports education, Olympic education.

Аннотация. В понятийном аппарате современного физического воспитания всё чаще встречается термин «физкультурное образование». На наш взгляд, новый термин оправдывает себя. Понятия «физическое воспитание», «спорт», «физическая активность» и т.п. являются ветвями родового дерева «культура физическая». Понятие «физкультурное образование» по своему содержанию значительно шире общепринятой учебной дисциплины «физическое воспитание», оно совмещает в себе процессы и обучения и воспитания, является одним из важных разделов педагогической науки.

Summary. In the conceptual device of modern physical training all meets the term «sports formation» is more often. In our opinion, the new term justifies itself. Concepts «physical training», «sports», «physical activity», etc. are branches of a patrimonial tree «culture physical». The concept «sports formation» under the maintenance is much wider than the standard subject matter «physical training», it combines in itself processes and training and education, is one of the important sections of a pedagogical science.

В понятийном аппарате современного физического воспитания всё чаще встречается термин «физкультурное образование». На наш взгляд, новый термин оправдывает себя. Понятия «физическое воспитание», «спорт», «физическая активность» и т.п. являются ветвями родового дерева «культура физическая». Понятие «физкультурное образование» по своему содержанию значительно шире общепринятой учебной дисциплины «физическое воспитание», оно совмещает в себе процессы и обучения и воспитания, является одним из важных разделов педагогической науки.

Автором термина «физическое образование» считают П.Ф. Лесгафта. В своей работе «О физическом образовании в школе», анализируя смысл понятий «образование», «воспитание», «обучение», он отмечал: «До сих пор понятия эти плохо различаются; даже сами педагоги далеко не выясняют себе, что должно подразумеваться под ними, которая существует между воспитанием и образованием» [4]. Под воспитанием Лесгафт понимал совокупность условий, необходимых для правильного питания и роста ребенка, в силу которых у него образуется известный запас энергии, необходимый для жизнедеятельности. Выделяя в человеке биологическую и духовную субстанции, он различал физическое и нравственное воспитание. Говоря о сущности образования, отмечал: до сих пор плохо отличают образование от учения. Задача учения - это простое наполнение знаний, усвоение наибольшего количества фактов, добытых наукой и практикой. Задача же образования состоит в том, чтобы выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в нём стремление к совершенствованию путём постепенного приближения к идеалу. Из этого определения очевидно, что смешивать эти понятия отнюдь не следует, и в школе учение должно быть только одним из средств, способствующих достижению образовательных целей [4]. Вводя понятие «физическое образование», П.Ф. Лесгафт подчёркивал полноту охвата процесса формирования организма и личности под влиянием специально организованного воздействия.

В связи с появлением альтернативных традиционным понятий в области физической культуры мы считаем уместным остановиться на вопросе их уточнения.

В различных словарях «образование» трактуется как целенаправленный процесс и как результат усвоения систематических знаний, умений, навыков. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова образование - это обучение и просвещение. Заслуживает внимания определение проф. А.В. Лотоненко, согласно которому физкультурное образование рассматривается как «социально организованный педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, морально стойкого подрастающего поколения, на укрепление здоровья, всестороннее развитие физических и духовных сил, повышение работоспособности, творческое долголетие и продление жизни людей, занятых в сфере деятельности общества» [5].

Словосочетание «занятия физическими упражнениями», по концепции В.И. Столярова, отражает элемент культуры, связанный с определенными формами двигательной активности человека и используемый для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, отдыха, формирования эстетической и нравственной культуры, культуры общения человека и т.д [10].

Термин «физкультурное воспитание», применённый Л.И. Лубышевой, подчеркивает воспитание через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры с выделением трёх основных компонентов: социально-психологического, интеллектуального и двигательного. Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурными знаниями. Двигательный компонент направлен на формирование физических качеств, умений и навыков, управление движениями, на рациональное использование возможностей физического потенциала [7]. Фактически Л.И. Лубышева дала определение не физкультурному воспитанию, а физкультурному образованию, сочетающему и образовательные и воспитательные компоненты. На наш взгляд, термин «физкультурное воспитание» недостаточно полноценный, и, как показывает практика, не получил распространения.

В последнее время на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» «физкультурное образование» рассматривается как более глубокое освоение достижений культуры физической, претендующее на формирование сознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни сообразно меняющимся условиям. Проблемам физкультурного образования была посвящена Межрегиональная научно-практическая конференция Дальнего Востока. По мнению проф. Хабаровского ГПУ Л.Н. Куликовой, физкультурное образование должно служить развитию у человека чувства своей целостности, обогащению способности к духовному и физическому самообладанию, управлению собою, и целенаправленной саморегуляции» [2]. Правильно говорит профессор, но не связывает существование личности в единстве с обществом, с коллективом людей, поддерживая философию индивидуализма.

Несомненный интерес представляет исследование группы сибирских авторов под руководством Е.А. Коротковой, посвященное проблемам дифференцированного физкультурного образования учащихся 1-Х1 классов. В своей докторской диссертации (2000 г.) она обобщила многолетний экспериментальный труд по технологии дифференцированного

физкультурного образования на основе преемственности лучших достижений отечественной и зарубежной педагогики, представила учебную программу, разработанную специалистами Тюменского госуниверситета и Сибирской государственной академии физической культуры [3]. Физкультурное образование студентов, по В.В. Приходько, - это педагогический процесс, направленный на формирование студента как личности, имеющей положительное и активное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья. Это положение позволяет оценивать особенности постоянно изменяющихся на протяжении жизнедеятельности современного человека внешних условий и приводить свой организм в адекватное им состояние, которое препятствует возникновению преждевременных болезней как патологических реакций организма на внешние раздражители [11].

Обобщая вышеизложенное, можно полагать, что физкультурное образование строится на реализации трёх основных функций:

I. Обучение, которое сообщает специальные знания и формирует двигательные умения и навыки;

П. Воспитание, которое формирует сознательное отношение к своим физическим силам и вырабатывает потребности в регулярной физкультурной активности;

III. Управленческое педагогическое воздействие, которое способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению уровня функциональных и социальных возможностей человека.

Применительно к физкультурному образованию населения используются словосочетания «непрофессиональное физкультурное образование»" [1] или «неспециальное физкультурное образование» [6]. Мы считаем логичным замену этих словосочетаний термином «общее физкультурное образование», которое должно служить ликвидации физкультурной безграмотности различных контингентов населения, особенно детей и молодёжи, распространяться не только в образовательных учреждениях, но и средствами массовой информации. В этой связи отпадает необходимость комментировать термин «специальное физкультурное образование», которое касается учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по физической культуре и спорту.

Всё более популярным становится термин «олимпийское образование». Официально он признан соответствующими документами: Законом РФ «Об образовании», а также совместным приказом ОКР и Министерства образования РФ «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» 51/84А от 5 марта 1994 г. [8], изданном согласно основополагающим принципам Олимпийской хартии МОК [9] и на базе огромного опыта по распространению олимпийского образования, накопленного во многих зарубежных странах и

различных регионах России. На наш взгляд, олимпийское образование является органической частью физкультурного образования, его важным структурным подразделением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выдрин, В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В.М.Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №5-6. - С. 15-17.

2. Куликова, Л.Н. Физкультурное образование и саморазвитие личности / Л.Н.Куликова // Физкультурное образование на Дальнем Востоке: материалы меж-региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета физической культуры ХГПУ, г. Хабаровск, 17 декабря 1997 г. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. - С. 162-164.

3. Короткова, Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников: автореф. док. дис. ... / Е.А.Короткова. - Омск: СибГАФК, 2000. - 46 с.

4. Короткова, Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников: монография / / Е.А.Короткова. -Тюмень: ТюмГУ, 2000. - 183 с.

5. Короткова, Е.А. Программа дифференцированного образования учащихся I-XI классов / Е.А. Короткова, И.И. Сулейманов, Д.Н. Макаридин и др.; под общ. ред. Е.А. Коротковой. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2000. -124 с.

6. Лесгафт, П.Ф. О физическом образовании в школе / П.Ф. Лесгафт. Избранные труды. - М.: ФиС, 1987. - С. 298300.

7. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. докт. дис. ... / А.В.Лотоненко. - Краснодар, 1998. - 40 с.

8. Лотоненко, А.В. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. - М.: Физкультура, образование и наука, 1996. - 317 с.

9. Лубышева, Л.И. О программных основах вузовского физкультурного образования / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №3. - С. 42-45.

10. Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр: совместный приказ Министерства образования РФ и Олимпийского комитета России №51/84А от 5 марта 1994. - Олимпийский вестник. - 1994. - №15. - С. 5-6.

11. Олимпийская хартия 1991 г. Международного олимпийского комитета: правила и официальные разъяснения, приняты 96-й сессией МОК в Токио, 1990 года. - М., 1991. - 65 с.

Glossary:

1. Vydrin, V.M. Nonspecial (nonprofessional) sports education / Vydrin V.M. // the Theory and practice of physical training. - 1995. - №5-6. - P. 15-17.

2. Kulikova, L.N. Sports education and person self-development / Kulikova L.N. // Sports education in the Far East: Materials of the inter-regional scientifically-practical conference, devoted to the 50 anniversary of faculty of physical training ХГПУ, Khabarovsk, on December, 17th, 1997. - Khabarovsk: Publishing house HGPU, 1998. - 162 p.

3. Korotkov, E.A. Optimization of educational process on physical training at school on the basis of technology of the differentiated sports formation of schoolboys. Autoreferat Dr. dis. / Korotkov E.A. - Omsk: SibGAFK, 2000. - 46 p.

4. Korotkov, E.A. Different sports education of schoolboys. - the monography / Korotkov E.A. - Tyumen: TumGU, 2000. - 183 p.

5. Korotkov, E.A. Pupils differentiated formation program of I-XI grades / E.A.Korotkov, I.I.Sulejmanov, D.N.Makaridin, etc. under ad. E.A.Korotkovoj. - Tyumen: Publishing house « the Vector the Beech ». 2000. - 124 p.

6. Lesgaft P.F. About physical education at school. P.F.Lesgaft. The selected works / Lesgaft P.F. - М.: Physical culture and sport, 1987. - 298-300. - p.

7. Lotonenko, A.V. Pedagogical physical training system of education at students: Autoreferat Dr. dis... / Lotonenko A.V. - Krasnodar, 1998. - 40 p.

8. Lotonenko, A.V. Youth and physical training / A.V.Lotonenko, E.A.Stebletsov. - М.: Physical culture, formation and a science, 1996. - 317 p.

9. Lubysheva, L.I. About program bases of high school sports formation / L.I.Lubysheva, G.M.heavy // Theory and practice of physical training. - 1990. - №3. - Р. 42-45.

10. About the organization of studying of questions of Olympic movement and Olympic Games. The joint order of the Ministry of Education of the Russian Federation and Olympic committee of Russia №51/84 А from March, 5th, 1994 // the Olympic bulletin. - 1994. - №15. - with. 5-6.

11. An Olympic charter 1991 of the International Olympic committee. Rules and official explanations, are accepted by 96th session МОК in Tokyo, 1990. - М., 1991. - 65 with.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.