Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ УЗБЕКИСТАНА, МЕСТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ УЗБЕКИСТАНА, МЕСТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бухара / Самарканд / Термез / Хива / Ташкент / Восточные ворота / старый город / национальный парк / мавзолей / мечеть. / Bukhara / Samarkand / Termez / Khiva / Tashkent / East Gate / old city / National Park / mausoleum / mosque.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаджанова Раббина Рахимовна, Мадаминова Сабохат Баходировна

кампания против религии и религиозных убеждений, начавшаяся в 1920–1930-х годах, также негативно сказалась на судьбе существующих памятников архитектуры города. Мечети, медресе, церкви, синагоги, синагоги и другие религиозные сооружения были закрыты и заменены складами, магазинами, общежитиями, различными мастерскими и так далее. Это становится еще яснее, если мы посмотрим на случай старых районов, взятых отдельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MONUMENTS OF UZBEKISTAN, THE PLACE OF HUMANITY IN THE CULTURAL HERITAGE

the campaign against religion and religious beliefs, which began in the 1920s and 1930s, also had a negative impact on the fate of the city's existing architectural monuments. Mosques, madrassas, churches, synagogues, synagogues and other religious structures were closed and replaced by warehouses, shops, dormitories, various workshops and so on. This is even clearer when we look at the case of the old districts taken separately.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ УЗБЕКИСТАНА, МЕСТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ УЗБЕКИСТАНА, МЕСТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В

КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ Атаджанова Р.Р.1, Мадаминова С.Б.2

1Атаджанова Раббина Рахимовна - преподаватель;

2Мадаминова Сабохат Баходировна - магистр изобразительного и прикладного искусства, кафедра изобразительных искусств, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: кампания против религии и религиозных убеждений, начавшаяся в 1920-1930-х годах, также негативно сказалась на судьбе существующих памятников архитектуры города. Мечети, медресе, церкви, синагоги, синагоги и другие религиозные сооружения были закрыты и заменены складами, магазинами, общежитиями, различными мастерскими и так далее. Это становится еще яснее, если мы посмотрим на случай старых районов, взятых отдельно.

Ключевые слова: Бухара, Самарканд, Термез, Хива, Ташкент, Восточные ворота, старый город, национальный парк, мавзолей, мечеть.

HISTORICAL MONUMENTS OF UZBEKISTAN, THE PLACE OF HUMANITY IN

THE CULTURAL HERITAGE Atajanova R.R.1, Madaminova S.B.2

1Atajanova Rabbina Rakhimovna - Lecturer;

2Madaminova Sabohat Bakhodirovna - Master of Fine and Applied Arts, DEPARTMENT OF FINE ARTS, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the campaign against religion and religious beliefs, which began in the 1920s and 1930s, also had a negative impact on the fate of the city's existing architectural monuments. Mosques, madrassas, churches, synagogues, synagogues and other religious structures were closed and replaced by warehouses, shops, dormitories, various workshops and so on. This is even clearer when we look at the case of the old districts taken separately.

Keywords: Bukhara, Samarkand, Termez, Khiva, Tashkent, East Gate, old city, National Park, mausoleum, mosque.

УДК 372.52:371.3

После обретения Узбекистаном независимости к культурно-историческому наследию наших предков После обретения Узбекистаном независимости к культурно-историческому наследию наших предков было обращено внимание, а исторические памятники были взяты под контроль государства. За годы независимости памятники, построенные в Бухаре, Самарканде, Термезе, Хиве, Ташкенте, Коканде, Шахрисабзе с большим талантом наших великих предков, обрели свою истинную ценность, их ремонт и реставрация стали приоритетом нашей государственной политики.

Отремонтированы и восстановлены памятники, имена которых забыты. Созданы мемориальные комплексы, достойные чести таких великих ученых, как Имам аль-Бухари, Имам ат-Термизи, Абу Мансур аль-Мотуруди, Ахмад аль-Фаргани, Бурханиддин ай-Маргинани, Махмуд аз-Замахшари. В Ташкенте, Самарканде и Шахрисабиз установлены памятники Сахибкирану Амиру Темуру, Мирзо Улугбеку и Алишеру Навои в Ташкенте, Джалолиддину Мангуберди в Ургенче, Алпомышу в Термезе.

Ташкент, по праву называемый «Ворота востока», является одним из древнейших городов не только Средней Азии, но и мира, внесшим достойный вклад в развитие мировой цивилизации. Город находился на Великом шелковом пути, где пересекались важные торговые караваны. Это, в свою очередь, положительно сказалось на культурной жизни и развитии города. Ташкент был включен в состав Кокандского ханства в начале XIX века и имел статус одного из главных городов ханства. К XIX веку в городе было 12 ворот и население около 80 000 человек. До середины XIX века в основе города лежали Кокчинский, Себзорский, Бешёгочский и Шайхантахурский районы. В каждом из них больше кварталов, которых в начале XX века насчитывалось 260 [1. 14 с.].

В советское время преобладал идеологический подход к городскому планированию. Многие названия городов, кварталов и улиц стали называться в честь деятелей Коммунистической партии и Советского государства, не имевших никакого отношения к истории местных жителей. Город претерпел структурные изменения без учета местных фольклорных традиций, географических и климатических

особенностей. Преимущественно коренная часть «старого города» практически не изменилась со времен империи. Жители этого района продолжали жить без доступа к питьевой воде, газу, отоплению и канализации.

Кампания против религии и религиозных убеждений, начавшаяся в 1920-1930-х годах, также негативно сказалась на судьбе существующих памятников архитектуры города. Мечети, медресе, церкви, синагоги и другие религиозные сооружения были закрыты и заменены складами, магазинами, общежитиями, различными мастерскими и так далее. Это становится еще яснее, если мы посмотрим на случай старых районов, взятых отдельно. Медресе Мухаммадкаримходжи, расположенное в районе Бешёгоч вокруг нынешнего Республиканского Дворца студентов, было снесено в 1924 году. Медресе Халимтой, на месте которого сейчас находятся Ворота национального парка, было снесено в начале 1930-х годов, а его кирпичи использовались для различных целей [1. 15-16 с.]. Знаменитое медресе Абулкасима в Дакке было закрыто в 1919 году, а десять лет спустя, в 1929 году, 70 семей, страдающих от голода, были переселены из Самары и превращены в исторические общежития. В 1974 году к зданию был пристроен филиал Ташкентской фабрики игрушек, и облик здания полностью изменился. Чаткальское землетрясение 1946 года оказало разрушительное воздействие на ряд исторических зданий, в том числе на медресе. Та же участь постигла и медресе Кокалдош, исторический памятник XVI века. Мечеть Ходжа Ахрор, комплекс Хайрабад Эшан, мечеть Чопонота и другие также были разрушены и использованы для различных целей.

Одним из самых заметных памятников в районе Кокча была могила шейха Зайниддина Баба. В конце XIV века Амир Темур построил великолепный мавзолей на могиле этого известного религиозного деятеля, жившего в XII веке [1. 41-42 с.]. Мавзолей окружен кладбищем и мечетью, а в советское время мавзолей находился в полном запустении. Рядом с кладбищем открылся кинотеатр рядом с небольшой мечетью, а кладбище стояло рядом с увеселительными заведениями. Мечеть Хафиза Кохаки в Дахе превращена в деревянный склад, мечеть Тохтабой - в стеклянный склад, мечеть Коштут - в сад. Медресе Бекларбеги, памятник архитектуры XIX века, было снесено в начале 1930-х годов и заменено площадью со статуей М. Калинина, одного из лидеров советского государства.

В начале XX века Шайхантахурская святыня занимала особое место среди архитектурных памятников Ташкента. Шайхантахур - одно из самых оживленных и живописных мест города, где находится несколько архитектурных памятников, бассейн Лангар с целебным источником, торговые центры. Раньше храм был местом празднования Курбан-байрама и Навруза, а также местом сбора широкой публики. Позднее в 1924 году святыня была закрыта.

Уцелевшие Шайхантахурские ворота в Ташкенте были демонтированы в 1940-х годах в связи с расширением улицы Навои. Как было сказано выше, при въезде на улицу Шайхантахур находилось медресе Эшангузар, построенное в 1840-х годах. В советское время здесь была создана киностудия, на которой был снят ряд фильмов, в том числе «Алишер Навои», «Тахир и Зухра», «Насреддин в Бухаре» [2. 17 с.]. Медресе снесли в 1960-е годы под предлогом расширения улицы Навои. Женская мечеть в комплексе славилась своей уникальной резьбой и узорами, которые позже были превращены в детскую библиотеку. В 1967 г. были снесены Хотинская мечеть и Цепная мечеть, а в 1975 г. под разными предлогами, в том числе благоустройства территории, была снесена мечеть Оврат [3]. Ранее в ходе антирелигиозной кампании 1930-х годов были снесены архитектурно значимые мечети Гариббой и Сайдазимбой. К 1980-м годам в Шайхантахурском комплексе сохранились только три архитектурных сооружения — мавзолеи Юнусхана, Шейха Хованди Тахура и Калдиргочби.

Кроме того, по разным причинам в городе были снесены десятки квартальных мечетей, святынь, ханаков и т.д. Ряд христианских и других религиозных церквей Ташкента также испытали на себе негативные последствия советской религиозной политики. Например, Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1888 году, была снесена в 1930 году. Католическая и лютеранская церкви города также находились в аварийном состоянии. Евангелическо-лютеранская церковь XIX века, например, закрылась в 1937 году и до 1990 года принадлежала складу, Геологической службе, Обществу тюленей и другим учреждениям. Здание несколько раз загоралось и было снесено после землетрясения 1966 года.

Список литературы /References

1. Muhammadkarimov A. Toshkentnoma. Tarixiy toponimik lavhalar. Birinchi kitob. Toshkent: Movarounnahr, 2004. 14 стр

2. O'zbekiston Respublikasi MDA; R-94 фонд, оп. 5, дело 1182. Стр. 17.

3. Халилов Р.Ш., Атажанова Р.Р. Использование рабочей тетради в обучении изобразительной деятельности в начальном классе. Молодой ученый. № 7 (193). Февраль, 2018. 196-199.

4. Rakhimovna A.R. (2020). Art workbook as a means of improving the efficiency of independent work of pupils in younger classes. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8 (5). 5456.

5. Атажанова Раббина Рахимовна. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству как средство повышения крэативного мышления самостоятельной работы учеников в младших классах. Academic research in educational sciences. № 2. 2020.

6. Атажанова Раббина Рахимовна, Атаева Наргиза Рустамовна (2020) Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников Academic research in educational sciences. № 4. 450-454 с.

7. Атажанова Раббина Рахимовна. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников (2021) Science and Education. № 4. 381-386 с.

8. Атажанова Раббина Атаджанова. Педагогический кластер в развитии творческих способностей в начальных классах (2021) Academic research in educational sciences. №.2. 1677-1681 с.

9. Атажанова Раббина Рахимовна, Абдуллаева Мухоббат Арифовна. Теоретико-методологические основы развития художественно-творческих способностей младших школьников при помощи педагогического кластера (2021) Вестник науки и образования. № 10-3 (113). 66-70 с.

10.Ходжиев Р.Б., Норбоева Д.О. (2021) Креативное мышление - важный фактор социального развития. Вестник науки и образования. № 10 (113). Часть 3. С. 76-79.

11.Хожиев Р.Б., Норбоева Д.О. (2021) Ёшлар ижтимоий ^аётнинг когнитив асослари. "Academic Research in Educational Sciences". № 2(2), 544-555-б.

12. Икрамов Р.А., Хожиев Р.Б. (2020). Воспитание гармонично развитого поколения является приоритетом государственной молодежной политики. Вестник науки и образования. № 14 (92). Часть 3. С. 88-90.

13.Hojiyev R.B., Xolmo'minov G.B., Sharipov M.L. (2020) Raising a harmoniously developed generation is a priority of democratic reforms in Uzbekistan. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Volume 8. № 5. Pp. 1-3.

14. Хожиев Р.Б., Норбоева Д.О. (2021) Когнитивные основы молодежной социальной жизни. "Инновации в технологиях и образовании" Сборник статей участников XIV Международной научно-практической конференции Том. 2 (Болгария). С. 45-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.