Научная статья на тему 'Исторические особенности формирования границ между государствами Средней Азии'

Исторические особенности формирования границ между государствами Средней Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1164
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности формирования границ между государствами Средней Азии»

Э.Б. САТЦАЕВ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАНИЦ... 19

К.ф.н., ст. н. с. СОИГСИ Э.Б. Сатцаев

формирования границ между государствами Средней Азии

Э.Б. Сатцаев

К моменту присоединения территории Средней Азии к России там существовало три крупных государственных формирования: Кокандское1 и Хивинское ханства2 и Бухарский эмират.3 Кроме того, существовало несколько мелких самостоятельных бекств и ханств. На почве перераздела территорий между указанными государствами постоянно происходили войны, которые вели к разорению и обнищанию населения.

Государства Средней Азии были построены не по национальному, а по территориальному признаку. Во многих районах население было в значительной мере смешанным.

В Кокандском ханстве проживали узбеки, таджики, киргизы, казахи, уйгуры и другие народы.

В Хивинском ханстве жили узбеки, туркмены, казахи и каракалпаки.

В Бухарском эмирате жили таджики, узбеки, туркмены, казахи, а также бухарские евреи.

Все население этих территорий, за исключением бухарских евреев, исповедовало ислам. Идеологической базой создания указанных государств было мусульманство. Вследствие этого в государствах Средней Азии в основном отсутствовала этническая дискриминация. Исключение составляли бухарские евреи, исповедовавшие иудаизм и подвергавшиеся жесткой дискриминации.

Ввиду постоянных междоусобных войн границы между государствами перекраивались и не име-

ли четких очертаний. Во многих случаях в качестве границ государства определялись естественные препятствия, затрудняющие продвижение врага на территорию. В качестве таких препятствий выбирались реки, пустыни, горные хребты и т.п.

Охрана границ ханств и бекств осуществлялась регулярными воинскими подразделениями, дислоцированными в пограничных населенных пунктах на границах государств. Указанные подразделения несли службу на караванных дорогах, на въездах в приграничные города и крепости, осуществляли пограничный контроль за лицами, въезжавшими на территорию государства и выезжавшими за его пределы. Важное значение уделялось укреплению приграничных гарнизонов, расположенных на стратегических караванных маршрутах, которые использовались сопредельными государствами для осуществления набегов и ведения наступательных войн.

Изложенное является свидетельством того, что до завоевания Россией государства Средней Азии не имели четких границ между собой и сопредельными странами Среднего Востока. Между ними отсутствовали правовые соглашения о прохождении линии границы и ее правовом режиме.

В условиях, когда Средняя Азия находилась в состоянии раздробленности, Англия и царская Россия стали предпринимать меры по вовлечению ее в сферу своего влияния. Но ни одной из сторон путем мирных переговоров не удалось достигнуть зак-

1 Кокандское ханство - феодальное государство в Средней Азии в XVIII - XIX вв. Центр - город Коканд. В 1876 году было упразднено и вместо него образована Ферганская область, вошедшая в состав Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи.

2 Хивинское ханство - феодальное государство в Средней Азии в XVI-начале XX вв., располагавшееся большей частью в низовьях Амударьи. Центр - город Хива. С 1883 года являлось вассалом России, с сохранением внутренней автономии. Просуществовало до 1920 года, когда в результате народного восстания ханская власть была свергнута.

3 Бухарский эмират (Бухарское ханство) - феодальное государство в Средней Азии в XVI - начале XXвв. Центр - город Бухара. С 1868 года находилось под вассалитетом Российской империи. В 1920 году власть эмира была свергнута, и эмират перестал существовать.

16724892

20

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

лючения таких дипломатических соглашений с государствами Средней Азии, которые ставили бы последних в зависимость.

Соперничество Англии и России в Средней Азии объяснялось наличием у этих государств политических, экономических, военных и других интересов в данном регионе. Каждая из этих стран стремилась захватить Среднюю Азию, превратить ее в свою колонию. По утверждению академика В. М. Хвостова: «В Средней Азии сталкивались два встречных потока экспансии. И Россия, и Англия вели наступательную политику, и при этом обе опасались друг друга». Планы английских правящих кругов в этом регионе были далеко идущими: они предполагали, что, захватив Среднюю Азию и укрепившись здесь, Англия сможет при необходимости нанести удар по южным и юго-восточным районам Российской империи, опираясь при этом на среднеазиатский плацдарм. Но главной задачей Англии в Средней Азии было защитить свою важнейшую колонию Индию от возможных посягательств со стороны России.

В 1863 году царская Россия под предлогом ограждения своих южных владений от набегов кочевников и выравнивания Оренбургской и Сибирской пограничных линий, в интересах обеспечения безопасности своей среднеазиатской границы, начала проводить наступательные военные операции против государств Средней Азии.

В ходе военных операций 1867-1874 гг. Россией из всех завоеванных районов Средней Азии было образовано Туркестанское генерал-губернаторство4 в составе Сырдарьинской (Туркестанской) и Семи-реченской областей с центром в Ташкенте. Заключая с побежденными ханами договора, царизм преследовал прежде всего внешнеполитические цели, желая показать другим странам, что Россия якобы не ликвидирует самостоятельности ханств и даже оберегает их независимость. Фактически же ханства становились вассалами царской России и никакой действительной самостоятельностью не обладали, в том числе были лишены права вступать во внешние сношения с иностранными государствами.

В 1869 году Англия, обеспокоенная победами царской России в Средней Азии, поставила вопрос о создании буферной зоны между двумя державами - Англией и Россией. Желая ослабить англо-русские противоречия в районе Средней Азии и на Сред-

нем Востоке, министерство иностранных дел России в 1868 году начало переговоры с Англией об установлении границ влияния в указанных районах.

Открывшиеся в начале 1869 года по этому вопросу переговоры привели оба правительства к убеждению, что для сохранения между ними добрых отношений было бы желательно предупредить непосредственное соприкосновение их владений в Средней Азии и что лучшим к тому средством было бы установление между обоюдными владениями нейтральной неприкосновенной территории.

После продолжительных переговоров, которые неоднократно прерывались ввиду отсутствия единого понимания северных пределов территории Афганистана, в 1873 году правительство России признало предложенное английским кабинетом описание территории и границ, принадлежащих Кабульскому эмиру.

Заключенное между Россией и Англией соглашение по сути дела определило прохождение границы между Афганистаном и государствами Средней Азии.

В конце 70-х годов XIX столетия в Средней Азии оставалась не завоеванной Россией только Туркмения. Царское правительство поставило перед собой цель завоевать и эту страну, богатую нефтью и имевшую значение важнейшего стратегического плацдарма для возможных действий против английских позиций в Азии.

Стремясь опередить англичан и приостановить их экспансию в сторону Средней Азии, царское правительство предпочло стать на путь овладения Туркменией силой оружия. Из всех завоеванных районов Туркмении была образована в составе Туркестанского генерал-губернаторства Закаспийская область с центром в городе Ашхабаде. Тем самым окончательно завершился процесс завоевания Средней Азии и присоединения ее к России.

Важнейшее военно-стратегическое значение приобретает Афганистан, который Англия безуспешно пыталась покорить любой ценой.

В связи с образованием Закаспийской области встал вопрос об определении пограничной линии между данной областью и северо-восточными провинциями Персии - Астрабадом и Хорасаном. Еще в конце 1869 года, вскоре после занятия Красно-водска русскими, царский кабинет начал перегово-

4 Туркестанское генерал-губернаторство - административно-территориальная единица с центром в городе Ташкент, было создано в 1867 году в результате завоевания Россией Средней Азии. В 1886 году было преобразовано в Туркестанский край с сохранением прежних принципов правления. Ликвидирован в результате Октябрьской революции.

Э.Б. САТЦАЕВ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАНИЦ... 21

ры с персидским правительством, и обе стороны пришли к соглашению, на основании которого река Атрек признана была северным пределом персидских владений. Дальнейшие переговоры по этому вопросу привели к заключению в 1881 и 1882 годах конвенции, где была определена русско-персидская граница.

Для укрепления южных рубежей империи и поддержания порядка на границе, Россией стали создаваться военные гарнизоны на границе с Афганистаном и Ираном.

В 1895 году было заключено англо-русское соглашение о памирском разграничении, согласно которому почти весь Памир был присоединен к России. Тем самым был завершен раздел территорий, подвластных России и Англии в Средней Азии, и установлена государственная граница между Афганистаном и государствами Средней Азии, находящимися в вассальной зависимости от России.

В 1891-1894 гг. царское правительство провело серию совещаний, на которых обсуждался вопрос о включении всей Средней Азии в русскую таможенную систему, с целью защиты среднеазиатского рынка от западноевропейских товаров. В результате проведенных совещаний было принято решение с 1 января 1895 года всю Среднюю Азию включить во внутренний русский рынок, что лишало вассальные государства таможенной самостоятельности и еще больше сужало их суверенные права.

31 августа 1907 года в Петербурге было подписано соглашение между Россией и Англией о разграничении их сфер влияния в районе Тибета, а также Афганистана и Персии. В соответствии с этим соглашением Англия брала на себя обязательства уважать политическое положение Афганистана и не посягать ни на одну из его территорий. По соглашению ни Англия, ни афганский эмир не имели права предпринимать в Афганистане какие-либо меры, враждебные России, а англичане даже обязывались воздействовать на афганское правительство с целью усилить его миролюбивое отношение к России. Россия в свою очередь признавала Афганистан находящимся вне сферы ее политического влияния и обязывалась вести все переговоры с Афганистаном при посредстве британского правительства.

Из вышеизложенного следует, что в период с 1872 года по 1907 год между Россией и Англией было подписано четыре важных соглашения по разграничению сфер влияния в Средней Азии и Афганистане и установлению государственной границы между Афганистаном и Российской Империей. Данное событие, так же как и завоевание Средней Азии

Россией, имеет как отрицательные, так и положительные последствия.

Говоря об отрицательных последствиях англорусских соглашений по разграничению на афганосреднеазиатской границе, в первую очередь следует остановиться на следующих основных моментах: англо-русское разграничение не было попыткой установить границу между государствами Средней Азии и Афганистаном, а было реализацией колониальной политики России и Англии по распределению сфер влияния в Средней Азии и на Среднем Востоке; Россия в целях достижения политического господства в Средней Азии, под предлогом «умиротворения этого края, водворения в нем порядка и безопасности и внесения зачатков цивилизации» захватила данный регион и вступила в дипломатические переговоры с Англией для разграничения политических сфер влияния.

Данное разграничение по своей сути и содержанию явилось актом дальнейшего ограничения независимости и суверенитета среднеазиатских государств и Афганистана, а также нарушения их территориальной целостности. Государства Средней Азии, находясь в вассальной зависимости от России, были лишены возможности вступать во внешние сношения с другими странами, в том числе и с сопредельными. В таких же условиях находился и Афганистан, который в соответствии с соглашением 1907 года не имел права вести переговоры с Россией без посредничества британского правительства. От владений Бухарского эмирата были отторгнуты значительные территории и были присоединены к Афганистану. Ранее власть афганского эмира не распространялась на эти земли.

Россией и Англией, при проведении разграничения, в полной мере не были учтены: политическая обстановка, сложившаяся в то время в районах, подлежащих разграничению; этнический состав населения и его расселение вблизи границы; особенности социально-экономического положения населения и его хозяйственно-бытовая деятельность; исторически установившиеся хозяйственно-экономические связи и коммуникации, функционировавшие в данном регионе.

Несмотря на то, что вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют об отрицательных последствиях англо-русского разграничения, в подписанных между Англией и Россией соглашениях имели место и положительные моменты, к которым следует отнести следующее:

- Во-первых, впервые для данного региона, в договорном порядке, была определена граница внешних пределов территорий государств Средней Азии,

BECTHMK

BnAnnKABKASCKOro HAУЧHOГO UEKTPA

ТОН 7

22

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

находящихся в колониальной зависимости от России, с Афганистаном и составлено описание прохождения этой границы на местности. В последующем эти же соглашения легли в основу подписания международных договоров о прохождении государственной границы между бывшим СССР и Афганистаном.

- Во-вторых, в договорном процессе англо-русского разграничения, в подписываемых соглашениях были оговорены правила, определяющие режим границы между государствами и порядок его поддержания. Так, в соглашении 1907 года впервые упоминается о назначении договаривающимися сторонами соответствующих пограничных комиссаров или агентов для улаживания мелких приграничных дел не политического содержания. Хотя механизм урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов в данном соглашении полностью не раскрыт, в целом принятый документ явился первым шагом на пути создания и функционирования института пограничных комиссаров.

- В-третьих, в соответствии с подписанными соглашениями, обе договаривающиеся стороны стали выставлять на своей территории, вблизи границы, гарнизоны и посты, на которые возлагались функции по охране границы. Хотя плотность войсковой охраны границы была незначительной, но за счет расположения подразделений, охраняющих границу на важных направлениях, включающих в себя основные коммуникационные артерии, соединяющие сопредельные государства, им удавалось обеспечивать определенный порядок на границе.

- В-четвертых, в результате мероприятий, проводимых царским правительством по обеспечению охраны южных границ державы, приграничные районы государств Средней Азии, за счет строительства важных коммуникаций, получили благоприятную возможность для своего социально-экономического развития. Подтверждением этому служит влияние строительства железной дороги Бухара-Термез на экономическое развитие районов, расположенных вдоль указанной дороги.

В настоящее время этническая чересполосица в государствах Средней Азии создает для них

немало проблем в политическом плане. Однако эти проблемы не становятся причиной открытого противостояния между этими государствами и народами, которые «научились» веками мирно жить в условиях этнической чересполосицы и обладают высокой степенью толерантности, чем заметно отличаются от большинства народов Кавказа. Существенно отличаются также менталитет и психофизический склад характера.

В то время, как менталитет, образ жизни и языки народов Средней Азии обнаруживают большое сходство, между кавказскими народами имеются существенные различия. Здесь можно выделить следующие регионы со сходным менталитетом:

а) Западный и Центральный Кавказ (адыгоабхазские народы, карачаевцы, балкарцы и осетины);

б) Вайнахский регион (чеченцы, ингуши и ки-стинцы);

в) Дагестан;

г) Азербайджан;

д) Армения;

е) Картвельский регион (грузины, мингрелы, сваны).

Население каждого из этих регионов характеризуется своими особенностями, зачастую весьма различающими. Наиболее высокая степень толерантности наблюдается в Дагестане и отчасти в Азербайджане, чем они проявляют заметное сходство с народами Средней Азии.

Наиболее низкая степень толерантности характерна для вайнахского региона. До недавнего времени проживание иноплеменных групп в вайнахской среде практически исключалось. Средняя степень толерантности присуще армянам, адыго-абхазским народам, карачаевцам, балкарцам, осетинам, и в различные периоды - картвельским народам.

Все эти особенности требуют самого серьезного внимания при определении политики России по отношению к народам Средней Азии и Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.