Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОЛИМПИЗМА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОЛИМПИЗМА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКАЯ ИДЕЯ / ОЛИМПИЗМ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / OLYMPIC IDEA / OLYMPISM / OLYMPIC GAMES / OLYMPIC MOVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Круглик Иван Иванович

В статье дана характеристика историческим особенностям эволюции олимпийской идеи в системе Международного олимпийского движения. Показано столкновение идей олимпизма с вызовами олимпийскому движению, изменению идеологии олимпизма под влиянием истории и различных олимпийских событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL FEATURES EVOLUTIONS OF OLYMPISM IN THE SYSTEM INTERNATIONAL OLYMPIC MOVEMENT

The article describes the historical features of the evolution of the Olympic idea in the system of the International Olympic movement. The clash of the ideas of Olympism with the challenges of the Olympic movement, a change in the ideology of Olympism under the influence of history and various Olympic events is shown.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОЛИМПИЗМА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ОЛИМПИЗМА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

И.И. КРУГЛИК, АУ при Президенте Республики Беларусь, Филиал РГСУ, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация

В статье дана характеристика историческим особенностям эволюции олимпийской идеи в системе Международного олимпийского движения. Показано столкновение идей олимпизма с вызовами олимпийскому движению, изменению идеологии олимпизма под влиянием истории и различных олимпийских событий.

Ключевые слова: олимпийская идея, олимпизм, Олимпийские игры, олимпийское движение.

HISTORICAL FEATURES EVOLUTIONS OF OLYMPISM IN THE SYSTEM INTERNATIONAL OLYMPIC MOVEMENT

I.I. KRUGLIK,

AM under the President of the Republic of Belarus, Branch of the RSSU, Minsk, Republic of Belarus

Abstract

The article describes the historical features of the evolution of the Olympic idea in the system of the International Olympic movement. The clash of the ideas of Olympism with the challenges of the Olympic movement, a change in the ideology of Olympism under the influence of history and various Olympic events is shown.

Keywords: Olympic idea, Olympism, Olympic Games, Olympic movement.

Введение

Сегодня Олимпийские игры являются крупнейшими международными соревнованиями, важным событием в жизни профессиональных спортсменов и мирового культурного сообщества, являются частью мировой культуры. Олимпийское движение, в которое вовлечены спортсмены, судьи, зрители со всех частей земли, является самым массовым социокультурным феноменом современности. В период проведения Олимпийских игр тысячи людей со всех уголков нашей планеты съезжаются в город, где их проводят, миллионы людей следят за олимпийскими соревнованиями из различных средств массовой информации (СМИ). Сегодня слово «спорт» имеет массу различных формаций: олимпийский, любительский и профессиональный; массовый и спорт высших достижений; детско-юношеский, большой, элитный, «спорт для всех», дворовый, региональный, международный, экстремальный, школьный, студенческий, армейский, рекреативно-оздоровительный, профессионально-прикладной, компенсаторный, «супердостиженческий», коммерческий, виртуальный, «пассивный». Как понятно из этих многочисленных формаций трактовок определения, спорт, олимпийский спорт - это одна формация, которой свойственна особая философия олимпизма, которую разработал родоначальник олимпийского движения Пьер де Кубертен. Олимпийский спорт привлекает внимание огромного числа международных СМИ, которые создают

образ олимпийскому движению, об Олимпийских играх пишут журналисты, историки, писатели, ученые. Миллиарды людей собираются у телеэкранов и следят за выступлениями спортсменов, газеты и журналы миллионными тиражами освещают «борьбу» спортсменов-олимпийцев на беговых дорожках и велотреках, в плавательных бассейнах и гимнастических залах. Олимпиады становятся грандиозным спортивным событием и приобретают все большее значение в системе ценностей мировой культуры. Однако философское понимание происходящего остается за пределами сознания многих людей. Мало кто из этого массивного социального слоя зрителей знает эволюционно-исторические особенности Олимпийских игр, их истинные цели и задачи, философский и мировоззренческий смыл олимпийских идей. Все это идет в разрез основ Международного олимпийского движения, концепции олимпизма. Исходя из этого, Олимпийские игры как социокультурное явление не в полной мере могут реализовывать социально-воспитательную функцию на основе идеологии олимпизма - идея мира и объединения людей различных культур, национальностей, вероисповеданий в духе дружбы и мира, а также гуманизацию общества посредством воспитательного спорта. Под влиянием событий олимпийской истории и различных внешних факторов произошла трансформация основных олимпийских идеалов. В связи с этим

е»)

возникает противоречие, описанное многими известными учеными в научных трудах (Агеевец В.У., Платонов В.Н., Бубка С.Н., Булатова М.М., Столяров В.И., Мельникова Н.Ю., Визитей Н.Н., Круглик И.И. и др.): между положениями концепции олимпизма (некоторые ее положения изложены в Олимпийской хартии) и реалиями современного олимпийского спорта.

Античные Олимпийские игры

Олимпийские игры зародились в Древней Греции. Доподлинно неизвестно, с какого года они начали свой эволюционный путь. Существуют различные точки зрения ученых по году их зарождения, хотя и считается их отсчет в античное время с 776 г. до н.э. Задача настоящей статьи не устанавливать точные сроки начала проведения Игр, а понять, на чем основывалась их философско-социологи-ческая идея, постичь ее философию. Все легенды и мифы о возникновении (зарождении) идеи Олимпийских игр связаны с тем, что они проводились в честь различных побед и подвигов богов (Зевса, Геракла, Пелопса), либо являлись альтернативой войнам (идея царя Ифита). Как мы знаем по одной из легенд, сын Зевса Геракл в честь одного из своих подвигов отмерил дистанцию в виде 600 своих стоп, затем эта дистанция являлась видом состязания и вошла в программу Античных (Древних) Олимпийских игр как бег на одну стадию, и в дальнейшем от слова «стадий» пошло название слова стадион [2, 3, 5, 8, 9]. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что легенды о возникновении Олимпийских игр повлияли на формирование программы Игр и внесли свой вклад в общую культурную среду при их проведении.

В преддверии самих Античных Олимпийских игр объявлялось священное перемирие (экехерия), выражающееся в прекращении всех войн между враждующими сторонами. Были предусмотрены суровые наказания (денежные и физические) для тех, кто нарушит данное правило, которое, на наш взгляд, являлось сдерживающим фактором. Была и вера в насланное от богов проклятие за нарушение перемирия. Судьи Игр (элланодики) обладали неограниченными правами, они выбирались из самых почетных жителей полисов Греции. Во время Игр элланодики обязаны были следить за соблюдением ритуалов и правил состязаний. Для соблюдения идейно-нравственного принципа Олимпийских игр - состязаться честно, храбро, бескорыстно, в духе Античного олим-пизма - атлетов наказывали за подкуп, трусость, измену своему городу, вплоть до их изгнания из священного места Олимпии, где справедливость при состязательной деятельности ценилась превыше всего. Это были первые проявления философии Честной игры, сейчас называемой «Фейр плей» [3, 5].

Сами Античные Олимпийские игры являлись важной частью эллинской цивилизации. Следует отметить основные особенности Античных Олимпийских игр - они проводились в честь богов; считалось, что Олимпиоником может стать человек, который получил признание свыше; могли участвовать только свободнорожденные греки; на время Игр заключалось священное перемирие (экехерия); женщины и рабы не могли участвовать и наблю-

дать за играми под страхом смертной казни; готовились к играм в течение 10 месяцев и еще один месяц велась подготовка в Олимпии; элланодики строго следили за нравственными принципами соблюдения ритуалов и правил.

Если рассматривать программу Античных игр, то первое время в нее входил только один «стадиодром» (бег на одну стадию), придуманный по легенде Геракла (600 стоп), затем число олимпийских дисциплин возросло. В связи с постоянными войнами между греческими полисами олимпийские дисциплины имели и прикладной характер (допустим, бег в полном вооружении и др.). Философский смысл метания копья греки видели как подготовку к охоте и метали его на точность, а не как сейчас - на дальность. Метание диска развивало руку, которой воин должен был держать тяжелый щит, и метали его по направлению к солнцу, отдавая честь богам. Кулачные поединки проводились до полной победы над соперником. В 394 г. уже нашей эры декретом римского императора Феодосия I Олимпийские игры были запрещены (существует и другая точка зрения - Кыласова А.В., Нестерова П.В.) [8]. Его наследник Феодосий II через несколько десятилетий издал декрет о разрушении языческих храмов.

Эпоха возрождения Олимпийских игр

Прошло немало времени, когда появились сподвижники, которые смогли возродить Олимпийские игры. Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки:

• Античные Олимпийские игры, за исключением периода средневековья, никогда не забывались, к ним интерес был всегда, они завораживали своей философской олимпийской идеей;

• существовали системы физического воспитания: шведская (Линг П.Х., Линг Я.), чешская (Тырш М.), немецкая (Гутс-Мутс И., Фит Г., Шписс А., Ян Ф. и др.), английская (Локк Д., Арнольд Т., Спенсер Г.), французская (Руссо Ж.-.Ж., Аморос Д.Ф., Демени Ж.); русская (Лесгафт П.Ф., Покровский Е.А., Дементьев Е.М.);

• археологические раскопки: монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге «Палеография Греции» ратовал за раскопки олимпийского городка; Лорд Станхов, английский археолог (1824 г.);

• в это время начались широкие спортивные контакты, стали появляться национальные и первые Международные спортивные объединения: 1863 г. - в Англии была создана футбольная лига; 1864 г. - состоялась встреча студенческих команд Кембриджского и Оксфордского университетов по легкой атлетике - бег на 440 ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту; 1881 г. - создана Европейская ассоциация гимнастики; 1888 г. - в Америке был создан любительский легкоатлетический союз и т.д. [3, 7].

Неизвестно, когда впервые Пьер де Кубертен задумался о возрождении Олимпийских игр, но есть факт (цитата Кубертена, когда он узнал о раскопках): «Германия раскопала то, что осталось от Древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?»

Кубертен взялся за дело, у него было действительно олимпийское беспокойство. Он изучает опыт организации физического воспитания в разных странах, находит преемников олимпийской идеи. Человек необычайно деятельный, обладавший незаурядными организаторскими способностями, Кубертен предпринимает поездку по Европе, где сразу же находит горячих приверженцев олимпийской идеи. В 19 лет Кубертен создает спортивный клуб, впоследствии им был создан спортивный союз для детей, а в 26 лет он высказал идею о возрождении Олимпийских игр и всю жизнь посвятил этому благородному делу. 25 ноября 1892 г. Кубертен выступил в Сорбонне с докладом «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!» Международный атлетический конгресс открылся 16 июня 1894 г., и неделю спустя конгресс принял решение о возрождении Олимпийских игр, делегаты сформировали постоянно действующий комитет, который должен был организовать и провести Игры. Первые Олимпийские игры было решено провести в 1896 г. в столице Греции Афинах [3, 5, 6, 9, 10].

Эпоха Кубертеновской олимпийской мысли

Пьер де Кубертен - это целая эпоха в развитии философской олимпийской мысли. Как известно, Кубертен любил историю, он, безусловно, знал не только о раскопках, проводимых в Олимпии, но он знал и основные идеи эллинов. С его именем связано возрождение Олимпийских игр современности, реформирование системы образования и воспитания с помощью спорта. Кубертеном были сформулированы положения, которые можно считать «Кубертеновской моделью идеала олимпийца», т.е. те качества характера и основы поведения, которыми он должен обладать. Кубертен видел спорт и спортсмена глазами творца. Он ратовал за объединение духовного и физического в одной личности, видел спортсмена-любителя, не получающего гонорар за свое выступление, видел объединение спорта с наукой, культурой, образованием. Принцип любительства в спорте был ключевым в концепции Кубертеновского олимпизма. Кубертен не поддерживал поощрений занятий спортом, он поддерживал только бескорыстный спорт. Пьер де Кубертен считал, что спортсмен не должен стремиться к достижению рекордного результата, к победе любым способом, он должен соревноваться честно, проявлять благородное поведение в соперничестве в духе честного соревнования. Ключевой идеей Кубертена и наиболее важной, по мнению автора статьи, было использование спорта как средства укрепления мира между нациями и установления международного взаимопонимания [3-5; 8, 9, 11].

Современные Олимпийские игры

Сегодня, и во многом благодаря Кубертену, Олимпийские игры интернациональны, они говорят на всех языках мира, участвуют спортсмены со всех континентов нашей планеты. Олимпийский огонь как один из символов Олимпийских игр побывал в космосе и на глубине океана,

но зажигается он до сих пор в Олимпии как дань уважения прошлому. Начиная с Игр II Олимпиады (1900 г., Париж, Франция), установлено гендерное равенство -женщины тоже стали принимать участие в Олимпийских играх. У Олимпийских игр появилась своя символика. Однако многие ключевые идеи Кубертена потеряли свою актуальность в современных реалиях олимпийского спорта. В соответствии с современными социокультурными условиями жизни происходит переосмысление ценностей, принципов и идеалов, разработанных Пьером де Кубертеном. В связи с этим напрашивается вопрос: «Олимпийское движение движется по гуманитарному пути?» К сожалению, в настоящее время олимпийское движение утрачивает свою гуманистическую направленность - Международный олимпийский комитет отказался от целого ряда тех идеалов и ценностей олимпийской концепции, которые были разработаны Пьером де Кубер-теном в конце XIX - начале XX века.

Олимпийский спорт профессионализирован, о любительстве и речи быть не может. Спортсмены зарабатывают огромные гонорары. Встречается масса примеров, идущих вразрез с Олимпийской хартией [10] и основными принципами честного соперничества. Из различных социокультурных течений появились «вызовы» олимпийскому движению. Ведущими из них можно считать: политизацию, национализм, расизм и дискриминацию, коммерциализацию и профессионализацию, допинг, маскулинизацию женского спорта, насилие, коррупцию, терроризм, СМИ и др. Они находятся за пределами олимпийского движения и всегда в противоборстве с идеями и принципами олимпизма [1, 3, 5, 9, 11].

«Зеркало» олимпизма. Прошлое, настоящее и будущее Олимпийских игр

История - это свидетель прошлого. Без истории не будет будущего. История зарождения, становления и развития олимпизма многовековая и уходит корнями во времена античности. Античные Олимпийские игры это уникальное явление, которое досталось нам как наследие из прошлых веков. Много всего с того времени изменилось. Кроме греков, стали участвовать в Олимпийских играх все нации, без какой-либо дискриминации. Женщины стали полноправными участниками Олимпийских игр. Существенно расширилась программа Олимпийских игр. СМИ связывают информационно все страны мира, на олимпийцев смотрят, за олимпийцами следят во всех уголках планеты. Да, многие идеи Кубертена преданы забвению, однако спорт захватил умы миллиардов людей - это уникальное явление, их объединяющее, несмотря на национальность, религию, пол и прочие отличия [2, 3, 4].

Заключение

В данной статье Олимпийские игры рассмотрены с использованием эволюционно-исторического подхода. Олимпийские игры были, они есть и они будут! А что мы в них вложим, как будем использовать свои возможности, чтобы их улучшить, то и получим от них.

Литература

1. Агеевец, В.У. Эволюция основных идей олимпизма от античности к современности / В.У. Агеевец, Ю.Ф. Ку-рамшин, И.П. Круглик, И.И. Круглик // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный конгресс. 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса: [в 2-х ч.] - Ч. 1. - СПб, Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. - С. 233-237.

2. Базунов, Б.А. Кумиры стадионов Эллады / Б.А. Базу-нов // М.: Советский спорт, 2004. - 372 с.

3. Бубка, С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и современное состояние: дис. ... д-ра наук по физ. воспит. и спорту / С.Н. Бубка // К., 2013. - 498 с.

4. Визитей, Н.Н. Идея олимпизма и реалии современного мира / Н.Н. Визитей, В.Г. Манолаки // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 1. -С. 43-47.

5. Круглик, И.И. Олимпизм под влиянием времени / И.И. Круглик // материалы Всероссийской научно-практической конференции «Студенческая наука в системе ин-

новационных технологий физической культуры и спорта», 2-3 октября 2014 г. Санкт-Петербург. - С. 52-56.

6. Кубертен, П. де. Олимпийские мемуары / Пьер де Кубертен // Киев: Олимпийская литература, 1997. -180 с.

7. Мельникова, Н.Ю. Олимпийские традиции: история и современность / Н.Ю. Мельникова // Монография. -2014. - 120 с.

8. Нестеров, П.В. Античные олимпийские игры в период упадка Олимпии как отражение древнегреческой идеологии и педагогики / П.В. Нестеров // автореф. дис. ... канд. пед. наук, Малаховка, 2010. - 21 с.

9. Олимпийский спорт [В.Н. Платонов, С.Н. Бубка, М.М. Булатова и др.]; под ред. В.Н. Платонова. - К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 2. - 696 с.

10. Столяров, В.И. Идеи Кубертена, имеют ли они ценность в настоящее время? / В.И. Столяров // Наука в олимп. спорте. - 2013. - № 3. - С. 16-21.

11. Diem, C. The Olympic Idea: discourses and essays / C. Diem. - Köln: Carl-Diem-Institute, 1970. - 121 p.

References

1. Ageevets, V.U. Kuramshin, Yu.F. Kruglik, I.P. and Kruglik I.I. (2016), The evolution of the basic ideas of Olympism from antiquity to modernity, In: Olympic sports and sports for all. XX International Congress. December 16-18,2016, St. Petersburg, Russia: Materials of the Congress: [in 2 parts], Part 1, Saint-Peterburg; Publishing and Printing Center of the Polytechnic University, pp. 233-237.

2. Bazunov, B.A. (2004), Idols of the stadiums of Hellas, Moscow: Sovetskiy Sport, 372 p.

3. Bubka, S.N. (2013), Olympic Sports: Ancient Greek Heritage and Current Status: Dis.... Doctor of Science in Phys. Education and Sports, Kiev, 498 p.

4. Visitey, N.N. and Manolaki, V.G. (2011), The idea of Olympism and the realities of the modern world, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 1, pp. 43-47.

5. Kruglik, I.I. (2014), Olympism under the influence of time, In: Materials of the All-Russian Scientific and Practical

Conference "Student Science in the System of Innovative Technologies of Physical Culture and Sports", October 2-3, St. Petersburg, pp. 52-56.

6. Coubertin, P. de. (1997), Olympic memoirs, Kiev: Olym-piyskaya literatura, 180 p.

7. Melnikova, N.Yu. (2014), Olympic traditions: history and modernity: Monograph, Moscow, 120 p.

8. Nesterov, P.V. (2010), Antique Olympic Games during the decline of Olympia as a reflection of ancient Greek ideology and pedagogy, Abstract of thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences, Malakhovka, 21 p.

9. Platonov V.N., Bubka, S.N., Bulatov, M.M., et al. (2009), Olympic sports, Kiev: Olympiyskaya literatura, vol. 2, 696 p.

10. Stolyarov, V.I. (2013), Coubertin's ideas, do they have value now? Nauka v Olympiyskom sporte, no. 3, pp. 16-21.

11. Diem, C. (1970), The Olympic Idea: discourses and essays, Köln: Carl-Diem-Institute, 121 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.