Научная статья на тему 'Исторические мифы в публикациях сетевых медиа как фактор конструирования белорусской национальной идентичности'

Исторические мифы в публикациях сетевых медиа как фактор конструирования белорусской национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная идентичность / Беларусь / политика памяти / сетевые медиа / national identity / Belarus / politics of memory / online media
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические мифы в публикациях сетевых медиа как фактор конструирования белорусской национальной идентичности»

В ходе своих исследований я пришел к выводу, что национальная белорусская идентичность не может быть просто очерчена, но измерение многозначности в ее формировании должно считаться постоянно открытым. Моя работа показывает, как отдельные политики и модели белорусской идентичности регулярно вмешиваются в этот процесс, пытаясь выразить себя в форме коллективной памяти.

Примечания

1 Smith A.D. Etnicky zaklad narodni identity // Pohledy na narod a nacionalismus: citanka textii / ed. M. Hroch. Praha, 2003. S. 271.

2 Fischer-Rosenthal W. Potize s identitou: biografie jako reseni nekterych (post)modernich dilemat // Biograf. 1997. URL: http://www.biograf.org/clanek.php?clanek=1201 (дата обращения: 24.03.2018).

3 Schütze F. Biographieforschung und narratives Interview // Neue praxis. 1983. N 13 (3). S. 283-293; Idem. Biography Analysis on the Empirical Base of Autobiographical Narratives: How to Analyse Autobiographical Narrative Interviews — Part I // European Studies on Inequalities and Social Cohesion. 2008. N 1 (2). P. 153-242.

4 Snyder T. The Reconstruction of Nations: Poland, Ukraine, Lithuania, Belarus, 15691999. New Haven, 2002; Marples D.R. Belarus: a denationalized nation. London, 1999.

5 Assman J. Kultura a pamet: pismo, vzpominka a politicka identita v rozvinutych kulturach staroveku. Praha, 2001. S. 46.

DOI: 10.31168/2619-0869.2022.1.05

Исторические мифы в публикациях сетевых медиа как фактор конструирования белорусской национальной идентичности

Кристина Олеговна Долголаптева

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация; e-mail: k.dolgolapteva@yandex.ru

Ключевые слова: национальная идентичность, Беларусь, политика памяти, сетевые медиа

Historical Myths in Online Media Publications as a Factor of the Belarusian National Identity Construction

Kristina O. Dolgolapteva

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation; e-mail: k.dolgolapteva@yandex.ru

Keywords: national identity, Belarus, politics of memory, online media

Вопрос конструирования национальной идентичности сохраняет актуальность в общественном дискурсе Республики Беларусь. Деятельность сетевых медиа накануне предвыборной кампании и во время последовавших за президентскими выборами протестов в 2020 г. способствовала росту ангажированности белорусов и социальной поляризации. В публикациях сетевых медиа прослеживалось своеобразная полемика двух концептов национальной идеи1. Интерпретация исторических фактов в контексте актуальных событий стала одним из способов конструирования национальной идентичности.

Объектом исследования стали процессы конструирования белорусской национальной идентичности, предметом — тиражирование мифов в сетевых медиа о событиях прошлого, которые происходили на территории современной Беларуси. Под историческим мифом мы понимаем искаженную, упрощенную картину прошлого, а также изъятые из общего контекста объективные факты, используемые для иллюстрации или аргументации субъективного мнения. Эмпирическую базу исследования составили редакционные материалы изданий «СБ Беларусь сегодня», «Рэспублша», «Народная газета», «Наша Шва», «Kyky», «Радыё Свабода», «БелСат» (большая часть оппозиционных изданий была запрещена2 Министерством информации Республики Беларусь в 2020— 2021 гг., однако продолжает свою деятельность), а также

публикации Telegram-каналов Nexta, «Желтые сливы», «Сильные новости», «Реальная Беларусь», «Люстэрка ула-ды», «Светлана Тихановская», «Чай з малинавым варэннем», «Беларусь головного мозга», «Бульба престолов». В выборку вошли 411 материалов за январь 2020 г. — декабрь 2021 г. с отсылкой к историческим фактам (основания для выборки — метод ключевых слов, научный метод — контент-анализ).

Опираясь на культурологические теории национализма (работы Б. Андерсона и К. Хирши), мы проанализировали публикации с отсылкой к истории и выяснили, как выстраивается политика памяти в Республике Беларусь на современном этапе посредством государственных и оппозиционных медиа. Согласно Б. Андерсону, контент периодических печатных изданий формирует образ всей нации как воображаемого сообщества3 в сознании отдельных индивидов. Заметим, сетевые медиа более эффективны в формировании отношения аудитории к общественно-политическим реалиям благодаря мультимедийным вовлекающим форматам4. В работах К. Хирши утверждается, что национальная идентичность часто базируются не столько на чувстве сопричастности во время переживания актуальных событий, сколько на культе прошлого, героев и традиций5.

Результаты исследования показали, что процесс формирования новой национальной идеи связан с осмыслением в медиатекстах особого исторического пути белорусских земель и анализе актуальных событий с выводами, убеждающими читателя в необходимости смены курса развития страны. Из общего количества материалов 1/3 часть была полностью посвящена исторической тематике, остальные 2/3 описывали или анализировали актуальные события, ссылаясь на исторические прецеденты. За исследуемый период вышло 49 аналитических текстов (12%) объемом более 5000 знаков, где прослеживалось стремление автора непредвзято, многомерно осветить тему; остальные 362 (88%) публикации носили, как правило, публицистический характер, их объем составлял 500—3500 знаков, исторические факты в них

возникали в виде авторского комментария либо экспертного мнения, которое нередко выдавалось авторами медиа как факт. Жанровое разнообразие публикаций было следующим: информационная заметка (42%), авторская колонка (34%), аналитическое интервью (10%), аналитическая статья (12%), репортаж (2%).

Мифотворческая деятельность в контексте истории была связана с сознательным отсечением сопутствующих деталей (например, авторы оппозиционных медиа рассматривают становление Беларуси с XII в., игнорируя длительный период, когда на этой территории проживал древнерусский народ), с подменой фактов мнениями националистических деятелей ХХ в. (у мифа о наиболее упоминаемом в оппозиционных массмедиа «белорусе» К. Калиновском есть точка отсчета — фальсифицирующая факты статья В. Ластовского6 ), с жонглированием идеологической риторикой советских книг в своих целях (показательна дихотомия Калиновский — Мура-вьев7, когда образ классового врага и реакционера прагматически трансформировался в образ врага национального), с разоблачением игнорируемых государственным аппаратом исторических событий (Москва представляется как исторический агрессор; внешняя политика московских князей в отношении белорусов с целью воссоединения народов с общим языком, культурой, верой, национальным самосознанием рассматривается исключительно как реваншизм8 ).

Фрейминг исторической риторики стал одним из ключевых приемов социального влияния на современном этапе. Он стал фактором закрепления в общественном сознании символов новой национальной идеи, которую транслировали оппозиционные медиа: культивировании в публикациях массмедиа польских и литовских деятелей как национальных белорусских героев, на педалировании отличий между русскими и белорусами, на создании привлекательного для аудитории медиаобраза будущего Беларуси как демократического государства с постиндустриальной экономикой.

Государственные медиа транслировали символическое поле старой национальной идеи, ориентированной на совет-

ское прошлое страны, победу в ВОВ, создание положительного образа аграрного труда и демонизацию глобалистских процессов. Государственные медиа проигрывали оппозиционным потому, что не учитывали запросов молодого населения на смену курса развития государства и нечетко артикулировали преимущества и обоснованность той идеи, которую они транслировали.

Мы классифицировали публикации, вошедшие в выборку, следующим образом: отрицающие западнорусскую идею (белорусы не часть русского народа), апеллирующие к этнографическим теориям балтского субстрата, проводящие параллели с различными национально-освободительными движениями, аргументирующие состоятельность польских и литовских деятелей как белорусских национальных героев, обслуживающие дискуссии о проблемах белорусского языка, пересматривающие отношение к советскому прошлому (в том числе причины и итоги Великой Отечественной войны), подводящие историческое обоснование протестной (альтернативной государственной) символике.

Если выделять общие черты в способах обращения к историческим реалиям в государственных и оппозиционных сетевых массмедиа, то, как правило, они были подчинены политической задаче сформулировать для общества образ мирной нации с курсом на выгодное многовекторное сотрудничество со всеми заинтересованными в этом странами. Отчасти этим обусловлен факт, что белорусский лидер А.Г. Лукашенко не отрицает принадлежности К. Калиновского к белорусской нации, но обращается к историкам с просьбой быть внимательными к «некоторым нюансам»9, а также благоволит установке памятника руководителю освободительного восстания 1794 г. в Речи Посполитой против Российской империи Т. Костюшко10.

За исследуемый период в белорусском обществе выросло доверие к оппозиционным медиа и их повестке, несмотря на череду запретов изданий. Гибкость реакции на запросы аудитории, внедрение новых форматов и осуществление функции трактовки информации позволили негосударствен-

ным медиа продвигать концепт новой национальной идеи в контексте актуальных инфоповодов. В качестве аргументов часто использовались отсылки к историческим событиям, истолкованным в субъективном ключе, что не мешало убеждать не слишком искушенного в вопросах истории и политики молодого читателя-белоруса.

Примечания

1 Вилисов М.В., Батоврина Е.В., Михайлова О.В. Образ России в сознании молодежи постсоветских стран: опыт социологической оценки // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 5. С. 212-230. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-5-11

2 См., например: На сайт tut.by в Беларуси завели уголовное дело. Сайт заблокирован, 13 сотрудников задержаны // BBC [сайт]. URL: https://bbc.in/3LtQ7pu (дата обращения: 14.02.2022); В Белоруссии заблокировали сайт оппозиционного издания «Наша Нива» // РБК [сайт]. URL: https://bit.ly/3tXLEpe (дата обращения: 14.02.2022).

3 Культурные корни // Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2016. С. 87.

4 Будущее журналистики: сетевая журналистика // Как новые медиа изменили журналистику / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. М., 2017. С. 84.

5 Hirschi C. The Origins of Nationalism. An Alternative History from Ancient Rome to Early Modern Germany. Cambridge, 2011. P. 118. https://doi.org/10.1017/ CBO9781139032551

6 Формирование национально-политического мифа о Кастусе Калиновском // Анатомия этнополитики / под ред. Л.В. Савинова. Новосибирск, 2015. С. 165.

7 БендинА.Ю. Образ Виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьева в современной белорусской историографии // Беларуская Думка. 2008. № 6. С. 42-46.

8 Криштапович Л.Е. Беларусь как русская святыня. Белгород, 2012. С. 58.

9 Калиновский: за что и как боролся революционер? // Sputnik [сайт]. URL: https:// bit.ly/3tWu3Oa (дата обращения: 14.02.2022).

10 Первый в Беларуси памятник Тадеушу Костюшко появился в его родовой усадьбе // Sputnik [сайт]. URL: https://bit.ly/3NEGw0T (дата обращения: 14.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.