Научная статья на тему 'Роль сетевых массмедиа Республики Беларусь в конструировании национальной идентичности (по материалам 2020 г.)'

Роль сетевых массмедиа Республики Беларусь в конструировании национальной идентичности (по материалам 2020 г.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воображаемые сообщества / национальная идентичность / белорусские массмедиа / политика памяти / imagined communities / national identity / Belorussian mass media / politics of memory
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль сетевых массмедиа Республики Беларусь в конструировании национальной идентичности (по материалам 2020 г.)»

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.1.33

Роль сетевых массмедиа Республики Беларусь в конструировании национальной идентичности (по материалам 2020 г.)

Кристина Олеговна Долголаптева,

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация; e-mail: k.dolgolapteva@yandex.ru

Ключевые слова: воображаемые сообщества, национальная идентичность, белорусские массмедиа, политика памяти

The Role of Belorussian Electronic Mass Media in the Construction of National Identity (Based on Articles of 2020)

Kristina O. Dolgolapteva,

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation; e-mail: k.dolgolapteva@yandex.ru

Keywords: imagined communities, national identity, Belorussian mass media, politics of memory

Вопрос конструирования национальной идентичности занимает особое место в медиадискурсе Республики Беларусь. Актуальность исследования связана с растущей социальной поляризацией в условиях политической нестабильности и информационного противоборства. Деятельность сетевых массмедиа в контексте предвыборной кампании 2020 г. способствовала росту ангажированности белорусского населения и активизации процессов поиска новой национальной идеи. Проблеме конструирования белорусской национальной идентичности на современном этапе посвящено относительно небольшое количество работ1.

Цель исследования состояла в определении роли белорусских сетевых средств массовой информации в формировании национальной идентичности. Перед автором стоял ряд задач: выявить в текстах сетевых массмедиа элементы, определяющие отношение белорусов к этнической группе и нации в контексте современных и исторических реалий, систематизировать участвующие в конструировании национальной идентичности инфоповоды по тематике и проанализировать медиатексты на наличие дискурсивных стратегий.

Объектом исследования стали процессы формирования национальной идентичности, предметом — деятельность белорусских сетевых массмедиа. Эмпирическую базу исследования составили публикации крупных белорусских сетевых СМИ: «СБ Беларусь сегодня» (ежемесячная посещаемость — 0,9 млн), «Наша Шва» (1,1 млн), «TUT.BY» (9,7 млн), «Куку» (0,6 млн); а также иновещательные проекты: «Радые Сва-бода» (американский капитал2, 1,2 млн), «БелСат» (польский капитал3, 0,9 млн). В выборку вошли 319 материалов за 2020 г. (основания для выборки — метод ключевых слов, научный метод — контент-анализ).

За основу исследования был взят конструктивистский подход (работы Б. Андерсона и К. Хирши). Руководствуясь культурологическими теориями национализма, мы проанализировали, какая тематика превалирует в белорусской медиасреде, какие инфоповоды и символы формируют национальное самосознание жителей страны, какими способами выстраивается политика памяти в Республике Беларусь на современном этапе.

Согласно Б. Андерсону, регулярное чтение периодики создает в представлении отдельных индивидов целостный образ нации — «воображаемого сообщества»4. Сетевые масс-медиа имеют больше возможностей эффективно формировать отношение аудитории к тем или иным общественно-политическим реалиям: мультимедийность, интерактивность, двусторонняя коммуникация, возможность анализировать метрики способствуют созданию вовлекающего, резонансного контента. В свою очередь, К. Хирши утверждает, что

национальная идентичность часто базируются не столько на чувстве сопричастности во время переживания актуальных событий, сколько на культе прошлого, героев и традиций5.

До 2010-х гг. государство выступало монополистом информации, часть контента для аудиовизуальных СМИ приобреталась у российских государственных массмедиа6. Лицензии в Министерстве информации могли получить те периодические издания, повестка которых коррелировала с официальной идеологией. Оппозиционные массмедиа, такие как «Народная воля», «Белорусский партизан», «Свободные новости», «Хартыя'97» исключались из каталога подписки «Белпочты», их интернет-версии подвергались блокировке7. У граждан страны не было доступа к альтернативной информационной повестке, негосударственные медиа не играли важной роли в информационном обеспечении.

Демократизация доступа к техническим средствам и социальным сетям привела к росту оппозиционных настроений. В 2011 г. произошла «Революция через социальную сеть»8: серия акций протеста, организованных через «ВКонтакте» и Facebook. Власть устраняла журналистов с акций, препятствовала их работе вплоть до задержаний9. Протестное движение не получило такого развития, как в 2020 г., поскольку государственные массмедиа нивелировали суть происходившего, а оперативный пользовательский контент с акций протеста в социальных сетях еще не стал массовым явлением.

За 2019 год количество сетевых информационных каналов с общественно-политическим контентом выросло в два раза10. Кроме профессиональных журналистских редакций, возникли тематические паблики во «ВКонтакте», каналы на YouTube11 и в Telegram12. В отличие от государственных массмедиа, ориентированных на традиционные жанры, форматы и способы распространения контента (когда печатная версия издания приоритетнее сетевой), медиа нового типа начали гибко реагировать на информационные запросы аудитории, простым языком объяснять внутриполитическую повестку (что при всех преимуществах открывает возможно-

сти для субъективной трактовки13 данных), делиться инсайдерской информацией от источников, близких к власти. Как следствие, возросли интерес и доверие к альтернативной повестке среди пользователей белорусского интернета.

Среди важнейших нациеобразующих элементов как Б. Андерсон, так и К. Хирши рассматривают символы, которые позволяют отдельным индивидуумам идентифицировать себя с образом общности: национальный флаг, герб, гимн, национальный язык, историю, культуру, религию, систему ценностей. По результатам контент-анализа, повестка государственных и оппозиционных массмедиа диктует противоположные по своей коннотации символы, из-за чего белорусская национальная идея претерпевает существенную трансформацию.

Государственные массмедиа Оппозиционные массмедиа

Стабильность как залог процветания страны Хаос как фактор перемен к лучшему

Персонификация политики в лице лидера государства Деперсонификация политики

Нерушимость итогов Великой Отечественной войны, положительное отношение к советскому прошлому страны Переосмысление итогов Великой Отечественной войны, негативное отношение к советскому прошлому страны

Развитие инициатив в рамках Союзного государства, поддержание дружбы с Россией и обращение к доводам об общей истории и культуре в медиатекстах Протест против интеграционных процессов с Россией, формирование положительных образов представителей польской и литовской культуры

Поддержание традиционных ценностей вроде брака между мужчиной и женщиной как единственно приемлемого способа создания семьи; создание положительного образа многодетных семей Пропаганда толерантного отношения к разным формам гендерной идентичности и различным формам сексуального самовыражения, выступление против запрета абортов

Национальная символика, закрепленная на законодательном уровне Бело-красно-белый флаг, герб «Погоня»

Создание привлекательного образа села как места для жизни и построения карьеры Создание привлекательного образа большого города и профессий из сферы креативных инду-стрий

Публикация материалов как на русском (4/5 от всех анализируемых материалов), так и на белорусском литературном языке (1/5 от всех анализируемых материалов) Продвижение белорусского языка, внедрение неологизмов и заимствований из польского языка

Табл. 1. Сравнительная характеристика образов-символов, транслируемых в повестке государственных и оппозиционных сетевых массмедиа

Если выделять общие черты в риторике государственных и оппозиционных сетевых массмедиа, то к ним можно отнести конструирование образа мирной нации и позиционирование страны как географического центра Европы с курсом на выгодное многовекторное сотрудничество со всеми заинтересованными в этом странами14. Лидеры оппозиции высказываются о необходимости отказа от «дополнительной защиты»15 со стороны России и против углубления интеграционных процессов.

Результаты контент-анализа показали, что за обозначенный период 194 публикации (почти 2/3 от общего числа материалов) были посвящены президентским выборам, протестам и их символике, разоблачению фейков и пропаганды, моделированию будущего страны; 32 материала — отношениям с Россией (57% материалов с негативным контекстом, 21% — с позитивным; 22% — с нейтральным), 52 материала — истории и персоналиям прошлого, языку (12 материалов), а 15 публикаций — сельскому хозяйству и промышленности. Политизированный оттенок приобрели материалы о борьбе

с СОУГО-19 (14 материалов). Мы выделили основные задействованные в формировании новой национальной идеи тематические блоки публикаций.

Итоги ВОВ (гос.) Итоги ВОВ (оппоз.) Отношения с Россией (гос.) Отношения с Россией (оппоз.)

Протестная символика (гос.) Протестная символика (оппоз.)

Распространение мовы (гос.) Распространение мовы (оппоз.) Деятельность А. Лукашенко (гос.) Деятельность А. Лукашенко (оппоз.) Деятельность С. Тихановской (гос.) Деятельность С. Тихановской (оппоз.) Борьба с Ш¥ТО-19 в РБ (гос.) Борьба с еОУГО-19 в РБ (оппоз.) Сельское хозяйство (гос.) Сельское хозяйство (оппоз.) Период ВКЛ / РП (гос.) Период ВКЛ / РП (оппоз.) Польский поход РККА (гос.) Польский поход РККА (оппоз.)

Создание БНФ (гос.) Создание БНФ (оппоз.) Польские восстания (гос.) Польские восстания (оппоз.)

Материалы с негативной оценкой Сбалансированные материалы

Материалы с позитивной оценкой Нейтральные материалы

Рис. 1. Соотношение и тональность публикаций по тематике в государственных и оппозиционных массмедиа

Первый блок связан с политикой памяти как базы для новой национальной идеи. Все чаще в сетевых массмедиа поднимаются вопросы, связанные с победой в Великой Отечественной войне. Формально подвиги партизан оцениваются позитивно, однако в соотношении 2:3 выходят статьи о коллаборационистах реабилитирующего характера. Также продвигается идея о том, что урон, нанесенный белорус-

¡пэ^

ским городам большевиками, был больше потерь, связанных с действиями немецкой армии в годы Первой мировой войны16. Положительно оцениваются периоды, когда Беларусь находилась в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, представители польской и литовской культуры (К. Калиновский, Т. Костюшко, Л. Сапега, С. Бато-рий, Гедимин, Миндовг и др.) осмысляются как белорусские национальные герои.

Второй крупный тематический блок затрагивает вопросы, связанные с внедрением альтернативной национальной символики. В 2020 г. возросла популярность оппозиционной символики: бело-красно-белого флага и герба «Погоня». Сетевые массмедиа тиражируют миф о многовековой истории флага, ссылаясь на то, что он был запечатлен как прасимвол белорусской государственности на картинах XV в.17 Однако бело-красно-белый флаг появился в 1917 г., и его создатель К. Дуж-Душевский не скрывал отсутствия исторического обоснования символики: «Белорусы считали своим государственным флагом такой же флаг, как и литовцы [...], но национального флага тогда еще не было, и мне пришлось сделать несколько проектов национального флага, один из которых был принят, а именно белая, красная и белая полосы. С этого времени этот флаг и является белорусским национальным флагом»18. В течение ХХ в. символ приобрел негативные коннотации, поскольку использовался коллаборационистами. Сегодня этот факт опускается сетевыми мас-смедиа. Флаг позиционируется как символ протестного движения и новой Беларуси.

Третий тематический блок посвящен модифицированию национального языка. В Беларуси официальными признаны как русский, так и белорусский языки, но в медиадискур-се регулярно поднимается вопрос о полном отказе от русского языка в повседневной жизни. В изданиях «Наша Шва», «Радые Свабода» и «БелСат» есть рубрики, где аудиторию учат «правильному» белорусскому языку (часто неологизмам и заимствованной лексике из польского языка19), проводя негативные параллели на примере межъязыковых паро-

нимов20. Нередко авторы текстов рекомендуют читателям записываться на бесплатные языковые курсы «Мова нано-ва» (присутствует польский капитал21). Их организаторы убеждены, что языковая политика будет успешной, если «уменьшится агрессивное влияние на идеологию нашей страны так называемого русского мира»22.

Подводя итоги, отметим, что белорусские сетевые мас-смедиа играют важнейшую роль в конструировании новой национальной идентичности. Они дестабилизируют ситуацию внутри страны, призывая население к участию в про-тестных акциях, и формируют в общественном сознании новые символы, с точки зрения конструктивистских теорий национализма определяющие фундамент национальной идеи. Повестка оппозиционных сетевых массмедиа политически ангажирует белорусов и существенно снижает доверие читателей к государственным СМИ благодаря освещению остросоциальных тем, вовлекающему контенту, новым форматам, инсайдерской информации и апеллированию к эмоциям.

Процесс формирования новой национальной идеи связан с двумя составляющими: осмыслением исторических фактов в публикациях массмедиа и анализе актуальных событий с выводами, убеждающими читателя в необходимости смены курса развития страны. В публикациях мас-смедиа национальная идентичность белорусов конструируется на основе восприятия польских и литовских деятелей как национальных белорусских героев (аргументами часто служат исторические мифы ХХ в., тиражируемые сетевыми оппозиционными СМИ), переосмысления итогов Великой Отечественной войны и формирования негативного отношения к советскому прошлому страны. Что касается актуальных инфоповодов, влияющих на исследуемые процессы, национальная идентичность формируется на базе идеи о пересмотре статуса государственных языков (поднимается вопрос полного отказа от русского языка), на подчеркивании отличий между русскими и белорусами и протесте против углубления интеграционных процессов между государства-

ми, а также на создании привлекательного для аудитории медиаобраза будущего Беларуси как демократического государства с постиндустриальной экономикой.

Примечания

1 См., напр.: Бикетова Е.А., Чернышов Ю.Г. Нациестроительство Республики Беларусь и европейский компонент белорусской идентичности // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 94-103; Фабрикант М.С., Царик Ю.Ю. Белорусский народ как реальность: особенности и проблемы национальной самоидентификации белорусов // Беларуская думка. 2010. № 8. С. 62-67.

2 Пра нас // Радые Свабода [сайт]. URL: https://www.svaboda.org/about-us (дата обращения: 30.04.2021).

3 Партнеры // БелСат [сайт]. URL: https://belsat.eu/ru//about/partnyory/ (дата обращения: 30.04.2021).

4 Культурные корни // Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2016. С. 87.

5 Hirschi C. The Origins of Nationalism. An Alternative History from Ancient Rome to Early Modern Germany. Cambridge, 2011. P. 118.

6 Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2019. С. 45.

7 Мировые СМИ пишут о блокировке «Хартии'97» // Репортер Беларуси [сайт]. URL: https://reporter.by/Belarus/krupnejshie-mirovyie-smi-pishut-o-blokirovke-hartii97-i-drugih-nezavisimyih-sajtov (дата обращения 30.04.2021).

8 «Революция через социальные сети» в Беларуси: фиаско или тайм-аут // Deutsche Welle [сайт]. URL: https://www.dw.com/ru/%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B-B%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D-0%B5-%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D0%B1%D0%B5%D0%B-B%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8-%D1%84%D0%B8%D0%B0%D1%81 %D0%BA%D0%BE-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BC-%D0%B0%D1%83%D1%82/a-15275224 (дата обращения: 30.04.2021).

9 См., например: И долго милиция будет по средам так вкалывать? URL: https:// charter97.org/ru/news/2011/7/7/40358/ (дата обращения: 30.04.2021); Генпрокурор Белоруссии заступился за журналистов, задерживаемых на акциях «Революция через соцсети» // Газета.т [сайт]. URL: https://www.gazeta.ru/news/ lenta/2011/07/15/n_1925405.shtml (дата обращения: 30.04.2021); МИД РФ озабочен действиями властей Белоруссии в отношении демонстрантов // Вести.Ру [сайт]. URL: https://www.vesti.ru/article/2151020 (дата обращения: 30.04.2021).

10 Почему Лукашенко раздражают Telegram-каналы? // Deutsche Welle [сайт]. URL: https://www.dw.com/ru/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC %D1%83-%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B A%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B 0%D1%8E%D1%82-telegram-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1% 8B/a-53282297 (дата обращения: 30.04.2021).

11 Популизм по-белорусски, или чем обусловлен хайп вокруг блогера Тиханов-ского // Друзья Сябры [сайт]. URL: http://друзья-сябры.рф/2020/06/%d0%bf% d0%be%d0%bf%d1%83%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%bc-%d0%bf%d0%be-%d0% b1%d0%b5%d0%bb%d0%be%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8-%d0%b8%d0%bb%d0%b8-%d1%87%d0%b5%d0%bc-%d0%be%d0%b1%d1%83% d1%81%d0%bb%d0%be/ (дата обращения: 30.04.2021).

12 «Ты разжигала костер, мы в нем безумно сгорали»: как ТГ-каналы накаляют ситуацию в Беларуси // Друзья Сябры [сайт]. URL: 1пН:р://друзья-сябры. рф/2020/08/%01%82%01%8В-%01%80%00%В0%00%В7%00%В6%00%Б8% D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5 %D1%80-%D0%BC%D1%8B-%D0%B2-%D0%BD%D0%B5%D0%BC-%D0%B1%D0 %B5%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE-%D1%81/ (дата обращения: 30.04.2021).

13 Интерпретационная журналистика // Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. М., 2013. С. 311.

14 Макей: Беларусь должна и дальше придерживаться многовекторной внешней политики // БЕЛТА [сайт]. URL: https://www.belta.by/pojitics/view/ belarus-dolzhna-i-dalshe-priderzhivatsja-mnogovektornoj-vneshnej-politiki-makej-428266-2021/ (дата обращения: 30.04.2021).

15

Тихановская: Беларуси не нужна дополнительная «защита» со стороны России // Naviny.by. Белорусские новости [сайт]. URL: https://naviny.online/ new/20210421/1619027204-tihanovskaya-belarusi-ne-nuzhna-dopolnitelnaya-zashchita-so-storony-rossii (дата обращения: 30.04.2021).

16 Зьшкла, але зафтсавана. Страчаная псторыя Беларуа на здымках салда-тау Германскай iмпэрыi // Радыё Свабода [сайт]. URL: https://www.svaboda. org/a/30256824.html (дата обращения: 30.04.2021).

17 50 фактау за бел-чырвона-белы сьцяг // Радыё Свабода [сайт]. URL: https:// www.svaboda.org/a/29940620.html (дата обращения: 30.04.2021).

18 Рудович С.С. Час выбару: праблема самавызначэння Беларуа у 1917 годзе. Мiнск, 2001. С. 80.

19 «Абы не як у маскалёу» // Друзья Сябры [сайт]. URL: http://друзья-сябры.рф/ 2020/12/%d0%bb%d0%b8%d1%88%d1%8c-%d0%b1%d1%8b-%d0%bd%d0%b5-%d1%8f%d0%ba-%d1%83-%d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%bb% d1%91%d1%9e-%d0%b8%d0%bb%d0%b8-%d1%80%d0%b5%d0%b0%d0%bb%d 0%b8%d0%b8-%d0%b1/ (дата обращения: 30.04.2021).

20 Ня блытайма: расейскае «пытать» — зуам не беларускае «пытаць» (што па-цьвярджае i 1ван Жахлiвы) // Радыё Свабода [сайт]. URL: https://www.svaboda. org/a/pytac-pytat-paronimy/30237340.html (дата обращения: 30.04.2021).

21 Мова Нанова // Белсат [сайт]. URL: https://belsat.eu/ru/program/mova-nanovo/ (дата обращения: 30.04.2021).

22 Языковой барьер. В Белоруссии стартует предвыборная кампания с национальным колоритом // Коммерсантъ [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/2810828 (дата обращения: 30.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.