7 Известия. 1970. 19 дек. С. 3.
8 Челябинский рабочий. 1971. 7 янв. С. 3.
9 Правда. 1981. 13 окт. С. 4.
10 Известия. 1970. 30 дек. С. 4; Уральский рабочий. 1971. 5 янв. С. 3; и др.
11 Правда. 1970. 17 дек. С. 5.
12 Восточно-Сибирская правда. 1970. 23 дек. С. 3; Челябинский рабочий. 1971. 5 янв. С. 3; 20 янв. С. 3; и др.
DOI 10.31168/2619-0869.2020.1.14
Актуальные тенденции формирования национальной идентичности в Республике Беларусь (по материалам СМИ)*
Кристина Олеговна Долголаптева,
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация; e-mail: k.dolgolapteva@yandex.ru
Ключевые слова: Беларусь, нациестроительство, национальная идентичность, массмедиа, постсоветское пространство
The Construction of National Identity in the Republic of Belarus: Current Trends (Based on Mass Media Materials)
Kristina O. Dolgolapteva, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation; e-mail: k.dolgolapteva@yandex.ru
Keywords: Belarus, nation-building, national identity, mass media, post-Soviet space
Вопрос формирования национальной идентичности занимает особое место в общественном дискурсе Республики Беларусь и представляет большой интерес для исследования. Новизна заявленной темы связана с ее неразработанностью
Материал написан в марте 2020 г.
в отечественной и зарубежной науке: проблеме белорусской национальной идентичности посвящено относительно небольшое количество работ1.
Для выявления тенденций, связанных с рассматриваемым вопросом, мы провели исследование, объектом которого стали крупные белорусские массмедиа: «Наша Шва» (ежемесячная посещаемость — 1,1 млн), «Новы Час» (0,2 млн), «TUT.BY» (9,8 млн), «Kyky» (0,4 млн), «Политринг» (0,8 млн), «Комсомольская Правда в Беларуси» (1,9 млн), «Телескоп» (0,2 млн), а также иновещательные СМИ: «Sputnik Беларусь» (российский капитал2, посещаемость — 1,7 млн), «Ра-дые Свабода» (американский капитал3, 1,1 млн), «БелСат» (польский капитал4, 0,9 млн). Порядка 2/3 от общего количества посетителей представлено пользователями в возрасте 18-25 лет и 25-34 года (63% из которых — мужчины). Предмет изучения — публикации, позволяющие определить отношение белорусов к своей этнической группе и государству как институту с точки зрения современных и исторических реалий. В выборку вошли 284 материала (основания для выборки — метод ключевых слов, хронологические рамки: сентябрь 2019 — февраль 2020 гг., метод — контент-анализ).
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. белорусская медиаси-стема мало отличалась от российской (особенно это касалось телевидения: порядка 70% видеоконтента покупалось у российских государственных массмедиа)5. Издания новой формации вроде «Нашай Швы» имели невысокие тиражи и слабо влияли на медиадискурс6. Сегодня ситуация изменилась: представленные на белорусском медиарынке СМИ нового типа играют важную роль в общегосударственном информационном обеспечении. Они отличаются сильной политической ангажированностью и гибкостью реакции на запросы аудитории, активно внедряют новые форматы и выполняют функцию не столько донесения фактов, сколько трактовки7 информации. Прогрессивность таких изданий обусловлена новыми источниками финансирования и молодым составом редакций.
Рис.
1. Частотный анализ публикаций крупных массмедиа о России
В рамках данной работы мы рассмотрели, какая тематика превалировала в белорусском информационном пространстве и какие инфоповоды участвовали осенью — зимой 2019-2020 гг. в формировании национального самосознания жителей страны. За основу в исследовании был взят конструктивистский подход, а именно культурологическая теория национализма Б. Андерсона. В своей книге «Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма» автор отмечал, что посредством воздействия регулярно потребляемого контента периодических печатных изданий на отдельных индивидов оформляется целостный образ всей общности, или «воображаемого сообщества»8. Новые медиа, по сравнению с традиционной периодикой, приобрели ряд специфических черт, которые позволяют не только более эффективно формировать отношение аудитории к тем или иным общественно-политическим реалиям, но и вызывать доверие у читателя, создавая иллюзию открытости, независимости и заинтересованности в обмене мнениями.
Этому способствуют такие характеристики новых медиа, как двусторонняя коммуникация, интерактивность, непрерывность обновления контента, неограниченность ресурсов для публикации текстового (нет ограничения по знакам) и аудиовизуального (нет ограничения по времени) контента.
Результаты контент-анализа показали, что за обозначенный период 96 публикаций (1/3 от общего числа материалов) были посвящены взаимоотношениям между Россией и Беларусью (54% материалов имели негативный контекст, 21% — позитивный; 24% — нейтральный). Кроме новостных заметок на актуальные инфоповоды, наиболее часто выходили публикации, посвященные истории.
Рис. 2. Соотношение и тональность публикаций по тематическим блокам*
Мы выделили основные тематические блоки. Первый посвящен интеграции с Россией в контексте подписания Договора о создании Союзного государства и распада СССР.
* В инфографике отражено соотношение авторских оценок конкретных тем. Тональность вошедших в выборку публикаций была определена посредством лингвистического анализа журналистских текстов на предмет стилистически окрашенной лексики, средств художественной выразительности и имплицитной оценки.
Свыше 80% материалов были написаны с использованием большого количества стилистически окрашенной лексики с негативной коннотацией. В них Россия выступала «колониальным государством» с «имперскими замашками». Интересным приемом стала публикация писем читателей9, намеревавшихся сменить род деятельности, в случае если Беларусь «утратит суверенитет» под «давлением» России.
Второй крупный тематический блок затрагивает вопросы, связанные с победой в Великой Отечественной войне. Формально подвиги партизан оцениваются позитивно (у ряда исследуемых СМИ есть рубрики, посвященные исторической памяти10), однако чаще (в соотношении 2:3) выходят статьи о коллаборационистах реабилитирующего характера (о Вин-центе Годлевском, Радославе Астровском, Яне Станкевиче, Евхиме Кипеле, Никандаре Мядзейко, Антоне Адамовиче и других). Показателен образ Ларисы Гениюш, часто появляющийся на страницах исследуемых нами СМИ, как «праведницы» и «талантливой поэтессы» (за сотрудничество с оккупантами Гениюш получила срок в 1949 г.; в реабилитации ей было отказано трижды — в 1956 г., 1999 г. и 2017 г.).
Третий блок связан с распространением белорусского языка. У «Нашай Швы», «Радые Свабода» и «БелСат» есть рубрики, где аудиторию учат «правильному» языку, по большей части построенному на заимствованной лексике из польского языка. Хотя в Беларуси законодательно признаны официальными как русский, так и белорусский языки, в ме-диадискурсе регулярно поднимается вопрос полного отказа от русского языка в повседневной жизни, проводятся негативные параллели на примере межъязыковых паронимов11.
Нередко освещаются периоды, когда Беларусь находилась в составе Великого Княжества Литовского и Речи Поспо-литой (с положительной оценкой), участия в польских восстаниях 1794 г., 1830-1831 гг., 1863-1864 гг. В контексте таких событий массмедиа формируют у белорусов положительные
Рис. 3. Соотношение упоминаний исторических персон, претендующих на статус национальных героев, в публикациях крупных белорусских массмедиа
образы Кастуся Калиновского, Тадеуша Костюшко, Льва Са-пеги, Стефана Батория, Гедимина, Миндовга и других представителей польской и литовской культуры. Показательно, что у мифа о наиболее упоминаемом в СМИ К. Калиновском есть точная дата, точка отсчета — фальсифицирующая факты статья «Памящ Справядлiвага», опубликованная В. Ла-стовским12 в газете «Гоман» в 1916 г.
В формировании повестки также участвуют лидеры общественного мнения. Мы проанализировали среднее количество упоминаний и цитирований представителей разных политических взглядов: индекс медиаприсутствия для деятелей белорусской национальной оппозиции в три раза превышает показатели прорусски настроенных.
Подводя итог стоит отметить, что среди стран бывшего СССР Беларусь считается самым последовательным в инте -грации с Россией государством. Однако, по нашему мнению, в рассматриваемый период в белорусских массмедиа ново-
Рис.4. Соотношение упоминаний / цитирований персон современного медиадискурса
го типа увеличился удельный вес антироссийских публикаций. Большая часть СМИ создавала вовлекающий контент, имела стратегически четкую идеологическую линию и отличалась грамотностью выстраивания информационной повестки, способной достаточно аргументированно убеждать не слишком искушенного в вопросах истории и политики молодого читателя-белоруса. Актуальные тенденции конструирования белорусского самосознания базируются на сомнительных порой исторических фактах, тиражируемых СМИ, на польско-литовском мифе, сформированном в противоположность идее о русском триединстве (до начала XX в. как отечественная, так и зарубежная историческая наука определяла белорусов как субэтнос русского народа13;
феномен «белорусскости»14 возник в начале XX в.15), на педалировании отличий между русскими и белорусами и попытках по примеру западной пропаганды представить Россию в негативном свете.
Примечания
1 См., напр.: Бикетова Е.А., Чернышов Ю.Г. Нациестроительство Республики Беларусь и европейский компонент белорусской идентичности // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 94-103. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-1-94-103.
2 О Беларуси // Посольство Российской Федерации в Республике Беларусью [сайт] URL: https://belarus.mid.ru/ru/countries/belarus/republic-of-belarus/ (дата посещения: 21.05.2020).
3 Пра нас // Радые Свабода [сайт]. URL: https://www.svaboda.org/about-us (дата посещения: 21.05.2020).
4 Партнеры // БелСат [сайт]. URL: https://belsat.eu/ru//about/partnyory/ (дата посещения: 21.05.2020).
5 Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2019. С.45
6 История «Нашей Нивы» c 1906 года до наших дней // Наша Шва [сайт]. URL: https://nn.by/?c=ar&i=151632&lang=ru
7 Колесниченко А.В. Интерпретационная журналистика // Настольная книга журналиста. М., 2013. С. 311
8 Андерсон Б. Культурные корни // Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2016. С. 87 (дата посещения: 21.05.2020).
9 Услышав об «интеграции», учитель русского языка идет переучиваться на белорусского филолога // Наша Шва [сайт]. URL: https:// nn.by/?c=ar&i=237542&lang=ru (дата посещения: 21.05.2020).
10 «Гэта не улада, калi яна зтшчае сваiх людзей т за што». Пра што партызаны шсал у сваiх дзённшах // Наша Шва [сайт]. URL: https:// history.nn.by/?c=lr&i=239134 (дата посещения: 21.05.2020).
11 Ня блытайма: расейскае «пытать» — зусм не беларускае «пытаць» (што пацьвярджае i 1ван Жахлiвы) // Радые Свабода [сайт]. URL: https:// www.svaboda.org/a/pytac-pytat-paronimy/30237340.html (дата посещения: 21.05.2020).
12 Формирование национально-политического мифа о Кастусе Кали-новском // Анатомия этнополитики / под ред. Л.В. Савинова. Новосибирск, 2015. С. 165
13 См., например: Карский Е.Ф. Белорусы. Т. 1—3. М., 1955—1956; Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка. Ч. 1. Петроград, 1916. С. 7—8; Потебня А.А. Заметки о малорусском наречии. Воронеж, 1871; Шерцль В.И. Сравнительная грамматика славянских и других родственных языков: Фонетика. Харьков, 1871. С. 96. См. о триединстве русского народа: Schleicher A. Die sprachen Europas in systematischer Uebersicht. Bonn, 1850. S. 204; Bloomfield L. Language. Chicago, 1984. P. 61; Niederle L. La race slave: statistique, démographie, anthropologie. Paris, 1916. P. 14.
14 Русское триединство. Руководство по просвещению змагаров / под ред. К.Ю. Аверьянова-Минского. М., 2018. С. 5.
15 См., например: Ластоуст, В.Ю. Кароткая ысторыя Беларусь Вшьня, 1910; Лёс1кЯ.Ю. Псторыя Вялшага Княства Лтоуска-Беларускага (Па-водле леташсау) // Вольная Беларусь. 1918. 24 сакавша; Цвикевич А.И. Краткий очерк возникновения Белорусской Народной Республики. Киев, 1918. Доунар-Запольст М.В. Асновы дзяржаунасщ Беларусь Вшьня, 1919; Ластоуст В.Ю. Псторыя беларускай (крыускай) кты: спроба паястцельнай ктгатга. ад канца Х да пачатку Х1Х стагоддзя. Коуна, 1926; Ластоуст В.Ю. Што трэба ведаць кожнаму беларусу. Мшск, 1943.