Научная статья на тему 'Исторические источники по проблеме отношений Китая с народами Центральной Азии в древности'

Исторические источники по проблеме отношений Китая с народами Центральной Азии в древности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4708
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / НАРРАТИВНЫЕ / ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ДРЕВНОСТЬ / CHINA / CENTRAL ASIA / NARRATIVE / EPIGRAPHIC / ARCHAEOLOGICAL SOURCES / ANTIQUITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баринова Е. Б.

Рассмотрены основные типы источников, которые используются исследователями этнокультурных отношений Китая с народами Центральной Азии в древности. Они включают в себя прежде всего китайские, античные, византийские, арабские и персидские нарративные источники, а также памятники тюркской орхоно-енисейской письменности, согдийские, тохарские, тангутские и прочие тексты в культурных центрах Центральной Азии. Наряду с нарративными письменными источниками большое значение имеет эпиграфика и наскальные изображения. Историю отношений народов Центральной и Восточной Азии до появления письменных свидетельств возможно реконструировать только на основе археологических данных и интерпретации находок с древних памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical sources on the problem of the relationship between China and the peoples of Central Asia in antiquity

The article describes the main types of sources that are used by researchers of ethnic and cultural relations between China and the nations of Central Asia in ancient times. These include, first and foremost, Chinese, Byzantine, Arab and Persian narrative sources, as well as monuments of Turkic Orkhon-Yenisey script, Sogdian, Tocharian, Tangut and other texts in the cultural centers of Central Asia. Along with the narrative written sources is very important epigraphic and rock carvings. History of relations between the peoples of Central and East Asia before the advent of written evidence may reconstruct only on the basis of archaeological data and interpretation of the finds from the ancient monuments.

Текст научной работы на тему «Исторические источники по проблеме отношений Китая с народами Центральной Азии в древности»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 2 (6). С. 67-73.

УДК 930.2

Е. Б. Баринова

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ С НАРОДАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ

Рассмотрены основные типы источников, которые используются исследователями этнокультурных отношений Китая с народами Центральной Азии в древности. Они включают в себя прежде всего китайские, античные, византийские, арабские и персидские нарративные источники, а также памятники тюркской орхоно-енисейской письменности, согдийские, тохарские, тангутские и прочие тексты в культурных центрах Центральной Азии. Наряду с нарративными письменными источниками большое значение имеет эпиграфика и наскальные изображения. Историю отношений народов Центральной и Восточной Азии до появления письменных свидетельств возможно реконструировать только на основе археологических данных и интерпретации находок с древних памятников.

Ключевые слова: Китай; Центральная Азия; нарративные, эпиграфические, археологические источники; древность.

E. B. Barinova

HISTORICAL SOURCES ON THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP BETWEEN CHINA AND THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA IN ANTIQUITY

The article describes the main types of sources that are used by researchers of ethnic and cultural relations between China and the nations of Central Asia in ancient times. These include, first and foremost, Chinese, Byzantine, Arab and Persian narrative sources, as well as monuments of Turkic Orkhon-Yenisey script, Sogdian, Tocharian, Tangut and other texts in the cultural centers of Central Asia. Along with the narrative written sources is very important epigraphic and rock carvings. History of relations between the peoples of Central and East Asia before the advent of written evidence may reconstruct only on the basis of archaeological data and interpretation of the finds from the ancient monuments.

Keywords: China; Central Asia; narrative, epigraphic, archaeological sources; antiquity.

Основными источниками для изучения формирования этнокультурных особенностей древних народов являются нарративные документы и материалы археологических исследований1 .

Сведения, касающиеся отношений западных цивилизаций со Среднекитайской равниной, содержатся в памятниках письменности почти всех периодов китайской истории. Древние письменные памятники Китая могут быть разделены на несколько групп, отличающихся характером содержащихся в них исторических свидетельств.

Первая группа китайских источников -это синхронные исторические источники.

Она включает древнейшие летописи и записи речей правителей «Чуньнцю» [1], «Шаншу»2, «Цзочжуань»3 и др 4 Из официальных источников наиболее известны китайские дина-стийные истории. Во-первых, они наиболее близки к описываемым в них событиям и ситуациям по времени создания. Во-вторых, в большинстве династийных историй есть особые разделы, посвященные соседним с Китаем государствам и народам. Внутри этих разделов имеются подразделы, уже конкретно описывающие положение в той или иной стране, того или иного народа5.

Также в эту группу источников можно включить сообщения путешественников.

© Баринова Е. Б., 2015

67

Е. Б. Баринова

Например, Чжан Цянь (ум. в 114 г. до н. э.) -китайский путешественник и дипломат, которому мы обязаны большей частью сведений о народах, населявших Центральную Азию во II в. до н. э., после возвращения из путешествий должен был обобщить и систематизировать свои впечатления, чтобы предоставить их в виде доклада императору. Его сведения легли в основу многих исторических произведений древности6. Отдельные важные сведения содержатся в путевых записках других китайских путешественников. Пэй Цзюй, который был послан в начале VII в. на северо-запад с поручением расширить дипломатические и торговые связи с Западным краем и разузнать побольше о его странах, составил подробное описание этих стран и ведущих к ним путей в «Записках и картах Западных земель», которые впоследствии были утеряны, но сохранились в выдержках из его жизнеописания в династий-ной «Истории Суй».

Вторая группа китайских источников создана авторами, которые не были непосредственными участниками событий, но использовали первоначальные источники при написании своих сочинений. Древнекитайская историографическая традиция сформировалась на базе «Шуцзина», «Цзочжу-ань», «Чуньцю», «Чжушу цзинянь», «Гоюя» и др. Хотя в этих произведениях дается обобщенная картина жизни страны, однако объективная историческая традиция смыкается с мифологической7. Отдельные элементы истории могли восходить к поздненеолитической эпохе, но объективно выявить их в первоначальной нарративной историографии пока не представляется возможным. Для ранних письменных памятников Китая на данный момент наиболее надежные свидетельства могут быть установлены не ранее хронологии периода Шань-Инь. Однако, как и в большинстве древних письменных источников, в этих описаниях много повторений данных, содержащихся в более ранних сочинениях того же рода, и не всегда ясна датировка.

Третья группа источников китайских авторов - сочинения философов и религиозных деятелей. Их авторы не ставили перед собой задачу систематического изложения исторических событий. Однако, рассматри-

вая философские и религиозные вопросы, авторы произведений обращались за примерами к реальным историческим событиям [8; 9]. Например, для изучения комплекса проблем, связанных с распространением буддизма в Китае, большое значение имеют сочинения ранних буддийских проповедников. Они были собраны и переведены на французский язык Хуэй Цзяо в работе 1968 г. «Жизнеописания выдающихся монахов» [10].

Античные [11; 12; 13], византийские [14], арабские [15; 16; 17; 18] и персидские [18; 19] источники по вопросу древних контактов Китая с населением окружающих территорий сопоставимы по важности с китайскими текстами [20; 21; 22; 23; 24]. Возникновение в VII в. ислама и последовавшие затем завоевательные походы привели к тому, что в VIII в. арабский мир достиг границ Китая. В частности, в 713 г. в Чанъани, столице Тан, появилось первое посольство Халифата, а в 751 г. произошло непосредственное столкновение двух империй - известное сражение у реки Талас (крайний запад Киргизии), проигранное китайцами. Таким образом, начиная с VIII в. были установлены довольно тесные связи между западом и востоком Азии. В этом процессе, помимо дипломатов, военных и купцов, участвовали и ученые. В разное время в Китае побывали (или ознакомились с ним косвенно): Ибн-Вахб (вторая половина IX в.), Ибн Хордадбех (ок. 820 -ок. 912), Абу Зайд Ас-Сирафи (? - 979), Абу Са'ид Гардизи (XI в.), ал-Идриси (1099-1166) и др. Среди арабских сочинений, посвященных различного рода торговым путям и поездкам для установления дипломатических отношений, существует большое число работ IX-X вв., содержащих непосредственные сведения о самом ходе путешествия и некоторые подробности о посещаемых путешественником странах. Наиболее содержательны в этом отношении записки Абу-Дулафа [25; 26], Салламы ибн-Тарджумана [27], Тамима ибн-Бахра [28], Ибн-Фадлана [29; 30; 31]. В 1310 г. появляется письмо перса - Рашид ад-Дина, закончившее его «Мировую историю». В этой книге можно было найти большое количество информации о Китае [32; 33].

Одними из первых, кто принес сведения о Китае в Европу, были Плано Карпини [34,

68

Исторические источники по проблеме отношений Китая с народами Центральной Азии в древности

с. 23-83] и Гильом де Рубрук [34, с. 88-192]. Сочинение Плано Карпини явилось первым оригинальным европейским произведением о тех областях Азии, о которых до него вообще не было достоверных сведений [35].

Заметное место среди источников по этнической истории китайцев VII-XIII вв. занимают записки путешественников-иностран-цев, побывавших в Китае (наибольшей известностью пользуются путевые заметки венецианца Марко Поло, жившего в Китае уже после падения династии Сунн) [36; 37]. В отличие от Карпини и Рубрука, цель миссии которых заключалась в том, чтобы установить дипломатические отношения с Китаем, у Марко Поло была иная цель - коммерческая. В своей книге он кратко обрисовывает историческую ситуацию, сложившуюся в Китае к концу XIII в. В Срединном государстве к этому времени правила монгольская династия Юань. Марко Поло проводит четкую грань между китайцами и монголами.

Важными источниками по контактам являются памятники тюркской орхоно-енисейской письменности [38; 39; 40; 41; 42; 43], согдийские [44], тохарские [45], тангут-ские [46] и прочие тексты в культурных центрах Центральной Азии.

Наряду с нарративными письменными источниками большое значение для изучения истории контактов Китая с народами Центральной Азии имеет эпиграфика. Иньские гадательные надписи (XIV-XI вв. до н. э.) [47; 48; 49], чжоуские тексты на бронзовых ритуальных сосудах (XI-VI вв. до н. э.) [50; 51], надписи на бамбуковых пластинках [52; 53; 54] содержат материал, на основе которого оказывается возможным проследить возникновение древнейших форм контактов. Среди эпиграфических памятников III в. до н. э. - III в. н. э. наибольшую ценность представляют тексты на бамбуковых пластинках, найденные в 1927-1934 гг. близ Цзюйяня (Внутренняя Монголия). Этот архив казенных и частных документов, насчитывающий более 10 000 фрагментов, датируется 102 г. до н. э. - 98 г. н. э. [55; 56]. В конце 1960-х -начале 1970-х гг. были сделаны новые важные находки эпиграфических памятников -не только ханьских, но и циньских. На шелке и пластинках из Чанша представлены не только древние рукописи, но и карты начала

II в. до н. э. Для более позднего времени важными эпиграфическими источниками являются документы, обнаруженные в

Дуньхуане в начале XX в. [57], фрески и рельефы, характерные для погребений некоторых соседних с китайцами народов - кида-ней, чжурчжэней, тангутов и т. д. [58].

Важным источником для понимания единства культур Центральной Азии и Северного Китая в древности стали наскальные изображения. Последовательное научное исследование петроглифов в регионе началось в 1970-х гг. Это прежде всего касалось петроглифов Горного Алтая, расположенного на территории России, Казахстана и Монголии. Только на территории Республики Горный Алтай (на территории России) к 1990-м гг. удалось собрать и проанализировать информацию с более чем 200 памятников наскального искусства [59; 60]. За последние годы новые наскальные изображения открыты в ранее не известных местах Алтая у с. Озерное, на Укоке и др. [61; 62; 63]. Появилось несколько монографий, тематических сборников, публикаций материалов и статей по наскальному искусству Горного Алтая [64]. Также много наскальных изображений было открыто и исследовано в Монгольском Алтае [65; 66; 67; 68; 69], на территории Казахстана в Западном Алтае [70; 71].

Что же касается части Алтая, расположенной на территории Китая, то исследования исторических памятников этого района начались гораздо позже. Работы 80-х гг. XX в. носили в основном информативный характер или касались частных вопросов [72; 73]. Сейчас исследование наскальных изображений в регионе ведет Лю Чиньянь [74]. В результате изучения комплексов петроглифов на всей территории Горного Алтая, стало очевидным, что в периоды палеометаллической эпохи и раннего железного века изобразительные сюжеты и манера исполнения не отличаются. Более того, искусство алтайской наскальной живописи имеет сходство по стилю и сюжетам с наскальным искусством на территории других районов КНР, таких как горы Иньшань во Внутренней Монголии и Хэланьшань в Нинься-Хуэйском автономной районе8. В то время как поздние рисунки, выполненные в согдийской манере, характерны для районов

69

Е. Б. Баринова

Горного Алтая, но уже не прослеживаются на других территориях.

Конечно, сходство на ранних этапах может являться проявлением традиционного уклада жизни в сходных условиях, но также может быть отражением этнокультурной ситуации в регионе.

Историю отношений народов Центральной и Восточной Азии до появления письменных свидетельств возможно реконструировать только на основе археологических данных и интерпретации находок с древних памятников. Что касается археологических источников, то они многочисленны. Это прежде всего полные научные публикации археологических исследований наиболее важных памятников, которые могут служить основой для исследовательской работы, соответствующие альбомы находок и т. п. Помимо этого в качестве источников важны отчеты и сообщения об осмотре и раскопках археологических памятников в интересующем нас регионе или публикации отдельных находок. Однако многие памятники не являются по-настоящему исследованными, а публикации нередко содержат лишь краткий перечень основных находок, с минимальными описаниями, а часто и без них.

Изучая материальные остатки жизнедеятельности людей, археология предоставляет исследователю этногенеза данные, характеризующие культуру тех или иных древних человеческих коллективов. Однако проблема критериев для выделения этнических общностей на археологическом материале еще не может считаться решенной в полном объеме.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В пределах XVIII-XIX вв. исторические источники были связаны исключительно с нарративной традицией тех народов, которые использовали и сохранили письменную культуру. В XX в. и тем более в XXI в. в состав исторических источников активно включаются материалы, обнаруживаемые в процессе полевых археологических работ. Более того, археологический факт может стать самостоятельным историческим источником при последовательной процедуре интерпретации.

2 Шаншу - одно из названий сбор-

ника «Шуцзин».

3 Цзочжуань («Комментарии Цзо») -

комментарии к хронике «Чуньцю», охватывающие период 722-468 гг. до н. э. [2].

4 Перечисление письменных источников представлено в [3, табл. 1, 2].

70

5 В большинстве исторических сочинений, начиная с «Шицзи» («Исторические записки»), содержались сведения о Центральной Азии. Более того, во всех династийных историях традиционно выделялась отдельная глава для «сообщений о Западном крае», в которой рассказывалось о центральноазиатских странах и народах (по традиционным китайским представлениям, в определение Западный край входили современные Синьцзян, Средняя Азия, Афганистан и Северная Индия, т. е. государства к западу от Дуньхуана). В частности, в них упоминаются Большие Юэчжи (тохары, а впоследствии и основанное ими Кушанское царство), Дася (Бактрия), Тухоло (Тохаристан), Да-вань (Фергана), Кангюй, Иеда и Идань (эфтали-ты), тюрки и т. д. [4].

6 Например, Сыма Цянь, составляя главу о Давани в «Шицзи» (II-I вв. до н. э.), по-видимому, полностью следует изложению Чжан Цяня. Наряду с описанием конкретных особенностей посещенных Чжан Цянем стран и быта их населения Сыма Цянь вводит типологическую категорию «тун» (тождество), позволяющую ему группировать выделенные объекты. При этом в качестве главного критерия установления сходства между странами Западного края историк принимает «су» (обычаи). «Усунь, - пишет, например, Сыма Цянь, - находится к северо-востоку от Давани на расстоянии примерно двух тысяч ли. Это кочевое государство, там занимаются скотоводством, обычаи - такие же, что и у сюнну... Канцзюй находится на северо-западе от Давани на расстоянии примерно двух тысяч ли. Это кочевое государство, и обычаи там в основном такие же, как и у юэч-жи» и т. д. [5, с. 251].

Большую ценность «Исторические записки» представляют для изучения политического строя сюнну. Эта работа содержит главные сведения по организации сюннуского общества. Другие древние авторы либо повторяют, либо дополняют картину отдельными деталями [5, с. 4; 6]

7 Бань Гу, автор «Хань шу» («История династии Хань», нач. II в.), при написании своей книги широко пользовался данными Сыма Цяня, хотя они зачастую получали у него иное освещение. Так дело обстояло с изложением сведений об иноземных государствах и народах. В главе, посвященной Западному краю, Бань Гу формулирует свой подход к изложению материала. Всю совокупность объектов он выделил по принципу непохожести, но сами по себе эти объекты он анализирует затем посредством установления черт общности хозяйственных и бытовых особенностей народов Запада.

У автора V в. Фань Е в «Хоу Хань шу» («История династии поздняя Хань») характеристика стран и народов, граничивших со Срединной империей, во многом отличается от того, что мы видим у Бань Гу. Во-первых, он более детально подходит к описанию особенностей Запада, во-вторых, вводит термины, обозначающие частичное сходство или отличие. Важнейшими критериями сравнительной характеристики стран и народов Фань Е считал обычаи, язык, пищу и одежду [7].

Отметив необычность внешности жителей Западного края, ни Сыма Цянь, ни Бань Гу еще

Исторические источники по проблеме отношений Китая с народами Центральной Азии в древности

не подозревали, по-видимому, что эта особенность может служить критерием для дифференциации групп населения соседних с Китаем территорий. Лишь у Чэнь Шоу, а затем у Фань Е физический тип населения впервые начинает фигурировать в числе типологических признаков, позволяющих установить черты сходства и различий между отдельными чужеземными странами.

Автор «Цзинь шу» («История династии

Цзинь») сер. VII в. Фан Сюанлин также уделяет внимание внешнему облику соседних народов. Он впервые фиксирует существование еще одного типа, резко отличающегося как от древних китайцев, так и от населения Западного края.

8 Общность прослеживается в технике нанесения изображений путем выбивки, стиле и манере художественной передачи образов, сочетающей реализм с подчеркиванием особенностей животных и условность изображения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / пер. и примеч. Н. И. Монастырева ; исслед. Д. В. Деопика, А. М. Карапетьянца. -М. : Восточная литература, 1999. - 351 с.

2. Чунь цю Цзо чжуань: Комментарии Цзо к «Чунь цю». Гл. 1-5 / исслед., пер. с кит., комм. и указ. М. Ю. Ульянова. - М. : Восточная литература, 2011. - 335 с.

3. Баринова Е. Б. Влияние материальной культуры Китая на процессы инкультурации Средней Азии и Южной Сибири в домонгольское время. - М. : Изд-во ИЭА РАН, 2011. - 451 с.

4. Гусаков В. В. Центрально-азиатская политика Китая в эпоху династии Хань // Вопросы истории Кыргызстана. - 2008. - № 2. - С. 44-50.

5. Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. -М. : Наука, 1979.

6. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Вып. 1: Сюнну / пер., предисл. и коммент. В. С. Таскина. - М. : Наука, 1989. - 297 с.

7. Известия о странах и народах Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов. (Китайские источники ранее IX в.) / пер. В. А. Вельгуса. - М. : Наука, 1978.

8. Behr W. Three Sound-Correlated Text Structuring Devices in Pre-Qin Philosophical Prose // Bochumer Jahrbuch zur Ostasienforschung. -2005. - Vol. 29. - P. 15-33.

9. Bloom I. Mencius. Translations from the Asian Classics / ed. P. J. Ivanhoe. - N.Y. : Columbia University Press, 2009.

10. Houei-kiao. Biographies des Moines eminents. -Louvian : Institut orientaliste, Bibliotheque de l'Universite, 1968.

11. Plinii Secundi C. Naturalis Historiae. Libri XXXVII / ed. Carolus Wayhoff. - Lipsciae, 1897-1902.

12. Псевдо-Арриан. Плавание вокруг Эритрейского моря / пер. С. П. Кондратьева // Вестник древней истории. - 1940. - № 2. - С. 264-281.

13. Пьянков И.В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия (текст, перевод, примечания). - Душанбе : Дониш, 1975.

14. Византийские историки Дексип, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец / пер. с греч. Г. Дестуниса. - СПб. : Типография Леонида Демиса, 1860.

15. Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература // Избр. соч. : в 6 т. - Т. 4. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1957. - 919 с.

16. Зайончковский А. Старейшие арабские хадисы о тюрках (VIII-XI вв.) // Тюркологический сборник. К 60-летию А. Н. Кононова. - М. : Наука, 1966. - С. 194-201.

17. Асадов Ф. М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. - Баку : Элм, 1993.

18. Якубовский А. Ю. Арабские и персидские источники об уйгурском турфанском княжестве в IX-X веках // Тр. Отдела Востока [Государственного Эрмитажа]. - Т. IV. - Л. : ГЭ, 1947.

- С. 423-443.

19. Кадырбаев А. Ш. «Мусульманские» языки и мусульмане в культуре и науке Китая XIII-XIV вв. (по материалам китайских династий-ных историй) // Восточный архив. - № 8/9. -М., 2002. - С. 30-41.

20. Пятнадцать тысяч монет. Средневековые китайские рассказы / пер. И. Т. Зограф. - М. : Восточная литература, 1962.

21. Чжао Хун Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар») // Памятники письменности Востока / пер. с кит., предисл., введ., ком-мент., прил. Н. Ц. Мункуева. - М. : Наука, 1975.

22. Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. - Новосибирск : Наука, 1989.

23. Leslie D. D., Gardiner K. H. J. The Roman Empire in Chinese Sources. Studi Orientali 15. -Rome : Bardi, 1996.

24. Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана (Извлечения из китайских источников II в. до н. э. - XVIII в.) / отв. ред. К. Джуса-ев ; сост. : К. Джусаев, А. Мокеев, Д. Сапара-лиев. - Т. 2. - Бишкек : Илим, 2003.

25. Кожин П. М. Арабский путешественник Абу Дулаф об этнокультурных контактах в Центральной Азии в середине X в. // VI конгресс этнографов и антропологов в России : тезисы.

- СПб. : МАЭ РАН, 2005. - С. 214.

26. Кожин П. М. Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана: проблемы палеокультурологии. - М. : Форум, 2011.

27. Goeje M. J. de. De Muur van Gog en Magog. -Amsterdam, 1888.

28. Minorsky V. F. Tamim ibn Bahr's Journey to the uyghurs // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London. - 1948. -Vol. 12. - P. 275-305.

29. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / ред.

И. Ю. Крачковского ; пер. и коммент.

А. П. Ковалевского. - М. ; Л. : Изд. Академии наук СССР, 1939.

30. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.: Статьи, переводы, комментарии. - Харьков : Изд-во Харьковского государственного университета им. А. М. Горького, 1956.

71

Е. Б. Баринова

31. Большаков О. Г. Уточнения к переводу «За-

писки» Ибн-Фадлана // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти

А. П. Новосельцева / отв. ред. Т. М. Калинина.

- М. : Восточная литература РАН, 2000. -С. 54-63.

32. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - Т. I-III.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952-1960.

33. Рашид ад-Дин. Переписка / пер. с перс., введ. и коммент. А. И. Фалиной. - М. : Наука, 1971.

34. Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / пер. А. И. Малеина ; ред., вступ. ст. и примеч. Н. П. Шастиной. - М. : Географгиз, 1957.

35. Свентославский B. Сведения о Центральной

Азии в отчетах посланников папы римского Иннокентия IV к хану монголов в 12451247 гг. // Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура : мат-лы Междунар. науч.

конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. М. Беленицкого (Санкт-Петербург, 2-5 ноября 2004 г.). - СПб. : ИИМК РАН, 2005. -С. 298-303.

36. Книга Марко Поло / пер. старофранц. текста И. П. Минаева ; ред., вступит. ст. И. П. Маги-довича. - М. : Географгиз, 1955.

37. Марко Поло. Книга о разнообразии мира / предисл. Х. Л. Борхеса ; пер. со старофранц. И. Минаева. - СПб. : Амфора, 1999.

38. Васильев В. П. Китайские надписи на Орхон-ских памятниках в Кошо-Цайдаме и Карабал-гасуне // Сборник Трудов Орхонской экспедиции. - СПб., 1897. - Вып. III. - С. 1-36.

39. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1951.

40. Васильев Д. Д. Тюркские рунические надписи

правобережья Улуг-Хема и создание базы данных эпиграфических источников // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург : материалы конф. к 70-летию А. Д. Грача. - СПб. : Культ-информ-пресс,

1998. - С. 225-231.

41. Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. - СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2003.

42. Кляшторный С. Г. Новые открытия древнетюркских рунических надписей на Центральном Тянь-Шане // Тр. Ин-та истории мировой культуры. - Вып. 3. - Бишкек ; Лейпциг : Илим, 2003. - С. 18-21.

43. Кляшторный С. Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. - СПб. : Наука, 2006. - (Восток: Общество, культура, религия).

44. Лившиц В. А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. - СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2008. - (Азиатика).

45. Иванов В. В. Функции «тохарских» языков и «тохарской» литературы в Восточном Туркестане и проблема тюркско-«тохарских» контактов // Центральная Азия и Тибет : материалы конф. - Новосибирск : Наука, 1973. -С. 168-171.

46. Невский Н. А. Тангутская письменность и ее фонды // Доклады группы востоковедов на сессии Академии Наук СССР 20 марта 1935 г.

- М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1936. - С. 64-65.

47. Chou Hung-hsiang. Chinese Oracle Bones // Scientific American. - 1979. - Vol. 240. -P. 134-349.

48. Cook C. A. From Bone to Bamboo: Number Sets and Mortuary Ritual // Journal of Oriental Studies. - 2006. - Vol. 41. - № 1. - P. 1-40.

49. Park H. Linguistic Approaches to Reading Excavated Manuscripts // Asiatische Studien. - 2009.

- Vol. 63. - № 4. - P. 857-887.

50. Shaughnessy Е. L. Sources of Western Zhou History inscribed bronze Vessels. - Berkeley ; Los Angeles ; London : University of California Press, 1991. - 312 p.

51. Shaughnessy E. L. The Writing of a Late Western Zhou Bronze Inscription // Asiatische Studien. - 2007. - Vol. 61. - № 3. - P. 845877.

52. Taniguchi Mitsuru. Ch'u Bamboo Slips from the Warring States Period and the Historical Geography of the Ch'u State // Acta Asiatica. - 2001.

- Vol. 80. - P. 27-40.

53. Venture O. Le Shan ding: Un vase en bronze inscrit de l'epoque des Zhou occidentaux (1050771 av. notre ere) // ArA. - 2004. - Vol. 59. -P. 166-172.

54. Allan S. Not the Lun yu: The Chu Script Bamboo Slip Manuscript, Zigao, and the Nature of Early Confucianism // Bulletin of the School of Oriental (and African) Studies. - 2009. - Vol. 72. -№ 1. - P. 115-151.

55. Ikeda Tomohisa. Bibliography of Books and Articles on the Ch'u Bamboo Strips from Kuo-tien // Acta Asiatica. - 2001. - Vol. 80. - P. 72-88.

56. Бамбуковые анналы: древний текст (Гу бэнь чжу шу цзи нянь) / изд. текста, пер. с кит., вступ. ст., коммент. и прилож. М. Ю. Ульянова при участии Д. В. Деопика и А. И. Таркиной. -М. : Восточная литература, 2005.

57. Китайские документы из Дуньхуана. Вып. 1 / изд. текстов, пер. с кит., исслед. и прилож. Л. И. Чугуевского. - М. : Наука, 1983.

58. Giele E. Using Early Chinese Manuscripts as Historical Source Materials // Monumenta Serica. -2003. - Vol. 51. - P. 409-438.

59. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы Горного Алтая. - Новосибирск : ИАЭ СО РАН, 1980.

60. Кубарев В. Д., Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая. - Новосибирск : ИАЭ СО РАН, 1992.

61. ЧеремисинД. В. Наскальные изображения Джурамала (Горный Алтай) // Древнее искусство Азии. - Вып. 1. - Кемерово : КГУ, 1995. -С. 75-81.

62. Кубарев В. Д. О петроглифах Калгуты // Наскальное искусство Азии. - Вып. 2. - Кемерово : КГУ, 1995. - С. 88-97.

63. Молодин В. И., Черемисин Д. В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок . -Новосибирск : Наука, 1999.

64. Кубарев В. Д. Вооружение древних кочевников по петроглифам Алтая // Археология, эт-

72

Исторические источники по проблеме отношений Китая с народами Центральной Азии в древности

нография и антропология Евразии. - 2004. -№ 3. - С. 65-81.

65. Окладников А. П. Петроглифы Монголии. -

Л. : Наука, 1981.

66. Новгородова А. Э. Мир петроглифов Монголии. - М. : Наука, 1984.

67 Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Е. Новые петроглифы монгольского Алтая // Наскальное искусство Азии. - Кемерово : КГУ, 1995. - С. 20-23.

68. Jacobson E., Kubarev V., Tsevendorj P. Mongolie du Nord-Ouest: Tsagaan Salaa / Baga Oigor. Repertoire des Petroglyphes d'Asie Centrale. -T. V. - Paris : De Boccard, 2001.

69. Dematte P. Writing the Landscape: Petroglyphs of Inner Mongolia and Ningxia Province (China) // Beyond the steppe and the sown: proceedings of the 2002 University of Chicago Conference on Eurasian Archaeology / ed. D. L. Peterson et al. Brill ; Colloquia Pontica: series on the archae-

ology and ancient history of the Black Sea area. - 2006. - Vol. 13. - P. 300-313.

70. Максимова А. Г., Ермолаева A. C., Марья-шев А. Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. - Алма-Ата : Изд-во 0нер, 1985.

71. Самашев З. С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. - Алма-Ата : Гылым, 1992.

72. Ларичев В. Е. Открытие наскальных изображений на территории Внутренней Монголии, в Синьцзяне и Цинхае // Рериховские чтения -1984 : материалы конф. - Новосибирск : Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1985. - С. 149-167.

73. Худяков Ю. С. Изображения воинов на петроглифах Синьцзяна // Древнее искусство Азии. - Кемерово : КГУ, 1995. - С. 109-114.

74. Лю Чиньянь. Наскальное искусство Китайского Алтая как материализованный элемент древней духовной культуры : дис. ... канд. искусствоведения. - Кемерово, 2002.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.