Исторические и современные тенденции развития кадровой политики Министерства юстиции, внутренних дел Монголии
МУРАТ ДОСЫМБЕК,
адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Historical and Modern Trends in the Development of the Personnel Policy of the Ministry of Justice, Internal Affairs of Mongolia
MURAT DOSYMBYEK,
Adjunct of the Faculty of Scientific Training and Scientific and Pedagogical Staff (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 94 (517)
В статье рассматриваются исторические и современные тенденции развития государственной кадровой политики и кадровой политики Министерства юстиции, внутренних дел Монголии. Настоящие, необходимые правоохранительным органам научные исследования исторических тенденций развития кадровой политики Министерство юстиции, внутренних дел Монголии, способствуют ее новому качественному формированию в современных условиях.
Государственная служба; Конституция; кадровая политика; человеческий ресурс; система заслуг; структура; тенденции развития; государственная кадровая политика.
The article considers historical and modern trends in the development of state personnel policy and personnel policy of the Ministry of Justice and Internal Affairs of Mongolia. The present scientific research needed by law enforcement agencies on historical trends in the development of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Mongolia contributes to its new qualitative formation in modern conditions.
Public service; Constitution; personnel policy; human resource; merit system; structure; development trends; state personnel policy.
В современное время, как и в более ранние исторические времена, в процессах развития кадровой политики Министерства юстиции, внутренних дел Монголии (далее — МЮВД Монголии) и прохождения государственной службы главную роль играют традиции и обычаи Монголии, сложившиеся много лет назад, но являющиеся актуальными и сегодня.
Сохранившиеся и изученные автором исторические письменные материалы МЮВД Монголии содержат ряд ценных правовых документов, регулирующих кадровую деятельность органов внутренних дел. Они относятся к разным историческим этапам, что предоставляет возможность
использования правовых материалов при изучении и проведении анализа как исторического развития, так и современных тенденций кадровой политики МЮВД Монголии.
Прежде чем подробно анализировать исторические и современные тенденции развития кадровой политики МЮВД Монголии, следует рассмотреть поэтапную историю развития государственных служб Монголии, а также историю МЮВД Монголии в целом.
По историческим данным, государственная служба Монголии делиться на несколько этапов в своем развитии:
I этап: в государстве Хунну, управлявшемся на основе принципов военной демократии и десятичной структуры, основы государственного управления формировались в III в. до н. э.;
II этап: в XIII в. в период Объединенного Монгольского государства, сформировались Централизованный государственный аппарат и государственная служба.
III этап: в период правления Маньчжурского императора, когда Монголия находилась под маньчжурским игом во время автономии в период правления Богдыхана, проходило становление института чиновничества в государственной службе Монголии с XVII по XIX вв.
IV этап: с 1921 по 1991 гг. этап развития государственной службы Монгольской Народной Республики прошел два исторических периода:
Первый период. Как особый социальный слой с 1921 по 1940 гг. формировались государственные служащие.
Второй период. В 1940—1991 гг. сложилась система социалистической государственной службы.
V этап: в условиях демократизации общества и становления рыночных отношений формирование государственной службы Монголии.
В результате проведенного нами исследования стало очевидно, что история развития МЮВД Монголии обусловлена обозначенными историческими этапами. Все эти отмеченные автором исторические, социальные, правовые, государственные процессы и обстоятельства повлияли на развитие и деятельность МЮВД Монголии в целом.
16 декабря 1911 г., то есть в исторический период существования автономной Монголии, приказом Богдыхана было сформировано правительство, объединившее работу пяти министерств: внутренних дел, иностранных дел, военных дел, финансовых дел, судебных дел [5].
В перечисленных министерствах работало около 400 служащих, в том числе чиновников, хозяйственных работников, курьеров, писарей, вахтеров и др.
Именно с этого времени в структуре правительства Монголии впервые стал рассматриваться вопрос о создании отдельного Министерства внутренних дел Монголии.
С 1913 по 1918 гг., в соответствии с постановлениями Богдыхана был разработан и введен в действие правовой 65 томный акт «Правовое писание Монголии» (далее — правовое писание).
В данном правовом писании были введены принципы и технология конкурсного отбора кадров государственной службы, в том числе и для правоохранительных органов. Например, из слушателей и молодых людей разных местностей выбирались самые лучшие писари; для поступления
и прохождения службы министры и чиновники соответствующих министерств отбирали самых умелых кандидатов; на протяжении одного месяца кандидат проходил стажировку, во время которой проверялись его знания, умения и аккуратность.
Кроме этого, в правовом писании нашли отражение вопросы обучения государственных служащих. Так, в нем было указано, что в столице и в провинции должны быть сформированы начальные, средние и высшие школьные кабинеты. В школу, где обучали сравнительному изучению маньчжурского и монгольского языков, а также русскому, китайскому, английскому и французскому языкам и другим дисциплинам отправляли сыновей служащих и других способных мальчиков в возрасте с 10 до 15 лет. Чиновники из министерства внутренних и иностранных дел ежегодно принимали выпускной экзамен, а лучших выпускников брали на государственную службу.
В 1921 г. после того, как Народная Революция Монголии победила, было ликвидировано законодательство дореволюционной Монголии. Оно рассматривалось как противоречащее интересам трудящихся масс и революции. В связи с чем были приняты новые важные законодательные акты, такие, например, как Временное положение о Собрании Народного правительства Монголии (1922 г.), Положение о местном управлении Монголии (1923 г.).
Кроме этого, в июле 1921 г. Народное временное правительство переименовало Министерство внутренних дел в Министерство юстиции Монгольской Народной Республики. Таким образом, последнее было создано на основе Министерства внутренних дел.
В структуру данного Министерства юстиции входили внутренние и внешние отделы. Отдел внутренних дел занимался расследованием нарушений, жалоб и принятием решений по данным делам, связанным с гражданами своей страны.
19 мая 1922 г. Народное правительство создало комиссию для подготовки проекта текста Конституции народной республики. Председателем комиссии назначали министра юстиции Н. Маг-сржавав, членами комиссии избрали Ж. Цэвээн и Бат-Очира, изобретателей того времени [4].
26 ноября 1924 г. изучив Конституции СССР, Франции и Германии депутаты великого народного хурала разработали новую Конституцию, которая составила основу демократической Конституции Монголии 1992 г. Она же провозгласила Монголию Народной Республикой.
Данная Конституция ликвидировала прежнюю иерархию государственных служащих. Основным фундаментом системы власти стал партийный аппарат.
Государство сразу же приступило к осуществлению новой кадровой политики после Народной революции.
В связи с проведенными реформами нехватка профессиональных специалистов привела к снижению эффективности государственного аппарата, а низкий квалификационный уровень государственных кадров в свою очередь к привлечению в качестве помощников, советников и консультантов бывших служащих.
В этот период в государственном аппарате на высоком уровне оценив образование, полученное в СССР, были быстро проведены назначения новых кадров, которые получили советское образование.
Впервые была создана широкая сеть учебных заведений для ускоренной подготовки специалистов, основу которой составляли различные курсы.
Главным путем формирования национальных кадров оказалась система высшего и среднего специального образования. Подготовка специалистов и создание системы учебных заведений практически началось с нуля. К концу 1921 г. в столице Урге в Монголии была открыта первая начальная школа на 100 учеников.
Монголия активно опиралась на помощь СССР. Монгольские юноши и девушки охотно обучались в высших и средних учебных заведениях СССР. А Коммунистический университет трудящихся Востока1 (КУТВ) сыграл одну из первостепенных ролей в подготовке квалифицированных кадров, в тот исторический период его окончили 229 граждан Монголии. Советские специалисты в свою очередь приняли активное участие в создании сети вузов и техникумов в Монголии.
Нынешний Университет внутренних дел Монголии впервые был создан Постановлением Совета Министров Монгольский Народной Республики от 8 июля 1933 г. «О создании средней школы при Департаменте внутренних дел».
С этого времени начали готовить кадры для МЮВД Монголии, а также интенсивно организовывать подготовку кадров и определять кадровую политику.
За 16-летний период X съезд партии обосновал необходимость принятия новой Конституции, которая законодательно закрепила бы происшедшие исторические перемены в 1940 г.
Конституция 1940 г. в отличие от предшествующего основного закона заявила принципы за-
1 В учебных заведениях Коминтерна в г. Москве с 1921 по 1938 гг. подготавливались кадры азиатских национальностей, в том числе высокопоставленные граждане Монголии.
конности (подчинения и соблюдения закона государственными служащими).
В соответствии с постановлением парламента МНР от 2 марта 1959 г. № 52 было ликвидировано Министерство юстиции МНР, а Совет министров принял постановление от 25 мая 1959 г. № 210 «О создании Комитета по правовым и судебным вопросам при Совете министров». Комитет состоял из 9 членов.
С принятием Конституции 1960 г. был связан следующий этап развития Министерства юстиции МНР. В связи с введением однопартийной системы, преобразовывалась и правящая партия, изменялся ее статус. Монгольская Народная Революционная Партия непосредственно воздействовала на формирование министерств государства, в том числе на формирование Министерства юстиции.
Правовое положение государственных служащих о правах и обязанностях граждан регулировалось данной Конституцией. Основные обязанности граждан: соблюдение Конституции МНР, правильное согласование личных и общественных интересов, охранение общественной собственности, защита Родины, исполнение гражданского долга, требование от других выполнения гражданского долга.
Всвязи с этими реорганизациями Президиум Народного Великого Хурала 7 декабря 1972 г. принял Указ № 247 «О создании Министерства юстиции Монгольской Народной Республики» и Министерство юстиции было восстановлено.
С этого момента Министерство юстиции Монголии на международном уровне начало развивать дружеские отношения с другими странами.
17 ноября 1989 г. Постановлением Народного совета МНР № 265 Министерство юстиции было преобразовано в Министерство юстиции и арбитража. Основой деятельности данного министерства являлся Устав Министерства юстиции и арбитража, который закрепил, в частности, что Министерство юстиции и арбитража Монголии является государственным центральным административным органом, а также отвечает за развитие правового сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями.
В связи с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике, прошедшими изменениями в политической ситуации в Монголии, Министерство юстиции и арбитража в 1990 г. было реорганизовано и переименовано Постановлением правительства Монголии № 209 в Министерство юстиции.
Таким образом, в связи с политическими изменениями, происходящими в государстве, структура Министерства юстиции, начиная с 1993 г., менялась каждые 4 года, всего 7 раз.
Необходимо отметить, что одними из основных направлений деятельности Министерства юстиции являлись:
— разработка и реализация правовой политики, законопроектов;
— создание национальной базы данных правовой информации;
— совершенствование правовой основы для сотрудничества в области правовой помощи с зарубежными странами;
— осуществление контроль над деятельностью полиции, следственных органов, государственного архива, органа исполнения судебных решений, службы пожарной безопасности.
Вместе с тем, в истории развития специальных документов и стандартов в сфере государственной кадровой политики Монголии, в том числе в системе Министерства юстиции, внутренних дел Монголии, государственная служба не была урегулирована официальным законодательным актом вплоть до принятия Закона Монголии «О государственной службе» от 30 декабря 1994 г.
С 1994 г. в связи с принятием Закона Монголии «О государственной службе» в направление государственной кадровой политики было введено понятие «человеческий ресурс» [3]. Однако слова «персонал» или «кадры» были переведены не полностью и в некоторых документах министерства все еще используются [6].
Последующим Постановлением правительства Монголии от 23 августа 2000 г. Министерство юстиции переименовали в Министерство юстиции, внутренних дел Монголии.
Таким образом, анализ показал, что только за период с 2000 г. по настоящее время название Министерства юстиции, внутренних дел Монголии переименовывалось три раза.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Монголии от 27 июля 2016 г. № 3 действует Министерство под наименованием «Министерство юстиции, внутренних дел Монголии».
Современное МЮВД Монголии сегодня является генеральным функциональным Министерством и несет ответственность за создание и формирование политики правовых реформ и ее реализацию [6].
Поэтому Министерство юстиции, внутренних дел Монголии впервые разработало документ по планированию человеческих ресурсов в период 2008—2012 гг., поскольку развитие человеческих ресурсов в процессе развития демократии стало приоритетным.
Последующим приказом МЮВД Монголии от 2009 г. № 156 была принята «Программа стратегии развития МЮВД Монголии (на 2008—2021 гг.)».
Кроме этого, Постановлением правительства Монголии от 21 сентября 2016 г. № 91 была установлена «Стратегия деятельности и программа изменений в структуре Министерства юстиции, внутренних дел Монголии».
Так, в пп. 2.5.6.2 данного Постановления указает на необходимость «разрабатывать и осуществлять политику улучшения потенциала человеческого ресурса, системы и условий труда, социальное обеспечение сотрудников».
В настоящее время данные нормативные акты регулируют деятельность МЮВД Монголии, в т. ч. и ее современную кадровую политику.
Подводя итог исторического анализа, следует отметить, что исторические процессы были реализованы и в современных тенденциях развития кадровой политики государственной службы Монголии и МЮВД Монголии [2], сегодня отмечается весьма активный процесс совершенствования кадровый политики [3], которая находится в стадии реформирования, большое внимание уделяется развитию профессиональной грамотности сотрудников, поощрению их должностного роста, объективности при оценке результатов их деятельности [1]. Также поставлена новая цель — внедрить систему заслуг в деятельность государственных органов Монголии.
Список литературы:
1. Лозовицкая, Г. П. Генезис формирования кадровой политики МВД России: научно-исследовательский аспект // Российская полиция: три века служения Отечеству: сборник статей Юбилейной международной научной конференции: в 2-х частях; под редакцией В. Л. Ку-бышко. М.: Академия управления МВД России. М., 2019. — Текст : непосредственный.
2. Мурат, Д. Современная государственная кадровая политика Монголии // Академическая мысль. 2019. № 4 (9). — Текст : электронный.
3. Самбаллхундэв Ц., Буувээбаатар Ш. Хуний неецийн удирдлага, хегжил: га-рын авлага. Монгол Улсын Засгийн газрын Удирдлагын хегжлийн хетелбер. УБ., 1996. — Текст : непосредственный.
4. Баясгалан Г. Монгол Улсын хууль зуй, до-тоод хэргийн яам 100 жил, Гэрэл зургийн цомог. ХЗДХ Яам. УБ., 2011. — Текст : непосредственный.
5. Батсайхан О. Зарлигаар тогтоосон Монгол улсын хууль зуйлийн бичгийн тухайд егуулэх нь. УБ., 2010. — Текст : электронный. — URL: https://www.academia.edu/9228908/The_ legal_code_of_Mongolia (дата обращения: 31.10.2019).
6. Цэвээн Б., Удбал В. Монгол Улсын хууль зуйн алба /дэд дэвтэр/. ХЗДХ Яам. УБ., 2011. — Текст : непосредственный.