Современная государственная кадровая политика
Монголии
Д. МУРАТ,
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: mdosimbek@mail.ru
Modern State-Personnel Policy of Mongolia
D. MURAT,
Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье отражено современное состояние теоретических основ кадровой политики в системе государственной власти Монголии. Автором изучено мнение некоторых ученых-юристов Российской Федерации, Монголии и приведен анализ действующего законодательства Монголии. В качестве результата дается авторское определение понятия «кадровая политика» и «государственная кадровая политика Монголии». Охарактеризованы основные направления государственной кадровой работы и деятельности Совета государственной службы, связанные с государственной кадровой политикой.
Кадровая политика, государственная кадровая политика, государственная служба Монголии, госслужащий Монголии, Совет государственной службы.
УДК 355.55:94(517)
The article reflects the current state of the theoretical foundations of personnel policy in the system of state power in Mongolia. The author has studied the opinion of some legal-lowers of the Russian Federation, Mongolia and provides an analysis of the current legislation of Mongolia. As a result, the author's definition of the concept of «personnel policy» and «state personnel policy of Mongolia» is given. The author characterizes main directions of the state personnel work and the activities of the Council of Civil Service related to the state personnel policy .
Personnel policy, state personnel policy, civil service of Mongolia, civil servant of Mongolia, Council of State Service.
Современная государственная кадровая политика Монголии, ее сущность и приоритетные направления развития невозможно представить без анализа ее теоретических основ. Теоретические основы государственной кадровой политики Монголии представляют собой не только основы кадровой политики в узком научном смысле. Их следует рассматривать значительно шире. И анализ теоретических основ государственной кадровой политики Монголии, на наш взгляд, нужно начинать с основных понятий, касающихся данной проблематики. К таковым можно отнести процедуру общественного управления.
Первоначальным структурным субъектом общественного управления является человек,
а совокупность отдельных людей можно определить, как процесс социального управления. Следовательно, в сфере деятельности государственных органов, а также в процессе социального управления также участвует человек.
В современных условиях совершенствование системы управления государственной службы Монголии подразумевает решение важных государственных задач, таких как улучшение эффективности подготовки квалифицированных кадров в государственной службе.
Такая деятельность актуализирует необходимость проведения анализа современного состояния государственной кадровой политики Монголии, ее дальнейшее научное исследование.
Теоретически в целом кадровая политика представляется деятельностью субъекта управления в отношении кадров. Словосочетание «кадровая политика» состоит из двух основных слов — «кадры» и «политика».
Понятие «кадр» трактуется в каких-то источниках как основная, штатная численность органа (организации), обладающая необходимыми умениями для выполнения его (ее) задач [3].
Однако следует уточнить, что для термина «кадры» важными являются следующие ситуации:
1) наличие профессиональных способностей, то есть специальных, приобретенных индивидами качеств, которые приобретаются в процессе кадрового обучения, а также в процессе длительной подготовки в конкретном направлении деятельности.
2) наличие в государственном органе постоянного правового статуса в соответствии с определенной должностью, служебным местом [7].
Что касается понятия «политика», то под ним понимается деятельность управления государственного органа (организации), которая связана с обеспечением государственной деятельности в любой сфере жизнедеятельности страны [7]. Как известно, слово «политика» происходит от греческого слова «полис» (город-государство).
Среди ученых-юристов Российской Федерации и Монголии нет единства мнений по смысловому определению понятия «кадровая политика».
Что касается определения государственной кадровой политики, то по мнению В. А. Яцкова, это определение стратегической, тактической линий, а также определение научных принципов при подборе, расстановке сотрудников; не менее важно определение форм и методов кадровой работы, целей, задач, направления, установление требований к кадрам в зависимости от конкретных исторических условий того или иного периода развития государства [15].
В. А. Сулемов в своих работах рассматривает государственную кадровую политику с разных точек зрения:
— как политическое направление работы с кадрами на общественном уровне, то есть стратегию государства по формированию, развитию и рациональному использованию кадров, показывающую волю народа;
— как «систему официально признанных целей, задач, принципов и приоритетов государственной деятельности по организации кадровых процессов».
Попытку дать новое определение кадровой политике сделали и современные авторы С. Ф. Зыбин и А. Ф. Ноздрачев. С их точки зрения, кадровая политика представляет собой
одну часть общей политики государства, которая представляет собой совокупность целей, а также принципов, форм, методов, направлений и критериев деятельности государственных органов по обеспечению производственной и непроизводственной сфер высокопрофессиональными кадрами в тех или иных исторических условиях [6].
Ученый Монголии Г. Гантугс предлагает следующее определение: кадровая политика — это комплексная деятельность государственного органа предприятия по проведению кадровых мероприятий, направленных на отбор сотрудников, назначение их на подходящие должности, обеспечение благоприятным условиям труда, правильное распределение работы, увеличение производительности, обучение и оказание помощи частичными и общими социальными компенсациями для совершенствования трудового потенциала [4].
Отметим, что ученые Д. Болормаа и Т. Ою-унгэрэл понимают кадровую политику как деятельность по работе с персоналом на длительную перспективу, которая формируется государством (организациями) и находит конкретное выражение в виде официальных документов [13].
Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что кадровая политика позволяет такому субъекту управления как государство обеспечивать подбор, прием, обучение и использование кадров государственной службы на научной основе, используя систему перспективных организационных, политических, экономических и правовых положений. Так, кадровую политику можно рассматривать в качестве самостоятельной концепции.
В общем плане наряду с финансовой, внутренней, внешней политикой, любой государственный орган разрабатывает и осуществляет свою специфическую кадровую политику. Такой подход наиболее характерен для системы государственной службы: именно здесь последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития органа государства.
Общая кадровая политика государства — это претворение в жизнь общей государственной политики через организацию практической деятельности работников всех направлений государственного управления, к примеру, вооруженных сил, промышленности, медицины, образования, правоохранительной деятельности и др.
С этой целью важно добиться повышения общественного авторитета высокого уровня профессионализма, созидательного труда, нужно добиться укомплектования всех направлений государственного управления работниками
высокого профессионального уровня, готовыми демонстрировать ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, конечно, восприимчивость к инновациям [8].
Как следует из исторических и теоретических источников Монголии, в последнее десятилетие сформирован современный подход в работе с кадрами, а именно когда кадровые процессы выведены на стратегический уровень, или уровень корпоративного управления, из оперативного и тактического уровней.
Если понимать в узком смысле, то система человеческого ресурса — это неотъемлемая часть государственного управления нового качества [11].
Одновременно имеются современные концепции нормативных актов Монголии, из которых следует, что система работы с человеческими ресурсами — это совокупность методов и принципов управления кадрами в государственном учреждении, которая состоит из таких 6 блоков, как: кадровая политика; подбор и отбор персонала; расстановка персонала; адаптация персонала; обучение, развитие персонала; оценка персонала [4].
Разумеется, основой стратегического управления персоналом в сфере государственного органа является государственная кадровая политика. Кадровая политика имеет большое значение, так как она ориентирована на развитие ресурсов человеческих, которые в свою очередь вводят в действие все остальные ресурсы органа.
В связи с затронутой проблематикой считаем вполне приемлемым мнение российских соавторов Русакова В. К., Колодкина Л. М., Лозовицкой Г. П. [10] о том, что: любой системе государственного управления необходимо иметь кадровую политику достаточно высокого уровня, вытекающую из общей политики государства.
Государственная кадровая политика Монголии формируется Великим Государственным Хуралом Монголии и соответствующим руководителем государственного органа и реализуется в процессе выполнения своих функций. Она находит свое отражение в официальных нормативных документах.
Так, в соответствии с Конституцией Монголии, Великий Государственный Хурал (парламент) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [1].
На основании вышеизложенного государственную кадровую политику Монголии можно определить как систему исходных целей, идей, принципов и задач; при этом последние определяют основные направления формирования качественного, профессионального подбора
и отбора кадров на всех участках трудовой деятельности и решении задач, связанных с этим направлением, в условиях современной монгольской государственности и совершенствования системы государственного органа [8].
Как правовой институт государственная служба Монголии подразумевает под собой правовые отношения, связанные с установлением правого статуса государственного служащего и государственной должности, а также связанные с осуществлением полномочий государственных органов и государственных служащих по реализации целей и функций государств и прохождением государственной службы, продвижением по службе государственных служащих [11, 13].
Граждане Монголии, которые замещают должности государственной службы, а также частично специалисты, которые готовятся к поступлению на государственную службу, являются государственными служащими Монголии. Их деятельность регламентируется законами и иными нормативно-правовыми актами о государственной службе; госслужащие руководствуются соответствующей этикой государственных служащих [5].
Законом Монголии от 1 июля 1995 г. «О государственной службе Монголии» был образован Совет государственной службы. Совет является центральным государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Великому Государственному Хуралу Монголии.
Совет обязан осуществлять следующие функции, связанные государственной кадровой работой:
— предоставлять рекомендации и методические указания по соблюдению этических норм государственных служащих;
— контролировать выполнение программ обучения, условий труда и социального обеспечения государственных служащих,
— оказывать помощь в проведении исследования и анализа состояния государственной службы и кадровой работы в органах государственной власти;
— предоставлять требования об устранении нарушения и отменять незаконное решение вышестоящего управляющего субъектом;
— проводить кадровый аудит деятельности государственной службы по реализации мерит-систем;
— информировать Президента, Государственного Великого Хурала, Кабинета министров, Генерального Совета Судов и других заинтересованных лиц о состоянии государственных служащих и кадрового потенциала;
— создавать единую систему персональных данных и статистики государственных служащих;
Число госслужащих Монголии
Госслужащие в сфере обслуживания 69%
Госслужащие в сфере политики 2%
Госслужащие в сфере административных должностей 10%
Госслужащие в сфере специальных должностей 19%
Рисунок 1
— организовать общую и специальную государственную конкурсную аттестацию для отбора государственных служащих и утвердить соответствующие нормативные акты, связанные с государственной кадровой работой;
— предоставлять гражданам информацию относительно проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы;
— разрабатывать предложения по формированию Реестра государственных должностей и предоставлять их для ознакомления Великому государственному Хуралу;
— проводить мониторинг и оценку результатов процесса реализации кадровой политики, стратегии реформирования государственной службы;
— изучать и разрабатывать информацию о программах и проектах, осуществляемых в целях укрепления кадрового потенциала государственной службы;
— давать консультации для повышения эффективности государственной кадровой работы [2].
В настоящее время в Совет входят председатель и четыре постоянных члена.
Как показали данные 2018 г., из 192 475 чел., то есть всего числа государственных служащих Монголии, большинство государственных служащих Монголии трудятся в сфере обслуживания — 68,9 % (132 660 чел.); наименьшее число — в сфере политики — 1,8 % (3 430 чел.); административные должности занимают 9,8 % (18 952 чел.); специальные должности занимают 19,5 % (37 433 чел.) [12] (см. подробнее на рис. 1).
Данный фактор необходимо учитывать, как при формировании общей государственной
кадровой политики Монголии, так и при формировании политики в определенных ведомостях, сферах деятельности человека.
Начиная, с 2017 г. в Монголии проводится работа по совершенствованию права и государственной службы. Таким образом, проведена существенная работа по пересмотру базовых законов, в том числе внесены изменения и в Закон «О государственной службе».
По новому закону Совет государственной службы имеет право контролировать все организационные деятельности государственной службы и отношения, связанные с кадровой политикой. Данный закон вступил в силу совсем недавно, то есть с 1 января 2019 г.
Главной целью нового закона является регулирование отношений, касающихся создания правовой основы для профессиональности, стабильности, прозрачности и ответственности государственной службы, для регулирования правового статуса центрального органа государственной службы (Совет государственной службы), социального обеспечения и правового статуса госслужащих [3].
В результате изложенного, упомянутый закон улучшает принцип «мерит-системы», в соответствии с которым госслужащие принимаются на работу путем проведения открытого конкурса. В соответствии с этим же законом, Совет государственной службы Монголии осуществляет организацию конкурсов, руководит и контролирует над проведением конкурсов.
Разумеется, в результате работы Совета, государство, выступая в качестве единственного работодателя для государственных служащих,
предъявляет соответствующие требования к квалификации, способностям госслужащих, а также к их поведению на службе и вне службы, охватывая требования к качеству исполнения госслужащими обязанностей в соответствии с законами и вопросы соблюдения служебной этики.
Указанная работа позволила улучшить в Монголии общественный контроль над государственной службой, стабилизировать порядок работы Совета, а также сформировать центры и внештатные отделения совета, которые проводят аттестации на профессионализм, усовершенствовать практику отбора и трудоустройства государственных служащих.
Разумеется, в госслужбе Монголии целиком и полностью еще не достигнуты требуемые государством стандарты, об этом еще рано говорить. Руководство большинства государственных органов еще не до конца понимает необходимость проведения эффективной кадровой политики. Такая политика, на наш взгляд требует дальнейшего развития, изучения, накопления позитивного опыта и его обобщения. Поэтому, современная государственная кадровая политика Монголии, ее сущность и приоритетные направления развития должны первоначально анализироваться с теоретических, научных позиций, с формулированием соответствующих выводов и предложений, которые затем будут эффективно применяться на практике.
Список литературы:
1. Республика Монголия. Законы. Конституция Монголии от 13 января 1992 г. — Текст : непосредственный.
2. Республика Монголия. Законы. О государственной службе Монголии: Закон Монголии от 7 декабря 2017 г. — Текст : электронный.
3. Архипов, Н. И., Седова, О. Л. Менеджмент (управление персоналом): учебно-методический модуль. Москва: Ипполитовна, 2003. — Текст : непосредственный.
4. Гантугс, Г. Монголын хуний нооцийн ме-нежмент. УБ.: 2010. — Текст : непосредственный.
5. Гундсамбуу, Х. Монголын нийгмийн дав-храажил: хогжил. УБ.: 2002. — : Текст : непосредственный.
6. Зыбин, С. Ф., Стремоухов, А. В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. СПб.: 1994. — Текст : непосредственный. — Текст : электронный.
7. Кобозев, А. А. Актуальные проблемы кадровой политики в системе МВД России: курс лекций. Москва: — Домодедово: ВИПК МВД России. 2009. — Текст : непосредственный.
8. Наранцэцэг, П. Хуний нооцийн менежмент. УБ.: 2009. — Текст : непосредственный.
9. Оюунжаргал, Н., Атарцэцэг, Б., Батцэцэг, Д.
Их сургуулиудын хуний нооцийн менежмен-
тийн уйл ажиллагаанд хийсэн судалгаа. УБ.: МонГУ. 2014. — Текст : непосредственный.
10. Русаков, В. К., Колодкин, Л. М., Лозовиц-кая, Г. П. и др. Теоретические основы и практика работы кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам прохождения службы. Академия управления МВД России. Москва, 2017. — Текст : непосредственный.
11. Самбаллхундэв, Ц., Мужаан, Д. Хуний нооцийн удирдлага хогжил: учебник. УБ.: 1996. — Текст : непосредственный.
12. Совет государственной службы Монголии. Статистический обзор состава и перемещения госслужащих Монголии. 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www. csc.gov.mn (дата обращения: 09.05.2019). — Текст : электронный.
13. Цэцэгмаа, Ц. Хуний нооцийн менежмент: учебник. 2-я здания. УБ.: 2009. — Текст : непосредственный.
14. Эрдэнэбаатар, П. Особенности государственной службы Монголии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3 (39). — Текст : непосредственный.
15. Яцков, В. А. Кадровая политика КПСС: Опыт и проблемы. М.: 1986. — Текст : непосредственный.