Tokar Natalia Vladimirovna, postgraduate student, the Faculty of Ukrainian Philology
and Social Communications Luhansk Taras Shevchenko National University E-mail: [email protected]
GENDER RESEARCH OF IVAN KORSAK'S HISTORICAL HEROES
Abstract. The article is devoted to the gender question in historical time on the example of novels of Ivan Korsak. A woman problem is analysed during a few sentinel epochs in a historical context and in authorial interpretation.
Keywords: gender, female question, feminism, emancipation, historical novel.
Токарь Наталья Владимировна, Аспирант кафедры украинской литературы Луганского национального университета имени Тараса Шевченка E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГЕРОИ ИВАНА КОРСАКА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье исследуется гендерная проблематика исторических романов современного украинского писателя И. Корсака. Прослежена проблема женщины на протяжении нескольких временных эпох в историческом контексте и в интерпретации писателя.
Ключевые слова: гендер, феминизм, эмансипация, женский вопрос, исторический роман.
Современная украинская литература - это Однако, присутствие женских образов, преиму-
совокупность направлений и течений, которые, щественно, исторических личностей, в остальных
развиваясь в европейском контексте, все же не произведениях писателя, позволяет изучить ген-
теряют национального своеобразия. дерные проблемы как на конкретном временном
Среди всего жанрового разнообразия литера- отрезке общественного развития, так и в автор-
турной продукции, особого внимания заслужива- ской интерпретации. Круг проблем, поднятых
ет историческая проза. Современный украинский И. Корсаком - судьба женщины в патриархаль-
исторический роман - метажанровое образова- ном обществе, выбор жизненного пути, само-
ние, характеризующееся многопроблемностью осознание, брак, материнство и т.д.
и острой актуальностью. Целью работы является исследование гендер-
Изучая историческую прозу современного ной проблематики и ее развития в историческом
украинского писателя Ивана Корсака, не можем времени на примере литературного творчества
обойти вниманием гендерную проблематику, украинского волынского писателя Ивана Корсака.
которая неявно освещена в произведениях. Чет- Основательные женские студии в украинской
кие очертания она приобретает в единственном литературе принадлежат исследовательницам
романе автора - «Перстень Ганны Барвинок». Т. Гундоровой [3], В. Агеевой [1], Н. Зборовской
[5], С. Павличко [9]. В историческом контексте женский вопрос комплексно рассмотрен в коллективной монографии «Женские студии в Украине: Женщина в истории и сегодня» под общей редакцией Л. Смоляр [4].
В произведениях И. Корсака тема гендера как объекта исследований освещена мало, так как приоритетной для писателя всегда оставалась тема нации, ее выдающихся представителей. Выбор главной героини одного из романов - украинской писательницы и общественной деятельницы второй половины Х1Х ст. Ганны Барвинок (псевдоним Александры Белозерской) -позволил объединить темы выдающихся украинцев и роли женщины, ее самосознания и восприятия в обществе того времени.
Роман «Перстень Ганны Барвинок» - единственное произведение И. Корсака, главной героиней которого является женщина. Знаковым роман считаем и потому, что, по наблюдениям Н. Зборовской, именно с конца Х1Х ст. «женщина полноценно стала включаться в систему образования, что было закономерным результатом ее борьбы за равные права» [5, 11]. Александра Белозерская - полноценный субъект общественных процессов, активная героиня, действия которой влияют на ход культурно-исторического процесса. В остальных произведениях автора такая роль, неизменно, принадлежит мужчине.
Уже с первых страниц видим проявление сильного характера, который противостоит мнению окружающих в выборе собственной судьбы. Шаткость материального и общественного положения Кулиша, непростой характер не остались без внимания матери, потому Матрона Белозерская была категорически против замужества дочери. «Но и дочь заупрямилась: она не переступит через запрет матери, однако и за другого замуж никогда не пойдет» [7, 17]. Твердость характера Александры приводит к получению желаемого.
Этот эпизод иллюстрирует исключительно национальное отношение к женщине, в частности,
к определению судьбы молодой девицы родителями. Исследователи отмечают « более свободное волеизъявление украинки в некоторых вопросах, особенную поэзию ее любовных чувств» [4, 15] в сравнении с русскими женщинами. Расхождения в культурной традиции происходит приблизительно с XV ст. и особенно углубляется во времена казачества.
В замужестве Александра берет на себя ведение хозяйства, все бытовые и материальные дела. И если быт традиционно считался сферой деятельности женщины, то материальное обеспечение семьи всегда зависело от мужчины. Здесь имеет место женская эмансипация, и это безусловный шаг вперед. Другое дело - роль П. Кулиша в этом развитии. По сравнению с женой он выглядит физически и морально слабее, так как пользуется выгодным для себя положением. Понятно, что такой была цена его огромного вклада в развитие национальной культуры и литературы (это понимала и принимала Александра Михайловна), однако, общеизвестными есть и его многочисленные отношения с женщинами, и холодность к жене.
Отношение Пантелеймона Александровича к жене полной мерой отображают его слова: «Мое творение» [7, 73]. Она является всего лишь тем, кем сделал ее он, и потому всю жизнь должна быть обязанной. Такое отношение глубоко укоренено в культурную традицию человечества на протяжении тысячелетий. Н. Зборовская указывает на взгляд Аристотеля на женщину в обществе: «Функция женщины сводилась к естественной, биологической роли, в то время, как мужская,- интеллектуально-деятельной» [5, 9]. Как видим, подобная трактовка не претерпела кардинальных изменений на протяжении тысячелетий, еще более утвердившись христианской традицией.
В размышлениях Ганны Барвинок над словами мужа можно определить авторский взгляд на проблему: «На самом же деле, это он моим «творением» теперь стал, это я денно и нощно по хозяй-
ству толкусь, только бы грош был написанное ним издать, только бы мог спокойно над рукописями своими коснеть ...» [7, 73].
Дав толчек к самостоятельной литературной деятельности жены, Кулиш стал тем катализатором, который заставил будущую писательницу переоценить саму себя. Александра становится действенной участницей общественной жизни, издает рассказы в журналах «Основа», «Звонок», первом женском альманахе «Первый венок». Вместе с мужем в Петербурге становится учредителем типографии, в Кракове дискутирует о проблеме разделенной нации и возможностей ее объединения с Анатолем Вахняниным, слушает лекции и рассуждает об истории христианства в Сорбонне с известным ученым Эрнестом Ренаном.
В целом, в обозначенный период наблюдается сдвиг в общественном мнении относительно положения женщины. И. Корсак цитирует обширную деловую и личную переписку героини с выдающимися деятелями-мужчинами (И. Пулюем, Б. Заклинским, Н. Лысенком и т.д.) как равной и уважаемой собеседницы.
Во все времена функция женщины, обозначенная природой и традицией - дарить жизнь. Положение женщины-матери считалось священным. Именно в этой роли женское начало доминировало над мужским по своему биологическому праву. Героиня анализированного романа не смогла реализовать себя в этой роли, потому испытывает чувство неполноценности. Этим, в частности, можно объяснить ревностное отношение к мужу, как следствие невоплощенной любви к ребенку. Материнская энергия трансформируется в активную общественную позицию и сверхопеку над мужем. В то же время, отсутствие объекта опеки приводит к нервным срывам. Не имея собственных детей, Александра заботится о многочисленных племянниках, таким образом, имея немалый опыт воспитания, пишет обращение к детям Га-личины, которое созвучно «Поучению детям» Владимира Мономаха.
С феминистической точки зрения заслуживает внимания еще одна героиня романа «Перстень Ганны Барвинок» - Марко Вовчек (писательница Мария Александровна Вилинская). С этой позиции ее жизненный и творческий путь исследовали С. Павличко [8], В. Агеева [2] и др.
И. Корсак изображает сильный тип женщины, которая сама проторяет путь к успеху. Исключительность ее была в нетипичности поведения для женщины того времени. Хотя эмансипационное движение в то время, как уже было сказано, набирало оборотов и образованная женщина была не в диковинку, все же Марко Вовчек отличалась своенравным характером и свободолюбием. И. Корсак вырисовывает портрет героини с помощью прямого описания и внутренних монологов, восторженных отзывов мужчин и зависти женщин. Таким образом, складывается впечатление волевой личности, которая идет к своей цели, не всегда выбирая средства. Путь к успеху ей обеспечивают мужчины. Однако, это можно воспринимать по другому: каждый следующий мужчина - этап на пути интеллектуального роста. Достигнув цели, она стремится к большему, пока не оказывается в Европе, где ее деятельность разворачивается на полную силу.
Авторский акцент на этом эпизоде, переданный через диалог М. Драгоманова с П. Кулишом, воплощает его концепцию отображения вклада украинцев в мировое развитие. Следует обратить внимание и на такую деталь, как упоминание об успехах русскоязычных произведений Вилин-ской, что не характерно для И. Корсака. Можем предположить, что Марко Вовчек привлекла внимание автора, как сильный тип женщины, исключительной в своем самовыражении. Женщины, которая одной из первых заявила о своих равных правах с мужчиной не только в общественной, но и в личной жизни.
Подводя итоги, можем утверждать, что роман «Перстень Ганны Барвинок» больше остальных касается проблем женщины, а именно:
самовыражения и самоосознания, отношения в обществе, эмансипации, брака и материнства.
Роман «Завоеватель Европы» тематически относится к временам Галицко-Волынского княжества. Центральным женским образом произведения является жена князя Ростислава Михайловича - Анна Венгерская. Она изображена жертвой патриархально-монаршего уклада, так как ее судьба зависит от желаний отца и мужа. Анна склоняется перед традицией, жертвуя счастьем ради чужих дипломатических интересов. Жизнь Анны является объектом влияния благодаря королевскому происхождению, и в то же время принадлежность к высшему сословию делает ее заложницей положения: «Мало волновала ее традиция, когда даже по Рождеству Христову года 1243-го молодоженов спаривают, как животных, не по чувствам, а по рассудку, небезукоризненному в основном, малопонятному и полностью противоречащему,- здесь ничего не поделаешь, ведь традиция крепче, чем эти храмовые стены» [6; 5]. Авторское сочувствие подобному положению женщины передано через внутренние монологи героини, риторические восклицания и вопросы, в которых звучит скорбь о потерянной любви и молодости.
Все что ей остается - молчаливый протест мужу, выраженный через отношение и поведение. «Женское молчание в культурном патриархальном проекте,- отмечает Н. Зборовская,- издавна освящается специфическими традиционными представлениями о женщине как бездуховной телесности [5, 11]. Мнение ученой перекликается с историческими исследованиями женского статуса эпохи средневековья: «Женщина в идеальном браке изображалась церковниками "покорной", "тихой", "молчаливой"» [4, 31]. Именно такая традиционно-христианская мораль была заложена воспитанием в сознание Анны, потому, не зная другой модели поведения, она склоняется перед традицией.
Светская культура отношений диктовала свои правила статуса женщины в супружеской жизни:
« Традиционный способ описания женско-муж-ской проблематики, когда женское означало пассивное, естественное, а отсюда половое, сексуальное <...>, мужское же - активное, духовное, а значит культурное и общечеловеческое, имеет давнюю и довольно живую традицию» [5; 9]. Так воспринимает жену князь в первое время супружеской жизни: «До сих пор на женщин Ростислав смотрел в основном как на питье или съедобное для воина. Они должны были утолять мужскую жажду, когда пересохнет в горле, или дать поживу изголодавшемуся мужскому телу - кусок хорошо запеченного жаркого, которое парует и щекочет ноздри, если же ту женщину судьба наделила красотой, то походила она еще и на жаркое, удачно сдобренное разными там приправами: женщина существует исключительно для воина, для его забавы, чтобы на битву ступал с твердой душей и удовлетворенным телом; иного женского предназначения Ростислав до сих пор не представлял, да и иное, думал, вряд ли нужно» [6; 9]. И хотя со временем чувства к жене переросли в любовь, все же к политическим делам князь Анну не допускает. Примером может послужить эпизод с крестоносцами, когда наперекор воле жены, Ростислав Михайлович не делает пожертвования на крестовый поход, руководствуясь личными представлениями об его целях [6, 130]. Следовательно роль жены ограничивается исключительно бытовыми делами и воспитанием детей.
Таким образом, судьба Анны Венгерской в романе «Завоеватель Европы» раскрывает бесправное положение женщины того времени, несмотря на принадлежность к высшему сословию, ее полную зависимость от мужской воли.
Определенным антиподом Анны в плане характера выступает героиня параллельной сюжетной линии - Маргарита Бабенберг, герцогиня Австрийская. Это сильная, умная и расчетливая женщина, которая, руководствуясь личными выгодами и желаниями, сама выбирает мужа. Однако ее положение владычицы герцогства обязывает
учитывать интересы вверенной ей земли, соответственно, и свобода ее выбора относительна. Она понимает, что в мире, где правят мужчины, женщина не сможет защитить свою землю, и ее участь будет предрешена. Поэтому выбор мужа был продиктован не чувствами, а территориальными обязательствами. Не сумев родить наследника, Маргарита Бабенберг лишается всего.
Таким образом, проанализировав исторические произведения Ивана Корсака, принадлежащие к разным временным промежуткам, в гендерном ключе, мы проследили движение
к эмансипации в некоторых аспектах, касающихся женщины в общественных делах (роман «Перстень Ганны Барвинок»). В семейном укладе кардинальных изменений не произошло. Важное место занимает проблема материнства. В обоих произведениях наблюдается нереализо-ванность этой функции, что традиционно влечет за собой разрыв или проблемы в браке из-за условного клейма неполноценности. Важным, по нашему мнению, есть авторский акцент на женском восприятии себя, как полноценного члена общества.
Список литературы:
1. Агеева В. Жшочий npocTip. // MaricTepiyM. AiTepaTypo3HaB4i студи / Нацюнальний ушверситет «Киево-Могилянська академгя». 2002.- № 8.- С. 3-9.
2. Агеева В. Чоловiчий псевдошм i жшоча незалежшсть // Слово i час. 2002.- № 4.- С. 27-33.
3. Гундорова Т. Femina melancholica / Т. Гундорова.- К.: Критика, 2002.- 271с.
4. Жiночi студи в Укра'ш: Жшка в кторп та сьогодш: Монографгя / За загальн. ред. A. О. Смоляр.-Одеса: Астропринт, 1999.- 440 с
5. Зборовська Н. Фемшктичш роздуми: На карнавалi мертвих пощлунюв / Шла Зборовська // URL: http://lecture.in.ua/nila-zborovseka-mariya-ileniceka-feministichni-rozdumi.html
6. Корсак I. Завойовник бвропи: роман.- К.: Ярославiв Вал, 2011.- 160 с.
7. Корсак I. Перстень Ганни Барвшок: роман.- К.: Ярославiв Вал, 2015.- 248с.
8. Павличко С. Марко Вовчок (1833-1907) / Павличко С. Фемтзм.- К.: Вид-во Соломп Павличко "Основи", 2002.- С. 79-90.
9. Павличко С. Дискурс модершзму в украшськш л^ератур^- К., 1999.