Научная статья на тему 'Исторические герои Ивана Корсака: гендерный аспект'

Исторические герои Ивана Корсака: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GENDER / FEMALE QUESTION / FEMINISM / EMANCIPATION / HISTORICAL NOVEL / ГЕНДЕР / ФЕМИНИЗМ / ЭМАНСИПАЦИЯ / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токарь Наталья Владимировна

. В статье исследуется гендерная проблематика исторических романов современного украинского писателя И. Корсака. Прослежена проблема женщины на протяжении нескольких временных эпох в историческом контексте и в интерпретации писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER RESEARCH OF IVAN KORSAK’S HISTORICAL HEROES

The article is devoted to the gender question in historical time on the example of novels of Ivan Korsak. A woman problem is analysed during a few sentinel epochs in a historical context and in authorial interpretation.

Текст научной работы на тему «Исторические герои Ивана Корсака: гендерный аспект»

Tokar Natalia Vladimirovna, postgraduate student, the Faculty of Ukrainian Philology

and Social Communications Luhansk Taras Shevchenko National University E-mail: [email protected]

GENDER RESEARCH OF IVAN KORSAK'S HISTORICAL HEROES

Abstract. The article is devoted to the gender question in historical time on the example of novels of Ivan Korsak. A woman problem is analysed during a few sentinel epochs in a historical context and in authorial interpretation.

Keywords: gender, female question, feminism, emancipation, historical novel.

Токарь Наталья Владимировна, Аспирант кафедры украинской литературы Луганского национального университета имени Тараса Шевченка E-mail: [email protected]

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГЕРОИ ИВАНА КОРСАКА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье исследуется гендерная проблематика исторических романов современного украинского писателя И. Корсака. Прослежена проблема женщины на протяжении нескольких временных эпох в историческом контексте и в интерпретации писателя.

Ключевые слова: гендер, феминизм, эмансипация, женский вопрос, исторический роман.

Современная украинская литература - это Однако, присутствие женских образов, преиму-

совокупность направлений и течений, которые, щественно, исторических личностей, в остальных

развиваясь в европейском контексте, все же не произведениях писателя, позволяет изучить ген-

теряют национального своеобразия. дерные проблемы как на конкретном временном

Среди всего жанрового разнообразия литера- отрезке общественного развития, так и в автор-

турной продукции, особого внимания заслужива- ской интерпретации. Круг проблем, поднятых

ет историческая проза. Современный украинский И. Корсаком - судьба женщины в патриархаль-

исторический роман - метажанровое образова- ном обществе, выбор жизненного пути, само-

ние, характеризующееся многопроблемностью осознание, брак, материнство и т.д.

и острой актуальностью. Целью работы является исследование гендер-

Изучая историческую прозу современного ной проблематики и ее развития в историческом

украинского писателя Ивана Корсака, не можем времени на примере литературного творчества

обойти вниманием гендерную проблематику, украинского волынского писателя Ивана Корсака.

которая неявно освещена в произведениях. Чет- Основательные женские студии в украинской

кие очертания она приобретает в единственном литературе принадлежат исследовательницам

романе автора - «Перстень Ганны Барвинок». Т. Гундоровой [3], В. Агеевой [1], Н. Зборовской

[5], С. Павличко [9]. В историческом контексте женский вопрос комплексно рассмотрен в коллективной монографии «Женские студии в Украине: Женщина в истории и сегодня» под общей редакцией Л. Смоляр [4].

В произведениях И. Корсака тема гендера как объекта исследований освещена мало, так как приоритетной для писателя всегда оставалась тема нации, ее выдающихся представителей. Выбор главной героини одного из романов - украинской писательницы и общественной деятельницы второй половины Х1Х ст. Ганны Барвинок (псевдоним Александры Белозерской) -позволил объединить темы выдающихся украинцев и роли женщины, ее самосознания и восприятия в обществе того времени.

Роман «Перстень Ганны Барвинок» - единственное произведение И. Корсака, главной героиней которого является женщина. Знаковым роман считаем и потому, что, по наблюдениям Н. Зборовской, именно с конца Х1Х ст. «женщина полноценно стала включаться в систему образования, что было закономерным результатом ее борьбы за равные права» [5, 11]. Александра Белозерская - полноценный субъект общественных процессов, активная героиня, действия которой влияют на ход культурно-исторического процесса. В остальных произведениях автора такая роль, неизменно, принадлежит мужчине.

Уже с первых страниц видим проявление сильного характера, который противостоит мнению окружающих в выборе собственной судьбы. Шаткость материального и общественного положения Кулиша, непростой характер не остались без внимания матери, потому Матрона Белозерская была категорически против замужества дочери. «Но и дочь заупрямилась: она не переступит через запрет матери, однако и за другого замуж никогда не пойдет» [7, 17]. Твердость характера Александры приводит к получению желаемого.

Этот эпизод иллюстрирует исключительно национальное отношение к женщине, в частности,

к определению судьбы молодой девицы родителями. Исследователи отмечают « более свободное волеизъявление украинки в некоторых вопросах, особенную поэзию ее любовных чувств» [4, 15] в сравнении с русскими женщинами. Расхождения в культурной традиции происходит приблизительно с XV ст. и особенно углубляется во времена казачества.

В замужестве Александра берет на себя ведение хозяйства, все бытовые и материальные дела. И если быт традиционно считался сферой деятельности женщины, то материальное обеспечение семьи всегда зависело от мужчины. Здесь имеет место женская эмансипация, и это безусловный шаг вперед. Другое дело - роль П. Кулиша в этом развитии. По сравнению с женой он выглядит физически и морально слабее, так как пользуется выгодным для себя положением. Понятно, что такой была цена его огромного вклада в развитие национальной культуры и литературы (это понимала и принимала Александра Михайловна), однако, общеизвестными есть и его многочисленные отношения с женщинами, и холодность к жене.

Отношение Пантелеймона Александровича к жене полной мерой отображают его слова: «Мое творение» [7, 73]. Она является всего лишь тем, кем сделал ее он, и потому всю жизнь должна быть обязанной. Такое отношение глубоко укоренено в культурную традицию человечества на протяжении тысячелетий. Н. Зборовская указывает на взгляд Аристотеля на женщину в обществе: «Функция женщины сводилась к естественной, биологической роли, в то время, как мужская,- интеллектуально-деятельной» [5, 9]. Как видим, подобная трактовка не претерпела кардинальных изменений на протяжении тысячелетий, еще более утвердившись христианской традицией.

В размышлениях Ганны Барвинок над словами мужа можно определить авторский взгляд на проблему: «На самом же деле, это он моим «творением» теперь стал, это я денно и нощно по хозяй-

ству толкусь, только бы грош был написанное ним издать, только бы мог спокойно над рукописями своими коснеть ...» [7, 73].

Дав толчек к самостоятельной литературной деятельности жены, Кулиш стал тем катализатором, который заставил будущую писательницу переоценить саму себя. Александра становится действенной участницей общественной жизни, издает рассказы в журналах «Основа», «Звонок», первом женском альманахе «Первый венок». Вместе с мужем в Петербурге становится учредителем типографии, в Кракове дискутирует о проблеме разделенной нации и возможностей ее объединения с Анатолем Вахняниным, слушает лекции и рассуждает об истории христианства в Сорбонне с известным ученым Эрнестом Ренаном.

В целом, в обозначенный период наблюдается сдвиг в общественном мнении относительно положения женщины. И. Корсак цитирует обширную деловую и личную переписку героини с выдающимися деятелями-мужчинами (И. Пулюем, Б. Заклинским, Н. Лысенком и т.д.) как равной и уважаемой собеседницы.

Во все времена функция женщины, обозначенная природой и традицией - дарить жизнь. Положение женщины-матери считалось священным. Именно в этой роли женское начало доминировало над мужским по своему биологическому праву. Героиня анализированного романа не смогла реализовать себя в этой роли, потому испытывает чувство неполноценности. Этим, в частности, можно объяснить ревностное отношение к мужу, как следствие невоплощенной любви к ребенку. Материнская энергия трансформируется в активную общественную позицию и сверхопеку над мужем. В то же время, отсутствие объекта опеки приводит к нервным срывам. Не имея собственных детей, Александра заботится о многочисленных племянниках, таким образом, имея немалый опыт воспитания, пишет обращение к детям Га-личины, которое созвучно «Поучению детям» Владимира Мономаха.

С феминистической точки зрения заслуживает внимания еще одна героиня романа «Перстень Ганны Барвинок» - Марко Вовчек (писательница Мария Александровна Вилинская). С этой позиции ее жизненный и творческий путь исследовали С. Павличко [8], В. Агеева [2] и др.

И. Корсак изображает сильный тип женщины, которая сама проторяет путь к успеху. Исключительность ее была в нетипичности поведения для женщины того времени. Хотя эмансипационное движение в то время, как уже было сказано, набирало оборотов и образованная женщина была не в диковинку, все же Марко Вовчек отличалась своенравным характером и свободолюбием. И. Корсак вырисовывает портрет героини с помощью прямого описания и внутренних монологов, восторженных отзывов мужчин и зависти женщин. Таким образом, складывается впечатление волевой личности, которая идет к своей цели, не всегда выбирая средства. Путь к успеху ей обеспечивают мужчины. Однако, это можно воспринимать по другому: каждый следующий мужчина - этап на пути интеллектуального роста. Достигнув цели, она стремится к большему, пока не оказывается в Европе, где ее деятельность разворачивается на полную силу.

Авторский акцент на этом эпизоде, переданный через диалог М. Драгоманова с П. Кулишом, воплощает его концепцию отображения вклада украинцев в мировое развитие. Следует обратить внимание и на такую деталь, как упоминание об успехах русскоязычных произведений Вилин-ской, что не характерно для И. Корсака. Можем предположить, что Марко Вовчек привлекла внимание автора, как сильный тип женщины, исключительной в своем самовыражении. Женщины, которая одной из первых заявила о своих равных правах с мужчиной не только в общественной, но и в личной жизни.

Подводя итоги, можем утверждать, что роман «Перстень Ганны Барвинок» больше остальных касается проблем женщины, а именно:

самовыражения и самоосознания, отношения в обществе, эмансипации, брака и материнства.

Роман «Завоеватель Европы» тематически относится к временам Галицко-Волынского княжества. Центральным женским образом произведения является жена князя Ростислава Михайловича - Анна Венгерская. Она изображена жертвой патриархально-монаршего уклада, так как ее судьба зависит от желаний отца и мужа. Анна склоняется перед традицией, жертвуя счастьем ради чужих дипломатических интересов. Жизнь Анны является объектом влияния благодаря королевскому происхождению, и в то же время принадлежность к высшему сословию делает ее заложницей положения: «Мало волновала ее традиция, когда даже по Рождеству Христову года 1243-го молодоженов спаривают, как животных, не по чувствам, а по рассудку, небезукоризненному в основном, малопонятному и полностью противоречащему,- здесь ничего не поделаешь, ведь традиция крепче, чем эти храмовые стены» [6; 5]. Авторское сочувствие подобному положению женщины передано через внутренние монологи героини, риторические восклицания и вопросы, в которых звучит скорбь о потерянной любви и молодости.

Все что ей остается - молчаливый протест мужу, выраженный через отношение и поведение. «Женское молчание в культурном патриархальном проекте,- отмечает Н. Зборовская,- издавна освящается специфическими традиционными представлениями о женщине как бездуховной телесности [5, 11]. Мнение ученой перекликается с историческими исследованиями женского статуса эпохи средневековья: «Женщина в идеальном браке изображалась церковниками "покорной", "тихой", "молчаливой"» [4, 31]. Именно такая традиционно-христианская мораль была заложена воспитанием в сознание Анны, потому, не зная другой модели поведения, она склоняется перед традицией.

Светская культура отношений диктовала свои правила статуса женщины в супружеской жизни:

« Традиционный способ описания женско-муж-ской проблематики, когда женское означало пассивное, естественное, а отсюда половое, сексуальное <...>, мужское же - активное, духовное, а значит культурное и общечеловеческое, имеет давнюю и довольно живую традицию» [5; 9]. Так воспринимает жену князь в первое время супружеской жизни: «До сих пор на женщин Ростислав смотрел в основном как на питье или съедобное для воина. Они должны были утолять мужскую жажду, когда пересохнет в горле, или дать поживу изголодавшемуся мужскому телу - кусок хорошо запеченного жаркого, которое парует и щекочет ноздри, если же ту женщину судьба наделила красотой, то походила она еще и на жаркое, удачно сдобренное разными там приправами: женщина существует исключительно для воина, для его забавы, чтобы на битву ступал с твердой душей и удовлетворенным телом; иного женского предназначения Ростислав до сих пор не представлял, да и иное, думал, вряд ли нужно» [6; 9]. И хотя со временем чувства к жене переросли в любовь, все же к политическим делам князь Анну не допускает. Примером может послужить эпизод с крестоносцами, когда наперекор воле жены, Ростислав Михайлович не делает пожертвования на крестовый поход, руководствуясь личными представлениями об его целях [6, 130]. Следовательно роль жены ограничивается исключительно бытовыми делами и воспитанием детей.

Таким образом, судьба Анны Венгерской в романе «Завоеватель Европы» раскрывает бесправное положение женщины того времени, несмотря на принадлежность к высшему сословию, ее полную зависимость от мужской воли.

Определенным антиподом Анны в плане характера выступает героиня параллельной сюжетной линии - Маргарита Бабенберг, герцогиня Австрийская. Это сильная, умная и расчетливая женщина, которая, руководствуясь личными выгодами и желаниями, сама выбирает мужа. Однако ее положение владычицы герцогства обязывает

учитывать интересы вверенной ей земли, соответственно, и свобода ее выбора относительна. Она понимает, что в мире, где правят мужчины, женщина не сможет защитить свою землю, и ее участь будет предрешена. Поэтому выбор мужа был продиктован не чувствами, а территориальными обязательствами. Не сумев родить наследника, Маргарита Бабенберг лишается всего.

Таким образом, проанализировав исторические произведения Ивана Корсака, принадлежащие к разным временным промежуткам, в гендерном ключе, мы проследили движение

к эмансипации в некоторых аспектах, касающихся женщины в общественных делах (роман «Перстень Ганны Барвинок»). В семейном укладе кардинальных изменений не произошло. Важное место занимает проблема материнства. В обоих произведениях наблюдается нереализо-ванность этой функции, что традиционно влечет за собой разрыв или проблемы в браке из-за условного клейма неполноценности. Важным, по нашему мнению, есть авторский акцент на женском восприятии себя, как полноценного члена общества.

Список литературы:

1. Агеева В. Жшочий npocTip. // MaricTepiyM. AiTepaTypo3HaB4i студи / Нацюнальний ушверситет «Киево-Могилянська академгя». 2002.- № 8.- С. 3-9.

2. Агеева В. Чоловiчий псевдошм i жшоча незалежшсть // Слово i час. 2002.- № 4.- С. 27-33.

3. Гундорова Т. Femina melancholica / Т. Гундорова.- К.: Критика, 2002.- 271с.

4. Жiночi студи в Укра'ш: Жшка в кторп та сьогодш: Монографгя / За загальн. ред. A. О. Смоляр.-Одеса: Астропринт, 1999.- 440 с

5. Зборовська Н. Фемшктичш роздуми: На карнавалi мертвих пощлунюв / Шла Зборовська // URL: http://lecture.in.ua/nila-zborovseka-mariya-ileniceka-feministichni-rozdumi.html

6. Корсак I. Завойовник бвропи: роман.- К.: Ярославiв Вал, 2011.- 160 с.

7. Корсак I. Перстень Ганни Барвшок: роман.- К.: Ярославiв Вал, 2015.- 248с.

8. Павличко С. Марко Вовчок (1833-1907) / Павличко С. Фемтзм.- К.: Вид-во Соломп Павличко "Основи", 2002.- С. 79-90.

9. Павличко С. Дискурс модершзму в украшськш л^ератур^- К., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.