Научная статья на тему 'Christian cosmology, sexual revolution and the prospects of modernization of Ukraine: a historiographer''s reflections'

Christian cosmology, sexual revolution and the prospects of modernization of Ukraine: a historiographer''s reflections Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Orlova T. V.

The author suggests her own vision of connection and mutual influence of Christian cosmology, sexual revolution and modernization in the Western world and in Ukraine, and also lines up with researchers who reveal the true sense of the myth of «Berehynya» and its harmfulness to the implementation of modern transformational processes in Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Christian cosmology, sexual revolution and the prospects of modernization of Ukraine: a historiographer''s reflections»

Т. В. Орлова (г. Киев, Украина)

Христианская космология, сексуальная революция и перспективы модернизации Украины: размышления историографа

Вынесенное в название доклада соединение, казалось бы, несоединимого, у философов не должно вызывать удивление. Историк, специализирующийся на историографии и стоящий на позициях диалектического материализма (хотя упоминание о подобных методологических позициях может вызвать предубеждение у сторонников иных взглядов), попробует показать взаимосвязь столь отдалённых феноменов.

Глубокий анализ истории человечества свидетельствует о чрезвычайно важном влиянии религий на специфику той или иной культурно-исторической общности - будь-то цивилизация или страна. Все культурно-исторические общности условно можно разделить на «западные» и «восточные», чрезвычайно несхожие между собой. Буквально все их отличия проистекают из различного понимания соотношения между Богом, Миром (Вселенной) и Человеком, то есть обусловливаются различиями космологических представлений.

Историограф позволит себе напомнить, что в восточных религиях Бог, Мир и Человек - это, по сути, одно и то же: Вселенная -божественна, упорядочена через божественный Мировой Закон, который не зависит ни от людей, ни от богов, но определяет всё и вся. В этом космически огромном всеединстве человек представляет собой лишь крохотную структурную частичку, «вмонтированную» в неизменную систему. Предназначение человека - быть «винтиком», который должен действовать таким образом, чтобы не нарушить всеобщее функционирование. Вся его жизнь сводится к выполнению долга, обусловленного местом в мироустройстве. Исполнение

© Орлова Т. В., 2010

предписаний - многочисленных норм и правил во всём и на каждом шагу жизненного пути - главное для человека, включённого в жёстко упорядоченную структуру божественного Мира.

Христианская космология имеет другой взгляд на Вселенную, которая создана Богом-творцом, зависит от него, может быть Богом уничтожена. То есть, Вселенная не божественна. Бог создал Человека из праха земного, то есть его физическая природа такая же, как и у остального мира. Но Господь создал любимое творение по собственному образу и подобию, дал ему бессмертную душу. В этом отношении Человек стоит «над Миром», но «под Богом». То есть, отсутствует жёсткая «вмонтированность» во вселенский механизм. Ради спасения души Человек должен постоянно делать выбор между добром и злом, бороться в себе самом против греховных помыслов и деяний во имя благих и т. д. Иными словами: Человек есть индивидуум с возможностью выбора, то есть свободой. Такое видение Человека с его свободами, интересами, правами в качестве вершины системы ценностей присуще Западу и противоположно представлениям Востока, где интересы отдельной личности никогда не представлялись важными перед приоритетностью интересов общности, а вместо свободы на первом месте всегда стояли долг и обязанности.

Разница глубинных мировоззренческих основ в ходе развёртывания исторического процесса выявилась в формировании отличных систем ценностей. Среди них - отношение к такому феномену, как демократия. Мир, который последние пять столетий ощущал на себе воздействие вестернизации, всё больше проникался её идеями. В прошлом веке две тенденции его развития стали главенствующими: стремление к независимости и стремление к демократии. Они обе обусловлены христианским видением места и роли Человека в Мироздании. Названные мегатенденции выявили себя на всех уровнях и в широком спектре: начиная от краха империй и освобождения порабощённых нардов до появления и утверждения постмодернизма.

Демократия изначально предполагает равенство прав граждан независимо от расы, национальности, вероисповедания, пола. А стремление к независимости есть борьба за свободу, за освобождение, иначе говоря: эмансипация. Поскольку на протяжении веков

наибольшей дискриминации подвергались женщины, то понятие «эмансипация» стало прочно ассоциироваться именно с ними, хотя это не корректно (в любом словаре иностранных слов можно найти

толкование в широком плане: освобождение от зависимости,

угнетения, отмена ограничений, уравнивание в правах).

В результате действия совокупности многих факторов развития западных стран, среди которых названные тенденции сыграли едва ли не решающую роль, в 1960-х гг. в Европе, чуть позже в Соединённых Штатах началась сексуальная революция, воздействие которой со временем стали ощущать во всём мире [1]. Когда речь заходит о сексуальной революции, многие не видят её глубинной сути: освобождения половины человечества - женской половины - для более полной социальной самореализации. Одним из аспектов стало изменение взглядов социогуманистики на общественное развитие и роль в нём женщин. Своеобразный «ответ» на феминистический «вызов» - появление гендерных исследований, то есть рассмотрение общественных отношений не только с точки зрения андроцентризма, но учитывая роль и другого пола. Своеобразие же заключалось в том, что зачастую в работах гендерологов наблюдается сильный перекос в сторону женского фактора, гендерный же анализ роли мужского остаётся «за кадром».

Как показывает анализ литературы, посвящённой главным трансформациям современного мира, своё отражение в ней нашло движение наиболее развитых стран в сторону постиндустриального общества. Однако в отечественной историографии практически не анализируется этот процесс с точки зрения гендерной. Объяснение может быть следующим: большинство обществоведов в Украине -мужчины. Естественно, что изучение женских проблем их не интересует. К тому же, объективность как необходимый атрибут научного исследования приводит к необходимости признания не очень «удобных» для мужского самолюбия обстоятельств. Речь идёт о том, что если ранее общество было зависимым от тех видов деятельности, где доминировали сферы производства, основанные на физической силе, позднее - на работе в системе «человек-машина» (сельское хозяйство, промышленность), то с конца ХХ века ведущей тенденцией общественного развития становится информация. Более важное значение имеет способность работать с нею, а также в системе «человек-человек». Физическая сила за компьютером не нужна. Обработка информации с необходимым усердием и вниманием к деталям лучше даётся женщинам. Им же удаётся лучше работать с людьми, что в условиях «сервисизации» современной экономики также весьма важно.

На глобальном уровне трудно отрицать то обстоятельство, что цивилизация, построенная мужчинами на основе своих приоритетов,

пришла на рубеже тысячелетий в опасно кризисное состояние. Именно это обстоятельство приводит к тому, что всё больше женщин появляется на руководящих постах в различных странах мира. Это стало одной из десяти мегатенденций грани веков, о которых писали в своём мировом бестселлере американские аналитики Джон Нэсбит и Патриция Эбурдин [2]. Вторая половина прошлого века и первое десятилетие нынешнего выявило увеличение числа женщин в качестве «антикризисных менеджеров». Если говорить о зарубежных странах, то можно вспомнить премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, которая вывела страну из состояния длительной депрессии и заставила мир забыть об «английской болезни»; повторный успех в сентябре 2009 г. канцлера Германии Ангелы Меркель в результате доверия сограждан к её политической линии. Можно было бы продолжить называть имена иностранок. Однако и в Украине в последнее время наблюдается та же тенденция.

Известный украинский политический обозреватель Виктор Каспрук высказался так: «<...> Трудно сегодня не признать тот факт, что более чем за 15 лет новейшей истории мужчины завели Украину в болото безвыходности» [3]. Академик правовых наук Украины Василий Костицкий подчеркнул, что «расширение участия женщин в политической жизни обеспечивает если не процветание, то более или менее стабильное развитие современного общества» [4, с. 23]. Если говорить об «антикризисном менеджменте», особенно кризисного периода, начавшегося в 2008 г., следует вспомнить таких деятельниц, как Юлия Тимошенко (дважды премьер-министр), Раиса Богатырёва (секретарь Совета национальной безопасности и обороны), Вера Ульянченко (руководительница администрации Президента и глава Совета партии «Народный союз «Наша Украина»), Людмила Денисова (министр труда и социальной политики), Александра Кужель (председатель Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства), Анна Герман (заместитель главы парламентской фракции Партии Регионов) и другие. Сам факт нахождения женщин на столь высоких должностях безоговорочно свидетельствует о том, что значительные изменения в гендерных отношениях в Украине происходят.

Что касается кризиса, то есть известное китайское изречение: «Не дай Вам Бог жить во времена перемен». Однако, как это нередко бывает, вторая часть этой мудрой сентенции известна немногим. Неизвестно по каким причинам, в Украине мало кто договаривает её до конца: «<...> и не дай Вам Бог не воспользоваться ими». Ещё тридцать лет тому назад Китай называли «больным Азии», в наше

время его называют второй супердержавой - главным кредитором Америки. Его тоже затронул кризис, но в гораздо меньшей мере, чем США. Китайский иероглиф «кризис» состоит из двух других: первый означает «катастрофа», второй - «шанс». Страна использует мудрость конфуцианской философии в своём современном развитии. Парадокс состоит в том, что девиз «Древности - на службу современности» работает на модернизацию страны. Ответ даёт ещё одна древняя мудрость: «Если мир изменяется, изменяйся вместе с ним».

Проблема модернизации остро стоит и перед Украиной, не говоря уже о необходимости выхода из нынешнего кризиса. И то, и другое требует прорыва вперед. В Украине же наблюдается тенденция к «откату назад» - архаизация, которая модернизации отнюдь не способствует. Если говорить о гендерных аспектах, то вместо использования потенциала 54 % населения (именно столько составляют женщины в республике ныне), его разными способами стараются нейтрализовать. На высшем уровне - всяческим противодействием работе Юлии Тимошенко в качестве руководительницы правительства. Однако ещё большее влияние имеет наблюдаемый ныне в Украине «патриархальный ренессанс» на других уровнях. Он обусловлен стремлением вытеснить женщин с конкурентного поля во всех сферах деятельности, кроме репродуктивной. Своеобразным идейным прикрытием стала мифологема «Берегини». О женщине-«берегине» говорят и на разного рода торжествах государственного уровня, и за праздничным домашним столом. Возникнув в конце 1980-х годов, только через полтора-два десятилетия эта мифологема получила глубокий анализ с гендерных позиций в работах Соломии Павлычко [5], Оксаны Кись [6], Людмилы Трофименко [7], Ирины Грабовской [8], Виктории Суковатой [9] и других. Исследовательницы всесторонне анализируют этот идеологический конструкт, показывают его создание и использование в качестве центрального звена современной национально-государственнической идеи. Следует отметить, что наиболее детальную деконструкцию мифа осуществила историк из Львова Оксана Кись.

Исследовательница в своих работах указывает, что практически каждый народ на этапе консолидации нации, во времена борьбы за независимость или же в период национального возрождения, обращается к женско-материнской символике. В Украине таким символом стал образ Берегини, возникший во времена горбачёвской «перестройки», когда разваливались советские символы, и в национально-освободительных устремлениях украинские

гуманитарии - прежде всего, писатели-мужчины - искали и творили новые. Особую роль сыграла книга Василя Скуратовского «Берегиня» [10], увидевшая свет в 1987 году, неоднократно переиздававшаяся. Позже к нему присоединились другие, например, литератор Сергей Плачинда, на чьи произведения стали ссылаться как на серьёзный исторический источник. Так, Ю. Мицык, С. Плохий и И. Стороженко в своей книге «Как казаки воевали» пишут: «Берегиня (Оберега) - как сообщает украинский советский писатель С. П. Плачинда в своей книге „Киевские фрески” - наидревнейшая богиня добра и защиты человека от всяческого зла. Со временем, с эволюцией религиозных представлений, Берегиня становится „домашней” богиней, защищает жилище, всю семью, малых детей от болезней, беды, лютого зверя, смерти и прочего» [11, с. 140]. Те же слова можно найти в публикации О. Кучеровой. Она уже не ссылается на писательский конструкт, а уверенно ведёт речь о культе Берегини как исторической реальности [12, с. 151]. Подобные утверждения можно обнаружить и у других авторов. Складывается впечатление, что писатели образовали новое слово от глагола «беречь» (укр. «берегти»), не утруждая себя углубленным изучением славянской мифологии, а творя её самостоятельно. Иначе они б узнали, что в древние времена «берегинями» называли русалок, которые обитали «под берегом» и утаскивали под воду зазевавшихся прохожих, топя, а вовсе не «оберегая» их.

Историографический анализ показывает, что свой вклад внесли и некоторые деятели науки, которые в условиях практически полного отсутствия реалистических историко-этнических исследований выпустили в свет немалое количество трудов, в которых в той или иной редакции присутствуют клише: «в украинской семье всегда руководили женщины», «женщина была хранительницей домашнего очага, национальных традиций и духовности», «женщина-мать пользовалась исключительными правами и привилегиями», «девушки имели свободу выбора жениха» и проч. Подобные идеи накладывались на влияние ярких образов из литературных и оперных произведений и в конце концов стали доминировать в массовом сознании.

На самом деле исторические реалии не соответствовали перечисленным стереотипам. Об этом совсем недавно стали писать украинские историки «второй волны». «Первую волну» в отечественной историографии образовали публикации тех авторов, которые выпустили свои труды в ранние годы независимости, всеми силами создавая «незаангажированную» историю Украины, что на

деле нередко оборачивалось «новой заангажированностью». Одним из проявлений стали призывы к «возрождению национальных традиций» без понимания того, что принципы самоорганизации аграрно-патриархального социума не подходят к условиям промышленных мегаполисов и для людей, нацеленных на информационное общество.

В конце концов, «Берегиня» приобрела статус официальной, поддерживаемой государством модели женской идентификации. То есть, как поясняет Оксана Кись, современным украинским женщинам предлагается «новая» социальная миссия, которую можно и нужно осуществлять в стенах собственного жилища, не претендуя на участие в делах за его пределами. И далее исследовательница указывает: «Опасность, которая подстерегает женщин, ориентирующихся на Берегиню, состоит в создании и поддержке иллюзии про особое и высокое положение женщины в Украине, что на деле имеет мало общего с существующими социальными реалиями. В то же время, такая позиция даёт моральные основания для легитимного вытеснения женщин из политической и экономической сфер, поощряя женщин возвращаться в дом и семью, где они так важны, нужны, где будто бы только и можно женщине себя реализовать. Матриархальный миф - это идейный наркотик, самообман, способ бегства от жестокой реальности, где женщина - унижена, эксплуатируема, бесправна, безмолвна, в мир мечты - где весь украинский космос вращается вокруг Берегини, которая гордо стоит на пьедестале. Он существенно мешает украинским женщинам осознать собственные проблемы и перспективы в общественнополитической сфере» [13].

Оксана Кись продолжила развивать идеи рано ушедшей из жизни выдающейся исследовательницы и феминистки Соломии Павлычко. В своё время Соломия Павлычко взглянула на созданный в украинской традиции культ матери в реальном социальном контексте и показала, что он на деле означает сведение роли женщины до биологической, репродуктивной функции. А «святость» материнства предусматривает в этом реальном контексте роль кормилицы, кухарки, добытчицы еды, воспитательницы детей и целый комплекс рутинной, однообразной, изматывающей, отупляющей так называемой домашней и так называемой женской работы [5]. Было показано, что культ Берегини в действительности является проявлением презрения к женщине, подчеркивалось, что эта теория «в целом должна придать несправедливому сведению статуса женщины к второстепенным социальным ролям романтический

ореол. Кроме того, она должна отвлечь её от современной проблематики к гордому восхищению собственным прошлым» [5]. Напомнив, что такую же оценку украинке-берегине дала американская исследовательница Мэри Мицьо, поддержала приведённые суждения народный депутат Украины и учёная Людмила Трофименко [7]. «Сказка о берегине, основная заслуга которой - плодить детей и слушаться априори разумного мужа» получила осуждение в статье Ирины Грабовской [8]. Виктория Суковатая показала, как миф про «Берегиню» препятствует предпринимательской активности женщин, вместо того способствует отстранению их от раздела экономических рычагов: то есть женщина как конкурент устраняется из сферы бизнеса и политики [9].

Тема «Сексуальная революция в Украине» до сих пор не получила всестороннего глубокого анализа. В массовом сознании она ассоциируется с приоритетностью сексуальности над всем прочим, чему в определённой мере способствует главная после княгини Ольги историческая героиня украинцев- Роксолана. Стереотип восприятия этого персонажа таков: «в раба мужчину превращает красота», даже такого, как первейший в истории Османской империи султан Сулейман Великолепный. Это - одно из проявлений имеющей место натурализации гендерных отношений в современной Украине, когда главное предназначение женщины полагается в том, чтобы быть сексуально привлекательной для мужчины. И только?

На Западе сексуальная революция способствовала процессам модернизации. В Украине её последствия - самые разнообразные. Среди них - активная жизненная позиция молодых женщин, которые стремятся получить образование, профессию, найти работу, самореализоваться не только в роли жены и матери. Однако, как показывает статистика, три четверти безработных - дочери Евы, большинство из них - с высшим образованием. В семьях господствуют патриархальные представления, часто воплощающиеся в побои и убийства (за год в Украине от рук мужей - официальных и неофициальных - гибнет примерно столько же женщин, сколько военнослужащих потерял СССР за десять лет войны в Афганистане). Хотя на государственном уровне принято немало законов и положений, которые должны бы защищать интересы женщин, однако социальная практика далека от юридических уложений. Без ликвидации гендерной асимметрии общество не может стать истинно гражданским и демократическим, что, в свою очередь, препятствует модернизации. Однако вопрос: «А хочет ли украинское общество этой

самой модернизации? Готово ли изменяться с изменяющимся

миром?» - остаётся открытым.

Литература

1. Орлова Т. В. Сексуальная революция: причины и последствия // Зеркало недели. - 2003. - № 44; Орлова Т. В. Історія сучасного світу. -К., 2008. - С. 383-386.

2. Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Калитка в ХХІ век. - М.: Мир, 1992. - С. 247-277.

3. Каспрук В. Участь жінок у світовій політиці та українські реалії // Сучасність. - 2007. - № 4/5. - С. 126; Каспрук В. Проблема «участі»/ «неучасті» жінок у світовій політиці та українські реалії // Пошуки гендерної паритетності: український контекст. - Ніжин: ДС Міланік, 2007. - С. 111.

4. Костицький В. Українська жінка заслуговує кращої долі. - К.: ЗАТ "НІЧЛАВА", 1997.

5. Павличко С. Фемінізм. - К.: Вид-во Соломії Павличко «Основи», 2002. - С. 61-63.

6. Кись О. Материнство и детство в украинской традиции: деконструкция мифа / / Социальная история. Ежегодник. 2003. Женская и гендерная история. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. - С. 156 -157; Кись О. Кого оберігає Берегиня, або Матріархат як чоловічий винахід // Західна Аналітична Група. 7.03.08 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //http://www.zgroup.com/ua/article.php; Кись О. Жінка в традиційній українській культурі (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.). - Львів: Інститут народознавства НАН України, 2008. - С. 29-30.

7. Трофименко Л. Роль суспільного устрою у політичній соціалізації жінок / / Юридический вестник. - 2001. - № 1. - С. 81.

8. Грабовська І. Україна - простір гендерних утопій чи реальних проблем? // Сучасність. - 2002. - № 6. - С. 76.

9. Суковата В. Стереотипи підприємництва у масовій свідомості: гендерний аналіз // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. - 2001. -№ 2. - С. 132-133.

10. Скуратівський В. Берегиня. - К., 1987.

11. Мицик Ю. А., Плохій С. М., Стороженко І. С. Як козаки воювали: Історичні розповіді про запорізьких козаків. - Дніпропетровськ: Промінь, 1990.

12. Кучерова О. Суспільна роль жінки на теренах України в дохристиянську добу / / Історія України. Маловідомі імена, події, факти. - 1999. - Вип. 1.

13. Кого оберігає Берегиня, або Матріархат як чоловічий винахід / / Західна Аналітична Група. 7.03.08 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zgroup.com/ua/article.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.