5 Олена Стрельник
i
Marian J. Rubchak, ed. New Imaginaries: Youthful Reinvention of Ukraine's
IT Cultural Paradigm. Oxford: Berghahn Books, 2015. 330 pp. ISBN 978-1-7823-
oo 8764-0.
|= Олена Стрельник - доктор социологических наук, доцент кафедры философии и
°g социально-политических дисциплин Полтавского национального технического
то университета имени Юрия Кондратюка, Украина. Адрес для переписки: Першо-
° травневий проспект, 24, Полтава, 36011, Украина. [email protected].
(О
е Работ, посвященных непосредственно Украине, среди англоязычных исследований гендерных проблем восточноевропейских стран очевидно немного (Hankivsky and Salnikova 2012; Rubchak 2014; Solari 2017). Ряд событий, связанных с протестами на «Евромайдане» (с ноября 2013 по март 2014 года) и последующим вооруженным конфликтом на территории Восточной Украины, активизировал интерес исследователей к процессам, происходящим в украинском обществе, в том числе к вопросу активного участия в них женщин, а также к трансформации гендерных смыслов в контексте войны. Рецензируемая книга, хотя и была подготовлена до начала упомянутых драматических событий, успешно заполняет пробел в англоязычных гендерных исследованиях постсоветских трансформаций в Украине.
В отличие от указанных работ, где были представлены тексты как украинских, так и западных исследователей, в рецензируемом издании тексты исключительно украинских авторов. Ее замысел состоял в том, чтобы представить работы ученых, которые экспериментируют с западными исследовательскими практиками и комбинируют их с отечественными академическими традициями. Речь идет о когорте исследовательниц, которые родились и получили образование в Украине и взросление которых пришлось на постсоветский период (с. ix).
Книга включает 14 статей, объединенных задачей осмысления гендерных отношений в различных сферах современного украинского общества. Тексты ряда авторов основаны на эмпирических исследованиях с четко сформулированными исследовательскими вопросами и теоретическим обоснованием, работы других являются скорее дескриптивными или эссеистическими. Из-за этого создается впечатление некоторой неупорядоченности структуры и стилистической рассогласованности книги. Вместе с тем представленные в ней статьи разносторонне и глубоко освещают изменения гендерных смыслов и отношений в основных институциональных средах украинского общества.
Статьи Тамары Марценюк (Tamara Martsenyuk) и Оксаны Ярош (Oksana Yarosh) посвящены актуальной для всех постсоветских стран теме женского политического участия. Уникальность украинского контекста состоит в том, что гендерно-де-мократические преобразования, особенно после 2013 года, стимулированы евро-интеграционными процессами. Украина - первое среди постсоветских стран (без учета стран Балтии) государство, где был принят «Закон об обеспечении равных
DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10-2-167-170
прав и обязанностей женщин и мужчин» (2006 год); в 2015 году в «Закон о местных выборах» была внесена статья о гендерных квотах в списках политических партий. Вместе с тем за весь период независимости уровень представительства женщин в Верховной раде не превысил 12%, что значительно ниже европейских показателей.
Марценюк и Ярош анализируют сложный политический ландшафт гендерных отношений, который характеризуется широко распространенными стереотипами относительно роли женщин в политике, сексистскими высказываниями политиков и государственных деятелей, особенностями политической (и электоральной в частности) системы и неоднозначным процессом имплементации гендерных квот в списках политических партий.
Как и в других постсоветских государствах, гендерно-демократические преобразования и инициативы в современной Украине наталкиваются на сопротивление со стороны защитников «традиционных ценностей». Неотрадиционалистский крен сопровождал трансформационные процессы большинства посткоммунистических стран на протяжении 1990-х годов. Особенностью украинского неотрадиционализма является миф об украинском матриархате, в соответствии с которым украинская женщина играла важную роль в прошлом, но вследствие российской колонизации эта позиция была утрачена (Журженко 2008). В украинском неотрадиционализме глорификация прошлого закреплена в образе Берегини (Ккь 2005). В рецензируемом сборнике к этой теме обращается Тамара Злобина (Tamara Zlobina). Она выделяет две фундаментальные модели постсоветской украинской риторики в отношении женственности, которые создают двойной стандарт социализации девочек и молодых женщин. Это указанная «модель Берегини», олицетворяющая национальную идею, и «модель Барби», которая символизирует коммерциализацию и эксплуатацию женской сексуальности. Злобина подчеркивает, что на фоне возвеличивания материнства в неотрадиционалистской государственной риторике, женский репродуктивный труд является базисом гендерной дискриминации женщин в современной Украине.
Тему неотрадиционализма в повседневных представлениях о гендерных отношениях развивает Ганна Черненко (Hanna Chernenko), которая обращается к вопросу актуализации ориентации женщин на патриархальную модель семьи в постсоветской Украине. Текст написан на основе дискурс- и контент-анализа писем женщин в редакцию журнала «Жинка» («Женщина») в позднесоветский (1984-1990) и постсоветский (2004-2010) периоды. Критерием выбора писем для анализа послужили те из них, которые содержали негативные комментарии о мужчинах, причем писем такого характера было подавляющее большинство. Исследовательница делает вывод о позитивной динамике отношения женщин к патриархальному типу семьи (точнее, к той модели, которую они считают патриархальной). Одна из причин этого явления - идеализация патриархата, ностальгия по мужской галантности, критика советского проекта женской эмансипации и привлекательность модели семьи во главе с «мужчиной-добытчиком» на фоне сокращения роли государства в обеспечении социальных гарантий. Эти выводы являются ценными в контексте оценки климата общественных настроений в отноше-
ОЛЕНА СТРЕЛЬНИК
169
нии гендерных вопросов в современной Украине, в частности - противоречий между публичным дискурсом гендерного равенства и его повседневным восприятием.
Общим фактором трансформации гендерных отношений в посткоммунистических странах являются рыночные реформы. Новая экономическая реальность -рынок и общество потребления - привнесли новые гендерные идеологии и смыслы женственности. Тетяна Булах (Tetiana Bulakh) анализирует динамику культурного явления гламура в постсоветской Украине и его роли в конструировании образа «новой женщины» - привлекательной и сексуальной («Золушки» и «Барби»). Оксана Кись (Oksana Kis) и Тетяна Бурейчак (Tetyana Bureychak) подробно рассматривают роль рекламы в конструировании гендерных смыслов. На основе анализа телевизионной и наружной рекламы исследовательницы приходят к выводу о том, что образы женщин здесь концентрируются вокруг традиционных ролей жены, домохозяйки, матери. Наряду с этим актуализируются новые смыслы женственности, связанные с сексуализацией и объективацией женщин.
Рыночные преобразования в постсоветских странах активизировали женскую трудовую миграцию. На фоне кризисных социально-экономических явлений 1990-х годов женская трудовая миграция, особенно из западноукраинских регионов в страны Европы, существенно возросла. В этой связи украинский контекст представляет интерес с точки зрения воздействия на семейные отношения глобальных изменений рынка труда и феминизации миграции. Галина Городецка (Galyna Gorodetska) на примере женской миграции в Испанию исследует мотивы миграции и особенности женской занятости, в частности, в неформальном секторе экономики, где позиция мигранток оказывается особенно уязвимой. Исследование Виктории Володько (Viktoriya Volodko), проведенное на основе интервью с женщинами, работающими в Польше и Греции, демонстрирует, что миграция создает новые конфигурации транснациональных семейных отношений и бросает вызов традиционной (конвенциональной) семейной модели с мужчиной-добытчиком во главе.
Социолог Людмила Малес (Lyudmyla Males) обращается к изменению социокультурных аспектов гендерных отношений. Малес подчеркивает, что в современном украинском социально-демографическом дискурсе брак рассматривается как основа легитимизации семейных отношений и аналитически - институт брака, и практики семейных отношений не разграничиваются. Автор анализирует социокультурные особенности института брака в современной Украине, в том числе -гендерные различия отношения к незарегистрированным партнерствам, а также различия в соотношении ценностей создания семьи и воспитания детей с другими ценностями. Интересным исследовательским ходом является обращение к текстам студенческих эссе, написанным на основе анализа фольклорных свадебных песен; очевидно, что эти эссе демонстрируют современные молодежные ревизии брачных стратегий прошлого.
Социокультурным изменениям гендерных отношений и дискурсов маскулинности посвящен текст социолога Тетяны Бурейчак (Tetyana Bureychak), написанный на основе анализа дискурса «кризисного опыта мужчин» в современных
украинских медиа. Мужские исследования занимают очевидно небольшую нишу в дискурсе гендерного равенства в современном украинском обществе. Исследовательница предлагает концептуально различать понятия «кризис маскулинности» и «кризисный опыт мужчин». Основными индикаторами для дискурсивного определения мужского опыта как кризисного являются демографические и медико-социальные проблемы, связанные с мужским образом жизни, проявления деструктивного поведения, а также неспособность мужчин следовать социальным нормам и ожиданиям в отношении «мужских ролей» (в частности, отцовских). Патриархатный подход к объяснению причин кризиса мужского опыта базируется на тезисе о том, что этот опыт является следствием утраты мужчинами доминирующей позиции в обществе. В границах гендерно-эгалитарного дискурса в объяснении этого кризиса патриархатные гендерные нормы актуализируются как неадекватные современному обществу и как такие, которые оказывают на мужчин деструктивное воздействие. Несмотря на принципиально различные позиции, оба подхода базируются на виктимизации мужчин, а ответственность за преодоление этого кризиса дискурсивно возлагают на женщин и государственную политику.
По своему замыслу эта книга сосредоточена на задаче презентации работ новой генерации исследовательниц из независимой Украины - авторов, которые осмысляют трансформационные изменения через призму как западных, так и отечественных академических традиций. Несмотря на «мозаичность» тем и стилистическую разнородность текстов, книга представляет целостный и глубокий взгляд на изменения гендерных смыслов в основных институциональных средах постсоветского украинского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Журженко, Татьяна. 2008. Гендерные рынки Украины: политическая экономия национального
строительства. Вильнюс: ЕГУ. К'сь, Оксана. 2005. «Кого оберигае "Берегиня", або матриархат як чолов1'чий винахщ». Zn.ua, 22 апреля. Просмотрено 4 июля 2018 г. (http://gazeta.dt.ua/SOCIETY/kogo_oberigae_ bereginya,_abo_matn'arhat_yak_cholovichiy_vinahid.html). Hankivsky, Olena, and Anastasiya Salnikova, eds. 2012. Gender, Politics, and Society in Ukraine. Toronto: University of Toronto Press. Rubchak, Marian J., ed. 2014. Mapping Difference: The Many Faces of Women in Contemporary
Ukraine. New York: Berghahn Books. Solari, Cinzia D. 2017. One the Shoulders of Grandmothers: Gender, Migration, and Post-Soviet NationState Building. London: Routledge.