УДК: 1.316.3+316.346.2-055.2+111.32-043.14
Митали Людмила Сергевна
аспирант кафедры философии и социологии Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского (г.Одесса) misevichh@ukr.net Lyudmila S. Mitaly
graduate student of chair of philosophy and sociology of the national pedagogical University of K.D.Ushinskogo (Odessa) misevichh@ukr. net
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF GENDER FEATURES OF SELF-REALIZATION MODERN WOMAN
Аннотация. Статья посвящена социально-философскому исследованию гендерных особенностей самореализации современной женщины. Проанализированы основные теоретико-методологические подходы к исследованию моделей гендерной социализации женщины в современной социогуманитарном знании. Рассмотрен теоретико-информационный потенциал понятия «самореализация» в методологическом и эпистемологическом аспектах. Автор приходит к выводу, что основной причиной трансформации в понимании и содержании гендерных особенностей самореализации современной женщины является анализ изменений социокультурных идеалов, феминных черт и женственности, происходящих в современном обществе.
Ключевые слова: гендер, пол, гендерные модели, самореализация, женщина, мужчина, маскулинность, феминность.
Annotation. The article is devoted to the socio-philosophical research gender-sensitive self-realization of the modern woman. Analyzes the main theoretical and methodological approaches to research the models of gender socialization of women in contemporary socio-humanitarian knowledge. Considered an theoretic-informational notion of potential "self-realization" in the methodological and epistemological aspects. The author concludes that the main reason for the transformation in the understanding of gender-specific content and fulfillment of the modern woman is the analysis of changes in the socio-cultural ideals of femininity and feminine traits occurring in modern society.
Keywords: gender, sex, gender models, self-realization, female, male, masculinity, femininity.
В новых социальных условиях современных обществ, особенно постсоветских, одной из острейших социальных проблем становится поиск
цивилизованной и гармоничной модели гендерных отношений. В современном обществе всё отчётливее обнаруживается необходимость перехода от патриархатной культуры к культуре биархатной, в которой мужские и женские измерения общественного бытия должны быть органично сбалансированы.
В условиях противоречивости социальных трансформационных процессов одним из важнейших аспектов формирования личности и преобразования социума является проблема гендерных отношений, которая приобрела в последние десятилетия значительный социальный резонанс. Поэтому исследование гендерных особенностей самореализации современной женщины, связанной со сменой культурных норм и отношений между мужчинами и женщинами на всех уровнях современного социума, требует глубокого социально-философского анализа.
Актуальность проблемы самореализации представлена значительным количеством публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов. Анализом различных аспектов самореализации занимались М. Битянова, Е.Галажинский, Л. Коростилева, А. Маслоу, Г. Нестеренко, О. Никифорова, К.Роджерс, Э. Фромм, Д. Чаус и др., в которых разрабатывается проблемы значимости самореализации для человека.
Гендерному дискурсу и проблемам жизнедеятельности женщин в социогуманитарных науках посвящены работы таких украинских ученых, как Т. Власова, Н. Гапон, И. Жеребкина, О. Кись, Н.Лавриненко, Л. Малес и др. Среди российских исследователей проблем гендера следует отметить работы С. Айвазовой, Т. Бендас, Е. Здравомысловой, И. Клециной, Д.Ольшанского, Н.Римашевской, Г. Силласте, А.Темкиной, С. Ушакиной и др.
Однако, проблема философской интерперетации гендерных особенностей самореализации пока является недостаточно исследованной. Анализ работ, посвященных исследованию гендерного аспекта самореализации личности, показал, что история изучения данного феномена до сих пор имеет дискуссионный характер и требует более глубокого философского рассмотрения.
Целью данной статьи является социально-философский анализ гендерных особенностей самореализации женщины в современном обществе.
Смысловое наполнение термина «гендер» многозначное, поэтому в современной научной литературе встречается его разноообразная интерпретация. «Всемирная энциклопедия: философия» трактует гендер как понятие, которое отображает социокультурный аспект половой принадлежности человека, ограничиваясь только половой принадлежностью и половыми отличиями [1].
При этом понятие самореализации в самом общем виде определяется в словаре по философии и психологии следующим образом: «самореализация -это осуществление возможностей развития «Я» [2]. «Всемирная энциклопедия: социология» самореализацию определяет как выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности [3].
В современном философском дискурсе самореализация личности рассматривается в основном в рамках деятельностного подхода и определяется
как опредмечивание потенциальных возможностей индивида в форме предметных результатов и его внутренних личных качествах и состояниях. Некоторые ученые (К. Юнг, Т. Вивчарик, Б. Чечет) проблему самореализации изучают через рассмотрение феномена самопознания; другие исследователи (О.Никикфорова, И. Егорычева, Л. Климова) исследуют процесс активного создания индивидом самого себя, т. е. самореализация личности рассматривается как разновидность творчества. В работах Б. Чечета самореализация рассматривается как жизнь относительно к «самости», т. е. сущности личности, а ориентация индивида на поиск самости считается обязательным условием самореализации. Б. Чечет определяет самость как упорядочивание внутреннего мира личности, т. е. заданием личности является не поиск самости, а ее формирование [4].
Самореализация личности находится под влиянием социокультурных установок общества и в процессе жизнедеятельности личностью присваиваются определенные социокультурные идеалы и ориентиры, поэтому именно они создают гендерные отличия самореализации. Так как гендер является социокультурным конструктом и трансформируется одновременно с обществом и культурой, то для определения гендерных особенностей самореализации является важным рассмотрение социально-культурного содержания, отождествляемого с женским полом, т.к. половые роли и гендерные стереотипы трансформируются вместе с обществом и культурой.
Во многих культурах понятие «мужское» и «женское» существуют как элементы символических рядов, которые моделируют картину мира в виде упорядоченной системы. Так, «мужское» отождествляется с силой, активностью, рациональностью, культурой, а «женское» - со слабостью, пассивностью, эмоциональностью, природой. В западноевропейской культурной традиции, в контексте которой частично формировалась украинская культура, чаще всего мужское и женское представлены как бинарные оппозиции. В то же время, в европейской патриархатной традиции эти символические ряды рассматриваются не только как дихотомия, а и как иерархия, в которой мужское начало имеет большее доминирование и более положительную коннотацию относительно женского начала.
И. Тартаковская определяет советские и постсоветские модели гендерной социализации женщины. Так, советским доминирующим типом гендерной социализации женщины является модель «работающая мать», не теряющая всех традиционных женских качеств и обязательств. Женщина является активным персонажем, героиня во всех смыслах этого слова, ее партнер не только муж, но и государство, с которым женщина интенсивно взаимодействовала, чтобы успешно справляться со своей сложной и противоречивой ролью «строителя коммунизма и берегини очага» [5].
Постсоветские модели, которые мы наблюдаем в визуальных образах массовой культуры, И. Тартаковская разделяет на три доминирующих типа: либеральный, национал-традиционалистский и «дискурс потребления». Так, либеральная модель является облегченным вариантом традиционного патриархатного дискурса. Основанием национал-традиционалистской модели
является гражданский национализм и религиозное возрождение. По мнению автора, особенно влиятельный - это третий дискурс, «дискурс потребления», который связан, прежде всего, с мощной западной постиндустриальной традицией, где идентичность происходит средствами консюмеризма.
Достаточно интересными являются разработки Т. Вивчарик, которая предложила рассмотреть феномен самореализации, в частности самореализацию женщины, через структурно-функциональную модель. В основе этой модели лежит самоидентификация, интеграция личности, опредмечивание потребностей, которые продиктованы самостью через деятельность [6].
Исследователи отмечают, что достижения женщин во всех сферах жизнедеятельности отличаются от достижений мужчин не только по факту, но и по самому восприятию. С. Гордон указывает, что, рассматривая возможности женщин относительно традиционных критериев самореализации, их можно назвать «заключенными мужских мечтаний» [7]. Из этого следует, что предоставление равных возможностей в реализации социальных достижений предусматривает наличие знаний о значении самореализации и его содержательные отличия в представлении женщин и мужчин. С. Де Бовуар говорит, что «драма женщины - это конфликт между настоятельной потребностью личности утвердить свою самоценность и ее положением, в основе которого лежит представление об ущербности» [8]. То есть, у женщины существует негласный конфликт между естественной потребностью в самореализации и вынужденной потребностью соответствовать определенным стандартам и стереотипным представлениям социума.
В представлениях женщин о самореализации наблюдаются особенности, обусловленные тендерными отношениями, сложившимися в большинстве современных обществ, а также традиционными стереотипными представлениями о них. Для женщин успешная самореализация, в основном, означает соответствие социальным ожиданиям относительно назначения женщины, которые состоят, прежде всего, в рождении детей и заботе о семье. Женщины стремятся реализоваться, прежде всего, в частной, межличностной сфере, тогда как мужчин больше интересуют достижения в публичной сфере, что кореллирует с традиционными представлениями о самореализации. Женщины много в чем продолжают ориентироваться на обычные «женские» ценности - воспитание детей, забота о семье, поддержка значимых отношений и прочее, но сейчас заметны существенные изменения в их восприятии целей самореализации. Женщин начинают интересовать достижения в сферах за пределами семьи и межличностных отношений. Это свидетельствует о стремлении женщин придерживаться баланса между семьей и профессиональной деятельностью. Основная сложность таких стремлений состоит в разногласии их стремлений не только с общественно установленными стереотипами, но и с их собственными. Такие противоречия значительно усложняют возможности самореализации современной женщины.
На наш взгляд, женщина в постсовременной культуре, несомненно, несет особо тяжелый груз противоречивых социальных и психологических
долженствований. С одной стороны, она должна соответствовать вызовам постмодерного общества, чтобы поддерживать свой социальный престиж, выступая в роли модели, образца, созданного постмодернистским дискурсом, а, с другой стороны, - сохранять основные традиционные характеристики женственности, относящиеся, прежде всего, к материнству, которые общество по-прежнему стереотипно ценит в женщине превыше всего.
В результате теоретического анализа можно выделить следующие гендерные особенности самореализации современной женщины: наличие противоречивых культурных сценариев самореализации для женщины, ролевая перегруженность, которая существует с попытками добиться высоких стандартов во многих социальных ролях, сохранение и доминирование традиционного культурного кода - воплощение красоты и материнства как сугубо женских миссий.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что основная проблема самореализации личности в современном трансформирующемся обществе заключается в несоответствии традиционных критериев самореализации современным возможностям ее достижения, как мужчинами, так и женщинами. Необходимо переосмыслить показатели успешной самореализации в соответствии с современными условиями и гендерной принадлежностью субъектов, учитывая некоторое ослабление мужского доминирования во многих сферах жизни, а также расширение социальных возможностей самореализации для женщин.
Литература:
1. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.
2. Dictionary Psychology and Philosophy, London, 1902.
3. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словаръ.М., 1998. -
292 с.
4. Чечет Б. Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности. - Иркутск, 2002.
5. Тартаковская И. «Сильная женщина плачет у окна»: Гендерные репрезентации в советской и постсоветской массовой культуре // Аспекты социальной теории и современного общества. Под ред. С. Е. Кухтерина и А. Ю. Соломонова. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - С. 155-176.
6. Вивчарик Т.П. Женская идентичность как проблема развития и становления самодостаточной женщины //Молодым семьям (советы, консультации). - Черновцы: ОЦССМ, 1998. - С. 10-13.
7. Gordon S. Prisoners of men's dreams: Striking Out for a New Feminine Future.- Boston, 1991. - Р. 3.
8. Бовуар С. де. Второй пол // Иностранная литература. 1993. - №. 3. - С. 161
Literature:
1. Newest Philosophical Dictionary / Comp. AA Gritsanov. - Mn.: Univ. V.M.Skakun, 1998. - 896p.
2. Dictionary Psychology and Philosophy, London, 1902.
3. Osipov G.V. Encyclopedic Dictionary of Sociology. M., 1998. - 292 p.,
4. Chechet B.F. Essence, conditions and trends in self-realization. - Irkutsk,
2002.
5. Tartakovskaya I. "Strong woman crying at the window": Gender representation in the Soviet and post-Soviet mass culture / / Aspects of social theory and modern society. Ed. S.E. Kuhterin and A.U.Solomon - Moscow: Publishing House of the "Institute of Sociology", 2000. - P. 155-176.
6. Vivcharik T.P. Female identity as a problem of development and becoming self-sufficient woman / / Young families (advices, consultations). - Chernovtsy: OTSSSM, 1998. - P. 10-13.
7. Gordon S. Prisoners of men's dreams: Striking Out for a New Feminine Future. - Boston, 1991. - P. 3.
8. S. de Beauvoir The Second Sex ( / / Foreign Literature. 1993. - №. 3. - P.
161.