Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3622
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / HISTORY OF THE MANAGEMENT / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEMS OF MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ / ECONOMIC OF ORGANIZATION / MANAGERIAL THING / MANAGERIAL REVOLUTIONS / ORGANISATION OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурова Анна Юрьевна

На протяжении всей истории человечества существует немало примеров эффективных управленческих моделей, существовавших в древности. В статье исследуется процесс формирования системы управления с древнейших времен до настоящего времени, рассматриваются вопросы становления и развития менеджмента, как науки. Анализируются этапы развития менеджмента. Обозревая эволюционный путь развития управленческой мысли с древнейших времен до современности, автор статьи отмечает, что она, подобно другим социокультурным феноменам, пережила и продолжает переживать не одну качественную перемену, так называемую управленческую революцию. Рассмотрена практика российского менеджмента, история его развития. Определены имеющиеся проблемы в отечественной практике управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL STAGES OF FORMING THE MANAGEMENT THEORY IN DOMESTIC AND WORLD PRACTICE

Throughout the all of history of humanity, there are many examples of effective managerial models having been implemented since early times. In the article researched the process of formation and development of management as a science, the process of forming a management system from ancient times to the present is being investigated. The stages of management development. Observing the evolutionary way of development of management thought from ancient times to the present, the author of the article notes that she, like other socio-cultural phenomena, has survived and continues to experience more than one qualitative change, the so-called administrative revolution. It viewed the practice of Russian management, the history of its development. It identified the existing problems in the domestic management practice.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ»

President Jammeh agreed to step down and go on exile. He later went to exile in Equatorial Guinea and Adama Barrow moved to Banjul where he assumed duties as President of The Gambia [29]. This was what the BBC summed up to be, "one of the biggest election upsets West Africa has ever seen" [30].

Conclusion

This article has explained the contributions of ECOWAS to promote democracy and democratic governance in West Africa. The elections in all the countries mentioned above were acceptable because of the presence and contributions of the ECOWAS Observation Mission in line with the 2001 ECOWAS Supplementary Protocol on Democracy and Good Governance. As expected there were complaints of irregularities by losers as mentioned above but the minimum standard for an acceptable result was manifested in those elections. However, kudos to ECOWAS that has made it a policy to send its Observation Mission which includes the Short-term and Long-term mission to see that elections are free and fair in member states where elections are conducted. In addition, this article has summarized how the political imbroglio in The Gambia was resolved without bloodshed and how ECOWAS used its instrument to force President Jammeh to vacate his office for the winner, Adama Barrow who was later sworn in as President of The Gambia. The civil war that used to follow such controversial elections in some West African countries in the past was avoided by the intervention of ECOWAS in the country.

Finally, this article has submitted that, in respective of different protocols in place, there are still evolutions of internal conflicts in many states, which consequently affect mostly neighbouring countries. This therefore has made it imperative for member states to see democracy as only option for good governance.

ГБАДЕБО, АФОЛАБИ - аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (gbadeboafolabi@gmail.com)/

GBADEBO, AFOLABI - Ph.D. student, Department of Theory and History of International Relations, Peoples Friendship University of Russia/

УДК 94«72»:62:338.24

БУРОВА А.Ю.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: история менеджмента, системы управления, управленческая мысль, управленческие революции, экономика организации, организация производства.

На протяжении всей истории человечества существует немало примеров эффективных управленческих моделей, существовавших в древности. В статье исследуется процесс формирования системы управления с древнейших времен до настоящего времени, рассматриваются вопросы становления и развития менеджмента, как науки. Анализируются этапы развития менеджмента. Обозревая эволюционный путь развития управленческой мысли с древнейших времен до современности, автор статьи отмечает, что она, подобно другим социокультурным феноменам, пережила и продолжает переживать не одну качественную перемену, так называемую управленческую революцию. Рассмотрена практика российского менеджмента, история его развития. Определены имеющиеся проблемы в отечественной практике управления.

BUROVA, A.Y.

HISTORICAL STAGES OF FORMING THE MANAGEMENT THEORY IN DOMESTIC AND WORLD

PRACTICE

Keywords: history of the management, systems of management, managerial thing, managerial revolutions, economic of organization, organisation of production.

Throughout the all of history of humanity, there are many examples of effective managerial models having been implemented since early times. In the article researched the process of formation and development of management as a science, the process of forming a management system from ancient times to the present is being investigated. The stages of management development. Observing the evolutionary way of development of management thought from ancient times to the present, the author of the article notes that she, like other socio-cultural phenomena, has survived and continues to experience more than one qualitative change, the so-called administrative revolution. It viewed the practice of Russian management, the history of its development. It identified the existing problems in the domestic management practice.

Исторический опыт служит базисом всех наук, в том числе и менеджмента. Он позволяет получить определенные навыки и знания о правильном использовании исторических фактов с целью изучения и оценки перспектив дальнейшего развития данной науки. По мнению Ричарда Л. Дафта, имеются три главных силы, которые влияют на организации [1, с. 17]:

1. Социальные - культура, присущая различным народам, их моральные ценности и нормы поведения. Основой данного типа являются люди, на поведение которых оказывают большое влияние их потребности врождённого и приобретённого характера.

2. Политические - представляют собой непосредственное влияние политических институтов на граждан и организации. Каждое политическое изменение, каждый новый закон или ситуация на международной арене, несомненно, сказываются на деятельности людей и организаций.

3. Экономические - распределение ограниченных ресурсов между конкурентами. Для правильного распределения ресурсов необходимы определенные экономические силы, которые и определяют, кому и в каком объеме будут предоставлены те или иные ресурсы. Зачастую происходит так, что малое количество ресурсов служит своеобразным толчком к развитию инновационных технологий, способствующих, в свою очередь, развитию менеджмента.

Менеджмент в том виде, каким мы видим его на сегодняшний день, не появился сразу. История возникновения менеджмента со всеми тонкостями его появления и развития уходит вглубь веков. Одно известно точно, этот феномен возник сразу, как только люди начали нуждаться в координации их деятельности, но не могли сделать этого из-за отсутствия навыков и опыта. С доисторических времен люди начали сплачиваться и жить совместно, их объединяли общие цели и задачи, соответственно для правильной и продуктивной организации своих работ уже в то время появилась необходимость в управлении [2]. Зарождение менеджмента было связано с управлением в древних государствах. Так, старейшины, племенные вожди являли собой руководящее начало. В древнейших обществах каждый выполнял свою функцию: одни были собирателями, другие сидели с детьми, третьи -обеспечивали охрану территории и т.д. Однако необходимо было организовать эту деятельность, в противном случае племя прекратило бы свое существование. Этим и занимался старейшина. Он был человеком, который занимался управлением людьми и процессами. Это стало своего рода семенем, которое со временем выросло в могучее древо менеджмента.

На начальных этапах, когда сообщества людей - племена - были невелики, ими управлял один человек - это был старейшина (вожак). Со временем, группы стали разрастаться и соответственно, сам он не смог справляться большими задачами. Тогда появилась необходимость в помощниках для того, чтобы разделить его функции. Развитие менеджмента происходило постепенно, под влиянием разнообразных научных открытий, смен правителей государств.

Постепенно совершенствовались накопившиеся знания и умения, к ним добавлялись новые, ранее не существовавшие и наиболее действенные методы решения управленческих проблем. Так, условно выделяют четыре этапа развития менеджмента:

1. Древний этап.

2. Индустриальный этап.

3. Этап систематизации.

4. Информационный этап.

Древний этап наиболее продолжителен. Он длился с 9 - 7 тысячелетия до нашей эры по 13 век нашей эры. Первые представители данного этапа - старейшины и племенные вожди. Они и стали основоположниками менеджмента. Цари Древнего Вавилона Хаммурапи, и Навуходоносор II урегулировали сделки между людьми посредством применения производственного контроля, тем самым внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Сократ одним из первых охарактеризовал управление как отдельную сферу деятельности, провозгласив при этом принцип универсальности управления. Платон, в свою очередь, создал классификацию форм управления государством и попытался разграничить функции управленческих органов. В принципе, Платон, который в своих трудах донес до людей важность разделения труда для достижения наилучших результатов, и стал одним из первых известных мыслителей, разрабатывавших теорию менеджмента. Однако нельзя

недооценивать и вклад Сократа, показавшего, что, вне зависимости от выполняемой работы, главная задача состоит в распределении рабочей силы и полномочий, что является залогом повышения эффективности труда.

Современные ученые и экономисты, которые по кусочкам собирали историю становления менеджмента, определили следующие элементы, которые вознесли менеджмент от простых, частных идей к науке:

• Изначально развивалось общественное, а после и промышленное производство;

• Появились ученые, желающие собрать данные о менеджменте и выделить его в отдельную науку;

• На основе вышеперечисленных элементов началось развитие логики менеджмента.

На индустриальном этапе, который длился с 1776 по 1890 годы, развитие менеджмента было непосредственно связано с развитием экономики и повышением численности населения, которые способствовали возрастанию уровня миграции. Большая плотность населения делала довольно проблематичным поиск рабочих мест, в связи с чем многие вынуждены были искать работу в промышленных городах, потому что в них всегда был спрос на рабочую силу, особенно в развивающихся отраслях промышленности.

Огромный вклад в развитие менеджмента в этот период внесли известные экономисты Адам Смит и Роберт Оуэн. Адам Смит проанализировал разнообразные формы разделения труда и определил обязанности государства и правительства, а его современник Роберт Оуэн первый раз в истории человечества сумел разработать и применить на практике инструменты стимулирования труда подчиненных.

Третий этап - этап систематизации. В этот временной период наука находится в непрерывном движении: происходит формирование новых направлений, школ и течений менеджмента, совершенствование научного аппарата управления. Растут масштабы промышленного производства государств, постепенно на предприятиях происходит внедрение нового дорогостоящего оборудования и новейших сложных технологий.

В частности, по мнению А.В. Райченко, Ф. Тейлор стал основоположником научного направления и практической системы действий по организации разумной организации труда [2, с. 47]. Он сумел разработать и адаптировать систему функционального администрирования, как организационную основу менеджмента. Именно возможность руководить подчиненными Тэйлор считал основой всей организации. А. Файоль предложил классическую административную теорию. Согласно данной теории была введена и объединена с бюрократией на общей организационной основе терминология администрирования [2, с. 48].

Заключительный этап - информационный. Начало ему положено в 1960 году. И продолжается он по сегодняшний день. Его характеризуют широкое применение математики и компьютерной техники в управлении. На этом этапе совершенствуются уже существующие элементы внутреннего планирования, методы анализа, а также появляются новые. Также в это время начинают распространяться методы системного анализа, иными словами, анализа путем выявления взаимосвязанности принимаемых действий. Каждое отдельно взятое решение имеет определенные последствия для всей системы. Помимо вышеуказанного метода, появляется ситуационный подход. Его суть заключается в том, что формы, стили и методы управления изменяются в зависимости от возникшей ситуации. Применение этого подхода дает менеджерам возможность понять, применение каких методов и средств сможет наиболее выгодно поспособствовать достижению целей организации в сложившейся ситуации. Схожее мнение по поводу ситуационного подхода высказывает автор книги «Теория менеджмента». [3, с. 16].

Современный менеджмент представляет собой целую систему различных идей и методов. Организации стремятся перейти на новые методы управления, которые способны повысить производительность труда работников.

Таким образом, менеджмент, как наука, прошел длительный и сложный путь формирования. Многие ученые, исследователи внесли существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Возникнув в древний период истории человечества, менеджмент и по сей день находится в постоянном развитии и усовершенствовании. Не случайно, в настоящее время очень актуально изучение истории возникновения и развития менеджмента, так как, отталкиваясь от ошибок прошлого, опираясь на опыт, который нам дает история легче прийти к пониманию наиболее эффективных методов управления

На протяжении всей истории человечества существует немало примеров, показывающих эффективное управление, существовавшее в древности. Примером высшего искусства управления могут послужить пирамиды в Гизе, которые были построены еще 4500 лет назад. Строительство таких масштабов требовало от руководства уникальных практик управления людьми, разграничения обязанностей - то есть организации их труда [4].

И на сегодняшний день известны примеры организаций, которые возникли еще в древности, и существуют по сей день. И все это именно благодаря грамотно поставленной работе, которая невозможна без правильного менеджмента. Примером такой организации является римская католическая церковь, главой которой является Папа Римский. Церковь имеет простейшую структуру менеджмента: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Но спустя тысячелетия с момента своего возникновения, она существует и по сей день, показывая тем самым свою состоятельность в плане управления. Со временем, сталкиваясь с конкуренцией и приспосабливаясь к нюансам развивающегося мира, управляющие стали адаптироваться и развивать науку менеджмента и знания о том, как выгоднее использовать имеющиеся человеческие и материальные ресурсы.

На любых стадиях развития науки менеджмента складывались соответствующие школы управления. На сегодняшний день мы можем говорить о восьми этапах, через которые прошла собственно наука управления.

Начало первого из этих этапов (который называют Тейлоризмом) можно отнести к началу XX века, фундамент которого был заложен известным американским инженером и основоположником научной организации труда и управления. Главной задачей его учения являлось улучшение качества труда и получение лучшего результата за счет правильного использования трудовых резервов организации. Им была издана книга, в которой он рассказывал о способах и методах правильного устройства организации труда [4]. Этот труд был принят во внимание широкой общественностью в Соединенных Штатах, и многие управленцы оценили его важность и правильность суждений. Однако впоследствии, время показало, что его схема устройства организации труда, в том виде, в каком он описал ее в своей книге, возможна лишь в ограниченном виде, учитывая различные нюансы структур организаций по той причине, а также по причине непонимания её основ многими руководителями.

Благодаря трудам Тейлора спустя немного времени начали выходить в свет ученые труды и статьи по управлению Фрэнка, Гилберта, Ганита. В то же время возникает и испытывается на деле школа менеджмента, которую называют административной. Основателями данной школы управления в то время стали Анри Ф., Линд ал Ю. Заслуга Анри Ф. состояла в том, что он первым внес предложение использовать на практике теорию управления Тейлора, которая полностью раскрывала его главные функции и имеющиеся нюансы по данной теме.

Следующий за ним - третий этап в развитии науки управления, который получил название «неоклассическим». В этот период начинает в полной мере формироваться так называемая школа «человеческих отношений». Ее формирование принято связывать такими именами как Файоль А, Слоун П. и Э Мейо. В данный период развития менеджмента утверждается социологическая система групповых решений.

Период с 1940-го года по 60-й принято считать четвертым этапом формирования управления. В данный период совершается развитие административной идеи, которая в основном нацелена на развитие концепции организации управления основываясь на

последних достижениях таких наук, как психология и социология, по той причине, что- в конечном счете она оказывает огромное влияние на людей в системе менеджмента.

От предыдущего этапа формирования идей менеджмента отличается пятый. Отличие его состоит том, что в этот период формируется современное обоснование количественных методов решений менеджмента под действием частого употребления в практике математических и экономических методов и ЭВТ. Данный процесс благополучно формируется и в современных условиях развития управленческой мысли. Основываясь на таких суждениях, во многих организациях начали происходить случаи установления среди различных видов и сферами производства и моделями менеджмента.

Следующий период формирования менеджмента 1980-е года. Седьмой этап выделяется возникновением в менеджменте новых видов структур - его подвидов. В это время было сделано открытие «организационной структуры», которая в менеджменте является сильным механизмом, и было использовано по большей части в Японии, а также в других странах совместно с сопутствующими методами управления [5].

Россия во многом отличается от западных стран. В данной связи, история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап истории развития отечественного менеджмента не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания.

В принципе, история развития менеджмента начинается со времен Древней Руси, однако начало изучения системы управления, как самостоятельной науки, было положено в конце XIX века. Наиболее заметно проблемы российского менеджмента выявились все же в начале XX в. Масштабные инновации промышленности в это время сдерживал недостаточный экономический уровень страны [4, 5]. И только с вступлением страны в XX век индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Ученые того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления. В целом, начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными. После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, избравших ориентацию на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Переход от плановой экономики к рыночной, несмотря на небывалый рост предпринимательской активности, вскрыл проблемы отсутствия единой концепции менеджмента. Тем не менее, в это время заимствовались принципы европейского управления в организации, началось применение принципов управления и опыта США и Японии. Однако «слепое» копирования западных подходов, без учета социально-экономических и ментальных особенностей России, не дала ожидаемого прорыва. Это наложило свой отпечаток на развитие российского менеджмента на современном этапе.

Как на любом другом этапе развития, он имеет и достоинства, и недостатки. Хочется выделить, как проблемы, так и перспективы развития менеджмента на данной ступени развития.

Первая основная проблема менеджмента в России - это качество управления кадрами. Данная проблема состоит в том, что в нашей стране лишь небольшое количество людей имеют действительный управленческий опыт работы в условиях рынка. Между тем, менеджмент - это искусство и наука, причет получение знаний в этой области невозможно без практических навыков. Второй проблемой является доминирование в нынешней экономике России коррупции на всех уровнях. Следующая проблема - это качество

менеджеров. В настоящее время 485 высших учебных заведений осуществляют подготовку менеджеров, но, по оценкам специалистов, они в состоянии удовлетворить потребности предприятий лишь на 38%. Это говорит нам о том, что у нас ведется подготовка специалистов, но они не имеют опыта и не востребованы на практике. Между тем, первых шагом в развитии менеджмента всегда выступало образование. Из-за того что половина менеджеров выпущена в Советском Союзе, наша страна испытывает голод в топ-менеджерах которые могу осуществлять свою деятельность в современных условиях.

Также следует еще раз выделить коррумпированность нашей экономике на всех ее уровнях. В западных странах государственные управленцы, чиновники, отгорожены от материальных благ и их распределения. Их роль, с точки зрения взаимодействия с менеджерами, сведена к минимуму. В нашей же стране чиновники практически открыто используют наличие «откатов» для распределения больших государственных заказов.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается современный менеджмент в России, является нерациональное использование трудовых ресурсов [4]. Это происходит из-за низкой квалификации и плохой подготовки менеджера. Проблемы возникают и из-за недостатков в организации обмена информацией, плохой мотивации персонала, а также из-за неправильного планирования. Для того чтобы улучшить свое положение на рынке, быть конкурентно способной или же занять лидирующее положение в отрасли, компания должна своевременно реагировать на эти изменения и быть более гибкой, адаптивной. Одним из способов адаптации, является внедрение системы менеджмента качества (СМК) [8], которая предлагает производство продукции высокого качества, способной полностью удовлетворить желание потребителя. В настоящее время в мире насчитывается более 500 тысяч предприятий использующих эти стандарты.

И последняя основная проблема менеджмента на данном этапе - активное усиление звена управленцев. Сегодня не хватает топ-менеджеров с высокой квалификацией, которые могут эффективно управлять частными компаниями и способны активно конкурировать на мировых рынках [6]. Спецификой российской экономики является конфликты между главным руководителем и топ-менеджером, что чаще приводит к ликвидации именно менеджера. Это связано с тем, что при управлении организацией появляются постоянные разногласия касательно того, как лучше поступить и какое решение принять. Эксперты утверждают, что именно из-за таких конфликтов амбиции менеджеров не реализуются. Руководитель старается из всего извлечь прибыль на каждом шаге, а менеджер настроен на достижение долгосрочных целей. В большинстве компаний классические менеджеры отсутствуют, так как такие менеджеры работают по строго разработанному плану, а «собственники» предпочитают менять направление деятельности в зависимости от изменения на рынке. Таким образом, у большинства компаний нет строгой стратегии. В итоге, в России явно не хватает топ-менеджеров. Это чаще всего административный директор, директор по продажам, директор по развитию бизнеса и т.д. [7].

Что же касается перспектив развития менеджмента в России [4], следует признать, что для эффективного развития необходимо его планирование. Российский проект-менеджмент внедряется в новейшие отрасли, на рынке появляются компании, предлагающие услуги в проект-менеджменте. На сегодня имеется много реально существующих и активно работающих менеджмент-проектов за границей. Поскольку в России различные организации и компании должны выживать на этапе «современного кризиса», для этого им придется применять передовые технологии менеджмента. Но пока не время говорить о том, успешно ли закончится применение проект-менеджмента. Россия пока не может догнать развитые зарубежные страны по качеству подготовки менеджеров, так как методы подготовки немного устарели, да и само качество подготовки недостаточное [8], [9].

Исходя из вышеизложенного, целесообразными представляются следующие выводы:

- развитие менеджмента во всемирной истории, а также в истории России - это длительный, нелегкий и многогранный процесс, на пути которого встречалось множество различных преград;

- ни один из западных подходов к менеджменту целиком не применим в России в силу особенностей политического, социокультурного, экономического развития, а также особенностей российской ментальности;

- путей, методов и инструментов развития отечественного менеджмента существует достаточно большое количество; хотя уровень адекватности и эффективности их применения разный, тем не менее, все они, в той или иной степени, целесообразны для применения в современной России.

Литература и источники

1. Дафт Р.Л. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2010. - 800 с.

2. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 383 с.

3. Афанасьев В.Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для акад. бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2016. - 665 с.

4. Ворошилова И.А., Федосеева В.А., Терехов А.М. Значение документооборота в управлении организацией // Синергия Наук. - 2016. - № 6. - С. 126-131.

5. Николенко П.Г., Терехов А.М., Терехова А.В., Попова И.Ю. Формирование кадровой инфраструктуры в сфере сервиса // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-1 (67-1). - С. 1018-1027.

6. Николенко П.Г., Терехов А.М., Терехова А.В., Бочаров В.А., Воробьева Т.М. Организационно-экономические механизмы управления технологическими процессами в зерновом производстве нижегородской области // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 9-2. - С. 426-431.

7. Мечикова М.Н., Шабалтун М.И. Проблемы и перспективы менеджмента в России: опыт мировой управленческой практики // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - № 11 (11). - С. 151-158.

8. Мечикова М.Н. Проблемы и перспективы развития промышленности России // Вестник Науки и Творчества. -2016. - № 2 (2). - С. 54-62.

9. Мечикова М.Н. Стандартизация, метрология, качество: менеджмент качества: Учебное пособие. - Таганрог: издатель Ступин С.А, 2015. - 200 с.

References and Sources

1. Daft R.L. Menedzhment. 8-e izd. / Per. s angl. pod red. S.K. Mordovina. - SPb.: Piter, 2010. - 800 s.

2. Rajchenko A.V. Obshchij menedzhment: Uchebnik. - M.: INFRA-M, 2012. - 383 s.

3. Afanas'ev V.YA. Teoriya menedzhmenta: uchebnik i praktikum dlya akad. bakalavriata. 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YUrajt, 2016. - 665 s.

4. Voroshilova I.A., Fedoseeva V.A., Terekhov A.M. Znachenie dokumentooborota v upravlenii organizaciej // Sinergiya Nauk. -2016. - № 6. - S. 126-131.

5. Nikolenko P.G., Terekhov A.M., Terekhova A.V., Popova I.YU. Formirovanie kadrovoj infrastruktury v sfere servisa // EHkonomika i predprinimatel'stvo. - 2016. - № 2-1 (67-1). - S. 1018-1027.

6. Nikolenko P.G., Terekhov A.M., Terekhova A.V., Bocharov V.A., Vorob'eva T.M. Organizacionno-ehkonomicheskie mekhanizmy upravleniya tekhnologicheskimi processami v zernovom proizvodstve nizhegorodskoj oblasti // EHkonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - № 9-2. - S. 426-431.

7. Mechikova M.N., SHabaltun M.I. Problemy i perspektivy menedzhmenta v Rossii: opyt mirovoj upravlencheskoj praktiki // Vestnik Nauki i Tvorchestva. - 2016. - № 11 (11). - S. 151-158.

8. Mechikova M.N. Problemy i perspektivy razvitiya promyshlennosti Rossii // Vestnik Nauki i Tvorchestva. - 2016. - № 2 (2). - S. 54-62.

9. Mechikova M.N. Standartizaciya, metrologiya, kachestvo: menedzhment kachestva: Uchebnoe posobie. - Taganrog: izdatel' Stupin S.A, 2015. - 200 s.

БУРОВА АННА ЮРЬЕВНА - кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

BUROVA, ANNA Y. - Ph.D. in Pedagogy, St. Petersburg branch of the Finance University under the Government of the Russian Federation

УДК 351.85_069.01

ТУРИЦЫН И.В. ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ СЕРГЕЯ ДОКУЧАЕВА: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

Ключевые слова: музей, музееведение, музеология, история Подмосковья, река Озерна, Тростенское озеро, Руза, С. Докучаев.

В статье рассмотрены опыт организации и основные направления деятельности частного краеведческого музея, открытого в поселке Брикет Рузского района Московской области. Даны краткий обзор фондов и характеристика экспозиций музея. Показано значение частной инициативы для реализации важного гуманитарного проекта, связанного с широкой просветительской работой среди населения, направленной на сохранение исторической памяти о его малой исторической Родине. Отмечается, что музей привлек внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.