Научная статья на тему 'Исторические аспекты формирования и развития менеджмента'

Исторические аспекты формирования и развития менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3451
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субботина Татьяна Николаевна, Бурыкин Станислав Игоревич

В статье рассмотрены вопросы становления и развития менеджмента как науки, исследуется процесс формирования системы управления с древнейших времен до настоящего времени. Анализируются этапы развития менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты формирования и развития менеджмента»

Информация должна отражать специфику деятельности хозяйствующего субъекта и информационные запросы основных групп пользователей [1, с. 21].

Таким образом, внедрение управленческого учета позволяет хозяйствующим субъектам повысить качество управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, издержками. Существующие в управленческом учете методы прогнозирования и планирования затрат и результатов производственно -финансовой деятельности здесь оказываются наиболее востребованными, ибо основная цель управленческого учета заключается в предоставлении руководству предприятия наиболее полезной информации, которая должна содержать весь комплекс фактических, плановых и прогнозных данных о деятельности предприятия и всех его структурных единиц. Соответственно, формирование управленческого учета в организациях должно отвечать требованиям и задачам, направленным на управление компанией.

Список литературы

1. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Е.И. Костюковой. М.: КНОРУС, 2016.

2. Каверина О.Д. Управленческий учет: теория и практика 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016.

3. Кавич А.Ю. Проблемы внедрения управленческого учета ворганизации / А.Ю. Кавич, В.Ф. Трунина // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. С. 125-128.

4. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Лочан С.А. Организационное проектирование: реорганизация, реинжиниринг, гармонизация: учеб. пособие / С.А. Лочан, Л.М. Альбитер, Ф.З. Семенова, Д.С. Петросян; под ред. Д.С. Петросяна. М.: ИНФРА-М, 2016.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА Субботина Т.Н.1, Бурыкин С.И.2

1Субботина Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента; 2Бурыкин Станислав Игоревич - студент, специальность: таможенное дело, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

г. Калуга

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы становления и развития менеджмента как науки, исследуется процесс формирования системы управления с древнейших времен до настоящего времени. Анализируются этапы развития менеджмента. Ключевые слова: менеджмент, история менеджмента, этапы развития менеджмента.

Исторический опыт служит базисом всех наук, в том числе и менеджмента. Он позволяет получить определённые навыки и знания о правильном использовании исторических фактов с целью изучения и оценки перспектив дальнейшего развития данной науки. По мнению Ричарда Л. Дафта, имеются три главных силы, которые влияют на организации [2, с. 17]:

1. Социальные - культура, присущая различным народам, их моральные ценности и нормы поведения. Основой данного типа являются люди, на поведение которых оказывают большое влияние их потребности врождённого и приобретённого характера.

2. Политические - представляют собой непосредственное влияние политических институтов на граждан и организации. Каждое политическое изменение, каждый новый закон или ситуация на международной арене, несомненно, сказываются на деятельности людей и организаций.

3. Экономические - распределение ограниченных ресурсов между конкурентами. Для правильного распределения ресурсов необходимы определённые экономические силы, которые и определяют, кому и в каком объёме будут предоставлены те или иные ресурсы. Зачастую происходит так, что малое количество ресурсов служит своеобразным толчком к развитию инновационных технологий, способствующих, в свою очередь, развитию менеджмента.

Зарождение менеджмента связано с управлением в древних государствах. Так, старейшины, племенные вожди являли собой руководящее начало. В древнейших обществах каждый выполнял свою функцию: одни были собирателями, другие сидели с детьми, третьи - обеспечивали охрану территории и т.д. Однако необходимо было организовать эту деятельность, в противном случае племя прекратило бы своё существование. Этим и занимался старейшина. Он был человеком, который занимался управлением людьми и процессами. Это стало так называемым семенем, которое со временем выросло в виде могучего дерева менеджмента.

Развитие менеджмента происходило постепенно, под влиянием разнообразных научных открытий, смен правителей государств. Постепенно совершенствовались накопившиеся знания и умения, к ним добавлялись новые, ранее не существовавшие и наиболее действенные методы решения управленческих проблем. Так, условно выделяют четыре этапа развития менеджмента:

1. Древний этап.

2. Индустриальный этап.

3. Этап систематизации.

4. Информационный этап.

Древний этап наиболее продолжителен. Он длился с 9 - 7 тысячелетия до нашей эры по 13 век нашей эры. Первые представители данного этапа - старейшины и племенные вожди. Они и стали основоположниками менеджмента. Цари Древнего Вавилона Хаммурапи и Навуходоносор II урегулировали сделки между людьми посредством применения производственного контроля, тем самым внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Сократ один из первых охарактеризовал управление как отдельную сферу деятельности, провозгласив при этом принцип универсальности управления. Платон, в свою очередь, создал классификацию форм управления государством и попытался разграничить функции управленческих органов.

Следующий этап - индустриальный. Длился он с 1776 по 1890 годы. Он непосредственно связан с развитием экономики и повышением численности населения, которое способствовало возрастанию уровня миграции. Большая плотность населения делала довольно проблематичным поиск рабочих мест, в связи с чем многие вынуждены были искать работу в промышленных городах, потому что в них всегда был спрос на рабочую силу, особенно в развивающихся отраслях промышленности.

Огромный вклад в развитие менеджмента в этот период внесли известные экономисты Адам Смит и Роберт Оуэн. Адам Смит проанализировал разнообразные формы разделения труда и определил обязанности государства и правительства, а его современник Роберт Оуэн первый раз в истории человечества сумел разработать и применить на практике инструменты стимулирования труда подчинённых.

Третий этап - этап систематизации. В этот временной период наука находится в непрерывном движении: происходит формирование новых направлений, школ и течений

74

менеджмента, совершенствование научного аппарата управления. Растут масштабы промышленного производства государств, постепенно на предприятиях происходит внедрение нового дорогостоящего оборудования и новейших сложных технологий.

По мнению А.В. Райченко, Ф. Тейлор стал основоположником научного направления и практической системы действий по организации разумной организации труда [3, с. 47]. Он сумел разработать и адаптировать систему функционального администрирования как организационную основу менеджмента. Именно возможность руководить подчинёнными Тэйлор считал основой всей организации. А. Файоль предложил классическую административную теорию. Согласно данной теории была введена и объединена с бюрократией на общей организационной основе терминология администрирования [3, с. 48].

Заключительный этап - информационный. Начало ему положено в 1960 году, а продолжается он по сегодняшний день. Его характеризуют широкое применение математики и компьютерной техники в управлении. На этом этапе совершенствуются уже существующие элементы внутреннего планирования, методы анализа, а также появляются новые. Также в это время начинают распространяться методы системного анализа, иными словами, анализа путём выявления взаимосвязанности принимаемых действий. Каждое отдельно взятое решение имеет определённые последствия для всей системы. Помимо вышеуказанного метода, появляется ситуационный подход. Его суть заключается в том, что формы, стили и методы управления изменяются в зависимости от возникшей ситуации. Применение этого подхода даёт менеджерам возможность понять, применение каких методов и средств сможет наиболее выгодно поспособствовать достижению целей организации в сложившейся ситуации. Схожее мнение по поводу ситуационного подхода высказывает автор книги «Теория менеджмента» В.Я. Афанасьев [1, с. 16].

Современный менеджмент представляет собой целую систему различных идей и методов. Организации стремятся перейти на новые методы управления, которые способны повысить производительность труда работников.

Таким образом, менеджмент как наука прошёл длительный и сложный путь формирования. Многие учёные и исследователи внесли существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Возникнув в древний период истории человечества, менеджмент и по сей день находится в постоянном развитии и усовершенствовании.

Список литературы

1. Афанасьев В.Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для акад. бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 665 с.

2. Дафт Р.Л. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. Спб.: Питер, 2010. 800 с.

3. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.