Научная статья на тему 'Исторические этапы становления и развития системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов'

Исторические этапы становления и развития системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командирская воля / воля / курсант / военный институт / историография / система воспитания / волевые качества / военное образование / институт / commander's will / will / cadet / future officer / historiography / volitional qualities / military education / institute

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдошин Вадим Владимирович

Введение. В современной системе военного образования Российской Федерации особенно актуальными стали вопросы воспитания военно-профессиональных качеств у будущих офицеров. Одним из таких качеств является командирская воля. Теоретический анализ. Сравнительный анализ периодов становления и развития системы воспитания командирской воли у будущих офицеров позволяет сделать вывод о том, что на каждом историческом этапе развития военного образования к вопросам воспитания военнослужащих, а тем более будущих офицеров, применялись различные подходы и методы. Генезис исследуемой проблемы целесообразно отнести к 1699 г. (создание регулярной армии). В данном исследовании выделено пять исторических этапов становления и развития исследуемой проблемы. Историография проблемы воспитания командирской воли у будущих офицеров включает в себя множество примеров великих русских полководцев, которые, несомненно, лично являлись образцами командиров, обладающих высокими волевыми качествами, и действительно были способны выполнить любую поставленную служебно-боевую задачу, даже в непростых условиях обстановки. Заключение. Выявлено пять исторических периодов становления и развития системы воспитания командирской воли у будущих офицеров и дана краткая характеристика по каждому из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдошин Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical stages of formation and development of the system of education of the commander’s will in military universities' cadets

Introduction. In the modern system of military education in the Russian Federation, the issues of education of military professional qualities in future officers have become especially relevant. One of these qualities is the commander's will. Theoretical analysis. A comparative analysis of the periods of formation and development of the system of education of the commander's will in future officers allows us to conclude that at each historical stage of military education development, various approaches and methods were applied to the education of military personnel, and especially future officers. It is advisable to attribute the genesis of the problem under study to 1699 (the creation of a regular army). This study identifies five historical stages of the formation and development of the problem. The historiography of the problem of educating the commander's will in future officers contains many examples of great Russian commanders, who, undoubtedly, personally were models of commanders with high volitional qualities and were really able to perform any assigned service and combat task, even in difficult conditions. Conclusion. Thus, five historical periods of formation and development of the system of education of the commander's will in future officers have been identified and a brief description of each of them is given.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы становления и развития системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов»

ПЕДАГОГИКА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 219-224

Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 219-224 https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-219-224

EDN: RBHUHK

Научная статья

УДК 355.232.6:37.017:17.021.2

Исторические этапы становления и развития системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов

B. В. Авдошин

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1

Авдошин Вадим Владимирович, адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения), awdoshinv@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0001-1261-5606

Аннотация. Введение. В современной системе военного образования Российской Федерации особенно актуальными стали вопросы воспитания военно-профессиональных качеств у будущих офицеров. Одним из таких качеств является командирская воля. Теоретический анализ. Сравнительный анализ периодов становления и развития системы воспитания командирской воли у будущих офицеров позволяет сделать вывод о том, что на каждом историческом этапе развития военного образования к вопросам воспитания военнослужащих, а тем более будущих офицеров, применялись различные подходы и методы. Генезис исследуемой проблемы целесообразно отнести к 1699 г. (создание регулярной армии). В данном исследовании выделено пять исторических этапов становления и развития исследуемой проблемы. Историография проблемы воспитания командирской воли у будущих офицеров включает в себя множество примеров великих русских полководцев, которые, несомненно, лично являлись образцами командиров, обладающих высокими волевыми качествами, и действительно были способны выполнить любую поставленную служеб-но-боевую задачу, даже в непростых условиях обстановки. Заключение. Выявлено пять исторических периодов становления и развития системы воспитания командирской воли у будущих офицеров и дана краткая характеристика по каждому из них. Ключевые слова: командирская воля, воля, курсант, военный институт, историография, система воспитания, волевые качества, военное образование, институт

Для цитирования: Авдошин В. В. Исторические этапы становления и развития системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2.

C. 219-224. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-219-224, EDN: RBHUHK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Historical stages of formation and development of the system of education of the commander's will in military universities' cadets

V. V. Avdoshin

Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, 1 Gremyachiy Log St., Perm' 614112, Russia

Vadim V. Avdoshin, awdoshinv@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0001-1261-5606

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

Abstract. Introduction. In the modern system of military education in the Russian Federation, the issues of education of military professional qualities in future officers have become especially relevant. One of these qualities is the commander's will. Theoretical analysis. A comparative analysis of the periods of formation and development of the system of education of the commander's will in future officers allows us to conclude that at each historical stage of military education development, various approaches and methods were applied to the education of military personnel, and especially future officers. It is advisable to attribute the genesis of the problem under study to 1699 (the creation of a regular army). This study identifies five historical stages of the formation and development of the problem. The historiography of the problem of educating the commander's will in future officers contains many examples of great Russian commanders, who, undoubtedly, personally were models of commanders with high volitional qualities and were really able to perform any assigned service and combat task, even in difficult conditions. Conclusion. Thus, five historical periods of formation and development of the system of education of the commander's will in future officers have been identified and a brief description of each of them is given.

Keywords: commander's will, will, cadet, future officer, historiography, volitional qualities, military education, institute For citation: Avdoshin V. V. Historical stages of formation and development of the system of education of the commander's will in military universities' cadets. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 219-224 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-219-224, EDN: RBHUHK

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Процесс воспитания будущего офицера - защитника своей Родины, способного осознанно и достойно стоять на страже интересов Российской Федерации, подразумевает обучение основам воинского мастерства и воспитание личности в духе патриотизма. Образовательные и воспитательные функции во все времена были неразрывно взаимосвязаны между собой и, являясь основополагающими задачами командиров различных уровней, постепенно синтезировались в объединенную систему подготовки подчиненных военнослужащих [1]. Воспитание военно-профессиональных качеств у будущих офицеров также является важнейшей задачей должностных лиц военных институтов. Таковыми являются преподаватели военных учебных заведений, командиры батальонов, рот и взводов, психологи групп по военно-политической работе. В период обучения (от четырех до пяти лет) в военных институтах курсанты осваивают специальности, приобретают определенные знания по предметам обучения, умения практически действовать и командовать в будущем подчиненными солдатами, а также профессиональные навыки посредством постоянно проводимых с ними тренировок. В это же время происходит процесс воспитания военно-профессиональных качеств будущих офицеров. Одним из таких качеств является командирская воля. Проблема воспитания командирской воли у курсантов военных институтов всегда была и остается до сих пор актуальной в системе военного образования Российской Федерации.

Рассмотрим историографию данной проблемы, которая берет начало в конце XVII в. в период великих преобразований и реформ, проводимых императором Петром I.

Образование первых регулярных воинских формирований в 1699 г. послужило основой для начала создания в России системы воспитания военнослужащих. Проведенный анализ историографии изучаемой проблемы позволяет гипотетически предположить, что подготовка и проведение мероприятий по воспитанию военно-профессиональных качеств у подчиненных военнослужащих во все времена как в Российской империи, в советский период, так и в современной России, возлагались и возлагаются непосредственно на командиров и начальников всех уровней. Именно командиры, обладавшие высокими командно-волевыми качествами, в ходе процесса подготовки курсантов военных училищ и институтов занимались одновременно и организацией их воспитания. Личный пример командира (начальника) являлся образцом, неотъемлемой составляющей в процессе воспитания личного состава. Воспитание у будущих офицеров высоких военно-профессиональных качеств, в том числе и командирской воли, способствовало преобразованию личности курсантов, что в свою очередь в дальнейшем позволяло им успешно выполнять любую поставленную задачу, а также одерживать победы над врагом в боях и сражениях.

Теоретический анализ

Подробно изучив и проанализировав историографию проблемы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов, можно предположить, что ее генезис берет начало с 1699 г. Весь ранний период, в рамках которого сформировались предпосылки к изучению проблемы воспитания командирской воли у военнослужащих, является подготовительным. До реформ и преобразований Петра I вопросы воспитания

командирской воли у военнослужащих существовали, однако военно-учебных заведений по подготовке будущих офицеров фактически не существовало. Должностные обязанности командира (начальника) документально нигде закреплены не были.

Проведя исторический анализ системы воспитания военнослужащих русской армии, выделим следующие исторические периоды становления и развития проблемы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов: 1) 1699-1874 гг.; 2) 1874-1917 гг.; 3) 1917-1991 гг.; 4) 1991-2020 гг.; 5) 2020 г. - настоящее время.

Первый период (1699-1874 гг.) берет свое начало с 1699 г. - момента создания регулярной русской армии. Преобразования в военной системе, создание военных учебных заведений по подготовке будущих офицеров непосредственно оказали влияние на дальнейшее развитие системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов. С именами прославленных генералов и адмиралов России ХУШ-Х1Х вв. - Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова, С. О. Макарова, Г. А. Потемкина и многих других неразрывно связано становление системы воспитания российских военнослужащих, основой которой являлись патриотизм, верность воинскому долгу, соблюдение чести и достоинства [2]. Великий русский полководец А. В. Суворов стал создателем целостной военно-педагогической системы, базирующейся на военно-профессиональном и нравственном воспитании. Он всегда относился к своим подчиненным с уважением, вникал в их нужды и оказывал им всестороннюю помощь по различным вопросам военной службы. Под командованием А. В. Суворова, обладавшего высокими командно-волевыми качествами, было одержано немало побед в битвах и сражениях.

Следует отметить, что основаниями для выделения границ первого исторического периода послужили глобальные преобразования во всех государственных сферах, реорганизация армии, создание военно-учебных заведений для подготовки будущих офицеров, изменение подходов к воспитанию военнослужащих, в том числе и в вопросах воспитания командирской воли у будущих офицеров.

Второй период (1874-1917 гг.) берет начало в 1874 г. Именно в это время в России была проведена Милютинская военная реформа и

осуществлен переход к всесословной воинской повинности. Все лица мужского пола, которым исполнился 21 год, без различия сословий, 6 лет служили непосредственно в строю и 9 лет числились в запасе. Особый вклад в развитие системы воспитания будущих офицеров принадлежит генералу от инфантерии Михаилу Ивановичу Драгомирову. который, высоко оценивая значение воинского воспитания, активно выступал за формирование посредством воспитательной работы из каждого солдата «сознательного бойца». В его трудах содержались важные теоретические советы офицерам по проведению воспитательной работы с подчиненными [3].

В трудах М. И. Драгомирова отражены очень многие качества, связанные с проявлением воли командира и нашедшие отражение в «Офицерской памятке», разработанной им более 100 лет назад [4].

Таким образом, второй исторический период берет свое начало с момента перехода к всесословной воинской повинности. Данный период характеризовался более углубленным вниманием к вопросам воспитания будущих офицеров, завершился он сменой социально-экономической формации и государственного строя в 1917 г.

Третий период (1917-1991 гг.). Первыми проявлениями упадка в вопросах воспитания военнослужащих армии Российской империи явились довольно низкое морально-психологическое состояние значительной части личного состава в ходе боевых действий Русско-японской войны 1904-1905 гг. [5], а также участие военнослужащих ряда воинских частей и кораблей в революционных выступлениях 1905-1907 гг. в России на стороне антиправительственных сил. Реальные изменения в подходах к воспитанию военнослужащих начались только после поражения в этой войне и волнений в войсках, вызванных революционными событиями, но времени для их практического осуществления уже не оставалось. Военные неудачи России на фронтах Первой мировой войны в 1914-1916 гг. усугубили этот кризис.

Система воспитания командирской воли у будущих офицеров, зародившаяся и развивавшаяся в Российской империи до 1917 г., заключала в себе основы традиций и национальных особенностей, преемственность в развитии нравственных ценностей. Однако имели место и значительные недостатки. До 1917 г. в русской армии не существовало системы воспитания в ее современном виде, как не было и подразделений,

непосредственно предназначенных для ее полноценного функционирования. Кафедр и факультетов военной педагогики и психологии в военных учебных заведениях еще не существовало.

Первые структуры политической воспитательной работы с военнослужащими в Вооруженных Силах России были созданы в августе 1917 г. Временным правительством. В 1925 г. Военно-педагогический институт имени Н. Г. Толмачева был преобразован в Военно-политическую академию. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. уделялось повышенное внимание вопросам укрепления политических органов. В течение всего советского периода политическое и военное руководство страны средствами политического воздействия в целом обеспечивало достаточно высокий моральный дух личного состава. Основу воспитания командирской воли у будущих офицеров составляли идеи построения коммунизма, что являлось одной из главной составляющей системы военно-патриотического воспитания.

В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Союза Советских Социалистических Республик ответственность за организацию и проведение воспитательной работы, состояние воинской дисциплины и политико-моральное состояние личного состава возлагалась на командира [6].

Новый подъем теории и практики военного воспитания начался с создания в 1959 г. в Военной Педагогической Академии имени В. И. Ленина кафедры военной педагогики и психологии (начальник кафедры майор А. В. Барабанщиков), ставшей с самого начала центром военно-педагогических исследований в государстве и его Вооруженных Силах.

Подводя итог рассмотрению третьего исторического периода развития системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов, следует особо обратить внимание на то, что по временным рамкам он совпадает с существованием Советского Союза. В то время в обществе и в государстве идеологической основой являлись идеи марксизма-ленинизма. Советское правительство стремилось к приближению коммунистического будущего. Офицеры того периода обладали высоким боевым духом, силой воли, организаторскими способностями и другими положительными качествами. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. оставила глубокий отпечаток на всех сферах жизнедеятельности. Военнослужащие Советской армии

с честью и достоинством одержали победу над врагом. Именно в советский период были созданы кафедры военной педагогики и психологии, а также специальные программы по воспитанию курсантов военных вузов.

Четвертый период (1991-2020 гг.). К 1991 г. общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в СССР полностью изменилась. Иными стали и требования, предъявляемые к военнослужащим, в особенности к офицерам. Господствовавший длительное время марксистский подход сменился на гуманистический. После августовских событий 1991 г. было принято принципиальное решение о полной департизации Вооруженных Сил и упразднения в них военно-политических органов. Многие из офицеров, проходивших военную службу в советский период, после 1991 г. досрочно уволились, поскольку не смогли адаптироваться к новым требованиям на фоне происходивших преобразований как в общегосударственной, так и в военной сферах. Нельзя не отметить тот факт, что денежное довольствие военнослужащих в 90-е гг. XX в. в разы было меньше, чем в 80-е гг. того же века, что также повлияло на высокий процент досрочно уволенных с военной службы офицеров. Сократилось и число военных институтов. Военные учебные заведения, находившиеся в период СССР на территориях бывших советских республик, после 1991 г. оказались на территориях других государств. Данные факты безусловно оказали негативное влияние на воспитание военнослужащих в военных институтах. Военные преступления и неуставные взаимоотношения между военнослужащими преобладали в 90-е гг. XX в. как в военных училищах, так и в воинских частях.

Однако несмотря на все негативные обстоятельства и финансовые трудности, программы воспитания военнослужащих в военных институтах были разработаны, и мероприятия по укреплению воинской дисциплины и правопорядка проводились и постоянно совершенствовались. 1 ноября 1991 г. были созданы органы по работе с личным составом.

Преобразования в системе воспитания военнослужащих проходили сложно, что объяснялось как трудностями переходного периода и снизившимися экономическими возможностями государства, так и внутриполитическими проблемами в стране [7].

Воспитание командирской воли у будущих офицеров проводилось в военных институтах в рамках занятий по методике морально-психоло-

гического обеспечения, занятий по физической подготовке и других мероприятий. По отдельным вопросам, касающимся воспитания, использовался опыт западноевропейских стран.

Таким образом, в 90-е гг. XX в. командование военных институтов уделяло достаточное внимание вопросам воспитания военно-профессиональных качеств у будущих офицеров, но в связи с недавним распадом СССР и изменением политической идеологии в государстве, существенные изменения произошли и в военных вузах. Осуществлялся сложнейший переход от идей построения коммунизма к формированию капиталистического государства. Потребовалось немало времени для того, чтобы система воспитания командирской воли у будущих офицеров во многих вопросах стала более усовершенствованной. Четвертый исторический период завершился в 2020 г., поскольку возникли соответствующие предпосылки.

Пятый период (2020 г. - настоящее время). В 2020 г. в Российской Федерации произошли серьезные изменения. Пандемия коронавируса (СОУШ-19) оказала серьезнейшее влияние как на экономическую и политическую сферы, так и на подходы к военному образованию и воспитанию. Экономические санкции «коллективного Запада» по отношению к Российской Федерации еще сильнее усугубили и без того тяжелую обстановку во всех сферах государственной деятельности. Ввиду этих событий происходит серьезное переосмысление гражданами государства своих позиций по многим вопросам. Возрастает интерес к истории Российского государства, его самобытности, традициям, нравственным ценностям. Воспитание военнослужащих (а курсантов военных институтов особенно) приобретает патриотическую направленность. Воспитание командирской воли у будущих офицеров занимает одно из центральных мест. Данные предпосылки способствовали изданию Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» по вопросам воспитания обучающихся», который ориентирован на «создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей», «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности». Соответственно в данном направлении развивается и система воспитания командирской воли у курсантов военных вузов [8, с. 2].

После 2020 г. наибольшую актуальность приобретают такие компоненты системы воспитания командирской воли, как формирование гражданственности; становление профессиональной этики и дисциплины; освоение ценностных установок, соблюдение будущими офицерами этических принципов.

Начиная с 2020 г., ряд ученых исследуют проблему, связанную с разработкой новых методик, программ воспитания командирской воли у будущих офицеров.

Заключение

Рассмотрены пять исторических этапов становления и развития системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов, имеющих свои особенности. Исторические события каждого периода оказывали существенное влияние на воспитательную систему военнослужащих, в том числе на вопросы воспитания командирской воли у будущих офицеров.

Список литературы

1. Богатырев В. Н., Бусловский В. Н., Вакулов В. Е., Ефимов Н. Ю., Корякин В. М., Колясников А. И., Макаров В. А., Нуждин Ю. Ф., Певень Л. В. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации : учебное пособие для слушателей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / под общ. ред. Н. И. Резника. М. : ГУВР ВС РФ, 2005. 344 с.

2. О долге и чести воинской в российской армии : сборник материалов, документов и статей / авт.-сост.: Ю. А. Галушко, А. А. Колесников ; под ред. В. Н. Лобова. 2-е изд. М. : Воениздат, 1991. 364 с.

3. Учебник тактики : сборник оригинальных и переводных статей М. Драгомирова. 1856-1880 гг. / авт.-сост. М. И. Драгомиров ; под ред. М. И. Драгомирова. СПб. : Типография В. С. Балашева, 1881. 496 с.

4. Драгомиров М. И. Избранные труды : вопросы воспитания и обучения войск / под ред. Л. Г. Бескровного. М. : Воениздат, 1956. 687 с.

5. Пять недель в отряде генерала Мищенко : воспоминания участника Д. И. Аничкова. СПб. : Военное книгоиздательство В. К. Шнеур, 1907. 60 с.

6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил СССР. М. : Военное издательство, 1977. 478 с.

7. Ракитов А. И. Философские проблемы науки: системный подход. М. : Мысль, 1997. 270 с.

8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. М. : АСТ, 2020. 6 с.

References

1. Bogatyrev V. N., Buslovskiy V. N., Vakulov V. E., Efimov N. Yu., Koryakin V. M., Kolyasnikov A. I., Ma-karov V. A., Nuzhdin Yu. F., Peven' L. V. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii [Reznik N. I., ans. ed. Educational work in the Armed Forces of the Russian Federation]. Moscow, MDEW AF RF Publ., 2005. 344 p. (in Russian).

2. O dolge i chesti voinskoy v rossijskoy armii [Galush-ko Yu. A., Kolesnikov A. A., author-comp.; Lobov V. N., ed. On the duty and honor of military service in the Russian Army: Collection of materials, documents and articles]. Moscow, Voenizdat, 1991. 364 p. (in Russian).

3. Uchebnik taktiki: sbornik original'nykh i perevodnykh statey M. Dragomirova 1856-1880 gg. [Dragomi-rov M. I., author-comp.; Dragomirov M. I., ed. Textbook of Tactics: Collection of Original and Translated Articles by M. Dragomirov 1856-1880]. St. Petersburg, Tipografiya V. S. Balasheva, 1881. 496 p. (in Russian).

4. Dragomirov M. I. Izbrannye trudy: voprosy vospitaniya i obucheniya voysk [Beskrovnyy L. G., ed. Selected

Works: Issues of Education and Training of Troops], Moscow, Voenizdat, 1956. 687 p. (in Russian),

5. Pyat' nedel' v otryade generala Mishchenko: vospomi-naniya uchastnika D. I. Anichkova [Five Weeks in the Detachment of General Mishchenko: Memoirs of the Participant D. I. Anichkov]. St. Petersburg, Voennoe knigoizdatel'stvo V. K. Shneur, 1907. 60 p. (in Russian).

6. Obshchevoinskie ustavy Vooruzhennykh Sil SSSR [General Military Regulations of the Armed Forces of the USSR]. Moscow, Voennoe izdatel'stvo, 1977. 478 p. (in Russian).

7. Rakitov A. I. Filosofskieproblemy nauki: sistemnyypod-khod [Philosophical Problems of Science: A Systematic Approach]. Moscow, Mysl', 1997. 270 p. (in Russian).

8. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob obrazova-nii v Rossiyskoy Federatsii» po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya: Federal'nyy zakon RF ot 31 iyulya 2020 goda № 304-FZ [On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students: Federal Law of the Russian Federation dated July 31, 2020, no. 304-FZ]. Moscow, AST, 2020. 6 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 20.12.2023; принята к публикации 02.05.2024 The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 20.12.2023; accepted for publication 02.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.