УДК 340
М.С. Коляка
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Данная статья посвящена одному из наиболее важных государственных органов, не входящему ни в одну из ветвей власти - органу прокуратуры Российской Федерации. В статье рассматривается служба в органах прокуратуры России начиная с истоков ее становления до нынешних времен. Особое внимание уделяется особенностям прохождения службы в органах прокуратуры Российской Федерации, строгому подходу к профессиональному уровню подготовки прокурорских работников и государственных служащих.
Ключевые слова: прокуратура, надзор, права человека, исполнение законов, государственные служащие, государственные органы власти.
Понятие прокуратуры происходит от латинского ргокиго - забочусь, управляю, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа идея состояла в обеспечении справедливости и законности.
Богатая история, бесценный опыт, уникальные полномочия, высококлассные юристы - вот, что характеризует российскую прокуратуру, которая на протяжении нескольких веков является опорой государственной власти, обеспечивает порядок и стабильность в обществе.
История образования института прокуратуры России неразрывно связана с потребностями великой страны в эпоху грандиозных реформ. Идея создания этого органа изначально была направлена не на карательные меры, а на обеспечение справедливости и законности.
Основателем органов прокуратуры в России по праву считается Петр I. Период конца 16 - начала 17 веков отмечен значительным ростом преступности, казнокрадства и взяточничества. Это вызвало потребность в создании службы государственного контроля.
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору" [1]. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть" [2].
Следует отметить, что профессиональный и нравственный уровень прокурорского надзора повышался с увеличением в его рядах лиц, получивших высшее юридическое образование. В середине 20 века прокуратура стала одной из самых образованных групп российской бюрократии, более половины прокуроров имели специальное юридическое образование, а лица, получившие высшее и среднее образование, составляли 78,8%. Основная масса остальных чиновников не имела даже среднего образования.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура [3].
В положении о прокурорском надзоре, прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры:
• осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
• непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
• поддержание обвинения на суде;
• наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В условиях того времени проблема подбора профессиональных кадров оказалась сложной, в связи с чем было очень трудно найти персонал, отвечающий этим требованиям. Несмотря на это, к концу 1922
© Коляка М.С., 2019.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 10-4 (97)
года прокуратура НКЮ была укомплектована, работали все 58 губернских прокуроров. Центральный Комитет партии обязал губернские комитеты партии участвовать в отборе прокуроров. В прокуратуру направлялись лучшие работники из других систем и из партийных органов, а также коммунисты с юридическим образованием, которые работали не по специальности. Апрельский (1925 г.) Пленум ЦК РКП (б) постановил уделить особое внимание выделению наиболее авторитетных работников прокуратуры, поскольку большинство прокуроров не имели юридического образования [4].
Прокуратура Верховного суда Союза ССР была образована в ноябре 1923 года. Ей предоставили широкие полномочия, а именно право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
Следующим событием в истории прокуратуры, значение которого трудно переоценить, стало создание Прокуратуры СССР. Это произошло в июне 1933 года.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура продолжала свое развитие и становление в качестве независимого надзорного ведомства.
В 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему во главе с Генеральным прокурором СССР, назначаемым Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Были определены также порядок назначения и срок полномочий всех нижестоящих прокуроров.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Приказом Генерального прокурора СССР от 24 января 1951 года N 15 [5] в органах прокуратуры СССР введена аттестация всех прокурорских и следственных работников. Аттестация работников органов прокуратуры была одним из средств совершенствования отбора и воспитания кадров. При наличии серьезных недостатков в работе или поведении аттестуемый вызывался на заседание аттестационной комиссии.
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [6], действующий до настоящего времени с вносившимися в него изменениями и дополнениями.
В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.1
В результате законодательных реформ прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Принятый закон отменил надзор за исполнением законов гражданами, установил запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, содержание прокурорского надзора стало совсем иным. Утверждается и последовательно реализовывается приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Сформированные в современный период органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации пользуются авторитетом в глазах населения. Успешное осуществление полномочий прокурорами и государственными гражданскими служащими зависит от правильной организации службы в органах прокуратуры, надлежащего исполнения своих обязанностей всеми ее работниками. Государство и общество предъявляют повышенные требования к работникам прокурорам.
Прокурорами могут быть только граждане России, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем профессиональном учебном заведении с государственной аккредитацией, и обладающие необходимыми профессиональными и нравственными качествами, способные выполнять свои служебные обязанности по состоянию здоровья.
На прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [7] и "О противодействии коррупции" [8]. Лица, претендующие на замещение прокурорских должностей, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
1 С целью поднять роль прокуратуры с 6 февраля 2014 г. изменено наименование гл. 7 Конституции РФ (с "Судебная власть" на "Судебная власть и прокуратура").
После принятия в начале 20 века пакета законов о государственной службе, статус государственной службы поднят на более высокий уровень. Однако действующие нормативные акты, регулирующие организацию и прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры России, принимаются и изменяются недостаточно быстро.
В последние годы специфическая трансформация экономических, социальных и правовых основ общества и государства внесла существенные коррективы в цели, содержание и деятельность российской прокуратуры, отразилась на степени влияния этого важного государственного института на утверждение принципов законности в стране. Возрастающая роль прокуратуры в защите прав и свобод граждан, в отстаивании интересов общества и государства в современных условиях требует значительного повышения уровня кадровой работы как одного из основных инструментов повышения эффективности прокурорского надзора.
В связи с этим работа по формированию высокопрофессионального корпуса должна наполняться новым конкретным содержанием. Исходя из этих рекомендаций, в последние годы Генеральной прокуратурой Российской Федерации были приняты дополнительные меры по повышению требований к уровню профессиональной подготовки прокуроров и государственных служащих.
Сейчас прокуратура имеет достаточно сбалансированный кадровый состав, обеспечивающий необходимое сочетание молодых и опытных сотрудников.
В настоящее время выдвигаются новые требования к прокурорам, ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы и реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры действительно способствовал развитию демократического правового государства.
Борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны продолжают оставаться в числе приоритетных задач прокуратуры.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что комплектование органов прокуратуры юридически грамотными кадрами, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами, - одно из необходимых условий успешного достижения и выполнения стоящих перед ними целей и задач по укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и гсударства.
Библиографический список
1.Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. / Отв. ред. А.Г. Маньков. М., 1986. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. С. 199.
2.Судебная власть в России (история и документы). М.: Мысль, 2003. С. 352, 353.
3.СУ. 1992. N 36. Ст. 424.
4.Семенчуков Д.Д. Прокуратура России вчера и сегодня. М., 2001. С. 15.
5.Сборник руководящих документов прокуратуры СССР. М., 1953.
6.О прокуратуре Российской Федерации федер. закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 47. - Ст.4472.
7.О государственной гражданской службе Российской Федерации федер. закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - N 31. - Ст. 3215.
8.О противодействии коррупции федер. закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
9.Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - №31. - Ст.4398.
10.Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации / под ред. С.Н. Братановского. Саратов, 2007. 136 с.
11.Андрюхина Э.П., Ахрем И.В., Бакурова Н.Н. и др. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.
12.Прокофьев С., Еремин С. Государственная и муниципальная служба: Учебник и практикум. М.: Юрайт,
2016.
КОЛЯКА МАРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.