Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / НАДЗОР / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коляка М.С.

Данная статья посвящена одному из наиболее важных государственных органов, не входящему ни в одну из ветвей власти - органу прокуратуры Российской Федерации. В статье рассматривается служба в органах прокуратуры России начиная с истоков ее становления до нынешних времен. Особое внимание уделяется особенностям прохождения службы в органах прокуратуры Российской Федерации, строгому подходу к профессиональному уровню подготовки прокурорских работников и государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

М.С. Коляка

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья посвящена одному из наиболее важных государственных органов, не входящему ни в одну из ветвей власти - органу прокуратуры Российской Федерации. В статье рассматривается служба в органах прокуратуры России начиная с истоков ее становления до нынешних времен. Особое внимание уделяется особенностям прохождения службы в органах прокуратуры Российской Федерации, строгому подходу к профессиональному уровню подготовки прокурорских работников и государственных служащих.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, права человека, исполнение законов, государственные служащие, государственные органы власти.

Понятие прокуратуры происходит от латинского ргокиго - забочусь, управляю, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа идея состояла в обеспечении справедливости и законности.

Богатая история, бесценный опыт, уникальные полномочия, высококлассные юристы - вот, что характеризует российскую прокуратуру, которая на протяжении нескольких веков является опорой государственной власти, обеспечивает порядок и стабильность в обществе.

История образования института прокуратуры России неразрывно связана с потребностями великой страны в эпоху грандиозных реформ. Идея создания этого органа изначально была направлена не на карательные меры, а на обеспечение справедливости и законности.

Основателем органов прокуратуры в России по праву считается Петр I. Период конца 16 - начала 17 веков отмечен значительным ростом преступности, казнокрадства и взяточничества. Это вызвало потребность в создании службы государственного контроля.

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору" [1]. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть" [2].

Следует отметить, что профессиональный и нравственный уровень прокурорского надзора повышался с увеличением в его рядах лиц, получивших высшее юридическое образование. В середине 20 века прокуратура стала одной из самых образованных групп российской бюрократии, более половины прокуроров имели специальное юридическое образование, а лица, получившие высшее и среднее образование, составляли 78,8%. Основная масса остальных чиновников не имела даже среднего образования.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура [3].

В положении о прокурорском надзоре, прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры:

• осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

• непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;

• поддержание обвинения на суде;

• наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В условиях того времени проблема подбора профессиональных кадров оказалась сложной, в связи с чем было очень трудно найти персонал, отвечающий этим требованиям. Несмотря на это, к концу 1922

© Коляка М.С., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 10-4 (97)

года прокуратура НКЮ была укомплектована, работали все 58 губернских прокуроров. Центральный Комитет партии обязал губернские комитеты партии участвовать в отборе прокуроров. В прокуратуру направлялись лучшие работники из других систем и из партийных органов, а также коммунисты с юридическим образованием, которые работали не по специальности. Апрельский (1925 г.) Пленум ЦК РКП (б) постановил уделить особое внимание выделению наиболее авторитетных работников прокуратуры, поскольку большинство прокуроров не имели юридического образования [4].

Прокуратура Верховного суда Союза ССР была образована в ноябре 1923 года. Ей предоставили широкие полномочия, а именно право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

Следующим событием в истории прокуратуры, значение которого трудно переоценить, стало создание Прокуратуры СССР. Это произошло в июне 1933 года.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура продолжала свое развитие и становление в качестве независимого надзорного ведомства.

В 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему во главе с Генеральным прокурором СССР, назначаемым Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Были определены также порядок назначения и срок полномочий всех нижестоящих прокуроров.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Приказом Генерального прокурора СССР от 24 января 1951 года N 15 [5] в органах прокуратуры СССР введена аттестация всех прокурорских и следственных работников. Аттестация работников органов прокуратуры была одним из средств совершенствования отбора и воспитания кадров. При наличии серьезных недостатков в работе или поведении аттестуемый вызывался на заседание аттестационной комиссии.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [6], действующий до настоящего времени с вносившимися в него изменениями и дополнениями.

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.1

В результате законодательных реформ прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Принятый закон отменил надзор за исполнением законов гражданами, установил запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, содержание прокурорского надзора стало совсем иным. Утверждается и последовательно реализовывается приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Сформированные в современный период органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации пользуются авторитетом в глазах населения. Успешное осуществление полномочий прокурорами и государственными гражданскими служащими зависит от правильной организации службы в органах прокуратуры, надлежащего исполнения своих обязанностей всеми ее работниками. Государство и общество предъявляют повышенные требования к работникам прокурорам.

Прокурорами могут быть только граждане России, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем профессиональном учебном заведении с государственной аккредитацией, и обладающие необходимыми профессиональными и нравственными качествами, способные выполнять свои служебные обязанности по состоянию здоровья.

На прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [7] и "О противодействии коррупции" [8]. Лица, претендующие на замещение прокурорских должностей, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

1 С целью поднять роль прокуратуры с 6 февраля 2014 г. изменено наименование гл. 7 Конституции РФ (с "Судебная власть" на "Судебная власть и прокуратура").

После принятия в начале 20 века пакета законов о государственной службе, статус государственной службы поднят на более высокий уровень. Однако действующие нормативные акты, регулирующие организацию и прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры России, принимаются и изменяются недостаточно быстро.

В последние годы специфическая трансформация экономических, социальных и правовых основ общества и государства внесла существенные коррективы в цели, содержание и деятельность российской прокуратуры, отразилась на степени влияния этого важного государственного института на утверждение принципов законности в стране. Возрастающая роль прокуратуры в защите прав и свобод граждан, в отстаивании интересов общества и государства в современных условиях требует значительного повышения уровня кадровой работы как одного из основных инструментов повышения эффективности прокурорского надзора.

В связи с этим работа по формированию высокопрофессионального корпуса должна наполняться новым конкретным содержанием. Исходя из этих рекомендаций, в последние годы Генеральной прокуратурой Российской Федерации были приняты дополнительные меры по повышению требований к уровню профессиональной подготовки прокуроров и государственных служащих.

Сейчас прокуратура имеет достаточно сбалансированный кадровый состав, обеспечивающий необходимое сочетание молодых и опытных сотрудников.

В настоящее время выдвигаются новые требования к прокурорам, ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы и реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры действительно способствовал развитию демократического правового государства.

Борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны продолжают оставаться в числе приоритетных задач прокуратуры.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что комплектование органов прокуратуры юридически грамотными кадрами, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами, - одно из необходимых условий успешного достижения и выполнения стоящих перед ними целей и задач по укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и гсударства.

Библиографический список

1.Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. / Отв. ред. А.Г. Маньков. М., 1986. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. С. 199.

2.Судебная власть в России (история и документы). М.: Мысль, 2003. С. 352, 353.

3.СУ. 1992. N 36. Ст. 424.

4.Семенчуков Д.Д. Прокуратура России вчера и сегодня. М., 2001. С. 15.

5.Сборник руководящих документов прокуратуры СССР. М., 1953.

6.О прокуратуре Российской Федерации федер. закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 47. - Ст.4472.

7.О государственной гражданской службе Российской Федерации федер. закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - N 31. - Ст. 3215.

8.О противодействии коррупции федер. закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

9.Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - №31. - Ст.4398.

10.Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации / под ред. С.Н. Братановского. Саратов, 2007. 136 с.

11.Андрюхина Э.П., Ахрем И.В., Бакурова Н.Н. и др. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.

12.Прокофьев С., Еремин С. Государственная и муниципальная служба: Учебник и практикум. М.: Юрайт,

2016.

КОЛЯКА МАРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.