11. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
11.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1722 - 1864 ГГ)
Казаков В.В., проректор Академии Генеральной прокуратуры РФ
Государственный советник юстиции 3 класса
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Key words: general-prosecutor, chief secretary of the senate, guardsman officer-on-duty in the senate.
The article is dedicated to a relevant theme of development and establishment of service in the bodies of the prosecution office of the russian empire in the period of 1722 - 1864.
Ключевые слова: Сенат, Генерал-прокурор, обер-секретарь Сената, государственная служба, дежурные гвардейские офицеры в Сенате.
Статья посвящена развитию и становлению государственных органов прокуратуры в Российской имерии.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора за соблюдением законности в России по праву считается Петр I, проводивший в период своего нахождения на престоле активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию и укреплению единого централизованного государства. По свидетельству В.О. Ключевского, Петр I долго размышлял над созданием прокуратуры и работал над законопроектами непосредственно1. В результате учреждение прокуратуры было оформлено тремя петровскими указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору»2 гласил указ от 12 января 1722 г.3; указом от 18 января 1722 г. «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей»; «Генерал-прокурор должен си-
1 Ключевский В.О. Соч. Т.4 - М, 1958. - С. 177-180.
2Российское законодательство X - XX веков. Т.4. - М., 1986. - С. 198-199.
3 Именно эта дата в декабре 1995 г. Президентом Российской Федерации провозглашена «Днем прокурора».
деть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах ... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял», «также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал»4 -определил указ «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года. Тем самым получил становление новый, России до этого момента не известный институт прокурорского надзора, так необходимый в то время быстро развивавшейся стране для проведения в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению чиновничества.
Уникальная роль прокуратуры в жизни общества через непосредственное и комплексное влияние на состояние законности на территории России, с первых дней существования выявила необходимость обеспечения прокуратуры квалифицированными, принципиальными, высоконравственными, знающими и уважающими закон и обладающими иными, необходимыми для службы кадрами. По этому поводу видный отечественный правовед Х1Х - начала ХХ веков И.Я. Фойницкий справедливо отметил, что «правила доброго поведения и безукоризненной жизни имеют особенно важное значение для людей, публично обличающих порок и преступления»5. Понимал исключительную важность подбора кадров в прокуратуре и царь Петр I: «Ныне ни в чем не надлежит так трудиться, чтобы выбрать и мне представить, кандидатов на вышеописанные чины, а буде за краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры выбрать; что необходимая нужда есть до наступающего карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело нужное есть»6.
Изначально же перед генерал-прокурором, которым был назначен П.И. Ягужинский, была поставлена задача - обеспечить укомплектование прокуратуры порядочными, квалифицированными людьми.
Не будучи специально регламентирован каким-либо нормативным актом, порядок назначения должностных лиц прокуратуры складывался на практике двояко. Прокуроров назначал как император, так и тогдашний высший орган государственной власти - Правительствующий Сенат.
4 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. - М, 1986. - С. 184-200.
5 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. -СПб., 1996. -Т.1. -С.527
6 Российское законодательство X - XX веков. Т.4. - С. 198-199.
Именными указами были определены генерал -и обер-прокуроры Сената, прокуроры восьми коллегий.
К исходу 1722 г. отечественная прокуратура была структурно и численно невелика. На всю территорию Российской империи приходилось 20 прокуроров: в том числе 17 в центральных органах управления и надворных судах, 3 - в генерал-прокуратуре Сената и обер-прокуратуре Синода. Не велики были штаты и прокурорских контор. Так, согласно организационной структуре при коллежском и надворном прокуроре обыкновенно состояли один-два канцелярских служащих, и только в непосредственном подчинении генерал-прокурора Сената - семеро (канцелярист и шесть копиистов). На третьем году существования прокуратуры генерал-прокурор П.И. Ягужинский сумел впервые добиться увеличения её штатной численности. По указу Сената от 12 марта 1724 г. в генерал-прокуратуре была введена должность секретаря.
С момента образования российской прокуратуры в эпоху Петра I служба на прокурорских должностях считалась государственной. Все прокуроры состояли на «государевой службе», занимали в соответствии с «Табелью о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины, и которые в одном классе, те именуют по старшинству времени вступления в чин между собой, однако ж воинские выше протчих, хотя б и скорее кто в том классе пожалован был» - законом, принятым 24 января 1722 г.7, строго определенные государственные должности. В Табели о рангах прокурорам были присвоены высокие классы: Генерал-прокурору -третий, соответствующий генерал-лейтенанту; обер-прокурору - четвертый; коллежским прокурорам - шестой, прокурорам надворных судов -седьмой наравне с обер-фискалами8.
Особых требований к кандидатам на прокурорские должности в тот период не было, но велено было избирать «их из всяких чина», но «лучших». По роду прежних занятий подавляющую часть первых российских прокуроров составляли военнослужащие, участвовавшие в походах и сражениях Великой Северной войны, драматической Прутской компании. Из их числа опытом работы в гражданской администрации обладали только И. Бибиков, В. Гагарин, Т. Кутузов и И. Отяев. Прокуроры И. Бибиков, И. Козлов и Е. Пашков получили фундаментальную практическую юридическую подготовку в бытность асессорами в «майорских» следственных канцеляриях. Длительным стажем следственной деятельности обладал прокурор Камер-коллегии П. Вельяминов, работающий с 1714 г. в следственной канцелярии ве-
7См.: Законодательство Петра I. - М., 1997. - С.99-124.
8 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. С.198-199.
дения И. Плещеева, а с 1719 г. - И.Дмитриева-Мамонова9.
Изначально предельно четко был определен механизм организации Российской прокуратуры: Генерал-прокурору подчинялись все прокуроры в коллегиях и надворных судах; они действовали его именем под его наблюдением и контролем, от него получали указания и к нему обращались с «протестациями». Последний же должен был все прокурорские доношения предлагать Сенату и «инстиговать, чтоб по ним исполнено было»10.
Со временем Генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственном управлении. Русский историк Ключевский В.О. писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенатского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда поступал Сенат право и неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке»11.
Влиятельная должность прокурора предусматривала и серьезную ответственность: «И ежели в чем поманит, или инако, каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то яко преступник указа и явной разоритель государства, наказан будет». Генерал-прокурор и обер-прокуроры несли ответственность только перед императором. В указе «О должности Генерал-прокурора» на этот счет отмечалось: «Генерал и обер-прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего». Однако в его отсутствие Сенат мог их арестовать по подозрению в «тяжкой и времени не терпящей вине, яко измене» и начать расследование. Наказать же до возвращения императора Сенат не имел права, как и применять пытки.12 Если на местных прокуроров поступало «доношение», что они «званий своих истинно и ревностно не исполняют», то Генерал-прокурор обязан был представить этот документ в Сенат со своим мнением.
Оклад Генерал-прокурору назначался именным императорским указом, согласно заведенному Петром I правилу - «статскую службу вознаграждать в половину военной». Например, генерал-прокурор Н. Ю. Трубецкой получал 3600 рублей в год, генерал-прокурор Я. П. Шаховской 4204 рубля. Однако, сама должность была таковой, что ее обладатель всегда мог рассчитывать на подарки монаршей особы: имения с крепостными, перст-
9 Серов Д. Прокуратура России: начало пути // Законность. 2005. - №12.
10Бессарабов В.Г. Прокуратура и контрольные органы России. М., 1999. С. 13.
11Ключевский В.О. Мысль Т.4. - С.289.
12 См.: Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. 1. —
М., 1945. - С.319.
ни, крупные денежные суммы, высшие государственные ордена - все это могло стать благодарностью государя за хорошую службу и старание.
Значительно роль прокурора возрастает при Екатерине II. Манифестом от 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов. При первом оставался генерал-прокурор, а в остальных пяти учреждались должности обер-прокуроров. Все перемещения обер-прокуроров происходили только с разрешения императрицы. Оставалась также должность обер-прокурора при Святейшем Синоде. Императрице также предоставлялись доклады о подборе кандидатов на должности прокуроров в коллегии и губернии, которые подписывались Генерал-прокурором вместе с обер-прокурорами.
Государственная реформа Екатерины ознаменовалась принятием 7 ноября 1775 г. Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи. В этом значительном для государственного управления и судебной системы правовом акте предусматривалась специальная глава XXVII «О прокурорской и стряпческой должности», где указывалось: «Губернский прокурор и стряпчие смотрят и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного,
13
и в производстве и отправлении самих дел» .
При Петре I было только губернское звено прокуроров при надворных судах. Теперь же создавались прокурорские органы и в уездах. Губернский прокурор, как и уездный стряпчий, находился в двойном подчинении - губернским властям и Генерал-прокурору. Но в отличии от первого, уездный стряпчий подотчетен был администрации не своего звена, не уездной, а вышестоящего - губернской.
О конкретных полномочиях прокурора в петровском законодательстве ничего не говорилось. Екатерининский указ этот пробел восполнил. Среди полномочий прокуроров и стряпчих следует упомянуть право в любое время входить в любые присутственные места, при этом чиновники не могли их перебивать и должны были в молчании выслушивать заключения и предложения по должности. Кроме того, прокурор и стряпчий могли потребовать все «реестры и дела присутственных мест». Прокурорские заключения держались в тайне от тяжущихся, и последние не могли потребовать отвода прокурора. В случае если прокурор или стряпчий знали об упущении и промолчали, они сами подлежали «ответу и взысканию законному».
Вскоре после вступления в должность Генерал-прокурора графа А.Н. Самойлова в марте 1794 года более сотни прокуроров и стряпчих были
13 Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российские прокуроры. XVIII век. - М, 1994. - С.286
награждены чинами за «ревностную и беспорочную службу и успехи в отправлении должности».
В сентябре 1802 г. Александром I был подписан манифест об учреждении министерств, в соответствии с которым должность Генерал-прокурора была соединена с должностью министра юстиции. Первым этот пост в новом качестве занял Г.Р. Державин - знаменитый русский поэт и государственный деятель.
В 1846 году правительство определило целесообразным сосредоточить управление государственной службой в администрации государя как носителя верховной власти. В этих целях в первом отделении Собственной канцелярии был образован особый Инспекторский департамент, который занимался подбором и расстановкой чиновников. Вместе с тем инспекторский департамент ведал определением на службу, производством в чины, увольнением со службы, выдвижением на должности, располагал формулярами всех «классных чинов» лиц, состоявших на государственной службе. В департаменте сосредоточивались все вопросы, связанные с практическим осуществлением чиновниками функций государственной службы в масштабах России. Так, российским правительством была создана единая система учреждений государственной службы, которая включала органы общегосударственного, регионального и губернского уровней, а также отраслевых министерств и ведомств14.
С этого времени определенная закономерность начинает прослеживаться в кадровом составе прокуратуры. В первой половине XIX века обычным чином губернского прокурора был надворный, реже - коллежский советник (т. е. 7 - 6 класс), тогда как губернатор был не ниже действительного статского советника (4 класс). Разница в чинах имела и исключительно материальное выражение. Губернаторы в то время получали жалование - 1800 руб., вице-губернаторы - 1200, а губернские прокуроры - только 600 руб. в год. У председателей судебных палат зарплата была до 840 руб.15 Губернский прокурор получал в три раза меньше, чем председатель казенной палаты, а на все судебные и прокурорские должности выделялось около 2 миллионов рублей в год. Вплоть до судебной реформы 1864 года главной проблемой министерства юстиции были низкие оклады служащих, что соответственно влекло кадровые проблемы в ведомстве.
П.А. Зайончковский провел анализ социального положения губернских прокуроров на 1 января 1853 года по 52 послужным спискам. Он установил следующее. Прокуроры относились в основном к чинам V - VIII классов. Так, среди них стат-
14 Антонов С.В. Государственная правоохранительная служба в прокуратуре Российской Федерации (состояние и перспективы развития) / Дисс... канд. юрид. наук. М, 2004. - С.26.
15 История Сената. Т.Ш. - С.574.
ских советников было 13, коллежских - 15, надворных - 12, коллежских асессоров - 14, коллежских секретарей - 1. Один из прокуроров имел придворное звание камер-юнкера. По возрасту прокуроры были моложе, нежели другие представители губернской администрации: от 20 до 25 лет - 2; от 26 до 30 лет - 14; от 31 до 40 лет -8; от 41 до 50 лет - 8; от 51 до 55 лет - 13; от 56 до 60 лет - 3; от 61 до 65 лет - 416.
Следует отметить, что Министры юстиции, как правило, осознавали важность подготовки кадров для всей системы. Так, например И.И. Дмитриев, занимавший пост министра юстиции с 1809 года, свою деятельность начал с того, что удалил со службы чиновников, которые только числились на службе, получали чины, награды, жалование, а служебные обязанности не исполняли. Также в целях укрепления кадров, он признавал полезным учреждение училищ правоведения, в которые можно было бы принимать как дворянских, так и мещанских, купеческих детей. М.Ю. Дмитриев считал, что уже через десять лет можно будет принимать на службу в министерство только после окончания такого учебного заведения. Его пожелание сбылось лишь в 1835 году, когда в Петербурге было открыто Императорское училище правоведения17.
При этом, профессионализм прокуроров возрастал по мере увеличения в его рядах лиц, получивших высшее юридическое образование. По этому поводу Н.В. Муравьев писал: «Губернскими, прокурорами, а иногда губернскими и даже уездными стряпчими стали назначать лиц с высшим юридическим образованием, преимущественно окончивших курс в Училище правоведения, часто совсем молодых и во всяком случае живых и свежих, не зараженных профессиональными недугами огромного большинства местных чиновников. Стремления многих из этих первых пионеров законности и бескорыстия были самые симпатичные, а деятельность весьма заметная среди провинциального застоя, нередко корыстных побуждений и всегда рутинных приемов службы. Благодаря этому притоку новых элементов прокурорское вето получило долю того значения, о котором думал законодатель...»18.
Прокуроры всегда являлись элитой юридических кадров в стране, отличались высоким уровнем профессионального правосознания и особо
19 \ #
трепетным отношением к понятию чести . Уже к середине XIX века прокуратура становится одним из наиболее образованных элементов русского чиновничества. В 1853 году высшее обра-
16Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978. - С. 171.
17Коробейников Б.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации. - М., 2006. С.73.
18 Муравьев Н.В. Указ. соч. - С. 356-357
19Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2006. С. 165.
зование имели 27 губернских прокуроров (52%), из них 16 человек закончили Училище правоведения, среднее образование получили 14 человек (26%), низшее - 2 человека, домашнее - 9 человек2 . Следовательно, более половины прокуроров имели специальное юридическое образование, а лица, получившие высшее и среднее образование, составляли около 80%. Основная же масса государственных чиновников не имела даже среднего образования. А.В. Никитенко в 1861 году писал в своем дневнике: «В продолжение двух или трех лет с 1857 года из всех университетов, лицеев и училищ правоведения выпускалось ежегодно 400 человек, кроме меди-ков»21 (в то время число вакансий на гражданской службе ежегодно составляло 3 тыс.). С 1840 по 1862 год получили юридическое образование в университетах России (без национальных окраин) 3650 человек22. К этому числу можно прибавить несколько сот выпускников лицеев и Училища правоведения, подготовленных за это время. И все же, объективно оценивая роль дореформенной (имеется в виду судебная реформа 1864 года) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царской России накануне реформы 60-х годов ХХ века, находилось в сложном положении. По мнению С.М. Казанцева, все это привело к тому, что прокуратура, как и общество в целом, требовала серьезных преобразований23. Неудивительно, что как только во второй половине 50-х годов Х!Х века встал вопрос о необходимости судебной реформы в России, выяснилось, что применение даже некоторых принципов буржуазного судоустройства и судопроизводства неизбежно влечет реорганизацию прокуратуры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с момента учреждения Российской прокуратуры 12 января 1722 г. и до проведения в Российской империи Судебной реформы 1864 г. происходил постепенный процесс зарождения и становления основополагающих начал службы в прокуратуре и подходов к решению вопросов кадрового обеспечения прокуратуры. Прежде всего в соответствии с «Табелю о рангах...» от 24 января 1722 г. служба в прокуратуре считалась государственной службой и все состоявшие в на ней прокуроры занимали строго определенное этим нормативным правовым актом того времени положение, предусматривающее материальное обеспечение от государства.
Табель о рангах определял порядок приема на службу и ее прохождение от низших чинов к
20См.: Материалы по судебной реформе в России. Т. 26. - СПб., 1864. - С. 7.
21 Никитенко А.В. Дневник. Т. 1. - СПб., 1861. - С. 54.
22 См.: Материалы по судебной реформе в России. Т. 26. -СПб., 1884.
23 См.: Казанцев СМ. Дореволюционные юристы о прокуратуре// Сборник статей. — СПб., 2001. — С. 19.
высшим. Основой служебного продвижения являлись личные заслуги, способности, знания, опыт, профессиональная пригодность. Хотя в то время единых требований к кандидатам на прокурорские должности в отношении возраста, образования, состояния здоровья и социального происхождения не было, но указано было «избирать их из всяких чинов, но лучших».
Прокуроры назначались либо самим императором, либо высшим органом государственной власти - Сенатом и в связи с этим начал складываться особый порядок уголовной ответственности этих «особо доверенных лиц» и освобождения их от занимаемой должности. Однако единого нормативного документа, регулирующего в то время службу в органах прокуратуры не было, и даже не было единства прокурорской системы: губернский прокурор находился в двойном подчинении - губернским властям и Генерал-прокурору.
Список литературы:
1. Антонов С.В. Государственная правоохранительная служба в прокуратуре Российской Федерации (состояние и перспективы развития) / Дисс... канд. юрид. наук. М, 2004.
2. Бессарабов В. Г. Прокуратура и контрольные органы России. М., 1999.
3. Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. М., 2002.
4. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. - М., 2008.
5. Берендтс Э.Н. О прошлом и настоящем русской администрации: (записка, состав, в дек. 1903 г.). - СПб., 1913.
6. Буцковский Н. О деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвини-
тельной власти от судебной. СПб., 1863.
7. Вигель Ф.Ф. Записки. М, 1891. Ч. 1.
8. Викторский С. И. Русский уголовный про-
цесс. - М., 1912.
9. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. 1. -., 1945.
10. Вышинский А.Я. Советская прокуратура и ее задачи. -М., 1935.
11. Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия и Генерал-прокуроры.
- СПб. 1866.
12. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2006.
13. Дубровин Н.Ф. Русская жизнь в начале XIX века // Русская старина. 1889.- №3.
14. Евреинов В.И. Гражданское чинопроизводство в России. - СПб., 1887.
15. Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1993. Ерошкин Н.П. История государственных уч-
реждений дореволюционной России. - М., 1983.
16. Журнал Государственного совета. - 1864. -№48.
17. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
18. Законодательство Петра I. - М., 1997.
19. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские прокуроры. - М., 1999.
20. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Призванные отечеством. Российские прокуроры. 17221917 гг. - М., 1997.
21. Иванов П. Опыт биографий генерал-прокуроров и министров юстиции. - СПб., 1863.
22. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 1996.
23. История Сената. Т.Ш.
24. Казанцев СМ. История царской прокуратуры. - СПб., 1993.
25. Казанцев СМ. Дореволюционные юристы о прокуратуре// Сб. статей. — СПб., 2001.
26. Ключевский В.О. Соч. Т.4 - М, 1958.
27. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., 2006.
28. Материалы по судебной реформе в России. Т. 26. - СПб., 1864.
29. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889.
30. Мурашин Г.А. Органы прокуратуры в механизме советского государства. -Киев, 1972.
31. Никитенко А.В. Дневник. Т. 1. - СПб., 1861.
32. Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контролъный орган России // Правоведение.
- 2000. - N 2.
33. Орлов Ю.Г., Звягинцев А.Г. «Око государево. Российские прокуроры. XVIII век.», М, 1994.
34. Орлов Ю.Г. «Сей чин яко око наше» (Прокуратура при Петре I и его преемниках) // Законность. 1992. № 1.
35. Орлов Ю.Г. Имея единственную пользу отечества и справедливость в виду // Законность. 1992. - №5-4.
36. ПСЗ. ТЖ №3979, 3937, 4037.
37. Российское законодательство X - XX веков. Т.4. - М., 1986.
38. Румянцева М.Ф. Массовые источники по истории чиновничества местных государственных учреждений России: 1762-1802 гг./ Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. М., 1985.
39. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. М.,2005.
40. Серов Д. Прокуратура России: начало пути // Законность. 2005. - №12.
41. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. - М., 1997.
42. Снежневский В.И. Приказные люди в Нижегородском наместничестве // Действия Ни-жегород. губерн. учен. архив, комис. Н. Новгород, 1903. Т.5.
43. Фаизова И.В. Материалы герольдмейстер-ской конторы о реализации Манифеста о вольности дворянства в практике дворянской службы // Чтения памяти В.Б. Кобрина. -М., 1992.
44. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. -СПб., 1996. -Т.1.
45. Шашков В.Я. Краткая история государственности и государственной службы России (IX - XX века). Мурманск, 1999.
Рецензия
Статья посвящена актуальной теме развития и становления службы в органах прокуратуры Российской империи в период в период с 1722 по 1864 гг. В представленной статье новизной отмечаются выводы автора о том, что в период с момента учреждения Российской прокуратуры 12 января 1722 г. и до проведения в Российской империи Судебной реформы 1864 г. происходил постепенный процесс зарождения и становления основополагающих начал службы в прокуратуре и подходов к решению вопросов кадрового обеспечения прокуратуры. Прежде всего в соответствии с «Табелю о рангах...» от 24 января 1722 г. служба в прокуратуре считалась государственной службой и все состоявшие в на ней прокуроры занимали строго определенное этим нормативным правовым актом того времени положение, предусматривающее материальное обеспечение от государства. Табель о рангах определял порядок приема на службу и ее прохождение от низших чинов к высшим. Основой служебного продвижения являлись личные заслуги, способности, знания, опыт, профессиональная пригодность. Хотя в то время единых требований к кандидатам на прокурорские должности в отношении возраста, образования, состояния здоровья и социального происхождения не было, но указано было «избирать их из всяких чинов, но лучших».
Полагаем, что представленная статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть опубликована в научном журнале.
Статья разрешена к печати, так как не является секретной или для служебного пользования
Научный руководитель
Заведующий отделом НИИ Академии
Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридич-секих наук, профессор В. Г. Бессарабов