Научная статья на тему '«Исторические дела философии» Владимира Соловьёва как введение в университетский курс философии'

«Исторические дела философии» Владимира Соловьёва как введение в университетский курс философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3715
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ / ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЯВНОЕ ЗНАНИЕ / НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ / ЛОГИКА ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Викторук Елена Николаевна, Махонина Валентина Прокопьевна, Черняева Александра Сергеевна

Анализируется методологический и методико-дидактический потенциал творчества Владимира Соловьёва в философско-образовательном пространстве университета. Раскрываются особенности «философской педагогики» русского мыслителя, приобретающие фундаментальную значимость в ситуации снижения качества гуманитарного образования. Обобщается опыт работы с произведениями Вл. Соловьёва в качестве первоисточников для самостоятельной работы студентов. Обосновывается выбор лекции Вл.Соловьёва «Исторические дела философии» для проведения первых семинарских занятий, как лаконичного текста, в котором поэтапно выявляются глубинный смысл и логика всемирного историко-философского процесса. Анализируются явные и неявные философские установки, формирующиеся в ходе конспектирования и обсуждения сочинения «Исторические дела философии». Сделаны выводы о необходимости исследования потенциала философской дидактики, имплицитно присущей творчеству Владимира Соловьёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Исторические дела философии» Владимира Соловьёва как введение в университетский курс философии»

УДК 378.016

ББК 87.3(2)522-685+74.58

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЛА ФИЛОСОФИИ» ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА КАК ВВЕДЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ

Е.Н. ВИКТОРУК, В.П. МАХОНИНА, А.С. ЧЕРНЯЕВА

Сибирский государственный технологический университет, пр. Мира, 82, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Анализируется методологический и методико-дидактический потенциал творчества Владимира Соловьёва в философско-образовательном пространстве университета. Раскрываются особенности «философской педагогики» русского мыслителя, приобретающие фундаментальную значимость в ситуации снижения качества гуманитарного образования. Обобщается опыт работы с произведениями Вл. Соловьёва в качестве первоисточников для самостоятельной работы студентов. Обосновывается выбор лекции Вл.Соловь-ёва «Исторические дела философии» для проведения первых семинарских занятий, как лаконичного текста, в котором поэтапно выявляются глубинный смысл и логика всемирного историко-философского процесса. Анализируются явные и неявные философские установки, формирующиеся в ходе конспектирования и обсуждения сочинения «Исторические дела философии». Сделаны выводы о необходимости исследования потенциала философской дидактики, имплицитно присущей творчеству Владимира Соловьёва.

Ключевые слова: введение в философию, философско-образовательное пространство, методико-педагогическая эффективность, явное знание, неявное знание, философия всеединства, предназначение философии, логика историко-философского процесса.

«HISTORICAL AFFAIRS OF PHILOSOPHY» OF VLADIMIR SOLOVYEV -THE REAL INTRODUCTION IN THE UNIVERSITY COURSE OF PHILOSOPHY

E.N. VIKTORUK, VP MAKHONINA AS. CHERNYAEVA Siberian State Technological University,

82, pr. Mira, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article analyzes methodological and methodic and didactic potential of Vladimir Solov’ev’s work in philosophical and educational space of university. Features of philosophical pedagogics of the Russian thinker open up, and they are getting the fundamental importance in the situation of decrease in quality of humanitarian education of yesterday’s schoolchildren. Authors summarize their experience of using Vladimir Solov’ev’s works as primary sources for independent work of students. The lecture «Historical affairs of philosophy» is the laconic text in which the deep sense and logic of the world historical and philosophical process come to light step by step, therefore it approaches for carrying out of the first seminars. Authors analyze the obvious and implicit philosophical installations that were formed during making an abstract and discussion about the work «Historical affairs of philosophy». The philosophical didactics is inherent implicitly to Vladimir Solovyov’s creativity, therefore authors make a conclusion about the necessity of research of its potential.

Key words: introduction in philosophy, philosophical and educational space, methodical and pedagogical efficiency, obvious knowledge, implicit knowledge, vseedinstvo (the all-unity) philosophy, mission of philosophy, the logician of historical and philosophical process.

В университетском курсе философии учение Владимира Соловьёва начиная с 90-х годов ХХ века обоснованно преподаётся в качестве одной из основных тем истории русской философии. Если позволяет объем учебной программы, то лекции, посвященные философии всеединства, дополняются семинарскими занятиями. В то же время методический и дидактический потенциал этого учения не всегда используют в должной степени или несправедливо обходят вниманием, хотя многие исследователи творчества Вл. Соловьёва так или иначе отмечают неразрывную связь его учения о всеединстве с идеями современной философии образования1.

Многолетняя работа Методического семинара кафедры философии СибГТУ дает возможность изучить именно этот аспект трудов русского философа. Обсуждение программ спецкурсов «Философия всеединства», рекомендации к публикации и переизданию методических пособий по работе с первоисточниками для студентов разных специальностей и форм обучения с опорой на тексты Вл. Соловьёва - раскрыли неочевидный концептуальный образовательный потенциал его философского творчества. Речь идет не о единичных случаях соприкосновения с первоисточником, когда 2-3 человека готовят доклады или выступления, а о «массовом» вовлечении студентов, о «погружении» в логику, стиль и основную идею одного, но целостного, небольшого по объему, но бесконечно глубокого по смыслу текста.

Методико-дидактическая эффективность того или иного соловьёвского текста, взятого в качестве «первоисточника», зависит от учебной задачи и философской подготовки обучающихся. Так, «Философский словарь Владимира Со-ловьёва»2, рекомендуемый в списке дополнительной литературы ко всему курсу, является классической альтернативой многочисленным современным глоссариям, не прошедшим отбора временем. Практика показала, что сочинение В.С. Соловьёва «Жизненная драма Платона»3 дает качественный образовательный результат при изучении истории античной философии студентами гуманитарных специальностей. Его очерки «Смысл любви»4 пользуются популярностью при самостоятельном выборе темы для реферата (контрольной работы) сту-дентами-заочниками. Авторы-составители подчеркивают во введении, что об-

1 См., например: Максимова Л.М. Наследие Вл. Соловьёва и современная философия образования // Соловьёвские исследования: период. сб. науч. тр. / отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2001. Вып. 1. С. 174-184; Кудряшова Т.Б. Владимир Соловьёв: размышления о языке // Соловьёвские исследования: период. сб. науч. тр. / отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2001. Вып. 1. С. 100-108.

2 Философский словарь Владимира Соловьёва / сост. Г.В. Беляев. Р/на Д.: Феникс, 1997. 464 с.

3 Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 582-625.

4 Соловьёв В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С. 493-547.

ращение к трудам Владимира Соловьёва «дает возможность глубже понять своеобразие и цельность культуры России, осознать ее философию как полноправную часть европейской философской мысли. Философские идеи Вл. Соловьёва, его видение цельности мира, всеединства, космопланетарности человека созвучны сознанию нашей эпохи. Его стойкая вера в прогресс и вместе с тем тревожные предчувствия возможности крушения мира помогают многое понять в истории России, в великих и трагических потрясениях ХХ века» [1, с. 3].

То, что молодые преподаватели нашей кафедры активно используют имеющиеся (и регулярно переиздающиеся) методические разработки и даже создают новые5, побудило к осмыслению феномена «философской педагогики» Владимира Соловьёва, поиску ответа на вопросы: почему тексты Соловьёва остаются актуальными при том, что «мода» на русскую философию прошла? В чем дидактическая ценность соловьёвских работ? Чем объясняется образовательная эффективность целого ряда работ Вл. Соловьёва?

Тексты Соловьёва представляют собой прекрасный дидактический материал для студентов. Во-первых, Вл. Соловьёва отличает владение прекрасным русским языком, умение понятно говорить об онтологических, гносеологических и нравственных проблемах. Предмет философии сложен для восприятия молодых людей, чье мировоззрение эклектично, размыто, а язык большинства учебников не облегчает, а затрудняет его понимание, препятствует качественному освоению философского материала. Художественно-философский (не публицистический) язык текстов Соловьёва разрушает деструктивные образовательные установки: «Философия - не для всех», «Философия - это сложно и непонятно». Кроме того, диалогичность текстов русского философа выигрывает в сравнении с монологиз-мом традиционных учебников по философии. Об этих особенностях текстов Вл. Соловьёва не раз писали авторы журнала «Соловьёвские исследования»6.

Во-вторых, Вл. Соловьёв - высокий образец классического университетского преподавания философии, отличающегося профессионализмом и способ-

5Философия: Программа и методические указания к спецкурсу «Русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ веков» для студентов всех специальностей и всех форм обучения / сост. Е.Н. Викторук, В.П. Махонина. Красноярск: КГTA, 1995. 12 с.; Философия. «Философия всеединства» Вл. Соловьёва. Методические указания, программа и планы семинарских занятий к спецкурсу для студентов заочной и дневной форм обучения / сост. Е.Н. Викторук, В.П. Махонина. Красноярск: КГTA, 1995. 16 с.; Философия. «Философия всеединства» Вл. Соловьёва. Методические указания, программа и планы семинарских занятий к спецкурсу для студентов и аспирантов / сост. Е.Н. Викторук, В.П. Махонина. Красноярск: СибГТУ, 1999. 55 с.; Буртасова Н.С., Дорофеева ЛА. Философия: Русская философия: учебное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. Красноярск: СибГТУ, 2G11. 6G с.; Мёдова A.A. Учение Соловьёва как образец модальной онтологии // Соловьёвские исследования. 2G11. № 2(3G). С. 86-96.

6 Кудряшова Т.Б. Философия всеединства в проекции на проблемы современного образования // Соловьёвские исследования: период. сб. науч. тр. / отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2GG2. Вып. 4. С. 69-82; Щедрина Т.Г. Смысл «разговора» в концепции Владимира Соловьёва (этюд по философской интерпретации) // Соловьёвские исследования: период. сб. науч. тр. / отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2GG2. Вып. 5. С. 33-41.

ностью вызвать искреннее уважение к предмету, системностью изложения, благодаря чему формируется как явное, так и неявное философское знание.

В-третьих, университетский курс философии ограничен по объёму учебных часов, что заставляет изыскивать лучшее, представляющее собой квинтэссенцию философской пропедевтики. Философия - это системное и целостное знание, поэтому по-настоящему понять авторскую идею можно, лишь прочитав труд мыслителя «от корки до корки». Понятно, что вовлечение в подготовку к занятиям первоисточников в виде философских томов подходит не для широкого (поточного), а эксклюзивного индивидуального образования. Альтернатива толстым философским фолиантам - «перлы» философской мудрости, собранные в хрестоматиях. Но даже лучшие из них, например «Мир философии: книга для чтения»7, изначально «ущербны», как любой текст, вырванный из контекста.

Философско-педагогическая интуиция Соловьёва породила особый «жанр», максимально соответствующий задаче формирования философской грамотности, не теряющей актуальности и в наше время. Очерки - это форма изложения философского сообщения, лишенная недостатков христоматийных текстов, что и обусловливает ее «продуктивность» в самостоятельной работе с первоисточниками. В творчестве Соловьёва кроме «неподъемных» для студента технического вуза сочинений - «Чтения о Богочеловечестве»8, «Оправдание добра»9, «Три разговора...»10 - есть вполне доступные произведения, в ряду которых особое место принадлежит лекции «Исторические дела философии»11.

«Исторические дела философии» - лекция, прочитанная Соловьёвым в 1880 году в Санкт-Петербургском университете. В кратком конспекте основоположником «метафизики всеединства» выделяются этапы развития философской мысли, определен основной смысл всемирного историко-философского процесса: философия «делает человека вполне человеком» [2, с. 125]. Так сложилось само собой, что и опытные, и молодые преподаватели кафедры используют этот текст в качестве задания по подготовке к самым первым семинарским занятиям. Помимо задания, для подготовки к дискуссии студентам предлагаются темы для индивидуальной творческой работы в форме реферата:

1. История философии как драма человеческой свободы.

2. Обоснование всеединства - назначение философии.

3. Философия как поиск христианской истины.

4. Всеединство и свобода человека.

7 Мир философии: книга для чтения в 2 ч. / сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. 672 с.

8 Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. М.: Академический проект, 2011. 296 с. (Серия «Философские технологии. Русская философия»).

9 Соловьёв В.С. Оправдание добра. М.: Академический проект, 2010. 672 с. (Серия «Философские технологии»).

10 Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М.: АСТ, 2007 347 с. (Серия «Философия. Психология»).

11 Соловьёв В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 118-125.

Лекция «Исторические дела философии» по структуре, содержанию, форме и языковому стилю - благодатный дидактический материал для введения в фило-софию12. Он предназначен и для тех, кто только начинает изучать философию, и для тех, кто дорос до необходимости постижения интегрального уровня социально-гуманитарного знания - магистрантам. Самостоятельная работа с текстом предполагает письменные ответы на вопросы, которые затем обсуждаются на семинарском занятии. Эти вопросы мы представим особым образом, в виде таблицы. Осознавая некоторый схематизм и упрощенность такой формы, мы обращаем внимание на третий столбец «Неявное знание», где будет вербализован «неверба-лизуемый» смысл вопроса, то, что сохранится у студента даже после сдачи экзамена. Овладение «неявным знанием» имеет особое значение для вчерашних школьников, привыкших к однозначным правильным ответам учебников.

Вопросы к тексту построены так, что «майевтически» ведут читателя за мыслью философа, побуждая все же самостоятельно выявить универсальную логику поэтапного продвижения человека к Свободе и обретению человеческого Достоинства. Во второй колонке таблицы содержится конспект, представляющий собой фрагмент текста, который прямо отвечает на вопрос. Это то, что будет озвучено на семинарском занятии, то, что делает ответ прогнозируемым, однозначным, вербализуемым, «правильным», демонстрирующим результативность работы с первоисточником. В третьей колонке обозначены смыслы «Исторических дел философии», которые не вербализованы в тексте, но становятся прочным фундаментом будущей философской работы студента.

Вопросы для самостоятельной работы Ожидаемые фрагменты текста в кратком варианте конспекта (явное знание) Предполагаемый новый смысл (неявное знание)13

1. Что делает философия для человека? «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание» [3, с. 174] Осознание предназначения философа в освещении пути человека к полноте Бытия, Богочеловеку. Философия делает человека вполне человеком

2. В каких словах впервые возвещалась человечеству его свобода и братское единение? «Все есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне подрывалось рабство религиозное и общественное, разрушалось всякое неравенство и обособление». «... человеческая личность находит свою свободу и безусловность в отречении от внешнего природного бытия» [3, с. 168] В буддизме начало всеединства ясно определяется как начало человечности. Пробуждение идеи всеединства, пронизывающей всю историю культуры. Нет внешней подавляющей силы, ибо всё есть видоизменение единой сущности, значит, нет и рабства. Мировая сущность - в самом человеке, нравственная личность человека выше природы и природных богов

12 На это обстоятельство указывают исследователи наследия В. С. Соловьёва. См.: Максимов М.В. В.С. Соловьёв о смысле и назначении философии // Уч. зап. соц.-эконом.-архит. ф-та / Иван. гос. архит.-строит. акад. Иваново, 1996. Вып.2. С. 103-108.

13 Неявное знание здесь понимается в том смысле, который придал термину М. Полани, как вид знания, которое полностью или частично не эксплицируемо, не формализуемо.

Продолжение таблицы

Вопросы для самостоятельной работы Ожидаемые фрагменты текста в кратком варианте конспекта (явное знание) Предполагаемый новый смысл (неявное знание)

3. В чём историческая ограниченность буддизма? 4. Что такое нирвана? «Это был могущественный протест против той слепой внешней силы, против материального факта, которым на Востоке так подавлялась человеческая личность и в религии, и в общественном быте, это было смелое восстание человеческого лица против природной внешности, против случайности рождения и смерти. ... Оставляя внешнее материальное бытие, сознание не находило взамен никакого другого, приходило к небытию, к Нирване. ... Переход от коров Риг-Веды к буддийской Нирване был слишком велик и труден, и, совершив этот гигантский переход, индийское сознание надолго истощило свои силы» [3, с. 168] Содержание должно быть позитивным, нигилизм не продуктивен. Нирвана как ценность мистического мировоззрения в действительности не ведёт к свободе человека

5. Буддизм и учение софистов: общее и различие «... софисты представляют существенную аналогию (курсив наш. - Е.В., ВМ., А.Ч.) с буддизмом: и там, и здесь отрицаются всякое внешнее бытие и боги; ... вместе с тем и там и здесь верховное значение признается за человеческою личностью» [3, с. 169] «Но велика и разница (курсив наш. - Е.В., ВМ. , А.Ч.). ...индийский гимнософист усиленно и напряженно боролся с материальным началом и, достигнув победы над ним и сознания своего отрицательного превосходства, не находил в себе никакой положительной жизненной силы и, истощенный, погружался в Нирвану... Если человеческое сознание в буддизме говорило внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу отречься от существования, то сознание софиста говорило этому внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу жить вопреки тебе, могу жить в силу своей собственной воли, своей личной энергии» [3, с. 170]. «Софистика - это безусловная самоуверенность человеческой личности... Но эта ... личность, не имея никакого общего и объективного содержания, по отношению к другим является как нечто случайное... Так, здесь освобождение личности только субъективное. Для настоящего же объективного освобождения необходимо, чтобы лицо, освобожденное от внешнего бытия, нашло внутреннее содержание, господство факта заменило бы господством идеи. Это требование объективной идеи для освобожденной личности мы находим у Сократа...» [3, с. 170] Человечность даёт силы для жизни

6. Софисты и Сократ. Почему Соловьёв называет Сократа величайшим софистом и вместе с тем величайшим противником софистов? «Он (Сократ. - Е.В., ВМ., А.Ч.) был софистом, поскольку вместе с ними решительно отвергал господство внешнего факта, не находил безусловной истины и правды ни в каком внешнем бытии и ни в каком внешнем авторитете - ни в богах народной религии, ни в материальной природе мира, ни в гражданском порядке своего отечества; он был вместе с тем противником софистов, потому что не признавал за свободною личностью права господствовать во имя своей субъективной воли и энергии, решительно утверждал, что свободное от внешности лицо имеет цену и достоинство, лишь поскольку оно эту внешность заменит положительным внутренним содержанием, поскольку оно будет жить и действовать по идее, общей во всех и потому внутренне обязательной для каждого» [3, с. 170] Субъективно свободный - тиран для других, объективная свобода - наполнение общей идеей

Окончание таблицы

Вопросы для самостоятельной работы Ожидаемые фрагменты текста в кратком варианте конспекта (явное знание) Предполагаемый новый смысл (неявное знание)

7. Как в учении Платона об идеях решается основная задача философии? 8. В чем состоит дуализм идеального мира (внутреннего содержания) и материального бытия (внешних сил) в философии Платона? «Внешнему бытию, случайному, неразумному, недолжному он (Платон. - Е.В., В.М., А.Ч.) противопоставил идеальное бытие, само по себе доброе, прекрасное и разумное - ... гармоническое царство идей, заключающее в себе безусловную и неизменную полноту бытия, ... открывающуюся ему во внутреннем созерцании и чистоте мышления; здесь человеческая личность получает то идеальное содержание, которым обусловливается ее внутреннее достоинство и ее положительная свобода от внешнего факта, здесь положительное значение принадлежит человеку как носителю идеи...» [3, с. 170-171]. «Но уйти в идеальный мир человек может только своим умом, личная же воля и жизнь его остаются по сю сторону, в мире недолжного, материального бытия, и неразрешенный дуализм этих миров отражается таким же дуализмом и противоречием в самом существе человека...» [3, с. 171] Осознание неполноты воззрения на мир, где материя и дух противостоят друг другу. Душа не получает удовлетворения, так как дуализм материального и идеального миров непреодолим в жизни человека

9. Какова роль христианства в выполнении исторической задачи философии? 10. Как соотносятся христианская истина и внешний авторитет? «Эта двойственность ... примиряется в христианстве в лице Христа, который не отрицает мир, как Будда, и не уходит из мира, как платонический философ, а приходит в мир, чтобы спасти его. В христианстве идеальный космос Платона превращается в живое и деятельное царство Божие, не равнодушное к материальному бытию, к фактической действительности того мира, а стремящееся воссоединить эту действительность с своей истиною, реализоваться в этом мире, сделать его оболочкою и носителем абсолютного божественного бытия; и идеальная личность является здесь как воплощенный богочеловек, одинаково причастный и небу, и земле и примиряющий их собою, осуществляя в себе совершенную полноту жизни чрез внутреннее соединение любви со всеми и всем» [3, с. 171] Осознается противоречие: освобождение человеческой личности в христианской идее и подавление её внешним авторитетом церкви

11.В чем состоит вклад западной философии (мистической, рационалистической, материалистической) в осуществление освободительной задачи философии? «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. ... это стремление к все большей и большей внутренней полноте бытия, эта сила-разрушительница всех чуждых богов, - эта сила уже содержит в возможности то, к чему стремится, - абсолютную полноту и совершенство жизни» [3, с. 174] Возможность проследить преемственность в развитии философских идей, а также толерантность автора в отношении к различным подходам как этапам на пути выявления основного смысла историкофилософского процесса

12.Идея всеединства и принцип человеческой свободы. «Богочелове-чество» и смысл человеческого существования «Принцип истинного христианства есть Богочело-вечество, т. е. внутреннее соединение и взаимодействие божества с человеком, внутреннее рождение божества в человеке: в силу этого божественное содержание должно быть усвоено человеком от себя, сознательно и свободно... » [3, с. 173] Всеединство как божественное начало в человеке

13. В чем состоит историческая задача философии? 14. Что такое «вполне человек» для Соловьёва? «... философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности» [3, с. 175] Освобождение человека и человечества (свобода «от» и свобода «для»). Человек как модус всеединства

Главные смыслы лекции Вл. Соловьёва актуально звучат в современном российском философско-образовательном пространстве. Философом даны ответы на вопросы о бессмертии и освобождении человека, без назидательности и морализаторства, банальности, наивности и равнодушия. В тексте Вл. Соловьёва демонстрируются толерантность, в разговорах о которой так много пустословия и которая так легко схватывается в соловьёвском «всё есть одно», плюрализм философского знания, позволяющий избегать крайностей, исследовательский, живой многообразный характер философского знания, подчиненный определенной универсальной логике.

Список литературы

1. Философия. «Философия всеединства» Вл. Соловьёва. Методические указания, программа и планы семинарских занятий к спецкурсу для студентов заочной и дневной форм обучения / сост. Е.Н. Викторук, В.П. Махонина. Красноярск: СибГТУ, 1998. 56 с.

2. Соловьёв В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 118-125.

3. Соловьёв В.С. Исторические дела философии // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 166-175.

References

1.Viktoruk,E.N., Makhonina, VP Filosofiya. «Filosofiya vseedinstva» Vl. Solov’eva [Phylosophy. «The All-Unity Philosophy» by Vl. Solov’ev], Krasnoyarsk: SibSTU, 1998, 56 p.

2. Solov’ev, VS. Istoricheskie dela filosofii [Historical affairs of philosophy], in Voprosy filosofii, 1988, no. 8, pp. 118-125.

3. Solov’ev, VS. Istoricheskie dela filosofii [Historical affairs of philosophy], in Mir filosofii: kniga dlya chteniya v2 chastyakh [World Of Philosophy: The Book For Reading in 2 parts], Moscow: Politizdat, 1991, part 1, pp. 166-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.