Научная статья на тему 'Исторические аспекты становления института защиты прав ребенка в международном праве'

Исторические аспекты становления института защиты прав ребенка в международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1173
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КОНВЕНЦИЯ ООН О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА / CHILD'S RIGHTS / INTERNATIONAL LAW / UNCRC / HEALTH OF COMMUNITIES / CHILD'S HEALTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михалёва Анна Борисовна, Содиков Шарбатулло Джаборович

Данная статья дает представление и понимание актуальности и важности принципов прав человека и Кон венции ООН о правах ребенка. В статье уделяется особое внимание важности соблюдения прав ребенка и поощ рению пропагандистской деятельности общественных и детских организаций в отношении защиты прав ребенка. Автор в представленном исследовании анализирует статьи Конвенции и рассматривает их в качестве социальных прав (право на жизнь и развитие, охрану здоровья и доступ к медицинскому обслуживанию, право на образование, семейную жизнь, воссоединение семьи, право на содействие в максимально возможной социальной интеграции для детей-инвалидов, а также право на поддержку родителей в том, чтобы они могли защищать права своих детей), экономических прав (право на достойные условия жизни, на социальное обеспечение, на защиту от экономической эксплуатации), культурных прав (право на уважение языка, культуры и религии, на упразднение традиционных ви дов практики, которые могут нанести ущерб благополучию ребенка), защитных прав (право на защиту интересов ребенка, защиту от физического и сексуального насилия и эксплуатации, защита от участия в военных конфлик тах, защита от злоупотребления правами и унижения), гражданских и политических прав (право быть услышан ными и воспринятыми всерьез, право на свободу от дискриминации при осуществлении прав, право на свободу рели гии и убеждений, право на неприкосновенность частной жизни, на информацию, на уважение физической и личной неприкосновенности и свобода от всех форм насилия, пыток или других жестоких, бесчеловечных и унижающих до стоинство видов обращения, право на уважение процессуальных нормам в законодательстве и право на особый по рядок задержания и уголовного судопроизводства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of child’s rights defence institution formation in the international right

This article gives an idea and understanding of topicality and importance of human rights principles and The United Nations Convention on the Rights of the Child. The special attention of importance of respect for the child’s rights and to encouragement of propaganda activity of the public and children’s organisations on protection of the child’s rights is paid in article. The authors analyse articles of the Convention in the presented research and consider them to be the social rights (the right for life and development, to health protection and for access to medical attendance, right to education, right for family life, for reunion of a family, the right for assistance to disabled children in the greatest possible social integration, as well as the right for support of parents in that they could protect the children’s rights); the economic rights (right for worthy living conditions, right to social insurance, right of defence from economic exploitation); the cultural rights (for respect of language, culture and religion, for abolition of traditional types of practice which can cause damage to the child’s wellbeing); the protective rights (right of defence of child’s interests, right of defence from physical abuse and sexual violence and operation, prevention of participation of children in the military conflicts, protection against abuse of the rights and humiliations); the civil rights and the political rights (the right to be heard and apprehended seriously, a right to liberty from discrimination at implementation of rights, right to liberty of religion and beliefs, the right for personal privacy, the right for information, the right for respect of physical integrity and security of person and freedom from all forms of violence, tortures or others cruel, brutal and humiliating advantage types of the treatment of the child, the right for respect of procedural rules in the legislation and for a special order of detention and criminal trial).

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты становления института защиты прав ребенка в международном праве»

УДК 341.9

Михалева Анна Борисовна

Московская городская коллегия адвокатов «Право и справедливость»

mbm63@mail.ru

Содиков Шарбатулло Джаборович

кандидат юридических наук

Аналитический центр Московский государственный институт международных отношений

sodikovsh@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Данная статья дает представление и понимание актуальности и важности принципов прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. В статье уделяется особое внимание важности соблюдения прав ребенка и поощрению пропагандистской деятельности общественных и детских организаций в отношении защиты прав ребенка. Автор в представленном исследовании анализирует статьи Конвенции и рассматривает их в качестве социальных прав (право на жизнь и развитие, охрану здоровья и доступ к медицинскому обслуживанию, право на образование, семейную жизнь, воссоединение семьи, право на содействие в максимально возможной социальной интеграции для детей-инвалидов, а также право на поддержку родителей в том, чтобы они могли защищать права своих детей), экономических прав (право на достойные условия жизни, на социальное обеспечение, на защиту от экономической эксплуатации), культурных прав (право на уважение языка, культуры и религии, на упразднение традиционных видов практики, которые могут нанести ущерб благополучию ребенка), защитных прав (право на защиту интересов ребенка, защиту от физического и сексуального насилия и эксплуатации, защита от участия в военных конфликтах, защита от злоупотребления правами и унижения), гражданских и политических прав (право быть услышанными и воспринятыми всерьез, право на свободу от дискриминации при осуществлении прав, право на свободу религии и убеждений, право на неприкосновенность частной жизни, на информацию, на уважение физической и личной неприкосновенности и свобода от всех форм насилия, пыток или других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения, право на уважение процессуальных нормам в законодательстве и право на особый порядок задержания и уголовного судопроизводства).

Ключевые слова: права ребенка, международное право, Конвенция ООН о защите прав ребенка, общественное здоровье, здоровье ребенка.

Актуальность и важность прав, здоровья и благополучия ребенка и семьи не может быть переоценена. В развитых странах изменения в демографии, социально-экономических и политических процессах формируют новое восприятие детей и их здоровья. Социальная и экологическая трансформация изменила исторические причины заболеваемости детей. В развивающихся странах избыток детской заболеваемости и смертности ведет свои корни именно из динамично изменяющихся социальных и экологических факторов. Подход к здравоохранению, основанный на принципах защиты прав человека, способен достичь оптимального здоровья и благополучия для детей [3, с. 440].

История общественного и детского здоровья -это хроника взаимосвязей между здоровьем и правами человека, равенством и социальной справедливостью. Однако глобализация изменила баланс сил и подходов к принятию решений по вопросам государственной политики, связанной с состоянием прав человека. Эти и другие социальные изменения создали новый контекст для осмысления здоровья и благополучия детей и детства. Они предусматривают изменения роли и функций государственных медицинских работников для того, чтобы эти отрасли оставались жизнеспособными и направленными на охрану здоровья и благополучия детей и семей. Применение правозащитного подхода в здравоохранении обеспечивает необхо-

димую концептуальную основу, а также материальные стратегии и навыки, которые могут быть применены специалистами здравоохранения для реализации основных функций государственной защиты детей.

Конвенция ООН о правах ребенка является основополагающим международным договором о правах человека, который определяет детей в качестве субъекта права с такой же ценностью, что и взрослых. Конвенция призвана привить мировому сообществу постулат уважения детей. Признавая, что дети имеют право на особую защиту и заботу, Конвенция также предусматривает возможность участия детей, в соответствии с их возрастом и дееспособностью, в защите своих прав.

Конвенция ставит под сомнение традиционное восприятие детей в качестве получателей защиты со стороны взрослых и предусматривает необходимость признания детей в качестве социальных субъектов, мнение которых необходимо слушать и воспринимать всерьез.

Важность Конвенции вытекает из правового и этического прецедента, который она устанавливает для детей. Это первый и единственный правовой документ, утверждающий полный набор прав, которыми обладают все дети. Это единственный в мире общепризнанный документ о правах человека (Соединенные Штаты являются единственной страной, подписавшей, но не ратифицировавшей документ) и единственная основа для защиты прав ребенка,

238

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

© Михалева А.Б., Содиков Ш.Д., 2017

Исторические аспекты становления института защиты прав ребенка в международном праве

которая используется родителями, адвокатами и педагогами для поддержки индивидуальных и общественных усилий в интересах детей [2, с. 553].

Конвенция признает детей уязвимой категорией субъектов общественных отношений и включает в себя ряд защитных мер. Ключевое значение Конвенции заключается в признании детей субъектами права и полноправными участниками правоотношений. Иными словами, Конвенция вводит обязательство обеспечивать баланс между защитой и воспитанием. Концепция воспитания вводится именно потому, что детям не хватает полной дееспособности и автономии для осуществления прав от своего имени в полном объеме.

Правовая система имеет большое количество законов, защищающих детей. Однако подобные законы обеспечивают защиту детей не в полном объеме. Они определяют лишь основные права ребенка и устанавливают меры по их защите и зачастую подвержены изменениям, либо отмене национальными исполнительными или законодательными актами в различных государствах. Конвенция же устанавливает правовую основу для распространения прав человека на детей, конкретную основу для комплексной защиты детей и определяет социальные условия, которые необходимы для соблюдения и защиты прав ребенка [4, с. 98].

Права, определенные в Конвенции, являются неделимыми и универсальными. Нет никакой иерархии важности. Вместе они создают целостную структуру прав, которые, в случае их полного соблюдения, будут содействовать здоровью, благосостоянию и развитию всех детей. Например, невозможно бороться с насилием и сексуальной эксплуатацией детей, не обращая внимания на нарушение или игнорирование прав, которые делают детей объектами насилия - нищету, отсутствие доступа к образованию, дискриминацию, расизм, предрассудки и ксенофобию, а также неспособность воспринимать всерьез мнение детей, относительно условий их жизни. Аналогичным образом права детей на оптимальное здоровье и развитие не могут быть выполнены без обязательства одновременно обеспечивать их права на необходимый уровень жизни, достойное жилье и защиту от насилия дома и в учреждениях, экономической эксплуатации и вредных условий труда. Невозможно обеспечить детям здоровье и благополучие, не предоставляя им доступа к информации, дающей им возможность сделать осознанный выбор и защитить себя [3, с.208].

Осуществление прав, содержащихся в Конвенции, было достигнуто в течение достаточно короткого срока. С момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году Конвенцией были достигнуты ряд положений:

- На международном уровне существует гораздо более глубокое осознание и готовность положить конец эксплуатации детского труда, сек-

суальным надругательствам, дискриминации в отношении девочек и детей-инвалидов и использованию детей в качестве солдат.

- На национальном уровне многие государства начали анализировать и совершенствовать свое законодательство, чтобы привести его в соответствие с положениями Конвенции, учреждать независимых уполномоченных по правам ребенка, повышать уровень осведомленности общественности о правах детей, разрабатывать Программы, направленные на защиту интересов детей, добиться прекращения всех форм насилия в отношении детей.

- На национальном, региональном и местном уровнях многие страны приняли меры для обеспечения того, чтобы дети имели возможность выражать свои взгляды и быть уверенными в серьезном отношении к ним и их мнению.

Хотя санкции не могут быть направлены против государств, нарушающих права детей, Комитет по правам ребенка как международный орган, учрежденный в соответствии с положениями Конвенции для наблюдения за процессом выполнения национальными государствами своих обязательств в отношении детей, призывает государства к конструктивному диалогу в отношении незыблемости прав человека для всеобщего благополучия. Подобный диалог является инструментом и катализатором перемен, который привел к росту осознания и понимания характера прав детей. Это медленный процесс, но он активно добиваться реальных перемен в процессе охраны здоровья и обеспечения защиты прав детей [2, с. 311].

Во многих странах была выражена озабоченность в связи с тем, что, выводя на первый план права детей, Конвенция, таким образом, является антисемейной, подрывает родительские права. С абсолютной долей вероятности можно констатировать, что эти опасения основаны на фундаментальном непонимании Конвенции. В преамбуле, так же как и во многих статьях Конвенции, подчеркивается, что воспитание в заботливом семейном окружении имеет решающее значение для здорового развития детей. Конвенция требует предоставление семьям возможности расширить права, которыми она обладает на своих детей. В частности:

- Ст. 5 признает права и обязанности родителей обеспечивать воспитание и определять направление развития своих детей.

- В ст. 9 подчеркивается право ребенка не быть разлученным с родителями, если это не подвергает их жизнь или здоровье опасности.

- Ст. 18 подчеркивает обязанность государства обеспечить поддержку родителей для содействия им в выполнении своей роли в воспитании и защите прав своих детей.

Тем не менее, Конвенция действительно подразумевает изменения традиционного представления о детях. Необходимо чтобы:

ВестникКГУ^ № 1. 2017

239

- детей слушали, и их мнение воспринималось всерьез;

- более широкое внимание уделялось их способности принимать решения по отношению себя;

- родители считали интересы детей основополагающими при принятии решений, определяющих их дальнейшую жизнь;

- признание того факта, что интересы детей не всегда совпадают с интересами их родителей.

Конвенция способствует развитию культуры уважения к детям, как в семьях, так и в обществе. Но это не подрывает и не уменьшает роль родителей. Права позволяют детям принимать участие в принятии решений относительно их судьбы, а также они возлагают ответственность на родителей за обеспечение надлежащей заботы и защиты посредством выслушивания и оценки мнения детей. Родительское уважение к детям будет способствовать уважению детей к родителям [1, с. 335].

Обеспечение прав детей является необходимой стратегией для достижения их оптимального здоровья и благополучия. Правозащитный подход к здоровью детей согласуется с концепцией здоровья населения и детей. Конвенция ООН о правах ребенка служит основой и механизмом поддержки работы государственных и детских медицинских работников.

Во-первых, Конвенция определяет весь спектр потребностей детей и обеспечивает практический подход к удовлетворению этих потребностей комплексным и целостным образом посредством осуществления их прав.

Во-вторых, Конвенция ставит под вопрос целесообразность традиционного подхода к детям, который рассматривает их в качестве некомпетентных, пассивных объектов, всецело находящихся под юрисдикцией взрослых, и признает детей способными и имеющими право на активное участие в принятии решений в вопросах, которые затрагивают их жизнь.

В-третьих, Конвенция является юридически обязательной для всех стран, которые ее ратифицировали. В соответствии с международным правом, правительствам необходимо принимать все необходимые меры для осуществления ее положений. Конвенция обеспечивает универсальный набор стандартов, на основе которых можно измерять и улучшать защиту, а также лечение детей.

В-четвертых, хотя официальных санкций, которые могут быть выдвинуты против правительств за несоблюдение положений Конвенции не существует, процесс отчетности перед Комитетом ООН по

правам ребенка является бесценным механизмом контроля за соблюдением положений Конвенции национальными государствами. Это дает возможность всем тем, кто участвует в защите здоровья и благополучия детей, вместе работать над улучшением стандартов.

Основания для защиты права детей могут быть структурированы из следующих четырех принципов:

- У всех детей есть потребности. Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает международное признание возможности детей иметь право на удовлетворение жизненно-необходимых потребностей.

- Конвенция обеспечивает всеобъемлющие рамки прав, которые будут способствовать цельному подходу к обеспечению здоровья и благополучия детей.

- Здоровье детей и их развитие способствуют удовлетворению всех их жизненно-необходимых потребностей. Соблюдение всех прав, закрепленных в Конвенции, позволит достичь этой цели.

- Конвенция имеет обязательную юридическую силу и налагает на государства обязательства по соблюдению прав детей.

В одном всеобъемлющем документе Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет основания для обеспечения здоровья и благополучия детей, а также обязательства отдельных лиц, родителей, общества и правительств удовлетворять потребности детей путем осуществления их прав [3, с. 320]. Реализация основанного на правах подхода к основным функциям общественного здравоохранения и здоровья детей, который используется в рамках прав детей, содержащиеся в Конвенции, обозначает коренное изменение статуса детей во всех государствах мира и помогает обеспечивать их оптимальное здоровье и развитие.

Библиографический список

1. Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. - 2015. - № 23. - С. 5-6.

2. Комитет ООН по правам ребенка, российские НПО и права детей в России. - М.: Право ребенка, 2014. - 104 с.

3. Король И.Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка // Российское правосудие. -2016. - № 4 (48). - С. 58-63.

4. Содиков Ш.Д. Практика применения дипломатической защиты при решении вопроса об экстрадиции иностранных граждан // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 8 (87). - С. 34-35.

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.