Научная статья на тему 'Нарушения прав детей в киберпространстве: киберопасность и правовое регулирование'

Нарушения прав детей в киберпространстве: киберопасность и правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1826
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРУГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миладинович-Богавац Ж.

В статье 16 Конвенции о правах ребенка ООН гарантировано, что каждый ребенок будет защищен от незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции или от незаконного посягательства на его честь и репутацию; у ребенка есть право на законную защиту от такого вмешательства или посягательства. В киберпространстве присутствуют многочисленные злоупотребления правами детей. Кроме того, целевая группа для многочисленных мошенников именно малолетние лица. В данной статье будут представлены примеры киберугроз для несовершеннолетних, их функционирование, способы защиты, правовая регулатива и деятельность международных организаций, сети 24/7 контакт-центра и государственных органов с целью их искоренения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATIONS OF CHILDREN’S RIGHTS IN CYBERSPACE-CYBERSECURITY AND LEGAL REGULATIONS

According to Article 16 of the UN Convention on the Rights of the Child, it is guaranteed that every child will be protected from unlawful interference with the exercise of his right to privacy, family life, inviolability of home, correspondence, or unlawful attacks on his honor and reputation, there is a right to legitimate protection from such interference or assault. In cyberspace there are numerous abuses of children, especially in view of the fact that children use social networks where there are numerous risks of fraud, both abuse of their identity, and content that is in the networks. The target group of numerous fraudsters is juvenile persons. This article will provide examples of cyberthreats for minors, their functioning, ways of protection, legal regulations and activities of international organizations, 24/7 contact center networks and government agencies with the aim of eradicating them.

Текст научной работы на тему «Нарушения прав детей в киберпространстве: киберопасность и правовое регулирование»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

УДК 343

Ж. Миладинович-Богавац*

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ: КИБЕРОПАСНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В статье 16 Конвенции о правах ребенка ООН гарантировано, что каждый ребенок будет защищен от незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции или от незаконного посягательства на его честь и репутацию; у ребенка есть право на законную защиту от такого вмешательства или посягательства. В киберпросгрансгве присутствуют многочисленные злоупотребления правами детей. Кроме того, целевая группа для многочисленных мошенников именно малолетние лица. В данной статье будут представлены примеры киберугроз для несовершеннолетних, их функционирование, способы защиты, правовая регулатива и деятельность международных организаций, сети 24/7 контакт-центра и государственных органов с целью их искоренения.

Ключевые слова: права ребенка, кибербезопасность, киберугрозы.

1. Права провозглашены Конвенцией о правах ребенка

Всеобщая декларация прав человека подтвердила, что детям принадлежат особая забота и помощь. Один из основных пунктов Конвенции о правах ребенка обозначен в преамбуле: "Ребенка необходимо полностью подготовить к самостоятельной жизни и воспитывать в соответствии с идеалами, провозглашенными в Уставе ООН, особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равноправия и взаимопомощи. "Конвенция о правах ребенка ООН в первой статье определяет термин «ребенок». Конвенция считает ребенком каждого несовершеннолетнего человека, если в соответствии с законом ребенок не достигает совершеннолетия заранее. После определения термина «ребенок» в статье 2 Конвенции установлено, что стороны Конвенции будут уважать и обеспечивать права, определенные Конвенцией. Каждый ребенок должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, несмотря на разницу по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные характеристики его родителей или законного опекуна. С этой целью стороны договора предпримут все подходящие меры, чтобы обеспечить защиту прав ребенка от всех видов дискриминации или наказания, основанных на статусе, деятельности, высказанном мнении, взглядах или убеждениях. Центральным правом Конвенции считается право на жизнь. Государства подтверждают, что каждый ребенок своим рождением имеет право на жизнь. Участники конвенции обеспечат в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка. Наряду с указанным в статье 13 Конвенции о правах ребенка гарантируется, что ребенек обладает законным правом на свободу выражения; право охватывает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. В целях обеспечения несомненного обладания правом на информацию и свободу выражения ребенка предусматривается, что допустимо применение и определенных ограничений, но только необходимых и предусмотренных законом:

* © Миладинович-Богавац Живанка, 2017

Миладинович-Богавац Живанка (pravni@ius.bg.ac.rs), юридический факультет, Белградский университет, 11000, Сербия, Белград, Студенческий пер., 1.

Миладинович-Богавац Ж. Нарушения прав детей в киберпространстве: киберопасность и правовое регулирование

в целях уважения прав или достоинства других, защиты национальной безопасности или публичного порядка (ordre public), публичного здоровья или морали.

В статье 14 гарантировано право ребенка на свободу мнения, совести, вероисповедания, поэтому государства-участники Конвенции будут уважать права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка. Свобода вероисповедания или убеждений может быть предметом только таких ограничений, которые определены законом и потребностью защиты публичной безопасности, порядка, здоровья или морали и основных прав и свободы других. Одним из фундаментальных прав, гарантированных Конвенцией в статье 16, является то, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции; незаконного посягательства на его честь и репутацию, что в течение последних 2 десятилетий часто нарушается в киберпространстве.

В части 2 статьи 16 гарантируется право на законную защиту против такого вмешательства или нападения. Статья 17 Конвенции о правах ребенка признает важную роль средств массовой информации и обеспечивает, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники будут поощрять: средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29; международного сотрудничества в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников; выпуска и распространения детской литературы; средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению; разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Киберпространство представляет собой глобально связанную сеть и информационно-коммуникаци-онуую структуру. В повседневной жизни часто пользуется термин «Интернет» вместо «киберпростран-ство». Это искусственное образование, которое является следствием общественных потребностей и технологических новшеств, оно дает многочисленные возможности, в частности, в информационном обществе — возможность высказывания, обеспечивая свободу. Можем определить киберпространство как электронное средство информации компьютерной сети, в котором осуществляется онлайн-комму-никация. Это место функционирования компьютерных программ. Киберпространство обеспечивает успешное поддержание общественных связей.

2. Способы злоупотреблений правами детей в киберпространстве

В киберпространстве из всех прав, гарантированных Конвенцией о правах ребенка ООН, чаще всего злоупотребляется правом статьи 16, которая гарантирует, что ни один ребенек не будет подвергнут произвольному или незаконному вмешательству в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции; незаконному посягательству на его честь и репутацию; у ребенка есть законное право защиты против такого вмешательства или нападения.

Большое преимущество оскорбителей - анонимность и возможность осуществления многочисленных тактик, с помощью которых они осуществляют свои преступные намерения. В киберпространстве, виртуальной реальности происходит нарушение детской приватности в смысле невозможности ребенка контролировать свою секретную информацию и определять ее судьбу (открыть или скрыть). Это основное человеческое право распространяется одновременно и на секретность коммуникации - нет наблюдения за коммуникацией индивида и за сокрытием информации, нет манипуляции информацией о индивиде. Нарушение прав ребенка на секретность и домогательство в киберпространстве имеет особенности. В кибермире иногда только одно отрицательное поведение, нарушителя в киберпространстве может вызвать повторение виктимизации жертвы в более длинном периоде времени. Так, например, одну компрометирующую фотографию можно электронным путем в течение определенного периода времени переслать разным лицам, а это в ракурсе кибержертвы может быть понято как повторная виктимизация. Это дальше приводит нас к факту, что онлайн-коммуникацию характеризует постоянность в высказывании, так что злонамеренные текстуальные сообщения, электронная почта или фотографии, однажды отосланные в киберпространство, сложно уничтожаются. Миллионы наблюдателей могут такой материал сберечь на своем телефоне или компьютере, а потом переслать другим пользователям. Далее это значит, что психологическое унижение в киберпространстве, как и большинство традиционных форм унижения, случается в присутствии других лиц, выполняющих роль наблюдателя или свидетеля, с той разницей, что в гонении в киберпространстве публика может постоянно увеличиваться с течением времени и нельзя уточнить, сколько лиц нарочно или случайно включено в это отрицательное событие. Популярные аппликации имеют доступ к информации о GPS-локации, благодаря чему могут открыть, где ребенок живет и проводит большинство времени. Это тоже можно объявить на фальшивом профиле, что может причинить беспокойство детям и в реальном мире. Это явление публичного объявления данных может тоже иметь широкую аудиторию, чей объем зависит от злонамеренности обидчика. В случае открытия личных данных о жертве (подлинное имя, адрес, фо-

тография, рабочее место, школа, друзья, родственники) на веб-сайте или форуме, а затем фальшивое представление в цели объявления материала это может нанести большой вред, тяжелые отрицательные последствия. В самом начале любой формы психологического злоупотребления в киберпространстве первые последствия проявляются в форме раздражительности, бессонницы, атипичной аритмии, проблем с концентрацией и пищеварительной системой. После определенного периода времени, более длинного или более короткого, в зависимости от психического состояния личности, которая терпит гонение в киберпространстве, она начинает сомневаться в своей компетентности, чувствует себя разочарованной, выключенной из окружающей среды, что приводит к перерыву участия в различных формах общественной жизни [1]. Такой способ не только грозит здоровью ребенка, но его дальнейшем развитию и интеграции в общество. Можно сделать вывод, что несовершеннолетние — особо ранимая часть популяции и что их доверием из-за их недостатка опыта и наивности можно легко пользоваться. Несовершеннолетние по причине своей любознательности и из-за желания быть принятыми в обществе, гонителям часто „передают материал в руки", которым последние пользуются для последующего шантажа.

С этим связана одна из проблем, появляющихся между молодыми школьниками, — т. н. „sexting", который подразумевает обмен сексуально эксплицитными сообщениями и фотографиями с мобильных телефонов или через социальные сети, которые могут вызвать отрицательные эмоциональные последствия. „Sexting" может привести к киберзлоупотреблению или шантажу, потому что главным аргументом киберзло-употребителя для шантажа пользуются неприличным содержанием, несмотря на то, идет ли речь о коммуникации или об эксплицитных картинах. „Sexting" можно пользоваться для шантажа, имеющего противоправные цели, чаще всего пользуясь следующим сценарием: девушка до этого становится приятелем жертвы, которой чаще всего выступает подросток, не имеющий соответствующего опыта, на "Фейсбуке", с целью вовлечь позже жертву в разговор через скайп с помощью веб-камеры. Чаще всего этот план подразумевает, что в течение разговора женщина снимает свою одежду и таким способом провоцирует жертву сделать то же. Жертва не понимает, что весь разговор тайно снимается, а ситуация осложняется, если «разговор» пойдет так, чтобы жертва осмелилась сделать определенные сексуальные действия. Потом следует шантаж с угрозой, что компрометирующие фотографии и видеозапись получит семья, друзья жертвы или они будут опубликованы в Интернете, если не будет выплачена определенная сумма денег. После этого жертва киберпреступников — несовершеннолетний, эмоционально ранимый, становится все более и болеее замкнутым, чтобы избежать конфликта, а это приводит к дальнейшему чувству безысходности. Таким способом жертва киберобидчика постепенно удаляется из реальной жизни и чаще опаздывает с выполнением своих ежедневных обязанностей и продолжает бездельничать. Появляются и физические симптомы, такие как как хроническая усталость, головная боль или апатия. Часто эти симптомы представляют дополнительную загрузку и таким способом становятся причиной апатии и потери жизненных интересов.

Наряду с этими последствиями подростки в киберпространстве могут встретиться с опасностями, которые могут лишить их жизни. Самый актуальный пример - онлайн-игра „Голубой кит", которая унесла десятки жизней во всем мире. Эта игра мотивирует молодых людей сделать ряд вызовов в течение 50 дней. Она относится к молодежи и выглядит так: в течение 50 дней игры детям задаются разные задачи — сначала менее опасные, как, например, смотрение ужасов, потом самоповреждение голубого кита на руке, и все оканчивается задачей покончить с собой в последний нень этой болезненной „игры".

Кибербезопасность больше нельзя рассматривать отдельно от безопасности в реальном мире. Ущерб, который будет причинен в результате кибернападения, очень реальный и вызывает тяжелые последствия и в физическом мире. Все-таки из-за последствий, связанных с технологией, способами, и тем, что жертвы этих нападений — дети, вопрос кибербезопасности требует особого внимания всех занимающихся Интернетом.

3. Способы превенции и меры защиты ребенка в киберпространстве

Как мы видим из приведенных примеров, опасность для детей в киберпространстве представляет глобальную проблему, которая превосходит границы всех государств мира, чьи глобальные последствия отражаются не только на угрозе индивиду как пользователю электронных технологий, но и на его окружающей среде, семье и обществе в целом. С этим связаны меры защиты, необходимые со стороны родителя несовершеннолетнего, школьных учреждений, государства через контакт-центры и социальные сети, представляющие самое удобное место и средство этих противозаконных действий. Роль родителей преимущественно в превенции этого негативного влияния имеет существенное значение. Родители должны разговаривать с детьми и знать об их деятельности в Интернете. Школы должны организовать как можно больше семинаров о пользовании информационными технологиями, которые помогут ученикам узнать и о потенциально опасных ситуациях [2].

Государство, тоже с помощью институции, через одну централизованную систему должно предпринять меры против этого глобального вызова. Основание контакт-центров как единственного места для советов и заявок необходимо, чтобы лица под угрозой, родители и преподаватели могли получать советы из области безопасности в Интернете, т. е. заявить о проблеме? которую заметили [3]. Меры превенции необходимы и в социальных сетях. Чтобы жертва объявила о домогательстве на "Фейсбуке", необходимо щелкнуть на "Report/Block' в нижней левой части на Timeline — в профиле обидчика. Щелчком на эту опцию появляется меню с вопросом, почему привязались на профиль и в каком свойстве — личном или знакомого. В конце необходимо согласиться с правилами "Фейсбука". По полученной заявке администраторы "Фейсбука" реаги-

Миладинович-Богавац Ж. Нарушения прав детей в киберпространстве: киберопасность и правовое регулирование

руют — профиль нарушителя заблокируют. "Фейсбук" тоже основал сервис, который обеспечивает пользователям этой социальной сети отчитывать друзей, которые на страницах своих профилей объявляют содержание суицидальных намерений и с помощью опции "Report Suicidal Content" докладывают о суицидальном содержании. Таких подростов можно будет спасти, если найти их в реальности.

Конвенция о правах детей в статье 19 прописывает меры защиты: „Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры".

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка, принятая в 1989 году, содержит ряд мер, направленных на защиту детей. Она не определяет понятия "детская порнография" и не содержит положений, объявляющих противозаконным распространение детской порнографии в режиме "онлайн". Однако статья 34 призывает государства-члены к предотвращению эксплуатации детей в съемках порнографических материалов. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, не только обращается к проблеме детской порнографии в общем, но и в явной форме говорит о роли Интернета в распространении подобных материалов.

Проблема нарушения прав детей в киберпространстве сложна и требует всестороннего подхода. В этом смысле значительна роль Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 55/63, которая призывает государства к принятию необходимых мер по борьбе с киберпреступностью на региональном и международном уровнях. Эти меры включают в себя создание законов, направленных на устранение возможных зон для укрытия преступников, злоупотребляющих информационными технологиями; развитие международного сотрудничества правоохранительных органов в расследовании случаев трансграничного преступного использования информационных технологий и судебном преследовании в этой связи; совершенствование обмена информацией; усиление безопасности данных и компьютерных систем; обучение сотрудников правоохранительных органов специфике борьбы с киберпреступлениями; обеспечение режимов взаимной помощи и повышение осведомленности населения об угрозе киберпреступности [4—8].

С другой стороны, Резолюция 56/121 подчеркивает необходимость международного сотрудничества в борьбе с преступным использованием информационных технологий. Она придает большое значение роли Организации Объединенных Наций и других международных и региональных организаций. Резолюция также призывает государства учитывать достижения Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию при разработке национального законодательства.

Вывод

Из вышеприведенных примеров можем сделать вывод, что злоупотребление правами ребенка в киберпространстве имеет широкие масштабы. Одна из причин этого явления — наивность и легковерие несовершеннолетнего, который в социальных сетях ведет себя более свободно, чем в реальной жизни. Желание приобрести популярность и как можно больше «виртуальных друзей» многих несовершеннолетних пользователей приводит к статусу жертв домогательства и злоупотреблений. Все это может привести к трагичным последствиям, а отрицательные последствия отражаются не только на индивиде под угрозой, но и на его окружающих и семье и общество в целом. Наряду с нормативными предписаниями Конвенции о правах детей один из способов прекратить это явление — информировать детей, что должны сделать родители, образовательные учреждения и в средствах массовой информации.

Библиографический список

1. Марко Герке. Понимание киберпреступности: Явление, задачи, законодательный ответ. URL: http:// www.itu.int/ITUD/cyb/cybersecurity/legislation.html, ITU 2014.

2. Kowalski, R. M., Limber, S. P., Agatston, P. W., Cyber Bullying: Bullying in the Digital Age, John Wiley & Sons, ISBN: 978-14443-21-88-3, 2010.

3. Жигович O.H. https://upk1.schools.by/pages/kiberbullig-kak-ostanovit-nasilie-v-kiberprostranstve, 2016.

4. Международное законодательство. URL: https://www.lawmix.ru/abro/10716/56216

5. Миладинович-Богавац Ж. Уголовное дело по факту мошенничества как модель осуществления киберкриминала: докторская диссертация, 2016.

6. URL: https://www.informacija.rs/Clanci/Tinejdzeri-oprez-Sajber-predatori-vrebaju.html, 2012.

7. URL: https://www.informacija.rs/Vesti/Proradio-broj-19833-za-prijavu-zlostavljanja-dece-na-internetu.html, 2017.

8. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230—239. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

References

1. Marko Gerke. Ponimanie kiberprestupnosti: Iavlenie, zadachi, zakonodatel'nyi otvet [Understanding of cybercrime: Phenomenon, tasks, legislative response]. Retrieved from: http://www.itu.int/ITUD/cyb/cybersecurity/legislation.html, ITU, 2014 [in Russian].

2. Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyber Bullying: Bullying in the Digital Age. John Wiley & Sons, ISBN: 97814443-21-88-3, 2010 [in English].

3. Zhigovich O.N. Retrieved from: https://upk1.schools.by/pages/kiberbullig-kak-ostanovit-nasilie-v-kiberprostranstve, 2016 [in Russian].

4. Mezhdunarodnoe zakonodatel'stvo [International legislation]. Retrieved from: https://www.lawmix.ru/abro/10716/56216 [in Russian].

5. Miladinovich-Bogavatz Zh. Ugolovnoe delo po faktu moshennichestva kak model' osushchestvleniia kiberkriminala: doktorskaia dissertatsiia [Criminal case on fraud as a model for the implementation of cybercriminal: Doctoral thesis], 2016 [in Russian].

6. Retrieved from: https://www.informacija.rs/Clanci/Tinejdzeri-oprez-Sajber-predatori-vrebaju.html, 2012 [in Serbian].

7. Retrieved from: https://www.informacija.rs/Vesti/Proradio-broj-19833-za-prijavu-zlostavljanja-dece-na-internetu.html, 2017 [in Serbian]

8. Ofitsial'nye otchety General'noi Assamblei, sorok chetvertaia sessiia, Dopolnenie №49 (A/44/49) [Official Records of the General Assembly, forty-fourth session, Supplement No. 49 (A/44/49)], pp. 230—239. Retrieved from: http:// www.un. org/ru/ documents/ decl_conv/ conventions/childcon. shtml [in Russian].

Zh. Miladinovich-Bogavats*

VIOLATIONS OF CHILDREN'S RIGHTS IN CYBERSPACE-CYBERSECURITY

AND LEGAL REGULATIONS

According to Article 16 of the UN Convention on the Rights of the Child, it is guaranteed that every child will be protected from unlawful interference with the exercise of his right to privacy, family life, inviolability of home, correspondence, or unlawful attacks on his honor and reputation, there is a right to legitimate protection from such interference or assault. In cyberspace there are numerous abuses of children, especially in view of the fact that children use social networks where there are numerous risks of fraud, both abuse of their identity, and content that is in the networks. The target group of numerous fraudsters is juvenile persons. This article will provide examples of cyberthreats for minors, their functioning, ways of protection, legal regulations and activities of international organizations, 24/7 contact center networks and government agencies with the aim of eradicating them.

Key words: child rights, cybersecurity, cyberthreats.

* Zhivanka Miladinovich-Bogavats (pravni@ius.bg.ac.rs), Faculty of Law, University of Belgrade, 1, Studentski trg., Belgrade, 11000, Serbia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.