Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития трудового воспитания'

Исторические аспекты развития трудового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛЬ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING / WORKING TRAINING / PROFILE / PROFILING INSTRUCTION / THE SELF-PERFECTION OF PERSONALITY / WORKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпах С. Н., Филимонюк Л. А.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития идей трудового воспитания дои послереволюционной России, а также современных европейских странах. Особое внимание уделяется профилизации современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL ASPECTS OF LABOR EDUCATION

The article examines the emergence and development of the ideas of labor education in the pre and post-revolutionary Russia, as well as modern European countries. Special attention is paid to profiling a modern school.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития трудового воспитания»

Библиографический список

1. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, - М., 2002.

2. Петрушин, В.И. Музыкальная психология и психотерапия // Психологическая подготовка музыканта к выступлению. - 2009. - № 3.

3. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада. - М., 2006.

4. Бортникова, И.И. Роль интенсивной концертно-исполнительской практики в развитии музыкальной одарённости учащихся // Образование и саморазвитие. - Казань. - 2011. - № 1(23).

Bibliography

1. Slastenin, V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov, - M., 2002.

2. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya i psikhoterapiya // Psikhologicheskaya podgotovka muzihkanta k vihstupleniyu. - 2009. - № 3.

3. Grigorjev, V.Yu. Ispolnitelj i ehstrada. - M., 2006.

4. Bortnikova, I.I. Rolj intensivnoyj koncertno-ispolniteljskoyj praktiki v razvitii muzihkaljnoyj odaryonnosti uchathikhsya // Obrazovanie i samorazvitie. - Kazanj. - 2011. - № 1(23).

Статья поступила в редакцию 11.01.13

УДК 37.035. Lyapakh S.N., Filimonyuk L.A. THE HISTORICAL ASPECTS OF LABOR EDUCATION. The article examines the emergence and development of the ideas of labor education in the pre and post-revolutionary Russia, as well as modern European countries. Special attention is paid to profiling a modern school.

Key words: training, working training, profile, profiling instruction, the self-perfection of personality, working activity.

С.Н. Ляпах, аспирант, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: phoenix0semev@amail.com; Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», ГАОУ ВПО «Невинномысский гос. гуманитарно-технический институт»,

г. Ставрополь, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы становления и развития идей трудового воспитания до- и послереволюционной России, а также современных европейских странах. Особое внимание уделяется профилизации современной школы.

Ключевые слова: Воспитание, трудовое воспитание, профиль, профилизация обучения, самосовершенствование личности, трудовая деятельность.

Трудовое воспитание прошло довольно длинный путь эволюционного развития. Российская школа накопила немалый опыт по трудовому воспитанию учащихся. Необходимо отметить, что система трудового воспитания сложилась в условиях дифференциации образовательного процесса. Впервые дифференцированное обучение в школе ввели в 1864 году. В этот период выходит Соответствующий Указ, основным документом которого является утвержденный 19 ноября 1864 года «Устав гимназий и прогимназий ведомства министерства народного просвещения», который предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной. Задачей реальных гимназий было обеспечение общего образования, необходимого для практической деятельности и для поступления в специальные высшие учебные заведения. В 70-х гг. XIX века в России появляются реальные училища, отличающиеся ярко выраженной профильностью. В 1889 году реальные училища реорганизовали: механико-техническое и химико-техническое отделения упразднили, а училища превратили в средние общеобразовательные учебные заведения, которые давали учащимся объем знаний гораздо больше, нежели классические гимназии.

В 1918 году на Всероссийском съезде работников образования было представлено «Положение о единой трудовой школе», которое предусматривало введение профилизации содержания обучения на старшей ступени.

Своеобразием отличалась дифференциация по способностям с установкой на трудовую подготовку и воспитание учащихся, проводимая в Московский школе им. А.Н. Радищева в 1923 г. с учащимися I ступени, не справляющимися с типовой программой. Общеобразовательные дисциплины здесь преподавали по сокращенной программе при одновременном увеличении количества практических занятий в переплетной, типографской, швейной и сапожной мастерских. В результате трудовой деятельности школьники должны были приобретать и общеобразовательные знания по физике и математике. Основной недостаток при таком подходе заключался в том, что недооценивались общеобразовательные знания, вместе с тем учитывались склонности учащихся в процессе овладения профессиональными навыками, так как приоритет отдавался трудовой подготовке. Тру-

довое обучение и воспитание на каждом из отделений проводилось по определенной профессии с углубленно изучаемыми предметами, что обеспечивало высокую общеобразовательную и начальную профессиональную подготовку школьников [1].

В 20-е годы из-за сложных социальных условий в стране резко увеличился уровень - безработицы, в результате чего возникла острая необходимость ранней профессиональной подготовки старшеклассников. К 1924-1925 учебному году происходит массовая ориентация на профессиональные уклоны. 19211925 годы характеризуются осуществлением проектов фурка-ции по принципу хозяйственного окружения. 1924-1930 годы -это период организации школ с профессиональным уклоном. Основная идея обучения и трудового воспитания в эти годы заключалась в практической направленности образовательных курсов. В 1934 году Советом Народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) было принято постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», которое предусматривало единые учебные программы и единый учебный план для всех общеобразовательных учреждений. В 1950-60 годы был взят курс на сочетание дифференцированного производственного обучения и единого для всех общего образования. Основным условием построения учебного плана школ в этот период было сохранение установленного соотношения единого объема и содержания основ наук и варьируемого производственного обучения. В начале 60-х годов отечественная школа в рамках дифференцированного производственного обучения попыталась решить задачу приближения основ наук к целям производственной подготовки. Проводимое в эти годы дифференцирование обучения обеспечивалось делением общеобразовательных предметов на профилирующие и непрофилирующие в ряде школ. Предполагалось, что профилирующему предмету необходимо углубление материала, усиление его изучения, а остальные предметы достаточно изучать в рамках общегосударственных программ типового учебного плана. Таким образом, производилась дифференциация общего образования (общеобразовательных программ). Трудовое обучение и воспитание проводилось по определенной профессии с углубленно изучаемыми предметами, что обеспечивало высокую общеобразовательную и начальную профессиональную подготовку.

Подлинно дифференцированное обучение началось лишь тогда, когда были созданы отделения по циклу предметов и введены соответствующие программы. В конце 80-х - начале 90-х годов в стране стали появляться лицеи, гимназии (новые для того времени общеобразовательные заведения), которые были ориентированы на более глубокое изучение школьниками избираемых ими предметов для дальнейшего обучения в выбранном вузе. В этот период существовали и успешно развивались различные специализированные музыкальные, художественные, спортивные школы. Образование дополняется узкопрофессиональными программами дополнительного образования. Этому способствовал принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании». Профильное обучение пришло на смену углубленному обучению отдельным предметам. Такая смена обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе, и как следствие - изменениями подходов к обучению.

Во многих странах мира сейчас проводятся реформы в системе образования [2]. При этом особое место отводится проблемам довузовской профильной подготовки учащихся и их трудовому воспитанию.

В Германии школьное обучение подразделяется на первичную и вторичную ступени. Первичная ступень относится к начальной школе и охватывает классы с 1-го по 4-й. Вторичная старшая ступень охватывает обязательную профессиональную школу и различные циклы обучения, такие как: цикл обучения, направленный на поступление в ВУЗ, цикл обучения, направленный на достижение подготовки для поступления в высшее профессиональное училище, циклы специализированного обучения.

Во Франции в возрасте 6-10 лет дети ходят в начальную школу. Все предметы у них ведёт один учитель. С 11 до 16 лет они обучаются в колледже (последний этап обязательного школьного образования), все занимаются по одним и тем же программам. С 16-ти лет молодые люди идут в лицей. Существуют лицеи общеобразовательные, технологические (3 года обучения) и профессиональные (3 или 2 года обучения). На этом этапе каждый может выбрать профиль по своему вкусу. По окончании обучения все сдают единый государственный национальный экзамен - Бакалавр (учреждён при Наполеоне I), сдача которого даёт всем право поступить в университет без экзамена.

В Норвегии с 1994 года действует обязательная система 13-летнего школьного обучения (с 6 до 19 лег). Старшая школа - самостоятельный вид образовательного учреждения. Важной особенностью является то, что все норвежские старшие школы являются профильными и предоставляют учащимся возможности для обучения по выбору как на академическом, так и на профессиональном направлениях. Обучение на академическом направлении длится 3 года, а на профессиональном до 4 лет, включая двухгодичную практику на предприятии [3].

Библиографический список

Каждая старшая школа предлагает широкий спектр общеобразовательных профилей (физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, языковой, обществоведческий) и 4-5, профессиональных профилей из 14 существующих. В старших школах отсутствуют вступительные экзамены, т.е. каждый учащийся может поступить в любую старшую школу. В случае каких-либо затруднений с поступлением в дело вмешиваются органы управления образованием, и вступает в силу принцип: одно из трех пожеланий абитуриента относительно профиля обучения должно быть удовлетворено обязательно. В течение первого года обучения (базовый курс) учащиеся заканчивают изучение целого ряда предметов (математика; английский язык, естествознание, экономика и информатика) и самоопределяются в отношении профиля дальнейшего обучения. На втором и третьем годах обучения резко сокращается количество обязательных предметов, и значительная часть учебного времени отводится на освоение профильных предметов. Профильная направленность школы способствует образовательной и профессиональной ориентации обучаемых, достаточно глубокому усвоению ими знаний, умений и навыков в выбранной области трудовой деятельности. Происходит она при значительном влиянии работодателей на его структуру, содержание и организацию. Все это определяет основу взаимосвязи профильного и непрерывного обучения [3].

Сравнительно-сопоставительные исследования образовательных явлений в других странах позволяют оценить перспективы их использования для усовершенствования отечественной системы образования; прогнозировать возможное развитие данных явлений; осуществлять образовательное планирование для российской системы образования. Тем самым можно сделать вывод, что целесообразно было бы адаптировать к российским условиям не столько механизмы ранней ориентации учащегося на профессию, сколько содержательно-технологические компоненты зарубежных моделей профильного обучения, стимулирующие социальную активность школьника, ориентирующие его на социальное развитие, самореализацию.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав зарубежный опыт профильного обучения, можно выделить общие особенности организации процесса обучения и трудового воспитания в старших классах: во всех развитых странах общее образование является профильным; чаще всего, профильное обучение и трудовое воспитание проходит в период двух-трех последних лет обучения в отколе; количество направлений дифференциации, которые можно назвать аналогами профилей, очень невелико; старшая профильная школа, как правило, выделяется в качестве самостоятельного вида образовательного учреждения; дипломы или свидетельства об окончании школы дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения.

1. Абазов, Ф.Ф. Трудовая подготовка сельских школьников в условиях социально-экономических преобразований: теория, практика, перспективы. - Челябинск, 2000.

2. Daniel, J.S. Mega-universities and knowledge media: technology strategies for higher education - Kogan Page, London, United Kingdom, 1996.

3. Jim Collins, Good to Great: Why Some Companies Make the Leap... and Other's Don't (New York: HarperCollins, 2001).

Bibliography

1. Abazov, F.F. Trudovaya podgotovka seljskikh shkoljnikov v usloviyakh socialjno-ehkonomicheskikh preobrazovaniyj: teoriya, praktika, perspektivih. - Chelyabinsk, 2000.

2. Daniel, J.S. Mega-universities and knowledge media: technology strategies for higher education - Kogan Page, London, United Kingdom, 1996.

3. Jim Collins, Good to Great: Why Some Companies Make the Leap. and Other's Don't (New York: HarperCollins, 2001).

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 373.7

Morozkova N.A. THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENT WORK OF COLLEGE STUDENTS. ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL APPARATUS FOR THE SCIENTIFIC RESEARCH. In the last years the developing of independent work of students is one of the central problems in educational research. The problem of independent learning is particularly significant in contemporary transformations of our society. The article analyzes and gives a proper interpretation of the concept of “independent action” with regard to the requirements for innovation in professional education.

Key words: activity, independence, independent action, independent work, professional education, educational process.

Н.А. Морозкова, аспирант каф. педагогики Челябинского гос. педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: morozkova_na@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.