Научная статья на тему 'Исторические аспекты психологического образа женщины-матери во взаимодействии с младенцем'

Исторические аспекты психологического образа женщины-матери во взаимодействии с младенцем Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МАТЕРИ / ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ / БЫТ ЖЕНЩИНЫ / МАТЕРИНСТВО В РОССИИ / МЛАДЕНЕЦ / ВЫНУЖДЕННАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осипова М.С., Рычкова Л.С.

В данной статье рассмотрена проблема материнства в России конца XIX начала XX веков. Показано, что одной из основных причин высокой младенческой смертности являлась невозможность обеспечения материнской заботы по отношению к младенцу, обусловленная загруженностью женщины в трудовом процессе и положением в обществе. Выявлено влияние истории формирования законодательства по охране материнства в России на формирование изменений материнского отношения к младенцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF THE MOTHER’S PSYCHOLOGICAL IMAGE IN INTERACTION WITH INFANTS

The article considers the existence of motherhood problem in Russia of the end by XIX the beginnings of the 20th centuries. It is shown that one of the main reasons for high infantile mortality was the impossibility of ensuring maternal care in relation to the infant caused by load of the woman in labor process and situation in society. Influence of history of formation of the legislation on protection of motherhood in Russia on formation of changes of the maternal attitude towards the infant is revealed.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты психологического образа женщины-матери во взаимодействии с младенцем»

УДК 159.923.5+159.922.7 ББК 88

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МЛАДЕНЦЕМ

ОСИПОВА М.С., РЫЧКОВА Л.С. ФГАОУВО "ЮУрГУ (НИУ)" г. Челябинск, Россия

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема материнства в России конца XIX - начала XX веков. Показано, что одной из основных причин высокой младенческой смертности являлась невозможность обеспечения материнской заботы по отношению к младенцу, обусловленная загруженностью женщины в трудовом процессе и положением в обществе. Выявлено влияние истории формирования законодательства по охране материнства в России на формирование изменений материнского отношения к младенцу.

Ключевые слова. образ матери, детская смертность, быт женщины, материнство в России, младенец, вынужденная депривация, грудное вскармливание, законодательство по охране материнства.

Актуальность. В настоящее время в отечественной психологии возрос интерес к проблеме материнства в России. Материнство - это социокультурный феномен. Основная функция матери - это обеспечение выживания рождаемых ею детей. В то же время младенческая смертность в конце XIX - начале XX вв. в России была одной из самых высоких среди Европейских стран [3]. В 1901 году коэффициент младенческой смертности в России был - 298,8 на 1000, в то время как, например, в Норвегии - 93 на 1000. В чем же причины такой ситуации, которая сложилась на тот момент?

Для создания общего портрета женщины-матери конца XIX - начала XX вв., необходимо детально рассмотреть особенности ее быта, факторов, влияющих со стороны общества и семьи, условий труда. Тема довольно обширна, однако рассматривается именно данный

исторический период, так как он является переходным между вековым российским укладом, обусловливавшим вынужденную депривацию младенцев матерями, и новой парадигмой общественного воспитания. Данный переход произошел в результате изменившейся политики государства в вопросе охраны материнства и детства [2].

Прежде всего, следует остановиться на анализе основных причин младенческой смертности в России XIX - начала XX вв. В

качестве одной из основных причин смерти детей до года исследователи выделяли желудочно-кишечные расстройства,

возникающие в результате неадекватного материнского ухода за детьми, в частности, раннего прикорма и отлучения ребенка от груди. Многочисленные работы врачей описывают условия, в которых жили младенцы, как антисанитарные. Дети подвергались ранней депривации, в связи загруженностью матери физическим трудом и большую часть времени проводили с няньками - в лучшем случае стариками, в худшем - с такими же детьми. В газетах часто описывались случаи того, как ребенок погибал от того, что за ним не доглядели няньки. Ранний прикорм и соска-жевка -особенность ухода за младенцами в русской деревне. Соска вызывала у детей рвоту и понос, по наблюдениям врачей того времени, на ней было столько "прели, скисшего и засохшего молока, так худо от нее пахло, что и большого стошнит, если взять в рот, не то что младенца" [1].

Знаний о том, как кормить правильно, не хватало, существовала масса заблуждений и мифов о развитии младенца. Вопросы психологии ухода за детьми, влияние тугого пеленания, телесного контакта с матерью еще не были актуальны для того времени. Проблема депривации и в связи с ней высокой смертностью детей до года отсутствовали в дискурсе педиатрии России. Отношение к

смерти ребенка среди крестьян было спокойным. В метрических книгах в графе "причина смерти" для детей наиболее распространенной записью была "от малолетства". В целом, можно отметить, что грудное вскармливание, уход за ребенком, диадические отношения были крайне нарушены, выжить - это была программа максимум для ребенка до года [1, 2, 4].

Если кратко рассмотреть быт женщины-крестьянки или рабочей того времени, то мы увидим, что она большую часть времени проводила в работе по хозяйству или на фабрике, а не воспитывая детей, причем в отличие от других народов, мать оставляла ребенка на попечение нянек. Дети подвергались вынужденной депривации [1, 2, 6].

Отсутствие медицинской помощи, быт женщин, неумелые действия матерей, нарушения в кормлении приводили к гибели младенцев. Смертность детей до года конца XIX - начала XX века была медико-социально-психологической проблемой и требовала решительных мер от государства.

Изучая заметки современников того времени, можно сделать вывод, что материнство было наиболее уязвимой стороной жизни женщины, на которую влиял целый комплекс различных факторов: обычаи, религия, образование женщины, загруженность матери физическим трудом, частые роды и отсутствие медицинской помощи [2, 3, 4]. Современная психология подчеркивает неразрывность связи матери и ребенка.

Общество того времени не готово было осознать, что от того, как женщина удовлетворяет физические и

психологические потребности младенца, зависит его жизнь и развитие в целом. Младенец тотально беспомощен, непрерывно развивается и ключевую роль в его развитии играет мать. Ему необходимо постоянное пребывание матери рядом для удовлетворения своих потребностей: в тепле, чистоте, еде, сне и безопасности, пока он достаточно не подрастет и постепенно не адаптируется к окружающему миру [6].

Особого внимания заслуживает описание психологического образа женщины-матери в крестьянских и рабочих семьях.

Крестьяне составляли 85% населения России [8], воспитание состояло лишь в

"физическом воспитании" [9], которое сводилось к удовлетворению

физиологических потребностей, но и этот " уход осуществлялся хуже, чем за ягнятами и телятами" [3].

Взаимодействие матери и младенца в России того времени можно назвать вынужденной депривацией детей. К женщинам относились в первую очередь, как к работницам, поэтому у них не было возможности удовлетворять потребности ребенка и наполовину [2, 4, 6].

Мужчины с начала весны до конца осени уходили на промысел, мальчиков после 11-14 лет отправляли учиться ремеслу [3]. В деревне оставались только старики, дети и женщины. Тяжелый труд ложился на плечи последних, среди которых были и девушки, и только родившие, и даже беременные [1]. Порой для вспашки земли нанимали работников, но сеяли, обрабатывали землю и собирали урожай исключительно женщины.

Сельскохозяйственный труд стоял на первом месте, поэтому до самого момента родов приходилось работать [3]. Недаром раньше беременность обозначали словами: тяжела, натяжеле, отяжелевать, затяжелеть, в тяготе, в тягости, т.е. производных от корней со значением - груз, тяжесть [5]. Многие женщины пытались избавиться от бремени путем трав и ношения тяжестей, т.к. каждый ребенок добавлял хозяйке все новые трудности. Состоянию здоровья женщин после родов тоже не придавалось особого значения. Женщина уже на 3-4 день вставала и вновь принималась за работу. На фабриках ситуация была такой же, рожали у станков и сразу начинали работать, в редких случаях им давали несколько дней отдыха [2, 10].

Летом часто рожали в поле, лесу, на страде, а зимой - в бане. Акушерство было не развито и повивальные бабки, не имея медицинского образования, часто калечили и матерей, и детей. К медицинской помощи женщины относились без доверия, а в родильных домах чаще рожали бедные горожанки. Тяжелый труд, роды каждый год, домашнее хозяйство, дети, голод, болезни: порой женщины не справлялись с такой нагрузкой и убивали своих детей сразу после рождения, чтобы они не мучились [2, 4, 10].

У загруженных физическим трудом крестьянок не получалось кормить своих детей грудью. Грудное вскармливание

предполагает кормление по требованию, а это около 12-16 раз в сутки. В связи с этим мать должна быть рядом с ребенком постоянно до введения прикорма в шестимесячном возрасте. Естественно, что этого себе крестьянка позволить не могла. Ребенок оставался дома, пока мать управляется с хозяйством под присмотром няньки [2, 4, 10]. Весь уход и присмотр поручался или пожилым и престарелым родственникам, или своим подросткам, девочкам и мальчикам до 8-11 лет [5]. Младенца клали в зыбку-люльку, которая подвешивалась к потолку. Ребенок в колыбели лежал на стружке или соломе. Маленьких нянек учили, как правильно качать младенца, на руки детей брали редко

[3].

Ребенок часто воспринимался как помеха к работе, и чтобы он отнимал меньше времени, его туго спеленывали свивальником, чтобы полностью обездвижить. Свивальник - это длинная и узкая полоса ткани, которой связывали ребенка, заматывая его в пеленки. Для него употребляли старые, поношенные рубахи или другие части одежды взрослых. По поверью, с одеждой взрослых передавались положительные качества родных [5, 9].

Чтобы младенец не плакал, давалась соска, т.е. тряпка с завернутым в нем жеванным хлебом, смоченным слюной. Соску часто мочили " в молоке, постном масле, сахарной или медовой воде". Грудным молоком кормили с третьего дня после рождения [6, 9, 10].

Мокрые и грязные пеленки менялись редко, поэтому дети страдали от раздражения кожи, часто кричали и матери были рады любым способам кроме "жевки", чтобы успокоить. Часто использовалось долгое укачивание в люльке, отвар из маковых головок и водка. В бедных семьях, где не было бани купали, детей редко, была распространена чесотка, которая причиняла дополнительные страдания детям [1, 9].

Ранний прикорм - еще одна беда, постигавшая младенцев. Прикармливать их начинали с первых дней после рождения, так как было поверье, что новорожденному нужно дать соску из черного хлеба с солью, яблок, грецких и волошских орехов, разжеванного толокна, чтобы "завязалось на животе", иначе он будет страдать "грызью" (коликами) [10].

Младенцу до месяца давались в тряпке жеванная морковь, свекла, конопля с хлебом, а 5-6 недель начинали давать кашу, толченый пряник, квас, пологая, что грудного молока не достаточно. Хорошо характеризует жизнь младенцев того времени книга Абрамова Я.В., где он пишет о том, что удивляться стоит не тому, что умирают многие, от такого вскармливания, а что не все умирают [1].

В летнюю страду матери уходили на работу, оставляя ребенку пищу на целый день и кормили грудью ночью и вечером. Ребенку оставлялся коровий рог, к свободному открытому концу которого был привязан коровий сосок. Пища, проходящая через него напитывалась гнилью, по словам врачей того времени, там даже заводились черви [10].

На фабриках дети также оставались без материнского ухода. При 11,5 часовом рабочем дне о грудном вскармливании матерью не было и речи. Не везде, но встречались фабрики, где организовывались колыбельные, прототип яслей, где за ними присматривали с 5 до 16 вечера, но мест там было мало и работницы нанимали старух и девочек-подростков, которые сидели с ними в казармах. Условий не было, дети умирали от болезней и голода [2, 4].

Таким образом, в конце XIX - начале XX столетия система охраны здоровья населения в России практически отсутствовала [2, 4]. Зарождение системы охраны материнства и детства в России явилось фактором изменения психологического образа женщины-матери и ее взаимоотношений с младенцем.

Рост интереса к проблеме детской смертности привел к пониманию того, что необходимо проводить " социальную ломку", необходимы изменения в Российском законодательстве, т.к. усилий только со стороны врачей и медицины не достаточно. Развернулась открытая полемика на счет расширения количества таких структур, как ясли, молочная кухня и женские консультации. Создавались научные общества сохранения здоровья, общество русских врачей им. Пирогова Н.И. и другие медицинские сообщества. К концу 1860-х годов XIX в. в России насчитывалось 27 медицинских обществ, к началу 1880 их количество возросло до 40, а к 1896 г. их стало более 120 [1, 4, 7].

Будучи злободневным вопросом в кругах медицинской общественности, проблема охраны материнства и младенчества находила отражение на страницах медицинских периодических изданий, таких как " Журнал Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова" (с 1909 г. -"Общественный врач"), "Медицинская беседа", газета "Врач" (с 1902 г. - "Русский врач"), "Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, издаваемый при управлении главного врачебного инспектора МВД",

"Терапевтическое обозрение", "Акушерка", "Педиатрия", "Медицинское обозрение Спримона, издаваемое обществом Русских врачей в Москве", "Промышленность и здоровье", "Журнал акушерства и женских болезней", "Земский врач". Периодические женские издания "Союз женщин", "Женское дело" и "Работница", также писали о вопросе охраны материнств и детства [2, 4, 7].

Одной из важных целей в работе врачей было распространение популярной информации среди матерей об уходе и вскармливании детей. Последовательная постановка проблемы докторами привела к изменениям на государственном уровне.

Благодаря печатным работам, сообщениям в медицинских сообществах, проблема высокой смертности детей вышла на государственный уровень. К 1910 г. по инициативе властей были образованы специальные комиссии, которые должны были разработать проект оказания консультативной помощи матерям [1, 2, 4, 10].

Крестьяне часто боялись медицинской помощи и отказывались от нее намеренно под действием поверий, некоторые из них считали, что медицинская помощь - это " дело антихриста". Но именно просветительская деятельность земских врачей о гигиене, кормлении и уходе за детьми была задачей первостепенной важности [1].

С другой стороны, педиатрия была на таком уровне, что даже доступность медицинской помощи еще не гарантировала полностью выздоровление заболевшего ребенка и серьезное сокращение детской смертности. Это было связано с тем, что большую часть детских болезней, таких как скарлатина, дифтерит и т. д., врачи лечить еще не научились. Педиатрия была на этапе зарождения и формирования [1].

Первые ясли в России были организованы в 1896 году в уездах Пермской губернии, позже они стали открываться и в других губерниях. За счет яслей смертность в летнее время снижалась до 11,4% против более 42% в селе [6]. Устраивались и передвижные ясли, телеги, обустроенные навесом из холста, чтобы не попадал солнечный свет. Они передвигались вслед за работающими матерями, устанавливались в рощах, куда матери отлучались, чтобы накормить детей. Население относилось недоброжелательно к яслям и даже враждебно [1, 6].

Необходимо подчеркнуть, что это были первые шаги, потому что даже в Москве вплоть до 1917 года было открыто всего - 4 яслей, 3 " капли молока" и одна женская консультация [6]: естественно, этого количества специализированных учреждений было не достаточно, чтобы существенно снизить детскую смертность, но это был несомненный прорыв в понимании на государственном уровне важности существующей проблемы в области материнства и весьма значимые шаги планомерного ее решения.

Выводы: подводя итог проделанному анализу исторических аспектов

психологического образа женщины-матери во взаимодействии с младенцем, следует отметить, что конец XIX - начало XX века можно обозначить как период зарождения законодательной базы по охране материнства и детства, повлиявшей на снижение детской смертности в России.

Список литературы

1. Абрамов Я.В. Что сделало земство и что оно делает: (Обзор деятельности рус. земства) /Я.В. Абрамов. -Санкт-Петербург: тип. газ. "Новости", 1889. -IV, [2]. - 288 с.

2. Авдеев А. Младенческая смертность и история охраны материнства и детства в России и СССР /А. Авдеев //Историческая демография: Сборник статей. 2-е изд. ("Демографические исследования", Вып. 14). -М.: МАКС Пресс, 2010. - С. 13-72

3. Беллюстин И.С. Вечерние беседы с крестьянами: 2-е изд. Кн. 1 / И.С. Беллюстин. - Санкт-Петербург: тип. т-ва "Обществ. польза", 1886. - 20 с.

4. Колганова Е.В. Зарождение системы охраны материнства и младенчества в России в конце XIX- начале XX вв.: автореф. дис.... канд. истор. наук/Е.В. Колганова. -М, 2012. - 26 с.

5. Лазаревич Е.М. Эвфемизмы, используемые для обозначения беременности, в диахронической перспективе (на материале русского языка) / Е.М. Лазаревич // Веснк Мазырскага дзяржаунага педагагiчнага утверстэта Шя 1.П. Шамякта. - 2014. - №2 (43) - С.106-111.

6. Медовиков П. С. В чем должна состоять борьба с детской смертностью /П. С. Медовиков - Петроград: Гос. тип., 1916. - IV, 43 с.

7. Нейдинг И. Медицинские общества в России. /И. Нейдинг. - М., 1897. - С. 1-У.

8. Рашин А.Г. Население России за. 100 лет (1813-1913). Статистические очерки / под ред. акад. С.Г. Струмилина. - М., 1956. - 352 с.

9. Скворцов И.П. Основные задачи воспитания /И.П. Скворцов. - Москва: тип. М.Г. Волчанинова, 1890. - 42 с.

10. Соколов Д.А. Смертность в России и борьба с ней: Докл. в соедин. собр. О-ва рус. врачей, О-ва дет. врачей в С.-Петербурге и Стат. отд-ния Рус. о-ва охранения нар. здравия, 22 марта 1901 г. в зале Музея Н.И. Пирогова / [Соч.] Д.А. Соколова и В.И. Гребенщикова. - Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1901. - 77 с.

HISTORICAL ASPECTS OF THE MOTHER'S PSYCHOLOGICAL IMAGE IN

INTERACTION WITH INFANTS

OSIPOVA M.S., RYCHKOVA L.S. FSAEIHE SUSU (CRU), Chelyabinsk, Russia

Abstract

The article considers the existence of motherhood problem in Russia of the end by XIX - the beginnings of the 20th centuries. It is shown that one of the main reasons for high infantile mortality was the impossibility of ensuring maternal care in relation to the infant caused by load of the woman in labor process and situation in society. Influence of history of formation of the legislation on protection of motherhood in Russia on formation of changes of the maternal attitude towards the infant is revealed.

Keywords: image of mother, child mortality, maternity leave, motherhood in Russia, infant, the compelled deprivation, breastfeeding, the legislation on protection of motherhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.