ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
удк 947. 083
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
© А. А. НОВИКОВА
Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского,
кафедра отечественной истории e-mail: [email protected]
Новикова А. А. - Деятельность государственных и общественных организаций в области охраны материнства в конце XIX - начале XX века // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 863-866. - В статье рассматриваются вопросы призрения материнства и детства в России в конце XIX - начале XX века. Ключевое место занимают проблемы государственной политики в отношении беременных женщин и молодых матерей, значительное внимание уделяется рассмотрению деятельности общественных организаций и частных благотворителей, занимающихся помощью указанным категориям. Обобщается опыт функционирования социальных учреждений, отмечаются их достижения и неудачи в области поддержки института материнства.
Ключевые слова: призрение, материнство, детство.
Novikova A. A. - Public Policy in the Sphere of Maternity at the end of XIX - beginning of XX c. // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 863-866. - The article examines the problem of taking care of motherhood and childhood in Russia at the end of XIX -beginning of XXc. The highlight of the article is public policy in relation to the pregnancy and early motherhood. Great importance is also attached to the activities of social organizations and philanthropists supporting women of the mentioned above category. It contains the generalized knowledge of work of social institutions pointing out its progress and drawbacks in the sphere of maternity institute support.
Keywords: care, motherhood, childhood.
Расширение деятельности государственных и общественных учреждений по оказанию социальной помощи матери и ребенку в период с 1861 по 1917 годы, появление новых и совершенствование старых направлений, внедрение новых форм и методов работы явилось следствием как исторической необходимости акцентировать внимание на этом аспекте, так и становления в России гражданского общества. Призрение матерей и детей играло особую роль в институте государственного и общественного призрения. Государственную политику в области материнства и детства следует рассматривать как единый комплекс, так как меры по оказанию помощи матерям и детям неразрывно связаны между собой, взаимно дополняют и обуславливают друг друга. Проблема высокой детской смертности, воспроизводства здорового, жизнеспособного населения затрагивала интересы государства в целом. Однако, сложное социально-экономическое положение в стране, вызванное огромными финансовыми затратами на реформирование различных сфер общественной жизни, на промышленное развитие России, строительство сети железных дорог и иной инфраструктуры, войны начала XX века привели к тому, что государство системно не занималось социальной
политикой, а перекладывало дело оказания помощи женщинам-матерям, обеспечения нормальных условий их жизни, борьбы с детской смертностью на плечи общественных структур.
В период экономического подъема 1896-1900 гг. младенческая смертность в стране снизилась с 31 до 22 %. Однако, последовавший за подъемом экономический кризис привел к тому, что положительная динамика была утрачена [7]. В период с 1901 по 1908 гг. из 100 новорожденных в России умирало 27. По уровню детской смертности Россия занимала первое место в Европе. По некоторым оценкам в России ежегодно умирало 1 196 000 младенцев. Из тысячи детей в этот период до года доживало только семьсот. Во многих губерниях смертность детей от одного до пяти лет составляла 76 % общей смертности. На прошедшем в 1909 году Международном конгрессе по охране грудного младенца отмечалось, что Россия занимает первое место по детской смертности среди цивилизованных государств. Из 5, 5 млн. родившихся в 1908 году в этом же году умерло 3,5 млн., причем из них 1,5 млн. - в возрасте до одного года. В 1907 году смертность в России равнялась 27 %, что практически в два раза превышало данные соседней Норвегии. По статисти-
ческим данным, основными причинами высокой детской смертности были ужасные жилищные условия, тяжелое социально-экономическое положение большинства населения, а также тяжелые условия труда фабричных работниц [8].
В период Первой мировой войны положение в социальной сфере резко ухудшилось не только в России, но и во всей Европе. Так, во Франции в 1915 году младенческая смертность составляла 11 %, а в 1917 году - 20 %. Однако, эти цифры ничтожны по сравнению с данными по Российской империи. По самым радикальным оценкам в крупных российских городах умирало от трети до половины всех новорожденных [6].
Это было обусловлено не только низким уровнем медицинской помощи новорожденным детям, но и отсутствием систематической и эффективной помощи беременным женщинам и молодым матерям. Определенную роль в оказании помощи женщинам-роженицам играли родильные отделения Петербургского и Московского воспитательных домов, соответствующие заведения в составе Императорского Человеколюбивого общества, Ведомства учреждений императрицы Марии, городские общественные управления [4]. Однако, деятельность всех этих учреждений зачастую была разрознена, так как не существовало единой системы государственной поддержки. Современники отмечали, что причины высокой детской смертности крылись не только в недостаточности элементарных знаний у матерей, вследствие чего они часто приносили непоправимый вред своим детям, но и в общих социальных условиях, препятствующих появлению на свет здорового ребенка. Главным из таких негативных условий признавалась недостаточная материальная обеспеченность материнства и детства. Общественные организации и учреждения, а также частные благотворители не могли в полной мере обеспечить призрение этих незащищенных групп населения. Именно поэтому необходимым признавалось активное государственное участие в этой сфере. Мысль о создании центрального государственного учреждения, распространявшего свою компетенцию на всей территории России и располагавшего достаточными средствами для эффективной деятельности, была чрезвычайно популярна среди заинтересованной общественности [5].
Хорошие перспективы для координации усилий всех общественных учреждений страны имело Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, возникшее в 1913 году [10]. Главной целью Попечительства было уменьшение детской смертности и вследствие этого увеличение трудоспособного населения страны. В соответствии с Положением, согласно которому действовало Попечительство, все мероприятия разбивались на два основных направления. Первое из них включало в себя мероприятия по созданию учреждений для непосредственной помощи матери и ребенку. Второе направление предусматривало превентивные меры - распространение знаний, умений и навыков о правильном уходе за детьми.
В Попечительство могли входить частные лица обоего пола, организации и учреждения, в том числе земские и городские. Высшим органом управление признавался Совет, состоящий из лиц, рекомендованных императрицей Александрой Федоровной. Бюджет Попечительство предполагалось составлять из членских взносов, пожертвований и пособий из казны [12].
Положение не предоставляло Попечительству контрольных и надзорных функций за другими общественными организациями. В соответствии со ст. 10 Положения в Санкт-Петербурге учреждался Центральный институт как учебно-методическое заведение для теоретического и практического изучение правил ухода за грудными детьми и детских болезней. Как отмечали учредители Института, в России ежегодно умирает около двух миллионов детей, не достигших годовалого возраста. Это не только причиняет страдания родителям таких детей, но и наносит урон экономике страны: женщина во время беременности и после родов не способна к активному полноценному труду, расходы на содержание, лечение и погребение ребенка в масштабах государства составляют значительную сумму. кроме того, выжившие дети часто обладают слабым здоровьем и впоследствии не вырастают в полноценных работников [13].
Попечительство начало свою деятельность за два месяца до начала Первой мировой войны, поэтому все основные усилия оно сконцентрировало на оказании помощи жертвам войны, в том числе вдовам и детям, потерявшим кормильцев. В целом, несмотря на развитие сети родовспомогательных заведений, приютов для беременных женщин и рожениц в 1913 году только 5 % рожениц страны получали необходимую материальную помощь.
Отсутствие последовательной работы в области охраны материнства и его печальные последствия четко осознавались современниками. Отмечалось, что помимо помощи беременным женщинам и молодым матерям необходимо создавать условия, способствующие улучшению условий жизни женщин и их нравственному воспитанию. Так, в Санкт-Петербурге было открыто общество попечения о молодых девицах. Молодым работницам, находившимся в тяжелом материальном положении, предоставляли жилье в аренду за 3 или 5 рублей в месяц. За плату в 5 рублей девушкам предоставлялась отдельная комната. Всего в убежище могло быть размещено 19 человек. Общество преследовало своей целью оградить молодых представительниц рабочего класса от негативного воздействия окружающей среды и содействовать нравственному воспитанию девушек. Арендаторам предоставлялись не только чистые и уютные комнаты, но и кухня, где они могли готовить себе пищу. В убежище действовали жесткие правила. Девушки должны были возвращаться домой не позднее установленного времени, им было запрещено принимать у себя сомнительных посетителей, особенно незнакомых мужчин. Все это способствовало повышению морального статуса девушек и, в конечном счете, уменьшало количество абортов и незаконнорожденных детей, обреченных на нищету.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
Наряду с выводами, сделанными специалистами в области социальной помощи матери и ребенку в конце XIX - начале XX века о том, что борьбу с детской смертностью нужно начинать с организации охраны беременных женщин, осуществлялась и конкретная помощь новорожденным, больным детям и детям-инвалидам. Большую роль в этом направлении также сыграло Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. Силами Попечительства были организованы приюты для матерей с грудными детьми, ясли, консультации, молочные кухни. Также были организованы так называемые «Капли молока», обеспечивавшие младенцев качественным питанием, а их матерей - консультациями по правильному уходу за детьми.
Однако практически все указанные мероприятия проводились без участия государственных органов, исключительно силами общественных организаций и частных благотворителей, которые, безусловно, не были способны в полной мере поддержать всех нуждающихся. Однако, государство в непростой обстановке начала XX века не хотело брать на себя обязанность по реализации систематической социальной политики. Это подтверждают результаты Всероссийского совещания по вопросам социальной помощи детям, прошедшего при Министерстве государственного призрения 10-15 августа 1913 года. В нем участвовали 252 человека, представлявшие 25 губерний. На совещании было отмечено, что дело помощи матерям и детям является делом государственной важности, однако четко определялись пределы государственного участия в нем. Подчеркивалось, что государство должно обеспечивать переход ребенка из одного образовательно-воспитательного учреждения в другое с достижением определенного возраста. Все остальные позиции в охране материнства и младенчества отдавались в частные руки. Именно частная инициатива признавалась основным двигателем в данном вопросе. Совещание выступило с призывом немедленно активизировать работу на местах, которая должна заключаться в создании специализированных общественных организаций (попечительств). Попечительства должны изучать местные условия охраны материнства и младенчества, создавать необходимые для удовлетворения этих нужд санитарно-просветительские учреждения. Эти общественные организации должны работать в тесном единстве с органами местного самоуправления и состоящими при них врачебно-санитарными и просветительскими организациями.
Совещание отмечало, что наиболее перспективной формой помощи матерям и детям следует признать консультации для грудных детей, связанные с патронажем как формой социальной инспекции. Также акцентировалось внимание на том, что функционирование системы общественных организаций невозможно без наличия определенного числа высококвалифицированных руководителей и персонала. С этой целью Совещание рекомендовало немедленно приступить к учреждению курсов для инструкторов, школ для специальной подготовки сестер и нянь, а
также расширить дополнительное преподавание педиатрии на медицинских факультетах образовательных учреждений. Однако, рекомендованные мероприятия так и не были в полной мере реализованы по причине сложной социально-экономической и политической ситуации в стране.
По мере становления в пореформенной России гражданского общества и трансформации общественного сознания деятели в области общественного призрения начинают приходить к мысли о том, что наряду с конкретной работой по оказанию помощи женщине-матери необходимо уделять первоочередное внимание профилактике , направленной прежде сего на предупреждение обнищания многодетных и неполных семей, борьбу с асоциальными явлениями среди женщин. В качестве профилактических мер наименее защищенным социальным группам населения практика социальной работа выдвинула такие формы как организация домов трудолюбия для женщин, создание домов дешевых и бесплатных квартир, дешевых народных столовых, организация общественных работ [9].
Активную работу в этом направлении проводили Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, земства, приходские братства и попечительства, Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество, городские думы и иные общественные организации.
Составной частью общего вопроса охраны материнства являлась борьба с такими асоциальными явлениями как проституция, алкоголизм, бродяжничество и преступность среди женщин. Бродяжничество и профессиональное нищенство среди молодых женщин часто приводили их к злоупотреблению спиртными напитками, к совершению преступлений, к занятиям проституцией. Недостаточная проработанность законодательства Российской империи по вышеобозна-ченным вопросам создавала проблемы в нормативном обеспечении проведения в жизнь действенных мер по борьбе с различными формами девиантного поведения среди женщин, в разработке законодательства по охране труда женщин, которое могло бы стать, в определенной степени, профилактической мерой по предупреждению этих асоциальных явлений. Существовавшие благотворительные общества и заведения не были способны охватить помощью всех нуждающихся из-за небывалого увеличения количества асоциальных проявлений.
К новым формам профилактической работы относится организация домов трудолюбия для женщин, которые обеспечивали их профессией и работой [11]. Забота о трудоустройстве женщин-матерей, в свою очередь, привела к появлению яслей и яслей-приютов, которые обеспечивали призрение детей на время работы их матерей, домов призрения малолетних из бедных семей, дававших не только общее начальное, но и профессиональное образование.
Рост численности рабочего класса по мере быстрого развития промышленности обострил в крупных городах жилищную проблему. В связи с этим по инициативе частных благотворительных обществ с
участием крупных предпринимателей возникает новая форма оказания помощи женщинам-работницам, бедным и неполным семьям в виде предоставления им дешевых и бесплатных квартир, организации дешевых столовых.
В связи с возникновением земств и передачей им дела снабжения населения продовольствием активизируется и приобретает более систематический характер организация общественных работ во время неурожайных годов. Развитие капитализма в России в пореформенный период обострило такие проблемы как проституция, в том числе и детская, детская и женская преступность. По мнению исследователей проблемы проституции, в учреждениях типа приюта св. Марии Магдалины царила излишняя суровость внутреннего распорядка, однако они признавали положительным сам факт возникновения подобного рода учреждений, свидетельствующий о привлечении внимания общества к этой проблеме [2]. Однако, возникшие немногочисленные заведения, призванные бороться с этими явлениями, совершенно не уделяли внимания мерам профилактики и предпочитали бороться со следствиями, а не с причинами. Единственной организацией, поставившей во главу угла своей работы профилактику проституции, было Российское Общество защиты женщин, имевшее в своем составе отделы предупреждения [3].
В то же время возникшие в пореформенный период общества трезвости, призванные охранять население от пьянства, оказались недостаточно эффективными из-за недостаточного внимания к ним самой общественности, а также вследствие винной монополии государства, позволявшей извлекать из этого большие прибыли.
Одной из серьезных проблем было наличие большого количества женщин, не имеющих постоянного места жительства и работы. Одним из самых эффективных способов помощи этим категориям населения было создание домов трудолюбия. Однако, несмотря на их численный рост, к 1915 году такие приюты могли охватить только 1, 5 тысячи беспризорных.
Еще хуже обстояло дело с борьбой против вовлечения несовершеннолетних девушек в проституцию, так как существовавшие приюты типа приюта св. Марии Магдалины занимались не предупреждением этого «промысла», а борьбой с его последствиями. Тем не менее, существовавшие в России в пореформенный период государственные, полугосударственные общественные и частные благотворительные заведения накопили ценный опыт в борьбе с указанными выше асоциальными явлениями по охране материнства [1].
Не менее важным являлось и то, что в обществе в начале XX века постепенно вызревает идея о необ-
ходимости координации действий общества и государства не только по борьбе, но и по профилактике бродяжничества, преступности, пьянства и проституции среди женщин.
Таким образом, опыт мероприятий в области охраны материнства в конце XIX - начале XX века можно оценить как безусловно положительный. Однако, имеющихся мероприятий было явно недостаточно для заметного сокращения детской смертности. Не случайно, что в начале XX века среди российской общественности и деятелей в области социального призрения все больше утверждалась мысль о том, что необходимо выстроить систему собственно государственной поддержки материнства и детства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоножко Е. П. Государственная политика по охране материнства и детства в конце XIX - начале XX века. Дисс...док. ист. наук. М., 2002. С. 358.
2. Блиох И. Проект общественной деятельности по улучшению положения женщин в России, организации подачи помощи роженицам, новорожденным и малолетним. СПб., 1899. С. 24.
3. Борьба с развратом // Трудовая помощь. 1900. № 3. С. 267-272.
4. Бруханский Б. П. Борьба с детской смертностью в России и роль Попечительства об охране материнства и младенчества в этой борьбе. Пг., 1916. С. 13.
5. Волков Н. П. Краткий очерк Императорского Человеколюбивого общества. Владикавказ, 1899. С. 89.
6. Деятельность Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества // Трудовая помощь. 1913. № 6. С. 215-217.
7. Коллонтай А. Общество и материнство. М., 1918. С. 100.
8. Коллонтай А. Общество и материнство. Государственное страхование материнства. Пг., 1916. Вып. I. С. 57.
9. Ляпунова Е. Очерк организации трудовой помощи для женщин Казанского общества пособия бедным // Трудовая помощь. 1900. № 2. С. 173-176.
10. Некоторые данные о подведомственных попечительству о домах трудолюбия и работных домах учреждениях в 1900 г.//Трудовая помощь. 1900. № 9. С. 614620.
11. Об учреждении в Санкт-Петербурге Института по охране материнства и младенчества // Трудовая помощь. 1913. № 4. С. 279-281.
12. Попечительство об охране материнства и младенчества и его задачи//Охрана материнства и младенчества. 1913. № 6. С. 58-65.
13. Попечительство об охране материнства и младенчества и его задачи // Охрана материнства и младенчества. 1913. № 6. С. 58-65.