Научная статья на тему 'Психологический экскурс в историю грудного вскармливания в России'

Психологический экскурс в историю грудного вскармливания в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
751
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ / МАТЕРИНСТВО / МЛАДЕНЕЦ / РОДДОМ / ИСТОРИЯ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ / ДЕКРЕТ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ / ГРУДНОЕ МОЛОКО / BREASTFEEDING / MOTHERHOOD / INFANT / BIRTHING CENTER / THE HISTORY OF BREASTFEEDING / MATERNITY LEAVE / BREAST MILK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осипова М.С.

В данной статье рассмотрена проблема лактации у значительного процента женщин в России. Проанализированы нормативно-правовые акты относительно материнства и детства XXв. Сделан вывод о взаимосвязи истории формирования законодательства по охране материнства в России с формированием материнского поведения. На основе проведенного исследования автором подчеркнута необходимость психологической помощи женщинам по установлению раннего контакта с ребенком и кормлением, как важная проблема нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL EXCURSION INTO THE HISTORY OF BREASTFEEDING IN RUSSIA

The article considers the existence of lactation problem facing the majority of Russian women. The conducted research includes the analysis of regulations regarding maternity and child care of 20th century. The research founds the relation between the change in the regulations regarding maternity care during a 20th century and the formation of maternal behaviour. The conducted research shows the lack of psychological assistance of women to establish early contact with a newborn to start a successful breastfeeding as an important problem facing society today.

Текст научной работы на тему «Психологический экскурс в историю грудного вскармливания в России»

УДК 159.922.736.2 ББК Ю941

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ В

РОССИИ

М.С. ОСИПОВА, ФБГУЗ ФМБА РФЦМСЧ№15 ДП, г. Снежинск, Россия

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема лактации у значительного процента женщин в России. Проанализированы нормативно-правовые акты относительно материнства и детства ХХв. Сделан вывод о взаимосвязи истории формирования законодательства по охране материнства в России с формированием материнского поведения. На основе проведенного исследования автором подчеркнута необходимость психологической помощи женщинам по установлению раннего контакта с ребенком и кормлением, как важная проблема нашего времени.

Ключевые слова: грудное вскармливание, материнство, младенец, роддом, история грудного вскармливания, декрет по уходу за ребенком, грудное молоко.

Актуальность. Материнство - это социокультурный феномен. Роль материнства состоит в том, что оно выступает в качестве основы межпоколенной трансмиссии культуры и передачи базовых ценностей [11]. Забота женщины-матери - главное условие выживания и адаптации ребенка в мире, а концентрированным выражением и символом материнской заботы является грудное молоко. Кормление грудью - это телесный бессознательный процесс коммуникации, передающийся от матери к дочери.

Именно гармоничное грудное

вскармливание, основанное на правилах, сформулированных ВОЗ [4], можно рассматривать, как критерий формирования надежной привязанности. Материнская чувствительность к потребностям ребенка, способность правильно отреагировать на плач, утешить, приложить к груди, снизить тревогу, осуществить уход - всё это влияет на дальнейшую взрослую жизнь человека и способность его адаптироваться к меняющемуся миру.

Кормление грудью может казаться простым процессом, но большой процент женщин испытывает трудности с кормлением уже с первых дней, что не может не сказываться на формировании пищевого поведения. По данным ВОЗ [1] подавляющее число матерей может кормить грудью, но в соответствии с официальной статистикой минздрава России за 2003 г., лишь 41,7% женщин кормят младенцев до 3-6 месяцев и 33,9 % - до 6-12 месяцев. На руках у матери ребенок получает свой первый

телесный опыт. Выбор позы для кормления, ее удобство для матери и младенца, реакция матери на плач младенца, способность выдерживать сосание груди, не отдергивая ее, терпение и чувствительность к состоянию малыша формируются из опыта матери, полученного ей в младенчестве.

В моей практике было много примеров того, что ребенок ел только грудное молоко, но при этом мать не чувствовала, как кормить грудью своего малыша, что приводило к проблемам с лактацией: отсутствиям прибавок в весе у ребенка, лактостазам, трещинам на сосках, гиперлактации и другим проблемам. Грудное вскармливание не спасает от

нечувствительности матери, но помогает наладить контакт, сгладить непонимание потребностей ребенка и выявить проблему. Сама природа подсказывает матери, что, например, уходить от младенца надолго нельзя, иначе у нее будет температура от переполнения груди молоком.

Можно сказать, что проблемы в процессе кормления, возникают в связи с нарушением первого "телесного диалога" в диаде мать-дитя.

Принципиально важно отметить, что кормление из бутылочки и кормление из груди -это различный тип взаимодействия матери и младенца. Мы можем найти ряд отличий не только по позе, частоте кормления, тактильному контакту, но и по той тесной связи между телом матери и телом ребенка во время кормления грудью.

Именно гармоничное грудное

вскармливание, основанное на основных

правилах, сформулированных ВОЗ, можно рассматривать, как критерий формирования надежной привязанности.

Если заглянуть в историю нашего государства хотя бы за последние 100-120 лет, то станет очевидным, почему был утерян опыт кормления детей грудью. Если мы рассмотрим возможность быть матерью у наших мам, бабушек и прабабушек, то станет ясно, какому количеству женщин требуется помощь в налаживании отношений с ребенком первых дней жизни. Важным является рассмотрение нескольких направлений: во-первых, срока декретного отпуска (когда мать была вынуждена выйти на работу, оставив своего младенца), во-вторых, устройство родовспоможения и рекомендаций матерям по кормлению грудью.

В конце XIX - начале XX столетия система охраны здоровья населения в России практически отсутствовала [3]. Женщины рожали дома, пользовались услугами повитух, а так как государство не заботилось о беременных и кормящих работницах, то роды случались и на работе, и в поле. Около 25% новорожденных младенцев умирало практически сразу, а до года доживало менее 40% детей. Младенческая смертность в XIX и до середины XX России была одной из самых высоких среди Европейских стран. Основными причинами было отсутствие у матерей необходимых знаний по уходу за детьми, антисанитария, неправильно организованное грудное вскармливание детей, ранний прикорм, тугое пеленание и отсутствие врачебной помощи детям. Книги и брошюры по уходу за детьми были доступны только интеллигенции.

Отношение к смерти среди крестьян было спокойным. К очередному новорождённому относились с точки зрения "жилец" и "не жилец", а также существовали пословицы, передающие равнодушное отношение к смерти детей "корову с приплодцем, детей с приморцем". Матери рано бросали кормить детей грудью, за детьми ухаживали девочки-няньки 7-9 лет, пользовались услугами кормилиц. Детей туго пеленали, давали "жеваную соску" (хлеб в ткани). Ребенка было не принято брать на руки, "приучать к рукам" и вытаскивать из люльки "без нужды". В целом, можно отметить, что грудное вскармливание, уход за ребенком, диадические отношения были крайне нарушены, выжить - это была программа максимум для ребенка.

После революции время было голодное, но впервые в мире в ноябре 1917 года в Советской России был введён отпуск по беременности и родам. Он был равен 112 дней (56 дней до и после родов) [9]. Стали издаются книги по уходу, в которых матерям начинают объяснять основы ухода за детьми, дают простые советы в картинках и не хитрых лозунгах. Основная идея книг была в том, что роды - это обыденное явление, материнство приравнивалось к труду. Государство было готово помогать матерям только при условии, что она выполнила свой долг перед обществом, т.е. была работающей [2].

В настоящий момент разлучение матери и ребенка в 1,5 месяца можно рассматривать как вопиющий факт, и можно лишь предположить в какой мере это было разрушительно для развития психики ребенка. Тесной эмоциональной связи и надежной привязанности в диаде мать и ребенок не успевало сформироваться. Детей в 1,5 месяца отдавали в ясли при заводах и фабриках. Однако владельцы предприятий были в этом не заинтересованы и редко открывали ясли, поэтому матерям приходилось закрывать своих детей дома одних или оставлять на попечение, бабушек или соседей. Также государством были установлены перерывы для кормления - 1 раз в 3 часа по 30 минут [2]. В связи с этими промежутками и закрепились специфические рекомендации кормить по часам, что противоречит функционированию и устройству молочных желез. Эти рекомендации, к сожалению, до сих пор даются матерям.

На самом деле ребенок должен кормиться по требованию, что обусловлено суточными колебаниями выработки молока у матери и вместимостью груди (у разных женщин объем выработки молока разный, поэтому младенцы приспосабливаются к груди своей матери, и едят через разные промежутки времени).

В ходе своих исследований ученые пришли к выводу о том, что уход матери на работу является одним из главных факторов, повышающих смертность фабрично-заводских детей [4]. В 1918-1920 гг. детская смертность среди новорожденных превысила 30%, а до года доживало лишь 40% детей [15].

После войны, многие отцы не вернулись домой, мать работала на тяжелом производстве и кормила семью с несколькими детьми. Зарубежные историки назвали этот феномен "двойной ношей". Сочетать работу и

материнство было невозможно так, чтобы не травмировать развитие ребенка. Идеолог того времени, врач Н.С. Назарова пишет о том, что забота о насущном хлебе поглощает взрослых всецело, а малыши предоставляются самим себе, и эти малыши растут печальными, больными детьми, на которых родители смотрят, как на свое проклятье и обузу [15].

Рассмотрим дальнейшую динамику отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком, что бы яснее представить себе в какие сроки в то время дети отлучались от матерей. В 30-х годах сменился курс государственной политики, и

литература по уходу за ребенком стала изобиловать медицинскими терминами, ответственность и вина за неудачу в кормлении легла только на мать. Мать призывалась к строгому выполнению рекомендаций врачей [16], соблюдению режима дня, кормлений, закаливанию. Детей с первых дней готовили к посещению яслей, что стало единственным выходом и нормой жизни, для работающей женщины. В соответствии с законами по декретным отпускам [2, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14] была составлена таблица.

Динамика отпусков по беременности и родам, уходу за детьми в СССР

Таблица 1.

Год Декретный отпуск до родов Декретный отпуск после родов Отпуск по уходу за ребенком (оплата) Отпуск по уходу за ребенком (без оплаты)

1917 56 дней 56 дней нет нет

1939 37 дней 28 дней нет нет

1944 35 дней 42 дня нет нет

1956 56 дней 56 дней нет 3 мес

1968 56 дней 56 дней нет До 1 года

1982 56 дней 56 дней До1 года До 1,5 лет

1989 56 дней 56 дней До 1,5 лет До 3 лет

Из этой таблицы следует, что лишь в 1956 году ухаживать за своим ребенком стало возможным до 4,5 месяцев [13], а в 1968 - до 1 года. Не все женщины могли себе позволить неоплачиваемый отпуск [9]. Важно отметить, что 1982 году оплачиваемый декретный отпуск достигает 1 года [14], а до 1,5 лет было возможно сидеть с ребенком без потери работы. Отделение в этом возрасте от матери менее травматично для развития.

Представленная таблица также может помочь в понимании истории пациентов, которые обращаются с симптомами нарушения диадических отношений в раннем возрасте. Учитывая историю Советской России, можно более точно восстановить историю рода пациента и его личный опыт. Хотелось бы отметить еще несколько важных фактов, которые влияли на взаимодействие матери и ребенка.

В 1939 году ужесточились наказания за тунеядство и прогулы вплоть до тюремного заключения, несколькими годами ранее были запрещены аборты. Рабочее время с начала 30х до конца 60х годов варьировалось от 6-7 дней в неделю по 7-8 часов в день [5]. Что можно сказать о данном периоде, кроме того, что дети сепарировались от матери очень рано, не успев создать с ней симбиотические отношения,

наладить контакт и заложить основу надежной привязанности.

Многие годы в роддомах были только раздельные палаты, существовала система "разноса детей по часам". Так же как и при выходе на работу детей сразу приучали к кормлению раз в 3 часа, женщинам приносили детей на кормление. Детские медсестры за детьми ухаживали сами, пеленали, докармливали, т.е. большую часть времени, малыши проводили отдельно от матери. Система "раз в три часа" соответствовала потребностям общества в работницах. Женщина должна была быть матерью, кормить какое-то время и выйти на работу.

В настоящее время совместные палаты устроены по-другому. Мать и ребенок вместе с первых дней. После естественных родов ребенка поднимают в палату вместе с матерью, а после оперативных родов в виде кесарева сечения отдают через сутки, как только женщина сможет сама вставать на ноги. За многие годы существования роддомов с "системой разноса детей" матерями был утерян опыт ухода и кормления новорожденных с первых дней, а докорм детей в период молозива, беспорядочное сцеживание, мытье груди перед кормлением остались.

В роддоме до сегодняшнего дня можно увидеть много растерянных мам, которые не знают, что делать со своим ребенком один на один. Без своего положительного опыта установление контакта с матерью с первых дней, успешного кормления грудью, женщинам сложно установить контакт со своим ребенком и это ведет к раздражению, злости, обиде на своего малыша или не чувствительности, игнорированию проблем своего ребенка.

Таким образом, многолетние наблюдения за детьми в роддоме, в кабинете здорового ребенка,

в домашних условиях свидетельствует, что большинство матерей хочет кормить детей грудью, но их телесная нечувствительность, межпоколенческая передача способа кормления, рекомендации "старого времени" часто не дают им возможности сделать это.

В связи с этим психологическая помощь женщинам по установлению раннего контакта с ребенком, налаживание лактации с первых дней, является одной из острых проблем нашего времени.

Список литературы

1. Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ, 2003 г.

2. Декрет "О пособии по беременности и родам" от 14.11.1917.

3. Колганова Е.В. Зарождение системы охраны материнства и младенчества в России в конце XIX- начале XX вв. Автореф. дис. канд. истор. Наук /Е.В. Колганова. - М., 2012. - 26 с.

4. Консультирование по грудному вскармливанию: курс обучения. Руководство для преподавателя. - Женева: ВОЗ, 1993.

5. Лушников А.М. Курс трудового права. I том. /А.М. Лушников, М.В. Лушникова. //2-е изд., перераб. и доп. -М.: Статут, 2009. - 879 с.

6. Приказ заместителя народного комиссара обороны о предоставлении льгот беременным женщинам и матерям № 187 28 сентября 1944 г. // Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 8 июля 1944 г. и Постановлением СНК СССР от 18 августа 1944 г. № 1122 [Электронный ресурс]. - URL: http://bdsa.ru/

7. Постановление СОВМИНА СССР, ВЦСПС ОТ 22.08.1989 N 677 Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 21.12.1989 N1128) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.levonevsky.org/

8. Кутьина Г. Постановление Совнаркома СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле" (СП СССР, 1939, г 1. ст. 1.) / Г. Кутьина, О. Чистяков, Т. Новицкая и др. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период): Учебное пособие. -"Издательство Московского университета" Москва, 1994. - С. 468.

9. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" (СП СССР, 1968, N 13, ст. 82) [Электронный ресурс]. - URL: http://bestpravo.ru/

10. Кутьина Г. Постановление Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) от17 февраля 1935 г., "Примерный устав сельскохозяйственной артели" (СЗ СССР, 1935, г 11, ст. 82). / Г. Кутьина, О. Чистяков, Т. Новицкая и др. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период): Учебное пособие. -"Издательство Московского университета" Москва, 1994. - С. 468.

11. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен Автореф. дис. док. истор. Наук /В.А. Рамих. - Ростов-на-Дону, 236 с. [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com

12. Кутьина Г. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г. Ст.154 Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1956. г 6, ст.154). / Г. Кутьина, О. Чистяков, Т. Новицкая и др. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период): Учебное пособие. - "Издательство Московского университета" Москва, 1994. - С. 468.

13. Указ Президиума ВС СССР от 26.03.1956 об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. - Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. - С. 377

14. Указ Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 "О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР" [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/

15. Федорова А.Н. Охрана материнства и детства в Советской России в условиях революции и гражданской войны (1917-1920 гг.) /А.Н. Федорова //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2009. - Том 11. - № 9 (64). - [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/

16. Черняева Н. Производство матерей в Советской России: учебники по уходу за детьми в эпоху индустриализации. /Н. Черняева //журнал 'Тендерные исследования". - 2004. - № 12. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kcgs.org.ua

THE PSYCHOLOGICAL EXCURSION INTO THE HISTORY OF BREASTFEEDING IN

RUSSIA

M.S. OSIPOVA, FMBA Russia, CMSH15, Snezhinsk, Russia

Abstract

The article considers the existence of lactation problem facing the majority of Russian women. The conducted research includes the analysis of regulations regarding maternity and child care of 20th century. The research founds the relation between the change in the regulations regarding maternity care during a 20th century and the formation of maternal behaviour. The conducted research shows the lack of psychological assistance of women to establish early contact with a newborn to start a successful breastfeeding as an important problem facing society today.

Keywords: breastfeeding, motherhood, infant, birthing center, the history of breastfeeding, maternity leave, breast milk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.