Научная статья на тему 'Исторические аспекты государственного регулирования экономики Донбасса (часть 2)'

Исторические аспекты государственного регулирования экономики Донбасса (часть 2) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНБАСС / НОВОРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЮЗОВКА / УГОЛЬНАЯ ИМЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ШАХТЫ / DONBASS / NOVOROSSIYSK SOCIETY / YUZOVKA / COAL AND METALLURGICAL INDUSTRY / MINES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красицкая Нина Степановна, Китаева Анна Геннадиевна

В данной статье рассмотрены исторические процессы возникновения города Юзовки (в настоящее время Донецк). Особое внимание уделено развитию города во времена Юза: формированию и развитию промышленности, созданию и развитию производственной, научной, социальной инфраструктуры, чему способствовало наличие собственных топливно энергетических и минерально сырьевых ресурсов, близость железорудных месторождений Криворожского бассейна, прямой выход к Азовскому морю и густонаселенность региона.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the historical processes of the city of Yuzovka (now Donetsk) are considered. Particular attention is paid to the development of the city inthe days of Hughes: the formation and development of industry, the creation and development of industrial, scientific, social infrastructure, facilitated by the availability of its own fuel, energy and mineral resources, the proximity of iron oredeposits of the Krivoy Rog basin, direct access to the Azov Sea and densely populated region.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты государственного регулирования экономики Донбасса (часть 2)»

УДК 338.242.4.025.12:332.122:338.4(091)

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ДОНБАССА (ЧАСТЬ 2)

Красицкая Нина Степановна, Государственная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк E-mail: lingvodid@kaf.donnuet.education

Китаева Анна Геннадиевна, Государственная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк

E-mail: anna.kitaeva1@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассмотрены исторические процессы возникновения города Юзовки (в настоящее время Донецк). Особое внимание уделено развитию города во времена Юза: формированию и развитию промышленности, созданию и развитию производственной, научной, социальной инфраструктуры, чему способствовало наличие собственных топливно -энергетических и минерально - сырьевых ресурсов, близость железорудных месторождений Криворожского бассейна, прямой выход к Азовскому морю и густонаселенность региона.

Abstract. In this article, the historical processes of the city of Yuzovka (now Donetsk) are considered. Particular attention is paid to the development of the city in the days of Hughes: the formation and development of industry, the creation and development of industrial, scientific, social infrastructure, facilitated by the availability of its own fuel, energy and mineral resources, the proximity of iron ore deposits of the Krivoy Rog basin, direct access to the Azov Sea and densely populated region.

Ключевые слова: Донбасс, Новороссийское общество, Юзовка, угольная и металлургическая промышленность, шахты.

Key words: Donbass, Novorossiysk Society, Yuzovka, coal and metallurgical industry, mines.

Развитие экономики в Донецком крае в XIX в. Появление Юзовки

К середине XIX в. Донецкий край один из самых развитых регионов Российской империи. Немало мещан становились собственниками предприятий

по переработке продукции сельскохозяйственного назначения: винокурен, мукомолен, маслобоен. В Мариуполе работали четыре водяные и три ветряные мельницы, а к 1830 г. была основана макаронная фабрика, которая использовала муку местного производства. Изделия макаронной фабрики использовались как для реализации на местном рынке, так и для экспорта в другие страны. К 1814 г. на берегу Азовского моря действовали 36 рыболовных заводов. В это же время в Мариуполе открыли кирпично - черепичный завод, в регионе началось производство строительных материалов. В 1827 г. работало 3 завода, к середине Х1Хв. - 7 заводов, также действовали 2 кожевенные фабрики.

Из-за недостатка соли в стране, правительство в 1819 г. разрешило жителям Бахмута и Тора выварку соли. В 1832 г. в Торе был построен первый солеваренный завод, который в процессе выварки использовал каменный уголь. Уже к середине XIX в. мещане владели 12 мелкими заводами, которые давали до 50 тыс. пудов соли в год.

Значительную роль в экономике страны играло Бахмутское салотопительное производство. В Бахмуте было сосредоточено 12% салотопительных заводов, на которых занимались вытопкой животного жира, расфасовкой его в кутыри (овечьи желудки), продажей его потребителям. Продукция заводов являлась сырьем для производства сальных свечей. В 1857 г. был создан Бахмутский воскобойный завод, в 1860 г. создана табачная фабрика для развития табаководства в уезде. В 1858 г. в Бахмутском уезде (территория современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный Петровским, в честь Петра I, но наладить доменное производство не удалось, было выплавлено свыше 30 тыс. пудов чугуна [1].

1869 г. - начало истории города Донецка. Наступило время, когда правительство Российской империи поставило перед промышленниками догнать передовые европейские страны. Россия стремилась стать государством с развитой экономикой, страной с мощным флотом и армией. Для этих целей необходимо было развивать металлургическую промышленность на юге России, т.к. доставлять металл с уральских заводов было затратно и невыгодно.

В этот период руководство государства столкнулось с рядом проблем: земли принадлежали помещикам, денежных средств для создания предприятий не хватало, отсутствовали специалисты, способные создать и руководить крупными промышленными предприятиями. Донбасс был своего рода угольным «клондайком» - уголь добывали быстро из залегающих на поверхности пластов и продавали его на заводы и в морские порты. Все это происходило с помощью конной тяги, механизированный транспорт в донецких степях не был развит. Но для добычи угля в промышленных масштабах необходимо было проложить железную дорогу и получить железнодорожный транспорт в нужных объемах. Это была первая и одна из главных задач для того, чтобы начать использовать недра донецких степей в полную силу.

Условия для развития промышленности были созданы к концу 60-х годов XIX в: в Донецком бассейне к этому времени разведаны месторождения железных и огнеупорных руд, известняка, каолина, каменного угля. Немаловажное условие - это освободившаяся рабочая сила, после отмены крепостного права в 1861г. Для транспортировки сырья необходимо было создавать и развивать собственную сеть железных дорог.

С. С. Поляков и князь С.В. Кочубей - пионеры создания первых железных дорог в донецких степях и они первыми добились создания концессий по строительству металлургических заводов. Было выбрано место для строительства первого металлургического завода - в 1866 г. инженер Мевиус указал на верховья реки Кальмиус. В 1868 г. в наших краях появился Джон Джеймс Юз (Хьюз) - британский промышленник. В декабре 1868 г. был подписан договор между Джоном Юзом и князем Павлом Ливеном о продаже в Александровке и Алексеевке, находящихся в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии 500 десятин земли. Вместе с Юзом в наши края приехали и другие подданные британской короны, которые помогали в строительстве промышленных цехов и поселка Юзовки. В апреле 1869 г. Джон Юз заключил с комитетом министров Российской империи Договор на образование «Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производства» и общества железнодорожной ветви от «Харьковско - Азовской линии». Также Юз перекупает у князя Кочубея лицензию на добычу каменного угля. С.С. Поляков продолжает заниматься строительством железных дорог, но из-за отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов не смог самостоятельно создать металлургический завод и уступает свои права на концессию по учреждению Азовского металлургического завода Джону Юзу. С этого момента Юз становится монополистом на юге России, выпускающим металл и рельсы для железных дорог. Для сравнения, в 1857 г. было проложено всего 979 верст железных дорог, к 1876 г. - более 18 тысяч верст. В 1872 г. была открыта железнодорожная линия Константиновка -Ясиноватая - Юзовка - Еленовка, которая соединяла завод и рудники с действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало увеличению добычи угля, расширению металлургического производства и развитию Донецкого края. Концессии на паровозостроительные и военные заводы правительство Российской империи передало русскому, немецкому и франко - бельгийскому капиталу, создавая тем самым довольно острую конкуренцию среди иностранных и отечественных инвесторов. С самого начала своего появления Джон Юз получил одобрение, поддержку и покровительство со стороны руководства государства. Для начала бизнеса Юз получил огромные льготы:

- начал строительство заводов на казенных землях с правом выкупа земель через 10 лет;

- на строительство железной дороги длиной 85 верст, которая соединяла завод с сетью железных дорог государства, выделялась ссуда, покрывающая % всех затрат, что составляло 500 тыс. рублей;

- предоставлялось право беспошлинного ввоза оборудования из-за границы;

- в начальный уставной капитал Джон Юз и его компаньоны - учредители внесли чуть больше 1%, а остальную сумму предоставило правительство Российской империи;

- Юзу была обещана высокая премия - субсидия: в течение 10 лет на каждый пуд рельсов он получал сверх обычной стоимости 50 копеек.

Со своей стороны Юз должен был выполнить следующие условия: начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельсов в апреле 1871 г. Джон Юз был первым, построившим доменную печь и первым, применившим кокс в металлургии. В 1899 г. Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна, на территории поселка работало 9 рудников, которые за год добывали 99,2 миллиона пудов угля. В это время начинает действовать машиностроительный завод Боссе и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод), занимавшийся выпуском оборудования для шахт. В течении 10 лет всю прибыль завода Юз вкладывал в развитие компании. Новороссийское общество стало самым крупным землевладельцем во всем Бахмутском уезде - 18,5 тысяч десятин земли, после того как Юз приобрел в 1889г. Ливенское имение. Вскоре Юз скупил земли богатые железной рудой и стал самым богатым землевладельцем в регионе, оставаясь владеть одним из самых крупных заводов, шахтами и полным хозяином приазовского поселка. Юз полностью блокировал социальную и политическую жизнь населения поселка. С одной стороны он значительно ускорил развитие промышленности донецкого края, с другой стороны, несмотря на все льготы, предоставленные правительством России, все налоги от юзовских предприятий отчислялись в английскую казну, т.к. Новороссийское общество было зарегистрировано в Лондоне. Промышленник не ставил перед собой цель улучшить благосостояние местного населения, главная цель - получение и все большее увеличение прибыли, при этом забывая обновлять производственные мощности, не заботясь о качестве выпускаемой продукции. До 1879 г. металлургический завод производил только пудлинговое железо, которое не отличалось высоким качеством, поэтому была построена мартеновская печь, с помощью которой начали катать стальные рельсы, но и новые рельсы не отличались высоким качеством.

В 1880 г. начал действовать завод по производству огнеупорного кирпича. Предприятия Новороссийского общества получили прямой выход к Азовскому морю, т. к. Константиновская железная дорога в 1882 г. была продолжена до Мариуполя.

Объемы добычи угля, выжига кокса, выплавки металла росли с каждым годом. В 1885 г. объемы производства чугуна составили 2 млн. пудов, 2400 человек было занято на заводах и 1200 рабочих на шахтах, в 1890 г. объемы выплавки чугуна увеличились в 2,7 раза, и составила более 5 млн. пудов, человека численность рабочих на заводе составила 6326 человек, на шахтах 1773 человека.

В конце XIX в. металлургия Юга России развивалась высокими темпами. Этому способствовала постройка Екатерининской железной дороги, которая соединила промышленные предприятия, сооружались новые заводы - работало уже 17 металлургических заводов, но самым крупным оставался завод Новороссийского общества. Развитие металлургического производства способствовало развитию предприятий пищевой промышленности, производства товаров народного потребления [2].

Что касается поселка Юзовка - «посады с упрощенным городским управлением Бахмутского уезда Екатеринославской губернии» [2], то развивался он стихийно. Вокруг завода появлялись и разрастались рабочие поселки, в Юзовку потянулись торговцы, открывались магазины, торговые лавки, таверны, рестораны, посреднические фирмы, а к концу XIX в. Юзовка - один из самых крупных ярморочных центров юга России. Несмотря на сложные условия жизни рабочего населения, о досуге не забывали - в поселке в 1880-е гг. появился заводской оркестр, летом приезжали цирк и разные фольклорные ансамбли. Джон Юз профинансировал создание полицейского управления. В период 18801883 гг. был построен отель Великобритания, также отрыты школы для детей рабочих и английских специалистов, с этого времени начинает свое работу почтовое отделение, открываются больницы, аптеки и церковь. В 1869 г., в год основания поселка, население Юзовки насчитывало 164 человека, в 1917 г. - 70 тысяч человек. В период гражданской войны 1905-1907 гг. практически все британские подданные покинули поселок.

Заключение

Во второй части статьи, посвященной обзору исторических процессов государственного регулирования экономики Донецкой области, авторами рассмотрено экономическое состояние Донецкого региона в середине XIX в. Особое внимание автора уделено причинам возникновения города Юзовки (ныне Донецк) и появлению на территории края британского промышленника Джона Джеймса Юза (Хьюза) и его влияние на развитие города и региона в целом.

Список использованной литературы:

1. История Донецкого края. Патриот Донбасса. - URL: http://donpatriot.ru/publ/ istorija_donbassa/

2. Коллектив авторов. Донецк. Историко-экономический очерк. Донецк, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.