Научная статья на тему 'Историческая значимость физической культуры и спорта в развитии общества'

Историческая значимость физической культуры и спорта в развитии общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1152
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / HISTORY / CULTURE / SOCIETY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Агеев Алексей Викторович, Прокопенко Татьяна Ивановна

В статье раскрывается связь истории физической культуры и спорта с историей системы образования, как обязательный ее элемент на всех образовательных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The connection of the physical education and sport history with the history of the educational system as its compulsory element is revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Историческая значимость физической культуры и спорта в развитии общества»

г А. В. Агеев, Т. И. Прокопенко

Историческая значимость физической культуры и спорта в развитии общества

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАЗВИТИИ

ОБЩЕСТВА

А. В. Агеев, Т. И. Прокопенко

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN THE SOCIETY DEVELOPMENT

Ageev A. V., Prokopenko Т. I.

The connection of the physical education and sport history with the history of the educational system as its compulsory element is revealed in the article.

Key words: history, culture, society, education.

В статье раскрывается связь истории физической культурыi и спорта с историей системыI образования, как обязательны1й ее элемент на всех образовательных уровнях.

Ключевые слова: история, культура, общество, воспитание.

УДК 930

Физическая культура, как составляющая общей культуры человечества, представляет особый интерес в контексте такого важного научного направления как культурная история. Современные исследования показывают, что помимо интереса к таким традиционным направлениям, как экономическая, политическая история и другие сферы исторического знания, внимание ученых все более сосредотачивается на других новых и перспективных направлениях, к которым относится «история спорта». С конца ХХ в. выходит специальное периодическое издание -«Международный журнал истории спорта». В редколлегию журнала входят ученые и специалисты из Великобритании, Канады, Франции, США и других стран. Изучение истории физической культуры и спорта способствует установлению всесторонних социальных и культурных коммуникаций, как внутри стран, так и в интернациональном масштабе. Актуальность проблем отечественной истории культуры, к которым относятся и вопросы истории физкультуры и спорта, приобретает особое звучание применительно к советскому обществу, т.к. различные стороны истории СССР требуют нового осмысления современной наукой. Кроме того, именно эта область советской культуры отечественной историографией изучена менее всего. Система физической культуры и спорта в данном случае представляется как исторически определенный тип социальной практики, и в этом случае история физкультуры и спорта представляет собой важный аспект социальной истории.

Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного обще-

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ства, которое заняли в нем физическая культура и спорт.

Физическая культура может быть рассмотрена как социальный феномен, отражающий исторически определенный уровень материальных, духовных, научно-теоретических и практических достижений социума, как процесс специфической деятельности людей в системе физического воспитания и спорта как автономной сфере социального и индивидуального творчества. Система физической культуры и спорта в данном случае представляется как исторически определенный тип социальной практики, и в этом случае история физкультуры и спорта представляет собой важный аспект социальной истории. Одновременно история физической культуры органично связана с историей системы образования как обязательный ее элемент на всех образовательных уровнях. В этом отношении одним из важнейших элементов, формирующих физическую культуру общества, являются знания по истории физической культуры и спорта. В современных условиях значительно повышаются требования ко всем общественным дисциплинам, в том числе к исторической науке, а следовательно, и к составной ее части - истории физической культуры. Между тем в государственных образовательных стандартах и программах по физической культуре исторические сведения в данной сфере фактически отсутствуют.

История физической культуры как учебно-научная дисциплина имеет не только познавательное и воспитательное значение, но и призвана служить дальнейшему развитию физкультурного движения. Изучение истории физической культуры прошлых эпох важно еще и потому, что в народных формах физического воспитания находят отражения этический и эстетический идеалы народа-творца истории, всей культуры человеческого общества. Имеется достаточно оснований утверждать, что социальная функция исторического образования призвана вместе с другими средствами формировать гражданственность, чувство долга, патриотизма, интернационализма.

История физической культуры и спорта за время своего существования накопила огромное количество материалов, наглядно показывающих поступательное развитие физической культуры и спорта от низших форм до современного их состояния. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры и спорта с древнейших времён и до наших дней. Стоит рассматривать физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой

культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, эстетические, религиозные и другие взгляды людей в ту или иную общественно-экономическую формацию. В истории общественного развития физической культуры и спорта всегда принадлежала важная роль в формировании физических и психических качеств человеческого рода. Они способствовали при умелом подходе воспитанию физической, умственной и психической гармонии человеческой личности. Исследование истории физической культуры и спорта в настоящее время вызвано общегосударственной политикой. Изучение этого социального явления важно не только с познавательной точки зрения, но и для выявления положительного опыта организации работы, что представляет большой интерес для современного общества. В действительности, развитие физической культуры и спорта представляет собой бесконечный поток. Процесс исторических изменений в данной сфере приводится в движение, или, скорее состоит из беспрестанных трансформаций идей, определяющих человеческую деятельность. История физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества, обусловливаются определенным образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории физической культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры и спорта, с более глубоких научных позиций. Знания по истории физической культуры и спорта несут практическую значимость. Исторические сведения могут стать важным компонентом учебников и учебных пособий по истории и теории физической культуры и спорта. Конкретно-исторический материал может быть учтен при организации оборонно-массовой и патриотической работы среди подростков и молодежи, а также при создании музеев спорта, экспозиций по физкультурно-спортивной тематике в краеведческих, вузовских и школьных музеев. Сформулированные в исследованиях теоретические положения и выводы дают основу для выработки отдельных положений научно-обоснованной системы физической культуры населения, как на региональном, так и федеральном уровне.

д

г А. В. Агеев, Т. И. Прокопенко

Историческая значимость физической культуры и спорта в развитии общества

Своевременность обращения к проблеме истории физкультуры и спорта обусловлена, кроме того, особым вниманием в исторической науке последних десятилетий к истории повседневной жизни, в которой выделяются вопросы досуга и психофизического здоровья людей в том или ином обществе. История физической культуры как раз и является составляющей этой стороны социальной жизни в ее развитии. Вместе с тем, как показали последние XXVIII Олимпийские игры, вопросы спорта и массовой физической культуры в современном мировом сообществе -важнейший аспект политического, духовного и экономического развития человечества.

Исторический опыт системы физической культуры и спорта в российском обществе позволяет не только увидеть сложную связь и преемственность процессов прошлого с современностью, но и извлекать важные уроки для успешного решения государственных задач укрепления здоровья современного российского общества.

Развитие исторического знания на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в число приоритетных направлений вывело исследование досуга и повседневности общества, составной частью которых являются физическая культура и спорт. Эпоха индустриальной цивилизации привела к росту производственного труда, что способствовало появлению свободного времени у широких слоев населения и превращению досуга из «элиты» в достояние широких слоев населения, что формирует такой социокультурный феномен как массовый спорт.

Современная ситуация в исторической науке, связанная с изучением истории России - развитием направлений и содержания региональных исследований, и в частности, истории становления и развития системы физической культуры и спорта говорит о значимости данного направления.

Важным аспектом развития общей культуры, таким образом, являются знания об истории развития физической культуры и спорта. Особое место в их содержании должен занимать региональный компонент.

«Каждый из нас, - писал выдающейся русский историк Х1Х века В.О. Ключевский должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

Историческое осмысление и использование накопленного опыта открывают возможность определять тенденции дельнейшего развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в целом и в отдельных её регионах в частности. В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отече-

ственного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых форм высокоэффективных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Значимость исторических исследований определяется также возрастающим интересом молодежи и государственной образовательной системы к истории физической культуры, спорта и Олимпийским играм. В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание развитию массового спорта в стране, поэтому исследования в этой области вносят свой вклад в интеллектуальную проработку данного направления государственной политики.

Недооценка роли отечественной истории спортивно-физкультурного движения, специфики национальных и региональных компонентов физической культуры и спорта, соответствующих психологическому складу различных этносов многонациональной России, приводит к утрате социокультурных ценностей данной сферы, приобретенных в результате многовекового опыта народов. Этот тезис приобретает особую значимость в отношении многонационального поликультурного пространства. Между тем, как показывают исследования историков, этнографов, культурологов и специалистов в области физической культуры, у каждого из народов России есть свои национальные виды спорта и традиционные праздники, нисколько не уступающие по красоте и динамике зарубежным, и отвечающие воле, духу и психологии родного народа.

В силу резкого изменения социально-политической, культурной и экономической ситуации в современной России советская государственная система физической культуры и спорта в целом утратила свое прежнее значение. Бесконечное ее реформирование, начатое в середине 80-х годов ХХ века, привело к ликвидации профсоюзных добровольных спортивных обществ (ДСО), ведомственных спортивных клубов, ослабило территориальные государственные органы управления физкультурно-спортивным движением. Сократилось количество детско-юношеских спортивных школ, детских клубов по месту жительства, первичных коллективов физической культуры, разрушилась спортивная база, которая зачастую используется не по назначению. В конечном итоге резко снизилось число занимающихся физической культурой и спортом, придерживающихся здорового образа жизни. Такое положение стало одной из причин роста

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

среди населения страны, особенно среди детей и молодежи, употребления алкоголя и наркотиков, а также преобладания в России смертности над рождаемостью.

Историческое осмысление системы физической культуры и спорта в российском обществе позволяет проследить неразрывную связь и преемственность прошлого с настоящим, определить пути к тенденции ее дальнейшего развития.

Система физической культуры и спорта представляется сегодня в современном научно-теоретическом контексте как исторически определенный тип социальной практики физкультурного воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной

общественной формации. Поэтому она может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения. В сущности, организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия государства, общества в целом в ее становлении и функционировании.

История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. Сегодня можно добиться успеха только в том случае, если его действия согласуются с тенденцией эволюции. В обнаружении этих тенденций и состоит главная задача в изучении истории физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деметр Д. С. К вопросу о преемственности в развитии физической культуры и спорта. -В кн.: Олимпийское движение и социальные процессы: / Д. С. Деметр // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвященной 10-летию Олимпийского комитета России. - М., 2003.

2. Деметр Д. С. Очерки по отечественной истории физической культуры / Д. С. Деметр //. -М.: Советский спорт. - 2009. - 346 с.

3. Кочура Д. В. Современное значение исторический знаний как составляющей научного мировоззрения молодежи. / Д.В. Кочура // Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. -230 с. - С. 38-41

4. Криунов В. А. «ХХ век в спортивной истории Ставрополья». / В. А., Криунов, С. А. Шишов // Ставрополь,2001.

5. Назаров, В. О. К вопросу об изучении истории физической культуры и спорта / В. О. Назаров, С. С. Ломоносов. // Материалы Международной научно-методической конференции. -Ставрополь, 2011. - с. 144-146.

Об авторах

Агеев Алексей Викторович, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат исторических наук, доцент кафедры физической культуры. Сфера научных интересов: физкультурно-спортивное движение как элемент социальной сферы и опыт его развития в регионе. Ык-Б^ @уаМех.гц

Прокопенко Татьяна Ивановна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. Сфера научных интересов: современные социальные технологии физической культуры и спорта. Ык-Б^ @уаМех.гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.